Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Внешнее противопоставление толпы (МЫ) другим (ОНИ)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ОНИ — это представители иного, нередко вымышленного мира. Когда недостает действительных ОНИ, используются первые попавшие под руку вымышленные ОНИ (темные силы или их защитники), как, например, было на киевском Майдане в канун государственного переворота, где под руку попались бойцы отряда «Беркут»: «Они звери, несущие потенциальную опасность обществу. Каждому из нас. Они уверены, что им никогда… Читать ещё >

Внешнее противопоставление толпы (МЫ) другим (ОНИ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Условием существования любой общности является ее выделение среди других. Если член общности ничем не отличается от других, то и никакого осознания принадлежности себя к этой общности у него не возникает. Чем больше существует различий и чем более они кажутся члену общности непримиримыми, тем более устойчива общность. В полной мере это относится и к толпе.

Толпа зевак существует до тех пор, пока продолжается захватившее ее зрелище. Толпа футбольных фанатов не ограничивается одним просмотром матчей. Она остается толпой (МЫ) после выпадов против любимой команды со стороны фанатов другого футбольного клуба — другой толпы (ОНИ). Еще более долгосрочной может стать идейная толпа, объединенная общими религиозными или политическими идеалами. А если ее (МЫ) идеалы подвергаются оскорблениям со стороны других общностей (ОНИ), это приводит к еще большему сплочению толпы (МЫ).

Процесс самоорганизации толпы сопровождается двумя неразрывно связанными социально-психологическими процессами, отмеченными еще Б. Ф. Поршневым: формированием образа МЫ и формированием образа ОНИ.

Формирование образа МЫ может быть направлено на создание у участников толпы представления либо о своеобразии МЫ (в случае неявного противопоставления: МЫ не такие) или об исключительности МЫ (в случае явного противопоставления: МЫ совсем другие). Для того чтобы добиться особого накала ощущений, как отмечал Б. Ф. Поршнев, осуществляется нагнетание психического ощущения МЫ[1]: «МЫ — лучшие, правильные, самые, единственные и т. п.».

Формирование образа ОНИ связано с установлением любых, порой очень простых, отличий от МЫ. Так, Никон в свое время разделил Россию на тех, кто использует для крещения три перста, и тех, кто крестится двумя.

Идеологи и технологи перестройки поделили жителей России на «старых» русских и «новых» русских, мол, «новые русские знают, что так больше жить нельзя».

Лейтмотив всех революций неизменен: «МЫ борцы за свободу, независимость, счастье, права. ОНИ тираны, убийцы, душители свободы и демократии, узурпаторы нрав».

ОНИ — это представители иного, нередко вымышленного мира. Когда недостает действительных ОНИ, используются первые попавшие под руку вымышленные ОНИ (темные силы или их защитники), как, например, было на киевском Майдане в канун государственного переворота, где под руку попались бойцы отряда «Беркут»: «Они звери, несущие потенциальную опасность обществу. Каждому из нас. Они уверены, что им никогда и ничего не будет, пока они в стае… У них просто деформирована душа, нарушено сознание и отсутствуют внутренние центры контроля жестокости»[2].

То или иное реальное отличие преувеличивается, раздувается или искажается фантазией. ОНИ провозглашаются враждебными МЫ, ненавидящими МЫ, состоящими в заговоре против МЫ. Любые действия, подкрепляющие прямо или косвенно эту позицию (запреты и гонения со стороны властей или других общностей), естественно, лишь усиливают ее.

Еще В. М. Бехтерев описал правило, согласно которому любой социальный идеал должен быть вымучен. Действенность протестной толпы определяется готовностью ее членов приносить материальные и личные жертвы во имя заявленных идеалов. Идеал требует жертв[3]. И эго правило усвоили технологи революций, формирующие коллективную психическую травму по поводу определенных исторических или даже текущих событий в собственной интерпретации: убили «нашего лидера» или «наших».

Это мощнейший импульс для объединения МЫ против ОНИ и одновременно точка невозврата в отношениях с врагом. Теперь уже никакие компромиссы и примирения невозможны. Убийство вызывает в толпе сторонников МЫ аффективную ярость.

Чем более сильным оказывается внешнее противодействие, тем выше оказывается уровень сплочения толпы. В ряде случае организаторы протестных толп сознательно объявляют о наличии запретов и гонений или провоцируют их для объединения толпы и роста ее популярности в общественном мнении.

Еще один действенный прием организаторов массовых беспорядков, основанный на построении дихотомии «МЫ — ОНИ», — объявить, что ПАША толпа выступает против скомпрометировавших себя в общественном сознании незаконных, экстремистских, радикальных элементов: «Они выступают против нас. Они запрещают нас. Почему? Потому что они поддерживают наших врагов — коррупционеров, фашистов, ультранационалистов и т. п.».

Для преодоления противопоставления «МЫ — ОНИ» необходимо:

  • 1) перевести акцент с моментов, по которым происходит агрессивное противопоставление толпы, на то, что составляет ее своеобразие, продемонстрировать внимание и интерес к уникальности отдельных участников толпы;
  • 2) поиск, подчеркивание и поступательное расширение зоны общности во взглядах, оценках, ценностях, принципах, поведении участников толпы с остальными;
  • 3) нивелирование значения отличий участников толпы через нахождение более важных объединяющих моментов;
  • 4) трансформация или перенос образа врага;
  • 5) обесценивание смыслов совершения жертвенных поступков участниками толпы.
  • [1] Поришев Б. Ф. Социальная психология и история. С. 41.
  • [2] Цит. по: Супдиев И. /О., Смирнов А. А. Теория и технологии социальной деструкции… С. 135.
  • [3] См. Бранский В. П., Пожарский С. Д. Глобализация и синергетический историзм. СПб.:Политехника, 2004.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой