Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ремонт и назначения токоприемника 4-КП

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Из всех повреждений аппаратов электровозов, имевших своим следствием порчи или не плановый ремонт, на долю токоприемников приходится 10−20%. Неисправности приемников приводят к повышенному износу контактного провода, его пережогу, повреждениям воздушных стрелок, фиксаторов и изоляторов контактной сети. Перед разборкой осматривают все узлы и детали и проверяют статическую характеристику, время… Читать ещё >

Ремонт и назначения токоприемника 4-КП (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

. Техническое содержание локомотивов является важной составляющей обеспечения технологического процесса железнодорожных перевозок. Локомотив представляет собой сложную многофункциональную организационно-техническую систему. Выполнение возложенных на локомотив задач возможно только при условии его исправности. Вследствие изнашивания деталей и механизмов, нарушения регулировок, ослабления крепления, поломок и других причин, возникающих в процессе эксплуатации, техническое состояние локомотивов ухудшается, поэтому их техническое обслуживание и ремонт обусловлены техническими и эксплуатационными причинами и направлены на обеспечение их надёжности.

Для предупреждения неисправностей локомотивов в процессе их эксплуатации создана, функционирует и постоянно совершенствуется система технического обслуживания и ремонта, тем не менее, данный вопрос не теряет своей значимости.

В связи с выше изложенным выбрана тема письменной экзаменационной работы «Техническое обслуживание и ремонт токоприёмника локомотива 4-КП». Данная тема будет актуальна, пока существует подвижной состав на электротяге, так как токоприёмник является звеном, которое обеспечивает надёжное электрическое соединение оборудования локомотива с контактной сетью.

Цель: определение порядка технического обслуживания и ремонта токоприемника локомотива 4-КП.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Собрать, систематизировать и описать данные по назначению, устройству и принципу работы токоприемника локомотива 4-КП.

2. Описать возможные неисправности, возникающие в процессе работы токоприемника локомотива 4-КП.

3. Выявить и описать особенности технического обслуживания и ремонта токоприемника в процессе эксплуатации локомотива 4-КП

4. Описать требования охраны труда и промышленной безопасности при техническом обслуживании и ремонте токоприемника в процессе эксплуатации локомотива 4-КП

1. Основные сведения о токоприемнике локомотива 4-КП

токоприемник локомотив ремонт технический

1.1 Назначение токоприёмника локомотива 4-КП

Электровоз получает электрическую энергию через токоприемник, который установлен на крыше электровоза на изоляторах и при движении скользит по контактному проводу, обеспечивая надежный съем тока при различных условиях движения. Контактный провод подвешен в отдельных точках и из-за провисания имеет разную высоту. Токоприемник должен успевать следовать за изменением контактного провода без больших изменений нажатия на контактный провод и тем более не отходить от него.

В случае отрыва токоприемника от контактного провода между ними возникает электрическая дуга, которая портит контактные поверхности и ухудшает съем тока при последующей работе. Требования постоянства нажатия токоприемника на контактный провод при различной его высоте и при разных скоростях движения выполняются при достаточно сложном конструктивном исполнении токоприёмника.

В зависимости от значения снимаемого тока токоприемники выполняют легкого и тяжелого типа. Токоприемники легкого типа (на ток до 500 А) устанавливают на электровозах переменного тока и электропоездах, тяжелого типа (на длительные токи до 2200 А) — на электровозах постоянного тока. На электровозах устанавливают по два токоприемника: один — рабочий, другой — запасной. Обычно работает второй по ходу движения токоприемник, так как в случае его поломки передний токоприемник остается неповрежденным. При изломе же первого по ходу токоприемника его обломки могут повредить второй.

1.2 Устройство токоприёмника локомотива 4-КП

Нижняя подвижная рама выполнена из конусных труб, а верхняя — из тонкостенных, как у ДЖ-5. В бобышки верхней рамы с натягом запрессовываются шарикоподшипники № 201 и № 202 и удерживаются шайбами с четырьмя винтами.

Основываясь на вышесказанном рассмотрим аналогичный пантограф Дж-5 который устанавливается на электровозах IV-KП-1 в качестве центрального токоприёмника (смотреть приложение Б).

Пантограф Дж-5 состоит из основания, нижней и верхней подвижных рам, контактной лыжи, пружин, тяг и пневматического привода.

Основание выполнено из продольных и поперечных швеллеров и установлено на четырех изоляторах. Между продольными швеллерами укреплены неподвижные валы, на которых через шарикоподшипники надеты стальные главные трубчатые валы. Чтобы обеспечить синхронность поворота главных валов, они соединены тягами. Тяга имеет два патрубка с разной резьбой: один с левой, другой с правой резьбой, в которые заворачиваются наконечники с отверстиями для валиков. В патрубки вставляется деревянная вставка и фиксируется штифтами. Такая конструкция позволяет изменять длину тяги при ее повороте, кроме того, если лыжа при движении по контактному проводу встретит дополнительное сопротивление, превышающее норму, деревянные вставки лопаются, главные валы разобщаются и пантограф падает на крышу электровоза, не получая серьезных механических повреждений.

На главных валах, на специальных кронштейнах, укрепляется нижняя подвижная рама, выполненная из стальных листов конической формы, образующих двутавровое сечение. Верхняя рама выполнена из стальных труб диаметром 29 мм (поперечины из труб диаметром 25 мм) с толщиной стенок 1 мм, соединенных поверху пружинно-рычажным механизмом (кареткой). Нижняя и верхняя рамы соединены при помощи бобышек и валиков. В бобышки запрессовываются втулки, а валики имеют отверстия для подачи смазки. Все шарнирные соединения имеют гибкие медные шунты для пропуска электрического тока.

Нижняя часть укрепляется валиками на бобышках верхней рамы, а на верхней части укрепляется лыжа пантограф. Пружины каретки гасят мелкие колебания и неровности контактного провода. Лыжа штампуется из листовой стали толщиной 15 мм и имеет коробчатое сечение для увеличения жесткости.

При помощи латунных винтов на лыже укреплены медные контактные пластины (накладки) толщиной 6−10 мм. Для обеспечения прохода лыжи по крестовинам контактной сети она имеет загнутые книзу концы (рога).

Длина общей рабочей части лыжи 1270 мм, расстояние между концами рогов 2260 мм, высота рога 405 мм.

Механизм подъема состоит из двух наружных пружин, пневматического цилиндра с поршнем и штоком, внутренней пружины, рычага и тяги с роликом, упирающийся в упор, расположенный на главном валу.

Наружные пружины наворачиваются с большим натягом на специальные держатели, в которые вворачиваются наконечники с отверстиями для валиков, такие же, как у тяг. Так как наконечники имеют разную резьбу, при повороте пружин они удлиняются или укорачиваются, т. е. изменяется их натяг, после чего фиксируются контргайками.

Наружные пружины и тяги укрепляются через валики со шплинтами в спец. кронштейнах на главных валах. Кронштейны фиксируются стопорными винтами с квадратной головкой. Внутренняя пружина горизонтальными шпильками, ввернутыми в передний держатель, прикреплена к кронштейну на поперечине основания и работает на сжатие, таким образом, даже, если она лопнет, то ее витки упрутся друг в друга, и она будет продолжать работать.

Плавность подъема и опускания обеспечивает редукционный клапан пантографа, который при подъеме замедляет наполнение цилиндра сжатым воздухом, а при опускании обеспечивает резкий отрыв лыжи от контактного провода, а затем медленное опускание.

При отсутствии заеданий шарниров и перекоса рам, правильной регулировке пружин и давлении воздуха в цилиндре 5 ат, нажатие лыжи на контактный провод при подъеме должно быть не менее 5,5 кг, при опускании не более 9,5 кг, измеряемое динамометром, укрепленном по центру лыжи. Рабочая высота лыжи от 400 до 1900 мм (от основания).

Пантограф ДЖ-5 рассчитан на длительный ток 1000 А.

1.3 Принцип работы токоприёмника локомотива 4-КП

При подаче воздуха в цилиндр, поршень через шток перемещает рычаг, сжимая внутреннюю пружину, тяга освобождает упор и за счет наружных пружин происходит подъем пантографа. Шток поршня имеет специальный ограничитель хода. При выпуске воздуха из цилиндра внутренняя пружина, разжимаясь, возвращает рычаг и поршень цилиндра в исходное положение, а через тягу и упор, разворачивает главный вал, опуская пантограф, причем наружные пружины при этом растягиваются. Следовательно, опускание происходит за счет усилия внутренней пружины и веса подвижной части пантографа.

Валы поворачиваются под действием пружины, которая, стремясь сжаться, передает усилие на ушки, поднимает рамы и создает нажатие на контактный провод. Синхронность поворота обоих валов и работу рам без перекосов обеспечивает тяга, соединенная с ушками.

При выпуске воздуха из цилиндра, пружина сжимается, прекращает воздействовать на главные валы, пантограф опускается за счет собственного веса, растягивая пружины. В опущенном состоянии верхняя рама опирается на буфер.

Если снять лыжу, уменьшится вес подвижной части и за счет пружин пантограф поднимется, поэтому при замене лыжи верхнюю раму необходимо привязать к буферу или основанию во избежание самопроизвольного подъема. Давление лыжи на контактный провод при подъеме не менее 6,5 кг, рассчитан на длительный ток 1400 А.

1.4 Возможные неисправности, возникающие в процессе работы токоприемника локомотива 4-КП

Из всех аппаратов электровоза токоприемники работают в наиболее сложных условиях. Они воспринимают разнообразные динамические нагрузки, подвергаются сильному действию электрического тока, в зимнее время на их работоспособности отрицательно сказывается низкая температура, снегопад, гололед. Конструкция токоприемника отражает противоречивые требования: легкость и прочность, большую подвижность и необходимость сохранения постоянного контакта между полозом и контактным проводом и т. д. На электровозах постоянного тока установлены токоприемники тяжелого типа.

Из всех повреждений аппаратов электровозов, имевших своим следствием порчи или не плановый ремонт, на долю токоприемников приходится 10−20%. Неисправности приемников приводят к повышенному износу контактного провода, его пережогу, повреждениям воздушных стрелок, фиксаторов и изоляторов контактной сети. Перед разборкой осматривают все узлы и детали и проверяют статическую характеристику, время подъема и опускания при нормальном давлении воздуха в пневматическом приводе. Обнаруженные при этом дефекты определяют в первом приближении характер последующего ремонта и степень разборки агрегатов.

В эксплуатации изнашиваются медные накладки, втулки и валики шарниров, гибкие шунты, деформируется лыжа и подвижные рамы, поэтому при ремонте проверяется форма лыжи по шаблону, трещины и прожеги завариваются, разрешается наварка накладок толщиной 1,5 мм. Медные накладки заменяются при толщине менее 2,5 мм, а также с местным износом (протертое место) глубиной более 2 мм, при этом они должны плотно прилегать по всей поверхности лыжи, в местах стыков не иметь выступов и острых кромок.

Заменяются: валики и втулки в шарнирных соединениях (браковочный зазор 1,5 м); шунты с обрывом ниток более 15% и со следами перегрева и выплавления наконечников; ослабшие и лопнувшие пружины кареток.

Верхняя и нижняя рамы проверяются по шаблонам. Трещины, прожоги и вмятины глубиной более 5 мм разрешается устранять установкой (наваркой) соединительных муфт длиной 90−120 мм, но не более двух на раму и одной на трубу. Боковые зазоры в шарнирах устраняют установкой шайб.

Резиновые рукава заменяют на новые(после проверки их давлением воздуха 6−7 ат и диэлектрическую прочность переменным током с частотой 50 Гц и напряжением 9,5 кВ в течение 1 мин, после 4-х часов пребывания в водяной ванне.

Разрешается установка старых рукавов, прошедших испытание, не имеющих внешних дефектов. Токонесущие части (кроме шунтов) окрашиваются в красный цвет.

После ремонта производят регулировку пантографа. Проверяют динамометром нажатие лыжи при подъеме и опускании и регулируют натяжением пружин. Разница давлений при подъеме и опускании не должна превышать 3 кг.

Проверяют отклонение лыжи от горизонтального положения при помощи уровня, установленного на линейку длиной 1 м. Подъем конца линейки при ее горизонтальном положении не должен превышать 15 мм над поверхностью лыжи.

Расстояние между буферами и верхними рамами в опущенном положении должно быть в пределах 0−20 мм и быть равным на обеих сторонах пантографа.

Боковое смещение центра лыжи относительно центра основания при максимальной рабочей высоте, замеренное путем опускания отвеса, допускается не более 30 мм и устраняется изменением длины тяг.

Правильно отрегулированный пантограф на электровозе должен подниматься от ручного насоса при давлении 3,5 ат. Время подъема 3−7 сек, опускания — 3−5 сек.

Неисправность верхнего узла токоприёмника и контактной системы, прежде всего кареток, приводят к резкому перекосу полоза и повреждению контактной сети. Осматривая детали кареток, убеждаются в отсутствии изломов, искривлений, трещин и чрезмерной выработки. Трещины в кронштейнах и держателях кареток токоприёмников электровозов обычно возникают в местах концентрации напряжении на резких переходах в верхнем узле нередко наблюдаются износ стенок стакана, продавливание дна, излом шпильки и трещины в местах приварки проушины под полоз.

2. Техническое облуживание и ремонт токоприемника в процессе эксплуатации локомотива 4-КП

2.1 Техническое обслуживание токоприёмника локомотива 4-КП

Для поддержания электровозов в работоспособном состоянии и обеспечения надежной и безопасной их эксплуатации существует система технического обслуживания и ремонта электроподвижного состава.

Предусматривается проведение следующих видов технического обслуживания и текущего ремонта электровозов постоянного тока серий 4-КП:

— технические обслуживания ТО-1, ТО-2, ТО-3 для предупреждения появления неисправностей, поддержания электровозов в работоспособном и надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии, обеспечения бесперебойной, безаварийной работы и пожарной безопасности.

— текущие ремонты ТР-1, ТР-2 и ТР-3 для поддержания работоспособности электровозов, восстановления основных эксплуатационных характеристик и обеспечения их стабильности в межремонтный период путем ревизии, ремонта, регулировки, испытаний и замены деталей, узлов, агрегатов.

Ремонтный цикл включает последовательно повторяемые виды технического обслуживания и ремонта. Порядок их чередования определяется структурой ремонтного цикла.

2.2 Ремонт токоприёмника локомотива 4-КП в процессе эксплуатации

Рама основания не должна иметь перекоса болтов. Погнутые швеллеры основания выправляют на плите. Болтовые соединения крепят, а негодные заменяют. Небольшие трещины заваривают, а шов зачищают. Контактную поверхность в месте присоединения наконечников кабелей лудят припоем ПОС 40. Поврежденные или потерявшие эластичность резиновые амортизаторы заменяют. Подшипники при наличии на кольцах, сепараторах, шариках трещин, коррозии, увеличении радиального зазора свыше 0,2 мм заменяют. Специальным шаблоном проверяют расстояние по диагонали между отверстиями для болтов опорных изоляторов. Это расстояние должно соответствовать чертежным размерам; разница расстояний не должна превышать 10 мм. При больших отклонениях производят правку рамы в горячем состоянии.

Опорные изоляторы с трещинами, сколами и глазурью, поврежденной на длине более 10% пути возможного перекрытия электрическим током, заменяют. При ослаблении изоляторов их перезаливают. Разница по высоте изоляторов под один токоприемник не должна превышать 2 мм. Для устранения перекосов устанавливают шайбы между изоляторами и основанием.

Трубы с трещинами, прожогами, вмятинами, изгибами в заводских условиях заменяют. В депо трещины, прожоги или вмятины глубиной до 3 мм ремонтируют постановкой соединительных муфт не более одной на трубу и не более двух на раму.

Полозы очищают от старой твердой смазки (графитола), обстукивая молотком; также можно применять пневматическое зубило. Остатки смазки удаляют вращающейся проволочной щеткой с пневматическим приводом. Проверяют состояние медных накладок. При их износе, повреждении производят разборку. Полоз устанавливают на стенд, болты накладок срубают или отвертывают пневматическим гайковертом.

Профиль каркаса проверяют по специальному шаблону. На нем же правят каркас, чтобы вогнутости на рабочей поверхности не превышали 2 мм. Каркас должен иметь толщину не менее 1,5 мм. Трещины и прожеги заваривают электросваркой (постоянным током) или газовой сваркой.

У грузовых электровозов при текущем ремонте ТР-3 каркасы полозов, имеющие трещины, толщину стенок менее 1,3 мм заменяют новыми. После ремонта каркаса его снова проверяют по шаблону. При необходимости старые отверстия для накладок заваривают, размечают и сверлят новые. На карскас полоза устанавливают медные вставки. Новые медные накладки толщиной 6−10 мм размечают по специальному кондуктору. Концы их делают скошенными под углом 45°, чтобы обеспечить плавность перехода контактного провода на стыке двух пластин. Отверстия после сверления зенкуют под угол 60°.

на стыке двух пластин. Отверстия после сверления зенкуют под угол 60°.

При сборке после ремонта смазка (солидол) закладывается в полость между поворотной втулкой и крышкой корпуса. Смазываются солидолом все скользящие поверхности клина и корпуса, а также ролики и валики. Пневматическому приводу делается ревизия, после чего производится регулировка токоприемника.

При ремонте токоприёмника используются следующие материалы приспособления и инструмент:

— Моечная корзина.

— Газовая горелка.

— Ограничители размеров (втулки, валики, прокладки из красной меди).

— Шлифовальный станок.

— Пресс — форма.

— Шаблон.

— Уровень, опущенный на линейку.

— Электрод (из алюминиевого сплава).

— Фтористый натрий.

— Графитовая смазка СГС-0.

— Молоток

— Зубила.

— Бородки.

— Обжимки.

— Керны.

— Напильники

— Отвёртки.

— Шаберы.

— Гаечные ключи

3. Охрана труда и промышленная безопасность при техническом обслуживании ремонте токоприемника в процессе эксплуатации локомотива 4-КП

3.1 Требования охраны труда и промышленной безопасности при выполнении технического обслуживания токоприемника локомотива 4-КП

При выполнении технического обслуживания электровоза на железнодорожных путях, работы выполняются локомотивной бригадой, при этом ею должны выполняться следующие условия:

— перед началом ремонтных работ машинист электровоза должен установить локомотив в пределах контрольных столбиков, но не ближе 15 метров от стоящих вагонов;

— опустить токоприёмник и затормозить локомотив автоматическим и ручным тормозом;

— подложить тормозные башмаки с обеих сторон электровоза;

— оградить электровоз маневровыми сигналами согласно инструкции по сигнализации;

— если необходимо обоим работникам работать вместе, то в качестве наблюдающего обязательно пригласить составителя, помощника составителя, стрелочника или дежурного по путям, старшим является машинист;

— находясь на железнодорожных путях станций и в обслуживаемых цехах, члены бригады должны помнить, что маневровые передвижения в условиях ограниченной видимости требуют от них осторожности и постоянного внимания и малейшая неосторожность может привести к несчастному случаю;

— ответственность за соблюдение правил охраны труда при техническом обслуживании локомотивной бригадой несет каждый член этой бригады; старшим в составе локомотивной бригады по вопросам безопасности является машинист локомотива;

— перемещаться персоналу внутри колеи запрещено, проход к месту выполнения работ должен осуществляться по обочине земляного полотна, по междупутью или в стороне от пути;

— работы по осмотру и обслуживанию выполняются в два лица, одно

из которых осуществляет контроль за безопасностью другого;

— помощник машиниста, отлучаясь из кабины для осмотра обслуживания букс или по другим надобностям, должен получить разрешение от машиниста электровоза, машинист в подобных случаях должен предупредить помощника об уходе из кабины;

Общие правила охраны труда и обеспечения промышленной безопасности при техническом обслуживании токоприёмников электровоза в депо После постановки электровоза на ремонтные канавы локомотивная бригада обязана:

— немедленно опустить токоприёмник;

— установить рукоятку контроллера в нулевое положение и снять рукоятку реверсора;

— разрядить тормозную систему электровоза;

— сбросить давление в тормозных цилиндрах;

— выключить все кнопки на пульте управления;

— отключить рубильник аккумуляторной батареи;

— установить под колесные пары тормозные башмаки (не менее двух) в обоих направлениях.

Для безопасного выполнения работ по должны выполняться следующие требования:

— смотровые и ремонтные канавы должны содержаться в чистоте и иметь хорошее освещение. Каждая канава должна быть оборудована переходными мостиками, по концам — ступеньками;

— шкафы, ящики, этажерки и стеллажи должны быть устроены так, чтобы хранимые в них предметы находились в устойчивом положении и не выпадали;

— рабочее место бригады или отдельных рабочих должно содержаться в чистоте и порядке;

— разливать масло, эмульсии на рабочих местах не допускается;

— проходы к рабочим местам, локомотивам и другому оборудованию должны быть свободными и чистыми. Проходы между оборудованием и стендами, колоннами и другими элементами здания должны быть шириной не менее 1 метра;

— детали и агрегаты должны находиться в отведенных для них местах, устанавливаться в устойчивое положение и не мешать выполнению рабочих операций;

— запрещается прыгать через смотровые канавы, переходить через них только по переходным мостикам;

— не разрешается производить работы, которые угрожают опасностью рядом работающим людям;

— перед тем как приступить к работе, необходимо проверить исправное состояние инструмента, приспособлений и защитных средств;

— легковоспламеняющиеся материалы — бензин, керосин, краски, масла, ветошь и другие горючие вещества — необходимо хранить в специальных помещениях, емкостях;

— осмотр и техническое обслуживание механического оборудования производить в соответствии с установленной технологией;

— перед началом работы убедиться в постановке тормозных башмаков под колесными парами электровоза;

— при работе в стесненных габаритах нужно остерегаться ушибов;

— все работы, выполняемые в ремонтных канавах должны производиться в защитных очках;

— проверка совпадений отверстий различных деталей производится только каким-либо предметом (выколотка, бородок), но не пальцами рук.

— при использовании ручного домкрата необходимо завернуть фиксирующую гайку винта и поставить предохранительные прокладки;

— заносить руки в зону возможного падения деталей категорически запрещается;

— работы по выбиванию шплинтов и другие работы в стеснённых габаритах должны производиться обязательно с применением защитных очков.

Охрана труда и обеспечение промышленной безопасности при техническом обслуживании токоприёмников электровоза в депо Подготовка к началу работ:

— проверить наличие и исправность положенных по норме спецодежды, обуви и других средств индивидуальной защиты и применять их в работе в зависимости от условий труда;

— принять участие в инструктаже по выполнению работы;

— подготовить рабочее место, освободить проходы и не загромождать их;

— проверить наличие и исправность средств пожаротушения при выполнении работ в пожароопасных местах;

— убедиться в наличии и исправности инструмента, оборудования, приспособлений, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, освещения;

— ознакомиться с утвержденными руководствами, технологическими картами, схемами по предстоящей работе и выполнять их во время работы;

— проверить работу домкрата, используемого в предстоящей работе, на предмет исправности;

— не приступать к работе, если условия труда не соответствуют требованиям по охране труда или другим требованиям, регламентирующим безопасное производство работ.

3.2 Требования охраны труда и промышленной безопасности при выполнении ремонта верхней рамы токоприемника локомотива 4-КП в процессе эксплуатации

Охрана труда и обеспечение промышленной безопасности при работе ручным инструментом в процессе ремонта токоприёмников электровоза.

При использовании ручного инструмента в процессе разборки, замены деталей, сборке буксового узла необходимо соблюдать следующие требования:

— применяемый инструмент при работе должен содержаться в полной исправности и соответствовать характеру производимой работы. При получении инструмента из инструментальной необходимо его осмотреть, неисправный инструмент возвратить в инструментальную, применение неисправного инструмента и не соответствующего выполняемой работе инструмента запрещается.

— молоток и кувалда должны иметь выпуклый боек, без трещин, заусениц, выбоин, наклепа и наплыва; рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность, изготавливаться из твердых и вязких пород (до 15% влажности — кизил, бук, молодой дуб, береза), иметь овальное сечение без сколов, трещин, надломов и сучков с утолщением к свободному концу для молотка, и наоборот, для кувалд;

— молоток насаживается прочно на утонченную часть ручки и закрепляется заершенным клином, забитым в творец ручки под небольшим углом к оси молотка; длина ручки молотка должна быть не менее 400 мм;

— кувалда насаживается на утонщенную часть ручки. Ручка должна иметь длину не менее 700 мм. Для предотвращения отлетания кувалды, в случае поломки ручки, ручку в кувалде следует закреплять дополнительной металлической державкой.

— зубила, крейцмейсели, бородки, обжимки должны быть ровными, без наклепа, трещин, плен, заусениц и других пороков на ударной части; длина этих инструментов должна быть не менее 150 мм;

— режущая часть инструмента не должна иметь вмятин и выкрошенных мест, острие зубила и крейцмейселя должно быть заточено под углом 45 градусов для мягких металлов и 45−70 градусов для твердых;

— при рубке ручным инструментом рабочие должны быть обеспечены защитными очками, запрещается кому-либо находиться рядом с работающим молотком или кувалдой ближе 5 метров без защитных средств органов зрения;

— напильники, отвертки, шаберы и другие инструменты, имеющие заостренные концы для рукояток, должны иметь фигурные исправные ручки без трещин, сколов и других дефектов и соответствовать размеру инструмента;

— чистку напильников производить металлической щеткой;

— ножовочное полотно не должно иметь сломанных зубьев и должно быть надежно укреплено в исправном станке, имеющем ручку;

— набор гаечных ключей должен строго соответствовать размерам болтов и гаек, применяемых при ремонте и эксплуатации электровозов;

— гаечные ключи не должны иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть строго параллельны и не должны быть закатаны;

— раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях;

— удлинение рукоятки с помощью труб и других предметов запрещается. Запрещается:

— наращивать чем-либо двусторонний ключ, или наращивать ключи другими ключами;

— ставить прокладки в зев между ключом и гайкой;

— ударять по концу ключа молотком или каким-либо предметом с целью увеличения вращающего момента;

— пользоваться ключом вместо молотка;

— работать неисправными ключами или ключами, имеющими изогнутые и изломанные губки.

Требования к слесарным тискам:

— тиски должны быть прочно укреплены на верстаке;

— высота губок тисков должна быть на уровне согнутой руки работающего;

— червяк и втулка (гайка) тисков не должны иметь разработанной резьбы;

— губки тисков должны быть прочно закреплены и иметь хорошую насечку;

— перед работой в тисках следует учесть, какой инструмент понадобится и заранее разложить его так, чтобы он был под руками, и его удобно было брать;

— зажимать в тисках обрабатываемую деталь необходимо так, чтобы она держалась прочно;

— поверхность стола у тисков должна быть чистой, без выбоин и заусениц, а пол у верстака должен быть ровным и сухим;

— детали, поступающие на обработку, нужно укладывать на верстаке в стороне от инструмента или на специальной подставке, но в таком порядке, чтобы они не загромождали рабочее место и проходы, не мешали в работе и находились в устойчивом положении;

— при работе ключом (подтягивание гайки), вращая ключ к себе, нужно отставлять одну ногу назад, а при вращении от себя необходимо делать упор ногой вперед.

Требования охраны труда перед началом работы при складировании на стеллаж центральных токоприёмников Складирование токоприемников производится с помощью крана двумя слесарями по ремонту подвижного состава, один из которых назначается старшим.

Слесарь должен:

* взять строп нужной грузоподъемности,

* убедиться визуально в отсутствии людей и посторонних предметов в районе стеллажа;

* удалить посторонних людей из опасной зоны.

* складировать токоприемники на стеллаже в штабель не более трех штук;

* обращать особое внимание на устойчивое положение токоприемников на стеллаже.

Слесарю запрещается:

* заносить руки в опасную зону при установке токоприемников на стеллаж;

* допускать установку между нижними рамами токоприемников опорных трубок различной длины во избежания перекосов токоприемник Требования охраны труда по окончании работы при складировании на стеллаж центральных токоприёмников Слесарь должен:

* убрать стропа в специально отведенный ящик;

* убрать инструмент;

* доложить непосредственному руководителю об окончании работы.

Требования охраны труда перед началом работы с токоприёмниками.

Слесарь должен:

* взять строп нужной грузоподъёмности, осмотреть на наличие дефектов, осмотреть бирку в соответствии с ИОТ.Р. РП 0−12;

* надеть предохранительный пояс;

* перенос инструмента осуществлять только в монтёрской сумке.

Требования охраны труда при выполнении ремонтных работ с токоприёмником.

Слесарь должен:

* при разборке центрального токоприёмника сначала ослабить и зафиксировать в сжатом положении пружины, потом произвести разъединение шарниров;

* при снятии и установке натяжных пружин установить одним концом упорный деревянный брус на крышу электровоза, а другой конец поставить под центральные шарнирные соединения верхней рамы токоприёмника во избежание самопроизвольного отпускания полоза токоприёмника под собственным весом;

* снятие и постановку токоприёмника на место производить только после закрепления предохранительной цепочки за верхнюю раму токоприёмника;

* следить, при опробовании токоприёмника на подъём, за тем, чтобы мост крана не находился в зоне подъёма и разворота токоприёмников;

* во время работы на площадке открыть вентиль на накопительном резервуаре при проверке бокового токоприёмника под сжатым воздухом. На испытательном стенде нажать на оба вентиля для подъёма токоприёмника;

* во время работы на площадке для фиксации бокового токоприёмника в поднятом положении закрыть краник на трубопроводе возле вентилей.

Примечание: проверка токоприёмника на подъём производиться двумя лицами, действия которых должны быть согласованы. Слесарь должен находиться на середине крыши и выполнять работы с особой осторожностью. Опускание бокового токоприемника производиться в обратном порядке Слесарю запрещается:

* производить проверку бокового токоприёмника при нахождении в пределах разворота токоприёмника посторонних лиц.

Требования охраны труда в аварийных ситуациях Требования охраны труда при возникновении аварийной ситуации, обстоятельства, предшествующие аварийной ситуации и действия слесаря по ремонту подвижного состава в аварийной ситуации:

Перечень аварийных ситуаций, обстоятельства, предшествующие аварийной ситуации и действия работника в аварийной ситуации Перечень аварийных ситуаций. Обстоятельства, предшествующие аварийной ситуации. Действия работника в аварийной ситуации Пульт управления домкратами для подъема локомотива Внезапное прекращение работы домкратов. Выход из строя электрооборудования. Отключить автоматический выключатель При работающем двигателе домкрата не вращается винт. Срезало шпонку в соединяющей муфте. Отключить электродвигатель нажатием кнопки «СТОП»

Искрение подводящих проводов. Пробой изоляции провода. Отключить автоматический выключатель. При работающем двигателе домкрата вибрация в муфте. Нарушена центровка двигателя. Отключить электродвигатель нажатием кнопки «СТОП»

Пульт кнопочный управления электроскатоподъемника Внезапное прекращение работы домкратов. Обрыв электрической цепи. Отключить автоматический выключатель Искрение подводящих проводов Пробой изоляции провода. Отключить автоматический выключатель.

При работающем двигателе не вращается винт платформы. Излом упорной гайки Отключить автоматический выключатель.

При работающем двигателе платформа не перемещается. Срезало шпонку в соединении. Отключить двигатель нажатием кнопки «СТОП»

Ручные домкраты Перекос домкрата под нагрузкой. Излом домкрата. Прекратить поднятие груза, заменить на исправный.

Под нагрузкой домкрат не работает. Выход из строя уплотнений домкрата. Излом штока домкрата. Заменить домкрат Промывка топливного бака Внезапное прекращение работы эл. насоса. Выход из строя электрооборудования. Отключить автоматический выключатель При работе электродвигателя насос не качает. Выход из строя насоса Отключить автоматический выключатель. Отнести насос в ремонт механикам цеха Виброножницы для резки листового металла Заклинивание ножей. Выход из строя подшипников электропривода. Отключить виброножницы нажатием кнопки «СТОП».

Внезапное прекращение работы виброножниц Выход из строя электрооборудования виброножниц. Отключить автоматический выключатель на аппаратном шкафе.

Пневматический штамп.

Утечка воздуха в местах соединения пневмошланга. Неправильное соединение. Прекратить доступ сжатого воздуха к пневматическому штампу путем плавного перекрытия запорной арматуры на воздухопроводе, правильно соединить или заменить шланг.

Слесарь по ремонту подвижного состава обязан известить лично или по телефону своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой аварийной ситуации, возникшей в ходе работ.

Если при аварийной ситуации пострадал сам работник или кто-то из его коллег, то за медицинской помощью надлежит обратиться в здравпункт, расположенный в здании АБК УЖДТ на первом этаже, либо вызвать фельдшера на рабочее место по телефону 24−30−60 и оказать пострадавшему первую медицинскую помощь.

Требования охраны труда по окончании работы По окончании работы слесарь по ремонту подвижного состава должен:

* отключить электрооборудование, при необходимости перекрыть запорную арматуру стендов;

* привести в порядок своё рабочее место, убрать приспособления, инструменты, исходные материалы и отходы в специально отведённые для этого места;

* сообщить непосредственному руководителю об окончании работ и обо всех проишествиях случившихся во время работы, если таковые имели место.

Заключение

В письменной экзаменационной работе, согласно цели, определен порядок технического обслуживания и ремонта токоприёмника локомотива 4-КП.

В ходе выполнения письменной экзаменационной работы были:

— собраны и систематизированы данные по назначению, устройству и принципу работы токоприёмника локомотива 4-КП:;

— описаны возможные неисправности, возникающие в процессе работы токоприёмника локомотива 4-КП;

— выявлены и описаны особенности технического обслуживания и ремонта токоприёмника в процессе эксплуатации электровоза 4-КП;

— описаны требования охраны труда и промышленной безопасности при техническом обслуживании и ремонте токоприёмника в процессе эксплуатации электровоза 4-КП. Рассмотрены особенности инструментов и оборудования, используемых в ремонте токоприёмника и его составляющих частей; мест проведения осмотра и ремонта токоприёмника. Также описаны требования к рабочему месту и алгоритм действий в аварийных ситуациях.

Таким образом, цель письменной экзаменационной работы достигнута, задачи решены.

Список использованных источников

информации

Грищенко, А. В. Устройство и ремонт электровозов и электропоездов: учебник для нач. проф. образования [Текст] / А. В. Грищенко, В. В. Стрекопытов, И. А. Ролле; Под ред. А. В. Грищенко. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2011. — 320 с. — (Железнодорожный транспорт).

Инструкция МПС России от 16.10.2000 г. №ЦРБ-790 «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации»

Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте. Утверждена Приказом Минтранса России от 04 июня 2012 г. № 162 (зарегистрирован Минюстом России 28 июня 2012 г., № 24 735, вступает в силу 01 сентября 2012 г.). Приложение № 8 к правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Объявлены для руководства и исполнения распоряжением ОАО «РЖД» от 10 июля 2012 г. № 1362 р. — Москва, 2012 г.

Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту подвижного состава локомотивного цеха УЖДТ (ИОТ 6−2-13−2008) [Текст] / ОАО «ММК» — Магнитогорск, 2008. — 47 с.

Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации. Утверждена Приказом Минтранса России от 04 июня 2012 г. № 162 (зарегистрирован Минюстом России 28 июня 2012 г. № 24 735, вступает в силу 1 сентября 2012 г.). Приложение № 7 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Объявлен для руководства и исполнения распоряжением ОАО «РЖД» от 10 июля 2012 г. № 1362 р. — Москва, 2012 г.

Клочкова, Е. А. Промышленная, пожарная и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте: Учебное пособие. [Текст] / Е. А. Клочкова. — М.: ГОУ «УМЦЖДТ», 2007. — 456 с.

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации: Утверждены приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286. — М.: Омега-Л, 2012. — 173 с.

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Утверждены Приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286 (зарегистрирован Минюстом России 28 января 2011 г., № 19 627, опубликован 21 марта 2011 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 12, вступает в силу 22 сентября 2011 г.). Объявлены для руководства и исполнения распоряжением ОАО «РЖД» от 13 мая 2011 г. № 1065 р. — Москва, 2012 г.

Правила технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта: Утверждены Распоряжением Министерства транспорта РФ от 29 марта 2001 г. №АН-22-Р. — Екатеринбург: Урал Юр Издат, 2012. — 108 с.

Раков, В. А. Электровозы серии ЕЛ2 // Локомотивы и моторвагонный подвижной состав железных дорог Советского Союза 1976;1985. — М.: Транспорт, 1990. — С. 393−396.

Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (с изм. от 20.05.2002 г., 10.01.2003 г., 9.05.2005 г.).

Федеральный закон от 9.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (с изм. от 23.07.2008 г., 19.07.2009 г.).

Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (с изменениями от 7.07.2003 г., 8.11.2007 г., 22.07.2008 г., 23.07.2008 г., 26.12.2008 г., 30.12.2008 г.)

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой