Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика подготовки и проведения экскурсии по ОБЖ

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методика учитывает особенности восприятия материала. Практика показывает, что непрерывный рассказ недопустим, учителю не следует говорить на протяжении всей экскурсии, в какой-то момент восприятие материала снижается, затем совсем прекращается. Методика исходит из того, что во время переездов или переходов между объектами, в минуты, свободные от показа и рассказа, ученики получают возможность… Читать ещё >

Методика подготовки и проведения экскурсии по ОБЖ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оглавление Введение Глава 1. Методика организации и проведения учебных экскурсий в природу по ОБЖ.

1.1 Методика организаций учебных экскурсий по ОБЖ

1.2 Требования экскурсионной методики ОБЖ Глава 2. Методические разработки экскурсий по ОБЖ

2.1 Тематика и содержание экскурсий по ОБЖ

2.2 Конспект осенней экскурсии для 6 класса по ОБЖ Заключение Библиографический список

Введение

Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает: «путь к чему-либо», а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова — совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы. Методику разделяют на общую и частную. Общая методика охватывает способы обучения и требования, которые служат основой при изучении многих наук (последовательность и четкость изложения учебного материала, его доступность для аудитории). Частная методика, исходя из установок общей методики, определяет способы и приемы обучения и воспитания детей и взрослых, приемы наблюдения, изучения и исследования тех или иных объектов. Таким образом, каждая частная методика связана с конкретной наукой и вытекает из самой сущности предмета, служит основой определенного вида деятельности.

Экскурсионная методика является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.

Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства учителей; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности учителя. Экскурсионная методика выполняет роль рычага, который помогает учителю в короткое время переместить в сознание учеников большой объем знаний. Методика помогает ученикам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Методика экскурсии построена на общении учеников с объектами, различных видах анализа, зрительных сравнениях, с учетом возможности использования всех органов чувств учеников.

Любая методика — это умение производить определенную работу в четком соответствии с наиболее оптимальными правилами, рекомендациями и обеспечивать ее высокую действенность. На практике — это сумма определенных умений и навыков проводить работу: разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, проводить экскурсию по рекомендованной технологии, закреплять полученные учениками знания, совершенствовать свои знания.

Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы:

1. Для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?

2. Какие вопросы освещаются на экскурсии (чему посвящено ее содержание)?

3. Как проводить экскурсию (методические приемы)?

4. Как возбудить и сохранить внимание учеников? Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, связанных друг с другом частей:

— методики разработки новой для данного бюро темы;

— методики разработки учителем новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;

— методики подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;

— методики проведения экскурсии;

— методики после экскурсионной работы.

Экскурсия — это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке. 2, 75 c.]

В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления:

* разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);

* подготовка учителя к проведению уже ранее разработанной и проводимой экскурсии.

Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее существенно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной ученикам информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее.

Глава 1. Методика организации и проведения учебных экскурсий в природу по ОБЖ

1.1 Методика организаций учебных экскурсий по ОБЖ Изучение литературы показало, что организация каждой экскурсии включает в себя три этапа:

1. Подготовка к ней учителя и учащихся

2. Проведение экскурсии

3. Оформление полученного материала Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии в природу включает:

1. Формулировку цели и задачи экскурсии

2. Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии и его достопримечательностей

3. Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и бригадных домашних заданий

4. Отбор содержания и методов подготовки учащихся к экскурсии

5.Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках ОБЖ.

Формируя цель и задачи экскурсии, учитель исходит, прежде всего, из требований школьной программы по ОБЖ. Необходимо учитывать время проведения экскурсии, так как этим определяется подготовленность учащихся к самостоятельной работе при выполнении практических заданий.

Для проведения экскурсии в природу по ОБЖ выбирается район, расположенный вблизи школы и знакомый учащимся. Район должен отвечать следующим требованиям:

1. Быть разнообразным в физико-географическом отношении и в то же время типичным для природной зоны, в которой живут учащиеся.

2. Иметь доступный для изучения пересечённый рельеф, хорошие обнажения горных пород, разнообразный почвенно-растительный покров и наличие водных объектов (источников, рек).

3. Должен быть вполне доступен для прохождения (исключаются труднопроходимые болота, не обеспеченные переправой глубокие реки, осыпи, обрывы и прочие объекты, опасные для здоровья и жизни учащихся). В случае отсутствия подобного района вблизи школы выбирают место более удалённое, но с минимальной затратой времени на проезд. [7, 1 с.]

Знакомясь с маршрутом на местности, учитель уточняет географическое положение остановок, содержание объяснений и заданий учащимся, форму и объём записей, а также выполняет эскизы рисунков, которые должны будут сделать школьники. Необходимо также заранее выбрать оптимальный вариант расстановки бригад.

На экскурсии надо стремиться к тому, чтобы как можно меньше рассказывать и как можно больше показывать, заставлять детей мыслить и делать соответствующие выводы. Таким образом, экскурсия станет новой формой работы со школьниками. Когда выбранная территория и объекты на ней с позиции требований программы оценены, что будет изучаться обзорно, а что детально, к выходу в поле готовятся учащиеся. Успех планируемой учебной экскурсии во многом зависит от готовности школьников к ней.

Подготовка учащихся к учебным экскурсиям предполагает, прежде всего, повторение знаний, которые учащиеся должны применить на экскурсии, знакомясь с особенностями природы на выбранном объекте экскурсии. Необходимость опорных знаний — непременная основа усвоения нового материала на экскурсии в полевых условиях. В подготовительный период учащиеся знакомятся с методикой исследования объектов и явлений: наблюдением, описанием местности, учатся зарисовывать и фотографировать, изучаются инструкции и памятки.

Методика проведения учебной экскурсии по ОБЖ зависит от её цели и задач, которые ставит учитель, от выбранных для изучения объектов. К организации учебных экскурсий предъявляется некоторые общие требования по ОБЖ:

1. Вводная беседа учителя. Её начинают с обзора окружающей местности (напоминание учащимся цели и задачи экскурсии), краткой характеристики природных особенностей местности и отдельных краеведческих объектов. Учитель рассказывает, как выделить простейшие природные комплексы и дать им характеристику, повторяет методику их описания в дневнике, напоминает правила поведения в природе.

2. Самостоятельная работа бригад (звеньев) по изучению природных объектов по намеченному плану (каждая бригада изучает отдельный объект или все звенья идут по замкнутому полигону от объекта к объекту).

3. Заключительная беседа, на которой обобщаются результаты наблюдений и проведённых исследований, проверяется правильность выполнения заданий, напоминается ход выполнения работы дома: оформления собранных материалов, завершение записей в дневниках, оформление отчётов — индивидуальных и всей бригады (звена). [7, 1 с.].

Анализ содержания проводимых учителями ОБЖ экскурсий показывает, что при их проведении не всегда учитывается важная мировоззренческая идея взаимодействия природы и общества.

Представляется целесообразным на учебных экскурсиях по ОБЖ ориентировать деятельность учащихся на изучение изменённой человеком природы, на установление взаимосвязи в системе «природа — общество — природа», т. е. отразить на этих экскурсиях связи с вопросами социальной и экономической стороны. Учёт взаимодействия природы и общества открывает возможность учителю наглядно, ярко, убедительно показать взаимосвязь между природными и производственными комплексами даже на примерах небольших территорий. Эти объекты доступны для непосредственного наблюдения и именно на них можно раскрывать учащимся взаимосвязь природы и общества, подчёркивая при этом правильное использование природы и неверное, приводящее к её разрушению.

Собранный учащимися материал на учебных экскурсиях, а также во время предварительной теоретической подготовки, оформляется в виде стендов, альбомов, схем, таблиц. Как правило, после учебной экскурсии учащиеся представляют индивидуально — групповой отчёт, в котором раскрывают содержание выполненных заданий (исследований) каждым учащимся и группой в целом.

Кратко остановимся на содержании и организации учебной экскурсии по ОБЖ в 6-м классе. При изучении конкретных объектов целесообразно дать задания учащимся по описанию объектов (овраг, источник и др.) Высший тип работы на экскурсии — это разрешение несложных задач самими учениками под руководством учителя. При этом, по существу, работа шестиклассников приобретает исследовательский характер.

Подготовка к осенней экскурсии начинается с первого урока (отводится по 7−10 мин). Перед проведением выделяется урок для проверки оборудования, знакомства учащихся с маршрутом и планом. На первом уроке учащиеся знакомятся с целями и задачами экскурсии в лес, приносят тетради для заполнения полевого дневника, где на каждой странице записывают задания (они приведены ниже), а результаты, полученные в ходе выполнения, заносятся на экскурсии. Экскурсия начинается во дворе школы. Общая продолжительность экскурсии от 2 час 30 мин до 3 час.

Задания могут быть следующие:

Задание № 1

1. В каком направлении местность от тебя открытая, в каком закрытая?

2. В каком направлении от тебя находится школа?

Задание № 2

1. Какие формы поверхности различаются на земном шаре?

2. На какой форме поверхности расположен район?

плоской?

3. Куда стекают талые и дождевые воды с этой равнины?

Задание № 3

1. Какими породами сложена данная равнина?

Задание № 4

1. Определить на глаз расстояние до отдельно растущего дерева и проверить себя, измерив его расстояние шагами или рулеткой.

Задание № 5

1. В каком направлении течёт река в районе экскурсии?

2. На каком берегу реки (на правом или на левом) мы находимся?

Задание № 6

1. Измерить высоту холма (склона) самодельным нивелиром. [7, 1 с.]

Во время экскурсии в намеченном месте учитель предлагает учащимся остановиться и называет номер задания, которое надо выполнить на этой остановке. В этом случае одна группа выполняет некоторую часть работ, например, измеряет высоту холма, другая — измеряет ширину и глубину речки с моста, третья — определяет скорость поверхностного течения. Затем группы меняются местами, и таким образом все учащиеся в конце концов выполняют всю программу экскурсии.

В плане экскурсии по ОБЖ следует предусмотреть время для отдыха. С учащимися 6-го класса полезно организовать массовые игры, которые будут способствовать лучшему отдыху детей, повышению их работоспособности.

1.2 Требования экскурсионной методики ОБЖ Методика предъявляет четкие требования ко всему экскурсионному процессу, его организации и содержанию. Вся многогранная работа по подготовке и проведению экскурсий должна быть построена в соответствии с требованиями экскурсионной методики к отбору экскурсионных объектов. Необходимо отбирать для наблюдения объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме; следует оставлять наиболее типичные и удачные для создания маршрута объекты; нужно отказаться от тех объектов, которые, хотя и раскрывают темы, но расположены неудобно (далеко, плохая видимость и т. п.). Методика требует логической последовательности в показе объектов (т.е. в их размещении на маршруте), выделения и использования пауз между объектами, нейтрализации отвлекающих раздражителей (уличного шума, посторонних разговоров, объектов, не входящих в тему, и др.). При построении маршрута обеспечивается максимальная экономия времени в передвижении экскурсионной группы между объектами. Важно избегать однообразия демонстрируемых объектов.

Одно из требований методики — обеспечение непрерывности экскурсии как процесса усвоения знаний, т. е. воздействие экскурсионного материала на учеников в течение всех минут, отведенных на ее проведение. Все время ведения экскурсии заполнено суммой показа, рассказа и пауз между подтемами и основными вопросами темы. Построение любой экскурсии по этой схеме повышает познавательную и воспитательную роль экскурсионного материала. Методика требует связи и взаимодействия между показом и рассказом, предусматривая в одном случае их сочетание, в другом — чередование, в третьем отсутствие обоих элементов. Известны четыре варианта использования показа и рассказа, они характерны практически для каждой экскурсии.

Методика учитывает особенности восприятия материала. Практика показывает, что непрерывный рассказ недопустим, учителю не следует говорить на протяжении всей экскурсии, в какой-то момент восприятие материала снижается, затем совсем прекращается. Методика исходит из того, что во время переездов или переходов между объектами, в минуты, свободные от показа и рассказа, ученики получают возможность подумать над услышанным, сравнить наблюдаемый объект с ранее виденным, лучше усвоить увиденное и услышанное, закрепить материал в памяти. И это «свободное» время наполнено мыслительной деятельностью учеников. Не в меньшей степени паузы необходимы учителю для кратковременного отдыха. Паузы при каждой конкретной экскурсии планируют в зависимости от маршрута.

Важную роль играет правильное использование пауз. Не следует использовать время перерывов для обмена впечатлениями об экскурсии, обсуждения увиденного и услышанного. Такие обсуждения методически неоправданны, т. е. они разрушают «ткань» экскурсии, возбуждают аудиторию и снижают в дальнейшем уровень восприятия материала.

Соблюдение требований методики помогает учителю донести до аудитории знания в форме, отличной от лекции, беседы, устного журнала, тематического вечера, а также обеспечить устойчивый интерес к теме на протяжении всей экскурсии. Это особенно важно для той части экскурсии, где много места занимает рассказ. Здесь у учеников могут появиться моменты так называемого кризиса внимания, который у слушателей лекций, как утверждают исследователи, наступает на 14-й, 25-й, 34-й минутах и т. д. Экскурсионная методика рекомендует в момент, когда внимание к рассказу начинает ослабевать, вводить новый объект показа. Когда в ходе показа объект перестает привлекать внимание группы, учитель может сообщить интересный пример. На этом построен методический прием новизны материала. Если такой момент наступает, когда группа находится возле объекта, необходимо сократить на 2−3 минуты пребывание на остановке и продолжить движение по маршруту, сопровождая его рассказом.

Методика рекомендует и другие способы для сохранения и восстановления внимания учеников: прослушивание звукозаписи, показ диапозитивов или слайдов, использование наглядных пособий из «методической копилки учителя». Методика проведения экскурсий строится с учетом интереса учеников. Важно добиваться, чтобы интерес учеников к теме и материалам экскурсии формировался до начала показа и рассказа. С этой целью используют вступительное слово учителя.

Практика показывает, что в первые минуты внимание учеников обеспечивается их интересом к теме. Затем внимание поддерживается увлекательностью рассказа и такими качествами объектов, как их известность, экзотичность, познавательная ценность. Устойчивости внимания способствует также правильная последовательность показа объектов.

Одна из трудностей в разработке методики показа состоит в том, что нередко рядом с объектом, который показывается по теме, расположен другой, не имеющий отношения к теме, но более привлекательный по своему внешнему виду. Естественно, что такой объект бросается в глаза. С методической точки зрения вопрос может быть решен различными путями: а) можно дать краткую справку о ненужном объекте. Например, сказать, что это здание не имеет исторической ценности, что при его постройке допущено смешение архитектурных стилей; б) умолчать об объекте; в) так подойти к нужному объекту, чтобы посторонний объект был увиден учениками позже.

Методика использует различные средства усиления внимания учеников: обращение учителя к группе с предложением, неожиданным вопросом; выявление интересной детали. Усилия учителя могут быть также направлены на необходимое распределение внимания между объектами. Для каждой экскурсии должны быть определены моменты переключения внимания с одного объекта на другой.

Методика проведения экскурсии, эмоциональность учителя, его жесты и мимика, расстановка группы у объекта, использование звукоусилительных устройств — все это должно быть направлено на преодоление уличного шума, на предельно возможную в городских условиях нейтрализацию посторонних раздражителей. Необходимо, как говорят психологи, «держать эти раздражители на заднем фоне сознания».

Важное требование методики состоит в том, чтобы все основные объекты и раскрываемые на них подтемы были объединены в единое целое. Помимо логической последовательности «размещения» объектов на маршруте, своеобразного нарастания в их показе, наличия кульминационного пункта (т.е. момента наивысшего напряжения в раскрытии темы), необходимы также увязка подтем, определенный подбор логических переходов. Поэтому методика требует правильной организации и использования пауз между объектами, определенной логики в изложении содержания основных вопросов, тематичности справок во время переездов между объектами.

С учетом требований методики строится и рассказ на экскурсии, определяются его содержание, продолжительность, форма, связь рассказа с показом. Эта работа имеет свои сложности. Например, как подойти к методической подготовке рассказа после того, как объект показа определен? С чего начинать рассказ и как его построить? Как организовать наблюдение объекта? Это зависит прежде всего от внешнего вида объекта, степени его сохранности, от того, насколько полное представление о своей сущности, назначении, событиях, с ним связанных, он сам способен дать.

Задача рассказа — подготовить учеников к наблюдению объекта. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание. Эта способность не безгранична по времени. Один объект ученики будут с неослабевающим вниманием наблюдать 10−15 мин, другой — не более 2−3 мин. Это качество объекта оказывает влияние на размер рассказа. Продолжительность пояснений, справок, цитат, литературного монтажа не должна быть более длительной, чем способность объекта своим внешним видом, своими особенностями привлечь внимание учеников.

На вопросы о соотношении показа и рассказа, об их последовательности методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следует с показа, со зрительных или иных впечатлений (осязательных, обонятельных) и затем уже вводить рассказ. Однако требования экскурсионной методики, ее аксиому: показ опережает рассказ — не следует понимать буквально. Иногда учителя начинает очередную подтему со словесных указаний — куда, как и на какой именно объект следует смотреть ученикам. Эти слова являются началом показа. Методика требует, чтобы логический переход был связкой между двумя зрительно воспринимаемыми сюжетами, т. е. представлял собой словесно-зрительный мостик.

Несоблюдение требований методики приводит к такому недостатку в проведении экскурсии, как лекционность. Лекционность при раскрытии темы состоит в том, что рассказ строится в отрыве от показа, не подкреплен наблюдениями учениками. Лекционность построена на обмене местами двух элементов экскурсии — показа и рассказа, когда первичным становится рассказ, а показ становится вторичным или вообще отсутствует.

Еще одно требование экскурсионной методики — не считать работу законченной после того, как определен методический прием. Задача методики — подсказать пути для наиболее эффективного применения этого приема, т. е. дать учителя «ключ» к использованию приема на практике. Методика требует, чтобы ученик не только познакомился с объектами, но и правильно их воспринял, дал объективную оценку всему, что с ними связано, правильно толковал увиденное и услышанное. Важную роль в этом играют эмоциональные моменты. Они широко используются в экскурсии, воздействуют на чувства ее участников, вызывая радость, восхищение, гордость, возмущение, гнев и т. д. Методика в своих рекомендациях учитывает эмоциональную сторону дела. Эмоциональное воздействие на аудиторию оказывает не только рассказ, но и показ предметов.

Глава 2. Методические разработки экскурсии по ОБЖ

2.1 Тематика и содержание экскурсий по ОБЖ Одинаковых экскурсий не существует, они различаются прежде всего по теме. Слово «тема» в переводе с греческого означает «то, что положено в основу». Тема представляет собой понятие, относящееся к содержанию чего-либо. Это понятие содержит указания:

— какому именно кругу явлений посвящается данное произведение;

— к чему стремится автор (привлечь внимание читателей, слушателей, зрителей);

— что именно и с каких позиций хочет автор осмыслить в своем произведении.

Цель связана с понятиями цель и идея и предусматривает изложение не только определенного материала, но и четких идейных позиций. Идея — замысел экскурсии, ее главная мысль. Тема и идея составляют идейно-тематическую основу произведения (экскурсии).

Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тема в экскурсии — предмет показа и рассказа. Формирование темы представляет собой краткое и концентрированное изложение основного содержания экскурсии.

Подготовка новой темы содержания экскурсии — это многомесячный напряженный труд коллектива работников. Особенностью каждой экскурсионной темы является то, что она тесно связана с объектами показа и с тем экскурсионным материалом, который насыщает ее содержание. Этот материал должен быть подан в таком объеме, который может быть усвоен экскурсантами при показе объектов.

Тема играет решающую роль в объединении внешне разрозненных частей экскурсии в единое целое. Она регулирует рассказ, не давая возможности экскурсоводу рассказать об объекте все, что он о нем знает, особенно в тех случаях, когда объект бывает многоплановым и содержит обширную информацию. Именно темой экскурсии определяется — как показать объект, какую часть информации дать экскурсантам в данном случае.

Некоторые объекты показываются в нескольких экскурсиях. Например, Кремль и Красная площадь показываются в обзорных экскурсиях. И в каждой из них об одном и том же объекте дается разный объем информации, в рассказах он освещается в различных ракурсах.

Большое значение имеет выдержанность тематики экскурсии. Весь рассказ и показ должен «работать» на ее основную тему. По пути следования группы в экскурсию могут «вторгаться» объекты, расположенные на данном маршруте, но не относящиеся к выбранной теме. Сведения о таких объектах могут быть очень интересными, но второстепенными к конкретно рассматриваемой теме. Поэтому экскурсовод может сообщить о них экскурсантам только в качестве ответов на вопросы.

Каждая тема представляет собой совокупность целого ряда подтем. У каждой подтемы должна быть полнота и логическая завершенность. Правильно разработанная подтема должна восприниматься экскурсантами не сама по себе, а вместе с другими подтемами, в композиции.

Композицией экскурсии называют расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов, вступления и заключительной части экскурсии.

Ведущая подтема — композиционный центр экскурсии, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Она способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, делает ее убедительной и запоминающейся.

Многотемье обзорной экскурсии не дает возможности достаточно глубоко раскрыть содержание каждой подтемы, дать более глубокое толкование событий. В такой экскурсии обычно бывает больше фактов без их толкования. Однако обзорная экскурсия имеет большое значение для развития экскурсионной тематики, так как почти каждая ее подтема может в дальнейшем стать темой для разработки самостоятельной экскурсии.

Название экскурсии — это языковое выражение, в прямой и косвенной форме обозначающее содержание. Название экскурсии должно выражать смысл. Оно должно быть точным, не допускающим двоякого толкования. [2, 72 c.]

В зависимости от решаемых задач, выделяют экскурсии различных типов:

1. Вводные, которые проводятся перед непосредственным изучением нового учебного материала;

2. Текущие;

3. Итоговые, которые проводятся с целью контроля и закрепления изученного материала. [8, 149 — 150 с.]

2.2 Конспект осенней экскурсии для 6 класса по ОБЖ

Цель: научить учащихся самостоятельно работать, приобретать опыт творческой деятельности через географическую направленность в области ОБЖ.

Задачи:

Образовательные: отработать навыки ориентирования по компасу и Солнцу, сформировать представление о формах рельефа; сформировать понятия «компас», «нивелир», «рельеф», «стороны света», «азимут», «ориентирование»;

Развивающие: развитие умений применения логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей учащихся; развитие наблюдательности, умения пользоваться приборами, фиксирования природных объектов и явлений;

Воспитательные: воспитать сознательное отношение к природе; добиться совершенствования навыков коллективной работы в группах; продолжить формирование научного мировоззрения; показать изменения равнины под воздействием внешних процессов, использование её в хозяйственной деятельности, воспитывать чувство любви к родной природе.

Методы:

Оборудование:

1. Бригадное снаряжение: лопата, шест, две рейки, верёвка с грузом, рулетка, колышки, верёвка, нивелир.

2. Индивидуальное снаряжение: планшет с компасом, чистые листы для чертежей, карандаш, резинка, линейка. Маршрут экскурсии:

Место остановок

Что изучается на остановках.

Содержание наблюдений

Практические работы

Выводы

Остановка № 1

Ориентирование по компасу и Солнцу

1. Устройство компаса и ориентирование его.

2.Определение сторон горизонта по компасу

3. Определение азимута по компасу

Человек должен уметь ориентироваться на местности.

Остановка № 2

Формы земной поверхности.

1. Какие формы поверхности различают на земном шаре?

2. На какой форме поверхности расположен г. Черепаново?

3.Как можно назвать равнину, на которой мы находимся: плоской или холмистой?

г. Черепаново расположен на холмистой равнине с высотой над уровнем океана 250 метров.

Остановка № 3

Изучение обнажения.

1. Траншея глубиной 2 метра.

2. Какими породами сложена данная равнина?

3. Как они залегают?

Для равнины характерны осадочные породы.

Остановка № 4

Изучение оврага

Наблюдение, измерение и описание оврага.

1. Где находится?

2. Почему в данной местности образовался овраг?

3. Продолжается ли рост оврага?

4. Сухой овраг или на дне есть ручей?

5. Как человек борется с оврагами?

6. Какова глубина оврага?

Поверхность равнины разрушается водными потоками и в результате деятельности человека.

Остановка № 5

Изучение водного объекта.

1.Как он образовался?

2. Какими водами питается пруд?

3. Как используется пруд местным населением?

Человек создаёт искусственные водоёмы. Пруд — это понижение земной поверхности заполненный водой.

Остановка № 6

Изучение колодца.

1. Местонахождение колодца.

2. Подходы к колодцу.

3. Сколько метров от колодца до школы?

4. Сколько метров от поверхности земли до воды?

5. Определить запас воды в колодце; каковы вкус, запах, прозрачность и её жёсткость.

Подземные воды находятся на различной глубине от поверхности земли.

Заключение

Методика проведения экскурсий в широком плане представляет собой систему задач и требований, способов и приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, самых различных по своим целям. Методика проведения конкретной экскурсии является программой действия учителя по демонстрации объектов, организации их наблюдения учениками, использования определенных методических приемов показа и рассказа. С одной стороны, методика близка к научной дисциплине, а с другой — она представляет собой реализацию требований этой дисциплины на практике.

Подводя итоги, проделанной нами работы можно сделать вывод, что подготовка новой экскурсионной темы представляет сложный процесс. Эта работа считается завершенной, когда подготовленными будут все необходимые документы:

1.

Список литературы

по теме

2. Карточки объектов включенных в маршрут

3. Текст экскурсии

4. Схема маршрута

5. «Методическая копилка учителя»

6. Методическая разработка на тему

7. Материалы экскурсии

Экскурсии являются эффективной формой изучения материала, поэтому отбор объектов и составление маршрута должны быть наиболее ответственным этапом работы при подготовке текста экскурсии.

В зависимости от роли, которую объекты выполняют в экскурсии для раскрытия темы, они подразделяются на основные и дополнительные.

Маршрут экскурсии зависит от темы, ее структуры и дает предметную, зрительную основу для раскрытия экскурсионной темы, определяет ее последовательность, количество памятников и памятных мест. Маршрут экскурсии составляется таким образом, чтобы при последовательном показе объектов можно было не только раскрыть все намеченные подтемы, вопросы экскурсии, но и целенаправленно, стройно изложить ее содержание. Особое внимание нужно обратить на выбор объекта, на котором предполагается заканчивать экскурсию.

При разработке маршрута необходимо учитывать расположение объектов показа, возможность их обозрения, условия подхода к памятникам или памятным местам.

Главное требование экскурсионной методики — обязательное сочетание показа с рассказом. Специфика, особенности методики проведения экскурсии связаны с ее темой и целью, зависят от характера объектов. Необходимо продумывать методику показа памятных мест, которые не всегда привлекают внимание своим внешним видом. Задача заключается в том, чтобы, используя смысловое значение памятника, вызвать к нему интерес. Методика подготовки и проведения пешеходной экскурсии основывается на общих методических требованиях, вместе с тем она имеет некоторые особенности в отборе материала, построении маршрута, методах показа экскурсионных объектов.

Экскурсия должна состоять из трех частей: вступления, основной части, заключения.

В пути следования группы экскурсанты задают экскурсоводу вопросы. Формы ответов на вопросы могут быть различными, учитель во вступлении должен условиться с группой о том, что для вопросов по содержанию экскурсии и ответов на них будет отведено время после ее окончания.

Обязательный этап создания новой экскурсии — заключение о тексте и методической разработке.

Заключение

представляет собой компетентное мнение о качестве подготовительной экскурсии, оно содержит оценку основных документов о возможности проведения экскурсии на их основе.

В данной работе мы попытались раскрыть все аспекты техники подготовки и поведения экскурсий, данная работа может послужить теоретической основой для работы учителей, составляющих экскурсионные маршруты.

конспект экскурсия учитель

Библиографический список

1. Долженко, Г. П. Экскурсионное дело: Учебное пособие / Г. П. Долженко. — Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. — 304 с.

2. Емельянов Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М.: Совет. Спорт, Люберцы, ПИК ВИНИТИ, 2004. — 215 с.

3. Емельянов Б. В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учеб. пособие./ Б. В. Емельянов. — М.: ЦРИБ «Турист», 1986.

4. Емельянов Б. В. В помощь экскурсоводу./ Б. В. Емельянов. — М.: Профиздат, 1976. — 112 с.

5. Зорин И. В., Квартальнов В. А. Туристский терминологический словарь: Справочно-методическое пособие / Авт. — сост. И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. — М.: Советский спорт, 1999. — 664 с.

6. Немоляева М. Э., Ходорков Л. Ф. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра. / Авт.-сост. М. Э. Немоляева, Л. Ф. Ходорков. — М.: Междунар. Отношения, 2010. — 174 с.

7. Лихоманов, Г. А. Методика организации и проведения учебных экскурсий в природу [Электронный ресурс]/ Г. А. Лихоманов// Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/100 464, свободный. — Загл. с экрана.

8. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А., Хабнер М. И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5—11 классы./Авт.—сост. В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий, М. И. Хабнер. — М.:BAKO, 2011. — 176 с. — (Педагогика. Психология. Управление).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой