Создание и регистрация коммерческого банка
Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка Российской Федерации (ЦБ РФ) (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе общества с ограниченной ответственностью. Правовое регулирование банковской деятельности… Читать ещё >
Создание и регистрация коммерческого банка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»
Инженерно-экономический институт Кафедра предпринимательства и коммерции РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА по дисциплине «Правовое регулирование предпринимательской деятельности»
на тему «Создание и регистрация коммерческого банка»
Выполнила студентка группы в13 707/21
А. Э. Белякова Принял старший преподаватель А. М. Ефимов Санкт-Петербург
коммерческий банк регистрация уставный
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ КОМЕРЧЕСКОГО БАНКА В ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЦБ РФ)
- 1.1 Лицензирование коммерческого банка
- 2. УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
- 2.1 Анализ учредительных документов коммерческого банка
- 2.2 Порядок формирования уставного фонда (капитала)
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка Российской Федерации (ЦБ РФ) (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе общества с ограниченной ответственностью. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации и федеральным законом от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности», федеральным законом «О центральном банке российской федерации (банке России)», так же положением Банка России от 02.04.2010 года № 135П и другими нормативными актами банка России.
Кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции. К банковским операциям согласно ст. 5 указанного Закона относятся:
— привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
— размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет;
— открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
— осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
— инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
— купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
— привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
— выдача банковских гарантий;
— осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
В данной курсовой работе была рассмотрена процедура государственной регистрации юридического лица на примере Общества с ограниченной ответственностью «Коммерческий Банк «АльКредит».
. 1. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков на территории РФ определен Федеральным законом РФ № 395−1 «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. (в редакции Федерального закона от 03.02.1996 г. № 17-ФЗ). В соответствии с этим законом действует лицензионный порядок осуществления банковской деятельности. Все операции банков могут производиться только на основании специальной лицензии Центральный Банк России (ЦБР), что вызвано повышенным риском самих операций и влиянием, которое они оказывают на уровень платежеспособного спроса в экономике.
Коммерческий банк считается созданным и приобретает статус юридического лица после регистрации его устава в ЦБР. Процедура регистрации коммерческого банка осуществляется в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 02.04.2010 года «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».
1.1 Лицензирование коммерческого банка
Ключевым вопросом процесса лицензирования является анализ информации относительно следующих аспектов создаваемого кредитного учреждения: состав основных акционеров банка; источники первоначально инвестируемого капитала; компетентность руководства; круг предполагаемых операций и стратегия банка; правильность оценки банковских активов по их рыночной стоимости; политика по созданию резервов на случай возникновения сомнительной задолженности и др. В лицензии указываются сроки ее действия, условия их продления, возможность внесения в нее поправок или ее аннулирования. Особо оговариваются: порядок утверждения Центральным банком кандидатур на высшие руководящие посты; механизм слияния, а также изменения названия; возможности уменьшения оплаченного капитала. Для проведения операций в иностранной валюте банк должен получить лицензию Банка России на совершение валютных операций, Операции, которые разрешено проводить банку, перечислены в выданной ему лицензии.
В настоящее время введен новый порядок лицензирования. В соответствии с этим порядком особое разрешение дается банку на работу со средствами граждан. Получив какую-либо лицензию, коммерческий банк вправе обратиться в ЦБ с просьбой о расширении совершаемых банком операций. Таким образом, теоретически банк может получить разрешение на совершение всех видов операций, предусмотренных законом. Генеральная лицензия дополнительно дает право открывать филиалы за рубежом и приобретать акции (доли уставного капитала) кредитных организаций-нерезидентов.
Учредители берут на себя оформление всех необходимых для создания банка документов, формирование его уставного капитала, обеспечение материально-технической базы, определение круга клиентов и видов совершаемых банком операций и решение других вопросов. В течение года уставный фонд банка должен быть оплачен полностью. До этого банк не имеет право увеличивать его размер, а также открывать филиалы, участвовать в формировании капитала других юридических лиц, принимать дополнительных участников, принимать вклады населения, эмитировать собственные векселя, чеки и облигации, выдавать поручительства и гарантии, оказывать брокерские услуги и обращаться с просьбой о расширении лицензии.
В особом порядке выдаются лицензии на открытие на территории РФ банков с участием иностранных инвестиций. 2. Учредительные документы для регистрации кредитной организации
Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций в Банк России в установленном им порядке представляются следующие документы:
1.Заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; в заявлении также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредитной организацией (Приложение № …);
2. Учредительный договор (подлинник или нотариально удостоверенная копия), если его подписание предусмотрено федеральным законом;
3. Устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия);
4. Бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации. Порядок составления бизнес-плана кредитной организации и критерии его оценки устанавливаются нормативными актами Банка России;
5. Документы об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию кредитной организации и за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании кредитной организации;
6. Копии документов о государственной регистрации учредителей — юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения налоговыми органами выполнения учредителями — юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;
7. Документы (согласно перечню, установленному нормативными актами Банка России), подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями — физическими лицами в уставный капитал кредитной организации;
8. Анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения:
— О наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования — опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;
— о наличии (отсутствии) судимости.
При представлении документов, перечисленных выше, Банк России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.
Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех предусмотренных настоящим Федеральным законом документов.
Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации.
Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному банку, а при необходимости — и небанковской кредитной организации корреспондентский счет в Банке России. Реквизиты корреспондентского счета указываются в уведомлении Банка России о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.
При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.
2.1 Анализ учредительных документов коммерческого банка
При анализе учредительных документов банка особое внимание следует уделить следующим вопросам:
Устав банка
В Уставе банка должны обязательно содержаться необходимые сведения в соответствии с действующим законодательством, а именно:
1) вид банка (акционерный — открытый или закрытый, паевой с участием иностранного капитала или иностранный банк, универсальный или специализированный — отраслевая ориентация, республиканский или региональный);
2) предмет и цели деятельности банка;
3) состав участников (учредителей). Учредителями, акционерами (пайщиками) коммерческих банков могут быть юридические и физические лица, за исключением общественных, религиозных и иных объединений, в уставах которых не предусмотрена коммерческая деятельность или получение прибыли, политических организаций и специализированных общественных фондов.
Не могут быть использованы для формирования уставного фонда средства бюджета и внебюджетных фондов, свободные денежные средства и другие объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной представительной и исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Доля участия любого из учредителей акционеров (пайщиков) не должна превышать 35% размера уставного капитала.
При создании иностранных банков и банков с участием иностранного капитала один из иностранных учредителей должен быть банком;
4) фирменное наименование и местонахождение (почтовый адрес);
5) размер уставного фонда;
6) порядок распределения прибыли и возмещения убытков;
7) состав, порядок образования и компетенция органов управления банка;
8) порядок принятия решений органами банка, в том числе перечень вопросов, по которым необходимо единогласие или квалифицированное большинство голосов.
Для акционерного банка открытого типа большинство в ¾ голосов участвующих в общем собрании акционеров необходимо при решении таких вопросов, как:
— изменение Устава банка;
— принятие решения о прекращении деятельности банка;
— создание и прекращение деятельности филиалов.
Для акционерного банка закрытого типа требуется единогласие всех участников банка при решении вопросов:
— определение основных направлений деятельности банка;
— утверждение планов банка и отчетов об их выполнении;
— изменение Устава банка;
— исключение участников из банка;
— перечень операций, осуществляемых банком;
— перечень фондов, образуемых банком.
Кроме того, в Уставе акционерного банка приводятся следующие сведения:
— категории выпускаемых акций;
— номинальная стоимость акций;
— соотношение акций различных категорий;
— последствия неисполнения обязательств по выпуску акций;
— способ извещения акционеров о проведении общего собрания;
— обстоятельства, при наличии которых созывается внеочередное собрание акционеров;
— порядок назначения или избрания председателя Правления;
— пределы действия Правления от имени банка;
— способ доведения до сведения акционеров решения банка об уменьшении уставного фонда;
— порядок публикации отчета о деятельности банка;
— порядок формирования и использования резервов.
Для акционерного банка также необходимо его согласие на передачу акций. Если учредительными документами не предусмотрен выпуск привилегированных акций, то банк вправе выпускать только простые акции. При этом владельцы привилегированных акций не имеют права голоса в управлении банком.
При выпуске дополнительных акций должен предусматриваться порядок реализации могут быть реализованы по договорным ценам, получены по наследству, в порядке правопреемства юридических лиц и по иным основаниям.
В Уставе банка также должны быть перечислены другие вопросы, относимые к исключительной компетенции общего собрания акционеров.
К исключительной компетенции общего собрания относятся:
— определение основных направлений деятельности банка, утверждение его планов и отчетов об их выполнении;
— изменение Устава банка;
— избрание и отзыв членов Совета акционерного банка (Наблюдательного совета);
— избрание и отзыв членов исполнительного органа и ревизионной комиссии;
— утверждение годовых результатов деятельности акционерного банка, включая утверждение отчетов и заключений ревизионной комиссии, порядок распределения прибыли, определение порядка покрытия убытков;
— создание, реорганизация и ликвидация филиалов и представительств, утвержение положения (Уставов) о них;
— вынесение решений о привлечении к имущественной ответственности должностных лиц банка;
— утверждение правил и других внутренних документов банка, определение организационной структуры банка;
— решение вопросов о приобретении акционерным банком акций, им выпускаемых;
— определение условий оплаты труда должностных лиц акционерного банка, его филиалов и представительств;
— утверждение договоров, заключенных на сумму свыше указанной в Уставе банка;
— принятие решения о прекращении деятельности банка, назначение ликвидационной комиссии, утверждение.
В целях оперативного решения вопросов может проводиться передача функций, относящихся к компетенции общего собрания акционеров, Совету акционерного банка (Наблюдательный совет), который осуществляет контроль за деятельностью его исполнительного органа.
Акционеры не вправе требовать выплаты дивидендов акциями, облигациями и товарами. Дивиденды выплачиваются только в денежном выражении.
Устав также должен предусматривать:
— порядок созыва чрезвычайного собрания акционеров (созываются Советом директоров; ревизионной комиссией или акционерами, имеющими не менее 10% акций);
— предоставление работникам банка права купить акции;
— кворум для принятия решения Советом директоров (две трети членов Совета);
— законность принятия решения директорами;
— порядок организации деятельности дочернего акционерного банка и его отношения с головным банком (дочерний акционерный банк действует как самостоятельная коммерческая организация и его отношения с головным банком строятся на основе Положения — Постановления СМ РСФСР № 601).
Для банка закрытого типа устанавливаются:
— порядок и условия влияния изменения стоимости имущества, внесенного в качестве вклада, и дополнительных взносов участников на размер их доли в уставном фонде, указанной в учредительных документах;
— порядок уступки акционером своей доли. Участник банка может с согласия остальных пайщиков уступить свою долю одному или нескольким участникам этого же общества и третьим лицам;
— количество представителей акционеров банка в собрании;
— очередность председательствования акционеров на собрании участников (в алфавитном или ином порядке).
Учредительный договор
Учредительный договор подписывают учредители — юридические и физические лица, выступившие инициаторами создания коммерческого банка. В учредительном договоре определяются:
— характер банка (паевой, акционерный и т. д.);
— предполагаемый размер уставного капитала и доля учредителей в уставном капитале (доля учредителей не должна быть менее 25% величины уставного капитала в течение первых двух лет после создания банка);
— ответственность сторон за выполнение принятых по этому договору обязательств;
— стороны, рассматривающие споры, вытекающие из этого договора (арбитраж, третейский суд и т. д.), а также другие вопросы, существенные с точки зрения лиц, его подписавших.
В том случае, когда взносы учредителей покрывают лишь часть уставного капитала, в учредительном договоре оговариваются условия, на которых предполагается привлекать акционеров банка. В этом случае учредительный договор дополняется подписными листами, на основе которых акционеры сообщают о своем решении участвовать в учреждении коммерческого банка. Подписные листы служат основанием для перечисления акционерами банка установленного в учредительном договоре взноса средств на временный расчетный счет учредителей.
Число учредителей коммерческого банка не может быть менее трех.
Следует проанализировать изменения, внесенные в учредительные документы.
Согласно закону коммерческие банки обязаны уведомлять Центральный банк РФ о всех изменениях, вносимых в Устав.
На данном этапе следует также уяснить, является ли банк вновь созданным, либо он создан на базе упраздненного специализированного банка.
2.2 Порядок формирования уставного фонда (капитала)
Уставный фонд банка формируется путем выпуска и реализации акций.
Порядок регистрации и особенности осуществления банками эмиссии акций определяется Инструкцией ЦБ РФ от 22 июля 2002 г. № 102-И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» (в ред. Указания ЦБ РФ от 03.06.2003 № 1288-У)
Акция — ценная бумага без установленного срока обращения, свидетельствующая о внесении средств в уставный фонд акционерного банка, дающая право ее владельцу на получение части прибыли в виде дивиденда и на участие в управлении.
Акции банка независимо от порядкового номера и времени выпуска должны иметь одинаковую номинальную стоимость в рублях, если они предоставляют право голоса на собрании акционеров. Это требование распространяется и на привилегированные акции, если уставом банка они наделены правом голоса.
Цена акций одного типа и в рамках одного выпуска должна быть единой. При реализации акций первым владельцам их цену нельзя уменьшать ниже номинальной стоимости.
Акционерные банки могут выпускать обыкновенные и привилегированные акции. Акции считаются именными в том случае, если для реализации имущественных прав, связанных с их владением, необходима регистрация имени владельца акции в книгах учета эмитента или по его поручению в организации, осуществляющей профессиональную деятельность по ценным бумагам. Передача именной ценной бумаги от одного владельца к другому отражается посредством изменения соответствующих записей в учете и в реестре.
Владелец акции имеет право на часть полученной банком прибыли —дивиденды.
В случае ликвидации эмитента владелец акций имеет право на часть его имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов и владельцев привилегированных акций, в объеме, пропорциональном доле акций, которыми он обладает в уставном фонде банка.
Владелец акции имеет право голоса на общем собрании акционеров, участия в выборах органов управления и ревизионной комиссии. Акция неделима. В случаях, когда одна и та же акция принадлежит нескольким лицам, она признается их общей совместной собственностью. Владельцы акции могут осуществлять свои права через одного из них или через общего представителя. Отношения между владельцами акции — порядок владения, пользования и распоряжения общей долевой собственностью — регулируются статьями Гражданского кодекса. Обыкновенная акция дает один голос при решении вопросов на собрании акционеров и участвует в распределении чистой прибыли после пополнения резервов и выплаты дивидендов по привилегированным акциям. Однако следует отметить, что размер дивидендов по обыкновенным акциям зависит от результатов деятельности акционерного банка. При плохой работе банка (к примеру, если по итогам года он не имел прибыли) дивиденды по обыкновенным акциям вообще могут не выплачиваться. Собрание акционеров может принять решение о невыплате дивидендов по обыкновенным акциям и при наличии прибыли по результатам работы за год. Такое может случиться в первые годы работы банка, когда идет процесс его становления и акционеры заинтересованы в увеличении собственных средств банка для расширения его активных операций. Привилегированные акции дают право их владельцам на получение дивидендов в размере, который должен быть не меньше, чем заранее установленный твердый процент к номинальной стоимости акций (этот процент необходимо определять при выпуске привилегированных акций), независимо от суммы прибыли, полученной акционерным обществом в соответствующем году. В случае недостаточности прибыли выплата дивидендов по привилегированным акциям производится за счет резервного фонда, а при недостаточности средств резервного фонда может переноситься на следующий год и выплачиваться за счет прибыли следующего года.
Владелец привилегированной акции имеет право на первоочередное (по сравнению с другими акционерами) удовлетворение требований по акциям в случае ликвидации акционерного общества. Он также может иметь иные права, которые определяются условиями выпуска акций и уставом эмитировавшего их акционерного банка.
Но при этом владелец привилегированной акции не имеет права участвовать в управлении акционерным банком (если иное не предусмотрено его уставом).
Согласно действующим нормативным документам, регулирующим выпуск и обращение ценных бумаг коммерческих банков на территории Российской Федерации, в уставном капитале банка номинальная стоимость размещенных привилегированных акций должна составлять не более 25% уставного капитала. Если уставом банка привилегированные акции наделяются правом голоса, то количество голосов, каким может обладать владелец этих акций, также должно быть закреплено в уставе банка.
Если необходима конвертация привилегированных акций в обыкновенные, то они должны пройти процедуру замены, т. е. их требуется погасить, а взамен выдать обыкновенные акции.
Порядок выпуска акций банка, который создается при разделении или выделении банка, а также порядок и условия конвертации акций реорганизуемого банка, формирующегося путем разделения, определяется советом директоров (наблюдательным советом) реорганизуемого банка и утверждается его общим собранием.
Оплата акций банка в момент его создания производится его учредителями по номинальной стоимости.
Увеличение уставного капитала (УК) банка может осуществляться за счет повышения номинальной стоимости уже размещенных акций или размещения дополнительных акций, Решение об этом принимается общим собранием акционеров банка.
Для осуществления полного спектра кредитных операций необходимо получить следующие лецензии в установленной форме:
1. На осуществление банковских операций с физическими лицами
2. На осуществление банковских операций с юридическими лицами.
3. Профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности
4. Профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами.
5. Профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности
6. Профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление дилерской деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность универсальных коммерческих банков определяется тремя основными функциями:
— аккумуляция и мобилизация временно свободных денежных средств,
предоставления кредитов;
— осуществление платежей и расчетов в хозяйстве.
Помимо трех определяющих функций часто выделяют дополнительные функции коммерческого банка, к которым относится функция создания платежных средств в виде банковских депозитов, которые используются с помощью чеков, пластиковых карт, векселей, электронных переводов и функция организации выпуска и размещения ценных бумаг.
Основополагающими документами, регламентирующими процесс создания коммерческих банков, являются Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об акционерных обществах», глава II ФЗ «О банках и банковской деятельности». Центральный банк РФ издал ряд нормативных актов, устанавливающих порядок создания коммерческих банков. Среди них наиболее важной является Инструкция № 75-И «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности», Инструкция ЦБ РФ № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».
Решение о государственной регистрации кредитной организации, реорганизации и ликвидации принимает ЦБ РФ. ЦБ РФ ведет книгу государственной регистрации кредитных организаций .
Список использованных источников
Федеральный закон от 24.07. 2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой/Под ред. Т. Е. Абовой и А. Ю. Кабалкина. — М.: Юрайт-Издат, 2006. 1060 с Ефимов А. М., Дуболазов В. А. Правовое регулирование предпринимательской деятельности.- Изд. СПбГПУ. 2012.-114 с.
Правила оформления студенческих работ: Метод. указания / Сост.: В. А. Дуболазов, Н. В. Павлов. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. — 24 с.