Развитие специальной выносливости в боксе у юношей 15-16 лет
В работе приведена характеристика метода тренировки «фартлек»; отражены результаты применения данной методики для выявления и проверки функционального состояния и специальной выносливости боксеров; обоснованно успешное применение метода во многих видах спорта и, в частности, в боксе, поскольку комплексная тренировка способствует совершенствованию всех необходимых качеств (силы, скорости… Читать ещё >
Развитие специальной выносливости в боксе у юношей 15-16 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение
- Глава 1. Анализ литературы по теме исследования
- 1.1 Понятие о выносливости
- 1.2 Специальная выносливость и методика её развития у боксёров
- Глава 2. Цель, задачи и организация исследования
- 2.1 Цель и задачи исследования
- 2.2 Методы исследования
- 2.3 Организация исследования
- Глава 3. Обсуждение результатов исследования
- Выводы
- Список использованной литературы
- Приложение
- Введение
- Актуальность. Поединок боксеров _ это лишь верхушка айсберга. Каждый человек, который наблюдает за действиями боксеров, обращает внимание на то, как быстро и легко они передвигаются, как сильно наносят удары, как справно защищаются. Тем не менее, лишь специалисты знают, что за этим скрывается _ ежедневные двух-, трехразовые тренировки. И так каждый день, ежемесячно, из года в год. У боксеров это имеет название черновой работы. Боксер каждой клеткой своего тела понимает слова Суворова: «Тяжело в обучении, легко в бою». Достижение высочайших результатов в боксе обусловлено эффективностью реализации потенциальных возможностей атлета в процессе многолетней спортивной подготовки.
- Индивидуализация процесса подготовки спортсмена тесно связана с углубленной специализацией, которая осуществляется соответственно его способностям и затрагивает все стороны подготовки, а также определяет выбор средств, методов, уровней тренировочной и соревновательной нагрузки.
- Решение задачи индивидуализации в спорте направлено на поиск методов повышения эффективности наставительно-тренировочного процесса с целью улучшения спортивной трудоспособности и достижение высших спортивных результатов.
- Индивидуализация подготовки, которая проводится с учетом особенностей моторики боксера, дает возможность по возможности эффективнее осуществлять повышение их мастерства соответственно двигательным способностям, а также с учетом функциональных и адаптационных возможностей организма. Одним из средств подготовки боксеров являются тренировки по методике «фартлек».
- Цель работы: проанализировать современные методы тренировки выносливости у боксеров.
- Задача исследования:
- 1) провести анализ научно-методической литературы по теме исследования;
- 2) составить комплекс физических упражнений, направленный на развитие специальной выносливости у боксеров 15−16 лет, по методу «фартлек»;
- 3) экспериментально доказать эффективность составленного комплекса физических упражнений по методу «фартлек», направленного на развитие специальной выносливости у боксеров 15−16 лет.
- Объект исследования: тренировочный процесс в боксе с юношами 15−16 лет.
- Предмет исследования: развитие специальных физических качеств боксёров (специальной выносливости).
- Гипотеза исследования. Предполагает экспериментально подтвердить либо опровергнуть факт влияния применяемого нами комплекса упражнений по методу «фартлек», направленного на развитие специальной выносливости юношей боксеров 15−16 лет.
- Практическая значимость исследования лежит в развитии специальной выносливости у боксёров по методу «фартлек», который следует применять в учебно-тренировочном процессе на предсоревновательном этапе подготовки, во избежание возможного травматизма перед выступлением на главных боях сезона.
- Глава 1. Анализ литературы по теме исследования
- 1.1 Понятие о выносливости
- Под выносливостью понимают способность работать, не утомляясь, и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы. Выносливость проявляется в двух основных формах:
ѕ в продолжительности работы на заданном уровне мощности до появления первых признаков выраженного утомления;
ѕ в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость интегрирует в себе большое число разнообразных процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного до целого организма. Однако, как показывают результаты современных научных исследований, в большинстве случаев ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена.
Исследователи из Каролинского института в Швеции выяснили, что длительные тренировки на выносливость в постоянном темпе вызывают эпигенетические изменения в мышечных клетках, а именно повышение метилирования более 4000 генов, что в свою очередь проявляется улучшением метаболизма углеводов, повышением адаптации мышц и устранением воспаления. Также это может быть взаимосвязано с развитием мышечной памяти.
Различают общую и специальную выносливость. Под общей выносливостью понимают способность организма к продолжительному выполнению с высокой эффективностью любой работы, вовлекающей в действие многие мышечные группы и предъявляющей достаточно высокие требования к сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системам.
Рис. 1.1 — Структура многокомпонетного качества выносливости (специальной) Специальная выносливость _ это способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида деятельности. Способность не только бороться с утомлением, но и выполнить поставленную задачу наиболее эффективно в условиях строго ограниченной дистанции или определенного времени.
Выносливость обеспечивается повышенными функциональными возможностями организма. Она обусловливается многими факторами, но прежде всего деятельностью коры головного мозга, определяющей и регулирующей состояние центральной нервной системы (ЦНС) и работоспособностью всех других органов и систем, в том числе и энергетической. ЦНС, ее высшие нервные центры определяют работоспособность мышц, слаженность функций всех органов и систем, выполнение движений и действий спортсмена. ЦНС в этом отношении обладает большими возможностями. В процессе тренировки на выносливость совершенствуется вся система нервных процессов, необходимая для выполнения требуемой работы, улучшения координации функций органов и систем, экономизации их деятельности. Наряду с этим нервные клетки головного мозга повышают свою способность работать дольше, не снижая интенсивности, сами становятся выносливее.
Наиболее важные факторы, определяющие общую выносливость, _ это процессы энергообеспечения организма: аэробный (с участием кислорода) и анаэробный (без участия кислорода). В спортивной практике термин «аэробная работоспособность» рассматривается как синоним понятия «общая выносливость», а термин «анаэробная выносливость» совпадает по своему значению с понятием так называемой «скоростной выносливости».
Для развития выносливости применяются разнообразные методы тренировки, которые разделяются на непрерывные и прерывные методы выполнения упражнения. Каждый из них имеет свои особенности и используется для совершенствования тех или иных компонентов выносливости в зависимости от параметров применяемых упражнений. Варьируя видом упражнений, их продолжительностью и интенсивностью, количеством повторений, а также продолжительностью и характером отдыха, можно менять физиологическую направленность выполняемой работы.
Равномерный непрерывный метод заключается в однократном равномерном выполнении упражнений малой и умеренной мощности продолжительностью от 15−30 мин и до 1−3 ч. Этим методом развивают аэробные способности.
Переменный непрерывный метод отличается периодическим изменением интенсивности непрерывно выполняемой работы. Организм при этом работает в смешанном аэробно-анаэробном режиме. Метод предназначен для развития как специальной, так и общей выносливости. Он позволяет развивать аэробные возможности организма, способность переносить гипоксические состояния, периодически возникающие в ходе выполнения ускорений и устраняемые при последующем снижении интенсивности упражнения, приучает занимающихся «терпеть», воспитывает волевые качества.
Повторный метод характеризуется применением как стандартных, так и различных по длине и интенсивности отрезки дистанции, повторяющихся через заранее не запланированные промежутки отдыха. Скорость пробегания и длина отдельных отрезков могут быть одинаковыми, прогрессирующими и регрессирующими. Интервалы отдыха произвольны. Субъективные ощущения готовности бегуна к следующей нагрузке определяют длительность интервалов отдыха. При этом не обязательно дожидаться полного восстановления работоспособности. Главное _ выполнить нагрузку с определенным количеством повторений и запланированной скоростью.
Интервальный метод тренировки заключается в дозированном повторном выполнении упражнений относительно небольшой продолжительности (до 2 мин) через строго определенные интервалы отдыха, которые могут дозироваться временем, расстоянием, уровнем физиологических показателей (ЧСС). Этот метод обычно используют для развития специфической выносливости к какой-либо определенной работе. Им можно развивать как анаэробные, так и аэробные компоненты выносливости.
Общая выносливость является основой поддержания высокой физической работоспособности в легкой атлетике, она обеспечивает переносимость высоких объемов тренировочных нагрузок, т. е. физическую работоспособность человека.
Построение тренировок для развития выносливости.
Начиная работу по развитию выносливости, необходимо придерживаться определенной последовательности построения тренировок.
На начальном этапе необходимо сосредоточиться на развитии аэробных возможностей, совершенствовании функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укреплении опорно-двигательного аппарата, т. е. развитии общей выносливости.
На втором этапе следует увеличить объем нагрузок в смешанном аэробно-анаэробном режиме.
На третьем этапе увеличить объем нагрузок за счет применения более интенсивных упражнений, выполняемых методами интервальной и повторной работы в смешанном аэробно-анаэробном и анаэробном режимах, и избирательное воздействие на отдельные компоненты специальной выносливости.
Развитие выносливости — важная составная часть их всесторонней физической подготовки. Дети хорошо адаптируются к работе аэробного характера, в результате чего у них повышаются возможности кислородно-транспортной системы, взрослые должны это делать более постепенно. Детский и подростковый возраст наиболее благоприятен для совершенствования общей выносливости. В этот период закладываются основы для последующих тренировок с большим объемом и высокой интенсивностью.
У подростков 13−16 лет уровень общей физической работоспособности за счет неэкономичного функционирования сердечно-сосудистой системы ниже, чем у детей 10−12 лет и даже 7−9 лет. В связи с этим необходимо строго дозировать нагрузки, направленные на развитие выносливости, и не допускать формирования учебно-тренировочных групп детей с разным стажем занятий.
Систематическое использование тренировочных заданий, предъявляющих значительные требования к скоростной выносливости, может быть оправдано только у взрослых при наличии хорошо развитой общей выносливости. Сказанное не означает, что в тренировке юных спортсменов не может быть упражнений анаэробного характера, но объем их не должен быть значительным. Для повышения скоростной выносливости используют: бег на отрезках от 200 до 800 м, бег в гору, эстафеты, преодоление полосы препятствий, челночный бег, игровые упражнения.
Упражнения должны отвечать следующим требованиям:
ѕ большая (ЧСС 160−180 уд./мин) и субмаксимальная (ЧСС 180 уд./мин) интенсивность;
ѕ продолжительность от 30 с до 2 мин;
ѕ интервалы отдыха, постоянно сокращающиеся, от 3−5 мин до 1 мин между повторениями и до 10 мин между сериями, отдых _ пассивный;
ѕ число повторений в серии 3−5, число серий — 1−3. Упражнения для развития выносливости целесообразно планировать на вторую часть занятия.
Эффективными средствами развития общей выносливости у детей являются длительный бег, кроссы, различные игры и игровые задания. Чаще всего используется бег в равномерном темпе с относительно невысокой скоростью, продолжительность которого постепенно возрастает от 5−8 до 30−60 мин.
На спортивных занятиях с детьми допустимы следующие объемы беговой нагрузки: 11−12 лет _ до 12 км в одном занятии, для подростков 13−14 лет _ до 18 км.
Для развития выносливости широко используются тренировочные средства, дающие возможность существенно повысить функциональные возможности организма без применения большого объема работы, максимально приближенной по характеру к соревновательной деятельности.
Основными методами воспитания выносливости являются: равномерный метод тренировки, различные варианты переменного, игровой и круговой методы. Не следует отдавать предпочтение какому-то одному методу воспитания выносливости. Они должны оптимально сочетаться в течение всего периода подготовки. В процессе воспитания общей выносливости большое внимание необходимо уделять круговому методу, который позволяет эффективно развивать и другие двигательные качества, а также обеспечивает высокую плотность и эмоциональность занятий. Круговой метод целесообразно сочетать с бегом в различных вариантах, особенно в игровой и соревновательной формах. Также он позволяет индивидуализировать объем нагрузки.
При выполнении упражнений, направленных на воспитание общей выносливости, следует ориентироваться на следующие пять компонентов нагрузки:
ѕ интенсивность упражнения (скорость передвижения);
ѕ продолжительность упражнения;
ѕ длительность отдыха;
ѕ характер отдыха;
ѕ число повторений отрезков дистанции.
По мере роста уровня общей выносливости все больше внимания уделяется развитию специальной выносливости _ способности эффективно выполнять специфическую нагрузку в течение времени, ограниченного специализацией. Это возможно благодаря преодолению изменений во внутренней среде организма, в соответствии с индивидуальной устойчивостью спортсмена к утомлению. Методы развития специальной выносливости подбирают в соответствии со специализацией спортсмена. К основным методам относятся: переменный, интервальный, повторный, соревновательный.
Одной из важнейших задач развития специальной выносливости является повышение анаэробных возможностей организма, что достигается путем целостного прохождения соревновательной дистанции или многократного выполнения соревновательного упражнения.
1.2 Специальная выносливость и методика её развития у боксёров
Основу качества специальной выносливости наряду с другими факторами составляют энергетические возможности организма спортсмена.
Каждому физическому упражнению присущ определенный вид энергии, с помощью которого реализуется работа.
Поэтому в тренировочной практике широкое распространение получил термин энергетическая специфичность вида спорта или вида физической деятельности. Эта специфичность определяет тренировочную нагрузку, которая способствует совершенствованию энергетических факторов, т. е. факторов, избирательно воздействующих на процесс развития специальной функциональной подготовленности спортсменов.
Исследования последних лет, проведенные на молекулярном и ультраструктурном уровнях, представили сведения о физиологических механизмах выносливости, локализованных в глубинах мышечных клеток (Верхошанский, 1988). Из них следует, что тренировка, прежде всего, приводит к специфическим первичным изменениям скелетных мышц на клеточном уровне, которые затем дополняются вторичными адаптационными изменениями в крови, сердечно-сосудистой и других системах. Возможность организма поддерживать высокий уровень работоспособности является результатом развития способности мышечных клеток и их митохондрий к экстракции более высокого процента кислорода из поступающей хондрии скелетных мышц. Их внутренние мембраны являются последней инстанцией в каскаде окислительного метаболизма, которая обусловливает эффективность способности организма к использованию кислорода в условиях напряженной мышечной деятельности. Остается только добавить, что высокий уровень выносливости в спорте может быть достигнут лишь в том случае, если способности к использованию кислорода хорошо развиты и сбалансированы на всех уровнях кислородного каскада, и ни один из них не лимитирует эффективность функционирования всей системы.
К сожалению, описанный механизм развития выносливости не нашел своего достаточного экспериментального подтверждения в скоростно-силовых видах спорта. В то же время в боксе предпринята попытка его тренировки с учетом квалификации спортсменов, их возраста и пр.
Исходя из физиологических закономерностей, различают три типа взаимодействий, при которых предшествующая работа влияет на сдвиги, вызываемые нагрузкой последующего занятия (Репников, 1985): 1 _ положительное (усиливает сдвиги); 2 _ отрицательное (уменьшает сдвиги); 3 _ нейтральное (не влияет на сдвиги).
Учитывая взаимодействия срочного и отставленного тренировочных эффектов нагрузок разной направленности, следует также помнить о том, что между двумя основными биохимическими обменами — аэробным и анаэробным, с одной стороны, существует положительная связь (чем выше аэробные способности организма, тем большую работу он способен выполнить в анаэробных условиях), с другой стороны, имеет место борьба за приоритет в регулировании метаболизма. Когда организм в достаточной степени снабжается кислородом, перевес в этой конкуренции оказывается на стороне аэробного процесса. Дыхание угнетает анаэробный обмен. Это явление называется прямой пастеровской реакцией. Недостаточное снабжение тканей кислородом приводит к обратному явлению. Усиление гликолиза вызывает снижение аэробных (дыхательных) реакций. Этот процесс называется обратной пастеровской реакцией. Поэтому положительное взаимодействие нагрузок проявляется тогда, когда тренировочные занятия строятся так:
ѕ сначала выполняются упражнения анаэробно-алактатной (скоростно-силовой) направленности, затем анаэробно-гликолитической (тренировка скоростной выносливости);
ѕ сначала выполняются упражнения алактатно-анаэробной, а затем аэробной направленности (тренировка общей выносливости);
ѕ сначала в небольшом объеме выполняются упражнения анаэробно-гликолитической направленности, а затем аэробной.
При совершенствовании алактатно-анаэробного механизма характер физической нагрузки выглядит следующим образом: продолжительность интервалов работы — 10−15 с; интенсивность _ максимальная (взрывная работа); 5−6 повторений; интервалы отдыха между повторениями _ 2 мин; во время отдыха между повторениями _ спокойная ходьба или бой с тенью.
Тренировка гликолитического анаэробного компонента энергопродукции заключается также в применении интервальной работы с уменьшающимися интервалами отдыха по схеме: интенсивность нагрузки близкая к максимальной; продолжительность интервалов работы _ 2 мин; три повторения; интервалы между повторениями _ 2 мин между первым и вторым, 1 мин между вторым и третьим. Во время отдыха между повторениями _ бой с тенью. Упражнения выполняются сериями через 3 мин (3−6 серий). Средства совершенствования алактатно-анаэробного и гликолитического анаэробного механизмов работа на тяжелых боксерских снарядах, а также на «лапах».
Сокращение интервалов отдыха служит основным тренировочным средством, способствующим развитию гликолитических возможностей боксера.
Для эффективного развития и реализации аэробных возможностей в каком-либо виде мышечной деятельности, тренировка должна соответствовать последней по режиму работы и составу задействованных мышц. При совершенствовании аэробного компонента выносливости нагрузка подбирается таким образом, чтобы интенсивность ее не превышала 70−80% максимальной величины. ЧСС не должна превышать 180 уд/мин; продолжительность работы 1,5 мин; 8−10 повторений; интервалы отдыха _ 2 мин; во время отдыха ЧСС не должна опускаться ниже 150.
В своих исследованиях И. П. Дегтярев, В. А. Киселев, В. Н. Черемисинов (1980) разделили все боксерские упражнения на три группы, в зависимости от характера энергетического обеспечения и степени активизации механизмов преобразования энергии [26, 33, 39].
В первую группу вошли упражнения преимущественно аэробной направленности. Они сопровождаются усилением аэробного процесса с незначительной степенью активизации. К таким упражнениям можно отнести средства ОФП, совершенствование техники бокса, тактическую подготовку, упражнения для восстановления.
Во вторую группу вошли упражнения аэробно-анаэробной направленности, которые, в свою очередь, можно разделить на две подгруппы субкритической и надкритической зон работы. Упражнения субкритической зоны вызывают около предельные усиления аэробных процессов и заметное усиление гликолиза. Они могут рассматриваться как эффективное средство совершенствования аэробного механизма энергообеспечения. Упражнения надкритической зоны эффективно воздействуют на аэробные процессы и, особенно, на анаэробный гликолиз.
К третьей группе отнесены упражнения алактатной анаэробной направленности, которые совершенствуют преимущественно алактатный механизм преобразования энергии. К ним относятся виды тренировочных упражнений, которые выполняются с максимальной или около максимальной интенсивностью и вызывают утомление за 10−15 с работы.
К специальным боксерским упражнениям преимущественно аэробной направленности относятся следующие:
ѕ работа в парах в переменном темпе по совершенствованию технико-тактического мастерства (СТТМ) продолжительностью 10−12 раундов;
ѕ работа на тяжелых боксерских снарядах (мешки, настенная подушка), выполняемая в среднем темпе, продолжительностью 10−12 раундов;
ѕ работа на легких боксерских снарядах (насыпных, наливных, пневматических грушах, пунктболах), выполняемая в среднем темпе, продолжительностью 3−6 раундов;
ѕ работа на «лапах» по СТТМ.
К упражнениям субкритической зоны относятся контрольные и отборочные спарринги, темповый условно вольный бой (вид специальной работы в парах, когда раунды действий по заданию чередуются с раундами вольной работы) _ 6 раундов, работа на «лапах» с установкой на технико-тактические действия в максимальном темпе — 3−4 раунда.
Авторы исследования выявили тренировочные упражнения, вызывающие анаэробные сдвиги, близкие по глубине к соревновательным. Такими упражнениями оказалась работа на боксерской стенке и боксерском мешке, который фиксируется одним из партнеров в вертикальном положении. При этом следует выдерживать следующий режим работы:
ѕ темп выполнения _ максимальный;
ѕ продолжительность работы _ 1 мин;
ѕ интервалы между повторениями _ 1 мин или 30 с;
ѕ количество повторений в серии _ 3;
ѕ количество серий — 3−5;
ѕ интервал между сериями — 10−15 мин.
Критерием специальной выносливости является время поддержания критического уровня мощности выполняемой нагрузки (Платонов, Булатова, 1995). Возможности системы энергообеспечения и эффективное ее использование при выполнении двигательной деятельности, составляющей основное содержание тренировочной и соревновательной работы спортсменов, приобретают решающее значение для достижения высоких показателей выносливости.
В связи с вышеизложенным, при развитии специальной выносливости следует учитывать (Платонов, 2004):
ѕ разнообразие средств и методов совершенствования технико-тактических действий и развития специальной выносливости;
ѕ тесную взаимосвязь процессов технико-тактического совершенствования и развития специальной выносливости;
ѕ моделирование в условиях тренировочной деятельности всего спектра состояний и реакций функциональных систем, характерных для соревновательной деятельности;
ѕ вариативность условий внешней среды как при развитии специальной выносливости, так и в процессе технико-тактического совершенствования.
Глава 2. Цель, задачи и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования Цель исследования: проанализировать современные методы тренировки выносливости у боксеров.
Задача исследования:
1) провести анализ научно-методической литературы по теме исследования;
2) составить комплекс физических упражнений, направленный на развитие специальной выносливости у боксеров 15−16 лет, по методу «фартлек»;
3) экспериментально доказать эффективность составленного комплекса физических упражнений по методу «фартлек», направленного на развитие специальной выносливости у боксеров 15−16 лет.
2.2 Методы исследования
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Педагогическое тестирование.
5. Метод математической статистики.
2.3 Организация исследования
Экспериментальная работа по разработке тренировки боксеров с применением методики «фартлек» проводилась спортивным клубом «Тайсон» на протяжении 2014;2015 гг. с юношами 15−16 лет в количестве 16 человек.
Методика «фартлек» по подготовке боксеров заключается в следующем: боксеры бегут определенное количество раундов по 3 мин с максимальной скоростью, перерыв между раундами _ 1 мин, количество раундов зависит от этапа подготовки, в конце дистанции проводится интенсивный «бой с тенью», так называемая «концовка». Использование этого метода предусматривает воспроизведение модели нагрузок, которые отвечают функциональным требованиям соревновательной деятельности боксера.
Применялись вариативные блоки тренировки боксеров по методике «фартлек». Наиболее подготовленные боксеры (6 человек) использовали вариативный блок А.
Большинство боксеров, которые принимали участие в учебно-тренировочном сборе (10 человек), применяли вариативный блок Б.
выносливость боксер фартлек
Глава 3. Обсуждение результатов исследования Метод «фартлек», что в переводе с английского означает «игра скоростей», разработан в 1930 г. шведскими учеными под руководством тренера Холмера для бегунов, которые соревнуются в кроссе на пересеченной местности, потом модифицировано и усовершенствовано новозеландским тренером А. Лидьяром для подготовки стайеров.
Метод тренировки «фартлек» в беге заключается в изменении скоростей передвижения в процессе продолжительного беспрерывного бега по самочувствию спортсмена, командой тренера или относительного ускорения партнера.
«Фартлек» _ это разновидность сменно-повторного метода, комплексная тренировка на местности и стадионе, где в одном тренировочном занятии совершенствуются все необходимые бегуну качества (сила, скорость, выносливость). «Фартлек» состоит из пробегания длинных и средних отрезков, многоразовых подскоков вверх, бега в гору и, в конце концов, спринтерской пробежки с максимально возможной скоростью. Отдых варьируется и проводится в виде ходьбы или бега трусцой.
Преимущество этого метода заключается в том, что в процессе выполнения нагрузок спортсмен самостоятельно может увеличивать темп нагрузки, изменять его характер и регулировать продолжительность. Такой подход оказывает содействие более мягкому вхождению не только в отдельной тренировке, а и на конкретном этапе подготовки. Общая продолжительность тренировки с использованием этого метода может колебаться от 45−50 мин до 1,5−2,5 ч.
«Фартлек» успешно применяется во многих видах спорта. Он довольно эффективный, поскольку дает пространство творческой инициативе, которая оказывает содействие разностороннему построению тренировочного процесса.
Известно также применение указанной методики в тренировке дзюдоистов.
Применение метода «фартлек» при тренировке боксеров детально описаны В. П. Барановым и Д. В. Барановым. Авторы отмечают, что для боксера наиболее рационально применять бег со сменной скоростью по пересеченной местности с одновременным нанесением наработанных комбинаций ударов из арсенала своей индивидуальной технико-тактической модели. Нужно приучить организм боксера к выполнению технических действий с ЧСС 160−180 уд./мин и выше на протяжении 30−40 мин с промежутками бега трусцой и восстановление ЧСС до 120−125 уд./мин. Это даст возможность на последнем этапе специальной подготовки подвести организм боксера к способности выполнять индивидуальную технико-тактическую модель в ЧСС 200 уд./мин. и выше на протяжении 12−15 мин с внутренними интервалами отдыха. Этого уровня подготовленности будет достаточно для проведения современного боксерского поединка.
Методика «фартлек» успешно применяется в тренировках боксеров. Она обоснована тем, что основные действия боксера, которые выполняются в соревнвоательном режиме, приводят ЧСС к 200 уд. /мин. и выше. Общее время боя в современных соревнованиях по боксу происходит на протяжении 8−10 мин. В большинстве случаев современный бой начинается в максимальном темпе с первых секунд, поэтому боксер приходит в свой угол после окончания раунда на отдых с ЧСС 200 уд./мин. и больше. Отдых на протяжении 1 мин _ чисто символическое явление для тренированного боксера.
С первых секунд второго раунда ЧСС поднимается до 200 уд./мин. После второго раунда минутный перерыв уже не дает значительного снижения ЧСС. В третьем раунде ЧСС значительно превышает 200 уд. /мин. Минута отдыха между раундами почти не снижает ЧСС. Режим двигательной деятельности в бое спринтерский, т. е. с максимальным приложением мышечных усилий за минимальный промежуток времени, а время выполнения всей двигательной деятельности в современном боксерском поединке _ режим бегунов-стайеров. Тем не менее боксер не имеет возможности снижать интенсивность ведения поединка, так как мгновенно будет наказан соперником из-за снижения скорости выполнения своих технических действий.
Использовались дистанции длиной 400, 500, 600 м, которые по времени пробегания отвечают одному раунду в поединке, что давало возможность использовать разработанный метод тренировки для получения информации относительно специальной выносливости и использование ее для улучшения тренировочного процесса в боксе.
В боксе специальная выносливость сказывается в способности спортсмена продолжительное время выполнять максимальные скоростно-силовые усилия и не снижать мышечную работу к окончанию поединка. По степени проявления физических качеств и режима деятельности организма бокс относят к видам спорта, который характеризуется комплексным проявлением двигательных качеств, большинство действий которых носит ярко выраженную скоростно-силовую направленность.
Дистанция устанавливается в зависимости от класса боксера, этапа подготовки и весовой категории, так как боксеры-тяжеловесы уступают по функциональными показателями боксерам более легких категорий.
Указанное расстояние спортсмены должны преодолеть на протяжении 2 минут и при этом фиксируется время, которое осталось после пробега и показывает наличие специальной выносливости у боксера и отводится на проведение интенсивного «боя с тенью», т. е. повышение интенсивности поединка в конце раунда, перерыв между раундами _ 1 мин.
Применялись вариативные блоки тренировки боксеров по методике «фартлек».
Наиболее подготовленные боксеры (6 человек) использовали вариативный блок, А (табл. 3.1).
Таблица 3.1 _ Вариативный блок, А _ 6 раундов х 600 м
Раунд | Лучший результат (мин, с) | Худший результат (мин, с) | |||
Большинство боксеров, которые принимали участие в учебно-тренировочном сборе (10 лчеловек), применяли вариативный блок Б. Применение этого блока (девять раундов по 400 м) удостоверило в том, что используя методику «фартлек», боксеры до конца учебно-тренировочного сбора повысили свою специальную выносливость (табл. 3.2 и 3.3).
Таблица 3.2 _ Вариативный блок Б _ 9 раундов х 400 м (до эксперимента)
Раунд | Лучший результат (мин, с) | Худший результат (мин, с) | |||
Таблица 3.3 _ Вариативный блок Б _ 9 раундов х 400 м (после эксперимента)
Раунд | Лучший результат (мин, с) | Худший результат (мин, с) | |||
Применение этого метода предусматривает воспроизведение модели нагрузок, которые отвечают требованиям соревновательной деятельности боксера без применения «боевой практики», что помогает в определенных ситуациях избежать травматизма. Применение методики вырабатывает у боксера стереотип высокоинтенсивной скоростно-силовой работы, учит его «выкладываться» в пределах определенного времени, дисциплинирует и создает мотивацию к победе, а перед ответственными соревнованиями этот метод является одним из тестов для проверки функционального состояния спортсмена.
Выводы
1) Применяется широкий арсенал средств развития общей и специальной выносливости с учетом целей и задач конкретного этапа подготовки спортсменов. При развитии специальной выносливости в качестве средств можно использовать укороченные раунды специальной работы на боксерском снаряде-мешке (тяжелой груше и др.). Такие упражнения совершенствуют гликолитический механизм энергообеспечения, вырабатывают у спортсменов стереотип высокоинтенсивной скоростно-силовой работы и учат его «выкладываться» в пределах ограниченного времени.
2) В работе приведена характеристика метода тренировки «фартлек»; отражены результаты применения данной методики для выявления и проверки функционального состояния и специальной выносливости боксеров; обоснованно успешное применение метода во многих видах спорта и, в частности, в боксе, поскольку комплексная тренировка способствует совершенствованию всех необходимых качеств (силы, скорости, выносливости). Методика тренировки состоит из пробегания длинных и средних отрезков, многоразовых подскоков вверх, бега в гору и спринтерской пробежки с максимально возможной скоростью. Отдых варьируется и проводится в виде ходьбы или бега рысцой. Преимущество того метода заключается в том, что в процессе выполнения нагрузок спортсмен самостоятельно может увеличивать темп нагрузки, изменять его характер и регулировать длительность. Такой подход способствует более мягкому вхождению не только в отдельной тренировке, но и на конкретном тапе подготовки. Общая длительность тренировки с использованием того метода может колебаться вот 45−50мин до 1,5−2,5 часов. «Фартлек» достаточно эффективный, поскольку дает пространство творческой инициативе, которая способствует разностороннему построению тренировочного процесса.
3) Исходя с наблюдений за спортсменами во время соревнований, боксеры, которые прошли тест по методике «фартлек», проводили бои в высоком темпе, старались вести поединки под свою диктовку и вследствие этого добивались хороших успехов в соревнованиях. Таким образом, метод «фартлек» следует внедрять в подготовку боксеров к ответственным соревнованиям для выявления в них специальной выносливости, индивидуализировав их учебно-тренировочный процесс.
1. Акопян А. О. Бокс. Примерная программа спортивной подготовки. / А. О. Акопян _ М.: Федеральное агентство по физической культуре и спорту, 2005. — 71 с.
2. Алексеев К. С. Бокс для новичков. / К. С. Алексеев _ М.: АСТ, 2008. _ 159 с.
3. Алимов А. Р. Бокс. Пособие по применению, или Путь мирного воина. / А. Р. Алимов _ Ростов на Дону: Феникс, 2008. — 177 с.
4. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. / П. К. Анохин — М., 2005.
5. Атилов А. А. Современный бокс / А. А. Атилов _ М.: Апрель, 2008. — 196 с.
6. Атилов А. А. Школа бокса для начинающих. / А. А. Атилов _ Ростов на Дону: Феникс, 2005. — 256 с.
7. Атилов А. А. Азбука бокса. / А. А. Атилов _ Ростов на Дону: Феникс, 2007. — 96 с.
8. Баранов В. П. Современная спортивная тренировка боксера / В. П. Баранов, Д. В. Баранов. _ Гомель: СОЖЫЙ, 2008. _ 360 с.
9. Бачурков И. С. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. / И. С. Бачурков, А. А. Нестеров _ М.: Академия, 2006. — 528 с.
10. Бачурков И. С. Физическая культура. / И. С. Бачурков _ М.: Советский спорт, 2003. — 312 с.
11. Бокс. Программа. _ М.: Советский спорт, 2007. — 72 с.
12. Бокс для всех: учебное пособие / В. А. Стрельников _ Махачкала: Издательство «Лото"2008. _ 304 с.
13. Бэкман Б. Бокс Тренировки чемпионов. / Б. Бэкман _ Ростов на Дону: Феникс, 2006. — 322 с.
14. Белобородов Н. Бокс. Техника и тактика практическое пособие / Н. Белобородов — М.: Спорт-принт, 2005 — 352 с.
15. Васильков А. А. Теория и методика спорта: учебник. / А. А. Васильков — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 381 с.
16. Гаськов А. В. Теоретические аспекты построения спортивной тренировки в единоборствах: Монография / А. В. Гаськов, В. А. Кузьмин — Красноярск, 2002.
17. Губа В. П. Индивидуальные особенности юных спортсменов: Основы теории и методики индивидуализации в процессе отбора, ориентации и подготовки юных спортсменов. / В. П. Губа, В. Г. Никитушкин, П. В. Квашук — Смоленск, 1997. — 219 с.
18. Кулиненков О. С. Подготовка спортсмена. / О. С. Кулиненков _ М.: Советский спорт, 2009. — 432 с.
19. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. / А. М. Максименко _ М.: Физкультура и спорт, 2004. — 323 с.
20. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев _ М.: Физкультура и спорт, 1991. _ 543 с.
21. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физ. культуры. / Под ред. А. А. Гужаловского. _ М.: Физкультура и спорт, 2005. — 223 с.
22. Остьянов В. Н. Обучение и тренировка боксеров. / В. Н. Остьянов _ М.: Олимпийская литература, 2011. _ 272 с.
23. Пашинцев В. Г. Удары пушечной силы. Методика увеличения силы удара. / В. Г. Пашинцев _ М.: Советский спорт, 2007. — 96 с.
24. Петров В. К. Новые формы физической культуры и спорта. / В. К. Петров _ М.: Академия, 2004. — 232 с.
25. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации. / В. Н. Платонов — М.: Советский спорт, 2005. _ 820 с.
26. Санникова В. А. Теоретические и методические основы подготовки боксера / В. А. Санникова, В. В. Воропаева // Физическая культура. — 2006. — 130 с.
27. Спортивная физиология. / Под ред. Я. М. Коца _ М.: Физкультура и спорт, 2004. — 240 с.
28. Теория и методика физической культуры. / Под ред. Ю. Ф. Курамшина _ М.: Советский спорт, 2004. — 464 с.
29. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. — М., 2001.
30. Физическая культура: учебное пособие. / Под общей ред. Е. В. Конееевой. _ Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 342 с.
31. Филимонов В. И. Бокс спортивно техническая и физическая подготовка / В. И. Филимонов — М.: Инсан, 2000. — 432 с.
32. Филимонов В. И. Теория и методика бокса / В. И. Филимонов — М.: Инсан, 2006. — 584 с.
33. Филимонов В. И. Современная система подготовки боксеров. / В. И. Филимонов _ М.: Инсан, 2009. — 480 с.
34. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов _ М.: Академия, 2004 — 322 с.
35. Черемисов С. Основы бокса / С. Черемисов — М.: Ритм-Плюс, 2005. — 88 с.
36. Шатков Г. И. За гранью ринга. / Г. И. Шатков _ СПб.: Олимп-СПб, 2005. — 196 с.
37. Ширяев А. Г. Бокс как он есть. / А. Г. Ширяев _ М.: Идель, 2004. — 80 с.
38. Щитов В. К. Бокс. Основы техники бокса. / В. К. Щитов _ Ростов на Дону: Феникс, 2007. — 232 с.
39. Щитов В. К. Бокс. Эффективная система тренировок. / В. К. Щитов _ М.: Фаир Пресс, 2004. — 472 с.
Приложение Тренировочные комплексы специальных упражнений на развитие общей и специальной выносливости у боксёров Комплекс 1
Нанесение серий ударов по боксерскому мешку с максимальной силой и частотой.
Режим выполнения:
1 мин _ работа максимальной интенсивности;
1 мин _ активный отдых (ходьба);
1 мин _ работа максимальной интенсивности;
30 с _ активный отдых (ходьба);
1 мин _ работа максимальной интенсивности;
7 мин _ смешанный отдых: 2 мин _ пассивный отдых; 3 мин _ имитация защит туловищем, шаги в сторону, челночные передвижения; 2 мин _ пассивный отдых.
Выполняется 4 серии.
Комплекс 2
Нанесение серии ударов по боксерскому мешку с максимальной силой и частотой:
20 с _ работа максимальной интенсивности;
2 мин _ смешанный отдых: 30 с _ ходьба, упражнения на расслабление;
1 мин _ имитация защит туловищем, передвижений; 30 с _ пассивный отдых;
20 с _ работа максимальной интенсивности;
2 мин _ отдых (по типу предыдущего);
20 с _ работа максимальной интенсивности;
1,5 мин _ смешанный отдых: 30 с _ ходьба, упражнения на расслабление; 30 с _ имитация передвижений и защит; 30 с _ пассивный отдых;
20 с _ работа максимальной интенсивности;
1,5 мин _ отдых (по вышеуказанной схеме);
20 с _ работа максимальной интенсивности.
Выполняется 4 подхода. Между сериями отдых 4 мин:
1 мин _ ходьба;
2 мин _ имитация защит туловищем, передвижений;
1 мин _ ходьба.
Комплекс 3
Выполняется на боксерском мешке по 2 человека на снаряде. Один из них удерживает мешок в вертикальном положении, другой в это время наносит серии ударов с максимальной силой и частотой. Через каждые 10 с партнеры меняются местами. Раунд длится 2 мин и включает 6 периодов работы и 6 периодов отдыха. Упражнение выполняется в следующем режиме:
10 с _ работа максимальной интенсивности;
10 с _ удержание мешка.
Выполняется 3 раунда. Между ними активный отдых 2 мин:
1 мин _ упражнения на расслабление, ходьба;
1 мин _ имитация защит корпусом, передвижений.
Комплекс 4
Нанесение ударов по мешку с максимальной силой и частотой:
8 с _ работа максимальной интенсивности;
1 мин _ активный отдых: упражнения на расслабление, ходьба;
8 с _ работа максимальной интенсивности;
30 с _ активный отдых: упражнения на расслабление, ходьба;
8 с _ работа максимальной интенсивности;
15 с _ активный отдых: упражнения на расслабление, ходьба;
8 с _ работа максимальной интенсивности;
15 с _ активный отдых: ходьба;
8 с _ работа максимальной интенсивности.
Выполняется 4 подхода. Между ними активный отдых 3 мин: 1 мин _ ходьба;1 мин _ упражнения на расслабление, имитация защит туловищем; 1 мин _ ходьба.
Комплекс 5 (Савчин, 1975)
На боксерском снаряде-мешке выполняется повторно-интервальная работа при чередовании режимов: «нормального» _ 20 с и «взрывного» _ 10 с. Во «взрывном» режиме удары по мешку наносятся максимально сильно и быстро. В «нормальном» _ удары выполняются естественным (обычным) способом. Комплекс состоит из 2 раундов по 3 мин с перерывом между раундами 2 мин: активный отдых (ходьба, упражнения на расслабление).
В практической работе с боксерами широко применяются беговые упражнения, выполняемые повторным и интервальным методами. Известно, что в интервальном методе тренировки паузы отдыха дозированы и основное тренирующее воздействие упражнения достигается их длительностью, а в повторном — перед каждым очередным выполнением упражнения период отдыха должен быть не большим, но достаточным для восстановления работоспособности.
Комплекс 6
150 м бег с максимальной скоростью;
3 мин _ активный отдых: 1 мин _ ходьба; 2 мин _ имитация ударов и защит;
150 м бег с максимальной скоростью;
2 мин _ активный отдых: 1 мин _ ходьба; 1 мин _ имитация ударов и защит;
150 м бег с максимальной скоростью;
1 мин _ активный отдых: ходьба;
150 м бег с максимальной скоростью;
30 с _ активный отдых: ходьба;
150 м бег с максимальной скоростью.
Выполняется 3 серии. Отдых 10 мин:
5 мин _ упражнения на расслабление, ходьба, отдых сидя;
3 мин _ имитация ударов и защит;
2 мин _ ходьба, упражнения на расслабление.