Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия экономической подготовки старшеклассников на уроках технологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследоЗвания проблемы совершенствования экономической подготовки учащихся общеобразовательных школ в Казахстане совершенно очевидна. Она определяется преобразованиями в социально-экономической сфере, формированием новой ситуации на рынке труда. Возрастающая роль интеллектуального потенциала Республики Казахстан в конкурентных отношениях на мировом рынке привели к неудовлетворённости… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
    • 1. 1. Ретроспективный анализ тенденций экономической подготовки старшеклассников в процессе трудового обучения и роли учителя в этом процессе
    • 1. 2. Предпосылки развития содержания экономической подготовки старше- классников на уроках технологии
    • 1. 3. Модель и педагогические условия экономической подготовки старшеклассников на уроках технологии в системе непрерывного образования в Казахстане
  • Глава 2. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
    • 2. 1. Отражение экономических особенностей развития рыночных отношений в Казахстане в экономической подготовке школьников
    • 2. 2. Направленность содержания экономической подготовки старшеклассников на уроках технологии
    • 2. 3. Экспериментальная проверка результатов формирования содержания экономической подготовки учащихся

Педагогические условия экономической подготовки старшеклассников на уроках технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследоЗвания проблемы совершенствования экономической подготовки учащихся общеобразовательных школ в Казахстане совершенно очевидна. Она определяется преобразованиями в социально-экономической сфере, формированием новой ситуации на рынке труда. Возрастающая роль интеллектуального потенциала Республики Казахстан в конкурентных отношениях на мировом рынке привели к неудовлетворённости качеством экономической подготовки учащихся, к неподготовленности выпускников школ к рыночным отношениям в условиях, когда страна живёт в режиме форсированного индустриально-инновационного развития и высокотехнологичные отрасли отечественной экономики остро нуждаются в трудовых ресурсах. В соответствии с общемировой тенденцией, в стране меняются приоритеты социальной значимости различных видов труда. В кратчайшие сроки Казахстан должен преодолеть дистанцию, которую другие страны проходили столетиями, совершить качественный скачок из экономики прошлого в экономику будущего. Чтоб заставить эти механизмы вращаться, стране нужны экономически грамотные люди в различных областях трудовой деятельности.

Необходимость экономической подготовки казахстанской молодёжи, начиная со школьной скамьи, проходит лейтмотивом в Послании Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева к народу «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана». Призывая соотечественников к реализации нового этапа казахстанского пути социально — экономического развития страны, Лидер Нации в своем Послании выдвигает новые задачи укрепления экономики, повышения благосостояния народа: «Казахстану жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. В современном мире это коренной вопрос социально-экономической модернизации. Это главный вектор развития Казахстана в ближайшем десятилетии1».

В числе выдвинутых Президентом десяти важнейших направлений отметим такие, как обеспечение занятости населения и качественный рост человеческого капитала. Для успешной реализации поставленных задач Правительством утверждена принципиально новая Программа, осуществление которой предполагает решение трёх важных задач: создание эффективной системы обучения и содействия в трудоустройствесодействие развитию предпринимательства на селеповышение мобильности трудовых ресурсов, приоритетное трудоустройство в центрах экономической активности Казахстана. Качественный рост человеческого капитала Президент связывает с образованием, которое должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации.

В одном из выступлений на Конгрессе предпринимателей Президент Н. А. Назарбаев сказал — «Мы поставили перед собой амбициозную цель — превратить наш Казахстан в одно из самых динамично развивающихся государств мира. эту цель можно достичь только на основе активизации человеческого потенциала, предприимчивости наших граждан"1.

Финансовая система Казахстана уже признана одной из самых прогрессивных. Новым этапом в экономическом и политическом развитии страны видится дальнейшая модернизации и демократизация общественных институтов. Поэтому проводимые правительством преобразования направлены на:

— укрепление государственности, развитие Казахстана как современного демократического и правового государства;

— обеспечение прочной стабильности как в стране, так и регионе путем развития регионального и международного сотрудничества;

1. H.A. Назарбаев. Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана. Послание Президента — Лидера Нации народу Казахстана.- Астана, январь, 2012 г.

— последовательное развитие гражданского общества, обеспечение прав и свобод граждан;

— динамичное развитие экономики в соответствии с требованиями глобализации и развития новой технологии с акцентом на развитие не сырьевых секторов;

— образование, совершенствование профессиональной подготовки кадров-профессионалов, социальной сферы на уровне XXI века.

В одном из ежегодных посланий Н. Назарбаева народу Казахстана отмечалось, что «Без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, по-новому, мы не сможем создать инновационную экономику"2. Проблемы эти видятся решаемыми через совершенствование системы образования и приравненными к стратегическим государственным задачам. В этом контексте возрастают роль и значение системы образования, человеческих ресурсов как критериев уровня общественного развития, экономической мощи и национальной безопасности страны. Изменения в системе общественных отношений в стране оказывают влияние на образование, требуя от него мобильности, адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и соответствия потребностям развития экономики.

Система образования в Казахстане продолжает развиваться в условиях устаревшей методологической базы, структуры и содержания, не позволяющих ей занять достойное место в мировом образовательном пространстве. Содержание образования пока еще остается фактологическим и не ориентированным на подготовку обучающихся к компетентному, ответственному и творческому участию в жизни общества. Причиной тому было отсутствие в течение первого десятилетия должной системы управления образованием на региональном уровне. Это отрицательно.

2. Назарбаев H.A. Бизнес готов служит народу. Выступление на открытии Конгресса предпринимателей Кавзахстан Каз. Правда, 2005,26 марта сказывалось на эффективности системы управления и принятия рекомендаций по повышению качества образования, по совершенствованию содержания образования по тем или иным направлениям специальной подготовки. В этом смысле в особой поддержке нуждались с началом рыночных реформ экономическое образование всего населения и экономическая подготовка школьников. Эта проблема стала актуальной и решалась в начальный период методом проб и ошибок. Экономические дисциплины школьников вели совершенно не подготовленные к этому виду деятельности учителя. Причина была в том, что раньше в условиях плановой экономики считалось, что экономическое образование необходимо только для будущих специалистов — экономистов. Остальным эти знания были бесполезными. Считалось достаточным выполнение решений и рекомендаций плановиков правительства, которые спускались сверху и они исполнялись неукоснительно всеми.

С переходом страны в условия рыночной экономики и развитием рыночных отношений понимание необходимости экономического образования школьников актуализировалось. В советской системе образования были известны труды А. С Нисимчука, В. С Антонова, Е. В Савицкой, Сасовой И. А., H.A. Раневой, Л. Б Азимова, Е. В Журавской, О. Ю Макаровой и др. Доказывая необходимость формирования новых экономических знаний в подготовке всех специалистов, особый акцент учёные делали на развитие экономического мышления школьников. В последние годы особый интерес представляют работы по проблеме экономического образования населения И. В. Липсица, Л. Кларина, А. К Маренго, Е. В. Савицкой.

Среди Казахстанских авторов, имеющих непосредственное отношение к разработке различных аспектов проблемы экономического образования старшеклассников, можно назвать исследования К. Ж. Аганиной, С. Сатыбалдина., Т. И. Есполова, Е. Арын, М. А. Кудайкулова, А. П. Сейтешева, Ж. Касымова, А. К. Ахметова, А. Кадырова, К. Кажимурат, Л. С. Ла и др.

Проблемам экономическая образования подрастающего поколения посвящены труды многих таджикистанских ученых: М. Т. Атаханов, М. С. Ахмедова, A.A. Дододжанов, А. Еаффоров, O.A. Отажонов, A.M. Миралиев, Г. Г. Мухтарова, Б. А. Хусейнов, М. М. Шарипов и др.

Они явились не только инициаторами экономического образования школьников, но и носителями идеи развития непрерывного экономического образования подрастающего поколения.

Все идеи, высказанные относительно важности и необходимости непрерывного экономического образования школьников, начиная с самых начальных его ступеней, не вызывают ни у кого сомнения, Однако в этом звене системы образования не было видно будущего учителя предметника, на которого могла быть возложена эта ответственная миссия, не была предусмотрена его специальная подготовка. Предполагалось, что все учебные предметы общеобразовательной школы будут способствовать и проводить в жизнь экономическое образование школьников. Однако учителя, как представители нормативных дисциплин, стремились реализовать в первую очередь свою предметную область, а на изучение проблем экономики отводили второстепенную, вспомогательную роль.

Таким образом, актуальность идеи разработки педагогических условий экономической подготовки старшеклассников на уроках технологии обусловлена сложившимся противоречием между необходимостью их экономической подготовки в процессе обучения базовому общеобразовательному предмету «Технология» на старшей ступени школы и отсутствием соответствующих этому педагогических условий, позволяющих адекватно реализовать экономическое содержание предметного обучения в контексте с технологическим.

Указанное противоречие актуализирует проблему исследования: какими должны быть педагогические условия экономической подготовки старшеклассников, обеспечивающие успешность их учебной деятельности в реализации содержания предметного обучения?

Проблема исследования определяет цель исследования: научно-теоретическое обоснование педагогических условий и практическая разработка модели экономической подготовки старшеклассников на уроках технологии (на примере Республики Казахстан).

Объект исследования — экономическая подготовки старшеклассников на уроках технологии.

Предмет исследования — педагогические условия и содержание экономической подготовки старшеклассников на уроках технологии.

Гипотеза исследования: экономическая подготовка старшеклассников на уроках технологии будет эффективной, если:

— выявлены тенденции развития экономической подготовки школьников в новых условиях рыночной экономики Казахстана;

— процесс и результат экономической подготовки старшеклассников на уроках технологии будет представлен в виде модели, включающей цели, содержание, формы и методы;

— совокупность педагогических условий будет определять успешность экономической подготовки старшеклассников, системно представленных в модели;

— разработано методическое обеспечение экономической подготовки старшеклассников на уроках технологии.

Задачи исследования:

1. Определить исходные тенденции развития экономической подготовки старшеклассников в условиях рыночной экономики Казахстана.

2. Разработать модель экономической подготовки старшеклассников на уроках технологии.

3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации процесса экономической подготовки старшеклассников на уроках технологии.

4. Сделать анализ опытно — экспериментальной работы и разработать методическое обеспечение экономической подготовки старшеклассников на уроках технологии.

Методологическую основу исследования составили: философские положения об экономических закономерностях развития обществатруды о сущности содержания образования, его методологических и дидактических основах (Б.С. Гершунский, Э. Н. Гусинский, М. Ж. Джадрина, B.C. Леднев, И. Я. Лернер, H.H. Нурахметов, Т. С. Садыков, Ю. И. Турчанинова) — дидактические системы, подходы и принципы трудового обучения (К.А. Дуйсенбаев, С. А. Жолдасбекова, В. М. Казакевич, Е.М. Муравьев), политехнического образования (П.Р. Атутов, А. К. Калдыбаев, Ю. Н. Камалов, В.А. Поляков), проектной деятельности школьников (Н.В. Матяш, С. А. Новоселов, М. Б. Павлова, Д. Питт, В.Д. Симоненко), теоретикометодологические разработки по проблемам экономической и предпринимательской подготовке молодёжи (К.С.Айнабек, А. Ф. Аменд, А. Ш. Досбенбетова, М. А. Кудайкулов, А. К Маренго, Б. Райзберг, О. Сабденов, И.А. Сасова), формирования технологической культуры (В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев), образовательной области «Технология» (П.А. Андрианов, П. Р. Атутов, В. М. Казакевич, O.A. Кожина, Г. И. Кругликов, В. П. Овечкин, В. А. Поляков, Л. Н. Серебренников, В. Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев) М. Т. Атаханов, М. С. Ахмедова, A.A. Дододжанов, А. Еаффоров, O.A. Отажонов, A.M. Миралиев, Г. Г. Мухтарова, Б. А. Хусейнов, М. М. Шарипов.

Методы исследования: для решения поставленных задач был использован комплекс методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: методы теоретического анализа философской, психологической, педагогической и специальной литературы, научных исследований по проблеме экономической подготовки старшеклассников в предметном обученииизучения нормативно — правовых документов и законодательных актов, действующих в Республике Казахстанопросные методы (анкетирование, интервьюирование, беседа, методы статистической обработки результатов исследования) — моделированиедиагностические методы (тестирование, сравнение и обобщение независимых характеристик) — обсервационные методы (прямое, косвенное и включенное наблюдение). Ведущий метод исследования — формирующий эксперимент по проверке педагогических условий совершенствования содержания экономической подготовки старшеклассников.

База исследования: Опытно — экспериментальное исследование проводилось на базе 4-х общеобразовательных школ ЮжноКазахстанского региона (из них 2-х городских школ г. Шымкента и 2-х сельских школ). В нём приняли участие 234 старшеклассников и 40 педагогических работников школ.

Этапы исследования:

Первый этап — констатирующий (2002;2006 гг.): изучение и анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы и диссертационных исследований по рассматриваемой проблемевыявление состояния проблемы экономической подготовки старшеклассников на уроках технологии в Южно — Казахстанской области, разработка программы научного исследования. Подготовка к опытно — экспериментальной работе.

Второй этап — формирующий (2006;2009 гг.): изучение специфики уроков технологии, накопление эмпирических данных, разработка модели экономической подготовки старшеклассников на уроках технологиитеоретическое обоснование и определение педагогических условий экономической подготовки старшеклассников, обеспечивающих организационные механизмы ее реализации.

Третий этап — заключительный (2009;2012гг.): систематизированы, обобщены и анализированы результаты опытно-экспериментальной работысформулированы основные выводы и заключениевыполнено литературное оформление диссертационной работысделаны публикации по результатам исследования.

Научная новизна исследования:

— систематизированы теоретические и методологические обоснования тенденций развития экономической подготовки старшеклассников в условиях рыночной экономики Казахстана;

— разработана и построена модель экономической подготовки старшеклассников на уроках технологии;

— определена совокупность педагогических условий, обеспечивающих успешность реализации модели экономической подготовки старшеклассников на уроках технологии;

— разработано методическое обеспечение процесса экономической подготовки старшеклассников на уроках технологии.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории и методики экономической подготовки старшеклассников на уроках технологии моделью, системно представляющей данный процессраскрыты его цели и ведущие ориентиры к построению содержания, форм и методов, и педагогические условия, обеспечивающие реализацию модели.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— исследование способствует расширению и углублению содержания уроков технологии наполнением экономическими составляющими изучаемых разделов и тем в старших классах общеобразовательной школы;

— разработана, апробирована и внедрена в общеобразовательные школы Южно — казахстанского региона программа факультативного курса для старшеклассников, реализующая содержание экономической подготовки в контексте с технологической: «Основы экономики и предпринимательства по направлениям технологической подготовки» с опорой на гуманистические стороны исторически сложившихся традиций бизнеса в Казахстане и учётом особенностей национального менталитета;

— разработаны и апробированы методические рекомендации для учителей технологи, которые могут реально использоваться в учебном процессе предметного обучения технологии.

Результаты исследования, его теоретические и практические материалы могут быть использованы при дальнейшей разработке проблемы экономической подготовки учащихся на уроках технологии.

На защиту выносятся следующие положения: система создания педагогических условий, теоретических и методологических подходов к экономической подготовке старшеклассников на уроках технологии;

— обоснование сущности и содержания экономической подготовки старшеклассников на уроках технологии;

— модель экономической подготовки старшеклассников на уроках технологии;

— результаты анализа и оценки качества учебно-воспитательного процесса, способствующие повышению эффективности экономической подготовки старшеклассников на уроках технологии, формированию способностей к предпринимательской деятельности.

Достоверность исследования подтверждается обоснованностью исходных методологических и теоретических положений, использованием методов, адекватных задачам каждого этапа исследования, результатами организационной и опытно-практической работы автора, анализом внешних оценок эффективности организационной и опытно-педагогической работы по созданию педагогических условий экономической подготовки старшеклассников на уроках технологии.

Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования осуществлялись в 4-х общеобразовательных школах Южно — Казахстанского региона) в ходе экспериментальной работы и докладывались на международных конференциях (Шымкент 2009 г., 2010 г., 2011 г.- Ташкент, 2010 г.- Джезказган 2010 г.- Алматы, 2011 г.) а также.

Республиканских (Алматы, 2011 г.) и региональных конференциях, ежегодных педагогических чтениях и консилиумах, обсуждались на заседаниях научного центра экспертизы и моделирования деятельности кафедры Теории и методики профессионального обучения и кафедры Предпринимательской деятельности ЮКГУ имени М. О. Ауезова. Всего автором опубликовано более 22 работ и выпушено учебно-методическое пособие на русском и казахском языках «Содержательные аспекты экономической подготовки учителя к обучению школьников основам предпринимательской деятельности на уроках технологии».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретическое осмысление проблемы и опытно-экспериментальная работа позволили сформулировать следующие выводы и предложения:

С развалом союзного государства и с обретением свободы был начат переход к рыночной экономике, к системе хозяйствования, основанный на прямых связях между производителем и потребителями через свободную куплю-продажу товаров и услуг. При этом знание и изучение законов рыночной экономики стало насущной необходимостью для всего населения. У отдельных лиц незнание законов породило неуверенность в завтрашнем дне и вызвало растерянность, так как рушилась налаженная жизнь.

В этих условиях было осознано, что устойчивое развитие Казахстана и преодоление проблем с возможностью дать ответ на вызовы нового времени зависят от состояния образования и образованности населения. Поэтому, понимая, что достойный статус стране в современном мире может обеспечить только такая система образования, которая сможет реализовать функцию сохранения и воспроизводства гуманистических традиций отечественной и мировой культуры, система гибкая, открытая по типам школ и образовательным уровням, способная к саморазвитию, отвечающая потребностям современности. Поэтому экономическое образование народа, особенно подрастающего поколения, стало одной из важных проблем педагогической науки. Оно в первую очередь связано с проблемой подготовки учителя в высшей школе для экономической подготовки подрастающего поколения, детерминированной задачами школы и потребностью общества, что и определило актуальность данной проблемы в современных условиях.

1. В соответствии с задачами исследования был проведен историко-педагогический анализ развития содержания экономического образования старшеклассников массовой образовательной школы на уроках технологии (трудового обучения) и учителя трудового обучения, позволивший определить характерные его особенности, сущность и содержание понятий «экономическое воспитание» и «экономическое образование», имевших место в период подготовки будущего учителя ручного труда, общетехнических дисциплин и технологии в связи с социально-экономическим развитием человеческого общества и научно-техническим влиянием на процесс совершенствования производства.

2. Путем изучения состояния социального экономического и общественного развития рыночных отношений в Казахстане были определены педагогические условия, обеспечивающие успешность экономической подготовки старшеклассников на уроках технологии: нормативно-правовое обеспечение учебного процесса (наличие образовательного стандарта, разработанность нормативов и положений, регулирующих взаимодействие участников образовательного процесса, привлеченных к экономической подготовке и т. д.) — формирование содержания, необходимого для овладения учащимися комплексом экономических ЗУНов в совокупности с технологическими (включенность в учебную программу предметного обучения экономических компонентов) — учебно-материальное обеспечение (наличие кабинетов, оснащенность учебного процесса, наличие учебников, учебных пособий, дидактических средств и т. д.) — социальные (подготовленность учителей технологии, национальные экономические традиции и обычаи, экономическая и технологическая культура учителей, родителей и учащихся) — экономические (наличие финансовых ресурсов, развитость школьного производства по отраслям технологий, экономическая среда школы и т. д.) — дидактические (научная, информационная и методическая обеспеченность учебного процесса, выполнение сквозных междисциплинарных предпринимательских проектов, интегрирующих общеобразовательные, экономические и техникотехнологические знания учащихся, введение элективных курсов экономической направленности, использование современных форм, методов, средств и технологий организации учебного процесса).

3. Установлено: необходимость совершенствования экономического образования старшеклассников на уроках технологи связана с ориентацией на профильную подготовку школьников к частной предпринимательской деятельности. В Казахстане имеются необходимые условия для развития экономики и участия в ней частных предпринимателей, так как существует законодательная база для создания всеми желающими предприятий малого и среднего бизнеса.

4. Приведенные выше результаты исследования послужили основанием для разработки типовых программ для соответствующих ГОСО среднего и высшего профессионального образования, формирования форм и методов организации экономического образования старшеклассников и современного учителя технологии и предпринимательства. Утверждение и рекомендации типовых программ для внедрения среди вузов Республики, ведущих подготовку педагогов профессионального образования со специализацией «Технология и предпринимательство» послужило условием для внедрения концептуальных идей автора по экономическому образованию старшеклассников на уроках технологии, направленным на подготовку школьников к организации своего дела — малого и среднего бизнеса.

5. Экспериментальное апробирование педагогических условий экономической подготовки старшеклассников на уроках технологии показало, что разработанное содержание учебного материала и формы организации учебного процесса можно считать эффективными и адекватными целям и задачам, поставленным в исследовании. Причем, экономическое образование старшеклассников на уроках технологии в перспективе должно быть продолжено в среднем или высшем образовательном учреждении по избранному направлению технологической деятельности для обеспечения преемственности знаний и умений для их практического применения.

В итоге разработано содержание по формированию и систематическому совершенствованию педагогических условий экономического образования старшеклассников на уроках технологии, а также методики обучения школьников трудовым и экономическим знаниям, умениям и навыкам предпринимательской деятельности.

Экспериментально проверена эффективность содержания программ технологического образования школьников на основе действующего стандарта общего среднего образования Республики Казахстан, направленных на экономическое образование старшеклассников на уроках технологии.

Результаты опытно-педагогической работы позволяют говорить об эффективности и результативности разработанных педагогических условий экономического образования старшеклассников на уроках технологии, адресованных в помощь учителям-предметникам для обучения школьников организации частной предпринимательской деятельности. Таким образом, удалось подтвердить нашу исходную гипотезу и идею исследования об эффективности использования разработанной системы создания педагогических условий для успешности экономической подготовки старшеклассников на уроках технологии, проявляющейся в умении анализировать реальные экономические процессы, вскрыть причины негативных явлений, происходящих в экономике страны, сформулировать и высказать своё мнение относительно экономических явлений и процессов. На наш взгляд, уроки технологии, выполняя функции комплексной системы трудового обучения, воспитание и формирования готовности старшеклассников к получению профессий по различным направлениям, способны оптимально выполнять и функции экономической подготовки во всех сферах экономической деятельности при создании для этого соответствующих условий. Крайне важно на уроках технологии формировать экономическое мышление, включающее: познание экономической действительности, усвоение законов экономики и реализация мышления в экономическом поведении. Такое мышления развивается и опирается на умения, полученные на уроках технологии. К важнейшим условиям формирования экономического мышления на уроках технологии мы относим сформированность системы экономических знаний в совокупности с технологическим, знание рыночных законов, умение применять их на практике, информативность в социально — нравственных и правовых вопросах!

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абай (Ибрагим Кунанбаев). Слова назидания. -Алма-Ата: Жалын, 1983.-160 с.
  2. Л.И. Новый тип экономического мышления. М: Политиздат, 1987.-С. 38.
  3. К.Ж. Основы экономических знаний.-Алматы.-2005.
  4. А.И. Предпринимательство: Проблемы собственности и культуры.- М. Наука.-1992.-213 с.
  5. Л.Б., Журавская Е. В., Макарова О. Ю. Преподавание экономики в школе.-М.: 1994.-138 с.
  6. В.В., Огай К. А. Основы экономических знаний для 9−10 кл.общеобразовательных учреждений.-М: Просвещение, 1996.- 184 с.
  7. А.К. Искусство и мифология саков. Алма-ата: Наука, 1984. -176 с.
  8. .М. Формирование интереса к казахскому народному творчеству детей старшего возраста. Автор, дисс. .кандидата пед.наук. Шифр. 13.00.01. -Алматы, 1997. 23 с.
  9. А.Ф. Экономическое воспитание в общеобразовательной школе // Вопросы экономического образования и воспитания. Челябинск: 1982. С. 35−44.
  10. Антология педагогической мысли Казахстана /Сост. К. Б. Жарикбаев, С. К. Калиев, — Алматы, 1995.- 512 с.
  11. Е. М., Сатыбалдин С. С. Жзнэ т.б. авторлар ркымы. К, азакстан Республикасынын, жалпы бшм беретш мектептершдеп экономикальщ, бшм беру багдарламалары (жоба). -Алматы: РБК, 2000.
  12. П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. -№ 2, 1996.-С. 11−14.
  13. П.Р., Овечкин В. П., Хотунцев Ю. Л. и др. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе // Школа и производство, № 1. 1999. С. 5−12.
  14. Т. Зачем ввели в школе экономику? //Народное .образование. -2002.-№ 4.- С. 133−138.
  15. Н. К вопросу о способах приготовления учителей для средних учебных заведений. СПб., 1864−1865. — 10 с.
  16. Л.С. Предпринимательство основа социально-экономического развития. //Вестник СпбГУ.-сер.5.-Экономика.-1992.-Вып.ЗС.48−54.
  17. Ю.К. Теория и практика подготовки будущих учителей к осуществлению политехнического образования. Автореф. дис.. док. пед. наук. Шифр. 13.00.01. М., 1979. — 46 с.
  18. Васильев Ю. К. Экономическое образование и воспитание старшеклассников. -М.: Педагогика, 1983. 96 с.
  19. В. Портрет современного предпринимателя в интерьере нашей экономики // Наука и жизнь. 1992. № 9 — С. 94−96
  20. Р. Специальная подготовка преподавателя средней школы или понятие его положения. М., 1898.- 27 с.
  21. Второй съезд русских Деятелей по техническому и профессиональному образованию. Часть II. Резолюция съезда. СПб., 1898. — 166 с.
  22. Главнейшие распоряжения и указания правительства, касающиеся преподавания ручного труда и опубликованные с 1894 по 1903 г. / Собрал К. Ю. Цируль. Третий съезд. Секция IX. Ручной труд СПб., 1903. — 27 с.
  23. Государственная Программа «Образование». -Алматы:Юрист, 2002.-С.35−48.
  24. Государственная Программа развития образования в Республике Казахстан на 2011 2020 годы.-Астана, 2011 .-47 с.
  25. Государственный общеобязательный стандарт среднего общего образования Республики Казахстан (ГОСО). Алматы: Мин. Обр. и науки PK, Издание официальное, 2002.
  26. О.Г. Экономическое образование в школе: история, проблемы, перспективы.-М., 1995.-136 с.
  27. В.И. Совершенствование содержания политехнической подготовки учителей труда в пединституте. Киев: Вища школа, 1988. — 131 с.
  28. У.Д. Культура казахского ремесла. Алма — Ата: Онер, 1982.- 144 с.
  29. A.A. Этнографическое жизнеописание казахов./Из книги Б. А. Байтанаева. «Диваев A.A. Очерк жизни и деятельности».- Шымкент-Алматы, 2004.-162 с.
  30. H.A. Собр. соч. В 3-х т. Т.2. -М.:. М.: Гослитиздат, 1952.-742 с.
  31. Н.М. Ликвидация феодальной системы в русской помещичьей деревне (1862−1882 гг.). //Вопросы истории. 1968. — № 12. — С. 48−54.
  32. К.А. Методологические основы конструирования содержания профессионально-педагогического образования учителей трудового профиля: Дисс. док.пед.наук. Шифр. 13.00.01. Алматы, 1997. — 340 с.
  33. М.Ж. Проблема научных основ структурирования содержания образования // Высшая школа Казахстана. 1998. — № 6. — С. 75−77.
  34. М.Ж., Нурахметов H.H. Содержание образования в школе: проблемы, поиск, перспективы. Алматы: РИК КАО им. И. Алтынсарина, 1998.-128 с.
  35. Закон «Об образовании в Республике Казахстан"-Алматы: ЮРИСТ, 35 с.
  36. Закон Республики Казахстан «О науке». Утв. 9.07.01. за № 225 / Каз. правда, 2001, 13 июля.
  37. Закон Республики Казахстан «О защите и поддержке частного предпринимательства».-.^ 1543 -ХП.-Алматы, 4.07.1992.
  38. Закон PK «Об образовании». Астана, Акорда, 27 июля, 2007 г. № 319-ЗРК.
  39. И.И. Этика предпринимательской деятельности //Школа и производство. 2000 — № 7. — С. 9 — 12.
  40. И.И., Чермер C.J1. Деловой человек формируется с юных лет. //Школа и производство. 1997. № 1. — С. 83−85.
  41. А. Б. Финансовая система:экономическое содержание и механизм использования.- Алматы: Каржы-Каражат.-1995.-480 с.
  42. Г. М., Плоткин М. М., Ширинский В. И. Труд детей в условиях рынка (результаты социологического исследования).-Педагогика.-№ 2, 1996.
  43. История Казахстана с древнейших времён до наших дней /Сост. А. К. Акишев, М. Х Асылбеков и др.-Алматы: Дэу1р, 1993.-416 с.
  44. Казахстан тарихы очерктер. Ш. Уэлиханов атындагы «Тарих жэне этнология» институты. Алматы: 1994. — 445 б.
  45. С. Методологические основы этнопедагогики //Вестник научнопедагогического центра. -1996. № 1. -С. 14−15.
  46. Т. Сакен Сейфуллин. Алматы: Мектеп, — 1989. — 86 с.
  47. A.A. Теоретические и прикладные основы народной педагогики Казахов. Алматы: Баур, 2005. -363 с.
  48. A.A. Дидактические возможности народной педагогики в семейном воспитании // Сб.мат. 2-ой межд.конф. молодых ученых. -Шымкент: ЮКГУ, 2004. С. 98−100.
  49. В. Д. и др. Основы экономической теории.-М.:ВЛАДОС, 1994.-384 с.
  50. E.H. Содержание экономического образования школьников: Автореф.дисс.к.п.н.-Харьков, 1994.- 24 с.
  51. К вопросу о педагогической подготовке учителей для средних учебных заведений и об улучшении материального их положения / Приложение журнала МНП. 1899. — № 1416. — СПб., 1899. — 79 с.
  52. К вопросу о подготовке преподавателей средних школ. Приложения к циркулярам по Московскому учебному округу, издаваемые под редакцией Вл. Исаенкова. М., 1899. — 306 с.
  53. . Некоторые штрихи к биографии хана Жангира. //Казахст. правда. 1995. — 16 авг.
  54. К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Алматы: Гылым, 1998. — 317 с.
  55. В.П. Социальное измерение экономики.-Вестник МГУ.-Cep.6,1993.-C.3−12.
  56. Т., Таубаева Ш. Т. Казахский менталитет и образовательное пространство /Высшая школа Казахстана. -1998. № 5. — С. 169−174.
  57. Краткое историческое обозрение действий Главного Педагогического института (1828−1859 ГГ.). СПБ., 1859. — 74 С.
  58. М.А., Кудайкулов Д. М. Направление бизнес или как обучать молодежь предпринимательству (программа) //К, азакстан мектебь -1997.- № 3. — С. 11−12.
  59. А., Абиль Е. История Казахстана. Санкт-Петербург: «Соларт», 2004.-418 с.
  60. B.C. Общие основы педагогики.- Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Серия «Педагогическое образование». -Ростов н/Д: МарТ, 2002.- 224 с.
  61. H.A. Квалиметрический мониторинг в системе общего образования // Педагогика. 2001. — № 3. — С. 16−20.
  62. Л.П. Экономическое образование и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1987. — 144 с.
  63. Курс экономической теории: микроэкономика.Уч.пособие.-Алматы: изд. ун-та «Кайнар», 1994.-480 с.
  64. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  65. A.B. Экономическая подготовка школьников на занятиях в учебных мастерских.//Школа и производство.-№ 4.-1995.-С.5−9.
  66. В. Пропедевтика изучения ремесел. Что нужно знать для успеха работ начинающему изучать ручной труд в школе. СПб., 1915. В трех выпусках. B.I. Общая часть и картонажные работы. — 58 с.
  67. И.В. Экономика в средней школе: чему и как учить?//Школа и производство.-№ 3.-1995.-С. 10−14.
  68. И., Антонова Л. Структура обучения экономическим знаниям в средней школе//Российский экономический журнал, 1992.-№ 12.
  69. Л.Л., Рамиева H.A. Основы экономических знаний.-М.: 1995.-274 с.
  70. С.М. О подготовке учителей средней школы. М., 1898.-35 с.
  71. A.C. Прогрессивные традиции народной педагогики и их роль в развитии личности //Вестник университета «Семей».- № 1.-1997.-С.12 -17.
  72. Материалы Статистических ежегодников Казахстана. Статистический сборник. -Алматы: Агентство по статистике PK по статистике, 1998 2006 гг.
  73. Н. В., Семенова Н. В. Подготовка учителя технологии к обучению школьников проектной деятельности. Брянск: Издательство БГПУ, 2000. — 120 с.
  74. Методика обучения технологии. Книга для учителя. /Под ред. В. Д. Симоненко- Брянск Ишим:. НМЦ «Технология». 1998. — 296 с.
  75. Микроэкономика. Макроэкономика: Практикум /Под. Ред.Ю. А. Агибина.-СПб:Литер плюс, 1994.
  76. Г. Н. Окушыларды экономикага багыттайьщ. //Мектептеп технология. 2004. — № 6. — Б. 26−27.
  77. К.Т. Содержательные аспекты подготовки учителя технологии к обучению предпринимательской деятельности.-Шымкент.-92 с.
  78. Ч. Казахстан тарихы. Алматы: «Дэур» баспасы, 2003. — 463б
  79. А.Х. Национальные обычаи и традиции казахского народа и их влияние на воспитание детей и молодежи. Автор, дисс. .кандидата пед.наук. Шифр. 13.00.01. -Москва, 1974. -23 с.
  80. H.A. Бизнес готов служить народу. Обзор выступления на открытии Конгресса предпринимателей Казахстана // Каз. правда. 2005. — 26 марта.
  81. H.A. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии: стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Послание Президента народу Казахстана //Каз.правда, 3 марта 2006 г.
  82. H.A. Новый Казахстан в новым мире. Послание Президента народу Казахстана // Каз. Правда, 1 марта 2007 г.
  83. Настольная книга учителя экономики. /Сост. Б. И. Мишин. -М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2003. 494 с.
  84. . Научно-педагогические основы этнокультурного образования школьников. Автор, дисс. .доктора пед.наук. Шифр. 13.00.01. -Алматы, 1997. 45 с.
  85. У.Н. Теория и практика подготовки учителей трудового обучения в истории советского педагогического образования: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Шифр. 13.00.01. М, 1983. — 36 с
  86. Образование второго разряда Главного педагогического института. -СПб., 1818.-26 с.
  87. В.П. Предмет «Технология» как модель технологической сферы деятельности общества // Матер. 2-й Российской университетской науч.-практ. конф. Часть 1. Ижевск: Изд во УдГУ, 1995. С. 163−164.
  88. В.П. Содержание технологического образования: основания, принципы, условия проектирования/Монография. Москва-Ижевск: Изд во НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2005. 220 с.
  89. Овечкин В.П.Теоретико-методологические основы проектирования содержания технологического образования учащихся: Автореф.дисс.д.п.н.-Ижевск, 2006.- 44 с.
  90. Огородников Ю.А., Кожина О. А. Образовательная область «
  91. Технология «:от философии образования к практике // Педагогика, 2001.- С.21−25.
  92. Отчет о Главном Педагогическом институте, с начала 1848 по 1-ое августа 1849 года / Составитель А.Смирнов. СПб., 1850. — 19 с.
  93. Д.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1984.-368 с.
  94. В.А., Сасова И. А. Непрерывное экономическое образование: моделировании.//Педагогика, 1994.-№ 4.
  95. Л.Н. и др. Экономическая культура: сущность, направления развития. (Под ред. Л.Н. Понамарева). М.: Мысль, 1987. — 269 с.
  96. В.Д. Экономическое мышление. М.: Политиздат, 1981. -196с.
  97. Проект общего нормального плана промышленного образования в России. СПб., 1887.-76 с.
  98. Программа действий Правительства PK по углублению реформ на 1996−1998 гг. //Казахстанская правда. 1995. — 20 декабря.
  99. . Основы экономики и предпринимательства (учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей). -М.: Наука, 1993.-165 с.
  100. Н.Ф. Краткая характеристика ручных занятий в учебных заведениях за границей и у нас. СПб., 1902. — 29 с.
  101. Р. Культура предпринимательства. М. — 1992. — 186 с.
  102. JI.C. Азбука бизнеса. /7 Воспитание школьников. М. -1993 .-№ 3.-159 с.
  103. О. Экономическая политика переходного периода на рубеже XXI века. Алматы: Казахстан, 1997. — 368 с.
  104. П. С. Проектно-технологическая подготовка школьников: Научно-методическое издание. М.: Вентана-Граф, 2005 — 300 с.
  105. И.А. Социально-экономическая подготовка школьников: состояние и перспективы // Школьный экономический журнал. 1996. — № 3. -С. 15−18.
  106. И.А. Оценка социально-экономической подготовки школьников. //Школа и производство. -1998. -№ 4. С. 90−95.
  107. И.А., Аменд А. Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки /Под ред. В. К. Розова.-М.: Просвещение, 1988.192 с.
  108. И.А. Экономическое образование в процессе трудовой подготовки. -М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1996. 64 с.
  109. Г. К., Селевко А. Г. Личность человека в технологиях социального воспитания // В сборнике «Школьные технологии» «Социально — воспитательные технологии».- С. 13 — 21.
  110. Сент-Илер К. К. Опыт введения ручного труда в русскую школу. — СПб, 1887. 17 с.
  111. В.Д. Методика обучения старшеклассников основам предпринимательства.-Брянск, 1994.-152 с.
  112. В.Д. Основы технологической культуры. Брянск: Издательство БГПУ, 1998. — 268 с.
  113. В. Д., Овечкин В. П. Основы технологии. Брянск: Издательство БГПУ, 1999. — 180 с.
  114. В. Д., Ретивых М. В., Матяш Н. В. Технологическое образование школьников: Теоретико-методологические аспекты. Брянск: Изд-во БГПУ, 1999.
  115. C.JI. К вопросу о педагогической подготовке преподавателей средней школы в России. СПб., 1909. — 37 с.
  116. Съезд русских деятелей по техническому образованию в России 1889−1890 гг. Том VI ручной труд в школе. — СПб., б.г. — 288 с.
  117. .б. Основы внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан, 1995.
  118. .М. Ум полководца. //Проблемы индивидуальных различий. -М.:МГУ, 1961.- С. 27−31
  119. У.К. Педагогические технологии развития общетрудовых и профессиональных умений и навыков в системе высшего пед. образования. Автор, дисс. .доктора пед.наук. Шифр. 13.00.01. -Ташкент, 2004.- 51 с.
  120. В.П. Исходные основания и логика построения технологического образования// Технология и предпринимательство. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2001. С. 15−26.
  121. Указ Президента Республики Казахстан от 29 .12. 2003 г. № О Государственной программе развития и поддержки малого бизнеса в РК на 2004- 2006 годы»
  122. М.И. О подготовке народных учителей. -Спб., 1910. 7 с.
  123. К.Д. Собр.соч. В 2 томах. М.: Изд. АПН РСФСР, 1948, 1952.
  124. В.И. Методика ручного труда по системе Соломона, директора Неесской учительской семинарии. Одесса, 1889. — 94 с.
  125. .Е. Личность основополагающее понятие педобразования // Педагогика.- № 5, 2004.- С. 57 — 61.
  126. Френкель И. А. Революционный демократ Н. В. Шелгунов о воспитании, обучении и развития ребенка. //Сов.педагогика. 1953. -№ 10. С. 53−58.
  127. П. Экономический образ мышления. М, 1992. — 347 с.
  128. А.Р. Научно-педагогические основы учебно-методического комплекса подготовки учителя труда. Автореф. дис. докт. пед. наук. Шифр. 13.00.01. Ташкент, 1992. — 42 с.
  129. Хотунцев Ю. Л. Технологическое образование молодёжи //Мир образования Образование в мире.- № 1, 2005. — С.20 — 29.
  130. К.Ю. Памятная записка о введении и преподавании ручного труда в Санкт Петербургском учительском институте 17.10.1884 17.10.1909 -СПб., 1910.-88 с.
  131. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. — 152 с.
  132. Н.Г. Полное собрание сочинений Т.7.- М.: Госполитиздат, 1949. 1095 с. — С. 97.
  133. Л.М. Дидактические основы общетехнической подготовки преподавателей для средних профтехучилищ в педагогическом вузе. Автореф. дис. док.пед. наук. Шифр. 13.00.01. Тбилиси, 1985. — 53 с.
  134. Н.Р. Технологическая подготовка: программно -методическое обеспечение образовательной области «Технология» в Республике «Казахстан».// Мектептеп: Технология в школе.-№ 4, 2004. С. 39 -41.
  135. .П. Экономическое воспитание школьников. -М.:Педагогика, 1986.-96 с.
  136. .П. Экономическое воспитание школьников: вопросы теории и методики.-М.: Педагогика, 1986.-96 с.
  137. А. Культура и этика. М.: Политиздат, 1973. — 183 с.
  138. А.Н. Доклад по вопросу об устройстве педагогического института им. П. Г. Шелапутина в городе Москве с приложением предполагаемого текста «Положения и штат». М., 1914. — 44 с.
Заполнить форму текущей работой