Тело — орудие души
Душа преобразуется по мере продвижения по лестнице совершенства. Низшей ступенью развития души является растительная, следующей — животная, а наивысшей — разумная. Человек обладает всеми видами души. Растительная душа поддерживает функции вегетативного характера (размножение, питание, рост); животная — функции чувственно-моторного характера; разумная — функции познания. Первые две души умирают… Читать ещё >
Тело — орудие души (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Аристотель также признает бессмертие души, но отвергает метемпсихоз. Будучи формой, сутью бытия, энтелехией (греч. evrektyia — осуществленное™) живого тела, душа есть «составная сущность». Хотя сама она не есть тело, но она неотделима от тела, которое совсем не безразлично душе. Тела же — орудия души, существующие ради нее и живущие ею. Душу Аристотель считает причиной и началом живого тела, иными словами, душа — это жизнь тела, источник его движения. Данному вопросу Аристотель посвящает трактат «О душе», в котором последовательно разбирает и критикует представления предшественников и доказательно излагает собственные взгляды. Согласно его теории, душой обладает все живое, ибо она есть то, что сообщает телу жизнь, она — «энтелехия физического тела»:
…Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью; жизнью мы называем всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основание в нем самом (di'aytoy)*.
Душа преобразуется по мере продвижения по лестнице совершенства. Низшей ступенью развития души является растительная, следующей — животная, а наивысшей — разумная. Человек обладает всеми видами души. Растительная душа поддерживает функции вегетативного характера (размножение, питание, рост); животная — функции чувственно-моторного характера; разумная — функции познания. Первые две души умирают вместе с телом, последняя — бессмертна.
Если ум божествен, то и жизнь, подчиненная уму, божественна, поэтому можно возвышаться до бессмертия и делать это ради жизни. В отличие от орфико-пифагорейско-платоновской традиции Аристотель ищет бессмертие в самой жизни, соотнесенной с Богом. Бессмертием обладает не вся душа, распадающаяся на растительную, животную и разумную части, а только последняя, как уже говорилось. Будучи «формой», разум после смерти тела соединяется с «формой форм», началом мира, его движущей причиной, или Богом. Бог Аристотеля, как мы уже знаем, существует вечно как чистая мысль, счастье, как полное самозавершение без каких-либо неосуществленных целей. Чувственный мир несовершенен, но он обладает жизнью, желанием, мыслью, хотя и несовершенного рода, и стремлением.[1]
Все живые вещи в большей или меньшей степени осознают Бога, влекутся к осуществлению восхищением и любовью к Богу.
- [1] См.: Аристотель. О душе // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 371—448.