Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социализационные траектории молодежи в российском обществе потребления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Гущина Н. А. Российская молодежь в воспроизводстве региональных элит: социоструктурный аспект: Автореф. дис.дис. .канд. социол. наук. Новочеркасск, 2008; Зозуля И. В. Социальное здоровье молодежи как фактор стабильности общественного развития и национальной безопасности России: Автореф. дис.дис. .канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2007; Погосян J1.A. Делинквентное поведение молодежи в России… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические проблемы исследования социализационных траекторий российской молодежи в условиях формирования общества потребления
    • 1. 1. Социологическая мысль о социализационных траекториях молодежи в российском трансформирующемся обществе
    • 1. 2. Потребительская социализация российской молодежи как предмет исследования
  • Глава 2. Влияние общества потребления на социализационные траектории молодежи
    • 2. 1. Специфика российского общества потребления
    • 2. 2. Потребительские притязания в социализационных траекториях молодежи
    • 2. 3. Молодежные субкультуры в пространстве потребительской социализации российской молодежи
  • Глава 3. Потребительское поведение молодежи и социализационные траектории
    • 3. 1. Социализационные траектории молодежи на рынке образовательных услуг
    • 3. 2. Социализационные траектории и досуговое потребление молодежи

Социализационные траектории молодежи в российском обществе потребления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Социализация современной российской молодежи протекает в сложных условиях, связанных с трансформацией постсоветского российского общества, сопровождающейся процессами аномии, углубления социально-экономического неравенства, с кризисом основных институтов социализации — семьи, школы, вуза, трудового коллектива, армии. При этом необходимо учитывать, что молодежь объективно призвана выступать не только в роли объекта социальных инноваций, но и в роли активного субъекта последних, так как в противном случае общество обречено на стагнацию и саморазрушение.

Специфика социализационных процессов ставит непростые задачи, как в практическом, так и в теоретическом плане. Существующие концепции социализации являются обобщением социальной практики преимущественно в стабильных обществах, а не в обществе, испытывающем одновременно глубокий системный кризис, находящемся в состоянии реформирования и перехода к постиндустриальному обществу, как это имеет место в нынешней России. Поэтому проверка адекватности данных теорий для российского общества, социологический анализ идущих в нем процессов социализации молодежи, обобщение и концептуализация накопленного эмпирического материала неизбежно будут идти параллельным курсом. Анализ перечисленных проблем социологическими средствами призван в конечном итоге оптимизировать средства и формы социализации молодежи в условиях формирования общества потребления в России и в перспективе утверждения его в качестве полноценного социального субъекта.

Социализация молодежи сопряжена с рядом социокультурных изменений, которые непосредственно касаются феномена потребления. Являясь одной из важнейших сфер жизнедеятельности человека, потребление занимает одно из ключевых мест в современном российском обществе, приобретая все большее значение. Социологи отмечают появление в российском обществе потребительской идеологии, которая в 90-е г. XX в. становится господствующей и характеризуется насаждением гедонистических принципов организации жизни, пропагандой быстрого обогащения любой ценой, потреблением дорогих престижных вещей т.п.1.

Формируется определенный образ жизни, который все чаще именуют «потребительством». Его отличает акцентируемый смысл потребляемых товаров и услуг как символов успеха, престижа, подъема по социальной лестнице, или же они преподносятся как эквивалент счастья и удовлетворенности жизнью. «Престижный» образ жизни превращается в самоцель. Товары и услуги становятся «узлами» социальных связей, «ключами» проникновения в элитные слои общества, расслаиваемого по потребительскому признаку" — символами успешной социализации2.

Появляется дискурс «общества потребления» — идея, согласно которой современные общества все в большей степени оказываются организованными вокруг потребления. Такие общества характеризуются несколькими основными чертами: идентичность индивидов основывается на их потребительской деятельности в той же степени, что и на трудовойакты потребления, стили жизни, приобретение определенных товаров и услуг используются как показатели социальной позиции и статусаосновными источниками социальной дифференциации становятся различия в потреблениивсе большее число товаров и услуг, все большая часть человеческого опыта и аспектов повседневной жизни становится товаром.

Новые тенденции оказывают все более значимое воздействие на механизмы социализации и социализационные траектории, т. е. направления жизненного пути, отражающие динамику процесса социализации молодых. Иначе говоря, условием выживания российского общества и его.

1 См.: Дашин П. В. Социоструктурные характеристики потребительского рынка в современной России. Автореф. дис.канд. социол. наук. Краснодар, 2007; Ушакин С. А. Количественный стиль: потребление в условиях символического дифицита/УСоциологический журнал. 1999, № 3−4, С. 235−250/Avww. nir/ ru/- Ильин В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность //Мир России, 2005, № 2. Сахно Е. Г. Власть потребления и кризис социализации//Социальный кризис и социальная катастрофа. СПб., 2002, С. 167−169. перспективой являются позиция и деятельность молодежи в настоящем и будущем.

Потребительские практики не только составляют значимую часть повседневности молодежи, играют важную роль во всех видах молодежных активностей, но и приобретают характерные черты и особенности стилей жизни. Активным агентом конструирования выступает общество, формируя потребительские ориентации и задавая определенные потребительские стандарты. Распространение массовой потребительской культуры сопровождается утверждением определенного набора ценностей: культа наслаждения, комфорта, достатка, личного эгоизма и потребления.

Когда процесс потребления захватывает человека целиком, становится центром его жизни, возникает явление потребительства, связанное с односторонней зависимостью от вещей и безудержным стремлением их о приобрести. Человек же, формируемый массовой культурой, несет в себе иное понимание морали, права, социального существования. Императивом этой культуры и индивидуальным кредо ее носителей становится потакание своим желаниям, стремление к максимизации удовольствия и потребления4.

Проблема потребления привлекает к себе внимание исследователей различных дисциплин — психологов, экономистов, философов, становится предметом для междисциплинарной интеграции наук. Потребление как специфический феномен социальной реальности оказывается в центре внимания социологической науки. Проблематика ценностных доминант в социологии, а также феномен потребления имеют широкое дискуссионное поле в современных социально-ориентированных дисциплинах. Это означает важность проблемы, ее фундаментальное значение для понимания современных социальных процессов. Однако проблема потребления, в контексте ценностного пространства общественного сознания, хотя и.

3 См.: Де Граф Д., Дэвид Ванн Д&bdquoX. Нэйлор Т. Потреблятство: болезнь, угрожающая миру / Пер. с англ. Н.Макарова. М., 2003, С. 16.

4 Орнатская JI.A. Массовая культура и «дух эпохи"/ Российская массовая культура конца XX века: Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. СПб., 2001. представлена различными исследованиями и подходами, тем не менее еще не вполне достаточно разработана и изучена, что свидетельствует о необходимости новых теоретических и эмпирических подходов в этой области. Современное российское общество динамически трансформируется, меняется, порождая все новые сегменты, подлежащие теоретическому осмыслению. В связи с этим, возникает необходимость новых исследований отмеченных социальных процессов.

Таким образом, актуальность данного диссертационного исследования обусловлена, во-первых, исключительной социальной значимостью изучения социализации и социализационных траекторий молодежи в условиях современной российской действительности, во-вторых, слабой изученностью этой проблематики.

Степень научной разработанности темы. Молодежь как объект социологических исследований активно привлекает внимание ученых. Большой вклад в разработку теоретико-методологических проблем отечественной социологии молодежи, изучение ее ценностных ориентаций, мировоззрения, установок, интересов и потребностей внесли Н.И. Зоркая5,.

6 V 8.

Ю.А. Зубок, В. Т. Лисовский, В. И. Чупров и др.

Особенности становления молодежи как социальной и возрастной группы рассматриваются в трудах В. Т. Лисовского. Исследованием и прогнозированием социальных потребностей молодежи занимаются В. С. Магун, Энговатов М. В., Литвинцева А.З.9 Вопросы молодежной.

5 Зоркая Н. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003. № 4 (66). С. 66−77.

6 Зубок Ю. А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. М., 2007; Она же. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социс. 2003. № 4. С. 42−51.

7 Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологический исследований российской молодежи) // Социс. 1998. № 3. Социология молодежи / Науч. ред. В. Т. Лисовский. Кн. 1−3. М., 1996.

8 Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000.

9 Магун B.C., Литвинцева А. З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е годы. М., 1993; Магун B.C., Энговатов М. В. Динамика притязаний и изменение субкультуры освещаются в работах Д. В. Петрова, С.И.Левикова10. Новая социальная ситуация вызвала к жизни новые направления в области молодежных исследований. В. С. Магун, Энговатов М. В., Е. В. Таракановская изучают новые формы потребительского поведения молодежи, В. И. Чупров — экономическое положение молодежи в условиях реформ11.

На Юге России в последние годы защищены: докторские диссертации.

П.С.Самыгина, И. П. Савченко, кандидатские диссертации Н. А. Гущиной, И. В. Зозули, Л. А. Погосян, А. В. Серикова, В.А.Тер-Акопьян и др.13.

Особенности становления молодежи как социальной и возрастной группы рассматриваются в трудах В. Т. Лисовского. Исследованием и прогнозированием социальных потребностей молодежи занимаются B.C. Магун, М. В. Энговатов, А.З. Литвинцева14. Вопросы молодежной субкультуры освещаются в работах Д. В. Петрова, С.И. Левикова15. Складываются новые направления в области молодежных исследований. B.C. Магун, М. В. Энговатов, Е. В. Таракановская изучают новые формы ресурсных стратегий молодежи: 1985;2005 годы//Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып. 6. М., 2007, С. 197−219.

10 Петров Д. В. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996; Левикова С. И. Молодежная культура. М., 2002.

11 Магун B.C., Энговатов М. В. Динамика притязаний и изменение ресурсных стратегий молодежи: 1985;2005 годы//Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып. 6. М., 2007, С. 197−219- Таракановская Е. В. Потребительское поведение российской молодежи в условиях рыночных отношений. Автореф. дис.канд. социол. наук, М., 2007.

12 Самыгин П. С. Правовая социализация учащейся молодежи в услорвиях социальной неопределенности российского общества. Автореф. дне. доктора социол. наук. Ростов-на-Дону, 2008; Савченко И. П. Молодежная политика как социальное управлениею Автореф. дис. доктора социол. наук. Ростов-на-Лону, 2002.

13 См.: Гущина Н. А. Российская молодежь в воспролизводстве региональных элит: социоструктурный аспект. Автореф. дис.канд. социол. наук. Новочеркасск, 2008; Зозуля И. В. Социальное здоровье молодежи как фактор стабильности общественного развития и национальной безопасности России. Автореф. дис.канд. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2007; Погосян J1.A. Делинквентное поведение молодежи в России: социологический анализ. Автореф. дис.канд. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2002; Сериков А. В. Молодежный экстремизм в современной России: динамика и отражение в общественном мнении у студентов (на примере Ростовской области). Автореф. дис.канд. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2005; Тер-Акопьян В. А. Адаптационные стратегии российской молодежи в условиях глобализации. Автореф. дис.канд. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2008.

14 Магун B.C., Литвинцева А. З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е годы. М., 1993; Магун B.C., Энговатов М. В. Динамика притязаний и изменение ресурсных стратегий молодежи: 1985;2005 годы//Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып. 6. М., 2007. С. 197−219.

15 Петров Д. В. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996; Левикова С. И. Молодежная культура. М., 2002. потребительского поведения молодежи, В. И. Чупров — экономическое положение молодежи в условиях реформ16. На Юге России в последние годы по молодежной проблематике защищены: докторские диссертации.

1 7.

П.С. Самыгина, И. П. Савченко, кандидатские диссертации Н. А. Гущиной, И. В. Зозули, JI.A. Погосян, А. В. Серикова, В.А. Тер-Акопьян и др.18.

Феномен социализации также является традиционным объектом внимания в социальной науке, теоретическую базу в исследовании которого составили труды в рамках таких направлений, как психологическое (3. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже), интеракционистское (Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид) и функционалистское (Т. Парсонс). Несмотря на различия в теоретических основаниях, практически все трактовки социализации исходят из общих посылок о том, что личность есть в высшей степени социальный продукт, то есть формируемый в ходе повседневного взаимодействия с другими членами группы, а процесс социализации может быть подразделен на стадии и этапы, которые определяются возрастом, обстановкой и набором конкретных норм, передаваемых в данный период.

Современный этап исследований процесса социализации молодежи в социологической науке характеризуется наличием различных подходов, широтой анализа общих и частных проблем социализации молодежи как особой социально-демографической группы. На преимущественно стихийный характер социализации молодежи в российском обществе.

16 Таракановская Е. В. Потребительское поведение российской молодежи в условиях рыночных отношений: Автореф. дис.дис. .канд. социол. наук, М., 2007.

17 Самыгин П. С. Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества: Автореф. дис.дис. .докт. социол. наук. Ростов н/Д, 2008; Савченко И. П. Молодежная политика как социальное управление: Автореф. дис.дис. .докт. социол. наук. Ростов н/Д, 2002.

18 См.: Гущина Н. А. Российская молодежь в воспроизводстве региональных элит: социоструктурный аспект: Автореф. дис.дис. .канд. социол. наук. Новочеркасск, 2008; Зозуля И. В. Социальное здоровье молодежи как фактор стабильности общественного развития и национальной безопасности России: Автореф. дис.дис. .канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2007; Погосян J1.A. Делинквентное поведение молодежи в России: социологический анализ: Автореф. дис.дис. .канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2002; Сериков А. В. Молодежный экстремизм в современной России: динамика и отражение в общественном мнении у студентов (на примере Ростовской области): Автореф. дис.дис. .канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2005; Тер-Акопьян В. А. Адаптационные стратегии российской молодежи в условиях глобализации: Автореф. дис.дис.канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2008. обращает внимание известный социолог Ю. А. Зубок, отмечающая неопределенность возможностей жизненного старта и неопределенность возможностей самореализации, актуализирующиеся в условиях повышенного социального риска19. Другой известный отечественный исследователь проблем социализации А. И. Ковалева полагает, что утрата советской модели социализации в современном российском обществе была обусловлена деформированием институтов социализации, сменой ценностных норм социальной регуляции и становлением иной системы социального контроля, что способствует формированию дисбаланса организованных и стихийных процессов социализации в сторону стихийности20.

Изучение потребления и потребительского поведения — одно из важных направлений социологических исследований, обладающих своей методологической базой и инструментарием. Социологический подход к исследованию потребительского поведения не только исходит из анализа потребителем цены и полезности товара или услуги, но и учитывает влияние статусных позиций личности, ее самоидентификацию в социально-классовой структуре, культурные и ценностные установки и базируется на принципах историзма. Потребительское поведение молодежи исследовалось в контексте ряда социальных вопросов: потребностей и ценностей (В.В. Павлова21, B.C. Магун22), жизненного стиля (В.Б. Звоновский, С.И. Луцева23),.

19 Зубок Ю. А. Риск в социальном развитии молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 1. С. 147−162- Она же. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. М., 2007.

20Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1- Она же. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996.

21 Павлова В. В. Рыночное мышление студенческой молодежи // Социологические исследования. 1998. № 8. С. 138−139.

22 Магун B.C., Литвинцева А. З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е годы. М.: Институт социологии РАН, 1993; Магун B.C., Инговатов М. В. Структура и межпоколенная динамика жизненных притязаний молодежи и стратегий их ресурсного обеспечения: 1985;2001 гг. // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 4 (72). С. 70−82.

23 Звоновский В. Б., Луцева С. И., Досуговые предпочтения молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2002. № 5 (61). С. 59−66. социальной стратификации (Г.М. Мкртчян24), поведенческих установок (М.А. Ядова25).

Социализация молодежи в обществе потребления только начинает изучаться, хотя в целом уже сложился социологический подход в изучении поведения потребителей в контексте их места в социальной структуре общества и включения потребителей как ролевой группы в систему социальных отношений и социального взаимодействия. При этом рассматривается рациональность и иррациональность потребительского поведения в зависимости от действия конкретных социальных и экономических условий, что непосредственно влияет на выбор социализационных траекторий.

С развитием идей постиндустриального общества все больше внимание исследователей стало привлекать воздействие «культурного капитала» — «накопленного в процессе социализации практического знания, позволяющего человеку распознавать стратегии и принципы действия других людей"26. Этот новый взгляд на поведение потребителей не отрицал характерное для социологического подхода понимание различий в потреблении в зависимости от таких социальных факторов, как уровень дохода, место в социальной структуре, психологические и другие особенности личности. Представителями развития этого подхода являются известные французские философы и социологи П. Бурдье и Ж. Бодрийяр. Последний — автор концепции «общества потребления», в основу которой положен анализ потребления символов — неоднозначных образов, с помощью которых человек определяет происходящее и свое место в нем, и которыми (помимо изначальных потребительских свойств) «нагружается» каждая вещь, продукт или услуга. Замена материального содержания товаров и услуг их.

24 Мкртчян Г. М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления // Социологические исследования. 2005. № 2. С. 10Ф-113.

25 Ядова М. А. Поведенческие установки молодежи постсоветского периода // Социологические исследо-вания. 2006. № 10. С. 78−87.

26 Радаев В. В. Социология потребления: основные подходы. Социс. 2005. № 1. С. 5.

27 Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. символическими значениями, которые рождены культурным контекстом потребителя, формирует культурное пространство вокруг него.

Объектом исследования является молодежь как социально-демографическая общность.

Предмет исследования — состояние и эволюция социализационных траекторий молодежи в российском обществе потребления.

Однако проблематика социализационных траекторий молодежи в обществе потребления, формирующемся в России, практически не изучена и требует своего теоретического осмысления и эмпирического исследования. Все это определяет цель и задачи данного исследования.

Цель исследования заключается в социологическом анализе социализационных траекторий молодежи в условиях формирования в России общества потребления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

— рассмотреть теоретические взгляды на сущность социализационных траекторий молодежи в российском трансформирующемся обществе;

— определить сущность потребительской социализации молодежи в российском обществе;

— выявить специфику общества потребления в современной России;

— показать значение потребительских притязаний в социализационных траекториях молодежи;

— охарактеризовать роль молодежных субкультур в пространстве потребительской социализации;

— рассмотреть воздействие рынка образовательных услуг на социализационные траектории молодежи;

— осуществить теоретический анализ социализационных траекторий в пространстве досугового потребления молодежи.

Теоретико-методологической базой исследования являются базовые методологические принципы: историзма, социального детерминизма, преемственности. Важную роль сыграло применение принципа системности, что позволило рассматривать социализационные траектории как элемент целостной системы социализации. Исследование базируется на общесоциологических законах: социального целого, развития, закон взаимосвязи общественных потребностей и деятельности людей, закон взаимосвязи материального производства и общества.

Сложившиеся в социологии теории социализации представляют собой логические конструкты, построенные на базе выявленных свойств этого социального процесса и предназначенные для его анализа. Наиболее плодотворны исследования социализации в рамках таких научных направлений, как структурно-функциональный анализ, понимающая социология, психоаналитическая и психосоциологическая традиции, бихевиоризм, символический интеракционизм, феноменологическая социология. В настоящее время сложился подход, рассматривающий социализацию как, с одной стороны, процесс включения индивида в жизнь общества, приспособление к условиям общественной жизни, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, что способствует дальнейшему развитию и сохранению обществас другой стороны, как процесс преобразования общества социализирующимися индивидами, развития личности человека, формирования его жизненной позиции.

В данной работе использован целостный подход к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения. Молодежь рассматривается как по возможности целостная социально-демографическая группа с характерными для нее социальными, возрастными, психологическими свойствами и социальными ценностями. В рамках концепции социализации молодежи, предложенной А. И. Ковалевой, автор опирался на разработанную ею траекторную модель социализации молодежи.

Эмпирическая база исследования представляет собой комплекс социологических методов сбора первичной социологической информации.

1. Традиционный метод анализа документов: официальные правовые документы (Законы РФ, нормативные акты по молодежной политике и социальному обеспечению населения) — статистические сборники (данные Росстата за 2000;2007 гг.).

2. Авторское социологическое исследование (2006;2007 гг.) в среде студенческой молодежи на тему «Ориентация молодежи на потребление». Выборку составили студенты 1—3 курсов юридического факультета Ростовского государственного экономического университета и студенты 2−4 курсов факультета информационных технологий управления ЮжноРоссийского государственного технического университета в возрасте от 18 до 25 лет. Всего в опросе приняли участие 170 человек.

3. Авторское социологическое исследование среди студентов 2−4 курсов экономического факультета Южного федерального университета на тему «Мотивация в сфере высшего образования». Тип исследованияпилотажное. Исследование включало в себя два этапа: а) сбор данных качественными методами: две фокус-группы с представителями студенческой молодежи, на тему «Мотивация в сфере высшего образования" — б) сбор данных количественными методами: выборочный опрос методом интервью по месту учебы. Объем выборочной совокупности — 120 единиц. Выборка — квотная. Исследование проходило в г. Ростов-на-Дону. Инструментарием опроса был вопросник «Молодежь как потребитель образовательных услуг».

4. Пилотажный опрос молодежи в г. Москва (май 2007 г., февраль 2008 г.) «Как Вы проводите свой досуг?». Опрошены 142 человека. Опрос осуществлялся по случайной выборке методом иитервью.

В ходе диссертационного исследования применялся также вторичный анализ эмпирических данных ранее проведенных социологических исследований социализации молодежи и ее потребительского поведения: всероссийских опросов общественного мнения, осуществляемых Левадацентром («Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены») за период 1999;2007 гг.- фонда «Общественное мнение»: «Контрреволюция притязаний: от чрезмерных амбиций — к прагматизму" — по.

Студенты как активная достижительная группа поколения" .

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые теоретически анализируются социализационные траектории молодежи как сложный и многоплановый феномен на фоне включения представителей молодого поколения в жизнь в условиях формирования в России общества потребления.

Новизна диссертационного исследования определяется также тем, что в нем:

1. Систематизированы теоретические подходы к анализу социализационных траекторий молодежи в российском трансформирующемся обществе.

2. Обосновано, что модель потребительской социализации представляет собой определенные взаимодействия объекта, субъекта и средств социализации в процессе приобретения молодежью потребительских норм и установок.

3. Установлено, что в России идет процесс формирования общества потребления, обладающего определенной спецификой.

4. Показано, что потребительские притязания начинают все больше влиять на социализационные траектории молодежи.

4. Выяснено, что в новой социальной ситуации важную роль в процессах формирования и выбора социализационных траекторий начинают играть молодежные субкультуры.

5. Выявлено, что социализационные траектории молодежи на рынке образовательных услуг становятся все более заметным явлением,.

См.: Контрреволюция притязаний: от чрезмерных амбиций — к nparMaTH3My//bd.fom.ru/2008/05/30/- «Студенты как активная достижительная группа поколения // bd.fom.ru/2008/09/12/- накладываясь на неравность доступа к ресурсам образования, превращение образования в сферу платных образовательных услуг.

6. Определено, что в формирующемся обществе потребления возрастает влияние досуга на процесс оформления социализационных траекторий молодежи.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Феномен социализации рассматривается как активный процесс, в результате которого человек способен не только «вписаться» в общество, но и реализовать свои потенциальные возможности, включиться в преобразовательную деятельность по изменению и улучшению жизни в обществе. При этом индивиды изменяют мир, в котором живут, и, в свою очередь, формируются и изменяются в результате собственной деятельности и влияния социума. Понятие «социализационная траектория» как направление жизненного пути в социальном пространстве позволяет отразить динамику процесса социализации российской молодежи в современных условиях. Социализационные траектории молодежи — это специфическая совокупность характеристик направленности, хода и результативности процесса социализации, направления жизненного пути в социальном пространстве трансформирующегося общества. Социализационные траектории могут рассматриваться в нескольких срезах — влияние внешней среды, субъектность, система диспозиций личности в процессе социализации. Алгоритм ее построения основывается на динамике процесса социализации с учетом пройденного индивидом этапа жизненного пути. Изменение социализационных траекторий связано с особенностями социализации российской молодежи и зависит от изменения объективных условий социальной среды и субъективных ситуаций, возникающих в результате социальные трансформаций.

2. Необходимость исследования потребительской социализации молодежи в рамках социологической традиции объясняется тем, что современные социальные трансформации во многом обусловлены влиянием процесса потребления в его материальных и символически-репрезентативных аспектах. Трансформируясь из простого удовлетворения потребностей в ключевой элемент социализации, потребление все более изменяет социальную структуру. Потребительская социализация выступает как процесс приобретения молодежью знаний и умений, влияющих на их функционирование в пространстве потребительского поведения. Модель потребительской социализации представляет собой определенные взаимодействия объекта, субъекта и средств социализации в процессе приобретения молодежью потребительских норм и установок. Набор потребительских знаний, умений и навыков, которыми обладает субъект социализации — молодежь, прежде всего зависит от их субъективного состояния и правовой установки, а также от социальной среды: семьи, системы образования, политических и правовых институтов, средств массовой информации и т. д. Действие всех вышеперечисленных переменных определяет доминирующую модель потребительской социализации молодежи.

3. В России идет процесс формирования общества потребления, что во многом определяет социализационные траектории молодежи. Потребление перестает быть способом борьбы за физическое выживание и превращается в инструмент конструирования социальной идентичности. Формируется социальная стратификация, в основании которой лежат различия в доступе к пространству общества потребления. Общество потребления, в которое вступает Россия — это новая система социокультурных связей, при которой социальная идентификация построена уже не на системе распределения труда и производства, а на способе потребления. Это общество потребления имеет определенную специфику: а) свой набор культурных символов и ценностей, накладывающийся на «революцию растущих притязаний» в условиях социокультурного кризисаб) резкое различие в формах проявления нового между крупными городами и остальной частью страны, между сравнительно малочисленными социальными стратами и основной массой населения на фоне нарастающей социальной поляризациив) российское общество потребления несет в себе некоторые черты советской модели благосостоянияг) для современной России характерно отсутствие усредненного типа потребленияд) мощное воздействие западных стандартов потребления.

4. Потребительские притязания начинают все больше влиять на социализационные траектории определенной части молодежи. Важной составной частью формирующегося в России общества потребления стало весьма противоречивое явление «революции притязаний» в среде молодежи, сопровождающееся формированием новых потребительских ценностей и видоизменением потребительского поведения. Средства массовой информации (СМИ) в огромной степени повышают уровень притязаний в обществе. В страну в массовом масштабе проникает западная культура потребления, происходит революция потребительских притязаний, формируется новая система средств потребления, копирующая иностранные образцы. Отсюда — изменение общей траекторной картины процесса социализации молодежи. Ценностные ориентации молодых все чаще замыкаются на материальном благополучии и удовлетворении личностных потребностей, а социализационные траектории молодых отличает направленность на реализацию завышенных потребительских притязаний.

5. В новой социальной ситуации важную роль в процессах формирования и выбора социализационных траекторий начинают играть молодежные субкультуры, что во многом обусловлено тем, что процесс социализации происходит не на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, а требует активного участия самой молодежи в выработке этих ценностей. В этих условиях социализация молодого поколения в современном российском трансформирующемся обществе определяется: а) отсутствием понимания со стороны общества, какая молодежь ему нужнаб) наличием процессов социальной дезинтеграции, существенно сокративших влияние социальных институтов на личность и молодое поколение в целомв итоге, социализация молодежи приняла стихийный и индивидуализированный характерв) быстрым устареванием опыта старших поколений и неспособностью молодых успеть за стремительным обновлением социального пространства.

6. Многие молодые люди, формируя свою жизненную стратегию и выбирая социализационные траектории, включают в них в качестве одного из основных компонентов получение высшего образования, что рассматривается в качестве необходимого условия достижения жизненного успеха в современном потребительском обществе. Однако переходное, неопределенное состояние общества приводит к несформированности социальной и личностной идентификации, амбивалентности ценностных ориентаций и нравственных норм поведения. При этом социализационные траектории молодежи на рынке образовательных услуг становятся все более заметным явлением, накладываясь на неравность доступа к ресурсам образования, превращение образования в сферу платных образовательных услуг.

7. В современном обществе потребления функция социализации актуализируется также в сфере досуга. Увеличивается влияние досуга в процессе оформления социализационных траекторий в формирующемся обществе потребления. Присущие пространству досуга контакты молодого человека с окружающим миром, трансляция духовно-культурных ценностей, передача традиций, стимулирование творчества — все это активно работает на социализацию и социализационные траектории молодых. Молодежный досуг характеризуется чертами, существенно отличающими его от досуга других социальных и возрастных групп, среди которых — зрительная и интеллектуальная восприимчивость, повышенная эмоциональность, частая смена настроений. Фактическая неуправляемость и неорганизованностью жизнедеятельности молодежи в сфере досуга также накладывает отпечаток на ее социализационные траектории.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Материалы диссертационного исследования могут быть полезны в научной и научно-педагогической деятельности и представлять интерес для специалистов различных областей социогуманитарного знания, занимающихся исследованием социализационных процессов, проблем молодежи и социализационных траекторий в современном обществе. Основные теоретические выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут использоваться для расширения предметного поля социологии молодежи, дальнейшей разработки концептуальных и теоретико-методологических положений анализа социализационных траекторий молодежи.

Результаты данного исследования, рекомендации и предложения могут быть использованы в практической деятельности государственных органов, занимающихся молодежной политикой, при подготовке лекций, семинарских занятий, курсов по основам социологии молодежи и социологии потребления.

Апробация работы. Содержание диссертационной работы обсуждалось на заседании кафедры социологии, политологии и права Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук ЮФУ.

Основные положения, выводы и рекомендации, полученные в ходе диссертационного исследования, докладывались и обсуждались на межрегиональной научно-практической конференции «Социализация молодежи Юга России в XXI веке» (Ростов-на-Дону, 17−18 апреля 2007 г.), межрегиональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых Юга России «Молодежь. Инновации. Будущее» (Ростов-на-Дону, 25−26 сентября 2007 г.).

Такие выводы подтверждаются и результатами, полученными автором данного диссертационного исследования. Методом опроса молодежи в г. Москве было установлено, что большую часть досугового времени молодых людей занимают общение с друзьями (73%) и телевидение (70%), что свидетельствует о распространении пассивных форм проведения досуга. Ориентация на активный досуг чаще всего находит выражение в посещении дискотек (52% от общего числа выбравших активные формы досуга). Посещают кафе, бары 31%, театры — 3% опрошенных.

Анализ результатов социологических исследований позволил выявить характер трансформаций в сфере молодежного досуга и сделать вывод о том, что в структуре культурных потребностей молодежи «к центру» перемещаются многие ценности, бывшие ранее «на периферии». Наряду с обеднением культурных потребностей прослеживается тенденция к прагматизму, приоритет же нравственных ценностей, познания, творческой деятельности утрачен. Досуговое потребление становится все более значимым фактором в формировании социализационных траекторий молодежи. При этом для определенной части молодых досуговое потребление перерастает в «досуговое потребительство».

В качестве выводов представляется возможным отметить следующее.

В современных условиях в связи с кризисом и трансформацией ряда социальных институтов (семьи, образования), традиционно играющих основную роль в социализационных траекториях молодого поколения, функция социализации актуализируется в сфере досуга. Об этом позволяет говорить возрастающая роль досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния его составляющих (видов досуговой деятельности, значимых для молодежи, распространяемых и пропагандируемых через них ценностей, образцов поведения) в процессе социализации молодого поколения и оформления социализационных траекторий в формирующемся обществе потребления.

Суть изменений видов молодежной досуговой деятельности заключается, прежде всего, в том, что происходит не только смена избирательности в отношении разнообразных досуговых видов и формирование не имевших ранее места в практике видов молодежной досуговой деятельности (Интернет), но и наполнение новым содержанием существовавших ранее видов (чтение, просмотр телепередач, посещение дискотек, «тусовки»).

В условиях досуга происходит активный контакт формирующегося молодого человека с окружающей социальной средой, трансляция духовно-культурных ценностей, обеспечивается преемственность поколений, передача традиций, стимулирование творческой активности. Все это деятельно работает на формирование социализационных траекторий в процессе становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок, образцов поведения, принятых в данном обществе.

В целом анализ социализационных траекторий молодежи в пространстве досугового потребления в условия формирования в России общества потребления позволяет говорить о наличии стихийных процессов, связанных с фактической неуправляемостью и неорганизованностью жизнедеятельности молодежи в этой сфере. Данной ситуации свойственно усиление вероятностного характера социализации, что является следствием, прежде всего, увеличения количества относительно самостоятельных и не складывающихся в единую иерархическую систему институтов социализации.

Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности.

Досуг привлекает молодежь нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нем физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социальнокультурной интеграции, восприятия социокультурного опыта, личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали привычным атрибутом образа жизни молодежи.

К особенностям молодежного досуга относится также своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. В данном случае именно компания сверстников выступает для молодых людей, осваивающих и присваивающих социальную субъектность, в качестве агента социализации, оказывая значительное воздействие на формирование их социализационных траекторий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Молодежь как формирующийся субъект общественного производства характеризуется особым содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон социального бытия. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее положения и определяется закономерностями процесса социализации, выбором социализационных траекторий в конкретных общественных условиях.

Всякое общество способно успешно функционировать и развиваться при условии, если оно располагает действенной системой социализации и регуляции социального поведения. Современное российское общество, в котором идет сложный и противоречивый процесс становления новых социальных институтов, переживает переходный период, когда старая система социальной регуляции уже не действует, а если и действует, то по инерции и фрагментарно, новая же еще не сложилась.

Специфика молодежи заключается в накоплении социального и культурного опыта в процессе реализации функции воспроизводства социальной структуры, социализации и социальной адаптации в условиях самостоятельной жизнедеятельности. В фазе молодости завершается индивидуализация личности, оформляются ее жизненные установки и цели, происходит утверждение в индивидуальном сознании и поведении устойчивых ценностных ориентаций.

В современной социологической литературе социализация по преимуществу рассматривается как процесс, в результате которого человек может не только «вписаться» в общество, но и реализовать свои потенциальные возможности, включиться в преобразовательную деятельность по изменению и улучшению жизни в обществе. При этом индивиды изменяют мир, в котором живут, и, в свою очередь, формируются и изменяются сами в результате собственной деятельности и влияния социума. Осуществление социализации молодежи нуждается в интегральном показателе, который бы позволял учесть объективную и субъективную стороны этого процесса в условиях усугубляющейся поляризации общества. Данный показатель в литературе определяется как «социализационная траектория», то есть направление жизненного пути в социальном пространстве трансформирующегося общества, позволяющее отразить динамику процесса социализации молодежи в современных условиях общества потребления.

Изменение социализационных траекторий связано с особенностями социализации молодежи. В свою очередь, особенности социализации современной российской молодежи зависят от изменения объективных условий социальной среды и субъективных ситуаций, возникающих в результате этих изменений. Социализационные траектории молодежи в российском трансформирующемся обществе претерпевают как расширение горизонтальных дифференциаций, так и стратификацию, связанную с существенными различиями в образе жизни, образовании, доступе к информации и т. д.

В новой общественной ситуации в России социализационные траектории молодого поколения определяются: а) отсутствием понимания со стороны общества, какая молодежь ему нужнаб) наличием процессов социальной дезинтеграции, существенно сократившим влияние социальных институтов на личность и молодое поколение в целомв итоге социализация молодежи приняла стихийный и индивидуализированный характерв) быстрым устареванием опыта старших поколений и неспособностью молодых успеть за стремительным обновлением социального пространства.

Становление в России общества потребления оказывает существенное воздействие на изменение социализационных траекторий молодежи. Молодежь является активной социально-ролевой группой потребителей товаров и услуг на российском рынке. Вместе с тем, потребительское поведение молодежи обладает рядом специфических характеристик: рациональность, отзывчивость к новинкам, спонтанность, стремление следовать моде, статусность. Молодежь обладает сложившейся системой базовых ценностей и выбранных средств их достижения. Все более определенно в молодежной среде проявляются прагматические ориентации на достижение личного успеха. Потребительская социализация выступает как процесс приобретения молодыми людьми умений, знаний и отношений, затрагивающих их функционирование на рынке в качестве потребителей. Потребительская социализация происходит в виде передачи культурных ценностей от одного поколения к другому. Поэтому индивид проходит потребительскую социализацию с помощью целого ряда агентов социализации, то есть социальных субъектов, институтов, посредством которых индивиды обучаются культуре.

Потребительская идеология, в основе которой насаждение гедонистических принципов организации жизни, пропаганда быстрого немедленного обогащения любой ценой, потребления дорогих престижных вещей, в целом красивой жизни, стала в 90-е годы российского общества господствующей среди других идеологий (продуктивного и достойного труда, здорового образа жизни, всестороннего развития личности и др.). Этому способствовали как объективные обстоятельства, так и субъективные факторы.

В России идет процесс формирования общества потребления. Массовое производство позволяет втянуть в активное потребление уже не только богатые классы общества, но и абсолютное большинство населения. Индивидуальное потребление основной части населения выходит за рамки, диктуемые природными потребностями, и превращается в ключевую часть воспроизводства человека социального. Потребление перестает быть способом борьбы за физическое выживание и превращается в инструмент конструирования социальной идентичности. Формируется социальная стратификация, в основании которой лежат различия в доступе к пространству общества потребления.

Все более явно меняется культура потребления и общения. С одной стороны, экономическая система интегрирует в себя механизмы культуры, с другой — культура в существенной мере превращается в отрасль рыночного производства. Экономика общества потребления опирается на новый тип личности, отличающийся склонностью к потреблению как способу конструирования своей идентичности. Общество потребления, в которое вступает Россия, это новая система социокультурных связей, при которой социальная идентификация (относительно связные представления людей о себе и о том, как их воспринимают другие) построена уже не на системе распределения труда и производства, а вне рабочего места, то есть на способе потребления.

Все более значимое влияние на выбор и формирование социализационных траекторий начинаеют оказывать потребительские притязания молодых. Опираясь на интегральные и дифференцированные критерии социализации молодежи, анализируя показатели результатов социологических исследований, можно увидеть, что в маргинальных чертах и характеристиках современной молодежи имеет место несформированность основополагающих диспозиций, играющих важную роль в социализационных траекториях.

В условиях, когда под влиянием новых доминантных критериев социальной дифференциации и их комбинации происходят усложнение социума, изменение положения основных социальных групп и качественного их состава, молодежь также претерпевает процесс дифференциации. Социальное расслоение молодежи в современной России, на этапе жизненного старта в сильной степени детерминированное ресурсными возможностями родительской семьи, проявляется в различиях в объеме потребления, уровне доходов, образования, профессионально-должностном статусе, формах политической активности, выборе досуговой деятельности, общественных настроениях, притязаниях, ориентациях, системы духовных ценностей, что неизбежно влияет на потребительские притязания молодежи.

Революция притязаний", играющая заметную роль в процессах молодежной социализации и формировании социализационных траекторий, стала важной составной частью формирующегося в России общества потребления. Все это сопровождается активным процессом формирования новых потребительских ценностей. Среди них — показное потребление молодых людей, связанное, прежде всего, с хвастливой демонстрацией богатства. Оно мотивируется желанием произвести впечатление на других своей способностью заплатить особенно высокую цену за престижный продукт. Это форма потребления, которая вызывается скорее социальной, чем экономической или психологической полезностью продуктов. Удовлетворение является результатом реакции аудитории не на позитивные качества рассматриваемого товара или услуги, а на выставляемое богатство покупателя потребительского продукта. Соответственно, стоимость покупки или цена продукта становится единственным фактором, имеющим значение для покупателя.

Конечным результатом развития идеологии и психологии потребительства становится то, что цель жизни каждого человека начинает пониматься не как стремление к счастью, любви, внутреннему душевной гармонии, а смысл существования человечества — не как социальный и духовный прогресс. Человек превращается в «потребительскую машину».

В новой социальной ситуации в России в процессе социализации как многоплановой и взаимообусловленной деятельности личности и общества происходят динамичные и глубокие изменения социальных характеристик молодежного потребления, эволюции социализационных траекторий. В условиях формирования новых потребительских ценностей и натиска массовой потребительской культуры происходит деформация институтов социализации молодежи.

Формирующееся в России общество потребления влечет за собой изменение социализационных траекторий современной российской молодежи. Социализационные траектории индивидуального развития молодежи становятся более разнообразными и противоречивыми, все чаще замыкаясь на материальном благополучии и удовлетворении личностных потребностей.

В период глобальных изменений современный молодой человек оказывается в ситуации кризиса идентичности, а процесс его самоопределения носит противоречивый характер. В этих условиях все более значимую роль в социализационных траекториях молодых приобретают молодежные субкультуры с их преимущественно развлекательно — рекреативной направленностью, вестернизацией культурных потребностей и интересов, приоритетом потребительских ориентаций над креативными, слабой индивидуализированностью и избирательностью культуры.

Меняются социализационные траектории молодежи в сфере потребления образовательных услуг. В России в настоящий момент высшее образование выполняет в большей мере инструментальную функцию, определяя социально-профессиональную подготовку молодых людей. Однако взаимодействие с реальностью образовательной сферы происходит по-разному для юношей и девушек из разных социальных групп и имеет разные последствия. В обстановке перехода к новым институциональным формам образовательные стратегии молодежи как ее жизненные притязания в сфере образования и способ реализации жизненных планов посредством достижения образовательного статуса заметно воздействуют на социально-статусные позиции молодежи и ее социализационные траектории.

Сегодня образование стало фактором укрепления социального неравенства. Дети «власть имущих» и богатых имеют возможность попасть в узкую группу, которая в будущем получит доступ к рычагам власти в экономике и политике. В России появились возможности финансового самоутверждения личности, когда не требуется высокий уровень образования, надо всего лишь платить большие деньги.

В современных условиях в связи с кризисом и трансформацией ряда социальных институтов (семьи, образования), традиционно играющих основную роль в социализации молодого поколения, функция социализации актуализируется в сфере досуга. Об этом позволяет говорить возрастающая роль досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния его составляющих в процессе социализации молодого поколения и оформления социализационных траекторий в формирующемся обществе потребления. При этом досуг выступает как фактор становления и развития личности, усвоения ею культурных и духовных ценностей, т. е. как фактор социализации. Господство в досуге эмоций и подчинения радостям, развлечениям как интеллекта, так и волей продиктовано основным назначением «досуговых» занятий дать человеку физиологически, психологически отдохнуть, разрядиться, отключиться от работы и бытовых проблем.

В условиях досуга происходит активный контакт формирующегося молодого человека с окружающим миром, трансляция духовно-культурных ценностей, обеспечивается преемственность поколений, передача традиций, стимулирование творчества. Все это активно работает на социализацию как процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей. Это — повышенная эмоциональная, физическая подвижность, динамическая смена настроений, зрительная и интеллектуальная восприимчивость.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
  2. B.C. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998. 246 с.
  3. Адаптационные стратегии населения. СПб.: Наука, 2004.- 352 с.
  4. И.Н. Социализация подростков. М.: МАИ, 1996. 184 с.
  5. В.И. Поведение потребителей. М.:ФАИР-ПРЕСС, 2000. -286 с.
  6. А. Две России: социальное пространство бедности и 6oraTCTBa//www.moskvam.ru/2003/08/andreev/htm
  7. Г. М. Социальная психология. Изд. З-е.М.: Наука, 1994.-386 с.
  8. Н.М., В.П.Бусыгин, И. И. Харченко. Модели поведения молодежи в сфере образования и на рынке труда: механизм и факторы формирования// Регион: экономика и социология. 2006. N 1. С.126−140.
  9. Т., Гарсия-Исер М. Молодежь на рынке труда и образовательных услуг//Человек и труд, 2004, № 6, С. 40−43.
  10. Базовые ценности россиян. М.: Наука, 2003. 324 с.
  11. Бауман 3. Текучая современность/Пер. с англ. СПб.: Питер, 2008.-240 с.
  12. Бедность и богатство в современной России: состояние и прогнозы. М.: Наука, 2003.
  13. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну /Пер. с нем. Б. Сидельника, Н.Федоровой. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.
  14. JI.A. Социальная модернизация в России в конце XX века. М.: ИФ РАН, 1997.- 173 с.
  15. Н.М. Человек и его потребности. М.: ФОРУМ, 2000. 246 с.
  16. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 289 с.
  17. Бестулсев-Лада И. В. Культура, контркультура, антикультура. что дальше?/Лу?у.гГза.ги/ cultyure/
  18. . Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция, 2006. 269 с.
  19. . Система вещей. М.: РУДОМИНО. 2001. 220 с.
  20. А.Б. Влияние модернизационных процессов на ценности населения современной России. Автореф. дис.канд. социол. наук. Краснодар, 2007.
  21. В.Б. Высшее образование в системе жизненных стратегий молодежи (региональный аспект). Автореф. дис.канд. социол. наук. Краснодар, 2007.
  22. Н. Типология личного потребления населения России//Мониторинг общественного мнения. 2002, № 1 (57).
  23. Л.Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация //Социс. 2001.- № 9.- С.68−76.
  24. П. Социальное пространство: поля и практики. СПб.: Нева, 2005. 367 с.
  25. Л.Г. Общество процветания в контексте национального пррозябания/Мсют.ш/агкЫу/
  26. С.Н., Чупров В. И. Молодежь России на пороге рынка: между бедностью и нищетой//Социс, 1991, № 9, С. 62−68.
  27. И. Конец знакомого мира. Социология XXI века. Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Логос, 2004. 368.
  28. Н.Н. Социализация молодежи в условиях социокультурного кризиса. Автореф. дис.канд. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2004.
  29. Ю.Р., Шапко В. Т. Парадоксальный молодой человек//Социс, 2006, № 6, С. 26−36.
  30. Ю.Г., Добренькое В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. Социология молодежи. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.-576 с.
  31. В.П. Социализация в переходном обществе: теоретическое моделирование и социокультурный контекст. Автореф. дис.докт. социол. наук. Саратов, 2001.
  32. В.В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенческий подход)//Социс, 2002, № 1, С. 96−105.
  33. JI.A. Социокультурная адаптация российской молодежи к социальным рискам в современной России. Автореф. дис.дисс. .канд. социол. наук. Краснодар, 2007.
  34. Э. Социология / Пер. с англ. В. Малышенко, Е. Крюкова и др.- научн. ред. В. А. Ядов. М.: УРСС, 1999. 704 с.
  35. Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. 2-е изд. — М.: Академический проект, 2005. — 528 с.
  36. .С., Цинман Ж. М. Потребительские стили петербургского среднего класса: из экономики дефицита к новому быту // Экономическая социология, 2007, № 3, С. 61−81.
  37. А.Ю. Социология потребления в контексте акционистской парадигмыЮкономическая социология, 2007, Том 8, № 2, С. 24−40.
  38. М.П. Формирование рекламой тендерных стереотипов потребительского поведения: социологический анализ. Автореф. дис.канд. социол. наук. Екатеринбург, 2006.
  39. З.Т. Социальное неравенство и социальная стратификация в российском обществе. СПб.: Наука, 2000.
  40. В.Б. Люди и вещи//Социологический журнал, 2000, № ½, С. 58−65.41 .Голуб Н. И. Личное потребление в переходной экономике России. Автореф. дис.канд. социолог, наук. Саратов, 1998.
  41. О. О. Теория общества потребления в современной социологии. Автореф. дис.канд. социол. наук. ю Санкт-Петербург, 2007.
  42. АЪ.Гордиенко Ю. Ф. Проблема выбора в трансформирующемся обществе. М.: Социально-гуманитарные знания, 2005. 212 с.
  43. М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ). 1992−2002 гг. М.: РОССПЭН, 2003.-512 с.
  44. Д., Ванн Д., Нэйлф Т. Потреблятство: болезнь, угрожающая миру. Пер. с англ. Н.Макарова. М.: Ультра. Культура. 2003. 392 с.
  45. Д.Х., Гребенниченко С. Ф. Потребительские настроения: долгая дорога в Россию//Социс, 1998. № 2.
  46. И. Социализация в процессах включения и исключения/Ютечественные записки, 2006, № 3.
  47. Е.А. Российская молодежь: проблемы гражданской идентичности. М., 1999. 142 с.
  48. Е.А. Гражданская идентичность российской молодежи. Опыт мониторинговых исследований 90-х годов/Автореф.дис. док.социол.наук.- М., 1999.- 38 с.
  49. Е., Герасимова М. Психотипы потребителей и позиционирования брэнда//Рекламные идеи, 2005, № 4.
  50. О. Религии и современное общество потребления: введение в проблему//Журнал социологии и социальной антропологии. 2007, Т. 10. Спецвыпуск. С. 77−86.
  51. О.Ю. Идеология потребления в советском обществе//Социологический журнал, 2005, № 4//www. socjournal. ru/
  52. П.В. Социоструктурные характеристики потребительского рынка в современной России. Автореф. дис.канд. социол. наук. Краснодар, 2007.
  53. Л. С. Политическая социализация молодежи//Свободная мысль, 1996, № 7.
  54. Н. Молодежь на рынке труда//Вопросы экономики, 1998, № 1, С. 82−87.
  55. Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.-452 с.
  56. Е.Н., Поварнщына С. Е. Психология бизнеса. М.: Армада, 1998.-511 с.
  57. А.В. Российское общество потребление, коммуникация и принятие решений. 1967−2004 годы. М.: Вершина, 2007. 576 с.
  58. П.К. Мониторинг потребления и стиля жизнит потребителей//Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2000, № 3.
  59. Залтман Дэ/с. Как мыслят потребители. М.: Прайм-Еврознак, 2005. -224 с.
  60. Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. М.: Дело. 2003. 568 с.
  61. В.Б., Луцева С. И. Досуговые предпочтения молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2002. № 5 (61). С. 59−66.
  62. А.Г. Теория социальной реальности в россйской социологии//Мир России, 1999, № 1−2, С. 3−58.
  63. О., Шурыгына И. От 80-х к 90-м: трансформация моделей успеха//Народонаселение, 1998, № 1.
  64. Н. Ценности и установки российской молодежи//Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003, № 4 (66), С. 66−77.
  65. Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. М.: Мысль, 2007. 288 с.
  66. Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска//Социс, 2003, 3 4, С. 42−51.
  67. С.П. Проблемы социализации современной молодежи. Оренбург: Димур, 1999.-291 с.
  68. Ю.Иваненков С., Кусжанова А. Социализация молодежи и перспективы развития образования. // Россия XXI. 1994, N 11−12
  69. Х.Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. 96 с.
  70. И.Н. Стиль потребления как социальный процесс и способ идентификации: социологическая интерпретация. Саратов Изд-во Поволжского межрегионального учебного центра, 2004. 511 с.
  71. В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность //Мир России, 2005, № 2.
  72. В.И. Социология потребления. Курс лекций//у?у.соп8итег. narod/ ги/
  73. В.И. Поведение потребителей/Zwww. consumer. Narod/ ru/
  74. Ильин В. И Потрбление как дискурс//Журнал социологии и социальной антропологии. 2007, Т. 10. Спецвыпуск, С. 3−26.
  75. Карпухин О. И Молодежь России: особенности социализации и самоопределения//Социс, 2000, № 3.
  76. В.В., Слепцов И. С., Ревенко JI.B. Социализация молодежи: сущность, особенности, тенденции. Краснодар, 1994.
  77. ИВ. Трансформационные процессы в России: субъектный аспект. Автореф. дис.канд. социол. наук. Новочеркасск, 2006.
  78. Н.З. Социализация как функция института образования в трансформирующемся российском обществе. Автореф. дис.канд. социол. наук. Иркутск, 2006.
  79. А.И. Социализационная траектория//Социология молодежи. Энциклопедический словарь/Отв. ред. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров. М.: Academia, 2008, С. 441−442.
  80. А.И. Социализация//Социология молодежи. Энциклопедический словарь/Отв. ред. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров. М.: Academia, 2008, С. 442−445.
  81. А.И. Социализационная траектория российской молодежи конца 90-х годов. М., 2001.
  82. А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996— 224 с.
  83. А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория//Социс, 2003, № 1, С. 109 115.
  84. А. И. Социализация // Социологическая энциклопедия: В 2 т. М.: Мысль, 2004. Т. 2, С. 445−448.
  85. А. И. Институты социализации// Социология молодежи. Энциклопедический словарь/Отв. ред. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров. М.: Academia, 2008, С. 158−160.
  86. Ковалева А. И, Луков В. А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. 351 с.
  87. Е.Б. Вторичная занятость студентов как фактор формирования жизненных стратегий. Автореф. дис.канд. социол. наук. Екатеринбург, 2006.
  88. Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М.: Эдиториал УРСС, 1999. 344 с.
  89. Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. М., 2000.
  90. Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России. Автореф. дис.канд. социол. наук. Ставрополь, 2003.
  91. Т.А. Образовательные стратегии российской молодежи: социологический анализ. Ростов-на-Дону: изд-во РГУ, 2005. 256 с.
  92. М.Д. Изучение социальных настроений и потребительского поведения населения России//Проблемы прогнозирования. 2003, № 2, С. 124−134.
  93. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М.: ИФ РАН, 1994.-245 с.
  94. Куда пришла Россия?. .Итоги социетальной трансформации/Под общ. ред. Т. И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2003.- 408 с.
  95. Лапин Н. К Кризисный социум в контексте социокультурных трансформаций// Мир России, 2000, № 3, С. 3−47.
  96. Н.К. Пути России: социокультурные трансформации. М., 2000.
  97. Ю. От мнений к пониманию. Социологические очерки 1993−2000. М.: Московская школа политических исследований. 2000. -576 с.
  98. Левада Ю. Homo Post-Soveticus//06niecTBeHHbie науки и современность, 2000, № 6.
  99. А.Г. Как изменились траектории мужской социализации//Куда пришла Россия? .Итоги социетальной трансформации. М.: МВШСЭН, 2003, с. 156−159.
  100. В.В. Трансформация российского общества (социологические аспекты. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002. 252 с.
  101. В.А., Миневич Я. В. Будущие политики: социализация студентов, ориентированных на профессиональную политическую деятельность. М., 2005. — 162 с.
  102. В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социс, 2002. N 10. С.79−87.
  103. В. А. Молодежные субкультуры в современной PoccHn//psyfactor. org/lib/
  104. Н.Г. Поведение потребителя. Учебное пособие. Владивосток: изд-во Дальневосточного университета, 2004. 140 с.
  105. Люди и вещи в советской и постсоветской культуре. Новосибирск: изд-во НГУ, 2005. 140 с.
  106. B.C., Литвинцева А. З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е годы. М.: Институт социологии РАН, 1993.-128 с.
  107. B.C., Энговатов М. В. Динамика притязаний и изменение ресурсных стратегий молодежи: 1985−2005 годы//Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып. 6. М., 2007, С. 197−219.
  108. B.C., Энговатов М. В. Структура и межпоколенная динамика жизненных притязаний молодежи и стратегий их ресурсного обнспечения: 1985−2001 гг.//Вестник общественного мнения. 2004, № 4 (72), С. 78−82.
  109. Т. С. Позиционирование ценностей в субкультуре потребителей. Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 2006.
  110. П.А. Динамика жизненных ценностей сельской молодежи//Социс, 2005, № 1, С. 91−94.
  111. Г. М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления//Социс, 2005, № 2, С. 104−113.
  112. Молодежь новой России: ценностные npHOpHTeTbi//www. isras .ru/analytical/
  113. В.В., Скробов А. П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ // Социально-политический журнал. 1998, № 1.
  114. П. Есть ли будущее у общества потреб л ения/Vwww. polit/ ru/lectures/2005/l 2/01/
  115. А.В. Социализация человека. Учебное пособие. 2-е изд. М.: AKADEMIA, 2006. 304 с.
  116. К. Жизненные стратегии современной молодежи: межпоколенческий анализ//Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. т. 7, № 1, С. 175−189.
  117. Образование и будущее. Готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Доклад комиссии по интеллектуальному потенциалу нации Общественной палаты РФ. М., 2007.
  118. К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Издательство «Речь». 2003.
  119. E.JI. Идентичности и культурные практики российской молодежи на грани XX—XXI вв.. Автореф. дис.докт. социол. наук. М., 2005.
  120. Е.А. Субкультуры и культурные стратегии на сцене конца XX века: кто кого? // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2004. — N 4. — С.53−60.
  121. E.JI. Культурные практики и стили российской молодежи в конце XX BeKa//ecsocman.edu.ru/
  122. Л.А. Массовая культура и «дух эпохи»// Российская массовая культура конца XX века: Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
  123. Ю. Особенности формирования гражданского самосознания российской молодежи // Власть. 2007. N 10. С.36−39.
  124. Е.В. Расслоение молодежи в условиях формирования многомерного социального пространства России. Автореф. дис.канд. социол. наук. Волгоград, 2007.
  125. Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998.
  126. Д.Е. Социальное самочувствие молодежи//Социс. 2000, № 12.
  127. Е.В. Социальное конструирование стилей потребления студенческой молодежи: социол ого-управленческий аспект. Автореф. дис.канд. социол. наук. М., 2006.
  128. Л., Ливни Э. Качество высшего образования в России: роль конкуренции и рынка труда//Вопросы образования. 2005, № 1, С. 70−86.
  129. Н.В. Молодежь на рынке образовательных услуг: жизненные ценности и стратегии//процессы в современной Западной Сибири. Труды II региональной конференции. Горно-Алтайск, 2001, С. 175−177.
  130. И.А. Изменение социализационных траекторий современного российского студенчества: региональный аспект. Автореф. дис.канд. социол. наук. Иркутск, 2007.
  131. А. Производство теории потребления/Шогос, 2000, № 4 (25), С. 57−62.
  132. Проблемы социализации современной молодежи/ЛуапепкоуБ.пагос!
  133. Т.Г. Проблемы трудоустройства молодежи в периферийном регионе // Регион: экономика и социология. 2006. -N 3. — С.69−78.
  134. В.В. Социология потребления: основные подходы//Социс, 2005, № 1,С. 5−18.
  135. В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
  136. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М., 1996.
  137. Ю.М., Смирнов Е. А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М.: Институт человека РАН, 2002.-246 с.
  138. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности//Социс, 1995, № 12, С. 100−105.
  139. О. Молодежное потребление в контексте современного глянцевого журнала/Лудуу. regioncentre. ru/generation/
  140. О.В. Провинциальная культурная среда как фактор формирования досуга молодежи. Диссер.докт. филос.н. М., 1997
  141. Российская идентичность в условиях трансформации. Опыт социологического анализа. М., 2005.
  142. Российская социологическая энциклопедия/Под ред. Г. В. Осипова. М., 1998.
  143. Россия новая социальная реальность. Богатые. Бедные. Средний класс. М.: Наука, 2004. — 259 с.
  144. Россия: риски и опасности «переходного» общества. Сб. статей. М.: Институт социологии РАН, 1998. 237 с.
  145. Россия реформирующаяся. Ежегодник /Отв. Ред М. К. Горшков. Вып. 6. — М.: ИС РАН, 2007. — 408 с.
  146. Л.И. Поведение потребителей и потребительская культура. М.: МГУ, 2002. 375 с.
  147. Я.Ы. Дифференциация стилей жизни россиян в поле досуга//Экономическая социология, 2007, Т. 8, № 4, С. 23−42.
  148. Г. Г., Савелов А. Р. Специфика положения молодежи на рынке труда//Социс, 2002, № 5, С. 101−107.
  149. О.О. Социология рекламного воздействия. М.: РИП-холдинг. 2006. -282 с.
  150. Г. Н., Петров Д. С. Социокультурная адаптация молодежи в период радикальных трансформаций. М.: Фирма Светотон ЛТД, 2004.
  151. Самыгин 77. С. Социальная неопределенность и правовая социализация учащейся молодежи в России. Ростов-на-Дону: изд-во ЮФУ, 2007.-256 с.
  152. Е.Г. Власть потребления и кризис социализации//Социальный кризис и социальная катастрофа. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002, С. 167−172.
  153. О. Посредственность как социальная 0nacH0CTb//www.p0lit.ru/
  154. Н. Социология. М., 1994.
  155. А.Ю. Феномен «революции притязаний» в культурно-историческом контексте//Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи. 1985−1995. М.: РАН, Институт социологии, 1998, С. 107−129.
  156. ИВ. Траектории социализации и самореализация человека зрелого (30−60 лет) возраста. М. ООО «ИНТУИТ РУ», 2007. -150 с.
  157. И.В. Самореализация личности в зрелом возрасте (социологический анализ). Автореф. дис.докт. социол. наук. М. 2007.
  158. В.А. Потребление как социальный процесс в условиях ценностной дезориентации современного российского общества. Автореф. дис.канд. социол. наук, Краснодар, 2007.
  159. Софронов-Аитомони В. Производство теории потребления//Знание-сила. 2002, № 7.
  160. Софронов-Аитомони В. Индустрия наслаждения//Логос, 2000, № 4, С. 85−93.
  161. Социология. Краткий тематический словарь. Под общей ред. Ю. Г. Волкова. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. 320 с.
  162. Социология молодежи. Энциклопедический словарь/Отв. Ред. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров. М.: Academia, 2008. — 608 с.
  163. Н.И. Социальные факторы в системе детерминации потребительского поведения. Автореф. дис.канд. социол. наук. Екатеринбург, 2005.
  164. СтаттД. Психология потребителя. СПб.: Питер, 2003. -448 с.
  165. Т.А. Формирование потребительской культуры школьников как средство их социализации. Автореф. дис.докт. педаг. Наук. Брянск, 2007.
  166. В.Ш. Тенденции социокультурной трансформации современного российского общества. Автореф. дис.канд. филос. наук, М., 2007.
  167. А. По другую сторону баррикад//Дружба народов, 2007, № 1.
  168. А. Не мир, но брэнд. Восприятие брэнд-агрессии провинциальной молодежью в России//Неприкосновенный запас, 2004, № 2 (34).
  169. Е.В. Потребительское поведение российской молодежи в условиях рыночных отношений. Автореф. дис.канд. социол. наук. М., 2007.
  170. Н.Е. Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа М.: Институт социологии РАН, 2007.-320 с.
  171. .Т. Парадоксальный человек. М.: Гардарики, 2001. -398 с.
  172. JI.K. Мировой опыт моделирования потребительского поведения/Маркетинг, 2001, № 1, С. 14−21.
  173. С.А. Количественный стиль: потребление в условиях символического дифицитаУ/Социологический журнал. 1999, № 3−4, С. 235−250//www. nir/ ml
  174. А. Люди и деньги. Очерки психологии потребления. М. Класс, 2005.-416 с.
  175. В.Э. Социальный потенциал современной молодежи в условиях модернизации российского общества: социологический анализ. Автореф. дис.канд. социол. наук. Москва, 2007.
  176. Г. В. Потребительское поведение частный случай социального поведения и предмет социально-психологического ai^roa//drupal.psychosfera. ги/
  177. Т.А. Дисфункции процессов социализации и социального контроля в условиях экспансии массовой потребительской культуры (проблемы девиантологического анализа). Автореф. дис.докт. социол. наук. М., 2007.
  178. С.В. Социокультурная деградация (социологический анализ). Автореф. дис.канд. соцол. наук. Краснодар, 2003.
  179. А. В альтернативной зоне//Дружба народов, 2007, № 1.
  180. С. О мнимой дефектности русской природы //Новый мир, 2003, № 7.
  181. Д.Ю. Жизненные стратегии студенческой молодежи Юга России. Автореф. дис.канд. социол. наук.-Ростов-на-Дону, 2006.
  182. Г. А. Молодежь России. Социальные ориентации и жизненные пути. СПб., 2004.
  183. В.И. Молодежь//Социология молодежи. Энциклопедический словарь/Отв. Ред. Ю. А. Зубок и В.и.Чупров. М.: Academia, 2008, С. 267−270.
  184. В.И. Социология молодежи//Социология молодежи. Энциклопедический словарь/Отв. Ред. Ю. А. Зубок и В.и.Чупров. М.: Academia, 2008, С. 461−466.
  185. В.И., Зубок Ю. А. Методология целостного подхода в социологии молодежи//Россия: новые цели и приоритеты/Под ред. Г. В. Осипова и др. М., 2006.
  186. В.И., Зубок Ю. А. Социализация молодежи в посткоммунистической России//Социально-политический журнал 1996, № 6.
  187. В.И., Зубок Ю. А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000.- 116 с.
  188. В.И., Зубок Ю. А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. М.: Наука, 2001. 230 с.
  189. JI.B. Социализация в контексте культурной трансформации в России: самоопределение через потребление//Гуманитарные науки в Сибири. 2006, № 1, С. 63−64.
  190. А.И. Субкультура молодежная//Социология молодежи. Энциклопедический словарь/Отв. ред. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров. М.: Academia, 2008, С. 495−497.
  191. О.М. Российский порядок: вектор перемен. М.: Вита-Пресс. 2004. 208 с.
  192. И.В. Система детерминации потребительского поведения современного россиянина. Автореф. дис.канд. социол. наук. Екатеринбург, 2001.
  193. Штомпка 77. Социология социальных изменений / Пер. с англ. А. С. Дмитриева- Под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996. — 416 с.
  194. И.И. Жизненные стратегии подростков//Социс, 1999, № 5, С. 52−62.
  195. Щепочкин Д-Ю. Социологический анализ управления потребительским поведением. Автореф. дис.канд. социол. наук. М., 1998.
  196. В.А. Россия как трансформирующееся общество/Юбщество и экономика, 1999, № 10−11, С. 65−72.
  197. М.А. Поведенческие установки молодежи постсоветского периода // Социологические исследования. 2006. № 10. С. 78 -87.
Заполнить форму текущей работой