Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Законы Ману. 
Период абсолютной монархии во Франции

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Президент представляет страну в международных отношениях. Особое значение имеет ст. 16: «Когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти… нарушено, президент Республики принимает меры, которые диктуются… Читать ещё >

Законы Ману. Период абсолютной монархии во Франции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Контрольное задание по Истории государства и права зарубежных стран Выполнил студент Долматов Александр Москва-2015

Вопрос 1

Законы Ману Ответ:

В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам — сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э. Современным исследователям законы Ману известны лишь в списках 3-го века до н.э.

Объем — 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите — шлока). Полное название — Manavadharmasastra (sastra — откровение; dharma — разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется «Откровения царевича Ману». Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману — это памятник сакрального права.

Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.

На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора — поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества.

Найм — рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

В семейных отношениях (гл.9) — подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

Суд, его органы и процесс по законам Ману Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда брахманов.

Состав царского суда: царь, 2 брахмана (знатоки законов).

Стоит отметить, что судопроизводство было официальной и обязательной ежедневной функцией царя. Если по каким то причинам царь не мог отправлять правосудие, то тогда работал суд брахманов, состоявший из 3-х членов: специалистов по Ригведе (логике), Агорведе (этимологии) и Самоведе (ритуалу). Право брахманского суда регулируется 12-ой главой законов Ману.

Вообще в индийском обществе господствовала не имущественная, а интеллектуальная дифференциация. Брахманами были самые лучшие знатоки Вед. Таким образом, если приговор выносился хотя бы одним таким знатоком, то это решение было уже невозможно отменить даже если за это высказалось бы более 1 млн. чел.

Судоговорение было неформальным, расспрос являлся основным методом решения судебных вопросов. Четкого различия между гражданским и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой — не свидетели. Женщины могут свидетельствовать только против женщин; относительно «дваждырождённых» — только «дваждырождённые». Если свидетели давали разные показания, то большинством голосов.

Обязательственное право по законам Ману В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и др., а также общие положения о договоре:

— договор недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл. 8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться

— предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия недействительно.

— если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл. 8, ст.177). У должника высшей варны было право «отдавать постепенно» (т.е. предоставлялась отсрочка).

Виды договоров ДОГОВОР ЗАЙМА. Весьма детально разработан. Свидетельствует о расцвете ростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила. Санкция самоуправства кредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающем царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу.

ДОГОВОР ЛИЧНОГО НАЙМА. Рабы и наемные работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников. Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачий образ жизни.

Условия личного найма были крайне тяжелы. Наемник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Нормы оплаты работника были установлены (1/10 урожая), но он, как правило, отказывался от личной свободы, становясь рабом за содержание.

КУПЛИ-ПРОДАЖИ. Существовал ряд ограничений на возможность заниматься торговлей представителям высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми, которая была наиб. предосудительной и влекла за собой изгнание из касты.

Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин.

Наследственное право по законам Ману Законы Ману — наиболее древний образец наследственного права.

В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старщий брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами.(Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое.) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.

Вещное право по законам Ману Законы свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении индийского общества. Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе, получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений.

В 8 главе говорится о межевых спорах между различными деревнями, а также о спорах между отдельными крестьянами.

В гл. 10, ст. 115 перечисляются семь законных способов приобретения имущества:

наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений. Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.

Собственник, обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право собственности мог истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течении 10 лет, то он лишался права получить эту вещь обратно. Суровое наказание за: незаконное присвоение чужого имущества, воровство, уничтожение или повреждение.

Вопрос 2

Период абсолютной монархии во Франции Ответ:

Французское королевство, возникшее в IX веке с распадом франкской державы Королингов внесло существенное изменение в социально-экономическое развитие областей, входивших в ее состав. В период с IX—XIII вв. господствуют феодальная раздробленность и соответствующие ей производственные отношения. Они определили классовую структуру общества и антагонистические отношения между феодалами и зависимыми крестьянами. Земля, как основное средство производства, стала монопольной собственностью господствующего класса.

Начиная с XVI века формируются новые прогрессивные капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Появляется мануфактура в судостроении, в горном деле, в металлургии, в книгопечатании. Образовались крупные экономические центы в Париже, Марселе, Лионе, Бордо.

Развитие товарно-денежных отношений привело к формированию единого общенационального рынка, а зарождение капиталистических отношений вызвало важные сдвиги в социальной структуре общества. Наряду с основным классом эксплуататоровфеодалов появился новый класс эксплуататоров — буржуазия, основу которого составляли купцы, ростовщики, мануфактуристы. В этот период возрастает внешняя торговля Франции с древне-европейскими странами.

Но сдвиги в сторону капитализма медленно меняли характер французского общества. Феодальные производственные отношения были по-прежнему господствующими.

В этот период происходит перевод части крестьянской повинности в соответствующие денежные платежи.

Многие буржуа покупают должности в королевских судах или административных органах, которые передаются по наследству К началу XVI века Франция предстает единым государством. Формой этого государства становится абсолютная монархия.

Абсолютизм характерен прежде всего тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти концентрировалась в руках наследного главы государства — короля. Ему был подчинен весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административный аппарат, суд. Все французы, включая и дворян, были подданными короля, обязанные беспрекословно повиноваться.

При этом абсолютная монархия последовательно защищала классовые интересы дворянства.

Феодалы так же понимали, что в условиях обострения классовой борьбы подавление крестьянства возможно лишь с помощью жесткого государственного абсолютизма. В расцвет абсолютной монархии в стране утвердилось социально-политическое равновесие двух основных эксплуатационных классов — привилегированного и имеющего государственные посты дворянства и набирающей силы буржуазии.

Значимую роль в становлении существующего строя во Франции сыграл первый министр Людовика XIII — Ришелье. В период с 1624- 1642 гг. он, оказывая огромное влияние на короля, практически правил страной. При этом его политика защищала интересы дворянства, в чем Ришелье видел укрепление абсолютизма.

При Людовике XIV (вторая половина XVII — начало XVIII

С XVI века по первую половину XVII века абсолютная монархия безусловно играла прогрессивную роль в развитии Французского государства, так как сдерживала раскол страны, содействовала росту капиталистической промышленности и торговли. В этот период поощрялось строительство новых мануфактур, устанавливались высокие таможенные пошлины на ввозимые товары, основывались колонии.

Но формирование абсолютизма постепенно лишало феодальную знать страны влияния в королевском совете и в провинциях.

В XVIII веке в промышленности окончательно утвердился, а в сельском хозяйстве усилился капиталистический уклад. Феодально-абсолютистский строй стал затруднять дальнейшее развитие производительных сил.

По мере укрепления буржуазии росла ее опозиционность к абсолютной монархии.

Раскрывая суть абсолютной монархии, сложившейся во Франции в период с XVI—XVIII вв., необходимо дать характеристику государственному механизму, позволившему на протяжении более двух веков управлять многоукладным и динамично-развивающимся государством.

Концентрация всей государственной власти в руках короля привела к прекращению деятельности общефранцузского собрания сословий — Генеральных штатов (образованного в 1302 году, где каждое сословие: — духовенство, дворянство и «третеесословие» были представлены отдельной палатой и решение выносилось простым большинством голосов). В этот период также ограничиваются права парламентов. Парламентам запрещалось брать в ведение дела, касающиеся государства, администрации и правительства. Светская власть, в лице короля, подчиняет своему контролю и церковь, и именно у него через некоторое время Вопрос 3

Уголовное право и процесс в странах средневековой Европы Ответ:

В период средневековья широкое распространение получило «кулачное право». Обычай разрешал феодалу для охраны имущественных и личных интересов применять оружие, разрешать спор на основе силы. Процветали внесудебные респрессии и судебный произвол. Строго преследовались неверность сеньору, государственная измена, преступления против светской власти и церкви. Богохульство, атеизм, ересь, колдовство чаще всего карались смертной казнью. Широко практиковалась квалифицированная смертная казнь (колесование, четвертование, распятие на кресте, закапывание живьем, вытягивание внутренностей из живого тела и т. п.). Казнь часто осуществлялась публично и нередко приобретала массовый характер. По наиболее тяжким преступлениям преследовались родственники и даже опекуны виновного. Наказание сопровождалось конфискацией имущества. Среди других наказаний необходимо отметить ссылку на галеры, прогон через строй, каторжные работы, тюремное заключение. Нередко мужчины и женщины, взрослые и дети, новички и рецидивисты содержались в тюрьме вместе, закованные в кандалы или связанные цепью.

Английские суды различали преступления (филонии) и проступки (мисдиминоры). Последние исторически вели свое происхождение из гражданских правонарушений. К мисдиминорам относились лжесвидетельство, подлог и т. д.

В интересах нарождающегося класса буржуазии закон принуждал работника принимать навязываемые ему условия работы, преследовал бродяг. Последним предписывалось отрезать уши, а при рецидиве подвергать телесным наказаниям и смертной казни.

В XII—XIII вв. в странах Западной Европы на смену состязательному процессу приходит инквизиционный. Частное возбуждение уголовных дел заменяется государственным преследованием. Инквизиционный розыскной процесс был тайным и с применением пыток. Оценка свидетельских показаний велась по теории формальных доказательств. Защита не допускалась. Признание обвиняемого считалось царицей доказательств.

Некоторые особенности были присущи английскому процессу. Например, от обвиняемого не требовали доказательств невиновности, ему не вручалась копия обвинительного акта и об инкриминированном ему преступлении он узнавал в ходе следствия. Предварительное следствие проводилось возбудившей дело стороной с помощью адвокатов. Присяжные производили оценку доказательств, которые представляли суду стороны. По окончании следствия судья резюмировал его результаты перед присяжными, которые затем в отдельной комнате выносили вердикт (виновен — не виновен). После этого судья выносил приговор. При определении наказания наблюдалась свобода судейского усмотрения. В английском уголовном праве доказанное намерение совершить преступление влекло за собой такое же наказание, как и совершение его. Судьи Англии руководствовались правилом: злой умысел равносилен злому делу.

Вопрос 4

Конституция 1791 г. и Конституция 1793 г.: сравнительная характеристика Ответ:

Конституция Франции 1791 г.

Главным итогом первой Французской буржуазной революции и деятельности Учредительного собрания явилась Конституция 1791 г.

Несмотря на свой противоречивый характер, Конституция представляла собой новый шаг на пути закрепления сложившихся за два года революции политико-правовых порядков. Конституция открывалась Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., хотя последняя не рассматривалась в качестве собственно конституционного текста. Такая практика, когда конституцию предваряет Декларация прав, стала обычной не только для французского, но и мирового конституционализма.

В Конституции предусматривались также некоторые социальные права, явившиеся отражением широко распространившихся во Франции в годы революции эгалитарных (уравнительных) настроений. Так, декларировались введение общего и частично бесплатного народного образования, создание специального управления «общественного призрения для воспитания покинутых детей, для облегчения участия неимущих убогих и для приискания работы тем здоровым неимущим, которые окажутся безработными». закон ману абсолютная монархия Компромиссный характер Конституции, отразившей тенденцию к политическому союзу новых буржуазных и старых феодальных сил, выразился, прежде всего, в закреплении монархической формы правления. Доктрина разделения властей, провозглашенная еще в Декларации 1789 г. и проводимая в Конституции достаточно последовательно, создавала возможность организационно разграничить участие в осуществлении государственной власти двух политически господствующих групп, выражавших интересы, с одной стороны, большинства французского общества и, с другой стороны, дворянства, но с фактически сложившимся в ходе революции преобладанием первой.

Выборная законодательная и судебная власть находилась в руках представителей победившего третьего сословия, тогда как власть исполнительная, которая по Конституции вверялась королю, рассматривалась дворянскими кругами в качестве своего оплота. Тем самым был окончательно сломлен абсолютизм и создана конституционная монархия.

Конституция Франции 1793 г.

К лету 1793 года ситуация в стране усложнилась это было вызвано Роялистским мятежом в Вандеи и усложнении ситуации на фронте.

2 июня 1793 году было свергнуто Жирондистское правительство, к власти пришло левое радикальное правительство.

24 июня 1793 года конвентом была принята новая конституция Франции под влиянием идей якобинцев.

Введение

конституции в силу было отложено до наступления мира.

Конституция состояла из двух частей:

Декларация прав человека и гражданина

Конституционный акт

Общая характеристика конституции

1) В общем тексте конституции утверждалась республиканская форма правления;

2) Устанавливалось всеобщее избирательное право (только для мужчин, ценз оседлости — 6 месяцев, возрастной — 21 год);

3) учреждался парламент, который назывался национальное собрание. Состоял из одной палаты, избирался на 1 год (чтобы не было обособления депутатов от избирателей);

4) вводилась законодательная плебисцитарная система. — национальные собрание — это наиболее важная сфера законодательства (гражданское и уголовное право, бюджет и т. д.) составляла так называемые предложения законов. Предложения законов направлялись на утверждение первичных собраний граждан, если эти собрания не отклоняли предложение то этот проект закона считался принятым.

5) устанавливала правительство — исполнительный совет, состоящий из 24 членов. Члены исполнительного совета выбирались национальным собранием и из списков кандидатов от департаментов и первичных собраний на два года, с обновлением на ½ (одну половину) ежегодно. Члены советов были лишены самостоятельности и были сильно зависимы от национального собрания .

Таким образом по конституции 1793 года не был реализован принцип разделения властей. По существу и законодательная и исполнительная ветви власти сосредотачивались руках национального собрания.

Учреждение конституции откладывалось до разгрома контрреволюционных сил. В этот переходный период якобинцами была создана система управления наделенная исключительными полномочиями.

Вопрос 5

Государственный строй Франции периода Второй республики 1848- 1851 гг.

Ответ:

В ходе февральской революции народ Парижа сметал все органы государственной власти. Монархия как форма правления полностью дискредитировала себя. 24 февраля 1848 г. для разработки Конституции и определения направлений развития французского государства было создано Временное правительство, которое под давлением народа было вынуждено 25 февраля провозгласить республику. Важнейшим завоеванием революции явилось принятие 4 марта Декрета о введении во Франции всеобщего избирательного права для мужчин, достигших 21 года (при 6 месячной оседлости в данной местности).

Давление народа на Временное правительство вызывало серьезные опасения со стороны буржуазии и дворян. Выход из этого положения виделся в созыве Учредительного собрания. 23−24 апреля 1848 г. прошли выборы в Учредительное собрание, которые продемонстрировали победу буржуазных республиканцев, получивших около 500 из 880 мест.

В обстановке террора и нарастания монархических тенденций, 4 ноября 1848 г. Учредительное собрание принимает Конституцию Второй республики. Она состояла из вступления и 11 глав.

Весьма интересной являлась глава 1 «О верховной власти», которая в своей единственной статье провозглашала, что власть принадлежит совокупности французских граждан, неотчуждаема и неотъемлема.

Вторая глава перечисляла права граждан, которые гарантируются Конституцией. Необходимо отметить, что перечень этих прав был весьма обширен и демократичен.

Конституции провозглашала разделение властей (ст. 19) как первое условие свободного правительства. Это означало, что принцип разделения властей уже прочно вошел в конституционное право Франции. Поэтому остальные главы Конституции раскрывали сущность властей законодательной, исполнительной и судебной.

Так, глава 4 была посвящена законодательной власти, которая вручалась единому (однопалатному) Национальному собранию, состоящему из 750 депутатов. Эти депутаты избирались прямыми, всеобщими (только для мужчин) выборами, при тайном голосовании на 3 года.

Национальное собрание назначало членов Государственного совета на 6 лет с обновлением на 1/3 каждые три года. Этот орган занимался выработкой законопроектов, имел право контроля над администрацией и разрешал административные споры.

Глава 5 посвящена исполнительной власти, главой которой впервые в истории Франции являлся избранный всеобщими и прямыми выборами Президент, которому предоставлялись огромные полномочия в осуществлении исполнительной власти. Статья 45 определяла срок полномочий Президента в 4 года и содержала весьма редкую для конституционного права отсрочку на переизбрания. Можно было переизбираться только «по прошествии промежутка времени, равного четырем годам». Стремясь усилить роль Президента, составители Конституции поставили его в фактически не зависимое от парламента положение.

Глава 8 Конституции посвящена судебной власти. В ней отмечалось, что правосудие отправляется бесплатно от имени французского народа. Местные органы власти остались практически без изменений.

Таким образом, рассматриваемая Конституция в рамках одной и той же политической системы внешне поставила в независимое положение Национальное собрание, наделенное неограниченной законодательной властью, и не зависимого от него Президента с подчиненной ему армией, полицией и бюрократией, т. е. наделенного реальной силой.

При таком положении в случае конфликта между Национальным собранием и Президентом неизбежно должно было обнаружиться жесткое противоречие. Собрание получило право сместить Президента конституционным путем, но в его распоряжении не было реальной силы для претворения этого решения в жизнь. Президент же, наоборот, согласно ст. 68 не имел права ни распускать Собрание, ни даже временно откладывать его заседания — это рассматривалось как «государственная измена», в силу которой президент утрачивал свои полномочия. Другими словами, устранить Собрание конституционным путем Президент не мог, зато имел реальные возможности сделать это силой. Эти обстоятельства послужили предпосылкой недолговечности режима Второй республики Франции.

«Могильщиком» Второй республики во Франции явился племянник Наполеона Бонапарта Луи-Наполеон, который был избран первым президентом по Конституции 1848 г. В ночь на 2 декабря 1851 г. он произвел государственный переворот, вероломно нарушив свою присягу на верность Конституции республики.

1 4 января 1852 г. во Франции принимается новая Конституция, которая существенным образом отличалась от предыдущей и очень походила на Конституцию Франции 1799 г.

В 1870 г. Наполеон III ввязывается в войну с Пруссией для того, чтобы отвлечь внимание от тяжелых внутренних проблем и добиться поддержки оппозиционной буржуазии. Эта война привела к быстрому краху Второй империи, поскольку в сентябре 1870 г. император попал в плен под Седаном с 83-тысячной французской армией.

18 марта 1871 г. в Париже произошла пролетарская революция, в ходе которой власть перешла в руки Центрального комитета Национальной гвардии, который находился у власти 10 дней.

26 марта 1871 г. состоялись выборы в Парижскую коммуну. В результате выборов в составе Коммуны оказалось 86 членов — точнее 85, ибо один из них (О. Бланки) находился в тюрьме.

Уже на первом заседании вновь выбранного органа власти 29 марта 1871 г. был создан совершенно новый принцип организации государственной власти. На этом заседании было определено, что руководство работой Коммуны поручается Президиуму, который выбирается на 7 дней в составе председателя, двух заместителей и двух секретарей. В этот же день для того, чтобы «облегчить прохождение дел и обсуждение проектов декретов», из членов Коммуны образовывалось десять комиссий. Среди этих десяти комиссий самое важное значение имела исполнительная. На нее возлагалось проведение в жизнь всех декретов Коммуны и всех постановлений других комиссий. Однако она находилась в полном подчинении Коммуны.

20 апреля 1871 г. для упорядочения и централизации работы комиссий было решено реорганизовать исполнительную комиссию, включив в нее руководителей всех девяти специальных комиссий.

19 апреля 1871 г. Коммуна приняла «Декларацию к французскому народу» — важный документ, в котором провозглашались основные принципы организации государственной власти во Франции.

29 марта 1871 г. Коммуна приняла знаменитый Декрет «Об отмене рекрутского набора». В нем говорилось об упразднении постоянной армии и замене ее вооруженным народом в лице Национальной гвардии. Те же самые меры были проведены и в отношении полиции. Большое значение имел принятый 2 апреля Декрет «Об отделении церкви от государства», который передавал имущество религиозных конгрегаций в собственность государства.

Совокупность этих мер означала слом старого государственного аппарата и построение совершенно нового типа государства, еще неведомого истории. В основу нового государственного аппарата были положены такие демократические принципы, как выборность, ответственность и сменяемость всех должностных лиц, коллегиальность управления. Коммуна, однако, не признавала принципа разделения властей. Декреты и постановления, которые принимались на заседаниях Коммуны, проводились затем в жизнь комиссиями или ее уполномоченными.

Декретом от 30 марта было урегулировано административное управление округами Парижа. На выборы местных органов власти коммунары не пошли, поэтому руководство округами поручалось членам Коммуны, баллотировавшимися от этих округов. Для ведения дел им разрешалось создать комиссию по своему выбору и под свою ответственность.

В таком виде правительственный аппарат Коммуны просуществовал до 1 мая 1871 г., когда специальным декретом был организован Комитет общественного спасения. Он должен был состоять из пяти членов, избранных Коммуной голосованием каждой кандидатуры в отдельности. Комитету общественного спасения предоставлялась самая широкая власть над всеми делегатами и комиссиями, однако ответственность его перед Коммуной сохранялась.

Коммуна просуществовала до 28 мая 1871 г., когда пала последняя баррикада. С самого начала революции коммунары были обречены на поражение. Многие их них это прекрасно понимали, но руководствовались, прежде всего, идейными соображениями, свято веря в идеи равенства и социальной справедливости, провозглашенные еще в период Великой французской революции.

Вопрос 6

Конституция Франции 1958 г. Государственный строй Франции V Республики Ответ:

Основу Конституции 1958 г. составили идеи де Голля относительно современного французского государства. В своих «Военных мемуарах» он писал: «Я вижу в нем не сумму противоречивых частных интересов, итогом которой могут быть лишь гнилые компромиссы, как это было вчера и восстановления чего желали бы партии, а инструмент решительных, честолюбивых действий, инструмент, выражающий только интересы нации и поставленный на службу только им. Чтобы планировать и принимать решения, государство нуждается в органах власти, во главе которых стоит компетентный арбитр».

В центре новой конституции — идея главенства президентской власти. Президент «…обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов…» (ст. 5). Его компетенции, исключающей необходимость контрассигнации премьер-министра или министров, подлежит право распустить Национальное собрание (новые выборы должны проводиться не более чем через сорок дней после роспуска), по существу вводить чрезвычайное положение, по предложению правительства или совместному предложению палат парламента передать на референдум любой законопроект, а также ряд других правомочий.

В области нормотворческого процесса президент наделен правом законодательной инициативы. Он подписывает и обнародует законы, может потребовать от парламента нового обсуждения закона или его частей, созывает парламент на чрезвычайные сессии, может передать принятый парламентом закон в Конституционный совет на соответствие его Конституции.

В области исполнительно-распорядительной деятельности президент: назначает премьер-министра, а по его предложению — министров, председательствует в Совете министров; проводит назначения на высшие гражданские и военные государственные должности. Являясь главой вооруженных сил, он председательствует в советах и высших комитетах национальной обороны.

Президент представляет страну в международных отношениях. Особое значение имеет ст. 16: «Когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти… нарушено, президент Республики принимает меры, которые диктуются обстоятельствами, после официальной консультации с премьер-министром, председателями палат парламента, а также Конституционным советом». Констатация этих условий, которые передают президенту фактически всю полноту государственной власти, может толковаться весьма расширительно, поскольку это целиком зависит от него самого. Вместе с тем сохраняются некоторые формы парламентского контроля (парламент собирается по праву, т. е. автоматически, он может учредить Верховный суд для разбора дела по обвинению президента в государственной измене).

Второе лицо в государстве — премьер-министр, который руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов. По определенному поручению президента и с определенной повесткой дня он может председательствовать вместо президента на заседании Совета министров. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом (исключение составляют акты президента, относящиеся к его исключительной компетенции).

Парламент республики состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием граждан (на 5 лет — с 1985 г. была введена пропорциональная система), а Сенат — косвенным голосованием (на 9 лет). Парламент собирается на две очередные сессии в году. общая продолжительность которых не может превышать 170 дней. Внеочередные сессии открываются и закрываются декретом президента. Предусматривается парламентская неприкосновенность депутатов. Императивные мандаты объявляются недействительными. Законы парламента в течение 15 дней должны быть подписаны и промульгированы президентом. Если президент не согласен, проводится повторное обсуждение.

Особое внимание Конституция уделяет отношениям между парламентом и правительством. Парламент законодательствует лишь в строго очерченных ст. 34 пределах (гражданские права, уголовное право, суды и судопроизводство, налоги, трудовое право, принципы организации государственного аппарата и др.). Вопросы, не входящие в область законодательства, решаются в административном порядке, т. е. декретами кабинета. Допускается возможность делегирования парламентом своих законодательных правомочий правительству. Предусматривается приоритет правительственных законопроектов при обсуждении их в палатах парламента. Если парламент не принял решения по финансовым законопроектам в течение 70 дней, они могут быть введены в действие на основе правительственного акта. Устанавливается ответственность правительства перед парламентом (ст. 49). Однако «резолюция порицания», как наиболее действенный инструмент современного парламентского контроля в отношении правительственной власти, может быть применена в ограниченных пределах. Наделение Сената почти равными правомочиями с Национальным собранием воссоздает систему внутрипарламентских противовесов.

Среди новых органов, учрежденных на основе Конституции, особое место принадлежит Конституционному совету, который состоит из девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. Они назначаются поровну председателями палат и президентом, причем председатель Конституционного совета назначается президентом и его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно входят бывшие президенты. Конституционный совет решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия Конституции нормативных актов, принятых парламентом.

Контроль за нормативными актами исполнительной власти осуществляет Государственный совет, значение которого после 1958 г. несколько возросло.

В итоге, конституция 1958 г. установила форму правления, сочетающую черты как парламентской, так и президентской республики при очевидном доминировании элементов последней. Режим Пятой республики стал в теории именоваться смешанным «президентско-парламентским» или «косвенным президентским» режимом, став образцом своеобразной гибридной, а на деле новой, самостоятельной формы правления, получившей в политической науке наименование «полупрезидентская республика» .

Развитие Пятой Республики.

Основной тенденцией развития политической системы Пятой республики в первые десятилетия ее существования явилось дальнейшее усиление президентской власти, ее персонализация. Президент стал на практике не только главой государства, но и главой правительства, одновременно ослаблялось и какое-либо противодействие законодательной власти.

С 1962 г. президент стал избираться не выборщиками, а прямо, что должно было обесчивать независимость президента от остальных конституционных учреждений. Среди других преобразований наиболее важным явилось усиление ответственности правительства перед главой государства. Перестали действовать статьи о бывших колониях (они стали юридически независимыми).

В последующие годы после ухода де Голля (апрель 1969 г.) была обеспечена преемственность власти, что способствовало устойчивости режима Пятой Республики. Режим, который вначале многими воспринимался как временный, созданный под определенную личность, оказался достаточно устойчивым, способным адаптироваться к новым, современным условиям. С его помощью были в той или иной мере решены многие острые проблемы, стоявшие перед страной: структурная перестройка экономики в соответствии с требованиями Общего рынка, стабилизация национальной валюты, перестройка отношений с юридически независимыми государствами — бывшими колониями, упрочение международного положения страны.

Заметной тенденцией в развитии режима Пятой республики в 1960;70-х гг. стала и централизация судебно-полицейского аппарата. Были созданы чрезвычайные органы политической юстиции, расширены полномочия полиции и префектов.

Вместе с тем отмечались определенные сдвиги и в укреплении гарантий прав личности. В 1971 г. Конституционный совет признал преамбулу к Конституции 1958 г. (со ссылками на права человека в Декларации 1789 г. и Конституции 1946 г.) составной частью «конституционного блока» и обязал органы государственной власти уважать положения этой преамбулы как конституционные принципы. Кроме того, начиная с 1971 г., Конституционный совет декларировал целый ряд положений, определяющих принципы правового статуса личности (так называемая Судебная хартия прав человека).

В 1981 г. Социалистической партии удалось завоевать пост президента, получив абсолютное большинство мест в парламенте, и сформировать правительство. Сохранив основные положения Конституции 1958 г., касающиеся центрального аппарата Пятой республики, правительство социалистов вместе с тем приняло закон о децентрализации местного управления, упразднив традиционную должность префекта (потом восстановленную), ввело, хотя и в урезанном виде, пропорциональную избирательную систему. Местные органы власти получили большую самостоятельность в финансовых и других вопросах управления. В соответствии с законами 1983 г. подчинение нижестоящих органов самоуправления вышестоящим было ограничено определенными направлениями деятельности (образование, здравоохранение и т. п.), несколько смягчен был административный контроль центра над местными органами самоуправления. Право избирать представительные органы (самоуправления) было предоставлено регионам.

Период 1986;1988 гг. стал уникальным в том отношении, что помимо определенной переоценки роли государства, Пятая республика впервые испытала новацию «раздельного правления» — сосуществования президента-социалиста и правоцентристского правительства, опирающихся на оппозиционные друг другу политические блоки. Второй такой период «сосуществования» продолжался с 1993 по 1995 г., а с 1997 г., напротив, социалистическое правительство «сосуществует» с президентом-голлистом.

Политические события 80−90-х гг. показали, что, несмотря на все сложности и перипетии партийного соперничества, примат президентской власти во всех областях государственной жизни и ныне остался неизменным. Не случайно наиболее распространенными оценками Пятой республики являются такие характеристики, как «суперпрезидентская республика» или «ультрапрезидентский режим». Вместе с тем парламент остается ареной партийного соперничества, и в условиях политической поляризации глава государства еще больше, чем прежде, заинтересован в поддержке парламентского большинства, а для наиболее эффективного проведения в жизнь своей политики партия или блок партий должны выиграть не только президентские, но и парламентские выборы. Если же говорить об осуществлении парламентом своей главной функции — законодательной, то здесь он по-прежнему выступает в основном в роли «регистрационной палаты», поскольку, по Конституции 1958 г., его собственная сфера законодательных полномочий значительно ограничена, а повседневный парламентский контроль (вопросы министрам) вместе с ответственностью правительства перед парламентом не играют во Франции большой практической роли.

Независимо от расстановки основных политических сил, на рубеже XX и XXI вв. государство во Франции оставалось значительной регулирующей силой в экономике и социальных отношениях. Периодически проводимые национализация и приватизация отраслей экономики в целом сохранили соотношение государственного и частного ее секторов. Особенностью приватизации во Франции при передаче малоэффективных отраслей хозяйства и объектов госсобственности является сохранение в государственной собственности крупных пакетов акций этих объектов, использование государственных облигаций или аукционов.

Значительную роль в развитии политической системы Франции оказывают интеграционные процессы общеевропейского масштаба. Так, в 1992 г. Конституция Франции была дополнена разделом «Европейский союз», все более отчетливо стала проявляться тенденция к признанию верховенства «коммунитарного права» (права Европейского союза) над национальным правом.

1. Всеобщая история государства и права. — М., 1998.

2. История государства и права зарубежных стран. — Ч.1. — М., 1997.

3. История государства и права зарубежных стран. — Ч.1. — М., 1998.

4. Сироткин В. Г. История Франции: Пятая Республика. М., 1989.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой