Сборка конических и червячных передач
Рис. 5.18. Контроль червячного зацепления по пятну контакта Контроль межосевого расстояния отверстий в корпусе и перекос их осей производят после растачивания отверстий с помощью контрольных валиков, измерительного червяка и специальных шаблонов. Главная задача — обеспечить совпадение средней плоскости колеса с осью червяка. Проверку положения оси червяка относительно колеса производят с помощью… Читать ещё >
Сборка конических и червячных передач (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Зубчатые колеса конических передач имеют зуб переменной длины, что усложняет сборку. Изменение толщины зуба определяется углом при вершине и высотой конуса. Однако вершина конуса — мнимая точка. Поэтому проверять конические колеса необходимо в зацеплении с другим, эталонным колесом. На этом основаны приборы для контроля конических зубчатых колес.
При сборке конических передач главное значение придается совпадению вершин делительных конусов. Вершины конусов могут не совпадать как в плоскости осей их валов, так и в плоскости, перпендикулярной к ней (рис. 5.13).
Допустимые смещения вершины делительного конуса вдоль осей колес приведены в приложении 4. Например, для колес модуля свыше 2,5 до 6 и 8-й степени точности AL = 0…58 мкм.
Возможной погрешностью при сборке конических зубчатых передач является также непсрссечение осей.
Рис. 5.13. Несовпадение вершин делительных конусов Допуски на отклонение осей от пересечения в зависимости от модуля, степени точности и длины образующей приводятся в приложении 4. Правильность взаимного расположения гнезд для валов конических зубчатых колес в корпусе проверяют на специальных приспособлениях (рис. 5.14). Приспособление состоит из диска 1 с калиброванным хвостовиком и калибралинейки 2. Если в точках а и б нет зазора, то угол выдержан точно.
В процессе сборки конических передач сначала регулируется зазор в конических подшипниках (по отдельности колеса и шестерни), а затем совпадение вершин конусов. Для получения правильного сопряжения конические зубчатые колеса передвигают по направлению осей, пока не совместятся воображаемые вершины их конусов. Чаще перемещают шестерню, устанавливаемую в стакане.
Проверяют качество зацепления зубьев колес часто по пятну контакта. О качестве прилегания боковых поверхностей зубьев при работе судят по размерам и расположению пятна контакта (рис. 5.15).
Рис. 5.14. Схемы контроля отклонения от пересечения осей отверстий под коническую зубчатую передачу.
Рис. 5.15. Виды отпечатков краски при неправильном зацеплении:
а — недостаточный зазор (колеса чрезмерно сближены); б — межосевой угол больше расчетного; в — межосевой угол меньше расчетного Опыт свидетельствует о целесообразности пригонки зубчатых колес так, чтобы их зубья касались рабочих поверхностей ближе к тонким концам. В процессе нагружения тонкий конец зуба начнет деформироваться и зубья начнут прилегать по большей поверхности. То же самое будет происходить и в процессе приработки колес.
Сборка червячных передач. Эти передачи начинают собирать со сборочной единицы червячного колеса, так как червячные колеса очень часто выполняют.
Рис. 5.16. Сборные червячные колеса [ I].
сборными: бронзовый венец (для уменьшения трения) и стальная ступица (рис. 5.16). Венец напрессовывают на ступицу в холодном, но чаще в подогретом состоянии. Затем сверлят отверстия и нарезают в них резьбу для стопоров, ввертывают стопоры и раскернивают их.
При креплении венца прецизионными болтами (рис. 5.16, в) венец сначала закрепляют тремя временными болтами. Выверяют положение венца на радиальное биение. Развертывают совместно отверстия в венце и ступице. Ставят и завинчивают постоянные болты. Снимают временные болты и после совместного развертывания отверстий ставят на их место постоянные.
Существенным моментом при сборке червячных передач является обеспечение правильного зацепления червяка с колесом, а именно: 1) должна быть выдержана величина угла скрещивания осей червяка и колеса (90°);
2) величина А межцентрового расстояния должна быть в допуске; 3) средняя плоскость колеса должна совпадать с осыо червяка; 4) боковой зазор в зацеплении должен соответствовать техническим требованиям.
Рис. 5.17. Схемы контроля положения червяка относительно червячного колеса [1]:
а — при помощи шаблона; б — при помощи индикаторного приспособления; в — при помощи шаблона и контрольного валика.
Рис. 5.18. Контроль червячного зацепления по пятну контакта Контроль межосевого расстояния отверстий в корпусе и перекос их осей производят после растачивания отверстий с помощью контрольных валиков, измерительного червяка и специальных шаблонов. Главная задача — обеспечить совпадение средней плоскости колеса с осью червяка. Проверку положения оси червяка относительно колеса производят с помощью: шаблона; индикаторного приспособления; контрольного валика (рис. 5.17).
Допускаемые предельные отклонения межосевого расстояния АА и требуемые смешения средней плоскости колеса Д# приведены в приложении 4. Перекос осей характеризуется величиной отклонения угла скрещивания осей колеса и червяка, выраженной в линейном измерении на ширине колеса. Он измеряется по контрольным оправкам с помощью шупа или индикатора. Смещение средней плоскости колеса может быть эффективно проверено по положению пятна контакта (рис. 5.18).