Психологические механизмы готовности к социальному риску в профессиональной деятельности руководителя: на примере руководителей высшего звена железнодорожного транспорта
Управленческая деятельность характеризуется широким кругом задач, требующих подчас немедленного реагирования, сопряженных с неопределенностью и риском. При этом риск руководителей носит в первую очередь социальный характер, т.к. основная деятельность связана со взаимодействием с персоналом. Вместе с тем риск и его проявления, в работах большинства исследователей связывается традиционно… Читать ещё >
Содержание
- I Глава. Теоретические подходы к изучению понятий «риск», «социальный риск" — факторы социального риска в деятельности руководителя высшего звена железнодорожного транспорта
- 1. 1. Понятия «риск», «социальный риск»
- 1. 2. Подходы к изучению факторов риска
- 1. 3. Факторы социального риска в деятельности руководителей высшего звена железнодорожного транспорта
- 1. 3. 1. Характеристики и условия производственной деятельности предприятий железнолооожного тоанспоота
- 1. 3. 2. Факторы социального риска предприятий железнодорожного транспорта
- 1. 3. 3. Актуальные социальные риски и задачи профессиональной деятельности руководителей высшего звена ЖД транспорта
- II Глава. Механизмы психологической готовности к социальному риску в профессиональной деятельности руководителя
- 2. 1. Психологическая готовность к социальному риску в профессиональной деятельности руководителя
- 2. 2. Психологические механизмы готовности к социальному риску в деятельности руководителя
- 2. 2. 1. Понятие «Психологические механизмы»
- 2. 2. 2. Механизм идентификации и готовность к социальному риску
- 2. 2. 3. Локус контроля как механизм готовности к социальному риску
- 2. 2. 4. Социальная смелость как интегральный механизм готовности к социальному риску
- III.
- 3. 1. Организация и методы эмпирического исследования
- 3. 2. Исследование психологической структуры готовности руководителей к социальному риску
- 3. 3. Психологический анализ задач, связанных с социальным риском в профессиональной деятельности руководителей железнодорожного транспорта
- 3. 4. Результаты эмпирического исследования механизмов психологической готовности к социальному dhckv в ппоЛессиональной
- 1. / Я. / Ж. Я. деятельности руководителя высшего звена ЖД транспорта
- 3. 4. 1. Анализ результатов исследования механизма идентификации
- 3. 4. 2. Анализ результатов исследования механизма локуса контроля
- 3. 4. 3. Анализ результатов исследования социальной смелости как интегрального механизма готовности к социальному риску
Психологические механизмы готовности к социальному риску в профессиональной деятельности руководителя: на примере руководителей высшего звена железнодорожного транспорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Развитие и технологическая модернизация железнодорожной отрасли, постоянно ужесточающиеся требования к качеству и безопасности перевозочного процесса, осуществляемого на Российских железных дорогах, ставят задачи подготовки высококвалифицированных специалистов в области управления. Реформирование отрасли показало острую необходимость в специалистах, способных грамотно управлять кадровыми ресурсами, наглядно продемонстрировав несостоятельность имеющихся методов управления. Это проявилось в первую очередь в высокой сменяемости руководящих кадров всех уровней (до 50% за год). При этом существующая с 2002 г. система психологической диагностики и отбора руководителей не в полной мере оправдывает ожидания. Такая ситуация обусловливает проблему определения критериев отбора и формирования резерва руководящих кадров.
По обобщенным данным результатов диагностики на 12 дорогах ОАО РЖД, представленным руководителями Отраслевого центра психологических исследований наиболее сильными психологическими качествами руководителей являются: интеллектуальный и исполнительский потенциал, коммуникативные навыки, административные способности. При этом выявлена слабая инициативность, неспособность занимать ведущую, активную позицию в принятии решений. Причиной отсутствия инициативы у руководителей авторы выделяют централизованное управление, сопровождающееся снижением мотивации к самостоятельной деятельности.
Безусловно, специфика организационной среды оказывает влияние на личностные качества ее работников и на сегодняшний день этот аспект активно изучается в железнодорожной отрасли (Ю.Г.Семенов, О. М. Лякишева, В. А. Антропов, В. С. Паршина, А. К. Максимов и др.). С другой стороны различные авторы выделяют в числе профессионально важных такие качества руководителя, как ответственность готовность к преодолению препятствий, социальная смелость, целеустремленность и др., что актуализирует необходимость выявления механизмов развития личностных профессионально важных качеств руководителей, обеспечивающих эффективность их деятельности.
Управленческая деятельность характеризуется широким кругом задач, требующих подчас немедленного реагирования, сопряженных с неопределенностью и риском. При этом риск руководителей носит в первую очередь социальный характер, т.к. основная деятельность связана со взаимодействием с персоналом. Вместе с тем риск и его проявления, в работах большинства исследователей связывается традиционно с «опасными» условиями профессиональной деятельности, обусловленными воздействием экстремальных факторов, возникновением различных проблемных ситуаций. Так, в инженерной психологии достаточно подробно описаны особенности профессиональной деятельности, осуществляемой в различного рода неблагоприятных ситуациях, или ситуациях риска. Такие исследования проводятся в большинстве случаев среди представителей опасных профессий (военных, пожарных, летчиков, спасателей и других) в контексте выявления детерминант их склонности к риску.
Наблюдается дефицит работ, связанных с оценкой риска в управленческой деятельности как таковой и в железнодорожном транспорте в частности. Социальные проявления данного явления отражены слабо, не предоставляют четкого конструкта и набора методов диагностики. Следствием этого является недооценка психологических особенностей управленческой деятельности, отсутствие эффективных отраслевых программ адаптации и обучения специалистов. На наш взгляд риск в управленческой деятельности необходимо рассматривать с позиции психологической готовности руководителя к ситуациям, с ним связанным. В этой связи актуальным становится изучение механизмов готовности руководителя к социальному риску.
Данный подход позволяет нам выдвинуть гипотезу исследования: готовность к социальному риску в профессиональной деятельности руководителя формируется тремя основными механизмами: механизмом идентификации, локуса контроля и социальной смелости, причем последний является интегральным механизмом готовности к социальному риску.
Объект исследования: профессиональная деятельность руководителей высшего звена железнодорожного транспорта.
Предмет исследования: психологические механизмы готовности к социальному риску в профессиональной деятельности руководителей высшего звена железнодорожного транспорта.
Целью работы является выявление психологических механизмов готовности к социальному риску в профессиональной деятельности руководителей высшего звена ЖД транспорта.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию понятий «риск», «социальный риск».
2. Проанализировать факторы социального риска предприятий ЖД транспорта, выделить актуальные риски в деятельности руководителей высшего звена.
3. Определить содержательные характеристики готовности к социальному риску, выявить теоретическую модель механизмов готовности к социальному риску в профессиональной деятельности руководителя.
4. Подобрать адекватный пакет методик для диагностики механизмов готовности к социальному риску и провести исследование их проявлений у руководителей высшего звена ЖД транспорта.
5. Эмпирически обосновать психологические механизмы готовности к социальному риску в профессиональной деятельности руководителей высшего звена ЖД транспорта.
Методологической основой исследования послужили: теория и методология деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Анцыферова и др.), концепции психологии профессиональной деятельности (Е.А.Климов, Ю. К. Стрелков, Е. М. Иванова и др.), современные подходы к изучению профессиональной деятельности в особых условиях (В.А.Бодров, Л. Г. Дикая, А. Б. Леонова и др.), подходы к изучению готовности к деятельности (М.А. Котик, Н. Д. Левитов, Н. С. Мороз, К. К. Платонов, Р. Д. Санжаева, С.Д. Смирнов), подходы к исследованию различных аспектов риска (К.Левин, А. Эдварде, В. А. Петровский, Т. В. Корнилова, Ю. Козелецкий, A.A. Кондрацкий, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин и др.), подходы к изучению аспектов проявления социального риска (М. Вебер, В. И. Добреньков, Э. Дюркгейм, Ч. Ламброзо, В. В. Радаев, К. Роджерс, М. Н. Руткевич и др.).
Методы исследования:
Изучение деятельности руководителя высшего звена осуществлялось с помощью: анализа нормативных и программных документовэкспертной оценки задач, связанных с социальным риском в профессиональной деятельности руководителей высшего звена с использованием оценочной шкалыопросника «Образ управленческой ситуации».
Для психодиагностики личности руководителя использовались стандартизованные опросники: «Готовность к риску» Г. Шуберта, «Личностные факторы принятия решений» ЛФР-25 Т. В. Корниловой, методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, «Уровень субъективного контроля» в адаптации Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, A.M. Эткинда, 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла, тесты-опросники Т. Элерса «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач" — опросник личностных качеств, взаимосвязанных с готовностью к риску (тезаурус, включающий 117 качеств) E.H. Кирьяновой.
Полученные данные были подвергнуты компьютерной обработке методами математической статистики. Были использованы: 1:-критерий Стьюдента, анализ дисперсий, корреляционный анализ по г-критерию Пирсона и факторный анализ — метод главных компонент с критерием вращения Уаптах Г. Кайзера.
Научная новизна и теоретическая значимость работы определяется тем, что уточнен социально-психологический аспект риска в контексте управленческой деятельности. Выделены факторы социального риска и актуальные риски профессиональной деятельности руководителей ЖД транспорта. Обоснованы теоретически и подтверждены эмпирическими данными механизмы психологической готовности руководителя к социальному риску.
Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в профотборе, в аттестации руководителей высшего звена. По материалам исследования разработана авторская тренинговая программа «Психология принятия управленческих решений в структуре деятельности руководителя ЖД транспорта», которая реализуется в рамках курсовых мероприятий профессиональной переподготовки руководителей предприятий ЖД транспорта (резерв высшего звена) Института повышения квалификации ДВГУПС.
Научная обоснованность и достоверность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечены разнообразием и взаимодополняемостью исследовательских процедур и методов, соответствующих цели и задачам исследования, объемом полученных результатов, применением методов математической статистики.
Положения, выносимые на защиту: 1. Основными механизмами готовности к социальному риску в профессиональной деятельности руководителя являются: механизм идентификации, локус контроля и социальная смелость.
2. Функцией механизма идентификации является синхронизация личности руководителя с его социальной ролью и обеспечение его готовности к социальному риску: чем согласованнее личностные качества руководителей с «идеальным» образом руководителя, тем выше уровень готовности к социальному риску.
3. Средний уровень интернальности в производственных отношениях (при высокой общей интернальности) у руководителей с выраженной готовностью к риску проявляется, как ответственность и в ситуациях риска направлен на решение производственных задач, тогда как у руководителей со стратегией избегания риска детерминирует проявления нонконформизма и снижение мотивации к достижению цели, успеха.
4. Социальная смелость является интегральным механизмом готовности к социальному риску и включает в себя: социальный интеллект, уверенность в себе, способность рисковать, и в ситуациях риска проявляется в активизации социального взаимодействия, прогностичного анализа ситуации и повышении одновременно мотивации к достижению успеха и мотивации избегания неудач.
Социальный страх связан с избеганием риска и в ситуациях риска вызывает повышение рациональности в принятии решений, редуцирование социальных контактов и повышение мотивации избегания неудач. Социальный интеллект детерминирует проявления социального страха через активизацию контроля над поведением и его последствиями.
5. Уверенность в себе, как важнейший компонент социальной смелости, основана на позитивной самооценке навыков и способностей как достаточных для достижения значимых целейпозитивном опыте решения социальных задач и успешного достижения собственных целейпозитивной оценке со стороны значимых людей и детерминирована личностными особенностями.
Сведения об апробации работы.
Основные результаты работы и ее отдельные фрагменты докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии (май, июль, октябрь 2007 г.),.
10 представлены в материалах научно-практических конференций ВУЗов железнодорожного транспорта (2006, 2007гг.), материалах IV Съезда РПО (2007г.).
База исследования.
Исследование проводилось на базе Института повышения квалификации ДВГУПС в 2003;2007гг. В исследовании приняли участие 69 руководители (начальники дистанций пути, главные инженеры) резерва высшего звена 1 уровня (общий стаж 12,6 летстаж в должности 3,7 летсредний возраст 36 лет).
Публикации по теме. По теме исследования опубликовано 6 работ, одна из них в рецензируемом ВАК Вестнике МГОУ, серия «Психологические науки».
Объем и структура работы. Диссертация изложена на 163 страницах машинописного текста и состоит из введения, 3 глав, выводов и приложения.
Выводы по 3 главе.
1. Психологическая структура готовности руководителей к социальному риску определяется тремя основными факторами: «Опыт и ответственность», «Независимость, расчетливость и смелость» и «Оптимизм и бесстрашие». При этом в своей деятельности руководители придают наибольшее значение обоснованному, подкрепленному знаниями и опытом риску. Основными личностными качествами, характеризующими готовность руководителей к социальному риску, являются: дисциплинированность, добросовестность, исполнительность, трудолюбие, эмоциональная сбалансированность, открытость, тактичность, жесткость, непреклонность и др.
2. Задачи, связанные с социальным риском в профессиональной деятельности руководителей высшего звена ЖД транспорта, определяются актуальными рисками и требуют умения принимать самостоятельные решения, важны для сотрудников и подразделения и имеют низкую вероятность успешного разрешения. При этом для руководителей с выраженной готовностью к риску в ходе решения таких задач важен объем информации (отмечают ее недостаточность), а для руководителей со стратегией избегания риска большее значение имеет неожиданность возникновения таких ситуаций.
3. Показатели, полученные в ходе диагностики психологических механизмов руководителей группы 1, определяют высокий уровень их готовности к социальному риску и характеризуются следующим образом:
— механизм идентификации: выявлен высокий уровень согласованности личностных качеств руководителей с «идеальным» образом личности руководителя высшего звена ЖД транспорта (69%).
— механизм локус-контроля: средний уровень интернальности в производственных отношениях (при высокой общей интернальности) у руководителей с выраженной готовностью к риску проявляется, как ответственность и в ситуациях риска направлен на решение производственных задач. Высокий уровень социальной ответственности в этой группе детерминирует проявления интеллектуальных особенностей личности (уровень интеллекта, консерватизмсоциальный интеллект: снижение способностей понимать вербальную экспрессию в контексте ситуации, повышение способности понимать невербальный язык общения) и коммуникативных (дипломатичность и подозрительность).
— механизм социальной смелости: социальный интеллект руководителей с выраженной готовностью к риску обусловливает характер социальной ответственности, уверенности в себе и взаимодействия в ситуациях риска. Уверенность в себе связана с радикализмом, общительностью, экспрессивностью и интернальностью в межличностных отношениях. Руководители высоко оценивают свои управленческие навыки, работоспособность, умение принимать решения в сложных ситуациях и др. В ситуациях риска социальная смелость проявляется в активизации социального взаимодействия, прогностичного анализа ситуации и повышении одновременно мотивации к достижению успеха и мотивации избегания неудач.
4. Показатели, полученные в ходе диагностики психологических механизмов руководителей группы 2, определяют низкий уровень их готовности к социальному риску и характеризуются следующим образом:
— механизм идентификации: выявлен низкий уровень согласованности личностных качеств руководителей с «идеальным» образом личности руководителя высшего звена ЖД транспорта (25%).
— механизм локус-контроля: средний уровень интернальности в производственных отношениях (при высокой общей интернальности) у руководителей со стратегией избегания риска проявляется, как склонность считать доминирующим влияние внешних обстоятельств (вышестоящее руководство, коллектив сотрудников и т. п.). что детерминирует проявления нонконформизма и снижение мотивации к достижению цели, успеха.
— механизм социальной смелости: результаты диагностики в целом отражают проявления социального страха и характеризуются следующим образом. Социальный интеллект детерминирует проявления социального страха, через активизацию контроля над поведением и его последствиями. Уверенность также связана с социальным интеллектом (умением понимать связь между поведением и его последствиями), высоким самоконтролем, подозрительностью, низкой рациональностью, низкой рискованностью и мотивацией к избеганию неудач. Руководители значительно ниже (чем группы 1) оценивают свою работоспособность, нуждаются в контроле со стороны вышестоящего руководства и в ситуациях, связанных с риском у них повышается рациональность в принятии решений, редуцируются социальные контакты и повышается мотивации избегания неудач.
5. Интегральность механизма «Социальная смелость» характеризуется следующими взаимосвязями:
— личностные качества руководителей группы 1, согласованные с «идеальным» образом личности руководителя обусловливают уверенность в себе и характер взаимодействия в ситуациях риска;
— локус контроля детерминирован социальным интеллектом и характеризует оценку руководителями своих навыков и способностей как достаточных для достижения значимых целей.
В группе со стратегией избегания риска, согласованные с «идеальным» образом личностные качества руководителей влияют лишь на взаимодействие в ситуациях риска.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате теоретического анализа выявлено:
1. Риск определяется как субъективно воспринимаемая характеристика деятельности, связанной с принятием решений, включающая неопределенность условий, сложившихся в объективной внешней среде, воздействие которых предполагает возможную угрозу жизнедеятельности. При этом к факторам риска относятся: социальные, социально-психологические, организационные факторы, особенности решаемых задач, специфические условия профессиональной деятельности, а также опасные и экстремальные условия профессиональной деятельности.
2. Социальный риск в деятельности руководителя понимается как субъективно воспринимаемая характеристика деятельности, связанной с принятием решений, обусловленная информационной и социальной неопределенностью факторов объективной внешней среды, воздействие которых предполагает возможную угрозу социальному статусу, профессиональному авторитету, самооценке. Факторами социального риска предприятий железнодорожного транспорта являются: организационно-технологические, кадровые, факторы системы управления (в социально-психологическом аспекте). К числу последних относятся: административно-бюрократический тип управленческих воздействий, характер информационно-делового обмена, характер системы стимулирования и характер управленческих методов.
3. Основными механизмами готовности к социальному риску в профессиональной деятельности руководителя являются: механизм идентификации, локус контроля и социальная смелость. Каждый механизм имеет свои особенности, при этом интегральным механизмом готовности к социальному риску является социальная смелость.
Результаты эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы:
6. Экспериментальное исследование подтвердило продуктивную роль механизмов идентификации, локуса контроля и социальной смелости в формировании психологической готовности к социальному риску. Доказана интегральная роль механизма «Социальная смелость».
7. Функцией механизма идентификации является синхронизация личности субъекта с социальной ролью и таким образом, обеспечение его готовности к социальному риску: чем согласованнее личностные качества руководителей с «идеальным» образом личности руководителя, тем выше уровень готовности к социальному риску.
8. Механизм локуса-контроля обеспечивает готовность к социальному риску 3 являясь показателем социальной ответственности руководителя. Средний уровень интернальности в производственных отношениях (при высокой общей интернальности) у руководителей с выраженной готовностью к риску проявляется, как ответственность и в ситуациях риска направлен на решение производственных задач, тогда как у руководителей со стратегией избегания риска детерминирует проявления нонконформизма и снижение мотивации к достижению цели, успеха.
9. Механизм «Социальная смелость» включает в себя: социальный интеллект, уверенность в себе, способность рисковать, и в ситуациях, связанных с риском, у руководителей с выраженной готовностью к риску проявляется в активизации социального взаимодействия, прогностичного анализа ситуации и повышении одновременно мотивации к достижению успеха и мотивации избегания неудач.
Социальный страх выявлен у руководителей группы 2 и связан с избеганием риска, в ситуациях связанных с ним вызывает повышение рациональности в принятии решений, редуцировании социальных контактов и повышении мотивации избегания неудач.
10. Социальный интеллект руководителей с выраженной готовностью к риску обусловливает характер социальной ответственности, уверенности в себе и взаимодействия в ситуациях риска.
Социальный интеллект руководителей со стратегией избегания риска детерминирует проявления социального страха, через активизацию контроля над поведением и его последствиями.
11. В основе уверенности, как компонента социальной смелости заложены: позитивная самооценка навыков и способностей как достаточных для достижения значимых целейпозитивный опыт решения социальных задач и успешного достижения собственных целейпозитивная оценка со стороны значимых людей Основными качествами личности, детерминирующими уверенность в себе, являются: творческое воображение, общий уровень социального интеллекта, внутренняя расслабленность (спокойствие), эмоциональная устойчивость, доминантность и смелость в социальном взаимодействии.
12. Интегральность механизма «Социальная смелость» характеризуется следующими взаимосвязями:
— личностные качества руководителей группы 1, согласованные с «идеальным» образом личности руководителя обусловливают уверенность в себе и характер взаимодействия в ситуациях риска;
— локус контроля детерминирован социальным интеллектом и характеризует оценку руководителями своих навыков и способностей как достаточных для достижения значимых целей.
В группе со стратегией избегания риска, согласованные с «идеальным» образом личностные качества руководителей влияют лишь на взаимодействие в ситуациях риска.
Таким образом, гипотеза о том, что готовность к социальному риску в профессиональной деятельности руководителя формируется тремя основными.
165 механизмами: идентификации, локуса контроля и социальной смелости, причем последний является интегральным механизмом, доказана.
Полученные результаты могут быть использованы при отборе кандидатов в резерв руководителей высшего звена ЖД транспорта, а также при разработке образовательных и тренинговых программ курсов повышения квалификации руководителей.
Список литературы
- Абчук В.А. Лекции по менеджменту: Решение. Предвидение. Риск Текст./ В. А. Абчук. — СПб.: Союз, 1999. — 336с.
- Александров A.A. Современная психотерапия. Курс лекций Текст./ A.A. Александров. — СПб.: «Академический проект», 1997 — 335 с.
- Александров А.Г. Психологические механизмы формирования мотивационной готовности к учебно-познавательной деятельности: дис.: канд. психол. наук / А. Г. Александров Электронный ресурс. М.: РГБ, 1999.
- Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни Текст./ А. П. Альгин. -М.: изд. «Мысль», 1989 136 с.
- Анциферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода Текст./ Л. И. Анциферова //Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. А. В. Брушлинский. -М., 2000.-С. 15−19.
- Альгин А.П. Новаторство, инициатива, риск Текст./ А. П. Альгин. Л.: Лениздат, 1987. — 63с.
- Бажин Е.Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля Текст./ Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, A.M. Эткинд. //Психологический журнал. -1984. Т.5, № 3. — С.152−162.
- Батаршев A.B. Личность делового человека: Социально-психологический аспект Текст./ A.B. Батаршев.- М., 2003.
- Баннет Дж. Г. Понятие риска Текст./ Дж. Г. Баннет //Философская газета. -2001 М., Выпуск 2.
- Бодров В.А. Психология и надежность: человек в системах управления техникой Текст./ В. А. Бодров, В. Я. Орлов. М.: Ин-т психол. РАН, 1998. -288с.
- Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности Текст./ П. Вайнцвайг. -М., 1990.
- Вебер М. Избранные произведения Текст./ М. Вебер. М., 1990.
- Вересов H.H. Психология управления Текст.: Учебное пособие / H.H. Вересов. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. — 224с.
- Воронин А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии Текст./ А. Н. Воронин. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. -270с.
- Вудкок М. Раскрепощенный менеджер Текст./ М. Вудкок, Д. Фрэнсис. М.: Дело, 1991.-320 с.
- Выготский JI.C. Мышление и речь Текст./ JI.C. Выготский. // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982= Т. З, С. 6−362.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений Текст./ Л. С. Выготский. // В 6 т. М., 1982.
- Ганюшкин А.Д. Состояние психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях Текст.: автореф. дисс.: канд. психол. наук. / А.Д. Ганюшкин- Ленинград, 1972.
- Геллерштейн С.Г. Психологический анализ трудовой деятельности в свете задач инженерной психологии Текст./ С. Г. Геллерштейн // Проблемы инженерной психологии: Материалы II Всесоюзной конференции по инженерной психологии. М., 1968.
- Головаха Е.И. Психологическое время личности Текст./ Е. И. Головаха, A.A. Кроник. Киев: Наукова думка, 1984.- 208 с.
- Гончаренко Л .П. Риск-менеджмент Текст.: учебное пособие / Под ред. д-ра тех. наук, проф., засл. деятеля науки РФ Е.А. Олейникова- Л. П. Гончаренко, С. А. Филин. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2007. — 216с.
- Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы Текст./ K.M. Гуревич. М.: Наука, 1970. — 271 с.
- Деркач A.A. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях (Психолого — акмеологические основы) Текст./ A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин. М.: МААА. — 1998. -178 с.
- Дикая JI.T. Итоги и перспективные направления исследований в психологии труда в XXI веке Текст./ JI.T. Дикая // Психологический журнал. 2002. -Т. 23.-№ 6. — С. 18−37.
- Дикая JI.T. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям Текст./ Л. Г. Дикая //В кн. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. — М.: Наука, 1985.- С.63−90.
- Дикая Л.Г. Проблемы современной психологии труда Текст./ Л. Г. Дикая // Психологический журнал. 1992. — № 3. — С. 24−41.
- Дмитриева М.А. Психология труда и инженерная психология Текст./ М. А. Дмитриева, A.A. Крылов, А. И. Нафтульев. Л.: ЛГУ, 1979.
- Добреньков В.В. Преступление и наказание Текст.: Материалы дискуссии / В. В. Добреньков. М.: МГУ, 2004.
- Дурай-Новакова K.M. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование) Текст./ K.M. Дурай-Новакова. М, 1993.
- Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности Текст./ М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск, 1976.
- Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение Текст./ Э. Дюркгейм, пер. с фр. М.: Канон, 1995.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности Текст./ О. П. Елисеев.- 2-е изд., испр. и перераб. СПб.: Питер, 2004. — 509 с.
- Емельянов Ю.М. Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы Текст./ Ю. М. Емельянов, H.A. Носов. М., 1996.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов Текст.: Учебник / О. Ю. Ермолаев. 3-е изд., испр. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. — 336 с.
- Железнодорожный транспорт Текст.// Энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Росийская энциклопедия», 1995.
- Забродин Ю.М. Профессиональная ориентация как элемент управления человеческим ресурсом на рынке труда и профессий Текст./ Ю. М. Забродин II Профориентация и проблемы занятости молодежи. Омск, 1994.
- Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами Текст./Ю.М. Забродин. —М.: Финстатинфом, 2002. —360с.
- Задорожнюк Н.Е. Феномен риска и его современные экономико-психологические интерпретации Текст./ Н. Е. Задорожнюк, A.B. Зозулюк //Психологический журнал. 1994. — Т. 15, № 2. — С. 27−34.
- Зазыкин В.Г. Менеджер: психологические секреты профессии Текст./ В. Г. Зазыкин, А. П. Чернышев. М., 1992.
- Занковский А.Н. Организационная психология Текст.: Учеб. пособие / А. Н. Занковский. М., 2000.
- Зараковский Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности: Логико-вероятностный подход при изучении труда управляющего типа Текст./ Г. М. Зараковский. М., 1966.
- Зараковский Г. М. Закономерности функционирования эргатических систем Текст./ Г. М. Зараковский, В. В. Павлов. М., 1987. — 232 с.
- Зигерт В. Руководить без конфликта Текст./ В. Зигерт, Л. Ланг. М., 1989. -С. 43−52.
- Зинченко В.П. Основы эргономики Текст./ В. П. Зинченко, В. М. Мунипов. -М., 1979. С. 243−290.
- Зубков В.И. Социологическая теория риска Текст./ В. И. Зубков. М.: РУДН, 2003. С. 97−137.
- Москва, факультет психологии МГУ им. Ломоносова, 17−20 ноября 2005 года. Москва AHO УМО «Инсайт». 2005. — 468с.
- Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности Текст./ Е. М. Иванова. М., 1987.
- Иванова Е.М. Психологическая системная профессиография Текст./ Е. М. Иванова.- М., 2003.
- Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности Текст./ Е. М. Иванова. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 382с.
- Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности Текст./ Е. М. Иванова. М., 1992.
- Ильин Е.П. Психология воли Текст./ Е. П. Ильин. СПб: Издательство «Питер», 2000.- 288с.: — (Серия «Мастера психологии»).
- Карпов A.B. Психологический анализ трудовой деятельности Текст./ A.B. Карпов. Ярославль, 1988.
- Карпов A.B. Психология менеджмента Текст.: Учеб. пособие / A.B. Карпов. — М.: Гардарики, 2005. — 584 е.- ил.
- Кирьянова E.H. Проявления риска в деятельности специалистов опасных профессий: дис.: канд. психол. наук / E.H. Кирьянова Электронный ресурс.- Росс, академ. наук инст. психол. Москва, 2003. — 196 с.
- Клебельсберг Д. Транспортная психология Текст./ Д. Клебельсберг, пер. с нем. М.: Транспорт, 1989. — 367 с.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда Текст./ Е. А. Климов. М., 1988.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях Текст./ Е. А. Климов. -М.: Изд-во МГУ, 1995.- 186 с.
- Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды Текст./ Е. А. Климов. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 456с. — (Серия «Психологи России»).
- Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд) Текст.: Учебное пособие / Е. А. Климов. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельность Текст./ В. И. Ковалев. М., 1988.
- Козелецкий Ю. Психологическая теория решений Текст./ Ю. Козелецкий. -Изд-во «Прогресс» М., 1979.
- Коломинский Я.Л. Пути формирования социально-психологической готовности к труду некоторые итоги комплексного исследования Текст./ Я. Л. Коломинский // Формирование социально-психологической готовности к труду. Минск, 1987. С. 3 — 11.
- Кондрацкий A.A. Тест для диагностики отношения оператора к риску Текст./ A.A. Кондрацкий // Задачи и методы профессиональной психодиагностики. Киев, 1981. — С. 100−120.
- Конопкин O.A. Психологические проблемы регуляции деятельности Текст./ O.A. Конопкин. М., 1980. — С. 201−239.
- Константинов В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога Текст./В.В. Константинов. Спб.: Питер, 2006. — 272 с.
- Кораблина Е.П. Становление психологической готовности к инженерной деятельности у студентов технического ВУЗа Текст.: автореф. дисс.: канд. психол. наук / Е. П. Кораблина. Киев, 1994.
- Корнилова Т.В. Диагностика «личностных факторов» принятия решений Текст./ Т.В. Корнилова//Вопросы психологии. 1994, № 6. — С. 99 -109.
- Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений Текст. Учебное пособие / Т. В. Корнилова. — М.: Аспект Пресс, 2003. 286 с.
- Котик М.А. Природа ошибок человека- оператора (на примерах управления транспортными средствами) Текст./ М. А. Котик, А. М. Емельянов. М., 1993. С. 183 — 189.
- Котик М.А. Психология и безопасность Текст./ М. А. Котик. Таллин: Валгус, 1989.-447 с.
- Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения Текст./ М. А. Котик. М.: Транспорт, 1990. — 141 с.
- Котик М.А. Психология и безопасность Текст./ М. А. Котик. Таллинн, 1981.
- Кочетков В.В. Индивидуально психологические проблемы принятия решения Текст./В.В. Кочетков, И. Г. Скотникова. М.: Наука, 1993. — 143 с.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов Текст./ Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. М., 2001.-217 с.
- Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель Текст./ Р. Л. Кричевский. — М.: Дело, 1993.
- Кумбс К.Х. Некоторые подходы к восприятию и оценке степени риска Текст./ К. Х. Кумбс // Нормативные и дескриптивные модели принятия решений (по материалам советско-американского семинара)/ под. ред. Б. Ф. Ломова и др. М.: Наука, 1981. С. 51−65.
- Кунц Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций Текст./ Г. Кунц, С. О’Доннел. Т. 1. — М., 1981.
- Курс для высшего управленческого персонала Текст.: под ред. доктора экономических наук Терещенко В. И. Сокращенный перевод с английского. М.: «Экономика», 1970.
- Лабунская В.А. Социальная психология личности в вопросах и ответах Текст.: Учебное пособие / В. А. Лабунская. М., 1999. — 400с.
- Ламброзо Ч. Гениальность и помешательство Текст./ Ч. Ламброзо. Изд-во: «РИПОЛ КЛАССИК», 2006. — 252 с.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека Текст./ Н. Д. Левитов. -М., 1964.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст./ А. Н. Леонтьев. -2-е изд., стер. М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2005.
- Леонтьев А.Н. Потребности и мотивы деятельности Текст./ А. Н. Леонтьев // Психология. М., 1961. — С. 362−383.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики Текст./ А. Н. Леонтьев. М.: МГУ, 1972.-575 с.
- Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации Текст./ В. Г. Леонтьев. Новосибирск, 1992.
- Лепский В.Е. Концепция субъективно-ориентированной компьютеризации управленческой деятельности Текст./В.Е. Лепский. М., 1998.
- Лякишева О.М. Менеджмент на железнодорожном транспорте Текст./ О. М. Лякишева. М: УМК МГТС России, 2002. — 296 с.
- Малинаускас P.K. Динамика социальной ответственности студентов педвуза Текст./ Р. К. Малинаускас // Социологические исследования. 2003, № 7. С. 135−138.
- Маничев С.А. Риск в трудовой деятельности человека Текст./ С. А. Маничев //В кн. Эргономика /Под ред. A.A. Крылова и Г. В. Суходольского. -Д., ЛГУ, 1988.-С. 140−148.
- Маркова А.К. Психология профессионализма Текст./ А. К. Маркова. М., 1996.
- Маслова М.Е. Философский и социологический анализ понятия «социальный риск» Текст./ М. Е. Маслова // Вестник СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки», Выпуск 6, 2001 — С. 36−39.
- Мельничук A.C. Мотивационная готовность депутатов к политической деятельности: теоретико-методологический аспект Текст./ A.C. Мельничук. -М., 1995.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности Текст./ В. С. Мерлин. —М., 1986.
- Моатти Ж.-П. Прогнозирование и профилактика технологических кризисов в условиях роста уязвимости современных промышленных структур Текст./ Ж.-П. Моатти // Социальные проблемы экологии и технологического риска. Реф. сб. М., 1991. С. 127.
- Мороз Н.С. Социальные роли и ответственность личности Текст.: автореф. дис.: канд. филос. наук. / Н. С. Мороз. Харьков, 1980.
- Москвичев С.Г. Проблема мотивации в психологических исследованиях Текст./ С. Г. Москвичев. Киев, 1975.
- Мудраченко C.B. Железнодорожная безопасность Текст./ C.B. Мудраченко, A.B. Родионов, P.A. Родионов. Тула: «Ариэль», 2003. — 191 с.
- Мухина B.C. Рабочие материалы «А» исследования в рамках проекта «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализацииосужденных к длительным срокам наказания» программы малых грантов «Тюремная реформа в России» Текст. PRI. 2002−2003.
- Наеледов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных Текст. Учебное пособие / А. Д. Наел едов.- 3-е изд., стереотип. Спб.: Речь, 2007. — 392 с.
- Николаенко С.А. Системный анализ профессиональной готовности будущего учителя к педагогической деятельности Текст.: автореф дисс.: канд. психол. наук / С. А. Николаенко. Киев, 1985.
- Ю5.Носкова О. Г. История психологии труда в России 1917−1957 гг. Текст./
- О.Г. Носкова. -М., 1997. Юб. Носкова О. Г. Психология труда Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е. А. Климова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 384 с.
- Павлова В.В. Социальный риск в агросфере Текст./ В. В. Павлова //Социс- 1993, № 10. -С. 81−84.
- Паршина B.C. Управление внутриорганизационной карьерой руководителей и специалистов железнодорожной отрасли Текст. Учебное пособие / B.C. Паршина, В. А. Антропов. Екатеринбург: Уральский государственный технический университет, 2002. — 148 с.
- Петровский В.А. Активность субъекта в условиях риска Текст.: автореф. дисс.: канд. психол. наук / В. А. Петровский. — М, 1977.
- Петровский В, А. Психология неадаптивной активности Текст./ В. А. Петровский. М., 1992.
- Ш. Платонов К. К. Личностный подход как принцип психологии Текст./ К. К. Платонов // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Просвещение, 1972.
- Платонов К.К. Обобщение характеристик как метод социально-психологического изучения личности Текст./ К. К. Платонов // Методы социально-психологических исследований. М.: Наука, 1975.
- Платонов K.K. Структура и развитие личности Текст./ К. К. Платонов. -М.: Мысль, 1986.
- Поздняков В.А. Психологические отношения субъектов экономической деятельности Текст./ В. А. Поздняков. М., 2001.
- Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации Текст. МПС РФ, 2000.
- Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности Текст. Учебное пособие / Под общ. Ред В. А. Бодрова. М.: ПЕР СЭ. 2003 — 768 с. (Современное образование).
- Практический интеллект Текст./ Р.Дж. Стернберг, Дж.Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. СПб.: Питер, 2002. — 272с. — (Серия «Мастера психологии»).
- Практическое мышление Текст.// Сб. науч. трудов ИПРАН. М., 1990. — С. 5−68, 123−138.
- Проблемы безопасности на транспорте Текст.: Тезисы докл. Междунар. Конф. Гомель: Изд-во БелГУТ, 1997. — С.282.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение Текст./ Н. С. Пряжников. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- 256 с. (14, 4 пл.).
- Пряжникова Е.Ю. Профориентация Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Психологические аспекты в работе кадровых служб предприятий МПС Текст.: Методические рекомендации. М.: Транспорт, 1990.
- Психологические тесты Текст./ Под ред. A.A. Карелина: В 2 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Т. 1. — 312 е.: ил.
- Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития Текст.: Хрестоматия / Ред.-сост. А. Б. Леонова, О. Н. Чернышова. М., 1995. — С. 354−371.
- Пуни А.И. Некоторые психологические вопросы готовности к соревнованиям в спорте Текст. Избранные лекции / А. И. Пуни. -Ленинград, 1973.
- Пушкин В.Н. Железнодорожная психология Текст./ В. Н. Пушкин, Л. С. Нерсесян. М.: Транспорт, 1972. — С. 224.
- Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших системах Текст./ В. Н. Пушкин. М., 1965.
- Пушкин В.Н., Нерсессян Л. С. Железнодорожная психология Текст./ В. Н. Пушкин, Л. С. Нерсесян. М., 1972.
- Пырьев Е.А. Психологическая готовность молодежи к педагогической деятельности Текст.: автореф. дисс.: канд. психол. наук / Е. А. Пырьев. СПб., 1993.
- Рабочая книга социолога Текст./ Г. В. Осипов М.Н. Руткевич, В. Г. Андреенков [и др.] — М., 1983.
- Радаев В.В. Экономическая социология Текст./ В. В. Радаев. М.: ГУ ВШЭ, 2006. — 608 с.
- Рапохин Н.П. Исследование эмоционально-волевой устойчивости в условиях значимой деятельности Текст./ Н. П. Рапохин //Психологический журнал. 1981. -Т.2, № 5. — С. 92−105.
- Реформирование железнодорожного транспорта: политика кадрового обеспечения Текст. — М.: УМК МПС России, 2002. — 330с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст.: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
- Роджерс К. К науке о личности Текст./ К. Роджерс // История зарубежной психологии: Тексты. М., 1986. С. 199−230.
- Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека Текст./ С. И. Розум.— СПб.: Речь, 2007. — 365 с.
- Рольф ван Дик. Преданность и идентичность с организацией Текст./ Пер. с нем. — X.: Изд-во Гуманитарный Центр. 2006, — 142с.
- Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии Текст./ В. Г. Ромек // Психологический вестник. Выпуск 1. Часть 2. Ростовна-Дону: Изд-во РГУ. 1996. С. 132−138.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии Текст./ С. Л. Рубинштейн: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика Текст./ К. Рудестам. Москва: Прогресс. 1990. С.291−307.
- Рябцев П-А. Формирование психологической готовности учащихся к сельскохозяйственному труду в условиях перехода к рыночной экономике Текст.: автореф дисс.: канд. психол. наук / П. А. Рябцев. Минск, 1993.
- Савина Е.А. Выбор и принятие решения: риск и социальный контекст Текст./ Е. А. Савина, Х. Т. Ванг // Психологический журнал, 2003, том 24, № 5, С. 23−30.
- Саймон Вайн. Опционы. Полный курс для профессионалов Текст./ Саймон Вайн. Альпина Бизнес Букс, 2007, 466 с.
- Санжаева Р.Д. Психологическая готовность к деятельности и диспозиционное поведение личности Текст./ Р. Д. Санжаева, С. Ц. Дондуков // Современные технологии железнодорожному транспорту и промышленности. — Хабаровск, 2003. — С. 170−174.
- Санжаева Р.Д. Психологические механизымы готовности человека к деятельности Текст./ Р. Д. Санжаева. Улан-Удэ: Изда-во БГУ, 1997. — С. 178.
- Санжаева Р.Д. Психология безопасности и готовность личности к деятельности на железнодорожном транспорте Текст.: монография / Р. Д. Санжаева, С. Ц. Дондуков. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005. — 1 Юс.: ил. 14.
- Сборник материалов по безопасности движения Текст. МПС РФ, Департамент безопасности движения и экологии МПС РФ, 1998.
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления Текст./ А. Л. Свенцицкий. Л., 1986.
- Семенов Ю.Г. Анкетная методика планирования карьеры руководителей Текст./ Ю. Г. Семенов // Кадры. 1996, № 5. — С. 17−23.
- Семенов Ю.Г. Организационная культура: управление и диагностика Текст./ Ю. Г. Семенов. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2004.
- Скориков В.Б. Психологическая готовность работника к руководству научно-исследовательским коллективом Текст.: автореф. дисс.: канд. психол. наук / В. Б. Скориков. М., 1991.
- Смирнов С.Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов Текст. // А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983.
- Смирнов С.Д. Психология образа Текст./ С. Д. Смирнов М.: МГУ, 1985.
- Советский энциклопедический словарь Текст./ Гл. ред. Прохоров A.M. -М.: Советская энциклопедия, 1995.— 1600 с.
- Солнцева Г. Н. Психологический анализ проблемы принятия решения Текст./Г.Н. Солнцева. М., 1985.
- Солнцева Г. Н., Корнилова Риск как характеристика действий субъекта Текст./ Г. Н. Солнцева, Т. В. Корнилова. М.: НИЦ «Инженер», 1999. — 80 с.
- Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности Текст.: афтореф. дисс.: доктора психол. наук / Б. А. Сосновский. М., 1992.
- Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства Текст. М., 1999.
- Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования Текст./ Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — 176с. (Труды Института психологии РАН).
- Спиридонов В.Ф. Функциональная организация процесса решения мыслительной задачи Текст.: дис.: докт. психол. наук / В.Ф. Спиридонов- Росс. гос. гуманит. ун-т [Электронный ресурс] М., 2006.
- Столяренко A.M. Общая и профессиональная психология Текст./ A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИ, 2003.
- Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. К. Стрелков. М.: Издательский центр «Академия" — Высшая школа, 2001. — 360с.
- Хвостов A.A. Сотрудники уголовно-исполнительной системы: Экстремальные условия профессии и их следствия Текст./ A.A. Хвостов, Л. В. Проценко, B.C. Мухина // Развитие личности 2003. — № 3. С. 133−144.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность Текст./ X. Хекхаузен. М., 1986. -Т.1.-С. 225−242.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития Текст./ Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров М., 1995. С. 161 163.
- Чернышова О.Н. Эргономические основы проектирования рабочих мест Текст./ О. Н. Чернышова. М., 1983.
- Шалаева Т.И. Использование методики исследования социального интеллекта в профконсультировании Текст.: Метод. Пособие / Т. И. Шалаева. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. Центра, 2000. — 52с.
- Шарухин А.П. Психология менеджмента Текст.: Учебное пособие / А. П. Шарухин. Спб.: Речь, 2005.
- Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности Текст./ Е. В. Шорохова // Теоретические проблемы психологии личности / Отв. редактор Е. В. Шорохова, М., 1974, с. 3 33.
- Шпалинский В.В. Психология менеджмента Текст./ В. В. Шпалинский.-М.: Издательство УРАО, 2000.
- Шпильрейн И.Н. Трудовой метод изучения профессии Текст./ И. Н. Шпильрейн // История советской психологии труда: Тексты (20−30-е гг. ХХв.).-М., 1983.
- Шуматов О.И. Конкурентные преимущества управленческого персонала Текст./ О. И. Шуматов, С. С. Сергеев // Железнодорожный транспорт, 2006, № 2, с.70−72.
- Эргономика: принципы и рекомендации Текст. Методическое руководство. М., 1983.
- Эрроу К. Восприятие риска в психологии и в экономической науке Текст./ Пер. Е. А. Сафировой // THESIS, 1994, вып. 5. С. 88.
- Cantor N., & Harlow R. (1994). Social intellignce and personality: Flexible life-task pursuit. In R.J.Sternberg & P. Ruzgis (Eds.), Personality and intelligence (pp 137−168). Cambridge, U.K.: Cambridge University Press.
- Cosmides L., Tooby J. Cognitive adaptations for social exchange // The adapted mind: evolutionary psychology and the generation of culture / Eds. J.H.Barkow, L. Cosmides, J. Tooby /N.Y.: Oxford University Press, 1992. P. 163−228.
- Ellemers N., Kortekaas P. & Ouwerkerk J.W. (1999). Self categorysation, commitment to the group and group self-esteem as related but distinct aspects of social identiti., European Journal of Social Psychology, 29, pp.371−389.
- Glendon, Ian A.- Aston Business School, Aston University, Birmingham, U.K. Risk homeostasis theory in simulated environments // Symposia «Traffic
- Psychology: Issues in intercultural traffic psychology: attitudes to safety in different countries of Europe», 1999.
- Kanehman D., Slovic P., Tversky A. Judgment under uncertainty: Heuristics and biases. N.Y.: Cambridge University Press, 1982.
- Levin K. Group Decision and Social Change. N.Y., 1947.
- Levin K. Principles Topological Psychology / K.Levin. N.Y., 1936.
- Luce R.D. Were does subjective expected utility fail desriptively? // J. of Risk and Uncertationty. 1992. V. 5. P. 5−27.
- Meyer J.P. & Allen N.J. (1991). A three-component conceptualization of organizational commitment. // Human Resource Management Review, 1, pp. 61Q
- Meyer J.P. & Allen N.J. (1997). Commitment in the workplace. Thousand Oakes: Sage.
- Porter L.W., Steers R.M., Mowday R.T. & Boulian P.V. (1974).Organizational commitment, job satisfaction, and turnover among psychiatric technicians. // Journal of Applied Psychology, 59, pp. 603−609.
- Tajfel H. (1978). Differentiation between social groups. Studies in the social psychology of intergroup relations., London, Academic Press.
- Thorndike E.L. The Measurement of Intelligence. N.Y., 1927.
- Tversky A., Kanehman D. Rational choice and fraiming of decisions // J. of Science. 1981. V. 211. P. 453−458.
- Wolpe J. Psychotherapy by reciprocal inhibition. Stanford: Stanford University Press, 1958.