Вексельная форма расчетов, простые и переводные векселя (тратты)
Обращение векселей не всегда привлекает экономических субъектов в нашей стране вследствие недоверия к данной операции, возможного падения стоимости документа, хищения, недостачи или путаницы. Кроме того, нечеткое определение юридической природы вексельного обязательства, отсутствие должной правовой базы становятся благодатной почвой для различных искажений в налоговой, гражданско-правовой… Читать ещё >
Вексельная форма расчетов, простые и переводные векселя (тратты) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вексельная форма расчётов, простые и переводные векселя (тратты)
Содержание Введение
1. Сущность и виды вексельных расчетов
1.1 Вексель и его виды
1.2 Эволюция вексельного обращения
2. Вексельная форма расчетов на современном этапе
2.1 Современный этап вексельного обращения
2.2 Проблемы и перспективы развития вексельной формы расчетов Заключение Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в России привело к тому, что в хозяйственной практике организаций все большую роль стали играть вложения средств в финансовые активы, в первую очередь такие ценные бумаги, как акции и облигации, а, кроме того, на разных уровнях экономики, особенно в условиях мирового финансового кризиса, в расчетах за сырье и материалы с поставщиками, за оказанные услуги и выполненные работы с подрядными организациями, актуальным становится использование векселя, благодаря присущей им двойственной природе: с одной стороны, это ценные бумаги, с другой, — это долговое обязательство, позволяющее использовать векселя в качестве расчетного средства, для оформления задолженности любого вида.
Недостаточная информированность специалистов отечественных предприятий о возможностях использования векселей в хозяйственном обороте ограничивает практику применения этого финансового инструмента в долговых обязательствах.
Именно поэтому тема данной работы актуальна и своевременна. Целью работы выступает изучение вексельной формы расчётов.
Исходя из поставленной цели и темы работы возникают следующие задачи:
— сформулировать сущность векселя;
— изучить виды векселя;
— определить проблемы и перспективы развития вексельных расчетов на современном этапе.
Предметом исследования является вексель, его правовые, экономические особенности, проявляющиеся в различных операциях, проводимых с векселями и при их помощи.
1. Сущность и виды вексельных расчетов
1.1 Вексель и его виды вексель финансовый хозяйственный Вексель исторически использовался в денежных системах разных стран как инструмент оформления кредита, предоставляемого поставщиком покупателю в товарной форме. Преимущество векселя заключается в соединении в нем двух важнейших функций — кредитной и расчетной, В России вексель начал использоваться в эпоху Петра I, когда казенные деньги переводились посредством казначейских векселей. Широкое распространение векселя получили в период новой экономической политики, но в 1930 г, они были ликвидированы на основании постановления ЦИК СНК СССР «О кредитной реформе». До возрождения вексельного обращения в 1991 г, разрешалось их использование лишь во внешнеторговом обороте.
Вексель относится к наиболее сложной категории ценных бумаг, что обусловлено многообразием тех функций, которые он может выполнять в процессе своего обращения, Особенности вексельных расчетов состоят в том, что, в зависимости от вида, векселя, существуют соответствующие нормы по расчетам ими. Так, на сегодняшний день, в бухгалтерском учете различают простой и переводной векселя. Простой вексель иногда также называют соло-вексель, а переводной — тратта. Главное различие между этими видами состоит в том, что в расчетах простыми векселями традиционно участвуют две стороны (векселедатель и векселедержатель), а в расчетах переводными векселями кроме названных сторон задействован еще и плательщик по векселю.
Простой вексель, согласно ст. 815 ГК РФ, — это ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя выплатить при истечении указанного срока полученную взаймы денежную сумму владельцу векселя.
Переводной вексель (тратта) — это безусловный приказ лица, выдавшего вексель (векселедателя), своему должнику (плательщику) уплатить указанную в векселе денежную сумму в соответствии с условиями данного векселя третьему лицу (векселедержателю), Переводной вексель — это письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу или его приказу. Преимуществом переводного векселя можно назвать то, что его можно передавать неограниченное количество раз для осуществления расчетов, К основным принципам передачи расчетов относят:
— Векселедержатель при получении переводного векселя должен обратиться к плательщику в целях получения акцепта;
— Векселедержатель может передать вексель путем оформления передаточной надписи (индоссамента) на оборотной стороне векселя;
— Лицо, передающее переводной вексель называется индоссантом, получающее его — индоссат.
Следует отметить причины неразвитости обращения переводных векселей, в их числе:
— переводные векселя сложнее в оформлении и обращении из-за процедуры акцепта, что создает дополнительные сложности как для субъектов предпринимательской деятельности, так и для нотариата и судебных органов;
— недостаточная грамотность в вопросах применения переводных векселей потенциальных пользователей (из-за слабой пропаганды переводных векселей в экономической литературе и средствах массовой информации соответствующего профиля) и др.
В составлении переводных векселей могут участвовать 3 и 4 лица, В случае участия четырех лиц, один из них трассант (векселедатель), выдает переводной вексель, заключающий в себе предложение уплатить известную сумму денег; второй — трассат (плательщик), принимает вексель к платежу и производит оплату; третий — ремитент (первый векселедержатель), приобретает переводный вексель и пересылает его четвертому — презентанту, предъявляющему вексель к платежу и получающему платеж.
В соответствии со ст. 815 ГК РФ вексель может быть выдан в обеспечение заемных отношений, например, денежный заем, отсрочка платежа, В этом случае собственный вексель удостоверяет долг векселедателя.
Кроме указанного векселя делятся на товарные и финансовые — и хотя в законодательстве такой классификации не предусмотрено, на практике она существует: — товарный вексель — это ценная бумага, которая выдается в счет оплаты товаров, работ или услуг (обращение товарного векселя уже было рассмотрено выше); - финансовый вексель — это ценная бумага, которая выдана безотносительно к каким-либо товарам, работам или услугам.
1.2 Эволюция вексельного обращения Вексельный рынок следует рассматривать, прежде всего, как систему экономических отношений по поводу выпуска и обращения векселей, обеспечивающую взаимодействие его участников в процессе перемещения и трансформации финансовых и товарных ресурсов, осуществления расчетов и платежей и отражающую их экономические интересы.
По мере эволюции системы вексельного обращения были выявлены ее закономерности, предпосылки формирования экономических функций векселя, а также осуществлена периодизация становления вексельного рынка. В России вексель был узаконен в XVIII в., а этапы формирования вексельного рынка имели свои особенности:
— во-первых, в ходе эволюционного развития была учтена зарубежная практика вексельного оборота, когда в западных странах векселя использовались для выполнения функций средства кредита, расчетов и обеспечения обязательств;
— во-вторых, на начальном этапе становления вексельного рынка определенную роль играли российские банки, расширившие практику учетно-ссудных операций, что способствовало активизации торговых оборотов и стабилизации денежного обращения страны;
— в-третьих, особенностью отечественного вексельного оборота стало преобладание простых векселей с небольшим количеством передаточных надписей, что свидетельствует о преимущественном использовании векселя в качестве кредитного инструмента.
Советский период вексельного обращения характеризуется противоречивыми тенденциями: чередованием процессов — от расширения масштабов до полной ликвидации вексельного обращения. Реализация новой экономической политики сопровождалась активизацией вексельного оборота, что позволило ускорить восстановление народного хозяйства. К основным причинам, которые в дальнейшем привели к отказу от использования векселя, следует отнести: чрезмерное количество в хозяйственном обороте векселей, не основанных на реальных сделках; предъявление безнадежных векселей к учету; широкая практика выдачи гарантийных и безвалютных векселей исполнительными органами власти; повышение эмиссионной активности предприятий мелкой кооперации и ее снижение у промышленных предприятий; совершение вексельного оборота по формуле «вексель — предъявитель — банк».
Позитивными чертами советского опыта работы с векселями были:
— присоединение СССР к Женевским вексельным конвенциям, которое заложило основы для дальнейшего восстановления вексельного рынка;
— подтверждение необходимости возникновения «классических» векселей, основанных на товарных сделках, за которыми стоит реальный товар как их внутреннее экономическое обеспечение;
— обоснование причин такого опасного явления, как вексельная инфляция, последствия которой могут стать предпосылкой массовых банкротств;
— создание условий для широкого доступа всех заинтересованных лиц к информации о фактах протеста векселей с целью повышения надежности вексельного оборота;
— разработка «антикризисных» мер — запрет приема к учету векселей, не основанных на реальных сделках; обеспечение особой строгости взыскания по вексельным обязательствам вплоть до уголовного преследования; вменение в обязанность всем участникам вексельного рынка сообщать друг другу и органам регулирования о фактах недобросовестного исполнения вексельных обязательств и мошенничества.
Вексель получил «второе рождение» благодаря росту самостоятельности предприятий и их заинтересованности в эффективном использовании собственных средств, изменению системы аккумуляции и перераспределения финансовых ресурсов, а также трансформации характера и форм взаимоотношений хозяйствующих субъектов. Однако чрезвычайно интенсивное развитие вексельного рынка приобрело стихийный характер и привело к возникновению «серых» схем, построению вексельных пирамид, использованию векселя для ухода от налогов и бесконтрольному росту денежной массы. Опасный характер развития вексельного рынка был осознан государством только в 1996 г., о чем свидетельствует введение Банком России норматива риска вексельных обязательств для кредитных организаций, а также создание Ассоциации участников вексельного рынка (АУВЕР).
Эти решения способствовали формированию регулятивной системы и инфраструктуры рынка, а также повышению его информационной прозрачности. Переломным моментом в реформировании вексельного рынка стало принятие Федерального закона от 11.03.1977 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе», запрещающего органам власти всех уровней обязываться по векселям, что позволило ужесточить финансовую дисциплину.
2. Вексельная форма расчетов на современном этапе
2.1 Современный этап вексельного обращения Вексельное обращение в России в настоящее время развивается противоречиво, имеет значительную специфику, обусловленную отсутствием к началу рыночных преобразований практического опыта проведения вексельных операций, отлаженной системы вексельного права и четких представлений о возможностях этого инструмента у большинства субъектов рынка. Динамичность развития вексельного рынка обусловлена расширением областей применения векселя и выполняемых им таких функций, как:
* расчетный инструмент;
* инструмент кредита;
* долговое обязательство;
* инвестиционный инструмент;
* гарантийное средство;
* средство сбережения.
Способность векселя в процессе оборота погашать несколько обязательств, превышающих его номинал, обусловила широкое использование векселя в качестве расчетного инструмента в процессе рыночных преобразований, сопровождающихся кризисом платежей, что приблизило вексель к кредитным деньгам и превратило его в «суррогат» денег. Термин «суррогат» (заменитель) не умаляет достоинств векселя, а подчеркивает его универсальность, так как главенствующее положение векселя на фоне дефицита денежных средств способствовало оптимизации системы расчетов на основе гарантированного поступления и возможности прогнозирования движения денежных средств, использования векселя в качестве залога, для учета в банке и т. п.
Любое движение векселя может быть рассмотрено в плоскости кредитных отношений, так как приняв форму образования задолженности, лишь по истечении определенного срока вексель превращается в средство платежа. Соотношение между банковским и коммерческим кредитом меняется в пользу первого, однако нельзя говорить о полном устранении коммерческого кредита, так как он позволяет избежать предоплаты и бартерных сделок, снижает кредитные риски, гарантирует сохранность оборотных средств, а также уменьшает потребность в банковском кредите. Обозначенные факторы оказывают благоприятное влияние на динамику процентных ставок, инфляции и стимулируют банки к активизации инвестиционной деятельности, поэтому границы коммерческого кредита могут быть расширены адекватно потребностям реального сектора экономики. Однако предоставление вексельных кредитов является неоднозначным решением с юридической точки зрения, так как действующие нормативные акты предусматривают выдачу кредита банками только в денежной форме. Необходимые условия легализации вексельного кредита: заключение кредитного договора с одновременным заключением договора купли-продажи собственного векселя; включение в схему кредитования договора займа, предусматривающего возврат задолженности денежными средствами в эквиваленте оценки векселей, или договора новации, по которому принадлежащие заемщику банковские векселя, предварительно обмененные на собственные, заменяются на обязательства клиента по кредитному договору.
Представленные схемы позволили бы коммерческим банкам расширить вексельное кредитование, увеличить в обороте долю ликвидных и надежных векселей, способствующих повышению эффективности системы расчетов, урегулированию кредиторской задолженности предприятий, а также стабилизации системы вексельного обращения.
В условиях нестабильной макроэкономической ситуации вексель может, на наш взгляд, выступать в качестве средства сбережения, о чем свидетельствует появление на рынке векселей с валютной привязкой и мультивалютных векселей, способных компенсировать инфляционную составляющую и обеспечить высокую доходность.
Анализ показателей функционирования вексельного рынка позволяет оценить количественные и качественные параметры его развития. Количественные параметры определяются в ходе исследования структуры вексельного рынка. По способам обращения векселей он представлен внебиржевой трехуровневой системой:
* на первом уровне расположены инвесторы;
* на втором уровне находятся инфраструктура системы регулирования;
* на третьем уровне — эмитенты.
Каждый уровень общей системы регулирования, в свою очередь, состоит из различных элементов.
Так, инвесторы подразделяются на коллективных, индивидуальных и институциональных. В состав эмитентов входят банки, корпорации, государство и т. д.
При этом наибольшая часть регулирующих функций передается саморегулируемым организациям, что неуклонно повышает и ускоряет реформирование инфраструктуры и механизмов функционирования вексельного рынка.
Инфраструктура вексельного рынка как совокупность технологий, используемых для заключения сделок, институтов, норм и правил функционирования рынка является тем звеном, которое необходимо развивать и совершенствовать, так как именно профессиональные участники помогают субъектам рынка решать процедурные вопросы, связанные с трудоемкостью оформления выпуска и погашения векселей и гарантированием заключаемых сделок. Недостаточно эффективная деятельность институтов инфраструктуры требует разработки комплекса мер по поэтапному созданию единой национальной вексельной системы, объединяющей на основе современных информационных технологий все ее уровни с целью обеспечения минимизации рисков и безопасности вексельного рынка.
Состав субъектов вексельного рынка весьма динамичен. Наиболее подвижным на современном этапе является рынок банковских векселей.
Вексельные программы крупнейших корпораций имеют тенденцию к сокращению в связи с их выходом на рынки капиталов, что позволяет активизировать выпуск долговых обязательств компаниям «второго» эшелона, например, коммандитным товариществам. Главной целью их вексельных программ становится приобретение земельных участков под будущее строительство, что должно способствовать развитию системы ипотечного кредитования. Об этом свидетельствуют факты отказа и несвоевременного исполнения вексельных обязательств некоторыми эмитентами, что предопределило возникновение нового сектора рынка — рынка просроченных долгов, пик операций с которыми пришелся на конец 2001 года.
В целом вексельные программы различных эмитентов имеют целью создание надежной репутации на фондовом рынке для расширения программы внешнего финансирования, привлечения ресурсов для основной деятельности, пополнения оборотных средств и др.
Таким образом, расширение состава эмитентов оказывает благоприятное влияние на состояние вексельного рынка, так как приводит к увеличению объемов рынка и обеспечивает возможность диверсификации рисков инвесторов.
Вексель как инвестиционный инструмент остается весьма привлекательным для инвесторов по ряду причин: относительно высокая доходность и ликвидность, возможность использования в качестве расчетного инструмента, объекта залога и др. Однако вексельный рынок — преимущественно крупнооптовый, поэтому наибольшая активность наблюдается среди банков, инвестиционных компаний и иных институциональных инвесторов, которые, приобретая векселя, руководствуются необходимостью полной информации об эмитенте, а также получением высоких доходов и минимизацией рисков. Следовательно, вопрос расширения состава инвесторов также во многом зависит от целостной инфраструктуры вексельного рынка, для оптимизации которой предлагается создать специализированные институты — бюро вексельных историй как центры развернутой информации о вексельном рынке.
2.2 Проблемы и перспективы развития вексельной формы расчетов Наиболее существенные изменения на отечественном вексельном рынке произошли после кризиса 1998 г., когда он оставался единственным рынком долговых обязательств и способствовал поддержанию ликвидности банковской системы. Кроме этого, вексельный рынок предложил новый механизм кредитования отечественной промышленности на основе проведения переучетных операций Банком России, что способствовало формированию нового сегмента — рынка корпоративных векселей российских экспортеров, учтенных уполномоченными банками и переучтенных Банком России, и созданию основ будущего организованного рынка корпоративных заимствований.
Характерными признаками качественных изменений вексельного рынка за годы реформ стали:
— расширение инструментария на основе повышения ликвидности обращающихся векселей;
— рост объемов вексельного рынка за счет расширения предложения надежных векселей кредитных организаций и промышленных компаний;
— снижение волатильности вексельных котировок;
— повышение инвестиционной активности коммерческих банков;
— внедрение современных информационных технологий.
Вексель обладает уникальными свойствами адекватно реагировать на меняющиеся потребности экономики, что позволило вексельному рынку занять определенные позиции на рынке корпоративных долговых инструментов.
На вексельном рынке Южного федерального округа, судя по данным таблицы, в последнее время происходит некоторое снижение активности коммерческих банков. В частности, по состоянию на 1 июля 2014 г. по сравнению с 2013 г. снизился объем вложений кредитных организаций в учтенные векселя. В Южном федеральном округе имеются субъекты, где кредитные организации не участвуют не только на рынке векселей, но и вовсе не выполняют операции с ценными бумагами. К таким субъектам можно отнести Республику Калмыкия, Чеченскую и Ингушскую республики. В то же время в Южном федеральном округе имеются края и области (Краснодарский край, Ростовская область, Ставропольский край и др.), где объем вложений в ценные бумаги составляет сотни миллионов рублей (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Вложения кредитных организаций в ценные бумаги по субъектам Южного федерального округа (млн. руб.)
Субъекты Южного федерального округа | Вложения в ценные бумаги | В том числе | |||||
В долевые ценные бумаги | В учтенные векселя | ||||||
1.07.2013 | 1.07.2014 | 1.07.2013 | 1.07.2014 | 1.07.2013 | 1.07.2014 | ||
Республика Адыгея | 23,1 | 18,5 | 14,3 | 3,2 | 0,0 | 0,0 | |
Республика Дагестан | 10,1 | 10,1 | 333,4 | 285,7 | 39,8 | 130,4 | |
Республика Ингушетия | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
Кабардино-Балкарская Республика | 0,0 | 0,0 | 27,8 | 12,7 | 179,3 | 107,0 | |
Республика Калмыкия | 80,9 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
Карачаево-Черкесская Республика | 183,2 | 0,0 | 55,0 | 24,4 | 81,1 | 0,0 | |
Республика Северная Осетия | 0,0 | 0,0 | 80,3 | 4,6 | 182,8 | 205,3 | |
Чеченская Республика | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
Краснодарский край | 5 293,4 | 3 498,4 | 611,1 | 601,8 | 1 123,6 | 952,3 | |
Ставропольский край | 1 036,1 | 761,4 | 5,8 | 18,5 | 105,5 | 15,4 | |
Астраханская область | 368,3 | 573,2 | 226,2 | 47,8 | 2,1 | 2,1 | |
Волгоградская область | 148,8 | 136,8 | 14,8 | 2,0 | 175,8 | 5,2 | |
Ростовская область | 900,7 | 1 548,8 | 209,6 | 304,9 | 269,5 | 131,9 | |
Южный федеральный округ | 8 044,6 | 6 547,2 | 1 578,3 | 1 305,5 | 2 159,6 | 1 549,7 | |
Неравномерное участие кредитных организаций Южного федерального округа в операциях на рынке ценных бумаг вообще и на вексельном рынке в частности связано с отсутствием стимулирующих факторов развития фондового рынка в каждом из субъектов, составляющих Южный федеральный округ. Это приводит к тому, что в операциях с ценными бумагами участвуют не абсолютное большинство, а отдельные кредитные организации. Так, в 2014 г. из имеющихся в Республике Дагестан 33 коммерческих банков имели вложения в учтенные векселя только АКБ «Месед» и АКБ «Эльбин» (табл. 2.2).
Таблица 2.2. Данные о суммах учтенных кредитными организациями векселей (млн. руб.)
01.01.2014 г. | 01.07.2014 г. | 01.11.2014 г. | ||
Учтенные векселя с номиналом в рублях, всего | 247 404 | 268 508 | 191 308 | |
В том числе: векселя федеральных органов исполнительной власти и авалированные ими | ||||
векселя органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и авалированные ими | ||||
векселя кредитных организаций-резидентов | 196 304 | 197 098 | 133 217 | |
векселя нерезидентов | ||||
прочие векселя резидентов | 51 079 | 71 389 | 57 185 | |
Учтенные векселя с номиналом в иностранной валюте, всего | 3 654 | 2 592 | 6 038 | |
В том числе: векселя федеральных органов исполнительной власти и авалированные ими | ||||
векселя кредитных организаций-резидентов | 2 423 | 1 356 | 4 729 | |
векселя нерезидентов | 1 175 | 1 151 | 1 248 | |
прочие векселя резидентов | ||||
Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что экономическая политика последних лет в целом не способствовала развитию и повышению эффективности вексельного рынка, на наш взгляд, его роль в программных документах недооценивалась, занижался его потенциал в оптимизации платежного оборота и финансировании реального сектора экономики, в том числе в регионах. Но, несмотря на имеющиеся проблемы и противоречия, в России постепенно формируется цивилизованный вексельный рынок, способствующий динамичному развитию экономики.
Для определения направлений совершенствования вексельного рынка и разработки комплекса мероприятий, обеспечивающих его позитивную динамику, следует проанализировать систему существующих проблем и рисков, снижающих эффективность функционирования вексельного рынка и затрудняющих его дальнейшее развитие. В частности:
— установить факторы, влияющие на развитие вексельного рынка;
— обеспечить рынок векселей современной техникой и новейшими технологиями;
— обеспечить дальнейшее совершенствование механизма государственного регулирования вексельного рынка;
— создать условия для обеспечения прозрачности бизнеса;
— осуществить переход к новой модели экономического роста, обеспечивающей формирование динамично развивающейся экономики и устойчивых финансовых рынков;
— создать равные условия доступа на фондовый рынок различных субъектов, минимизировать количество административных барьеров для мелких инвесторов, в том числе малого бизнеса;
— обеспечить завершение институциональных и структурных преобразований сегментов фондового рынка, гарантирующих равные условия конкуренции для всех субъектов рынка.
Предложенные меры направлены на: повышение инвестиционной активности субъектов вексельного рынка;
— содействие финансовому оздоровлению субъектов вексельного рынка;
— проведение межотраслевого анализа взаимной задолженности предприятий;
— обеспечение упорядочения структуры денежной массы путем уменьшения доли наличных денег в расчетах и расширения вексельного оборота. Среди них особое значение имеют технологические меры, обеспечивающие использование возможностей современной информационно-технологической среды на вексельном рынке. К ним относятся:
— создание национальной депозитарной системы в форме консорциума вексельных депозитариев с целью формирования единой инфраструктуры для проведения вексельных сделок (состоящей из головного и региональных депозитариев), позволяющей расширить круг контрагентов и географию рынка;
— решение принципиального вопроса, связанного с «физической» формой векселя на основе внедрения документарных электронных векселей, позволяющих обеспечить выполнение таких основополагающих принципов организации платежного оборота, как надежность, своевременность, эффективность и безопасность;
— разработка технологии выпуска «пластикового векселя», совмещенного с микропроцессорной картой, позволяющего использовать инфраструктуру рынка платежных карт, повысить ликвидность, безопасность и инвестиционную привлекательность вексельного рынка.
Кроме того, все банки, осуществляющие деятельность на рынке ценных бумаг обязаны выполнять следующие организационные меры, способствующие усилению взаимодействия участников вексельного рынка: оптимизация деятельности субъектов с целью выработки эффективного механизма вексельных расчетов; расширение вексельных кредитов на основе внедрения векселя в схемы потребительского кредитования; расширение инструментария вексельного рынка на основе формирования рынка коммерческих бумаг, способствующего увеличению финансирования оборотных средств предприятий, расширению состава инвесторов, снижению рисков в банковской системе и активизации использования Банком России механизма рефинансирования на основе векселей.
Заключение
При всем многообразии способов использования векселей в современном хозяйственном обороте и различных вексельных обязательств, большинство ученых исследователей придерживаются такого мнения, что, российское законодательство недостаточно акцентирует внимание на правовую регламентацию обращения данного финансового инструмента, В результате возникает много проблем, связанных с обращением и использованием векселей.
Обращение векселей не всегда привлекает экономических субъектов в нашей стране вследствие недоверия к данной операции, возможного падения стоимости документа, хищения, недостачи или путаницы. Кроме того, нечеткое определение юридической природы вексельного обязательства, отсутствие должной правовой базы становятся благодатной почвой для различных искажений в налоговой, гражданско-правовой, финансовой и бухгалтерской сферах существования векселя. Одной из особенностей правового и нормативного регулирования вексельных отношений является то, что они в значительной степени регулируются международными договорами и конвенциями, в которых участвует Российская Федерация. В связи с этим в практике арбитражных судов нередко возникает необходимость выявления соотношения норм национального законодательства и международного права. Однако при этом векселя, то эта ценные бумаги способные оформить практически любые имущественные отношения. При этом следует учитывать простоту вступления в вексельные правоотношения посредством односторонних сделок.
Тем не менее, в условиях периодических денежных дефицитов вопрос об использовании векселей в платежных операциях организаций требует всё большего внимания, а нормативно-законодательные акты, регулирующие вексельное обращение, требуют усовершенствования, ГК РФ, ст. 815.
1. Ананенко И. В. Исторические аспекты развития отечественного законодательства о векселе // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2013. № 3. С. 9−14.
2. Банк С. В. Финансовые инструменты как важнейшее условие регулирования хозяйственной деятельности в рыночной экономике /С.В. Банк //Финансы и кредит. — 2014. — № 5. — С. 45−51.
3. Баркалов С. А. Анализ моделей диверсификации /С.А. Баркалов, Ф. И. Ерешко, Н. А. Канаев /Системы управления и информационные технологии. — Воронеж. — Издательство «Научная книга», 2014., № 1.1(55)
4. Белов В. А. Курс вексельного права. Москва. 2012.
5. Бюллетень банковской статистики. Региональное приложение. — 2013. — № 3 (27);
6. Бюллетень банковской статистики. Региональное приложение. — 2014. — № 3 (31).
7. Вишневский А. А. Современное вексельное право: женевская (Россия) и английская системы. М.: Статут, 2014.
8. Динова Н. И., Зверева А. Б. Схемы применения векселей для оптимизации финансовых операций предприятия //Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Управление строительством. 2014. № 1 (6). С. 32−37.
9. Ендовицкий Д. А., Апасенко А. Н. Финансовые резервы организации: анализ и контроль: монография. М.: КНОРУС, 2011.
10. Иванов, Д. Л. Вексель./Д.Л. Иванов — Издательство АО «Консалт — банкир», Москва, 2014.
11. Ковалев В. В., Ковалев Вит. В. Финансы предприятий: учебник. — М.: Проспект, 2012.
12. Кузнецова М. О. Применение векселей в хозяйственном обороте региона// Актуальные вопросы экономических наук. 2014. № 37. С. 205−209.
13. Митин Б. М. Векселя и взаимозачеты: налоги, учет, арбитражная практика. М.: Современная экономика и право, 2012.
14. Расчеты и долги предприятий: практические рекомендации по работе/сост. Д. А. Равкин. — М.: Банковский Деловой Центр, 2011. — 97 с.
15. Справочник финансиста /Под ред. проф. Э. А. Уткина. М.: ЭКСМО, 2014.
16. Ценные бумаги: Учебник /Под ред. В. И. Колесникова, В. С. Торкановского. — М.: Финансы и статистика, 2013.