Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственная власть и механизм

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Субъектом государственной власти называют непосредственного носителя власти, его активное направляющее начало. Объектом государственной власти обычно выступают: 1) индивиды; 2) их объединения; 3) социальные слои; 4) классы; 5) общности; 6) общество в целом. Содержание властеотношений — один из центральных структурных элементов государственной власти. Именно в рамках властеотношений властвующий… Читать ещё >

Государственная власть и механизм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Понятие, структура и свойства государственной власти

государственный власть право Отвечая на поставленный вопрос, прежде всего, следует отметить, что в Отечественной юридической литературе, авторы по-разному подходят к определению термина «государственная власть».

Так, по мнению профессора Корельского В. М, «государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы».

Проф. Афанасьев В. С., данный термин определил «как руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения».

Проф. Комаров С. А. полагает, что «государственная власть — это власть не всего общества, а лишь его части, она стоит над обществом, отделена от него тем, что выражает интересы не всего общества, а только экономически сильного меньшинства, чужда основной массе населения. Такую власть, власть над обществом, — заключает автор, — называют публичной».

Существует так же много иных определений понятия «государственная власть». Но не смотря на различия в приведенных определениях понятия государственной власти, автор контрольной работы считает, что смысл их в большинстве своем сводится к тому, что именно государство по средством своих сил и средств оказывает воздействие на все общество, управляет им с целью установления в нем порядка.

В структуре государственной власти принято выделять следующие элементы: 1) субъект власти; 2) объект власти; 3) содержание властной деятельности (властеотношения); 4) средства, способы и приемы осуществления государственной власти; 5) ресурсы и власти.

Субъектом государственной власти называют непосредственного носителя власти, его активное направляющее начало. Объектом государственной власти обычно выступают: 1) индивиды; 2) их объединения; 3) социальные слои; 4) классы; 5) общности; 6) общество в целом. Содержание властеотношений — один из центральных структурных элементов государственной власти. Именно в рамках властеотношений властвующий навязывает свою волю подвластным, направляет их действия, поведение в определенное русло. Средства, способы и приемы осуществления государственной власти зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующих совпадают, что чаще всего возможно в демократическом обществе, то властеотношения реализуются беспрепятственно, без принуждения. Если же они расходятся, то используются различные методы — от достижения компромисса до принуждения. Ресурсы государственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление государственной власти. Известно, что источниками силы власти могут быть: а) физическая сила; б) сила оружия; в) положение, занимаемое в обществе; г) богатство (деньги, золото); д) знания, квалификация, и информация; е) право; ж) наличие организации (например, политическая партия); з) авторитет, уважение, таланты и эстетическое воздействие (сила красоты, манипуляции и др.); Ресурсы власти обычно подразделяют на утилитарные, принудительные и нормативные

Государственная власть характеризуется следующими свойствами:

Во-первых, власть реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства;

Во-вторых, власть публична, поскольку функционирует в обществе;

В-третьих, суверенна, обладает верховенством и единством внутри страны и независимостью вовне. Она полновластна и самостоятельна.

В-четвертых, универсальна, она распространяется на всю территорию страны и всё её население.

В-пятых, обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического характера. Государственная власть подкрепляется силой закона, и это позволяет ей делать свои веления обязательными для всех, в том числе и для самой себя.

В-шестых, обладает легитимностью.

2. Механизм (аппарат) государства и его структура

Отвечая на поставленный вопрос, прежде всего следует отметить, что в отечественной юридической литературе, авторы по-разному подходят к определению термина «механизм государства».

Например, М. И. Байтин, Р. Т. Мухаев, В. М. Сырых, А. Ф. Черданцев и др. определяют механизм государства как систему или совокупность государственных органов и осуществляемых ими функций.

Проф. А. П. Герасимов определяет понятие «механизм государства» как систему государственных органов и учреждений, связанных иерархической соподчиненностью и правомочных совершать действия, составляющие монополию государства.

Проф. Л. А. Морозова считает, что механизм государства (в узком смысле) — это органы государства, в широком — это совокупность государственных органов и организаций.

А по мнению профессора С. А. Комарова, это система государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом.

Существует так же много иных определений понятия «механизм государства». Но не смотря на различия в приведенных определениях понятия, автор контрольной работы считает, что механизм государства — это система государственных органов и организаций, действующая на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванная реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Структурными элементами механизма государства являются:

1) Органы государственной власти и их компетенция; 2) ресурсы власти (правовые, экономические, информационные, силовые и др.); 3) функции государства;

Аппарат государства — это система государственных органов, определяемая идеологией лиц, обладающих государственной властью, а также политическим режимом, формой правления и территориальным устройством государства. По горизонтали структура аппарата российского государства определяется в соответствии с принципом разделения государственной власти и включает в себя законодательные, исполнительные и судебные органы. По вертикали структура аппарата государственных органов в России определяется формой территориального устройства государства и включает в себя федеральные, и субъектные (региональные) государственные органы. Вместе с тем структура аппарата российского государства определяется не только разграничением компетенции между государственными органами по горизонтали, но еще и разграничением предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами по вертикали.

Табл. органов публичной власти с учетом принципа разграничения власти по вертикали и горизонтали.

3. Формы и методы реализации функций государства

Отвечая на поставленный вопрос, прежде всего следует отметить, что в отечественной юридической литературе, ученые различают правовые и неправовые формы реализации функций государства.

Под правовыми формами осуществления функций государства проф. М. И. Байтин понимает однородную по своим внешним признакам деятельность государственных органов, связанную с изданием юридических актов. Такими формами, на взгляд М. И. Байтина является:

· Правотворческая (разработка и принятие юридических норм)

· Правоприменительная

· Оперативно — исполнительная

· Правоохранительная деятельность государственных органов.

К правовым формам профессор Л. А. Морозова относит:

· Законодательную (правотворческую)

· Управленческую (исполнительную)

· Судебную (правоохранительную)

· Контрольно — надзорную деятельность государственных органов.

Под неправовыми формами осуществления функций государства М. И. Байтин понимает — однородную по своим внешним признакам деятельность государственных органов, которая не влечет за собой правовых последствий, но реализуется в пределах предусмотренного законодательством правового регулирования. Неправовые формы реализации функций государства являются организационными и к ним М. И. Байтин относит:

· Регламентирующую (текущая деятельность по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т. д.)

· Хозяйственную (оперативно — техническая и хозяйственная работа с бухучётом, статистикой, снабжением и т. п.)

· Идеологическую деятельность государственных органов (повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных правовых актов и формированием общественного мнения).

Профессор Л. А. Морозова к организационным формам относит:

· Создание конкретных государственных органов их структурных подразделений

· Материальное обеспечение их работы

· Подбор кадров специалистов, технически обслуживающего персонала

· Делопроизводство, статистику

Методы осуществления функций государства в отечественной правовой литературе определяются как:

А) способы, средства, приемы, используемые при функционировании государства (профессор Л.А. Морозова)

Б) способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции (профессор А.В. Малько)

Профессор Л. А. Морозова называет следующие виды методов, с помощью которых государство осуществляет свои функции:

1) метод нормативного правового регулирования, т. е. издание нормативных актов, регламентирующих общественные отношения;

2) метод принуждения;

3) метод рекомендаций;

4) метод договорного регулирования;

5) методы надзора и контроля;

6) метод информационного влияния на общество посредством оповещения населения о принятых государственных решениях, путем ведения идеологической работы, целенаправленного регулирования информационных потоков.

4. Охарактеризуйте права древнего государства, его источники

Характеристика права древнего государства:

1. Представление о нормах права, правилах поведения, правах и обязанностях претерпевают изменения в пользу лиц, обладающих публичной властью.

2. Правовое регулирование общественных отношений осуществлялось на основе норм права, которые разрабатывались лицами, стоящими у власти, органами публичной власти.

3. Правила поведения устанавливаются вождем, князем в своих интересах и без учета общественного мнения.

4. Процесс правового регулирования отношений приобрел осознанную и целенаправленную форму и осуществлялся органами публичной власти.

5. Нормы права древнего государства так же закрепляли три способа правового регулирования: запрет, дозволение и обязывание, но в отличии от социальных норм первобытного общества в них более четко проводилась грань различий между правами, обязанностями и запретами.

6. Осуществлялось правовое закрепление социального положения (прежде всего имущественного неравенства);

7. Нормы права носили казуистический характер, т. е. основой норм были конкретные жизненные ситуации, решения по которым являлись образцами для последующих рассмотрений аналогичных дел.

8. В нормах права древнего государства устанавливались не только физические, но и имущественные наказания с привилегией по отношению к лицам, стоящим у власти.

9. Оформление принятых правил поведения осуществлялось, закреплялось на различных материальных носителях информации (деревянные или каменные таблички, столбы, береста), как правило, в письменном виде.

В нормах древнерусского права закреплялись:

1) привилегированное положение князя и лиц, находящихся у власти; 2) юридические факты — акты юридических сделок и судебные акты (жалованная грамота князя Мстислава 1130 г.) 3) обычаи, например, «посадить князя за стол», т. е. законность приобретения власти; 4) религиозная идеология; 5) заимствования из иностранных источников.

Источники древнерусского права:

1) Договоры князей русских земель с царями Византии.

2) Договоры русских земель с Ригой, Германией и Швецией.

3) Кормчие книги — рецепированные источники русского права.

Рецепция осуществлялась из следующих источников римского права:

а) Эклога (законодательный свод) 739-741 гг.;

б) Прохирон 870-878 гг.

в) Судебник царя Константина или закон судный;

4. Княжеские церковные уставы:

а) Устав князя Владимира Святославовича о десятинах, судах и людях церковных (1136 г.).

б) Устав князя Ярослава о церковных судах.

5. Русская Правда.

5. Характеристика традиционно — религиозной семьи

1. Эта правовая семья исторически сформировалась на основе ислама — самой молодой религии, и количественно развивается очень быстрыми темпами в силу высокой рождаемости населения в этих государствах;

2. В основе своей ислам поддерживает идею теократии;

3. Имеются четыре главных источника исламского права:

Коран — священная книга мусульман, где собраны речи и проповеди пророка Мухаммеда; этот источник посвящен вопросам религии, нравственности и лишь в очень незначительной части затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман;

Сунна — сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий; в Сунне также доминируют нравственно — религиозные положения и содержатся, по существу, интерпретации и пояснения правил Корана.

Иджма — согласие, достигнутое всем мусульманским сообществом, по вопросам об обязанностях правоверного мусульманина.

Кияс — суждение по аналогии (применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной или Иджмой)

Первые два источника исламского права более консервативны в том смысле, что незыблемы. Вторые два как раз и приспосабливают ислам к изменчивости современного мира.

4. К второстепенным источникам относятся светские нормативные правовые акты, которые не могут противоречить исламу и религиозно — правовой доктрине.

5. Хранительницей этих вечных законов является религиозная знать, которая в своих руках фактически сосредоточила все нити государственного управления и руководство различными правовыми школами

6. Религиозная доктрина имеет очень большую роль и фактически силу закона. Судья при рассмотрении дела ссылается не на Коран или Сунну, а лишь на автора, который комментировал тексты и авторитет которого общепризнан. То есть в исламских государствах право создают религиозные ученые, а не парламентарии и правительственные чиновники.

7. Отсутствует деление структуры права на публичное и частное право.

8. Система права делится на уголовное, судебное и семейное право.

6. Понятие юридического прецедента, нормативного договора. Примеры

Отвечая на поставленный вопрос, прежде всего следует отметить, что в отечественной юридической литературе под понятием «юридический прецедент» понимается судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое стало правилом в результате признание его таковым высшим судебным органом государства.

Приведем известный прецедент из практики Верховного Суда РФ Высшего Арбитражного Суда РФ. В их совместном постановлении № 13/14 от 8 октября 1998 «О практике применения положений Гражданского кодекса РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами» указано: «нельзя признать правомерным взыскание одновременно процентов за пользование чужими денежными средствами и пеней за просрочку платежа. Исходя из смысла Гражданского кодекса РФ, за одно и то же правонарушение не могут применяться две меры ответственности».

Отвечая на поставленный вопрос, прежде всего следует отметить, что в отечественной юридической литературе, авторы по-разному подходят к определению термина «нормативный договор».

Так по мнению проф. О. А. Пучкова, нормативный договор — это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон.

Профессор В. В. Лазарев отмечает, что это соглашение двух или более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.

Профессор В. Л. Кулаков, нормативный акт — добровольное нормативное соглашение между равноправными правотворческими субъектами по поводу деятельности, представляющее их общий интерес.

Существует так же много иных определений понятия «нормативный договор». Но не смотря на различия в приведенных определениях, автор контрольной работы считает, что нормативный договор — это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы.

Примерами нормативного договора являются заключенный РСФСР и рядом других государств 30.12.1922 г. Договор об образовании Союза ССР, имевший важное общественно-политическое и международное значение, Федеративный договор, заключенный в Москве 31.03.1992 г.

1. Потапов М. Г. Теория государства и права: учеб. пособие: в 2 ч. / М. Г. Потапов. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006 - ч. 1. - 440 с.

2. Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. - Изд. 3-е, перераб. И доп. — М.: Эксмо, 2010. — 480 с.

3. Черданцев А. Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. — М.: Юрайт-М, 2002 — 432 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой