Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Бытовой подряд и защита прав потребителей в сфере бытового обслуживания

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Шкаф № 1 на горизонтальной плоскости неустойчив, так как из трех опорных стенок (левой боковой, правой боковой и задней) опора в полной мере и целиком осуществляется только на левую боковую стенку. Между опорной кромкой задней стенки и поверхностью пола наблюдается зазор размером 8−10 мм, опора осуществляется на подложку в виде свернутого в четыре слоя куска линолеума. Аналогично между опорной… Читать ещё >

Бытовой подряд и защита прав потребителей в сфере бытового обслуживания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ТЕМА: Бытовой подряд и защита прав потребителей в сфере бытового обслуживания

ПЛАН ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОГОВОРЕ БЫТОВОГО ПОДРЯДА

1.1 Понятие и гражданско-правовая характеристика договора бытового подряда

1.2 Элементы договора бытового подряда

2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА БЫТОВОГО ПОДРЯДА.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

2.1 Права и обязанности сторон договора бытового подряда

2.2 Правовые последствия обнаружения недостатков в выполненной работе ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

В последнее десятилетие в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей товаров (работ, услуг). Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства.

В связи с этим, одной из задач современной России признана необходимость применения эффективных методов защиты прав потребителей. Россия законодательно провозгласила основные права и интересы потребителей, соответствующие международно-правовым стандартам в этой сфере. Готовность России защищать потребителей выражена в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», который определил круг прав потребителей, установил механизм реализации этих прав. Кроме этого, на защите прав и интересов потребителей стоят все отрасли российского законодательства: конституционное, гражданское, административное, уголовное. Происходящие изменения в экономической, социальной, правовой системах, направленные, в том числе, и на охрану прав и интересов потребителей, протекают в специфических социокультурных условиях. Обширная правоприменительная практика постоянно выявляет пробелы в современном законодательстве, вызывая тем самым необходимость в его совершенствовании. Учитывая вышеизложенное, полагаю, что выбранная тема курсовой работы является актуальной.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в области осуществления работ и оказания услуг, регулируемые договором бытового подряда.

Предметом исследования являются понятие, элементы, содержание и ответственность сторон договора бытового подряда.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОГОВОРЕ БЫТОВОГО ПОДРЯДА

1.1 Понятие и гражданско-правовая характеристика договора бытового подряда Бытовой подряд выделен в Гражданском кодексе Российской Федерации как отдельный вид договора подряда. Относящиеся к нему положения определены в главе 37 «Подряд». Нормы о бытовом подряде (по прежней терминологии — бытовом заказе) содержались и в Гражданском кодексе РСФСР 1964 года. Однако подобной дифференциации в ранее действовавшем законодательстве не было.

В статье 702 Гражданского кодекса Российской Федерации дается общее определение договору подряда. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии со статьей 730 ГК РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворить бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.

Сопоставление текста приведенных определений показывает, что по договору бытового подряда подрядчиком всегда выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, а заказчиком — гражданин, причем только в целях удовлетворения своих личных потребностей. Отсутствие в определении бытового подряда указания на «результат работы» не означает, что это словосочетание не имеет отношения к предмету рассматриваемого вида договора. Очевидно, что он не должен быть использован для целей, не связанных с личным потреблением. Вместе с тем названные признаки позволяют четко отграничить бытовой подряд от иных предусмотренных в законе видов подряда — строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд.

ГК РФ относит бытовой подряд к числу публичных договоров, поэтому на него распространяются требования, закрепленные в статье 426. Вместе с тем к бытовому подряду, если иное не установлено правилами о нем, применяются и общие положения о подряде.

К бытовому подряду применяются не только эти общие положения ГК РФ о договоре, но и другие. Имеются в виду, прежде всего, правила о форме сделок, о последствиях их недействительности, о порядке заключения, изменения и расторжения договора.

Суханов Е.А. отмечает, что договор бытового подряда является разновидностью договора подряда, ему присущи основные черты последнего. Так, договор бытового подряда, также как и договор подряда, является двусторонним, консенсуальным и возмездным что обусловлено конституционными признаками обязательства, устанавливаемого договором подряда. Эти признаки таковы:

1) подрядчик выполняет работу по заданию заказчика с целью удовлетворения тех или иных индивидуальных запросов и требований заказчика;

2) подрядчик обязуется выполнить определенную работу, результатом которой является создание новой вещи либо восстановление, улучшение, изменение уже существующей вещи;

3) вещь, созданная по договору подряда, принадлежит на праве собственности подрядчику до момента принятия выполненной работы заказчиком;

4) подрядчик самостоятелен в выборе средств и способов достижения обусловленного договором результата;

5) подрядчик обязуется выполнять работу за свой риск, т. е. он выполняет работу своим иждивением и может получить вознаграждение только в том случае, если в ходе выполнения работы он достигает оговоренного договором результата;

6) подрядчик выполняет работу за вознаграждение, право на получение которого у него возникает по выполнению и сдаче, как правило, всей работы заказчику, кроме случаев, установленных законом или договором.

По мнению Гатина А. М. отличие договора бытового подряда от возмездных договоров о передаче имущества в собственность иное вещное право или пользование. Как любой договор подряда, с одной стороны, регулирует процесс производительной деятельности, сопровождающейся созданием определенного овеществленного результата. Следовательно, интерес заказчика в договоре бытового подряда состоит в получении новой вещи, изготовленной подрядчиком как стороной в данном договоре, или в улучшении качества и иных потребительских свойств уже существующей вещи.

С другой стороны изготовление, переработка (обработка) вещи или выполнение какой-либо иной работы (услуги) должны сопровождаться передачей ее результата заказчику. В иных случаях подрядчик должен передать заказчику результат выполненной работы, который не выражен в новой вещи, но является вещественным. В связи с этим передаваемый подрядчиком заказчику результат не обязательно должен представлять собой движимую или недвижимую вещь.

Еще одним важным отличием договоров подряда и бытового подряда от возмездных договоров о передаче имущества в собственность (иное вещное право) или пользование является то, что их предметом всегда выступают при изготовлении — индивидуально-определенные вещи, а при переработке (обработке) или выполнении иной работы — конкретный овеществленный результат в отношении индивидуально-определенных вещей. По мнению Суханова А. Е. необходимость создания новых индивидуально-определенных вещей или изменения их потребительских свойств, предполагает осуществление подрядных работ по заданию заказчика.

Договор подряда также отличается от договоров об оказании услуг, хотя к отдельным их видам могут субсидиарно применяться правовые нормы о договоре подряда. Например, согласно ст. 783 ГК РФ общие положения о подряде (ст. 702−729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (ст. 730−739 ГК РФ) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779−782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Договор бытового подряда, несмотря на внешнее сходство, имеет также существенные отличия от трудового договора. Прежде всего, подрядчик согласно ст. 704 и 705 ГК РФ выполняет работу за свой риск и, если иное не предусмотрено договором подряда, собственным иждивением, т. е. из своих материалов, своими силами и средствами. В отличие от этого работник, заключивший трудовой договор, зачисляется в штат соответствующей организации, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка и обязан выполнять указания работодателя. Таковы традиционно выделяемые признаки, отличающие договор бытового подряда и трудовой договор.

Однако при надомном труде работник выполняет конкретный заказ и сдает соответствующий результат, не будучи связанным правилами внутреннего трудового распорядка. Индивидуальные предприниматели не обязаны устанавливать для своих работников правила внутреннего трудового распорядка. Следовательно, указанные отличия не являются достаточного четкими для указанного разграничения.

Дифференциация подрядных отношений на виды и подвиды зависит от характера выполняемой подрядчиком работы и ее результата. Наиболее существенными для правового регулирования являются такие разновидности договора подряда, которые получили в законодательстве относительно самостоятельное выражение: бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд, некоторые из которых регулируются специальными законодательными актами.

Общий порядок и процедура заключения договоров определяются в основном правилами главы 28 ГК РФ, а также нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Заключение

договора связывается с достижением соглашения по всем его существенным условиям. Договор не считается заключенным при отсутствии согласования хотя бы по одному из таких условий.

Для того чтобы стороны могли достигнуть соглашения и тем самым заключить договор, необходимо, чтобы, хотя бы одна сторона сделала предложение о заключении договора, а другая — приняла это предложение.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что договор бытового подряда — это такой вид договора подряда, в котором одна сторона (подрядчик), осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность в сфере оказания бытовых услуг, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную для удовлетворения бытовых или других личных потребностей заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу (ч. 1 ст. 730 ГК РФ). Договор бытового подряда является публичным договором (ст. 426 ГК). К договору бытового подряда применяются общие положения о подряде, если это не противоречит специальным нормам о бытовом подряде. Нормы Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) дополняют положения ГК РФ касательно договора бытового подряда.

1.2 Элементы договора бытового подряда гражданский бытовой подряд договор Сторонами договора бытового подряда являются заказчик и подрядчик.

Заказчик — гражданин, заказывающий выполнение работ для удовлетворения собственных или иных личных потребностей.

Подрядчиком по договору может являться только лицо, профессионально осуществляющее соответствующую подрядную деятельность. Мищенко Е. А. подчеркивает что, в отличие от общей нормы о публичном договоре, называющей в качестве обязанного субъекта коммерческую организацию, специальные нормы, регулирующие бытовой подряд, в качестве подрядчика называют организацию — независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, выполняющего работы и оказывающего услуги по возмездному договору. Заказчиком является исключительно гражданин, целью заказа которого является удовлетворение своих личных потребностей. Указанный субъектный состав, характеризующийся неравенством между участниками договора, предопределил распространение на бытовой подряд режима публичного договора.

Но в договоре могут участвовать не только заказчик и подрядчик. Российское законодательство предусматривает участие в договоре субподрядчика, генерального подрядчика, а так же иных лиц.

Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств, других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Подрядчик, который привлек к исполнению договора подряда субподрядчика в нарушение положений ч. 1 статьи 706 ГК РФ или договора, несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора.

Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами ч. 1 статьи 313 и статьи 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком — ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.

Если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком.

С согласия генерального подрядчика заказчик вправе заключить договоры на выполнение отдельных работ с другими лицами. В этом случае указанные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение работы непосредственно перед заказчиком. Таким образом, субподрядчик, равно как и генеральный подрядчик обладают в полной мере правами по договору и несут по нему обязанности в полном объёме.

Предметом договора бытового подряда является результат работы, предназначенной удовлетворять бытовые или другие личные потребности граждан. Закон связывает потребительский характер не с результатом, а с самой работой, которую выполняет подрядчик. Так, не будет бытовым подрядом договор, заключенный гражданином с промышленным предприятием на изготовление хозяйственных сумок. Хотя результат работы и имеет потребительский характер, однако сама работа и возникающие при этом отношения не могут рассматриваться как отношения бытового подряда ввиду отсутствия потребительского характера самой работы, т.к. договор бытового подряда является публичным договором.

В практике предприятий сферы обслуживания нередки случаи навязывания гражданам дополнительных работ и услуг.

Например, гражданин хотел бы заказать пошив пиджака, а ему предлагается пошив костюма в целом и т. п. В качестве гарантии защиты интересов заказчиков в ч. 1 ст. 731 ГК РФ установлено, что подрядчик не вправе навязывать заказчику включение в договор бытового подряда дополнительной работы или услуги, а заказчик вправе отказаться от оплаты работы или услуги, не предусмотренной договором.

Не менее важным условием является и цена работы, а так же ее оплата. В связи с этим в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с ч. 3 статьи 424 ГК РФ. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Цена может определяться по разному, так например, цена работы может быть определена путем составления сметы.

А в случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

Если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.

Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре. Как отмечает Мозолин В. П., что подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование расторжения договора в соответствии со статьей 451 ГК РФ.

Конечно, не секрет что данный договор направлен на получение выгоды как с одной, так и с другой стороны, как правило, подрядчик получает ее в денежном эквиваленте.

Порядок оплаты работы в Российском законодательстве урегулирован таким образом (статья 711 ГК РФ), что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно. Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда.

При неисполнении заказчиком обязанности уплатить установленную цену либо иную сумму, причитающуюся подрядчику в связи с выполнением договора подряда, подрядчик имеет право на удержание в соответствии со статьями 359 и 360 ГК РФ результата работ, а также принадлежащих заказчику оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи, остатка неиспользованного материала и другого оказавшегося у него имущества заказчика до уплаты заказчиком соответствующих сумм.

Сроки выполнения работы являются очень важным условием в данном договоре. В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором. Указанные в ч. 2 статьи 405 ГК РФ последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.

По мнению Садикова О. Н. форма договора бытового подряда не содержит специальных правил оформления, что предполагает возможность его заключения и в устной и в письменной формах в соответствии с общими нормами гражданского законодательства, однако и в Правилах бытового обслуживания населения, и в ряде других документов говорится о том, что заказ гражданина должен быть оформлен квитанцией (договором).

При этом допускается ещё более упрощённый вариант оформления договорных отношений — выдача жетона или кассового чека.

Таким образом, можно сделать вывод, что договор бытового подряда состоит из таких основных элементов, как: стороны договора, предмет договора, цена, срок и форма.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА БЫТОВОГО ПОДРЯДА. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

2.1 Права и обязанности сторон договора бытового подряда гражданский бытовой подряд договор Важнейшей обязанностью подрядчика является предоставление заказчику до заключения договора бытового подряда широкого спектра необходимой и достоверной информации, связанной с выполнением работ. Требования к содержанию информации формулируются в ст. 732 ГК РФ, Законе о защите прав потребителей, Правилах бытового обслуживания населения.

Информация предоставляемая подрядчиком, должна содержать сведения: характеризующие подрядчика; характеризующие выполняемые работы (результат); ознакомительного характера". Отдельные виды работ могут производиться подрядчиком на дому. В этом случае обязанность по обеспечению явки работника в согласованное с заказчиком время лежит на подрядчике.

Надлежащее исполнение обязательства по договору бытового подряда в ряде случаев зависит от качества материала, из которого изготавливается та или иная вещь. При выполнении подрядчиком работ из своего материала подрядчик обязан применять (использовать) для выполнения заказа материал, соответствие которого установленным требованиям подтверждено документом (сертификатом, декларацией соответствия), если это его соответствие подлежит согласно законодательству Российской Федерации обязательному подтверждению.

Как профессиональный исполнитель подрядчик обязан немедленно предупредить потребителя и до получения от него указаний приостановить выполнение работы при обнаружении непригодности или недоброкачественности переданных потребителем материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи. Аналогичные действия подрядчик должен совершить и при угрозе наступления возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе выполнения работы; иных не зависящих от исполнителя обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.08.97 № 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации» на подрядчике лежит обязанность по сохранности и правильному использованию предоставленного заказчиком материала или его части для выполнения работ. После окончания работы исполнитель обязан представить потребителю отчет об израсходовании материала. Неиспользованный материал подлежит возврату заказчику или, как было отмечено выше, подлежит зачету в состав цены договора.

При полной или частичной утрате (повреждении) материала (вещи), принятого от заказчика, подрядчик обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества. С согласия заказчика подрядчик может изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем.

В совокупности специфических прав заказчика по договору бытового подряда приоритетное местно занимает право на информацию, которое в случае его нарушения обеспечивается возможностью наступления ряда неблагоприятных последствий для нарушителя. Так, если подрядчик не предоставил возможность незамедлительно получить вместе заключения договора бытового подряда необходимую и достоверную информацию о предлагаемой работе, ее видах и об особенностях, о цене и форме оплаты, заказчик вправе потребовать от подрядчика возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора (ч. 2 ст. 732 ГК РФ). За аналогичные действия подрядчика, повлекшие недостатки после передачи результата работы вследствие отсутствия у заказчика такой информации, заказчик также вправе требовать возмещения убытков.

В случаях, когда вследствие неполноты или недостоверности полученной от подрядчика информации был заключен договор на выполнение работы, не обладающей свойствами, которые имел в виду заказчик, последний вправе требовать расторжения заключенного договора бытового подряда без оплаты выполненной работы, а также возмещения убытков.

На практике нередки случаи навязывания подрядчиком дополнительных работ за плату без согласия заказчика. Согласно Правил бытового обслуживания населения, заказчик вправе отказаться от оплаты таких работ, а если они оплачены — потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Важнейшей гарантией свободного осуществления прав заказчика является предоставление заказчику полной свободы в любое время до сдачи работы отказаться от исполнения договора, уведомив об этом подрядчика. Заказчик, принявший такое решение, обязан уплатить подрядчику часть установленной цены в размере, пропорциональном части работы, выполненной подрядчиком до момента получения соответствующего уведомления, а также возместить расходы подрядчика, которые он произвел в этот период для исполнения договора.

Нарушение подрядчиком начала, окончания и промежуточных сроков выполнения работ или наличие реальной угрозы ее невыполнения в срок предоставляет заказчику возможность воспользоваться способами защиты, закрепленными в п. 26 Правил бытового обслуживания населения: назначить исполнителю новый срок; поручить оказание услуги (выполнение работы) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за оказание услуги (выполнение работы); расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работы).

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги (выполнения работы).

В случае нарушения установленных сроков оказания услуги (выполнения работы) или назначенных потребителем новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пени) в размере трех процентов цены оказания услуги (выполнения работы), а если цена оказания услуги (выполнения работы) договором об оказании услуг (выполнении работ) не определена — общей цены заказа. Договором об оказании услуг (выполнении работ) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пеней).

Общий же размер неустойки не может превышать цену работы (заказа).

Основные обязанности заказчика — принять и оплатить выполненную подрядчиком работу.

На отношения по приемке работы (ее результата) распространяются общие нормы о подряде (ст. 720 ГК РФ), частично продублированные в п. 14 Правил бытового обслуживания населения.

Расчеты заказчика с подрядчиком осуществляются по общему правилу после завершения работы и сдачи ее результата подрядчику. Возможна оплата работы и при заключении договора. С согласия заказчика работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи аванса.

При исполнении договора бытового подряда возникает необходимость в расчетах не только за издержки и вознаграждение подрядчика, но и за оплату материала, из которого в процессе выполнения работы создается конечный результат. Специфика расчетов за материал и некоторые иные правовые последствия зависят от того, кому из сторон договора он принадлежит. Если материал принадлежит подрядчику, то оплату при заключении договора производит заказчик полностью или в части, определенной в договоре, с окончательным расчетом при получении заказчиком выполненной подрядчиком работы (ч. 1 ст. 733 ГК РФ). По соглашению сторон материал может быть предоставлен подрядчиком в кредит, в том числе с условием оплаты материала в рассрочку. Определенная при заключении договора цена предоставленного подрядчиком материала не подлежит перерасчету в случае ее последующего изменения.

Мозолин В.П. отмечает то что, если работа выполняется из материала заказчика, то материал подлежит четкой идентификации путем указания в соответствующих документах (квитанции, заказе) наименования, количества, качества, цвета, формы. Такое требование обусловлено существенной переработкой материала, в результате чего утрачиваются его первоначальные свойства. Обязательным также является указание согласованной сторонами цены материала, которую подрядчик вправе оспорить в суде как более слабая сторона в договоре.

Заказчик, предоставивший материал для выполнения работы, отвечает за его качество по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества в соответствии с гражданским законодательством.

При выполнении работ на дому у потребителя или в ином месте, указанном потребителем, потребитель обязан создать необходимые условия для выполнения работы. Содержание названных условий должно быть предусмотрено в договоре.

В силу различных обстоятельств заказчик может не явиться за получением созданного подрядчиком результата либо уклоняться от его приемки. В таких случаях подрядчик вправе за разумную цену продать результат работы, а вырученную сумму внести в депозит нотариуса или суда в порядке, предусмотренном ст. 327 ГК РФ (ст. 738 ГК РФ). Право реализации невостребованного имущества возникает у подрядчика по истечении двух месяцев со дня письменного предупреждения заказчика о необходимости получить произведенный результат. С момента зачисления денежных средств, в депозит обязательство считается исполненным: подрядчик утрачивает права на эти денежные средства, а заказчик приобретает на них право собственности. Нотариус или суд извещает заказчика о внесении подрядчиком денежных средств заказчика.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том что, содержание договора бытового подряда составляют права и обязанности сторон. Знание законодательства о правах и обязанностях сторон договора бытового подряда поможет участникам правоотношений защитить свои интересы еще на стадии преддоговорных переговоров по согласованию условий будущего договора. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что объем возложенных на подрядчика прав и обязанностей более широк — это объясняется спецификой выполняемых работ.

2.2 Правовые последствия обнаружения недостатков в выполненной работе Согласно ст. 737 ГК РФ в случае обнаружения недостатков во время приемки результата работы или во время его использования заказчик может в течение общих сроков, предусмотренных ст. 725 ГК РФ, а при наличии гарантийных сроков — в течение этих сроков по своему выбору осуществить одно из предусмотренных в ст. 723 ГК РФ прав, либо потребовать безвозмездного повторного выполнения работы или возмещения понесенных им расходов на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами. Аналогичные правила установлены ч. 1 ст. 29 Закона о защите прав потребителей.

Объем прав заказчика при обнаружении недостатков работы зависит от того, являются ли эти недостатки существенными или таковыми не являются (назовем их условно несущественными). Различие названных недостатков проводится в понятийном аппарате Закона о защите прав потребителей. К существенным недостаткам товара (работы, услуги) отнесен неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. К несущественным недостаткам товара (работы, услуги) отнесено — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

В соответствии с ч. 2 ст. 737 ГК РФ требование о безвозмездном устранении таких недостатков результата работы, выполненной по договору бытового подряда, которые могут представлять опасность для жизни или здоровья самого заказчика и других лиц, может быть предъявлено заказчиком или его правопреемником в течение десяти лет с момента принятия результата работы, если в установленном законом порядке не предусмотрены более длительные сроки (сроки службы). Такое требование может быть предъявлено независимо от того, когда обнаружены эти недостатки, в том числе при обнаружении их по окончании гарантийного срока. При невыполнении подрядчиком указанного требования заказчик вправе в течение того же срока потребовать либо возврата части цены, уплаченной за работу, либо возмещения расходов, понесенных в связи с устранением недостатков заказчиком своими силами или с помощью третьих лиц.

Так гражданин Малиев 13.03.2009 заключил с ООО «Строймедсервис» договор бытового подряда на долевое строительство дома в г. Казани. Во исполнение договора Малиев произвел расчет с подрядчиком в полном объеме, а ему в собственность предоставлена трехкомнатная квартира. В процессе эксплуатации гражданин обнаружив существенные недостатки, обратился в суд с иском к ООО «Строймедсервис» о замене квартиры, взыскании неустойки, возмещении убытков и компенсации морального вреда. Малиев счел нарушенными свои права потребителя.

Приволжский городской суд г. Казани в иске Малиеву отказал, исходя из того, что согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы от 27.02.2008 в квартире не выявлено монтажных и конструктивных недостатков, делающих невозможным проживание, а имеющиеся недостатки в отделке жилой площади устранимы и истец не лишен возможности предъявить иск об их устранении.

При таких обстоятельствах вывод суда, с которым согласился президиум, о том, что Малиев вправе потребовать не замены переданной ему по договору бытового подряда квартиры ненадлежащего качества, а лишь устранения имеющихся в квартире недостатков, противоречит ст. 503 ГК РФ. При рассмотрении дела суд не обсудил возможность применения ст. 503 ГК РФ, что нельзя признать правильным.

Согласно ч. 3 ст. 723 ГК РФ и ч.1 ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» заказчик вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы не устранены подрядчиком. Потребитель также вправе расторгнуть договор о выполнении работы, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы или иные существенные отступления от условий договора. Кроме того, он вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы. При этом убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Согласно ч. 4 ст. 29 Закона о защите прав потребителей при выявлении существенных недостатков выполненной работы, допущенных по вине подрядчика, потребитель вправе предъявить требование о безвозмездном устранении недостатков выполненной работы по истечении гарантийного срока, установленного подрядчиком, или по истечении сроков, установленных ст. 725 ГК РФ. Это требование потребителя может быть предъявлено в течение установленного срока службы результата выполненной работы или в течение десяти лет со дня принятия выполненной работы, если срок службы выполненной работы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в сроки, установленные ст. 29 Закона о защите прав потребителей, потребитель по своему выбору вправе требовать:

соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;

отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков.

Кроме того, в соответствии со ст. 739 ГК РФ в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения работы по договору бытового подряда заказчик может воспользоваться также правами, предоставленными покупателю в соответствии со ст. 503−505 ГК РФ. В ст. 30 и 31 Закона о защите прав потребителей устанавливаются сроки удовлетворения требований потребителя в связи с выявленными в выполненной работе недостатками. Недостатки выполненной работы должны быть устранены в течение двадцати дней со дня предъявления требования потребителем, если более короткий срок не установлен договором при принятии выполненной работы или правилами выполнения отдельных видов работ.

Требование об уменьшении цены за выполненную работу должно быть удовлетворено подрядчиком в течение 10 дней с момента его предъявления. В такой же срок должно быть удовлетворено и требование потребителя о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами. Кабалкин А. Ю. подчеркивает то что, «для удовлетворения требования потребителя о безвозмездном изготовлении аналогичной вещи из такого же материала аналогичного качества или о повторном выполнении работы применяется срок, установленный для срочного выполнения работ. В том случае, когда подрядчиком такого рода работы в срочном порядке не выполняются, он обязан удовлетворить требования потребителя в срок, предусмотренный договором подряда, обязательства по которому не были выполнены или были исполнены ненадлежащим образом"[17].

Если требования потребителя не удовлетворены подрядчиком в сроки, предусмотренные ст. 30 и 31 Закона о защите прав потребителей, заказчик по своему выбору вправе предъявить ему иное требование из предусмотренных ч. 1 ст. 28 и ч. 1, 4 ст. 29 Закона. Кроме того, в случае просрочки удовлетворения требований потребителя подрядчик обязан уплатить ему неустойку в размере трех процентов цены работы за каждый день, начиная со дня, следующего за днем окончания срока удовлетворения соответствующего требования, и до дня его удовлетворения либо предъявления другого требования. Указанная неустойка носит штрафной характер, т. е. взыскивается независимо от причиненных потребителю убытков. Работа оплачивается заказчиком, как правило, после ее окончательной сдачи подрядчиком. Вместе с тем с согласия заказчика работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи подрядчику аванса (ст. 735 ГК РФ).

Рассмотрим пример по рассмотрению дел по защите прав потребителей в сфере бытового обслуживания. Так, гражданин Хахин обратился к мировому судье Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 7 с иском к ИП, указал, что 24.12.2008 заключил с ответчиком договор, по которому ответчик обязался изготовить и установить гардеробную комнату за определенную сумму, со сроком передачи товара — 09.01.2009. Обязательства по оплате истцом выполнены.

В нарушение законодательства ответчик не оформил договор и заказ надлежащим образом, составил эскиз мебели в черновом варианте, не выдав ему (истцу) копию эскиза, надлежащим образом оформленный договор и квитанции на всю уплаченную сумму.

При установке гардеробной комнаты выяснилось, что цвет мебели и компоновка отличаются от договорного, детали конструкции не одноцветные, отсутствуют боковые стены платяного шкафа и выдвижные ящики для обуви.

После частичного исправления ответчиком имеющихся недостатков, основные недостатки устранены не были. В платяном шкафу раздвижные двери установлены не на горизонтальном уровне, отчего образуется щель при закрытии; раздвижные двери, выдвижные ящики и внутренняя часть платяного шкафа выполнены из неоднородных материалов разного цвета, отличаются торцевым оформлением, имеются зазоры в стенах от потолка комнаты, правая стенка установлена на электропровод; полки и вешалки установлены с нарушением договорных размеров. Шкаф-пенал установлен криво и плохо закреплен, между стенами в верхней и нижней части шкафа имеются зазоры, полки в шкафу-пенале установлены на пластмассовые уголки. В шкафу с распашными дверями направляющие выдвижных ящиков заедают при открытии и закрытии, фронтальная часть ящиков перекошена; ниша для пылесоса не соответствует по высоте размеру, предусмотренному в эскизе, из-за чего пылесос не входит в нишу.

За устранение недостатков дверей-купе уплатил ответчику 600 рублей.

Претензию от 17.01.2009 о возмещении ущерба ответчик не удовлетворил.

Истец требовал: расторгнуть договор, взыскать с ответчика денежные средства, уплаченные за изготовление и установку гардеробной, включая 600 рублей за устранение недостатков; неустойку за нарушение сроков удовлетворения претензии с 28.01.2009 по 22 апреля 2009 (из расчёта 1% за каждый день просрочки удовлетворения требований по претензии за 85 дней); компенсацию морального вреда — 30 000 рублей; в счёт возмещения расходов на медицинские услуги (холтеровское мониторирование параметров ЭКГ) — 650 рублей, на приобретение тонометра — 1 320 рублей, в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя — 5000 рублей.

Требования о компенсации морального вреда обосновывал тем, что был вынужден неоднократно обращаться к ответчику, длительное время испытывал нравственные страдания, в результате «этих отношений резко ухудшилось состояние его здоровья».

Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Проанализировав условия договора от 24.12.2008, исходя из цели договора, его содержания и условий, а также поведения сторон, суд считает, что стороны заключили договор, по которому ответчик обязался изготовить и установить мебель в квартире истца, а истец — оплатить данные работы.

В силу ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 730 ГК РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.

К отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

Согласно ч. 1 ст. 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы.

В силу ч. 1, 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Согласно ч. 1, 3 ст. 31 Закона о защите прав потребителей требования потребителя о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги), а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом потребителя от исполнения договора по основаниям ч. 1 ст. 29 Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона (для рассматриваемого случая — 3% от общей цены заказа в день).

На основании ч. 3 ст. 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

Доводы истца о некачественности выполненной работы подтверждаются заключением судебной товароведческой экспертизы, проведенной экспертом Амурской торгово-промышленной палаты Советниковой Е. П. от 24.11.2009.

Согласно заключению эксперта:

Шкаф № 1 на горизонтальной плоскости неустойчив, так как из трех опорных стенок (левой боковой, правой боковой и задней) опора в полной мере и целиком осуществляется только на левую боковую стенку. Между опорной кромкой задней стенки и поверхностью пола наблюдается зазор размером 8−10 мм, опора осуществляется на подложку в виде свернутого в четыре слоя куска линолеума. Аналогично между опорной кромкой правой боковой стенки и поверхностью пола наблюдается зазор размером до 9 мм, опора осуществляется на две подложки в виде куска линолеума и деревянной рейки. Неустойчивость положения шкафа № 1 характеризуется как дефект производственного характера № 1 (согласно ГОСТ 20 400–80, пункт 127). Шкаф собран из деталей (боковые стенки и полки — цвет натуральной древесины, задняя стенка — цвет белый) с облицовкой различного цвета, что является дефектом производственного характера № 2 и нарушением пункта 2.2.20 ГОСТ 16 371–93.

В шкафу № 2 выдвижение верхней корзины и верхнего ящика затруднено, осуществляется с заеданием, что является дефектами производственного характера № 3, 4, и нарушением п. 2.2.4. ГОСТ 16 371–93.

В шкафу № 3 выдвижение левого ящика затруднено, что является дефектом № 5, носящим производственный характер и нарушением п. 2.2.4 ГОСТ 16 371–93. Видимые лицевые поверхности боковых стенок имеют отделку разного цвета — белый цвет левой стенки и цвет натуральной древесины у правой стенки, что является недопустимым в одном изделии — дефект № 6 производственного характера и нарушение п. 2.2.20 ГОСТ 16 371–93. Не полностью использована глубина ящичного проёма, составляющего 530 мм при длине ящика 410 мм, что является дефектом № 7 производственного характера.

Между вертикальной кромкой передней стенки правого ящика (фасадная поверхность) и боковой стенкой наблюдается зазор в виде треугольника максимальным размером 5 мм, что ухудшает внешний вид шкафа и согласно пункту 126 ГОСТ 20 400–80 является дефектом № 8 производственного характера.

В двери раздвижной в закрытом положении между нижней кромкой левого полотна и нижним треком, имеется зазор в форме треугольника максимальным размером 14 мм, между нижней кромкой правого полотна и нижним треком имеется зазор в 12 мм. Вышеуказанные зазоры, согласно п. 126 ГОСТ 20 400–80 являются дефектами № 9 и № 10. На внутренней видимой поверхности правого полотна между вертикальной профильной деталью и полотном наблюдается зазор размером до 3 мм, что является дефектом № 11 (согласно п. 126 ГОСТ 20 400–80). Дефекты № 9, 10, 11, ухудшающие внешний вид двери, носят производственный характер, причиной их появления является нарушение технологических режимов в процессе изготовления и установки дверных полотен. Качество раздвижной двери, имеющей вышеуказанные дефекты, не соответствует ГОСТ 16 371–93.

Предметы гардеробной комнаты, имеющие дефекты производственного характера № 1−11 изготовлены в различном стиле, что отражается в неодинаковости цвета облицовочных покрытий и конструктивном оформлении фасадных поверхностей шкафов № 1−3, поэтому не составляют единую архитектурно-художественную композицию. Существенным недостатком всего набора в целом является отсутствие крепления шкафов к стенам (либо к потолку и полу), что должно обеспечивать безопасность ее эксплуатации.

Из этого же заключения следует, что мебель изготовлена ответчиком без учёта единого архитектурно-художественного стиля и с дефектами производственного характера № 1−11, ухудшающими внешний вид и нарушающими функциональные свойства. Осмотренная экспертом мебель не соответствует по качеству общим техническим условиям ГОСТ 16 371–93 по пунктам 2.2.20 и 2.2.4.

При данной конструкции мебели требовалось обязательное изготовление боковой стенки, соответствующих креплений для штанг и установка их в открытом шкафу.

При установке в данной мебели составляющие её предметы не были закреплены (стенкам или полу — потолку). В данном случае имело место невыполнение операций по закреплению мебели. Осмотренная экспертом мебель к стенам ниши (комнаты) не прикреплена. Работы по изготовлению и установке раздвижной двери выполнены с нарушением технологических режимов изготовления и установки дверей, что выражается в наличии дефектов производственного характера № 9−11.

Устранение дефектов производственного характера № 1−11, обнаруженных в осмотренных экспертом мебели гардеробной комнаты и раздвижной двери экономически нецелесообразно, поэтому согласно пункта 47 ГОСТ 15 467–79 они (дефекты) являются неустранимыми.

Согласно п. 4 Правил бытового обслуживания населения, договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме и должен содержать, в том числе, сведения: вид услуги (работы); точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя. Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю.

Судом установлено, что в нарушение действующего законодательства при заключении договора ответчик не выдал истцу эскиз мебели.

Ответчик не доказал, что изготовленная им мебель соответствует условиям договора, заключенного с истцом.

Также судом установлено, что ответчиком выполнялись работы по исправлению недостатков изготовления и установки гардеробной комнаты. Однако эти недостатки не устранены до настоящего времени. Данный факт подтверждается фотографиями, представленными истцом Учитывая объем дефектов мебели, суд согласен с мнением эксперта о том, что устранение дефектов нецелесообразно.

Решением мирового судьи от 02.06.2009 с ответчика в пользу истца взыскана сумма, оплаченная по договору — 31 300 рублей, неустойка за возмещение расходов по устранению недостатков выполненной работы с 28.01.2009 по 22.04.2009 в размере 19 380 рублей, расходы на услуги представителя — 5000 рублей, компенсация морального вреда — 5000 рублей, а всего 60 680 рублей. В остальной части в иске отказано.

С ответчика в доход местного бюджета взыскано: штраф — 25 340 рублей, государственная пошлина — 1713 рублей 60 копеек.

На истца возложена обязанность вернуть ответчику мебель, приобретенную по договору, если требования о возврате будут предъявлены ответчиком в месячный срок со дня вступления в законную силу решения. Возврат мебели осуществлять за счёт средств и силами ответчика.

Рассмотрим другой пример обращения граждан в суд по защите прав потребителей.

Яхина А., обратилась в суд с иском к ИП, просила взыскать с ответчика двукратную стоимость платья в размере 162 700,00 руб., в счет компенсации морального вреда 50 000,00 руб., штраф в размере 50% суммы удовлетворенных исковых требований, мотивируя требования тем, что 14.04.2009 между ней и ответчиком был заключен договор бытового подряда на чистку вещей. Одна из отданных в химчистку вещей, а именно, платье марки 6267 черного цвета было существенно испорчено исполнителем. Стоимость услуги по чистке платья составила 590 рублей. В соответствии с заключением судебной товароведческо-технологической экспертизы, свободная (рыночная) розничная цена нового (бездефектного) платья, аналогичному исследуемому, в ценах, действовавших по состоянию на 14.04.2009 составляет 81 350,00 рублей.

Кроме того, истица просила взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителей в размере 60 000,00 руб., расходы по оплате консультационных услуг эксперта в размере 1500,00 руб., стоимость химчистки в размере 590,00 руб.

Судом установлено, что 14.04.2009 между Яхиной А. и ИП заключен договор бытового подряда на чистку вещей (платье серое, платье черное, платье марки 6267, куртка, платок). Стоимость услуги составила 2619,00 рублей. Дата выдачи заказа была оговорена в договоре — 17.04.2009.

20.04.2009 Яхиной А. была предъявлена претензия к качеству оказанных услуг, а именно, на платье марки 6267 из шерстяного крепа с подкладкой появился недостаток: ворс ткани и сваленность проймы.

21.04.2009 платье было возвращено исполнителю для устранения дефекта.

18.05.2009 истцом вновь была предъявлена претензия к качеству услуги: помимо ранее обнаруженных недостатков, было установлено, что на передней юбочной части платья появились два пореза длиной около 3−5 см. Яхина А. изделие забирать отказалась, потребовав возмещения ущерба.

Из заключения назначенной судом судебной комплексной товароведческо-технологической экспертизы и проведенной экспертом ГУ РФЦСЭ при Минюсте России (Филиал по Московской области) усматривается, что представленное на экспертизу платье марки 6267 имеет дефекты: вытертость ткани верха и подкладки в области низа проймы обоих рукавов (следствие дефекта образованного в процессе значительного износа — в процессе химчистки не удаляется); повсеместный ворс на лицевой поверхности изделия (причина: нарушение технологии чистки — дефект порчи); потертости различной степени выраженности с изменением структуры ткани (причина: нарушение технологии чистки — дефект порчи).

Установленные при исследовании дефекты порчи, образовавшиеся в результате значительных механических воздействий, свидетельствуют о потери качества исследуемого объекта в процессе проведения химической чистки.

Установленный эксплуатационный износ на момент сдачи изделия в химчистку (по состоянию на 14.04.2009) составлял 50%, что соответствует фактическому износу платья на момент его сдачи в химчистку, указанному в квитанции-договоре № 120. Стоимость исследуемого платья, с учетом установленного износа до проведения химчистки, в ценах, действовавших на 14.04.2009 составила 40 675,00 рублей.

В соответствии с Законом о защите прав потребителя, именно на исполнителе лежит обязанность доказать надлежащее качество оказанной услуги, своей обязанности ответчик не исполнил, доказательств надлежащего оказания услуги не представил. В силу ст. 4 Закона исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. Согласно ст. 13 Закона за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

В соответствии со ст. 35 Закона в случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества — возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем.

Поскольку стоимость платья истца, согласно заключению эксперта, с учетом установленного износа до проведения химчистки, в ценах, действовавших на 14.04.2009 составила 40 675 рублей, суд обоснованно взыскал двукратную стоимость платья в размере 81 350 рублей, а также с ответчика взыскана в пользу истца оплаченная ею услуга химчистки платья.

В силу ст. 15 ГК РФ и ст. 13 Закона о защите прав потребителей убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.

В силу ч. 2 ст. 31 Закона, цена утраченного (поврежденного) материала (вещи) определяется, исходя из цены материала (вещи), существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

Поскольку исполнителем услуга произведена ненадлежащего качества, суд в силу ст. 15 Закона о защите прав потребителей, п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» обоснованно счел возможным с учетом обстоятельств дела, а также требований разумности и справедливости взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей. Кроме того, в соответствии п. 46 указанного Постановления суд взыскал с ответчика с пользу истца штраф в размере 50% суммы удовлетворенных исковых требований, что составляет 42 470 рублей.

В соответствии со ст. 98, 100, 103 ГПК РФ суд взыскал с ответчика в пользу ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России стоимость проведения экспертизы, а также в доход местного бюджета государственную пошлину, консультационные расходы истца, поскольку суд признал права истца нарушенными и удовлетворил заявленные требования о взыскании двукратной стоимости платья, компенсации морального вреда.

Таким образом, можно сделать о том что, договор является взаимным, и поэтому нарушение договора подряда, с учетом его взаимного характера, может произойти по вине, как заказчика, так и подрядчика. Невыполнение заказчиком возложенных на него по договору обязанностей влечет, как правило, лишь обязанность выплатить подрядчику вознаграждение в полном объеме. Нарушение договора подрядчиком может состоять либо в невыполнении порученной ему работы либо в ненадлежащем выполнении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И так, подводя итог моей курсовой работы можно сделать вывод, что цель, которая ставилась в её начале, достигнута. В моей курсовой работе были освещены основные положения данного договора, отмечены его существенные условия, дано понятие сторон договора, а так же охарактеризованы их взаимные права и обязанности.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что договор бытового подряда получает широкое распространение и динамично развивается. Договор бытового подряда, как и сам подряд, используется широко, в связи с особенностями предмета данного договора.

В данной работе были рассмотрены основные вопросы, касающиеся договора бытового подряда. В процессе работы были изучены нормативные документы, прежде всего Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, законы Российской Федерации, а также материалы в периодических изданиях за последние несколько лет.

Таким образом, бытовой подряд выделен в Гражданском кодексе Российской Федерации как отдельный вид договора подряда.

Совокупности правил о бытовом подряде теперь предпослано его определение. Согласно ч.1 ст. 730 ГК РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.

Данная норма существенно отличается от общего понятия договора подряда. По такому договору в силу ч.1 ст. 702 ГК РФ одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Сопоставление текста приведенных определений показывает, что по договору бытового подряда подрядчиком всегда выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (ст. 2 ГК РФ), а заказчиком — гражданин, причем только в целях удовлетворения своих личных потребностей. Отсутствие в определении бытового подряда указания на результат работы не означает, что это словосочетание не имеет отношения к предмету рассматриваемого вида договора. Очевидно, что он не должен быть использован для целей, не связанных с личным потреблением. Вместе с тем названные признаки позволяют четко отграничить бытовой подряд от иных предусмотренных в законе (ч.2 ст. 702 ГК РФ) видов подряда — строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд.

ГК РФ относит бытовой подряд к числу публичных договоров. Поэтому на него распространяются требования, закрепленные в ст. 426 ГК РФ. Вместе с тем к бытовому подряду, если иное не установлено правилами о нем, применяются и общие положения о подряде.

В частности, подряд является формой организации обязательственных отношений во всех случаях, когда работа производится по заказу с целью получения конкретного получения конкретного результата. Предметом подрядных отношений может быть изготовление или переработка вещи, строительство, ремонт, реконструкция, реставрация.

Экономическая цель договора для подрядчика — найти применение для своей профессиональной деятельности, выполнить определенную работу, предоставить заказчику нужный тому результат и получить за нее оплату, для заказчика — найти специалиста для выполнения необходимой ему работы по его заказу. Основной принцип подрядных работ — производство работ силами и средствами подрядчика и под свой риск полностью соответствует сущности предпринимательства.

Договор подряда широко применяется в коммерческой деятельности. Предприниматель может быть как подрядчиком, так и заказчиком. Предприниматель заключает такие договоры с отдельными гражданами, выступая в качестве заказчика — работодателя. Эти правоотношения регулируются гражданским законодательством, а не трудовым. Для договора подряда существенными условиями являются условия о способах выполнения работы, о предоставлении документации, о сроках выполнения работы, о формах и порядке расчетов. Подробно регулируется качество работы. Распределение рисков между сторонами — отличительная особенность договора подряда.

Договор бытового подряда регулируется, помимо норм Гражданского Кодекса Российской Федерации, также Законом о защите прав потребителей и иными изданными в соответствии с ним правовыми актами. Все они обладают субсидиарным действием и, следовательно, применяются лишь в случаях, когда отсутствуют нормы в Гражданском кодексе Российской Федерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации, 1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 № 51-ФЗ (в редакции от 02.11.2013).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 № 14-ФЗ (в редакции от 02.12.2013).

4. Закон Российской Федерации от 07.02.92 № 2300−1 «О защите прав потребителей» (в редакции от 02.07.2013).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.97 № 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации» (ред. от 04.10.2012).

6. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

7. Брагинский М. И. Договор подряда и подобные ему договоры. — М.: Статут, 2009. — 554 с.

8. Бугаенко Н. В., Кратенко М. В. Судебная практика по гражданским делам. Споры о защите прав потребителей: Научно-практическое пособие, «Юстицинформ», 2013.

9. Гатин А. М. Гражданское право: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.

10. Залесский В. В. Рассолова М.М. Гражданское право: Учеб. для вузов — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

11. Кабалкин А. Ю. Договор бытового подряда// Российская юстиция. — 2008. — № 8.

12. Мищенко Е. А. Публичный договор бытового подряда//Юрист. 2008. № 7.

13. Мозолин В. П. Гражданское право Часть 1. — М.: Юристъ, 2009.

14. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / В. В. Андропов, К. П. Беляев, Б. М. Гонгало и др.; под ред. П. В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011. 1326 с.

15. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: в 3 т. / Н. В. Бандурина, А. И. Бибиков, Е. В. Вавилин и др.; под ред. П. В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011. Т. 3. 574 с.

16. Садиков О. Н. Гражданское право: Учебник. Том II. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», ИНФРА-М, 2009.

17. Сергеев А. П. Гражданское право. Том 2. — М: Проспект, 2010.

18. Суханов Е. А Гражданское право: В 2 т. Учебник. — 2-е изд. — М.: Волтерс Клувер, 2009.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой