Анализ изменения себестоимости и затрат
Вообще говоря, изменения в структуре и величине себестоимости могут иметь самое разное происхождение. В частности, механизмами влияния на формирование себестоимости могут быть особенности учетной политики, договорная практика предприятия в отношениях с поставщиками и потребителями и множество других факторов. Анализ их весьма сложен и носит во многом субъективный характер, хотя в отдельных… Читать ещё >
Анализ изменения себестоимости и затрат (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Поскольку уровень затрат и себестоимости влияет на величину финансовых результатов предприятия, снижение себестоимости является важным фактором роста прибыли и индикатором эффективности деятельности всего предприятия в целом и его руководства в частности. Поэтому обычно предприятия стремятся к снижению себестоимости производимой ими продукции. При анализе степень достижения этой цели определяется по сравнению с предыдущим периодом или планом. Анализ проводится индивидуально для каждого изделия и для предприятия в целом. Расчет выполнения плана по снижению себестоимости товарной продукции металлургического комбината приведен в примере.
См. приложение Влияние объема производства на себестоимость единицы продукции и всего выпуска Суммарные затраты предприятия включают как переменные (зависящие от объема производимой продукции), так и постоянные (накладные) затраты. Алгебраически это можно представить в виде:
TC = zQ + FC.
где ТС — полные затраты предприятия за определенный период; Q — объем выпущенной продукции в штуках или иных натуральных единицах; z — переменные затраты на единицу продукции; FС — постоянные затраты предприятия за данный период. При росте выпуска и неизменных постоянных затратах полные затраты тоже будут увеличиваться. Величина производной покажет нам скорость этого роста:
dTC / dQ = z.
т.е. с увеличением выпуска на 1 единицу полные затраты вырастут на z — величину удельных переменных затрат.
Однако в реальной жизни возможности расширения производства таким простым путем достаточно ограничены. Если предприятие производит 800 или 1000 единиц продукции в день, то рост выпуска на 10−20, а то и 100 единиц вполне возможен при тех же постоянных затратах. А вот для того чтобы увеличить выпуск на 40−50%, уже придется привлекать новых сотрудников, проводить расширение парка оборудования или модернизацию уже имеющихся станков и машин. То есть для заметного увеличения выпуска потребуется качественно новый уровень постоянных затрат. При дальнейших потребностях в увеличении выпуска предприятию придется, возможно, открывать новый цех, производство или филиал, что потребует существенно более высоких затрат — на качественно новом уровне выпуска постоянные затраты возрастут непропорционально сильно.
Понятно, что зависимость между полными удельными затратами Z. (на единицу продукции) от объема выпуска Q, будет прямо противоположная. Величина удельных переменных затрат Z от объема производства не зависит, а вот доля постоянных, приходящихся на единицу выпуска, с ростом этого выпуска будет падать, причем в обратно пропорциональной зависимости. Поскольку полные затраты исчисляются как сумма постоянных и переменных затрат, они тоже будут изменяться обратно пропорционально выпуску.
Z = TC / Q = (zQ + FC) / Q = z + FC /Q.
образом, при увеличении выпуска полная удельная себестоимость должна быстро падать. Однако поскольку, как мы уже отмечали выше, ни одно предприятие не может безгранично увеличивать выпуск в силу технологических ограничений, при расширении производства кривые удельных расходов (постоянных и полных) выходят на новый уровень.
Вообще говоря, изменения в структуре и величине себестоимости могут иметь самое разное происхождение. В частности, механизмами влияния на формирование себестоимости могут быть особенности учетной политики, договорная практика предприятия в отношениях с поставщиками и потребителями и множество других факторов. Анализ их весьма сложен и носит во многом субъективный характер, хотя в отдельных случаях окупается заметным снижением уровня себестоимости продукции и позволяет предприятию показывать более впечатляющие финансовые результаты.