Социология религии.
Религиоведение
Приемами категориально-концептуального и конкретносоциологического исследования; Основные направления в социологии религии, ее главных представителей; Способами обеспечения репрезентативности и валидности исследований; Адекватным стилем коммуникативного взаимодействия с респондентом; Концептуальные и операциональные понятия в социологии религии; Методами обработки и обобщения эмпирического… Читать ещё >
Социология религии. Религиоведение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения главы б студент должен:
знать
- • время становления социологии религии;
- • основные направления в социологии религии, ее главных представителей;
- • предмет и методы социологии религии;
- • уровни знаний в социологии религии;
- • концептуальные и операциональные понятия в социологии религии;
- • взаимосвязь социологии религии с другими отраслевыми социологиями и частными общественными науками;
уметь
- • показывать междисциплинарность социологии религии;
- • раскрывать состав социологической теории религии;
- • различать понятия «религия» и «религиозность» ;
- • обосновывать социальность религии;
- • использовать социологические знания о религии в ходе исследования отношений в обществе, в странах и регионах, в малых и больших социальных группах;
- • формулировать практические рекомендации для заказчиков проведения социологических исследований;
владеть
- • принятыми в религиоведении методами исследования;
- • приемами категориально-концептуального и конкретносоциологического исследования;
- • приемами операционализации теоретических понятий;
- • способностью переводить исследовательские задачи на уровень обыденных представлений, на язык повседневности;
- • навыками разработки методики исследований;
- • способами обеспечения репрезентативности и валидности исследований;
- • адекватным стилем коммуникативного взаимодействия с респондентом;
- • методами обработки и обобщения эмпирического материала.
Междисциплинарный статус
Социология религии начинает формироваться с середины XIX в. на пересечении двух исследовательских потоков, в процессе их становления и конституирования: социологии и религиоведения. Движение мысли в направлении обоих потоков было неразрывно связано с развитием философии, истории, этнографии и этнологии, культурантропологии, социально-политических идей и т. п. Основателями социологии религии являются М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Э. Трёльч.
Ныне социология религии имеет междисциплинарный статус. Она представляет собой важный раздел религиоведения, является одной из специальных и отраслевых социологий и может быть рассмотрена в контексте как религиоведческого, так и социологического знания.
Статус социологии религии в религиоведении иной, чем в социологии. В религиоведении философия религии задает методологические принципы, в том числе и для социологии религии; по отношению к другим разделам религиоведения — психологии, феноменологии и т. д. — социология религии занимает равноположный статус. Она интегрирована в систему религиоведческого знания об одном объекте (общем). В рамках социологии она соседствует со многими социологическими дисциплинами — социологией города, деревни, брака и семьи, труда, политики, права, морали, искусства, культуры, профессий, малых групп, массовых явлений, образования и воспитания, массовых коммуникаций и др. Объект социологии религии иной, чем объекты в этих разделах социологического знания. В практике социологических исследований в указанных разделах могут изучаться и изучаются вопросы религии под соответствующим углом зрения; полученные знания носят прикладной характер.
В социологии религии сложился ряд направлений: понимающая социология социального действия, компаративнотипологическая, структурно-функциональная, феноменологическая, формальная социология, интегральная социология, социология религии, базирующаяся на материалистическом понимании истории; эмпирически-дескриптивная.