Верят ли ученые в Бога
На протяжении столетий атеизм призывает людей к «здравомыслию», упрекая верующих в Бога в доверчивости, наивности, признании чудес. Какое же «здравомыслие» предлагают атеисты и что они называют «чудесами»? Если достаточно глубоко вдуматься в смысл того, что атеист называет «здравомыслием», то окажется, что научный атеизм предлагает принять на веру еще большие чудеса, чем те, которые содержатся… Читать ещё >
Верят ли ученые в Бога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра философии РЕФЕРАТ Верят ли ученые в Бога Мурманск 2013
Введение
Существует мнение, что наука и вера в Бога несовместимы, что наука не может ни доказать, ни опровергнуть существование Бога или истинность Христианства. Но на самом деле это не так. Научные знания могут внести огромный вклад в изучение оснований христианской веры.
За каждой дверью научного открытия есть еще десять других дверей на другой стороне. Забывая это, убежденные атеисты продолжают утверждать, что одно какое-то научное открытие должно освободить человечество от необоснованной веры в Бога.
На протяжении столетий атеизм призывает людей к «здравомыслию», упрекая верующих в Бога в доверчивости, наивности, признании чудес. Какое же «здравомыслие» предлагают атеисты и что они называют «чудесами»? Если достаточно глубоко вдуматься в смысл того, что атеист называет «здравомыслием», то окажется, что научный атеизм предлагает принять на веру еще большие чудеса, чем те, которые содержатся в Библии. Дело в том, что важнейшей причиной познаваемости Вселенной является повторяемость, воспроизводимость явлений. Именно на этом основывается практический опыт, как всего человечества, так и отдельных его членов. Христианин, верящий в воскресение мертвого тела Иисуса, убежден лишь в восстановлении временно утраченных жизненных функций, т. е. в явлении, подтвержденном жизненным опытом. Атеист считает, что вся жизнь произошла от мертвой материи — факт, который никаким опытом не подтверждается и даже на прямую опровергается безуспешными попытками синтеза живой клетки. Христианин верит, что Вселенная была создана Богом, как учит Священное Писание. И это подтверждается данными науки, в частности, не нарушаемой иерархией основных составляющих вселенной веществ, физических полей и информации, где главную роль играет информация. А атеист считает, что Вселенная возникла в результате большого взрыва, якобы случайно создавшего все многообразие мира с миллиардами тончайших связей, строгой иерархией и незыблемыми законами, что не только не подтверждается жизненным опытом, но напрямую противоречит ему, т.к. опыт показывает, что стихийный взрыв — всегда процесс разрушительный, а не созидательный. Очевидно, что сегодня атеисту нужно иметь гораздо больше веры в чудеса, чем христианину. По этой причине многие ученные отвергли атеизм как мировоззрение.
Нам известно много ученых с мировым именем, которые смело заявляют, что Вселенная настолько сложна и высоко организована, что ее объяснение немыслимо без веры в Бога — Создателя. Большинство великих ученых сегодня исповедуют веру в Бога, где только имеют возможность.
Отвергает ли современная наука того Бога, в которого верили такие ученые, как Ньютон, Галилей, Коперник, Бекон и многие другие?
Можно посмотреть, что говорят нам сегодня на эту серьезную тему люди, имеющие всемирную известность, среди которых многие являются Нобелевскими лауреатами.
Алберти, доктор Роберт А. — декан факультета естественных наук Массачусетского Технологического Института (один из наилучших институтов США).
«Вы не можете быть настоящим ученым, если вы не верите, что вселенная реальна! Если бы Бог захотел „подшутить“ над ученым, то последний не мог исследовать законы природы и полагаться на постоянно меняющиеся данные науки. Вся жизнь ученого основана ведь на уверенности, что вещи или явления, хотя и могут быть таинственными и непостижимыми, но все же они связаны и согласованы между собою».
Нобелевский лауреат по физике, Артур Комптон, писал:
«Чем больше мы узнаем о нашем мире, тем меньшей становится вероятность того, что он произошел в результате случайных процессов, поэтому сегодня, немного в действительности ученых, которые готовы защищать атеистическую точку зрения».
Гипотеза о том, что эволюционные процессы могли создать высокоорганизованную жизнь из неживой хаотичной материи, явным образом противоречит одному из фундаментальных законов физики, Второму закону Термодинамики. Этот закон говорит о том, что система, оставленная на произвол, всегда стремится к увеличению энтропии (состояния беспорядка). Также как горячий предмет, оставленный на произвол, всегда остывает, постепенно приобретая температуру окружающей среды, и никогда не происходит наоборот. Так и упорядоченная система со временем всегда стремится к беспорядку, и напротив, никогда из беспорядка не может появиться порядок сам по себе.
Поэтому дарвиновская теория эволюции также неосуществима, как и создание вечного двигателя, потому что обе эти идеи противоречат этому фундаментальному закону физики.
И хотя многие люди до сих пор держатся за эту теорию, тем не менее, каждый думающий человек прекрасно понимает, что наш сложный и удивительный мир не мог произойти сам по себе. Это очевидно, что он был кем-то создан. И его Создателя мы называем Богом.
Цель исследования состоит в том, чтобы узнать отвергает ли современная наука Бога. Данная цель определяет постановку и последовательное решение ряда задач:
— рассмотреть отношение ученых к Богу;
— исследовать, как научные открытия доказывают существование Бога;
— узнать что такое вера, которая основана на доказательстве.
1. Действительно ли современные ученые атеисты
1.1 Противоречит ли наука вере в Бога Кто-то, возможно, думает: чем дальше развивается наука, тем меньше ученые верят в Бога. Действительно, среди них есть немало тех, кто относится к религии с насмешкой. Однако есть и те, кого поражает удивительное устройство мира природы. Некоторые же из ученых обращают внимание не только на мудрость, явленную в природе, — они задумываются о Том, кто все так мудро устроил.
В течение приблизительно полутора веков эволюционная теория Чарльза Дарвина пользовалась огромной популярностью. Некоторые образованные люди, вероятно, предполагали, что вера в Бога в итоге станет уделом лишь невежественных, легковерных и наивных людей. Однако ничего подобного не произошло. Многие ученые открыто выражают свою веру в Творца. Хотя, возможно, они не считают Бога личностью и не доверяют Библии, но все-таки они убеждены в том, что разумное устройство мира говорит о существовании мудрого Конструктора.
Юрий Гагарин сказал после возвращения с космического полета: «Я был в межпланетном пространстве и не видел Бога. Значит, Бога нет». Некоторые рядовые люди приняли это заявление за истину, что современная наука, якобы, опровергает существование Бога. Другие, видя, что Гагарин не долетел даже до луны, заключили, что он вряд ли был вправе заявить, что он исследовал при этом уже все пространство. Ведь для того, чтобы пролететь нашу галактику со скоростью света (300 000 км. в секунду), потребовалось бы 1 миллион лет и полтора миллиона лет, чтобы достигнуть следующей галактики. А таких галактик биллионы.
Заключая об этом, очень наивном, рассуждении покойного Гагарина, нужно сказать, что принять его за истину могут только люди, умышленно отвергающие Бога.
В противоположность этому, первая группа американских астронавтов, долетевшая до луны и сделавшая высадку на луне, читала первый стих первой главы Библии в орбите луны и передавала это чтение по телевизионной сети для всего мира. Это свидетельствовало об их вере, что Бог сотворил небо и землю. «В начале Бог сотворил небеса и землю». Священное Писание Бт. 1:1 с.11
Астроном Аллан Сандаж отмечает: «Не хочется открывать другим, что веришь в Бога». Почему? Он говорит: «Пренебрежительное отношение — неодобрение и насмешки — оказывают сильное давление».
В итоге ученые, осмеливающиеся высказать мысль о том, что наука вовсе не противоречит вере в Творца, обнаруживают, что их голоса заглушаются высказываниями скептиков.
Заключение
сделанное Гагариным, ни в какой мере не было принято другими астронавтами и еще меньше — другими учеными.
Вот какими словами высказали свое мнение по этому вопросу многие ученые мирового значения:
Дюшезн, доктор Жюль С. — председатель департамента атомной молекулярной физики Льежского Университета в Бельгии.
«Связь науки с религией никогда не была такой близкой и тесной, как в наше время. Ученые, изучающие космическое пространство, открыли так много прекрасного и неожиданного, что теперь труднее сказать ученому, что Бог не существует. В этом вопросе не может быть двух мнений».
Форсман, доктор Вернер — глава департамента хирургии большого госпиталя в Дюссельдорфе (Германия), лауреат Нобелевской премии в области медицины.
«Бог создал мир и дал миру законы. Эти законы остаются без изменений. Духовные замыслы и силы этого мира также неизменны».
Фридрих, доктор Джон П. — главный химик департамента Агрикультуры США (Северная Районная научно-исследовательская лаборатория).
«Искренние ученые — мыслящие люди. Они понимают, что число вопросов растет быстрее, чем ответы на них. Это приводит их к вере в Бога. Я верую, что Бог является Создателем всего мира. Он держит всю вселенную и смотрит за всем, что находится в ней. Он — больше, чем первопричина, и только Он может отвечать на молитвы».
Фон Браун, доктор Вернер — часто называемый человеком, превыше всех ответственным за успешный запуск астронавтов на луну, США.
«Полет человека в космос является величайшим открытием, но в то же время — это только маленькая скважина в невыразимое богатство межпланетного пространства. Наш взгляд через эту маленькую замочную скважину на великие тайны вселенной только подтверждает нашу веру в существование Творца».
Каждый сведущий человек сознает поразительные достижения ученых во многих областях естественных наук. Научные исследования значительно расширили наши знания о вселенной, земле и о живой природе. Благодаря исследованию человеческого организма усовершенствовались способы лечения всевозможных болезней и травматических повреждений. Стремительный прогресс электроники обозначил эру электронно-вычислительной техники, преобразующей нашу жизнь. Ученые совершают удивительные подвиги, посылая людей на луну и обратно. Справедливым будет проявлять уважение к этим достижениям, так сильно расширившим наши знания об окружающем нас мире, начиная с мельчайших вещей до бесконечно больших.
Великий Исаак Ньютон (1643 — 1727) физик и математик, проникший в тайны строения и движения вселенной, говорил о себе: «Не знаю, чем меня признают потомки, но себе самому я представляюсь маленьким мальчиком, который на берегу безграничного океана собирает отдельные ракушки, выброшенные волнами на берег, в то время как сам океан и его глубины остаются по-прежнему для меня не постижимыми».
Ньютона спросили: кто же чудесно соберет рассеявшиеся в прах тела умерших, чтобы образовать новые тела. Ученый, молча, взял горсть железной пыли, смешал эту пыль с пылью земляной и спросил: «Кто выберет железные опилки из этой смеси?» При общем недоумении ученный взял большой магнит и стал водить над смесью. В ней обнаружилось движение, послышался шелест, и железные опилки стали прилипать к магниту. Серьезно посмотрел Ньютон на присутствующих и сказал: «Тот, кто такую силу сообщил бездушному камню, уже ли не может совершить большего через наши души, когда им потребно будет облечься в прежние, но обновленные тела?».
«Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану всеведущего и всемогущего существа. Вот — мое первое и последнее слово».
Альберт Эйнштейн (1879- 1955) величайший физик — теоретик XX века, один из основателей современной физики, автор специальной и общей теории относительности, ввел понятие фотона, открыл законы фотоэффекта, работал над проблемами космологии и единой теории поля, лауреат нобелевской премии: «Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть человеком религиозным. Иначе он не способен себе представить, что те невероятно тонкие взаимозависимости, которые он наблюдает, выдуманы не им. В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного разума. Обычное представление обо мне как атеисте — большое заблуждение. Если это представление почерпнуто из моих научных работ, могу сказать, что мои работы не поняты. Напрасно перед лицом катастроф XX века многие сетуют: „Как Бог допустил?“ Да, Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Путь познания добра и зла указан. И человеку пришлось самому расплачиваться за выбор ложных путей».
Ему принадлежат следующие слова: «Я не представляю себе ученого без твердой веры. Это можно выразить и так: невозможно верить в науку, не основанную на религии».
1.2 Сотворение мира: случайность или замысел Творца Между теорией эволюции и библейским сообщением о сотворении, очевидно, имеются глубокие различия. Сторонники эволюции утверждают, что сотворение несовместимо с наукой. Справедливости ради можно, однако, также спросить: действительно ли научна сама эволюция? С другой стороны, является ли сообщение библейской книги Бытие, как утверждают многие, просто рядовым древним мифом о сотворении? Или оно в согласии с открытиями современной науки? На эти вопросы нам предстоит ответить.
Например, Дарвин утверждал, что все разнообразие живых существ на Земле возникло от одного общего предка, однако в силу ряда мелких поэтапных изменений, накапливающихся под воздействием условий окружающей среды в течение длительного периода времени, они стали отличаться друг от друга. Дарвин надеялся, что ископаемые останки, которые в будущем будут обнаружены в Земле, еще раз подтвердят правоту его открытия.
Однако бесчисленные раскопки, проводившиеся на протяжении всего XX века, привели к совершенно иному доказательству. Не было найдено ни одного ископаемого останка «промежуточных форм», которые подтвердили бы теорию Дарвина о поэтапном развитии живых существ. Более того, все основные группы живых существ обнаруживались в толще Земли на определенном уровне совершенно внезапно, без каких-либо отличий от современных сородичей. Не было не малейшего следа существования некоего общего праотца.
В палеонтологии известен феномен «Кембрийского взрыва». Лишь его одного достаточно для сокрушения постулатов теории эволюции. В слоях земли этого раннего геологического периода были обнаружены практически все основные классы живых существ, ничем не отличающихся от современных. В этот период внезапно появляются все существующие на сегодняшний день классы организмов: моллюски, позвоночные, членистоногие, иглокожие и другие, обладающие чрезвычайно комплексными и неповторимыми системами жизнедеятельности.
Данные ископаемых останков со всей очевидностью доказали сотворенность всех живых организмов и сокрушили теорию эволюционного развития жизни. Ибо, как признают и сами эволюционисты, факт «внезапного появления жизни в самых развитых и совершенных формах» означает существование некоего высшего вмешательства, то есть сотворения.
Палеонтологическая летопись в точности соответствует общему порядку появления на Земле основных форм жизни, отраженному в библейской книге Бытие. Дональд Читтик, получивший в Орегонском университете докторскую степень в области физической химии, отмечает: «Пристальный взгляд на палеонтологическую летопись приводит нас к выводу о том, что животные размножались, как сказано в Библии, по роду их. Ни один вид не переходил в другой. Как в дни Дарвина, так и сейчас все свидетельствует в пользу описанного в книге Бытие Божьего сотворения мира». «Пусть земля произведет траву, растения, дающие семена, плодовые деревья, приносящие по своему роду плоды с семенами, — пусть так будет на земле». Священное Писание Бт.1:11 с. 11 «Пусть земля произведет живых душ по их родам: домашнее животное, всякое двигающееся животное и земного зверя по его роду». Там же Бт.1:24 с.11И животные, и растения, продолжают размножаться по роду их. По сути, противоречие между палеонтологией и дарвинизмом настолько явно, что некоторые ученые начинают понимать, что промежуточные формы никогда не будут найдены.
Почему же многие известные эволюционисты продолжают утверждать, что макроэволюция — это доказанный факт? Влиятельный эволюционист Ричард Левонтин написал, что многие ученые готовы принять научные утверждения, противоречащие здравому смыслу только «потому, что всегда придерживались теории материализма». Многие даже не допускают мысли о том, что было разумное начало, поскольку, как пишет Левонтин, они «просто не могут принять идею о существовании Творца».
В связи с этим в журнале «Сайентификамерикэн» приводятся слова социолога Родни Старка, который сказал: «На протяжении 200 лет нам внушали, что, если хочешь быть ученым, нельзя засорять свой ум религиозными идеями». Он также отметил, что в исследовательских институтах «верующие ученые стараются помалкивать».
Если вы принимаете теорию макроэволюции как факт, тогда вам нужно поверить в то, что ученые — агностики и атеисты не примешивают свои личные взгляды к научным доказательствам. Вам нужно поверить в то, что в результате мутаций и естественного отбора появились все сложные формы жизни, хотя сто лет исследований миллиардов мутаций показали, что ни один отдельный вид в результате мутаций не превратился в совершенно новый. Вам нужно поверить в то, что все живые организмы постепенно эволюционировали от общего предка, хотя палеонтологическая летопись неоспоримо свидетельствует, что основные виды растений и животных появились внезапно и даже за миллиарды лет так и не эволюционировали в другие виды. Кажется ли вам, что такая вера основана на фактах? Или это всего лишь выдумка? Действительно, поддерживать теорию эволюции — дело «веры».
По мнению многих, наука опровергает записанное в книге Бытие сообщение о сотворении. На самом деле Библия не противоречит науке. Некоторые ошибочно утверждают, что, согласно Библии, все физические творения были созданы приблизительно 10 000 лет назад в течение шести дней, каждый продолжительностью 24 часа.
Но в Библии не поддерживается такая теория, а если бы поддерживалась, то многочисленные научные открытия, сделанные в прошлом столетии, полностью опровергли бы это и выявили бы ее неточность. Тщательное исследование Библии показывает, что эта книга всецело согласуется с научными фактами. Но, что, же в Библии на самом деле говорится о сотворении?
Посмотрим, например, что говорится в Библии о нашей планете, Земле. В книге Иов мы читаем: «Он [Бог] распростер север над пустотой, повесил землю ни на чем». Священное Писание Иов 26:7 с. 712 Сравним это высказывание со словами Исаии: «Есть Тот, кто обитает над кругом земли». Там же Иса. 40:22 с. 955 Образ круглой планеты, «висящей ни на чем» в «пустоте», сильно напоминает сделанные космонавтами фотографии парящего в пространстве земного шара.
Подумаем также о поразительном круговороте воды в природе. Вот как описывается он в учебнике по физической географии: «Бомльшая часть влаги испаряется из Мирового океана, занимающего две трети нашей планеты. Эта влага в атмосфере превращается в капельки воды и кристаллы льда, образует облака. Осадки из облаков выпадают частично над океаном, частично над сушей. Выпавшие над сушей осадки либо вновь испаряются, либо стекают в реки, либо просачиваются вглубь, пополняя запасы подземных вод. Подземные воды питают реки, а реки выносят воду в Мировой океан. Таким образом, вода, испарившаяся с океана и оказавшаяся на суше, вновь через некоторое время попадает в океан. Так заканчивается круговорот воды в природе».
Этот замечательный процесс, благодаря которому существует жизнь на суше, был просто и ясно описан в Библии около 3 000 лет назад: «Все реки текут в море, но море не переполняется. Откуда реки выходят, туда и возвращаются, чтобы снова течь». Там же Эк. 1:7 с.898
Возможно, еще больше поражает то, как в Библии изложена история формирования гор. Вот что говорится по этому поводу в учебнике геологии: «Бесконечный процесс формирования и разрушения гор продолжается с докембрийских времен до наших дней… Горы не только возникли со дна исчезнувших морей, но часто спустя долгое время после возникновения они погружались в воду, а затем поднимались вновь». Сравните это с поэтичным языком псалмопевца: «Ты покрыл ее (землю) глубокими водами, словно одеждой, И воды стояли над горами. От твоего приказания они побежали, от раскатов твоего грома они в панике бросились бежать на то место, которое ты приготовил для них. Горы поднялись, Долины опустились». Священное Писание Пс. 104:6−8 с.822
Самый первый стих Библии гласит: «В начале Бог сотворил небеса и землю». Там же Бт. 1:1 с. 11 В результате наблюдений ученые разработали теорию о том, что материальная Вселенная имела начало. Она не существовала вечно. Астроном Роберт Ястров — агностик по религиозным убеждениям — писал: «Детали различаются, но основные элементы в астрономическом и библейском сообщении о возникновении совпадают: в определенный момент резко и неожиданно — взрывом света и энергии — возникла цепь событий, которые вели к появлению человека».
Правда, многие ученые верят, что Вселенная имела начало, но не приемлют слова «сотворил Бог». Тем не менее, некоторые сегодня признают, что трудно игнорировать очевидность того, что за всем стоит некий разум. Профессор физики Фриман Дайсон говорит: «Чем больше я исследую Вселенную и изучаю подробности ее строения, тем больше вижу доказательств, что Вселенная должна была в каком-то смысле заранее знать о нашем появлении».
Далее Дайсон признает: «Будучи ученым, воспитанным в традициях идей и языка двадцатого, а не восемнадцатого века, я не утверждаю, что строение Вселенной доказывает существование Бога. Я утверждаю только, что строение Вселенной согласуется с гипотезой о важной роли разума в ее функционировании». Слова Дайсона, конечно же, выдают скептический настрой, присущий людям в наше время. Но если отойти от этого скептицизма, то станет видно, как прекрасно согласуются данные современной науки и библейское утверждение о том, что «в начале Бог сотворил небеса и землю». Однако в Библии говориться о шести творческих днях, но что об этом говорит наука? Библеисты согласны с тем, что слова из книги Бытие 1:1 не относятся к действиям, происходившим в творческие «дни», описание которых начинается с 3-го стиха. Из этого следует важный вывод. Согласно этим первым словам Библии, вся Вселенная, включая нашу планету, уже существовала неопределенное время до начала творческих «дней».
Геологи утверждают, что возраст Земли исчисляется 4 миллиардами лет, а возраст Вселенной, по подсчетам астрономов, — 15 миллиардов лет. Разве эти научные данные, — которые в будущем, возможно, станут еще более точными, — противоречат написанному в книге Бытие 1:1? Бесспорно, нет. Библия не указывает точный возраст «небес и земли». Поэтому наука не опровергает сказанное в этом библейском стихе.
наука бог вера галилей
2. Почему некоторые ученые верят в Бога
2.1 Результаты научных открытий Достижения науки, безусловно, заслуживают внимания. Однако многие, вероятно, согласятся, что, хотя наука и связана с познанием действительности, она не является единственным источником знаний. Цель науки — описание процессов и явлений окружающего мира и объяснение того, как они происходят.
Научные знания помогают нам понять устройство материального мира, то есть всего, что поддается наблюдению. Но, каких бы успехов, ни достигли ученые в своих изысканиях, им не дано постичь смысл существования Вселенной.
Большинство ученых признают, что ответ на вопрос о существовании Бога находится вне области науки. Так как Бог бесконечен и неограничен, то не было, нет и не может быть такого ученого или философа, нет такой науки и ничего другого, что могло бы доказать или отвергнуть существование Бога. Те ученые, которые верят в Бога, не пытаются доказать существование Бога научным путем, потому что наука имеет отношение только к физическим явлениям и не может вникнуть в сущность духа. Конечно, это не значит, что духовный мир не существует, или, что он не реален, но это значит, что мир духа не может быть измерен инструментами науки или познан посредством логики, как никто не может измерить любовь или путем подсчета определить, как прекрасен полевой цветок. Мнение о том, что кроме того, что измерено и открыто наукой, ничего не существует — очень наивно или даже глупо.
Это признают сегодня большинство ученых. Они также признают, как мы можем видеть проявление любви, не зная ее сущности, так мы можем определить присутствие Бога, Его любви, Его силы в нашей жизни без научных доказательств.
В начале этого столетия было много атеистов, захваченных мыслью, что увеличение открытий науки положит конец вере в Бога, что наука раскроет все тайны мироздания и ничего не останется для объяснения посредством религии.
Это заключение не оправдалось.
Конечно, мы теперь знаем больше, чем мы знали, но неизвестное и неоткрытое продолжает умножаться быстрее нашего знания. Каждое новое открытие вместо ответа на последний вопрос рождает много других вопросов, на которые наука не имеет ответа. Эта неспособность науки, дать полные ответы на вопросы человека, вместо отхода от веры породила у многих ученых отход от материализма и вызвала интерес к духовному.
В середине XIX века в научных кругах стала популярной точка зрения о том, что Библия является всего лишь сборником древних мифов и легенд, и поэтому ее нельзя рассматривать как достоверный исторический источник. Одним из сторонников такого подхода был известный ученый археолог Уильям М. Рамсей. Когда он начал проводить археологические раскопки в районе Малой Азии, то он был убежден, что книга Деяний (книга Нового Завета), написанная Лукой, содержит просто легенды, и поэтому ее описание этого района не имеет никакой исторической ценности. Д. О. Юнак «Миф или действительность». Исторические и научные доводы в защиту Библии. Издание третье. — М.: Весть для тебя, 1996 г. — с.73
Однако после многолетних исследований ученый обнаружил, что повествования, содержащиеся в книге Деяний, поразительно точны даже в мельчайших деталях. Это открытие настолько повлияло на Рамсея, что он написал книгу под названием «Результаты недавних исследований достоверности Нового Завета», в которой ученый в частности пишет:
«Чем больше я изучал книгу Деяний, и чем больше я год за годом изучал культуру и обычаи Греко-Римской цивилизации, тем с большим восхищением я начинал относиться к повествованиям Луки. Даже при самой скрупулезной проверке его слова оказывались более точны, чем повествования других историков».
Развитие археологии в XX веке пролило еще больший свет на историческую достоверность Библии. К примеру, на протяжении долгого времени ученые подвергали сомнению историческое существование Понтия Пилата, по приказанию которого был казнен на столбе Иисус Христос. Но в 1961 году археологи обнаружили каменную плиту с надписью упоминающей Понтия Пилата в качестве префекта императора Тиберия, что полностью соответствует повествованию Нового Завета. Это стало первой археологической находкой подтвердившей существование личности Понтия Пилата.
Затем мы находим упоминание о Пилате в рукописях иудейских и римских историков 1 века нашей эры. К примеру, римский историк Тацит, говоря о христианах, пишет следующее:
«Христос, от имени которого происходит это название, был казнен прокуратором Понтием Пилатом во время правления Тиберия».
Кстати, как мы видим, в этом отрывке римский историк также упоминает и о личности Христа. И это не удивительно. Иисус Христос упоминается не только в Новом Завете, но и в рукописях многих римских историков того времени.
Несмотря на то, что основная ценность Библии состоит не в исторических сведениях, содержащихся в ней, а в ее духовном содержании. Тем не менее, Библия является ценнейшим историческим документом, позволяющим достоверно узнать о древнейшей истории человечества.
Один из величайших археологов, Доктор Уильям Ф. Олбрайт, долгое время проводивший раскопки в Палестине, писал:
«Каждое новое археологическое открытие все больше подтверждает достоверность Библии как исторического источника».
Конечно, в некоторых научных кругах часто появляются сомнения в том, что-то или иное событие, описанное в Библии, действительно происходило. Однако, проходит время, и новые археологические открытия развеивают эти сомнения, наука снова и снова подтверждает достоверность Библии как исторического источника.
К примеру, на протяжении долгого времени многие историки сомневались в существовании царя Давида, о котором повествуется в Ветхом Завете Библии, потому что не находили никаких упоминаний о нем в том периоде истории, когда он должен был жить. И только относительно недавно, в 1993 году, в Израиле, был обнаружен камень, известный сейчас как Тель Дан Стела, с надписью «Дом Давида» и «царь Израиля», который датируется IX веком до нашей эры. Фомин А. В. Доказательства существования Бога. М., Новая мысль, 2008. — с.231
Кроме того, на территории современной Иордании была обнаружена каменная плита, так называемая Стела Меша, которая тоже датируется IX веком до нашей эры. На ней Моавитский царь Меша описывает свои подвиги и свое восстание против Израиля. Надпись на этой каменной плите не только тоже упоминает Давида, но также описывает других царей и события связанные с ними, которые во всех деталях соответствуют библейскому повествованию.
Таким образом, археология как наука рано или поздно всегда подтверждает историческую достоверность Библии. Доктор Нельсон Глюек, являющийся самым авторитетным ученым в области Израильской археологии, по этому поводу заявлял:
«Ни одно археологическое открытие не противоречило даже единому библейскому повествованию. Наоборот, огромное количество археологических находок только подтверждают исторические данные, содержащиеся в Библии».
Однако Библия является не просто надежным историческим источником. Ее основная ценность не в этом. Библия содержит в себе нечто намного более значительное.
2.2 Вера, основанная на доказательстве
«Вера — это обоснованное ожидание того, на что надеются, очевидное доказательство существующего, хотя и невидимого». Священное Писание Евр. 11:1 с.1525
Ученые не могут научно подтвердить или научно доказать существование Бога, но огромное количество ученых основывают свою веру на творении, видимом во вселенной. Мы знаем, что не все явления вселенной могут быть нами поняты. Например, ученые до сих пор не знают, что такое энергия, что такое электрон, что такое притяжение. Сущность этих явлений не раскрыта… но мы верим во все это, основываясь на открытых нами доказательствах, хотя и не понимаем эти и многие другие явления полностью.
Таким же образом мы не можем умом понять, что есть Бог, но многие ученые верят в Бога, потому что они нашли больше доказательств Его существования, нежели доказательств существования энергии, силы тяготения… любви, памяти и т. п.
Вера должна идти дальше возможностей нашего умственного анализа. В то же время вера логична, она не ослепляет нас, если правильно взвесить все идеи. Вера идет по тому направлению, где мы имеем доказательства, но она идет и дальше — в область духа.
Творение вселенной уже само по себе говорит о Творце. Как не мог образоваться словарь от взрыва в типографии, так и Вселенная не могла возникнуть сама по себе или от случайного столкновения молекул. Математически, согласно закона вероятности, это абсолютно невозможно. Уже одно это превышает все доказательства и ведет нас к вере в Бога, хотя мы и не можем понять вполне Его сущность.
Многие вопросы остаются без ответа — и возможно это будет всегда так, потому что они выше наших понятий. Например, откуда мы знаем, что Бог на самом деле существует? Откуда мы знаем, что Библия говорит правду? Откуда мы знаем, что Христианство истинно? Бог существовал всегда, но это «всегда» превышает наше понимание. Однако если мы отвергнем вечно существующего Бога, мы должны спросить самих себя: откуда же образовалась Вселенная. Мы должны, в таком случае, сказать: Вселенная существовала всегда или должны сказать, что было время, когда ничего не существовало, и внезапно, без всякой причины, из ничего, образовалась Вселенная. Но ведь эту версию наука также отвергает.
Все эти вопросы стоят выше всякой науки, но они дают больше оснований верить в Бога, нежели верить в образование Вселенной из ничего.
Заявление о том, что мы просто верим в это, не дает ответа на подобные вопросы. Наша вера должна на чем-то основываться. Мы должны убедиться, что это действительно правда, и только тогда верить в это. И хотя наука — это далеко не единственный способ убедиться в правдоподобности той или иной истины, тем не менее, она может оказать неоценимую помощь в этом процессе.
Одним из первых научных исследований, касающихся христианства, может считаться Евангелие от Луки. Древний историк Лука начинает свое Евангелие такими словами:
«…то и я решил, с точностью проследив все с самого начала, по порядку написать о них тебе, высокочтимый Феофил, чтобы ты полностью убедился в достоверности того, в чем был наставлен устно». Священное Писание Лк. 1:3−4 с.1300
Евангелие не призывает человека просто верить. Вера человека должна основываться на тщательном исследовании того, во что он верит. Только тогда его вера будет твердой, потому что она будет иметь «твердое основание» .
Наука, как раз, и ставит своей целью тщательное исследование всех фактов, касающихся любых вопросов человеческой жизни, в том числе и духовных вопросов.
Конечно, некоторые ученые исповедуют такой научный подход, при котором изначально отвергается возможность существования духовного мира вообще. Но такое понимание науки очень примитивно и ограничено.
Легендарный ученый и основоположник современной химии, Роберт Бойль, выразил это в следующих словах:
«Безмерность, красота и гармония космоса, удивительное устройство животного и растительного мира, другие чудесные явления природы — все это справедливо побуждает разумного и непредвзятого наблюдателя прийти к выводу о существовании высшего, могущественного, праведного и благого Создателя».
Эта мысль была близка также и другому не менее известному ученому, Альберту Эйнштейну, который писал:
«Чем глубже я изучаю окружающий мир, тем большей становится моя вера в Бога».
Майкл Фарадей — основоположник электричества, величайший ученый-экспериментатор. Его открытие электромагнитной индукции положило начало развитию электрических двигателей и генерированию энергии. Он был глубоко верующим человеком. Его жена Сара написала после его кончины: «Я могу только указать на Новый Завет как на его руководство и правило; ведь он считал его Словом Бога… не менее обязательным для современных христиан, чем для тех, кто жил во дни, когда оно было написано».
Мир, в котором мы живем, настолько удивительно и сложно устроен, что даже для современной науки многие природные процессы остаются неразрешимой загадкой. Наука, к примеру, до сих пор не знает ответа на такой, казалось бы простой вопрос как: что способствует росту зубов у ребенка. У ученых лишь имеются разные теории и предположения на этот счет, но пока механизм роста зубов до конца непонятен.
Когда вера идет в направлении причинности и доказательств, мы входим в область личного опыта, где присутствие Бога, Его мира, любви и радости проявляется в личной жизни людей. Вы не можете считать нелогичным чувство радости при виде красоты солнечного заката, хотя наука не может доказать, почему закат так прекрасен.
Многие ученые свидетельствуют, что они открыли свои сердца для Божией любви и имеют личное общение с Богом посредством веры, и это их больше удовлетворяет, чем опытные и статистические доказательства науки.
Заключение
Из-за философских воззрений многие ученые не соглашаются со словами Библии, что все создано Богом. Но стоит заметить: в древней библейской книге Бытие, написанной Моисеем, сообщается, что у Вселенной было начало и что все живое создавалось поэтапно и постепенно, в течение долгого времени. Откуда у Моисея, жившего около 3 500 лет назад, были такие точные научные сведения? Существует только одно логичное объяснение: эти сведения исходили от Того, кто своей силой и мудростью создал небеса и землю.
Вот что сказал об этом доктор биологии Пол Нельсон: «С моей точки зрения наибольшая привлекательность концепции разумного замысла состоит в том, что она дает нам новые исследовательские инструментарии, новое объяснение, имеющее серьезное научное обоснование. Разумные причины являются реальными, а научная теория обладает здравым смыслом только тогда, когда занимается поиском истин и не закрывает глаза на очевидные факты. В основе научных исследований лежит мысль о том, что вселенная рациональна и постижима, при этом она начертана высшим разумом именно для того, чтобы стать понятной всем. Она позволяет нам более осмысленно взглянуть на мир. Если бы все это было каким-то случайным, хаотическим образованием, то нельзя было бы ожидать какой — то рациональности. Однако же, если все это является продуктом разума, который хотел, чтобы все это стало понятным, тогда наука становиться прекрасной возможностью познаний неведомого, где можно увидеть и рациональность, и красоту, и ясность которые лежат в основе всех её понятий».
Мудрый псалмопевец искренно и смиренно признал: «Познайте, что Иегова — Бог. Он сотворил нас, а не мы сотворили себя». Священное Писание Пс. 100:3 с. 818 Для многих мыслящих людей в этих сказанных со скромностью словах неизмеримо больше смысла, чем в современных теориях о жизни на Земле, возникшей благодаря случайности.
Современная наука подчас поощряет самонадеянность, утверждая, что человеческий разум и знание должны быть главными побуждающими силами. Однако человеческие знания всегда были и будут ограничены. Апостол Павел, несмотря на свое религиозное образование, был смиренным. Он точно заметил: «Сейчас мы видим в металлическом зеркале неясные очертания, а тогда будет видно ясно. Сейчас я знаю отчасти, но тогда буду знать точно, как Бог точно знает меня самого». Священное Писание 1Кр. 13:12 с.1458
Конечно, настоящая, глубокая вера в Бога не зависит от достижений современной науки. Но если вы проницательный человек, наука может укрепить вашу веру. Насыщенная, счастливая жизнь невозможна без истинной веры и духовности. «Счастливы осознающие свои духовные потребности…». Там же Мф. 5:3 с. 1232 Если получать библейские знания об Иегове Боге и его замыслах относительно земли, можно обрести истинный смысл жизни и твердую надежду на будущее.
Некоторые ученые не колеблясь, заявляют о своей вере в Творца. Хотя у некоторых из них представления о Боге довольно широкие и неясные, они согласны, что все свидетельствует о существовании мудрого Конструктора. Вот некоторые из их высказываний:
«Как ученый, я смотрю на окружающий меня мир и вижу природные механизмы поразительной сложности. Я прихожу к выводу, что во всем в этом порядке и сложности виден мудрый замысел» (Эндрю Макинтош, Математик, Уэльс, Великобритания).
«Сложное устройство мира природы однозначно указывает на Создателя. Каждая биологическая и физическая система, если вникнуть в ее устройство, необычайно сложна» (Джон Крамер, Биохимик, Канада).
«Гармония и порядок в мире живой природы очевидны. Они созданы высшей Силой, которую я лично называю Богом. Они показывают, как вера в Бога согласуется с научной истиной, ни в коем случае не противореча ей, а дополняя ее и давая более простое объяснение существования нашей Вселенной» (Жан Дорст, Биолог, Франция).
«Я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего их начала, без источника духовной „теплоты“, лежащего вне материи и её законов» (Андрей Дмитриевич Сахаров, Физик-Ядерщик, Россия).
«Каждое животное в некотором смысле уникально по своей природе и совершенным образом вписывается в среду своего обитания. И я, скорее готов объяснить столь замысловатую картину мира мудростью Творца, чем действием случайных эволюционных сил» (Боб Хоскен, Биохимик, Австралия).
Джеральд Шредер, физик — ядерщик пишет: «В тридцать одном стихе, в нескольких сотнях слов Библия рассказывает о событиях, охватывающих 16 миллиардов лет. Об этих событиях ученые написали буквально миллионы слов. Весь процесс развития животного мира в Библии охвачен восемью предложениями. Если принять в расчет лаконичность библейского повествования, то в смысловом и временном отношении наблюдается поразительное соответствие между содержанием первой главы Бытия и открытиями современной науки, особенно если учесть, что библейское повествование было записано столетия, даже тысячелетия, назад, и поэтому на него никак не могли повлиять открытия современной науки. Правильнее сказать, современная наука точно отразила библейскую картину начала нашего бытия».
1. Джон Хедли Брук. Наука и религия: историческая перспектива. 2004. — 352с.
2. Неделько В. И. и Хунджуа А. Г. Основы современного естествознания, изд-во «Паломник», М., 2008. — 391с.
3. Священное Писание. Перевод нового мира. 2008. — 1787с.
4. Уайт Д., Комнинеллис Н. Крушение Дарвина, Типография «Наука», СПб., 2005. — 232с.
5. Фомин А. В. Доказательства существования Бога. М., Новая мысль, 2008. — 506с.
6. Юнак Д. О. Миф или Действительность. Исторические и научные доводы в защиту Библии. Издание третье. — М.: Весть для тебя, 1996.
.ur