Обычаи, нормы, ценности
Обычаи являются результатом многовекового накопленного опыта, непосредственно передаются от поколения к поколению, от одного индивида к другому. Преимущественно обычаи затрагивают житейскую поведенческую сторону человеческой жизни, особенно частной, хотя проявляют себя в той или иной степени во всех элементах культуры. Они имеют место в быту (одежда, прием пищи, сон). Скажем, в некоторых… Читать ещё >
Обычаи, нормы, ценности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как уже ранее отмечалось, все элементы культуры условно можно разделить на вертикальные (структурные, векторные) и горизонтальные (содержательные, наполняющие). Еще раз подчеркнем, что подобное деление носит условный, преимущественно исследовательский характер. В реальной практике культурной жизни увидеть подобное невозможно. Данный подход, скорее всего, помогает найти некоторым элементам адекватное место в логической системе культуры, поскольку они однозначно не вписываются ни в духовную, ни в материальную, ни в социальную подсистемы. К элементам такого рода, прежде всего можно отнести обычаи, нормы, ценности.
По большому счету, не столь принципиально, куда их следует помещать и как их обозначать (вертикальные или горизонтальные), важно определить их своеобразие и ту роль, которую они выполняют в культуре.
Понятие обычая. Обычай, нрав, традиция, ритуал, обряд
Обычай, пожалуй, является наиболее простым, понятным элементом культуры, с помощью которого осуществляется культурная регуляция. Обычай — это то, что имеет давнюю устойчивую традицию, что совершается в установленное время, в установленном месте, по установленному поводу. Это признанная привычка (стереотип поведения), санкционированная массовым сознанием. Хотя, но своей сути он не носит жестких, однозначных стандартов, его, как правило, придерживаются либо все, либо большинство людей, входящих в данное культурное сообщество. Обычай, по мнению Б. С. Брасова, как бы содержит в себе вопрос: «Почему Вы так поступаете?» и ответ: «Так принято!».
В обычаях проявляется своеобразие той или иной культуры, субкультуры, а также семейного и личностного поведения. Они играют немаловажную роль в деле инкультурации человека, а также в познании различных аспектов культурного бытия. Нарушение обычаев влечет за собой определенные санкции, которые могут быть как жесткими, влекущими наказание, так и мягкими, в виде неодобрительного или осуждающего общественного мнения. Обычай родственен таким феноменам, как обряд, ритуал, традиция, привычка, нрав, однако, полностью с ними не совпадает. Обряд и ритуал, к примеру — строго формализованные явления, имеющие жесткий характер.
Обряд — это определенный порядок действий. Вместе с тем многие обряды есть не более чем педантичные обычаи.
Ритуал же может рассматриваться как «стандартизованный набор действий символического содержания, совершаемый в ситуации, предписываемой традицией. Слова и действия, составляющие ритуал, зафиксированы и практически никогда не меняются» [26, с. 195]. В ритуалах используются священные объекты, в конце действия его участники испытывают эмоциональный подъем. Ритуалы служат мощным средством единства, преодоления трудностей.
Традиция более широкое понятие, нежели обычай. Она сродни понятию наследственности. Традиция включает сохранение и передачу культурного наследия от поколения к поколению. Она включает и обычаи, и обряды, и нормы поведения. Традиция способствует устойчивости культуры. У некоторых народов в течение многих тысячелетий воспроизводятся одни и те же формы жизненного уклада, в силу этого подобные культуры называют традиционными. «Традиции всех мертвых поколений, — писал Маркс, — тяготеют, как кошмар над умами живых» и «над существованием этих живых», — добавил Бродель [ 13, с. 6491.
Нравы динамичнее обычаев, они строже, нежели обычаи, и присущи более широкому кругу лиц, охватывают сферу массового поведения. В то же время обычаи являются критерием нравов. Нравы составляют групповую мораль или нравственность. Они помогают избегать неправильных поступков, считает американский социолог У. Самнер. Он же подчеркивает, что нравы включают философские и этические оценки поступков. Некоторые обычаи имеют тенденцию превращаться в нормы, а устаревшие нормы могут стать просто обычаями для определенной категории лиц.
Обычаи являются результатом многовекового накопленного опыта, непосредственно передаются от поколения к поколению, от одного индивида к другому. Преимущественно обычаи затрагивают житейскую поведенческую сторону человеческой жизни, особенно частной, хотя проявляют себя в той или иной степени во всех элементах культуры. Они имеют место в быту (одежда, прием пищи, сон). Скажем, в некоторых культурах не принято есть какую-либо пищу, хотя строго не запрещается это делать. Обычаи свойственны и трудовой деятельности, и сфере воспитания, образования, и особенно, общения.