Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Акциз как налог

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь, за исключением ввоза с территории государств — членов Таможенного союза, и наступлении иных обстоятельств, с наличием которых таможенное законодательство Таможенного союза, Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение обязанности… Читать ещё >

Акциз как налог (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра бухгалтерского учета, контроля и финансов РЕФЕРАТ по дисциплине: Экономика организации (предприятия) и налогообложение на тему: Акцизы Студент: А. С. Богданова Проверил: Л. К. Голуб доцент Минск 2016

Введение

Налоги представляют собой уникальную историческую, правовую и экономическую категорию. Уникальность заключается в степени их воздействия на экономическую и социальную жизнь общества, развитие субъектов хозяйствования.

Появление налогов связано с возникновением первых государств. Вначале это были бессистемные обязательные сборы в виде подателей, рентных платежей, уплачиваемых в основном в натуральной форме. Затем стали вводиться регулярные денежные налоги. Считается, что одним из первых таких налогов был трибут — поголовный налог на всех граждан Римской империи во II в. до н.э. Постепенно налоги превращаются в постоянный источник обеспечения государства средствами для выполнения им общественных функций. Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой посредством налогов формируется до 80−90% всех доходов государства, и в современных условиях налоги выступают как одно из важнейших объективных явлений экономической жизни.

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на республиканском и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей в установленных размерах и в определенные сроки.

Значимое место занимают налоговые платежи и в расходах предприятий. Налоги являются составной частью себестоимости продукции, входят в цену товаров (работ, услуг), учитываются при исчислении прибыли. Таким образом, без учета налогов и налоговых платежей невозможна деятельность ни одного предприятия.

Республика Беларусь начала формировать свою налоговую систему с 1992 г., когда стала суверенным независимым государством. Процесс ее совершенствования происходит и в настоящее время. С 1 января 2010 г вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь.

Экономическая сущность акцизов, их роль и значение Акцизы — это косвенный налог, который устанавливается на определенные виды товаров массового потребления. Акцизы включаются в цену товаров. Размеры акцизов зачастую не связаны ни со стоимостью товара, ни с затратами труда на его производство, а устанавливаются в зависимости от целей налогообложения и потребностей доходной части бюджета. Поступления в бюджет от акцизов составляют порядка 8−10%.

Акцизы можно условно разделить на два вида:

" ввозной" акциз, который взимается при ввозе подакцизных товаров из-за пределов Республики Беларусь;

" внутренний" акциз, который уплачивается при реализации подакцизных товаров на территории Республики Беларусь.

Плательщиками акцизов признаются:

организации;

индивидуальные предприниматели;

физические лица.

Под организациями понимаются:

юридические лица Республики Беларусь;

иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;

простые товарищества (участники договора о совместной деятельности, кроме участников договора консорциального кредитования) (п. 2 ст. 13 НК).

Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с Декретом № 1.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, признаются плательщиками в отношении акцизов, взимаемых при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь, если обязанность по их уплате предусмотрена НК, законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь, таможенным законодательством Таможенного союза, международными договорами, регулирующими взимание косвенных налогов в Таможенном союзе, и (или) актами Президента Республики Беларусь (ст. 109 НК, подп. 1.2 ст. 113 НК).

Объектами налогообложения акцизами признаются:

подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь;

подакцизные товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь;

подакцизные товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь, при реализации (передаче).

Особенности налогообложения акцизами при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь:

При ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь, за исключением ввоза с территории государств — членов Таможенного союза, и наступлении иных обстоятельств, с наличием которых таможенное законодательство Таможенного союза, Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение обязанности по уплате акцизов, а также при ввозе с территории государств — членов Таможенного союза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь, взимание акцизов осуществляют таможенные органы в соответствии с настоящим Кодексом, таможенным законодательством Таможенного союза, Законом Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» и (или) актами Президента Республики Беларусь.

При ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств — членов Таможенного союза, за исключением подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь, взимание акцизов осуществляют налоговые органы в соответствии с настоящим Кодексом и (или) актами Президента Республики Беларусь, таможенным законодательством Таможенного союза, Законом Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

Ставки акцизов. Подакцизные товары Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, если иное не установлено НК, международными договорами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь.

Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (п. 2 ст. 41 НК).

В соответствии с НК ставки акцизов могут быть установлены:

в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки);

в процентах от стоимости подакцизных товаров или таможенной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин (процентные (адвалорные) ставки) (п. 2 ст. 112 НК).

Ставки акцизов по подакцизным товарам устанавливаются согласно приложению 1 к НК (п. 3 ст. 112 НК).

В настоящее время на все группы подакцизных товаров установлены твердые ставки акцизов, которые определены в белорусских рублях за единицу налогообложения.

Единица налогообложения —это физическая единица измерения соответствующего вида товаров. Для каждого вида подакцизных товаров единица налогообложения устанавливается наряду со ставками (приложение 1 к НК).

Так, для алкогольных напитков единицей налогообложения служит либо 1 литр готовой продукции, либо 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции. Для табачных изделий это 1 штука, 1000 штук либо 1 килограмм и т. д.

В Республике Беларусь применяются единые ставки акцизов как для подакцизных товаров, произведенных на территории Республики Беларусь, так и для подакцизных товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь (п. 1 ст. 112 НК). акциз косвенный налог При ввозе на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров с территории государств — членов ЕАЭС акцизы исчисляются по налоговым ставкам, установленным законодательством Республики Беларусь (п. 17 Протокола).

При исчислении акцизов по реализации произведенных подакцизных товаров применяются ставки акцизов, действующие на дату их отгрузки (ч. 1 п. 4 ст. 120 НК).

При исчислении «ввозного» акциза при ввозе товаров из-за пределов Таможенного союза применяются ставки акцизов, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.

Для целей исчисления акцизов при ввозе из стран Таможенного союза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь, применяются ставки, действующие на день направления таможенному органу уведомления о поступлении таких товаров (п. 2 ст. 119 НК).

В отношении подакцизных товаров, ввозимых из стран Таможенного союза и не подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь, налоговые ставки применяются на дату принятия таких товаров к учету.

Подакцизными товарами признаются:

спирт;

алкогольная продукция;

непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;

пиво, пивной коктейль;

слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2% и менее 7% (слабоалкогольные натуральные напитки, иные слабоалкогольные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2% до 7%;

табачные изделия;

автомобильные бензины;

дизельное топливо и дизельное топливо с метиловыми эфирами жирных кислот;

судовое топливо;

газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;

масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

сидры;

пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта.

В НК также определен закрытый перечень товаров, которые не признаются подакцизными. Не признаются подакцизными товарами:

спиртосодержащие растворы с денатурирующими добавками, компонентами, изменяющими органолептические свойства этилового спирта, разрешенными к применению в Республике Беларусь;

спиртосодержащие лекарственные средства, разрешенные к промышленному производству, реализации и медицинскому применению на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством;

спиртосодержащие лекарственные средства, изготавливаемые в аптеках по индивидуальным назначениям (рецептам) врача или требованиям (заявкам) организации здравоохранения, включая гомеопатические лекарственные средства;

спиртосодержащие средства и препараты ветеринарного назначения, допущенные к производству и (или) применению на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством;

спиртосодержащие парфюмерно-косметические средства;

побочные продукты и спиртосодержащие отходы, образующиеся в соответствии с технологическим процессом при производстве на территории Республики Беларусь этилового спирта, алкогольной продукции;

коньячный и плодовой спирт, виноматериалы;

дезинфицирующие средства;

товары бытовой химии;

табак, используемый в качестве сырья для производства табачных изделий.

В случаях, когда возникают вопросы о принадлежности тех или иных товаров к подакцизным, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности в пределах своей компетенции по обращению заинтересованных рассматривают вопросы отнесения отдельных товаров к подакцизным и (или) к товарам, не признаваемым подакцизными, и выдают соответствующие заключения (п. 3 ст. 111 НК).

Возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере по сравнению с другими плательщиками признается налоговыми льготами. Налоговые льготы могут устанавливаться НК и иными актами налогового законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь (п. 1 ст. 43 НК).

Одним из видов льгот, которые могут быть установлены, является освобождение от налога.

Законодательством предусмотрено освобождение от акцизов при ввозе отдельных видов подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь, а также при их реализации.

В соответствии с НК от акцизов освобождаются:

подакцизные товары при реализации в магазинах беспошлинной торговли;

спирт при его реализации (отпуске) для производства лекарственных средств белорусским организациям;

конфискованные и (или) бесхозяйные подакцизные товары.

Также предусмотрено освобождение от акцизов на основании Указа Президента Республики Беларусь от 28.12.2007 № 681 «О некоторых вопросах торговли нефтепродуктами» .

Порядок исчисления и сроки уплаты акцизов Момент фактической реализации является одним из ключевых элементов исчисления налога. Он важен для своевременной уплаты налога, поскольку позволяет определить, за какой налоговый период необходимо исчислить налог и когда его нужно уплатить.

Для целей исчисления акцизов момент фактической реализации подакцизных товаров определяется как приходящийся на налоговый период день отгрузки (передачи) подакцизных товаров (ч. 1 п. 1 ст. 118 НК).

Вместе с тем Указом Президента Республики Беларусь от 08.10.2014 № 471 «Об особенностях деятельности организаций алкогольной и пивоваренной отраслей» (далее — Указ № 471) организациям Республики Беларусь, производящим алкогольную продукцию и (или) пиво, предоставлено право с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2016 г. определять момент фактической реализации (передачи) подакцизных товаров по мере их отгрузки или по мере их оплаты.

Сумма акцизов, подлежащая уплате в бюджет определяется как разница между общей суммой акцизов, исчисленной по итогам налогового периода и суммой налоговых вычетов, приходящихся на этот налоговый период.

Исчисление сумм подлежащих уплате акцизов производится в белорусских рублях.

Под налоговым периодом понимается период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога. По каждому налогу устанавливается свой налоговый период (это может быть календарный год, квартал или календарный месяц) (п. 1 ст. 42 НК).

При исчислении акцизов налоговым периодом признается календарный месяц (п. 1 ст. 124 НК). Установленный налоговый период применяется ко всем операциям, облагаемым акцизами.

Плательщики ежемесячно представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата производится разовой уплатой всей причитающейся суммы налога.

Порядок и сроки уплаты акцизов, взимаемых таможенными органами при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь, за исключением ввоза с территории государств — членов Таможенного союза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь, определяются таможенным законодательством Таможенного союза, Законом Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» и (или) актами Президента Республики Беларусь.

При ввозе на территорию Республики Беларусь с территории государств — членов Таможенного союза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь, акцизы уплачиваются на счета по учету средств республиканского бюджета, открытые в соответствии с законодательством для таможенных органов, уполномоченных Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь на реализацию акцизных марок, в сроки, установленные абзацем четвертым части первой пункта 2 статьи 119 настоящего Кодекса.

Расчет акцизов, подлежащих уплате, а также документы, подтверждающие факт уплаты акцизов, представляются таможенному органу одновременно с уведомлением таможенного органа о поступлении товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь.

Заключение

Акцизы — это косвенный налог, который устанавливается на определенные виды товаров массового потребления.

Акцизы, как и другие налоги, являются мощным рычагом регулирования экономики. Необходимо отметить, что акцизы представляют собой стабильный источник пополнения государственного бюджета, гарантируя выполнение принципа социальной справедливости. При этом с пользой для общества реконструируется потребление и направляется в необходимом для экономики направлении производство. По средствам акцизов и других косвенных налогов государством оказывается воздействие на структуру народного потребления через увеличение или удешевление цены подакцизных товаров.

Список литературы

Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): принят Палатой представителей 11 дек. 2009 г.: текст кодекса по состоянию. На 1 янв. 2015 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» — Минск, 2011.

О ставках акцизов Указ Президента Республики Беларусь от 05.12.2006 г. № 716: с изм. и доп.

Путеводитель по налогам. Практическое пособие по акцизам — 2015 текст кодекса по состоянию. На 31 дек. 2015 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» — Минск, 2011.

Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе: Протокол от 25 янв. 2008 г.: в ред. Протокола от 11.12.2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» — Минск, 2006.

Курчак, М. Н. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / М. Н. Курчак, Л. В. Рожановская. — Гродно: ГрГУ, 2011. — 152 с.

Бельчина, Е. М. Налоги и налогообложение: учеб.-метод. пособие / Е. М. Бельчина. — Минск: БГАТУ, 2011. — 220 с.

Попов Е. М. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Е. М. Попов. — 2-е изд., испр. — Минск: Выш. Шк., 2013. — 319 с.

Левкович Т. И. Налоги и налогообложение: учеб-метод. пособие / Т. И. Левкович, С. В. Бараускас. — Минск: БГЭУ, 2013. — 83 с.

Филиппович, Е. С. Налоговый контроль: учеб. пособие / Е. С. Филиппович, М. А. Шклярова. — Минск: БГЭУ, 2014. — 399 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой