Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценка конкурентоспособности шоколада

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По содержанию какао продуктов: шоколад с содержанием какао-продуктов в диапазоне от 25% до 99%. Выделяют обыкновенный, горький и белый виды шоколадов. Обыкновенный или классический шоколад — это шоколад с содержанием какао-продуктов от 35 до 55−60%. А вот в горьком шоколаде содержание какао продуктов превышает 55%. Горький шоколад считается самым полезным, так как именно в нем содержится максимум… Читать ещё >

Оценка конкурентоспособности шоколада (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия»

Экономический факультет Кафедра маркетинга и стратегического планирования

Курсовая работа

по дисциплине: «Основы маркетинга»

на тему: «Оценка конкурентоспособности шоколада»

Выполнила: Чарушина А.А.

Руководитель: Березина Е.А.

Киров 2014

1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности продукта

1.1 Понятия и основные параметры конкурентоспособности продукта

1.2 Процесс маркетинговых исследований конкурентоспособности продукта

2. Краткая характеристика рынка шоколада

2.1 Шоколад как товар и его специфика

2.2 Характеристика рынка шоколада

3. Оценка конкурентоспособности шоколада

3.1 Разработка плана исследования

3.2 Оценка конкурентоспособности продукта с помощью интегрального коэффициента конкурентоспособности

3.3 Оценка конкурентоспособности продукта с помощью мультиатрибутивной модели Заключение Список литературы Приложения

Введение

конкурентоспособность маркетинговый шоколад В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами — главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.

Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация заверша — ют кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.

Предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и преимущества в конкурентной среде, если не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач по повышению конкурентоспособности. Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически. Это дает возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться. В итоге можно вовремя принять то или иное оптимальное решение: снять изделие с производства или модернизировать его, перевести на другой рынок и т. д. Выпуск на рынок нового изделия прежде, чем старое исчерпало все возможности своей конкурентоспособности, нецелесообразен с экономической точки зрения.

Это все определяет актуальность темы курсового проекта. Цель работы — провести исследования и дать оценку конкурентоспособности шоколада.

Поставленная цель определяет главные задачи:

1. Рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;

2. Выявить показатели, определяющие конкурентоспособность товаров;

3. Изучить конкурентоспособность шоколада «Алёнка»

1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности продукта

1.1 Понятия и основные параметры конкурентоспособности продукта Товар — главный объект рынка, поскольку именно в товаре выражаются все особенности рыночных отношений. Товар обладает некоторыми характеристиками, которые определяют его привлекательность для потребителя и, соответственно, в значительной мере, конкурентоспособность.

Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения хозяйственной организации такой целью является максимизация прибыли в результате легальных действий по завоеванию предпочтений потребителей.

Конкурентоспособность товара — способность продукции быть привлекательной по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.

Факторы конкурентоспособности товара:

1) Технические характеристики. Они определяются надежностью, качеством и уровнем товара относительно тех требований, которые выдвигаются потребителями в современном мире. Самые существенные требования, предъявляемые к товарам, находят свое выражение в государственных и международных стандартах и нормах.

2) Стандартизация — это процесс установления технических нормативов выпускаемой продукции, способов и форм ее маркировки, упаковки, хранения и транспортировки. И сам документ, и комплекс требований к характеристикам продукции называются стандартом. Стандарт как документ включает в себя подробную характеристику товара или, как было сказано уже, комплекс требований.

Если при оценке качества товара нарушается хотя бы один показатель стандарта, то можно считать, что конкурентоспособность товара сводится к нулю. Каждая страна утверждает свою национальную систему стандартов. Но глобализация вносит свои изменения в процесс стандартизации:

1) Международные стандарты качества преодолевают ограниченность, разнородность и противоречивость национальных стандартов, норм и правил.

2) Качество товара — это соответствие товара установленному уровню качества. Оно может быть определено как органами чувств, так и специальными приборами.

3) Техническая конкурентоспособность товаров — этот фактор относителен, так как постоянно происходит научно-технический прогресс, причем в разных странах по-разному.

4) Коммерческие условия. К этому фактору относятся:

— ценовые показатели.

— условия поставки и платежа за поставленный товар, особенности действующих таможенных и налоговых систем,

— степень ответственности продавца за выполнение различных обязательств и гарантий.

5) Организационные условия покупки и использования

товара также обеспечивают определенный уровень

конкурентоспособности:

— наибольшее приближение продавца товара к его клиенту,

— учет особенностей транспортной логистики,

— послепродажное обслуживание продукта, увеличивающее его привлекательность для потребителя.

Формирование спроса и стимулирование сбыта — это ключевое направление при конкурентной борьбе на рынках сбыта товара. Главная задача формирования спроса — продвижение товара на рынок и достижение приемлемого уровня продаж, осведомить потенциального покупателя о существовании данного товара: о его потребительских свойствах и о том, что товару и производителю можно доверять. Цель стимулирования сбыта — заставить покупателя совершить повторные покупки, совершать их регулярно и в как можно больших масштабах.

1.2 Процесс маркетинговых исследований конкурентоспособности продукта Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отображение, анализ данных по различным видам маркетинговой деятельности.

1. Определить потребность в проведении маркетингового исследования.

Для определения потребностей в проведении маркетинговых исследований все организации должны непрерывно проводить мониторинг их внешних сред, используя мониторинговую систему. Главной целью использования мониторинговой системы является предоставление оперативной информации руководству организации. Такая информация позволяет руководству оценить, соответствует ли результат их текущей оперативной деятельности, запланированным целям; оказали ли влияние принятые законы на покупательную способность потребителей, на деятельность предприятий отрасли; имели ли место изменения системы ценностей потребителей и их стиля жизни; были ли использованы конкурентами новые стратегии. Мониторинг может быть осуществлен многими путями, как на формальной, так и неформальной основе.

2. Определение проблемы.

Проблема — это противоречие между предполагаемыми и ожидаемыми результатами.

Ясное, четкое изложение проблемы является ключом к проведению успешного маркетингового исследования. Зачастую клиенты мониторинговых фирм сами не знают своих проблем. Они констатируют, что объём продаж падает. Рыночная доля уменьшается. Но это только симптомы, а важно выявить причины их появления. Классические ситуации являются случай, когда маркетинговые исследования адресованы реальной проблеме. Чтобы избежать подобной ситуации необходимо исследовать все возможные причины появившихся симптомов. Часто в этих целях проводится разведочное исследование.

Перед определением проблемы проводятся исследования, на основании которых проблему формулируют. Они включают:

выявление симптомов (признаков);

изложение возможных причин;

выявление возможных действий, которые можно провести для решения проблемы.

Существуют следующие подходы к выявлению проблем в управлении маркетингом:

1. анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности;

2. выявление проблем путем экспертного опроса руководителей и специалистов;

3. наблюдение за выполнением маркетинговых функций и участия в них консультантов.

3. Определение целей исследований.

Цели маркетингового исследования конкурентоспособности товара вытекают из выявленных проблем, достижение этих целей позволяет получить информацию, необходимую для решения этих проблем. Характер целей маркетингового исследования предопределяет выбор конкретных типов исследования.

Целью изучения является уточнение задачи и формулирование первых представлений об изучаемых проблемах. В ходе изучения проблемы формируются гипотезы. Рабочая гипотеза устанавливает рамки и основные направления исследования.

Центральным звеном является выработка теоретических гипотез и их проверки на практике, выявление и обоснование причинно-следственных связей. Только на этой основе возможны объяснение реальных условий и прогнозы развития, что является необходимой предпосылкой для обоснованного принятия решения. Выработка гипотез необходима, прежде всего, по двум причинам: 1) для последующей статистической проверки и 2) для ограничения возможностей манипуляции исследователя. Рассматриваемые гипотезы должны отвечать следующим требованиям: предсказуемость, достоверность, проверяемость.

После рассмотрения гипотез формируются цели исследования. Цели могут быть поисковыми, т. е. предусматривать сбор каких-либо предварительных данных, проливающих свет на проблему. Они могут быть описательными, т. е. предусматривать описание каких-либо определенных явлений. Бывают и экспериментальные цели, т. е. предусматривающие проверку гипотезы о какой-либо причинно-следственной связи.

Цели маркетинговых исследований вытекают из выявленных проблем, достижение этих целей позволяет получить информацию необходимую для решения этих проблем. Основные цели исследования заключается в следующем:

Определить ёмкость рынка.

Определить долю рынка холодильников.

Узнать из каких источников покупатели получают информацию.

Определить предпочтения покупателей.

Показать пределы расширения деятельности организации на рынке.

Определить предельно возможные значения роста рыночного потенциала.

При исследовании провести рекламную кампанию.

4. Определение типов информации и источников её получения.

Сбор информации представляет собой сложный процесс. Для того чтобы каким-либо образом формализовать и оптимизировать его многие предприятия разрабатывают особые системы маркетинговой информации.

Система маркетинговой информации - это система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов предназначения для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения информации с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий.

Маркетинговая система информации включает в себя систему внутренней и внешней информации, результаты маркетинговых исследований и анализ информации.

Система внутренней информации — сведения, отражающие различные стороны деятельности предприятия и его состояние.

К внутренней информации относится банк данных о заявках, договорах, заказах и т. д. Внутренняя информация способствует принятию целесообразных решений руководством маркетинга.

Система внешней информации — сведения о событиях и ситуациях, складывающихся во внешней среде.

Она указывает, каким образом предприятие должно адаптироваться к внешней среде.

Маркетинговые исследования, формируют данные, для принятия решений по различным аспектам маркетинговой деятельности. Они касаются таких областей как исследование рынка, потребительских свойств товара и т. д.

Принятие управленческих решений является, по сути, информационным процессом. Правильность и ценность управленческих решений в маркетинге в значительной мере зависит от достоверного информационного обеспечения.

Информационное обеспечение — это процесс удовлетворения потребностей конкретных пользователей в информации, основанный на применении специальных методов и средств её получения, обработки, накопления и выдачи в удобном для использования виде.

Информационное обеспечение формируется путём проведения так называемых «кабинетных» и «полевых» исследований.

«Кабинетные «исследования проводятся на основе анализа данных, полученных из специальных публикаций, справочников, статистических сборников и других источников, которые называются вторичными данными.

Вторичные данные — информация, которая уже существует, будучи собранной, для других целей.

Достоинства использования вторичных данных:

— быстрота получения;

— дешевизна по сравнению со сбором первичных данных;

— легкость использования;

— облегчает сбор и анализ первичных данных.

К недостаткам вторичных данных относятся:

— нестыковка единиц измерения;

— использование различных определений и систем классификации;

— разная степень новизны;

— невозможность оценить их достоверность.

«Полевые» исследования опираются на первичные данные, формируемые непосредственно в системах их сбора в определенные сроки.

Первичные данные — информация, собранная впервые для какой-либо конкретной задачи. Их сбор осуществляется путем наблюдений, опросов, экспериментальных исследований осуществляемых над частью общей совокупности называемой выборкой.

Источником их получения является процесс проведения специальных обследований, опросов, тестирования и т. п. «Полевые» исследования позволяют оценить поведение потребителей на рынке, выявить эффективность стимулирования и рекламы, исследовать отношения к потребительским параметрам товара, определить намерения поставщиков и посредников.

При проведении исследования мы используем количественный метод сбора данных. Количественный метод заключается в сборе данных путем опроса и анкетирования.

5. Определение методов сбора данных

Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно разделить на 2 группы: количественные и качественные.

Количественные исследования заключаются в проведении различных опросов с использованием вопросов закрытого типа, на которые отвечают большое число респондентов.

Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляется в нестандартной форме.

В качестве методов сбора данных были выбраны разведочные и дескриптивные данные.

Разведочные методы — предшествуют разработке программы основных исследований. Они применяются для сбора предварительной информации, позволяющей выдвинуть гипотезу и выбрать методику анализа.

Эти данные были собраны методом анкетирования.

Дескриптивные методы — заключаются в простом описании тех или иных аспектов маркетинговой деятельности.

Дескриптивный метод осуществляется путём анализа рекламных проспектов.

Для проведения маркетингового исследования мы используем данные, которые собираются путём анкетирования. Анкетированию подвергаются потенциальные покупатели холодильников.

7. Определение методов исследования

Наблюдение — способ исследования, при котором ведется непосредственное наблюдение за потребителями и обстановкой, независимо от желания объекта к сотрудничеству.

Преимуществами метода являются:

— независимость от желания объекта исследования к сотрудничеству, от способности исследуемых выражать свои мысли;

— достаточно высокая объективность результатов;

— учёт окружающей среды.

Недостатки метода:

— субъективность восприятия наблюдающего;

— трудность обеспечения репрезентативности.

В маркетинге используются полевые и лабораторные формы наблюдений. Полевым называется наблюдение, когда процесс происходит в естественной обстановке, лабораторным — когда процесс происходит в искусственной обстановке. Преимущество первой формы заключается в естественности наблюдаемого поведения. Вторая форма позволяет поддерживать более стабильные условия наблюдения и дает возможность применить ряд технических средств.

Экспериментом называется исследование, при котором должно быть установлено, как изменение одной или нескольких независимых переменных влияет на зависимые переменные. При надлежащем контроле этот метод дает наиболее убедительные экспериментальные данные.

Опрос заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня их значений отношений к продукту предпочтений и покупательского поведения.

Выбор эффективного метода опроса обуславливается его классификацией по:

— количеству одновременно опрашиваемых (одиночный, групповой);

— сегменту опрашиваемых (частные лица, эксперты, предприниматели);

— количеству тем, входящих в опрос (одна или несколько);

— уровню стандартизации (свободный опрос, стандартизированный);

— частоте опроса (разовый или многоразовый опрос).

Достоинством этого метода является:

— неограниченная область его возможного применения;

— возможность получения данных не только о текущем поведении объекта, но и о его поведении в будущем.

К недостаткам опроса можно отнести:

— трудоёмкость подготовки;

— значительные затраты на проведение;

— не вполне точная информация из-за неправильных ответов;

— плохая сравниваемость результатов.

8. Разработка форм сбора данных.

Анкета является главным инструментом реализации методов опроса и наблюдения. Она представляет собой опросный лист для получения определенных сведений.

Анкета преследует следующие цели:

1. переводит цели исследования в вопросы;

2. стандартизирует форму вопросов и ответов на них;

3. текст и последовательность вопросов способствует взаимопониманию респондента и интервьюера;

4. ускоряет анализ различных исследований;

5. служит целям проверки надежности и достоверности оценок.

При анкетировании могут задаваться прямые и непрямые вопросы. В прямом вопросе используются формулировки, ясно отражающие цель вопроса. Преимуществом является исключение ответов несоответствующих исследованию, а недостатком желание респондента избежать откровенного ответа на вопрос. Непрямой вопрос позволяет повысить степень искренности ответов, но в тоже время дает большую долю неправильных ответов из-за трактовки вопросов.

Существует два способа составления анкеты: тоннельный и секционный. Тоннельный заключается в постепенном переходе от широких общих вопросов к узким частным. Секционный — заключается в том, что последовательно рассматриваются вопросы по отдельным темам.

Анкета состоит из трех частей: вводной, реквизитной, основной. Главной задачей вводной части является убедить респондента принять участие в опросе. Она должна содержать цель опроса, и показать какую пользу получит респондент, приняв участие в опросе. В вводной части должно быть указано: кто проводит опрос и сколько времени дается на ответы. В реквизитной части приводится информация, касающаяся респондента: пол, возраст, семейное положение род занятий и т. д. В основную часть включаются все вопросы анкеты.

Различают 3 основных способа связи исследователя с объектом при проведении опроса: по телефону, личное интервью, по почте.

Достоинствами опроса по телефону:

— высокая оперативность;

— дешевизна;

— возможность разъяснить задаваемый вопрос.

К недостаткам этого метода относятся:

— возможность опроса только тех, у кого есть телефон;

— высокая вероятность отказа от ответов, особенно на вопросы личного характера;

— вынужденная краткость беседы.

Личное интервью считается самым универсальным и популярным способом связи с объектами.

К достоинствам этого способа относятся:

— небольшая доля отказов от ответов;

— относительно высокая точность обследования;

— возможность совмещения личного опроса с наблюдением.

Недостатки:

— большие организационные усилия;

— высокие материальные затраты;

— возможность оказание интервьюером влияния на опрашиваемого.

Достоинства опроса по почте:

— в дешевизне охвата географически раз сосредоточенной территории;

— отсутствие влияния интервьюера.

К недостаткам этого способа относятся:

— низкая оперативность;

— возможность не возврата значительной части анкет;

возможность ответа на вопросы не тех лиц кому они адресованы.

2. Краткая характеристика рынка шоколада

2.1 Шоколад как товар и его специфика

По форме и консистенции:

— шоколад в плитках, шоколадки;

— фигурный шоколад;

— в виде шоколадной глазури.

По форме и консистенции шоколад изготавливают в плитках, фигурный и в виде шоколадной глазури. Последнее применяют для изготовления глазированных конфет, печенья и других сладостей с использованием шоколада. Согласитесь, глазированные шоколадом кондитерские изделия приобретают особый вкус и внешне более привлекательны.

По содержанию какао продуктов: шоколад с содержанием какао-продуктов в диапазоне от 25% до 99%. Выделяют обыкновенный, горький и белый виды шоколадов. Обыкновенный или классический шоколад — это шоколад с содержанием какао-продуктов от 35 до 55−60%. А вот в горьком шоколаде содержание какао продуктов превышает 55%. Горький шоколад считается самым полезным, так как именно в нем содержится максимум какао продуктов. Другими словами, изменяя соотношение между какао продуктами и остальными составляющими, можно изменять вкусовые особенности получаемого шоколада — от горького до сладкого. Чем больше в шоколаде какао тёртого и/или какао масла, тем более горьким вкусом и более ярким ароматом обладает шоколад и тем более он ценится. Что касается белого шоколада, то это полноценный представитель шоколадной империи, а белый он только потому, что в нем отсутствует какао порошок и/или какао тертое, а какао масла в нем не меньше чем в обычном темном шоколаде.

В зависимости от содержания добавок:

— шоколад без добавлений;

— шоколад с добавлениями;

— шоколад с начинками.

Шоколад без добавлений — шоколад в классическом его понимании, изготовляют из какао тёртого, сахарной пудры и масла какао. Такой шоколад обладает специфическими свойствами, присущими какао-бобам. А вот шоколад с добавлениями, отличается, прежде всего, содержанием добавок, определяющие вкус и «изюминку» конечного продукта. В качестве добавок чаще всего выступают молоко, сливки, орехи, изюм, кусочки фруктов, какао-крупка, крошка вафель и их сочетание. Шоколад, содержащий молочные продукты принято называть молочным. Какао продуктов в молочном шоколаде, часто не превышает 35%.

Шоколад с начинкой — обычный шоколад с начинкой внутри. Начинка в таком шоколаде составляет не более 50% продукта. Наиболее популярна помадная начинка, однако широкое распространение получили также ореховая, шоколадная, сливочная или молочная, кремовая, желейная начинки или их сочетание.

По способу обработки шоколад классифицируют:

— десертный;

— обыкновенный;

— пористый.

Десертный шоколад, в силу особенностей технологии производства, имеет более тонкую дисперсность (какао-продукты при производстве подвергались более тщательной и длительной обработке). Именно поэтому десертный шоколад имеет более высокие ароматические и вкусовые достоинства по сравнению с обычным. Обыкновенная шоколадная масса обладает более низкими вкусовыми и ароматическими достоинствами и менее тонкой дисперсностью.

Пористый шоколад получают в основном из десертной шоколадной массы. Пористый шоколад отличается от традиционного пористой структурой, что придает ему особый вкус. Для создания пористого шоколада шоколадную массу помещают в камеры с газом CO2. После насыщения продукта газом в шоколадной массе образуются расширяющиеся пузырьки, увеличивающие объем шоколадной массы. Далее, процесс создания шоколадной плитки ничем не отличается от производства обычного шоколада.

2.2 Характеристика рынка шоколада Основные лидеры кондитерского рынка в России являются:

· Холдинг «Объединенные кондитеры»;

· концерн Kraft Foods;

· корпорация Mars.

Холдинг «Объединенные кондитеры» входит в Группу «Гута» и является крупнейшим кондитерским предприятием в Восточной Европе, объединяя 19 российских фабрик, в том числе крупнейшие московские предприятия «Красный Октябрь», «Кондитерский концерн Бабаевский», «РОТ ФРОНТ».

Предприятиями производятся все виды кондитерских изделий: шоколад, весовые конфеты, карамель, ирис, зефир, вафли, торты, мармелад и восточные сладости.

Кондитерские предприятия Холдинга владеют самыми известными и популярными торговыми марками такими как: «Аленка», «Бабаевский», «Вдохновение», «Мишка косолапый», «Красная шапочка», «Коровка», «Тульский пряник» и многими другими. Кондитерские изделия под этими брендами любимы в России и популярны за рубежом. Продукция реализуется через развитую сеть дистрибуции по всей России, а также осуществляются поставки в США, Европу, Израиль, страны СНГ и ряд государств Ближнего Востока. Среди постоянных потребителей продукции Холдинга — ФГУП комбинат питания «Кремлевский», Правительство России, мэрия Москвы и Московская Патриархия.

Холдинг «Объединенные кондитеры» это:

· Лидер кондитерского рынка России;

· 19 предприятий, специализирующихся на выпуске кондитерских изделий;

· 22 000 сотрудников;

· Более 100 000 торговых точек по всей России;

· 8 региональных дистрибьюторских центров, охватывающих территорию всей страны;

· 4 Единых Торговых Площадки (Москва, Химки, Екатеринбург и Новосибирск);

· Сеть фирменных кондитерских магазинов под названием «Любимые с детства»;

· Качество и безопасность, подтвержденные сертификатами международных стандартов: ИСО 22 000 и ГОСТ Р ИСО 9001−2008.

Холдинг «Объединенные кондитеры» успешно сочетает двухвековые традиции качества, современные технологии и заботу о потребителях.

Ежегодно Холдинг «Объединенные кондитеры» продолжает подтверждать свое лидерство на кондитерском рынке России, в 2011 году его доля составила около 15,3%. Продукция предприятий Холдинга занимает первые места по всем приоритетным категориям: «Шоколад» — 20,2%, «Весовые конфеты» — 29%, «Карамель» — 30%, «Конфеты в коробках» — 19,4%.

Так же на рынке России широко предствлен шоколад торговой марки Alpen Gold. Эта марка принадлежит американскому концерну Kraft Foods — второму по величине в мире концерну по производству упакованных продуктов. Kraft Foods владеет известными пищевыми брендами по всему миру, в 1992 году был придуман специальный шоколадный бренд для России (СНГ) — Alpen Gold. «Альпен Гольд»: шоколадные плитки нижнего ценового сегмента, в целом, похожи качеством друг на друга. Увы, этот дружный средний уровень, ниже аналогичного класса шоколада, продающегося в гастрономах европейских городов, в общем у этой марки мы наблюдаем справедливое соотношение цена-качество.

К настоящему времени «Alpen Gold» расширил видовой ассортимент продукции. Теперь под этой маркой производятся не только шоколадные плитки, а также и конфеты, бисквиты, печенье. Производство базируется в городе Покров Владимирской области (дальнее Приальпье).

Alpen Gold — весьма нетипичный бренд. Он прикидывается альпийцем, будучи принадлежащим всемирно известному американскому концерну-гиганту, но рынок его ограничен Россией, Украиной и Польшей.

Корпорация Mars. Изготовление шоколадной продукции было первым направлением работы небольшого семейного предприятия, из которого благодаря творческим решениям, уму и деловым качествам ее владельцев выросла самая крупная на сегодняшний день в мире частная корпорация.

" Марс" придерживается очень строгих требований к санитарным нормам и качеству выпускаемой продукции. Для производства используется только лучшее, специально отобранное сырье, значительная часть которого выращивается на собственных плантациях корпорации. Шоколад изготавливается по оригинальной рецептуре, которая неизменно строго соблюдается, вне зависимости от страны производства. Шоколадная продукция Mars:

* Шоколадные батончики Mars, Milky Way, Twix, Bounty;

* Конфеты M&M's;

* Плиточный шоколад и конфеты Dove;

* Шоколадные конфеты в коробках Korkunov, Buckwood.

3.Оценка конкурентоспособности шоколада «Аленка»

3.1 Разработка плана исследования

1. Создание анкеты. Анкета нужна для выяснения мнения потребителей о шоколаде. О марках, знаниях видов шоколада, важности упаковки, имиджа, цены, качестве шоколада.

2. Проведение опроса.

3. Анализ результата анкет.

4. Оценка конкурентоспособности с помощью интегрального коэффициента.

5. Оценка конкурентоспособности с помощью мульатрибутивной модели.

Была создана анкета (см. приложения) для выяснения мнения потребителей о шоколаде. В анкетировании участвовали студенты в возрасте от 18 до 22 лет. Большинство опрошенных выбирают молочный шоколад. 3мя самыми известными марками являются: «Бабаевкий», «Альпен Голд», «Алёнка». Для анкетируемых при выборе шоколада наиболее важными являются качество и цена, имидж фирмы имеет не большое значение. Из 3х предложенных марок большинство опрашиваемых выбрали шоколад «Алёнка». Мнение о выборе упаковке разделилось по полам.

3.2 Оценка конкурентоспособности продукта с помощью интегрального коэффициента конкурентоспособности Респонденты определяют параметры, которые определяют потребительскую ценность товара. Самым опасным конкурентом на рынке, является марка «Альпен Голд».

Параметры

«Аленка»

«Бабаевский»

«Альпен Голд»

Коэффициент значимости параметра

Качество

Упаковка

Имидж фирмы

Цена, руб.

IА=40*0,8+20*1,25+15*1,6+35*1,2=32+25+24+42=123

IБ=40*0,8+20*1,5+15*1+35*1,3=32+30+15+45,5= 122,5

IA=52/42=1,24

IБ=56/42=1,33

КА=123/1,24=99,19

КБ=122,5/1,33=92,10

Марка шоколада «Алёнка» более конкурентоспособна на данном рынке.

3.3 Оценка конкурентоспособности с помощью мульатрибутивной модели

1.Респонденты оценивают по 10-балльной шкале каждый атрибут каждой марки.

2. Респонденты оценивают важность атрибутов, распределяя 100 баллов между атрибутами пропорционально их важности для них.

3. Определяется показатель дифференциации.

4. Определяется характерность.

5. Средний балл марки.

6. Балл с коррекцией.

7. Делаются выводы и предложения.

Марки

Атрибуты

Баллы

Качество

Цена

Упаковка

Ассортимент вкусов

Имидж фирмы

Средний балл

Балл с кореек.

«Аленка»

5,7

8,3

«Бабаевский»

5,15

7,2

«Альпен Голд»

4,35

5,1

Важность

0,45

0,2

0,1

0,15

0,1

1,0

1,0

Дифференциация

0, 58

2,08

2,08

1,73

;

;

Характерность

0,21

0,32

0,08

0,25

0,14

1,0

1,0

1. Определим показатель дифференциации:

G1= 4−4,32+4−4,32+5−4,32 = 0,58

G2 = 2,08; G3 = 1; G4 = 2,08; G5 = 1,73;

2. Рассчитаем характерность:

1) 0,45*0,58=0,261

2) 0,2*2,08=0,416

3) 1*0,1=0,1

4) 2,08*0,15=0,312

5) 0,1*1,73= 0,173

Нормируем:

0,261+0,416+0,1+0,312+0,173=1,262

1) 0,261/1,262=0,21

2) 0,416/1,262=0,32

3) 0,1/1,262=0,08

4) 0,312/1,262=0,25

5) 0,173+1,262=0,14

3. Средний балл марки:

1) 4*0,45+7*0,2+5*0,1+8*0,15+8*0,1= 1,8+1,4+0,5+1,2+0,8=5,7

2) 1,8+1,2+0,6+1,05+0,5=5,15

3) 2,25+0,6+0,4+0,6+0,5=4,35

4. Балл с коррекцией:

5. 1) 1,8+1,4+0,5+1,2+0,8=5,7

6. 2) 1,8+1,2+0,6+1,05+0,5=5,15

3) 2,25+0,6+0,4+0,6+0,5=4,35

Выводы: Марка шоколада «Алёнка» наиболее конкурентоспособна на данном рынке. Так же марка шоколада «Бабаевский» является сильным конкурентом, который требует особого внимания.

Заключение

Рыночная экономика характеризуются всё более ужесточающейся конкуренцией. В настоящее время практически нет предприятий, у которых не было бы конкурентов.

В условиях рыночной экономики конкурентоспособность товара это главный фактор успеха. Конкурентоспособность товара предполагает оптимальное сочетание качества, цены, дизайна и возможности послепродажного обслуживания. В связи с чем, одним из важнейших показателей конкурентоспособности предприятия, особенно для производителя, является конкурентоспособность его продукции.

Самое надежное средство выхода на рынок — высокое качество. С точки зрения маркетинга, качество включает показатели своевременного обновления продукции, выпуска ее в ассортименте, в наиболее полной степени удовлетворяющем запросы, вкусы и требования потребителей. От купленного изделия люди должны получать максимальное удовлетворение.

Шоколад марки «Алёнка» производителя «Красный Октябрь» любят и уважают потребители. Этот шоколад покупают как молодежь, и так и люди среднего возраста и пенсионеры. Аленка — это знакомые всем упаковка и вкус, с дополнением разнообразия вкусов и начинок. Это отражается и в конкурентоспособности данной марки. Данная марка наиболее конкурентоспособна на рынке.

Цель работы дать оценку конкурентоспособности шоколада была достигнута. Были рассмотрены понятия, сущность и методы конкурентоспособности. Проанализировано конкурентоспособность шоколада марки «Аленка».

1. Основы маркетинга: Учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 61 500 «Маркетинг» и 350 700 «Реклама» / [Г.А. Васильев, Н. Д. Эриашвили, Н. А. Нагапетьянц и др.] - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2005. — 543с.

2. Ковалев А. И. Маркетинговый анализ: Учебное пособие. — М.: Контакт, 2010.

3. Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения// Маркетинг. — 2011. — № 2. — с.56 — 64.

4. Блинов А. О. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности // Маркетинг. — 2006 г.

5. Как российские кондитеры борются за покупателей дорогих конфет // Исследовательское агентство «Бизнес Аналитика». — 2005 г. http://www.adme.ru/business/kak-rossijskie-konditery-boryutsya-za-pokupatelej-dorogih-konfet-oni-50 846/

6. Стратегия рыночного позиционирования // Маркетинг. — 2003 г.

7. http://www.uniconf.ru/factories/krasny-octyabr/

8. http://www.uniconf.ru/factories/babaevsky/

9. http://www.mars.com/cis/ru/about.aspx

10. http://www.as-market.ru/

11. http://wto.wtcmoscow.ru/novosti/2075

Приложения Анкета.

1. Какой шоколад вы предпочитаете?

2. а) молочный

3. б) горький

4. в) белый

5. Какие марки шоколада вы знаете?

_____________________________________________________________

6. Распределите по 5 бальной шкале, что для вас наиболее важно в выборе шоколада:

7. Качество- ______

8. Цена- _______

9. Упаковка-_______

10. Имидж фирмы-____

11. Какую марку шоколада из этих 3х вы бы выбрали?

12. а) «Алёнка»

13. б) «Бабаевский»

14. в) «Альпен Голд»

15. Как часто вы приобретаете шоколад?

16. На сколько вам важен имидж фирмы при выборе шоколада?

17. а) очень важен

18. б) имеет не большое значение

19. в) не важен

20. Если у вас есть выбор покупать шоколад в бумажной упаковке и в новой герметичной пластиковой упаковке, какую вы выберете?

21. а) бумажную

22. б) пластиковую

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой