Дети-инвалиды как объект социальной работы
Таким образом, можно сделать соответствующий вывод: социальный статус детей с ограниченными возможностями в России всё ещё очень низкий. Действительно раннее включение таких детей в социальную жизнь потребует еще немало времени, финансовых ресурсов, изменений законодательства, дополнительных усилий. Не менее важной является проблема, связанная с изменением общественного мнения по отношению… Читать ещё >
Дети-инвалиды как объект социальной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки Российской федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
" Российский государственный профессионально-педагогический университет"
Социальный институт Кафедра социальной работы Дети инвалиды как объект социальной работы
Выпускная квалификационная работа
по специальности 40 101.65 Социальная работа
Исполнитель: студент группы СР-201 З. А. Бобровская Руководитель: зав. кафедрой СР, доцент, кандидат социологических наук Н. Ю. Масленцева Нормоконтролер Н. С. Сажина Екатеринбург 2013
- Введение
- Глава 1. Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект социальной работы
- 1.1 Законодательство в области социальной работы с детьми — инвалидами
- 1.2.2 Социальная работа с детьми инвалидами за рубежом
- Глава 2. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями
- 2.1 Социальная адаптация как цель социальной политики
- 2.2 Проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями
- Заключение
- Список источников и литературы
На современном этапе развития общественных отношений под влиянием социально-политических изменений стал наблюдаться перелом в ценностных ориентациях государства. Постепенно наметилась тенденция переоценки прав человека, ребенка, инвалида. Н. Н. Малофеев подчеркивает: «Начинается освоение обществом новой философии: признание неделимости общества на „полноценных“ и „неполноценных“, признание единого сообщества, состоящего из разных людей с различными проблемами» [14, 3]. В том, что сегодня отношение общества к инвалидам становится более гуманным, пусть медленно и противоречиво, но все же реально, а не на словах, не последняя роль принадлежит социальным службам, а именно социальным работникам.
Тема, выбранная для курсовой работы «Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект социальной работы» очень актуальна. Почему я выбрала эту тему? Проблема детской инвалидности в современном мире приобретает все большую актуальность и в связи с этим адаптация детей-инвалидов как одно из направлений социальной политики приобретает государственный характер. Специалисты призваны реализовать данную стратегию, решая поставленные задачи по восстановлению социального статуса ребенка-инвалида и интеграции его в социум, включая совокупность накопленных учреждениями приемов и методов, обеспечивающих прогрессивное развитие ребенка и способствующих достижению данной цели.
Таким образом, сегодня законодательные и организационные вопросы, вопросы межведомственного взаимодействия и поддержки социальных инициатив со стороны государственных органов решаются в нашей стране комплексно, основными задачами специалистов, работающих на местах, являются разработка и апробация конкретных технологий реабилитации, адаптации, социализации детей с ограниченными возможностями в социум. Во всех государствах, в том числе и в России наработан огромный опыт, который необходимо обобщать и транслировать.
Цель курсовой работы — определение детей инвалидов как объекта социальной работы.
Задачи курсовой работы:
анализирование восстановления социального статуса детей с ограниченными возможностями здоровья;
рассмотрение вопросов о социально-психологической и профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе и проблем этой адаптации;
создание условий для интеграции детей с отклонениями в развитии в социум.
Достижение цели и решение поставленных задач осуществим путем рассмотрения и анализа законодательной базы Российской Федерации, государственной социальной политики, приобретенного опыта по этим вопросам в России и за Рубежом.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Глава 1. Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект социальной работы
1.1 Законодательство в области социальной работы с детьми — инвалидами
Установление статуса «инвалид» в Российской Федерации осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру. Установление группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: выплата пенсии по инвалидности, наличие у инвалида льгот, ограничения в работоспособности и дееспособности. Многие специалисты рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства.
Инвалидность — состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» .
А также согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975) инвалид означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.
До редакции в 1999 году ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», дети-инвалиды до 16 лет не могли быть признаны инвалидами, поэтому возникла необходимость в появлении термина «ребенок-инвалид». К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем». А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре». Однако, хотелось бы заметить, что за рубежом и в нашей стране идет процесс перехода к более гуманной и гибкой терминологии. Так, например, в английском языке термин «инвалид» вышел из употребления и считается дискриминирующим права людей с нетипичным внешним видом и потребностями, вместо него по отношению к детям используется «дети с неспособностями».
В России в настоящее время принята политкорректная форма обозначения инвалида — «человек с ограниченными возможностями здоровья» .
У детей с ограниченными возможностями здоровья существует ряд определенных проблем, решение, которых непременно должно осуществляться на основании законодательной базы с привлечением высококвалифицированных специалистов разных областей деятельности и в первую очередь социальных работников:
1) главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении его связи с внешним миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со взрослыми и сверстниками, в ограниченном общении, недоступности ряда культурных ценностей и природных ресурсов для отдыха и организации досуга, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние психического и физического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для такого ребёнка архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.
2) ребенок с ограниченными возможностями здоровья, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей;
3) ребенок с ограниченными возможностями здоровья — не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве;
Учитывая, исключительную сложность и многоаспектность названных проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, их нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь специалистов. Эта помощь должна носить не только медицинский характер, она должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни такого ребенка исходя из индивидуальности каждого. На современном переходном этапе развития российского общества дети с ограниченными возможностями являются наиболее уязвимой категорией. Актуальность вопроса в значительной степени находит отражение в социально-экономических технологиях работы с детьми-инвалидами, в деятельности системы государственного социального обеспечения. Государство должно не просто предоставить ребенку с ограниченными возможностями здоровья, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, современных инновационных социальных технологий, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и адаптации в социум. Этот вопрос можно рассматривать, как одно из приоритетных направлений социальной работы с такими детьми.
Негативные тенденции в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей вызваны не только объективными факторами, но и субъективными, которые обусловлены социальным положением данной группы, образом их жизни, недостаточной грамотностью и информированностью родителей в вопросах законодательства, социальной защищённости и правопорядка.
Рассмотрим существующую на сегодняшний день законодательную базу и имеющиеся льготы для данной категории лиц.
Конституция, как основной закон государства, важнейшие законы, нормативно-правовые акты образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки всех слоев населения, а особенно самой слабо защищённой категории детей-инвалидов. Эффективность деятельности этого механизма непосредственно связана с профессиональной деятельностью специалистов: социальных и медицинских работников, педагогов, дефектологов, психологов и т. д. Поэтому необходима юридическая компетентность всех профессионалов, особенно в области работы с наиболее незащищенными слоями населения, к которым относятся и дети с ограниченными возможностями.
В основу законодательства РФ в сфере работы с детьми с ограниченными возможностями положены международные документы ООН, гарантирующие всем категориям населения равные права. Однако, для детей с ограниченными возможностями здоровья, как и для некоторых других мало защищенных слоев населения, предусматривается ряд специфических прав и льгот, учитывающих их особые нужды и положение.
В числе основных международных правовых документов, гарантирующих и защищающих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, согласно «Конвенции о правах ребенка», предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье. [13, ст.23]
На удовлетворение тех же нужд направлен закон «О правах ребенка» (1993 г.). Он определяет правовой статус этой категории детей, как самостоятельных субъектов, и направлен на обеспечение его физического и нравственного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особое внимание, социальная защита и помощь гарантируются детям с ограниченными возможностями здоровья, с особенностями психофизического развития и оказавшимся в других неблагоприятных трудных жизненных ситуациях.
Как и все другие дети, ребенок с особенными потребностями имеет право на жизнь и воспитание в семье, которое закрепляется «Кодексом о браке и семье». Родители, соответственно, должны принять на себя обязанности по содержанию своего особенного ребенка до 18 лет и далее, если ребенок в этом нуждается. Однако, особое внимание, уделяется и людям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья (его родителям, опекунам). Государством выплачивается пособие по уходу за такими детьми, независящие от дохода его семьи. Время ухода за ребенком со специфическими нуждами зачисляется одному из родителей (который осуществляет уход) в стаж работы для получения трудовой пенсии. Матери, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 18 лет, ежемесячно получают оплачиваемый свободный день. Кроме того, родители инвалидов с детства имеют право на более ранний срок ухода на пенсию (Закон РФ «О пенсионном обеспечении»).
Дети со специфическими потребностями имеют право на получение пенсии, которая зависит от его (ребенка) степени нарушения здоровья.
На условиях неполной оплаты услуг:
· инвалидам, получающим пенсию (в том числе с учетом надбавок, в размере от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона);
· инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход (при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона);
· инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона.
Предусматривается для таких детей и бесплатное получение медикаментов, а так же предоставление физкультурно-оздоровительных услуг бесплатно.
Важным документом в сфере организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья являются программы «Основные направления в государственной семейной политике» (1998г.), «Доступная среда» (2011;2015 гг.). Одной из целей является создание условий для воспитания в семье детей с ограниченными возможностями здоровья, с последующей интеграцией их в общество. Для реализации этой цели предлагаются следующие меры:
· предоставление нуждающимся семьям с детьми дополнительной финансовой и натуральной помощи, услуг;
· развитие сети дошкольных учреждений различных форм собственности с гибким режимом работы, различного типа и назначения (в том числе и для детей с особенностями развития);
· предоставление возможностей для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в учебно-воспитательных учреждениях общего типа;
· сокращение сети специализированных учреждений, предназначенных для содержания детей-инвалидов;
· формирование системного подхода к решению проблем этой категории детей и созданию условий для их реабилитации и интеграции в общество;
· совершенствование системы социальной защиты семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
В РФ утвержден так же ряд других документов, гарантирующих права и льготы детей с особенностями развития: закон «О здравоохранении» (1993 г.), закон «О социальной защите инвалидов» (1991 г.), Постановление Совета Министров РФ «О совершенствовании порядка организации, оздоровления и лечения детей за пределами РФ» (1997 г.). Постановление Совета Министров РФ «О санаторно-курортном лечении инвалидов в возрасте до 18 лет» (1998 г.), закон «О социальной защите граждан, пострадавших в, следствие, катастрофы на ЧАЭС» (1991 г.), Постановление Совета Министров РФ «Об утверждении перечня технических средств социальной реабилитации, выделяемых инвалидам бесплатно или на льготных условиях» .
Особо важным является, приказ Министерства социальной защиты РФ «Об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития в общеобразовательной школе» и Инструкции по организации индивидуального обучения на дому больных детей, детей с особенностями психофизического развития, и детей инвалидов (1995 г.), как явный прогресс в сфере обеспечения образования детей с ограниченными возможностями. Ведь долгое время, вплоть до 90-х годов 20 века, многие дети-инвалиды и особенно дети с нервно-психическими заболеваниями относились к категории «необучаемых», а детей с особенностями развития определяли в специальные школы-интернаты.
Изменения в социальной политике в отношении детей со специфическими потребностями влекут за собой и изменения типов учреждений, занимающихся оказанием помощи этой категории детей, и появления следующих документов: Постановление Совета Министров РФ «Об утверждении примерного положения о территориальном центре социального обслуживания семьи и детей», приказ Министерства образования «Об утверждении временного положения о дефектологическом пункте», примерное положение «О диагностико-реабилитационном центре в РФ».
Важную роль в оказании социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья играет Государственная программа «Дети России», а также одна из её 6-ти целевых программ «Дети-инвалиды», и конечно же, программа «Доступная среда», утверждённая для реализации с 2011 по 2015 годы. Ее возникновение связано с неразвитостью сети адаптации таких детей в социуме, восстановительного лечения, неудовлетворительная оснащенность медицинских учреждений современной диагностической и реанимационной аппаратурой. Все это приводит к несвоевременному выявлению врожденных и наследственных заболеваний и недостаточной реабилитации детей — инвалидов.
Данные программы ставят перед собой следующие задачи в области работы с детьми — инвалидами:
инвалид социальная адаптация политика Разработка и внедрение нормативно-правовых документов, созданных с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
· разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части формирования доступной среды;
· обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
· внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
· повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
· повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
· увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
· внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
· оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.
· повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности;
· создание предпосылок для комплексной психолого-педагогической и социальной реабилитации детей — инвалидов;
· обеспечение их техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими бытовое обслуживание;
· повышение уровня технической оснащенности детских реабилитационных учреждений для внедрения современных методов лечения и реабилитации детей — инвалидов;
· организация научных исследований, научно-методическое и информационное обеспечение решения проблем детской инвалидности;
· подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с детьми этой категории.
Недавно партией «Единая Россия» выдвинут на рассмотрение новый проект закона о сертификации детей-инвалидов, взятых на усыновление: «Семьям, взявшим на воспитание детей-инвалидов, возможно, выдадут специальный сертификат на получение всей необходимой для ребенка медицинской помощи — этот вопрос обсуждается, сообщил журналистам секретарь Генсовета „Единой России“, вице-спикер Госдумы Сергей Неверов, который возглавляет рабочую группу по развитию института усыновления.» .
Таким образом, можно сказать, что законодательство РФ направлено на создание условий, обеспечивающих жизнь семьи с ребенком — инвалидом. Однако инвалиды и их семьи относятся к наиболее малообеспеченным категориям населения, так как, в силу сложившейся в стране ситуации, пенсии и пособия на детей инвалидов не могут обеспечить такому ребенку и его семье достойную жизнь. Следует также учесть, что забота о таких детях отнимает много сил, времени, внимания, терпения и родители не могут работать «в полную силу», что так же создает определенные материальные трудности. Так же, хотелось бы отметить, что законодательством не предусмотрена архитектурная норма, необходимая для свободного передвижения инвалидов. Государственной социальной политикой в сфере оказания помощи инвалидам недостаточно внимания уделяется изменению общественного мнения относительно этой категории населения, что немаловажно.
1.2 Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в России и за Рубежом.
1.2.1 Отечественный опыт социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Вопрос об оказании помощи и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья был поставлен довольно давно. На территории нашего государства призрение таких детей первоначально осуществлялось при монастырях, школах, в приютах, воспитательных домах, богадельнях.
Изучением исторического опыта работы с детьми-инвалидами занималась Бобла И. М. В своей работе она указывает на то, что первые упоминания о благотворительности в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья относятся к 9 — 13 векам. Однако, она касалась в основном только некоторых отдельных детей из числа сирот и подкидышей. Большинство — слепых, глухонемых, слабоумных и искалеченных, детей, воспитывалось в семье, ее силами или бродило по свету, существуя на подаяния.
Хотелось бы отметить, что до второй половины 20 века, системы оказания помощи этой категории детей не было, да и позже она не сложилась. Однако, общественные организации и частные лица стали больше внимания и материальных средств отдавать на решение этого вопроса. Стали открываться специальные приюты, школы, больницы, училища для различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (кроме душевнобольных и слабоумных, которые, преимущественно, содержались в домах для умалишенных, а так же в заведениях больничного типа).
По мнению Григорьева А. Д., большую роль в оказании помощи слепым и слабослышащим детям играло Мариинское попечительство о слепых, функционировавшее с 1881 года в России и на территории Беларуси. Перепись слепых в стране стало одним из первых его шагов попечительства. В результате деятельности этого общества появилось несколько школ, приютов и училищ для слепых детей, было издано несколько книг с использованием системы Брайля. При обучении важное место отводилось профессиональному образованию.
Например, в Беларусии существовало так же несколько специальных заведений для детей с нарушениями слуха. Первая школа для них была организована в Вильно в 1823 году Маклаховцом К. Надо, заметить, что опыт обучения этой категории детей к тому времени уже был накоплен за рубежом, функционировали Варшавский, Берлинский, Лейпцигский и Парижский институты глухонемых и т. д. Интересен опыт работы частного Минского училища для глухонемых и заикающихся еврейских детей (1888г), т.к. там впервые было применено обучение на двух языках (русский и еврейский). Большой вклад в оказание помощи глухонемым внесла деятельность Попечительства о глухонемых (1898г.), в ходе которой было открыто несколько учебных заведений, выдавались пособия семьям, воспитывающим глухонемых детей, организовывались приюты для таких семей, а так же были созданы курсы — обучению специалистов работе с этими детьми.
В России Институтом развития личности РАО (Москва) при участии кандидата педагогических наук Репринцевой Г. И. была разработана «Иглотерапия». Она рекомендована для использования психологами, социальными работниками и педагогами в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (3−9 лет). Иглотерапия применяется для предупреждения и коррекции невротических реакций, утомляемости и отклонений в поведении и общении этой категории детей. Она может быть групповой и индивидуальной, может носить личностный характер (игры с предметами) или личностный характер (игры с людьми). В игру включаются средства «Арттерапии». Параллельно с работой с детьми проводятся семинары, консультации с родителями. Таким образом, в рамках Федеральной программы «Дети России «на основе русских народных сказок («Репка», «Гуси-лебеди» и другие) были разработаны и апробированы в реабилитационном центре «Сломанный цветок» иглотерапевтические аттракционы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. «Особенностью разработанных аттракционов является, активное, использования игровых способов общения ребенка с иглотерапевтом, сверстниками и родителями. Уникальность методов заключается в том, что с первых шагов общения с ними и в течение последующих встреч ребенок погружается в самый понятный ему мир сказок, игрушек, наполненный загадками, сюрпризами, элементами новизны». В России была разработана комплексная инновационная модель «Центр независимой жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья». Это система социальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства, недоступной государственной архитектурной среды и консервативного в отношении инвалидов общественного сознания, создает режим равных возможностей для детей с особыми проблемами. Основная задача модели — обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни. В работе используются следующие формы оказания помощи: беседы, семинары, творческие кружки, исследования, проведение различных мероприятий, создание служб (например «От родителя к родителю»), обучение родителей, представительство интересов, оказание помощи на дому и т. п. В это время по всей стране создаются такие центры, в Екатеринбурге появляется центр «Особый ребёнок» и НПЦ «Бонум» .
Участие социального работника в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, но и наличие соответствующих личностных качеств, позволяющих инвалидам относиться к ним с доверием.
Учитывая, что деятельность социальных служб основывается на законодательстве, регулируется им, необходимо постоянно регулировать законодательство по этим вопросам. Идти в ногу со временем, внедрять новые инновационные технологии, и чтобы законодательство не становилось непреодолимой преградой для достижения этих целей.
1.2.2 Социальная работа с детьми инвалидами за рубежом
В развитых странах за рубежом уже сложились определенные стандарты, формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Естественно, в каждой стране существуют свои особенности оказания помощи этой категории населения, обусловленные национальным своеобразием, социально — экономическими условиями, психолога — педагогическими традициями, ориентацией на определенные научные подходы. Однако, можно выделить и некоторые общие тенденции, которые необходимо учитывать при создании системы оказания помощи таким детям.
· Во-первых, это максимально возможная интеграция ребенка с ограниченными способностями здоровья в общественную жизнь (в том числе и интегрированное обучение).
· Во-вторых, преимущество воспитания этих детей в семье.
· В-третьих, направленность на раннюю диагностику нарушений и их лечение.
· В-четвертых, индивидуальный подход к реабилитации и абилитации ребенка в каждом конкретном случае.
В настоящее время создается, разрабатывается ряд программ, учитывающих данные тенденции. Одна из таких программ, предложенная ООН, — это Реабилитация, базирующаяся на непосредственном окружении (РНБО). Она определяется, как «стратегия развития общества, проводимая с целью реабилитации, уравнивания возможностей и социальной интеграции всех инвалидов.
Ее цели:
· изменить положение дел в этой области, проводить обучение, с вовлечением правительства и общественности;
· разработать систему, способную оказать помощь всем нуждающимся инвалидам.
Суть РНБО заключается в том, семья и непосредственное окружение, освоив некоторые основные реабилитационные навыки, а так же сам инвалид, способны самостоятельно осуществлять реабилитацию. Безусловно, им оказывается помощь и поддержка соответствующих учреждений систем здравоохранения, образования, занятости и социальной защиты.
В США действует программа «Инклюжен». Ее основы были заложены «Реабилитационным Актом» (закон № 93−112, 1973 г.) и законом об обучении детей-инвалидов (1974;1975 гг.), в которые было внесено несколько поправок и дополнений со временем. В 80-е годы 20 века в Америке начался процесс постройки новых зданий и перестройки старых с учетом потребностей различных категорий инвалидов. Для этих целей правительством выделялись дополнительные финансовые средства и, в то же время, налагались жесткие санкции за нарушение принятых стандартов. Для изменения у граждан отношения к инвалидам проводилась продуманная и разработанная психологами и другими специалистами кампания в средствах массовой информации и т. п., большую роль в этом сыграли и религиозные организации. Таким, образом, инвалиды получили доступ ко всем сферам жизнедеятельности общества, при этом изменилось восприятие их здоровыми людьми.
По всей стране стали появляться общественные организации и клубы для инвалидов, а так же различные фонды. Хотелось бы отметить, что в США именно специализированные фонды и организации осуществляют значительную часть услуг, положенных человеку со специфическими потребностями по закону, за финансовые средства, предоставленные муниципалитетом.
Что касается интеграции в обучении, то трудности возникли с разработкой программ, подготовкой персонала, разработкой психологических моделей восприятия детей — инвалидов здоровыми детьми и наоборот. Модель «Инклюжен» подразумевает, что даже ребенок с синдромом Дауна может обучаться с нормальными детьми. Конечно, для него разрабатываются отдельная программа, свои облегченные задания. Многое в успешности осуществления программы зависит от учителя.
В поддержку этой модели обучения было снято несколько фильмов об успешном обучении детей с ограниченными возможностями. Однако, в США не отказываются и от специальных школ, но помещение туда ребенка осуществляется лишь в крайних случаях.
Говоря о социальном обеспечении в Соединенных Штатах, необходимо отметить, что инвалидам обеспечивается медицинское обслуживание, выплата пособий и компенсаций, жилищно-бытовое устройство и доставка в учебные заведения, бассейн и т. п., которую осуществляют социальные службы. Используется и такой вид социального обслуживания, как надомные услуги.
Итак, можно было убедиться, что в США функционирует отлаженная система оказания помощи инвалидам, которая охватывает все сферы жизнедеятельности и способствует максимально возможной интеграции человека с особыми потребностями в общество, а так же обеспечивает принятие таких людей обществом. Немаловажную роль при осуществлении социальной работы играет комплексный поход и участие целого ряда специалистов из различных областей знаний в разработке программ.
В Великобритании помощь инвалидам, в том числе и детям-инвалидам, оказывают 3 группы организаций: частные владельцы домов, обеспечивающих уход за определенную плату; общественный сектор; местные власти, которые обеспечивают большую часть социальных услуг.
Социальные службы оказывают помощь на дому, в дневных центрах, интернатах или дневных школах. В перечисленных учреждениях при работе с детьми с нарушенным интеллектом особое внимание уделяется обучению навыкам общения, правилам поведения на улице, в общественных местах, для чего организуются специальные прогулки. Для подростков с умственной отсталостью функционируют центры профессиональной подготовки.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья и больных детей при госпиталях организуются специальные отделения трудотерапии. Трудотерапевты в области педиатрии ставят своей целью «развитие у детей оптимального уровня независимости в повседневной жизни с точки зрения физической, психической и социальной».
Социальный работник из Департамента социальных служб в Великобритании оказывает помощь в виде совета, поддержки и консультирования по личным делам инвалида и его семьи; помогает в разработке индивидуальных программ реабилитации, которые согласовываются с клиентом и его семьей; организуют нормальную, интересную культурную жизнь инвалида вне дома и т. п. Департамент может предоставить необходимое оборудование взаймы, выделить дотацию, оказывать помощь по телефону и другим видам связи.
В Великобритании так же существуют частные реабилитационные фирмы, которые по заказу инвалида могут предоставить любое оборудование.
Что касается образования детей с ограниченными возможностями, то интеграция в обучении и наличие спецшкол рассматриваются как необходимые параллельные условия образования. Они поддерживают порядок и гибкость системы образования и позволяют таким детям включаться в нее и отходить от нее по мере того, как меняются их потребности.
До поступления в школу в большинстве регионов Англии, а так же в некоторых других странах, достаточно эффективно используется система Потедж (педагогическое обслуживание на дому детей от 0 до 4−5 лет с задержками в развитии), которая зародилась в 1970 году в США. В основе работы с такими детьми лежит индивидуальная программа, которая составляется для каждого ребенка с учетом его особенностей.
Для работы с детьми с нарушениями интеллекта в ряде стран, преимущественно Скандинавских, организуются дома, в которых проживает не более 30 детей. В них создается обстановка, максимально приближенная к семейной. Специалисты проводят наблюдения за детьми, определяют методы лечения и реабилитации, разрабатывают индивидуальные программы обучения. Обучение всех категорий детей-инвалидов, в основном, осуществляется в общеобразовательных школах. Школьная и общественная политика направлена на то, чтобы создать условия для установления максимально близких взаимоотношений между учениками всех категорий.
Таким образом, в настоящее время в большинстве стран идёт переход от раздельного образования и присмотра за детьми со специфическими нуждами к их полной интеграции, если это возможно.
Это переход регулируется законодательством стран. Мировым опытом образования этой категории детей выработаны некоторые минимальные стандарты для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Учеников с серьезными нарушениями по возможности необходимо включить с учетом педагогических особенностей в обычные классы начальных и средних школ.
2. Если степень нарушения мешает полной интеграции в обычном классе, ученики должны иметь социальный и образовательный базис в обычном классе и получать дополнительные, лечебно-коррекционные уроки вне класса (индивидуальные или в группах).
3. Дети с серьезными умственными и физическими недостатками могут обучаться в отдельных классах в рамках начальной и средней школ при систематических планируемых контактах со здоровыми сверстниками. При принятии решений относительно системы обслуживания приоритет отдается возможностям для детей получить образование, а не неудобствам администрации.
4. Индивидуальные учебные планы разрабатываются совместно педагогами и родителями с учетом потребностей учеников в интегрированном обучении и обстоятельств окружающей среды.
5. При организации обучения сознательно планируется самостоятельность.
6. Содержание учебного процесса должно быть соотнесено с функциональными навыками, которые соответствуют возрасту ребенка и необходимы для деятельности в интегрированной среде (домашний быт, профессиональное обслуживание, транспорт и т. п.).
7. Обучение, взаимодействие между людьми должно быть гарантией того, что дети действительно будут взаимодействовать с другими индивидами в интегрированном окружении.
Интересен опыт работы, за рубежом, с онкологически больными детьми. Почти во всех западноевропейских странах и в США
функционируют Хосписы, некоторые из них оказывают помощь детям с
определенными заболеваниями, другие всем нуждающимся умирающим
людям. В Королевстве Норвегия, где проблема заболевания раком стоит очень остро, помощь оказывается в окружных больницах, но основную заботу об онкологических больных берут на себя общественные и частные организации.
Самая крупная организация, решающая все психосоциальные проблемы, связанные с возникновением этого заболевания у детей и взрослых, — это «Норвежское общество борьбы с раком» (НОБР). Помощь в основном оказывается в окружных больницах НОБР (их пять), где работают психолог, специально обученная медсестра с подготовкой семейного терапевта, специалиста — соционома (социальный работник со специальной подготовкой, в том числе и юридической, подготовкой) и, при необходимости, другие специалисты. В основе работы всех специалистов лежат два основных принципа: максимальная открытость, полное информирование о заболевании, его последствиях и т. д. в беседах с детьми и их родителями; создание максимально благоприятных психологических и социальных условий для семьи. Особое внимание уделяется работе с родителями и сиблингами (родные братья и сестры) больного ребенка. При хорошем прогнозе и благоприятном протекании лечения группа специалистов, в том числе и соционом, проводят для семьи индивидуальную семейную программу психосоциальной помощи.
Деятельность социального работника за рубежом начинается с роддома, в основном, направлена на поддержание необходимого материально — бытового уровня семьи, помощь родителям в оформлении документов на получение денежных пособий, страховых выплат и т. п. При необходимости он помогает в улучшении жилищных условий, санитарного состояния жилья, транспортном обслуживании и т. д. Социальный работник работает в тесном тендеме с медиками и психологами с появлением ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на свет, чего нельзя сказать о России.
Таким образом, можно сделать соответствующий вывод: социальный статус детей с ограниченными возможностями в России всё ещё очень низкий. Действительно раннее включение таких детей в социальную жизнь потребует еще немало времени, финансовых ресурсов, изменений законодательства, дополнительных усилий. Не менее важной является проблема, связанная с изменением общественного мнения по отношению к лицам, имеющим инвалидность. Печать, радио, телевидение, прочие средства массовой информации должны объединить свои усилия для воспитания у населения уважительного отношения ко всем людям, оказавшимся из-за физического или психического дефекта в затруднительном положении. Чувство неполноценности, возникающее у них в связи с непониманием их проблем, мешает им жить, пользоваться возможностями человеческой жизни, а у детей формируются качества, не позволяющие им эффективно взаимодействовать с социальной средой. Одно из таких усилий, частично решающее эту проблему является ранняя социальная адаптация, как процесс возвращения и приобщения детей к социальной жизни.
Глава 2. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями
2.1 Социальная адаптация как цель социальной политики
Анализируя законодательную базу, государственные программы, потребности и проблемы детей с ограниченными возможностями в предыдущих параграфах, становится очевидным, что проблему адаптации детей, имеющих инвалидность с детства — необходимо решать с позиции социальной модели инвалидности, затрагивающую все общество в целом. В противном случае, все человеческие и экономические ресурсы, затраченные на абилитационно-реабилитационные мероприятия, не смотря даже на свою эффективность, не достигнут конечного результата, и в обществе будет продолжать витать миф о бесполезности и неспособности людей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того определённая часть общества так и будет считать, что дети-инвалиды лежат тяжелым бременем на налогоплательщиках, а сами живут — как сыр в масле.
Статистические данные, приведённые в статье " Население России.
Статистика, факты, комментарии, прогнозы." в 2011 году агентством РиФ говорят нам об обратном.
В РФ 575 107 детей-инвалидов (Официальная статистика Пенсионного Фонда на начало 2007 года). Их обеспечение действительно происходит за счет бюджета. Но вряд ли их можно назвать самым тяжелым бременем.
" … 53% составляют люди пенсионного и предпенсионного возраста — это составляет в натуральной величине 67.416.000;
личный состав армии вместе с контрактниками, срочниками, вольнонаемными, персоналом вспомогательных предприятий,
научных институтов, КБ и ВУЗов — 1.045.000;
личный состав ФСБ, ФСО, Службы Спецсвязи, ФПС, СВР и пр. — 2.160.000;
штатные сотрудники Министерства Чрезвычайных Ситуаций, ФМС, МВД, ВВ, ФСИН, Министерства юстиции и Прокуратуры — 2.541.000;
работники таможни, налоговых, санитарных и прочих инспекций — 1.256.000;
чиновники лицензирующих, контролирующих и регистрационных органов — 1.321.000;
аппарат МИД и госзагранучреждений (СНГ, ООН, ЮНЕСКО, ПАСЕ, пр.) — 91.000;
служащие прочих федеральных агентств, министерств и ведомств — 1.252.000;
клерки пенсионных, социальных, страховых и прочих фондов — 1.727.000;
депутаты и сотрудники аппаратов властных структур всех уровней — 1.872.000;
священнослужители и обслуга религиозных и культовых сооружений — 529.000;
нотариусы, юридические бюро, адвокаты и заключенные — 1.843.000;
персонал частных охранных структур, детективы, секьюрити и т. п. — 1.977.000;
безработная категория граждан составляет — 8.420.000;
Итого: 93.450.000 человек, которые существуют за счет бюджета и платежеспособной части населения." .
Не надо так же забывать, что у детей с ограниченными возможностями здоровья есть родители и иные родственники, которые тоже платят налоги.
В США подсчитали, что каждый доллар, вложенный в инвалида, приносит 25 $ дохода (за счет работы системы, реабилитации и трудоустройства инвалидов и их родственников).
В Швейцарии дети-инвалиды не получают никаких пенсий и пособий: государство делает все, чтобы жизнь семей с такими детьми ничем не отличалась от жизни других семей, чтобы родители могли работать, вести привычный образ жизни, дети получали необходимую помощь, образование, посещали со сверстниками сады, школы и т. п.
В РФ ребенок-инвалид и ухаживающий за ним неработающий взрослый получают на двоих 6 324 руб. В большинстве случаев один родитель вынужден оставить работу. Садов и школ для таких детей чаще всего нет. Устроится на работу, даже трудоспособные инвалиды чаще всего не могут. Большая часть льгот (лекарства, лечение, реабилитация, отдых и т. п.) — декларативны, но на деле никак не реализуются. В большей степени дети-инвалиды живут на личные деньги их родителей. Вот такая вот статистическая реальность. При открытом информировании общества через все доступные источники информации такими сравнительными показателями ежегодной статистики все мифы о тяжком бремени налогоплатильщиков развеются сами собой. А учитывая пользу, приносимую инвалидами государству, по опыту других стран можно уверенно заявить, что социальная адаптация инвалидов в общество должна стать целью социальной политики государства. Поэтому социальная адаптация наиважнейший фактор.
Кроме того, при проведении только реабилитационных мероприятий и развитии системы реабилитации, но без создания условий для социальной интеграции инвалидов приведет к увеличению числа инвалидов, потенциально готовых к продуктивной трудовой деятельности или другим видам социальной активности. Произойдет увеличение дистанции между формально провозглашаемыми целями открытого общества для инвалидов, и их максимального вовлечения во все сферы жизнедеятельности, и реальной неготовности общества к участию инвалидов в общественном труде и общественной жизни. Количество лиц с ограниченными возможностями здоровья невостребованных к трудовой деятельности будет увеличиваться. Они будут иметь скорее продекларированные права, нежели реальные возможности для их реализации. Будут сохраняться условия для преобладания компенсационного подхода, когда провозглашаются высокие стандарты оказания социальных услуг, но не гарантировано их выполнение и принципа категорийности в ущерб принципу адресности. В итоге сформируются и будет нарастать ситуация социальной напряженности.
Целенаправленная и эффективная социальная политика является для Российской Федерации в условиях постсоветских трансформаций важнейшей предпосылкой сохранения политической стабильности. Это вызвано тем, что масштабные изменения экономической и социальной системы общества в результате глубоких политических трансформаций на протяжении двух последних десятилетий определили необходимость приспосабливаться к изменившейся ситуации для больших социальных групп. Низкая удовлетворенность потребностей значительной части населения России формирует политические протестные настроения. В данных условиях требуется научное осмысление и последовательная реализация социальной политики, направленной на содействие адаптации граждан России к кардинально изменяющимся условиям жизни.
В связи с этим адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, как одно из направлений социальной политики, приобрело государственный характер. Специалисты социальных служб призваны реализовать данную стратегию, решая задачи по восстановлению социального статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья и интеграции его в социум через совокупность накопленных в России и за рубежом приемов и методов, обеспечивающих прогрессивное развитие ребенка и способствующих достижению данной цели. Это хорошо прослеживается с внедрением государственной программы «Доступная среда» (2011;2015г.)
Правда, задача повышения адаптационного потенциала социальной политики в настоящее время не осознана основной массой исполнителей этой политики, т. е. должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления, иных структур. В то же время включение дезадаптированного населения в политический процесс и снижение таким образом уровня стабильности социально-политической ситуации делает данную задачу весьма актуальной.
Таким образом, реализация программ в направлении социальной политики для инвалидов, должна быть неразделима от программ адаптации и комплексной реабилитации, т. е. необходима не интеграция инвалидов в общество, а инвалидов и общества.
2.2 Проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями
Негативное отношение общества к детям и подросткам с физическими дефектами, а также повышенная жалость и внимания создают для них не только жизненные неудобства, но и негативно сказываются на формировании личности. Их развитие неразрывно связано с потребностью самоутверждения в соответствующей социальной среде. К сожалению, нормальные дети зачастую отвергают ребенка с дефектом и эта важнейшая социальная потребность, таким образом, не реализуется.
Состояние неудовлетворенного самоутверждения ведет, как правило, к деформации личности, к возникновению у нее моральной неустойчивости и опустошенности. Если же эта потребность удовлетворена, то открывается путь к реализации возможностей личности в различных решающих сферах жизнедеятельности и труда.
Критической точкой в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья, независимо от того, каким дефектом он страдает, является период, когда он начинает осознавать, что его внешние данные отличаются от других людей и пытается в этой связи предвосхитить последствия для него этих различий. В случае, если окружающие ребенка люди никаким образом не акцентируют внимание на дефекте и неудобствах, которые он несет ребенку, моральная-психическая напряженность постепенно спадает. Если же ребенок становится объектом насмешек и издевательства со стороны сверстников и окружающих, возникает тяжелейший внутренний конфликт, последствия которого бывают трудно предсказуемыми.
Существуют несколько типов адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду:
· Психическая адаптация выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.
· Социально-психологическая адаптация - это оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций групп, вхождение в их ролевую структуру.
· Социальная адаптация - это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.
Названные типы адаптации, хотя и имеют свои специфические особенности, проявляются как единое целое, в едином процессе приспособления ребенка к новым ситуациям жизни. Процесс адаптации к окружающей социальной среде идет непрерывно. Однако его обычно связывают с кардинальными изменениями, происходящими на жизненном пути индивида.
Наиболее общей доминирующей закономерностью при всех видах отклонений является нарушение речевого общения, способности к приему и переработке информации. Другая важная закономерность психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья — трудность их социальной адаптации, установления взаимоотношений с социальной средой.
Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья ставит перед родителями все новые и новые проблемы, которые должны грамотно и заинтересованно решаться. Одной из таких наиболее сложных проблем является реализация потребности ребенка в общении со сверстниками. Родители не должны допускать, чтобы эти отношения складывались стихийно, и окружающие сверстники смеялись над его психическими и физическими недостатками. Однако рано или поздно ребенку придется общаться с окружающим миром, и, если у него не будут выработаны необходимые навыки взаимодействия с другими людьми, для него обособленность от сверстников может обернуться еще большей трагедией.
Более эффективно контакты с другими детьми налаживаются в раннем возрасте. Ребенок, находясь среди детей, может ощущать, что он не такой как другие, но его переживания в связи с возрастными особенностями еще недостаточно глубокие, адаптация происходит менее болезненно и быстрее. Однако ему надо помочь установить контакт с теми детьми, в компании которых он стал бы своим человеком. На сегодняшний день в городе Каменск-Уральске в детских садах активно внедряют программу «Инклюжен» для детей с ограниченными возможностями здоровья, приглашая таких детей на прогулки и занятия вместе со здоровыми детьми, чтобы позволить снизить до минимума недостаток в общении, а также адаптировать здоровых детей к детям с ограниченными возможностями здоровья.
По мере взросления у детей дошкольного возраста появляется потребность в общение с взрослыми — это:
· Познавательное общение проявляется в виде задавания многочисленных вопросов (возраст почемучек) на различные темы, причем ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему — как к товарищу.
· Личностная форма общения характеризуется тем, что ребенок активно стремится к обсуждению с взрослыми поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм.
У ребенка же с ограниченными возможностями здоровья, в зависимости от тяжести дефекта, данные формы общения в период дошкольного детства находятся, как правило, в зачаточном состоянии или вообще отсутствуют.
Определенной деформации подвергаются и такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм, формирование произвольности поведения, то есть такого поведения, для которого характерна устойчивость, не ситуативность, соответствие внешних поступков внутренней позиции.
Итак, в начальной системе отношений «взрослый — ребенок» зарождается и получает стимул к развитию и саморазвитию потребность в общении. По выражению Л. И. Божович, потребность в общении, как и потребность в новых впечатлениях, относится к такой качественно новой форме потребности, когда человека побуждают к действию не нужда в чем-либо, не недостаток, а стремление к новому переживанию, к овладению, достижению. В результате психические духовные потребности становятся ненасыщенными, приобретают возможность самодвижения.
Первые уроки приспособления к взаимодействию с людьми ребенок получает в семье, в кругу близких для него доброжелательно настроенных родных и близких. Но социальная жизнь не ограничивается рамками семьи. Важными ступенями для вхождения в социальную жизнь становятся дошкольное учреждение, школа, формальные и неформальные группы общения, включение в трудовую деятельность, создание семьи и многое другое. И каждый раз, в каждом новом объединении индивиду приходится поддерживать или приобретать заново свой социально-психологический статус.
Составной частью процесса социальной адаптации детей с ограниченными возможностями является образование. Оно призвано обеспечить им доступ к знаниям, культурно-историческому наследию, накопленному человечеством, подготовить их к профессиональной деятельности, сделать взаимоотношения с окружающими людьми более доступными и цивилизованными.
В России обязательным базовым образованием является общее среднее. Не имея его, человек оказывается не подготовленным к получению профессионального образования и, тем самым, к условиям современной жизни. Поэтому вопрос о школьном образовании инвалидов — один из наиболее важных и наиболее полно рассматриваемых в законодательстве многих развитых стран.
Родители часто стоят перед выбором, где обучать такого ребенка — в обычной общеобразовательной школе или же в специальном учреждение. Их волнения не напрасны. Дело в том, что в деятельности многих специальных образовательных учреждений роль родителей в восстановлении жизненного потенциала ребенка, к сожалению, во внимание практически не принимается. Вызвано это тем, что специальные учреждения часто территориально отдалены от семьи. Нередко, из-за незнания или отсутствия реальной возможности выбора типа и вида образовательного учреждения родители вынуждены использовать единственный путь — сдавать ребенка в государственные специализированные учреждения.
Необходим иной подход и к обучению инвалидов в системе высшего образования. В настоящее время большинство высших учебных заведений не подготовлены к обучению инвалидов с различными видами патологии ни организационно, ни методически, что вносит в этот процесс существенные трудности. Так, инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, передвигающимся на колясках, в связи с неприспособленностью помещений весьма затруднительно самостоятельно попасть как в здание учебного заведения, так и в различные кабинеты и аудитории. Незрячим студентам нужны, особенно на начальном этапе учебы, сопровождающие лица. В библиотеках вузов для них не предусмотрена специальная литература с использованием азбуки Брайля, методические и другие пособия.
Следует также иметь в виду, что факт поступления абитуриента с ограниченными возможностями жизнедеятельности на учебу в высшее учебное заведение еще не решает проблему его активной социальной адаптации. Он лишь создает для этого лучшие возможности. Студенты-инвалиды, как и до поступления в вузы, по-прежнему нуждаются в дополнительной помощи взрослых.
В то же время усилия по обучению инвалидов в профессиональном учебном заведении и их социальной реабилитации могут оказаться неэффективными, если они после его окончания не смогут найти место работы. Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности, тем более выпускники высшей школы, имеют возможности трудиться. Но им нужны гарантии, чтобы их физический и интеллектуальный потенциал был востребован и они не оказались после окончания учебного заведения на обочине жизни.
Вовлечение ребенка с ограниченными возможностями в раннюю совместную деятельность, интегрированное обучение, приобретение профессии создает предпосылки для решения другой важнейшей задачи социальной реабилитации — ликвидации последствий в развитии психики и поведении, обусловленные вторичными нарушениями.
Таким образом, несмотря на многие трудности, возникающие в семье в связи с появлением ребенка с дефектом, их можно преодолеть или смягчить, если родители своевременно избавятся от последствий пережитого стресса, овладеют навыками управления своими чувствами и мышлением, научатся использовать свои воспитательные возможности и опыт воспитания таких детей, накопленный в других семьях.
Однако надо иметь в виду, что не все семьи могут справиться с навалившимися на них проблемами самостоятельно. Им нужна своевременная психологическая поддержка и социальная помощь, а для этого нужны специалисты, программы, законы.
Вызвано это во многом тем, что наше общество, к сожалению, не подготовлено к восприятию таких детей. Существует своеобразная «психологическая стена» между здоровыми людьми и людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. От этого страдают не только больные дети, но и все общество, поскольку при таком отношении у людей возрастает моральная черствость к несчастью другого человека и к незащищенным слоям населения в целом.
Заключение
История развития проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья свидетельствует о том, что она прошла сложный путь — начиная от физического уничтожения, непризнания, изоляции до необходимости интеграции лиц с различными физическими и психосоциальными нарушениями в общество, создание для них без барьерной среды.
Согласно истории развития этой проблемы на сегодняшний день люди с ограниченными возможностями здоровья испытывают функциональные затруднения не только вследствие заболевания, отклонений или недостатков развития, но и неприспособленности физического и социального окружения к их специальным потребностям, предрассудков общества, предосудительного отношения к инвалидам. И самым слабым звеном в цепочке этих проблем становятся дети-инвалиды и их семьи.
Решение этих задач может быть лишь системным, способным обеспечить необходимые взаимодействия.
Что же касается роли семьи для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, то она неизмеримо возрастает. Семья для ребёнка — наиболее значимый фактор социализации и превосходит по влиянию все другие общественные образования. В ней ребёнок усваивает систему норм, правил, ценностей и знаний в соответствии с культурой и традициями общества и апробирует их на практике. В связи с его особым образом жизни на семью ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей, что неизбежно сопровождается повышенными материальными затратами, психологическими и эмоциональными перегрузками. А помогать решать эти проблемы должно в первую очередь государство через систему законодательных мер, через местные и региональные органы власти и социальные службы. Адаптация же — как цель социальной политики государства, должна стать, прежде всего, в законодательном порядке механизмом установления основных социальных гарантий, их реализации и порядка предоставления социальной поддержки.
Но социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, невозможна без изменения отношения самого общества к этой проблеме или в противном случае все старания семьи и социальных служб, и государства будут напрасны. Нужно чтобы общество не только не отгораживалось от этой проблемы, но и наоборот протянуло руку помощи.
После рассмотрения и анализа вышеизложенных проблем и предложений по их решению, без которых немыслимо существование и плодотворная жизнедеятельность нашего общества, напрашивается единственно возможный в этой непростой ситуации вывод, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма являются следующие конкретные шаги, как незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на защиту и обеспечение государством социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей; оказание государственной помощи в создании и поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как расширение сети реабилитационных центров с применением современных технологий оказания социальных услуг, предоставление государственной социальной помощи на основе социального контракта, развитие электронных ресурсов предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг, в том числе посредством Интернет.
Список источников и литературы
1. Агентство РиФ «Население России. Статистика, факты, комментарии, прогнозы.» [Электронный ресурс]: статья — Режим доступа: http://www.rf-agency.ru
2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
3. Аксенова Л. И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. — 1997. — № 1. — с.3 — 10.
4. Аргун Л. Е., Капустина И. В. Спортивно-реабилитационная игра «Ринго — Надежда». // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1997. — № 2. — с.43−50.
5. Бобла И. M. История становления практики воспитания и обучения детей с особенностями развития в Беларуси (до советского время) // Дэфектология. — 1996. — № 3. — с.8−18.
6. Боровая Л. П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей. // Социально-педагогическая работа. — 1998. — № 6. — С.59−63.
7. Гимельштейн Е. Э., Мицкевич Л. Н., Ящук Е. С. Реабилитация онкобольного ребенка в детском саду. // Социально-педагогическая работа. — 1998. — № 6. — С.41−44.
8. Григорьев А. Д. Очерки истории социальной работы на Беларуси. Мн.: Ротопринт БГПУ им. М. Танка, 1998. — 221 с.
9. Гуровец А. А. Опыт оказания психосоциальной помощи онкологически больным детям и их родителям в Королевстве Норвегия. // Социально-педагогическая работа. — 1998. — № 5. — С.81−90.
10. Дементьева Н. Ф., Устинова Э. В. Роль и место социального работника в обслуживании инвалидов и пожилых людей. М.: Институт социальной работы Тюменской области, 1995. — 108 с.
11. Закон РФ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года, одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года [Электронный ресурс]: — Режим доступа http://base. consultant.ru
12. Исаев Д. Н. Психология больного ребенка: Лекции. С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993. — 76 с.
13. Конвенция о правах ребёнка принята Генеральной Ассамблеей ООН от 26 января 1990 год, 54 статьи [Электронный ресурс]: — Режим доступа http://base. consultant.ru
14. Малофеев Н. Н. Становление и развитие государственной системы специального образования В России. — М.: Изд-во РАО, 1996. — 82 с.
15. Маллер А. Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам. // Дефектология. — 1996. — № 1. — С.83−85.
16. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М.: Педагогика — Пресс, 1996. — 80 с.
17. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика, 1991. — 160 с.
18. Медицинская, социальная, профессиональная реабилитация больных и инвалидов: Материалы международной научно-практической конференции 29 — 31 октября 1996 г. Под редакцией Э. И. Збровского Мн.: Товарищество «Хата», 1998. — 352с.
19. Новые реабилитационные технологии социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции 2010 г. /Под ред.В. А. Бронникова, А. С. Сунцовой / ГОУ ВПО «УдГУ». Ижевск, 2010. — 238 с.
20. Основы социальной работы: Учебник. Под редакцией П. Д. Павленок. М.: ИНФРА — М, 1998. — 368 с.
21. Питерси М., Трилор Р. Программа ранней помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». Мн.: Издательство БелАПДИ, 1999. — 150 с.
22. Первый периодический доклад по осуществлению положений Конвенции ООН о правах ребенка. // Образование и воспитание. — 1999. — № 6. — С.3−45.
23. Преодолевая проблемы инвалидности: Программа Лиен. М.: Издательство Института социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 1997. — 230 с.
24. Проект программы Фракции Единая Россия «Родителям, усыновившим детей-инвалидов, могут выдавать специальные медицинские сертификаты для них — ИНТЕРФАКС» [Электронный ресурс]: 27.02.13 13: 28 МСК — Режим доступа: http://www.er-duma.ru
25. Репринцева Г. И. Игротерапия как метод психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1997. — № 1. — С.52−61.
26. Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. Под ред.А. И. Панова, Е. И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997. — 364 с.
27. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. Т.1. Под. Ред. Ю. Д. Арабатской. М.: Медицина, 1981. — 559 с.
28. Смирнова Е. Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1997. — № 2. — С.51−56.
29. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. Под. Ред.Е. М. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1996. — 210 с.
30. Целок Д. В. Программа «Инклюжен»: Новая модель социализации инвалидов в учебных заведениях США // Дефектология. — 1996. — № 5. — С.106−111.
31. Шапорова С. А. Проблема интегрированного обучения в зарубежном опыте // Дефектология. — 1997. — № 6. — С.97−109.
32. Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» № 181, принят Государственной Думой 20 июля 1995 года, одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года, [Электронный ресурс]: (в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 172-ФЗ), гл. 1 ст.1 — Режим доступа: http://base. consultant.ru