Михаил Бакунин.
История россии.
Вторая половина xix — начало хх века
Организовав первую анархистскую организацию «Интернациональное братство» (1864) в Италии, он создавал тайные общества по всей Европе. Бакунин принял деятельное участие в I Интернационале (Международном товариществе рабочих), распространяя идеи анархии среди социалистических партий. Бакунин пытался основать внутри Интернационала особый анархический «Международный альянс социалистической… Читать ещё >
Михаил Бакунин. История россии. Вторая половина xix — начало хх века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Анархия — безначалие (греч.).
Анархизм — один из доминирующих полюсов в жизнечувствии русского народа, находящемся в постоянном колебательном движении от восточной деспотии к полному безначалию. Н. А. Бердяев отмечал одновременную полярность русского народа — с одной стороны, монархизм, с другой — абсолютное отрицание всякой государственности. Самыми знаменитыми и наиболее популярными идеологами народничества стали Михаил Бакунин, князь Петр Кропоткин, граф Лев Толстой — создатели идеологии всемирной анархии. Бердяев писал: Бакунин — фантастическое порождение русского барства. В барской идеологии славянофильства содержался немалый элемент здорового анархизма либерального толка. Поразительнее всего, что идеология анархизма есть по преимуществу создание русских «кающихся дворян». Уникальные выходцы из русской аристократии стали основными идеологами русского анархизма. Образованное русское дворянство в 1840-е гг. исповедовало либерализм в двух видах: славянофильский и западнический. Отказавшись от либерализма западников, Бакунин сформировался как один из самых значимых в мировой истории идеологов и практиков анархии. Этот идейный лидер популяризировал анархический коммунизм и сделал анархию достоянием всей европейской общественной мысли. Бакунин — самая яркая и значимая фигура в русской и европейской революционной борьбе середины XIX в.1
Изначально оппозиционная властям, русская интеллигенция отрицала государственную власть, вовсе не считая ее своей. Противопоставляя «мы» и «они», интеллектуалы обнаруживали чуждый элемент в государственности, главном преступнике. Идеальное будущее анархистам мыслится без государственной власти. Тогда как государство — это постылое настоящее эксплуатации народа чиновничеством, тусклое бытие с присутственными местами, идиотской опекой и всеми остальными аксессуарами всевластия бюрократии.
М. А. Бакунин — друг В. Г. Белинского, А. И. Герцена, многих выдающихся деятелей русской общественной мысли. Его мировое значение оказалось осознанным лишь в 1860—70 гг. В 1843 г. Бакунин в Париже сошелся с лидером анархизма Прудоном, оказавшим на него решающее идейное влияние. Бакунин участвовал во всех европейских революциях 1848 г. В 1849 г. он активно действовал в восстании в Дрездене и стал членом революционного правительства. Ему, артиллеристу, поручили оборонять Дрезден от наступающих прусских войск. Бакунина схватили, бросили в тюрьму и приговорили к смерти, заменив казнь пожизненным заключением. По требованию австрийских властей Бакунина выдали им, и его вторично приговорили к смертной казни, снова замененной пожизненным заключением.
После этого революционера выдали императору всероссийскому Николаю I. До 1854 г. узника содержали сначала в Петропавловской крепости, а затем в Шлиссельбурге. Отказавшись действовать по правилам аристократического кодекса чести, он имитировал покаяние перед режимом и продемонстрировал, что находится вне правил правительственной «игры». С точки зрения праздных наблюдателей, Бакунин совершил «страшное преступление перед совестью», тем, что, не дав себя казнить, написал «исповедь» и покаянное письмо Николаю. Некогда декабристы играли в навязанную императором игру: их принуждали давать показания, и они честно сознавались в своих поступках, открыто заявляли о своих убеждениях, кстати, отнюдь не считая их предосудительными. Отказавшись от навязанных властями «правил игры», Бакунин продемонстрировал новое понимание целей и ценностей революционной борьбы.
Такое «вероломное» и «недостойное дворянской чести» фальшивое поведение революционера становилось новым феноменом политического жизнечувствия. Традиционно оставляя за собой право на вседозволенность, самодержавие требовало от своих противников сохранения верности правилам, установленных режимом. Бакунин впервые в истории русского революционного движения показал, что он по правилам властей жить не намерен. Это открытие Бакунина создавало новый феномен сознания, поведения и образа действия, что знаменует появление русского революционного движения. Отвергнув навязанную властями роль, этот лидер анархизма придал необычный ход всему развитию революционного движения. Добившись замены смертной казни ссылкой, Бакунин прожил в Иркутске до года великого освобождения крестьянства, в 1861 г. через Японию бежал в Америку, а оттуда — в Лондон к А. И. Герцену и Н. П. Огареву. Во время польского восстания 1863 г. Бакунин отправился в Швецию с целью организации помощи восставшим. Идея «за нашу и вашу свободу» оказалась ему близка.
Организовав первую анархистскую организацию «Интернациональное братство» (1864) в Италии, он создавал тайные общества по всей Европе. Бакунин принял деятельное участие в I Интернационале (Международном товариществе рабочих), распространяя идеи анархии среди социалистических партий. Бакунин пытался основать внутри Интернационала особый анархический «Международный альянс социалистической демократии», что вызвало недовольство К. Маркса — сторонника идеи государства диктатуры пролетариата. В 1872 г. Бакунина исключили из Интернационала, что вызвало протест его сторонников, и эта организация распалась. Скончался в 1876 г. в Берне.