Уровни ораторского мастерства
Баландина Л. А. выделяет три уровня ораторского искусства (три условия успеха оратора, его мастерства публичного выступления): Грамотная речь — первая составляющая данного уровня, т. е. речь с соблюдением норм современного литературного языка. Неестественное поведение оратора сразу же «считывается» аудиторией и настраивает ее против говорящего — это: Его раскованность, доброжелательный настрой… Читать ещё >
Уровни ораторского мастерства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Баландина Л. А. выделяет три уровня ораторского искусства (три условия успеха оратора, его мастерства публичного выступления):
- — владение материалом (что говорить);
- — владение собой (как говорить);
- — образ оратора (кто говорит).
Каждый из уровней включает несколько составляющих компонентов (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Уровни ораторского мастерства
Уровень искусства оратора. | Составляющие компоненты. |
I. Владение материалом (что говорить). |
|
II. Владение собой (как говорить). |
|
III. Образ оратора (кто говорит). |
|
Рассмотрим подробнее эти уровни и их составляющие.
Владение материалом (что говорить).
Грамотная речь — первая составляющая данного уровня, т. е. речь с соблюдением норм современного литературного языка.
Словарный запас. Хороший оратор всегда имеет достаточный словарный запас и обладает способностью извлечь из памяти нужное слово в нужный момент. Словарный запас бывает активным (слова, активно используемые в речи) и пассивным. Активный словарь, как правило, в четыре-пять раз меньше пассивного.
Задача оратора — увеличивать активный словарный запас. Это достигается при регулярном использовании внешнего источника информации: при прослушивании лекций, при просмотре телеи радиопередач, прочтении книг.
Композиция речи обусловлена психологией восприятия человека (речь строится так, чтобы оратору было удобно ее воспринимать). Речи могут быть различными (по типам): академические, политические, судебные, информативные, развлекательные. Но любая речь с точки зрения ее структуры строится по единому принципу.
Структура речи. Речь состоит из трех частей: вступление, основная часть, заключение.
- — Вступление. Цель — привлечь внимание слушателей, вызвать интерес к предмету, подготовить аудиторию к восприятию основной части; установить взаимопонимание и доверие аудитории, завоевать симпатию аудитории.
- — Основная часть. Задача в том, чтобы сообщить информацию; обосновать свою точку зрения, убедить аудиторию, побудить слушателей к конкретным действиям.
- — Заключение. Сказанное в речи суммируется; необходимо сделать выводы, усилить интерес к предмету речи; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию.
Следует соблюдать пропорции речи. Вступление плюс заключение должны составлять не более 1/3 всего выступления. От того, как построено вступление, зависит первое впечатление слушателей об ораторе. Каждый оратор должен стремиться к тому, чтобы сделать начало речи возможно более конструктивным. Вот некоторые речевые приемы, которые обычно используются ораторами во вступительной части:
- • изложение плана предстоящей речи;
- • актуальность темы с позиции сегодняшнего дня;
- • история вопроса.
При изложении основной части оратор должен следить за тем, чтобы предмет речи оставался неизменным, чтобы на него «нанизывались» все аргументы, подчеркивая и укрепляя те или иные аспекты.
В заключении подводится итог выступления. Здесь особенно важен регламент. Прерванное на полуслове выступление придает речи в целом незавершенность, недосказанность. А излишне затянутое заключение поневоле воспринимается как новая (основная) часть речи.
Заключение
должно быть естественным, кратким и вытекать из содержания.
Владение собой (как говорить).
Публичная речь — это не только владение информацией, которую мы должны сообщить, но и владение собой. Поэтому оратору важно знать о критериях, по которым его оценивает аудитория. К ним относятся: естественность поведения, техника речи и контакт с аудиторией.
Естественность поведения оратора — это:
- — его раскованность, доброжелательный настрой по отношению к слушателям, разговорный стиль общения;
- — умение абстрагироваться от текста, не читать с листа, не говорить официальным, заученным тоном; это естественные жесты, естественные позы.
Неестественное поведение оратора сразу же «считывается» аудиторией и настраивает ее против говорящего — это:
- — мышечная зажатость, скованность, отсутствие жестов (либо, наоборот, чрезмерная подвижность, суетливость, лишняя активная жестикуляция);
- — отстраненность от аудитории (лектор сам по себе, аудитория — сама по себе!);
- — угрюмый вид оратора.