Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование личности преступника

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень социализации личности, на которую воздействуют и другие факторы, во многом зависит от ее уровней. Социа-лизация человека как процесс начинается с его рождения и продолжается в течение всей жизни. Однако в этом процессе принято выделять определенные уровни: первичной социализации и вторичной (промежуточной). Первичную социализацию нередко именуют социализацией ребенка. И это не случайно… Читать ещё >

Формирование личности преступника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение личности преступника во многом обусловлено исследованием проблем ее формирования, выяснением социальных связей, присущих конкретному человеку, которые (возможно) и приводят его к совершению преступления.

Человек становится личностью в результате социализации — процесса выбора жизненного пути, установления социальных связей, формирования самосознания и системы социальной ориентации, вхождения в социальную среду, приспособления к ней, освоения определенных социальных ролей и функций. Нормативность поведения конкретной личности существенно зависит от степени ее включенности в общественные отношения.

Степень социализации личности, на которую воздействуют и другие факторы, во многом зависит от ее уровней. Социа-лизация человека как процесс начинается с его рождения и продолжается в течение всей жизни. Однако в этом процессе принято выделять определенные уровни: первичной социализации и вторичной (промежуточной). Первичную социализацию нередко именуют социализацией ребенка. И это не случайно. Именно в раннем возрасте бессознательно усваиваются образцы и правила поведения ближайшего окружения. Обычно таким окружением выступает семья. Семья как криминогенный или, напротив, антикриминогенный фактор, влияющий на процесс становления и развития личности, требует серьезного изучения. В нашей стране и во всем мире изучению семьи с позиций психологии, социологии и других наук уделяется значительное внимание. В этой связи среди современных криминологических теорий преступности наметилось отдельное направление — криминология семьи (криминофамилистика).

На процессы «обучения» преступному поведению в свое время обратил внимание французский социолог и криминолог, один из основателей субъективно-психологического направления в западной социологии — Г. Тард. Психологические исследования личности преступников подтверждают, что взрослый человек часто избирает такой механизм поведения, который был усвоен им еще в детстве на основании восприятия поведения его родителей. Нередко можно заметить, что в семьях, где процветают насилие и безнравственность, вырастают лица, которые в дальнейшем в качестве средств разрешения конфликтов избирают именно насильственный способ. При этом следует подчеркнуть, что не всегда из «неблагополучных» семей выходят преступники. Это означает, что уровень правовой культуры семьи не является основной причиной, влияющей на формирование личности. Таких причин много.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что наряду с противоправным и (или) аморальным поведением родителей, серьезное, а нередко, доминирующее и влияние на ребенка и его дальнейшее поведение оказывают отношения между родителями и их эмоциональная связь с ребенком. Отношение родителей к детям, забота о них, воспитание, любовь и терпимость, желание помогать, сочувствовать играют важную психологическую роль, которая долгое время недооценивалась[1]. Именно семья готовит ребенка к жизни в обществе.

Дальнейшее формирование личности (вторичная социализация) происходит путем взаимодействия индивида с различными социальными микрогруппами. Одной из таких групп является школьное окружение. Как правило, проблемное окружение в школе влияет на выбор подростками неправильного поведения, а в дальнейшем может подтолкнуть их к совершению преступлений. Совокупность различных факторов приводит к неуспеваемости, вызывающей отчуждение подростка, что отрицательно сказывается на усвоении им позитивных социальных ценностей, однако способствует восприятию негативных норм и представлений, присущих асоциальным микрогруппам. В процессе формирования личности складывается определенная схема последовательных негативных событий, которые в конечном счете могут приобрести характер преступного поведения.

Если рассматривать социализацию конкретного человека как функцию общества, ее значение заключается в том, что она:

  • 1) устанавливает для членов общества определенный набор свойственных ему норм (правил);
  • 2) формирует (обучая, воспитывая) свойства, необходимые для усвоения этих норм;
  • 3) определяет механизм соблюдения установленных правил.

Как уже отмечалось, процесс социализации личности продолжается в течение всей жизни человека. На формирование личности, кроме уже обозначенных факторов, одновременно оказывают влияние сверстники, друзья, коллеги по работе, общество в целом. В этой связи воздействие на личность, ее коррекция представляются реально достижимыми практическими задачами.

  • [1] См.: Кудрявцев В. Н. Борьба мотивов в преступном поведении. М.:Норма, 2007. С. 25−26.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой