Педагогическая регуляция воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры
Теоретически раскрыты механизмы воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры на основе смены видов и форм деятельности, отличающихся по содержанию от трудовой деятельности на интегра-тивной схеме сохранения регионально-национальных традиций общественной жизни. Были выявлены доминирующие, синтетические, инновационные факторы, которые воздействуют поочередно, автономно друг… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы педагогической регуляции процесса воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры
- 1. 1. Исторические аспекты становления художественно-публицистических программ в учреждениях культуры
- 1. 2. Сущность педагогической регуляции процесса воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры
- 1. 3. Влияние социокультурной ситуации на процесс педагогической регуляции воспитания у молодежи ценностных предпочтений в учреждениях культуры
- Глава II. — Совершенствование технологического процесса педагогической регуляции воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры
- 2. 1. Совершенствование педагогико-регулятивного механизма процесса воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры
- 2. 2. Совершенствование сценарно-режиссерских основ педагогической регуляции процесса воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры
- 2. 3. Совершенствование технологического процесса педагогической регуляции воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры
Педагогическая регуляция воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования обусловлена многочисленными проблемами наиболее эффективного формирования ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры. Одной из причин этого процесса является высокий уровень популярности у молодежи телевизионных программ, которые привлекают не содержанием, а своей доступностью, демократичностью, красочностью присутствием звезд шоу-бизнеса в качестве ведущих, или гостей, или зрителей, что вызывает повышенный интерес. Стремление создать как можно большее количество шоу-программ и в учреждениях культуры и увлечь тем самым молодежь в культурно-досуговую деятельность за счет снижения культуры речи, искажения русского языка не позволяет молодым людям правильно выбрать ценностные предпочтения в условиях досуга, что снижает общую культуру личности, тормозит процесс воспитания, развития и формирования личности молодого человека.
Современная жизнь молодежи в основном самоидентифицируется с помощью интернета, телевидения, радио, формирующих в совокупности представления молодого человека об окружающем его мире, поэтому воспитание ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры в рыночных отношениях требует тонкого профессионализма специалистов культурно-досуговой деятельности и их актива, доминантной деятельности, которых является освоение культурных ценностей на основе педагогической регуляции;
Следовательно, воспитание ценностных предпочтений молодежи происходит в основном под влиянием электронных и технических средств, а живое непосредственное общение, которого так не хватает молодежи в повседневной жизни, могут обеспечить только учреждения культуры.
В последние годы изменились и социальные функции учреждений культуры: воспитательную функцию потеснили анимационная и рекреационная, что привело к отрицательным результатам в выборе культурных ценностей. По существу, выросло целое поколение молодых людей, обделенное высокими идеалами, идеями, ценностными ориентациями педагогической регуляцией, примерами для подражания.
Поэтому учреждения культуры, осуществляя непосредственную связь с социумом, являются важнейшим институтом влияния на сознание, молодежи обеспечивая педагогическую регуляцию воспитания ценностных предпочтений у молодежи. Следовательно, возникает необходимость научного исследования педагогической регуляции воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры.
Актуальность темы
диссертационного исследования обусловлена противоречием между потребностью общества в воспитании у молодежи ценностных ориентаций в учреждениях культуры и отсутствием на практике системы деятельности учреждений культуры по воспитанию ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры в условиях рыночных отношений.
Степень разработанности проблемы. В каждом обществе предполагается наличие системы ценностных предпочтений молодежи.
Сущность и природа молодого человека анализировались рядом отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов. Наиболее ярко освещались в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, Л. П. Буевой, С. С. Батенина, Т. Н. Заславской, Ю. А. Зубок, С. П. Иваненкова, С. Н. Иконниковой, А. И. Ковалевой, И. С. Кона, Е. С. Кузьмина, В. Т. Лисовского, В. А. Лукова, A.A. Мальцева, A.B. Мудрика, К. Рубчевского, Л. В. Сохань, Н. Смелзера, Ж. Т. Тощенко, В. И. Чупрова и др.
Достаточно полно раскрыта эта проблема в зарубежной и отечественной педагогике (Я.А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, A.C. Макаренко-и др.). Значительный вклад в разработку проблем методологии воспитания как общественного явления внесли исследования Ю. К. Бабанского, В.П. Беспаль-ко, Н. К. Гончарова, Л. Ю. Гордина, Л. В. Занкова, Б. П. Есипова, Б. Т. Лихачева, И. Я. Лернера, Э. И. Моносзона, A.B. Мудрика, И. Т. Огородникова, В.А. Сухо-млинского, М. Н. Скаткина, Г. И. Щукиной и др. В исследованиях этих авторов подчеркивается мысль о возрастании роли и значении воспитания молодежи.
Все они сходятся к мысли, что воспитание молодежи связано с тенденцией возрастания роли субъективного фактора в процессе исторического развития.
Интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной социально-культурной деятельности. Социально-культурные проблемы молодёжи представлены в исследованиях С. Н. Иконниковой, И.М.У Ильинского, И. С. Кона, В. Т. Лисовского и др.
Значительный вклад в исследование досуга молодежи внесли A.JI. Акси-мова, Г. А. Пруденский, Б. А. Трушин,' В. Д. Петрушев, В. Н. Пименова, A.A. Гордон, Э. В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада.
К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, B.C. Садовская и др.), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, A.B. Петровский и др.).
Основные позиции исследования данной темы диссертации потребовали проработки теоретических положений: о сущности, структуре, организационно-педагогических условиях (Т.И. Заславская, В. Н. Иванов, Р. В. Рывкина, Ж.Т. Тощенко).
В научном анализе теории социально-культурной деятельности автор диссертации опиралась на научные труды М. А. Ариарского, А. Д. Жаркова, Л. С. Жарковой, A.C. Каргина, Ю. Д. Красильникова, B.C. Садовской, Т.К. Солоду-хиной, В. И: Солодухина, Ю. А. Стрельцова, В. Я. Суртаева, В. И. Хоменко, В. В. Чижикова, В. М. Чижикова, H.H. Ярошенко.
Позитивно оценивая научные труды философов, социологов, культурологов, психологов, педагогов в разработке пограничных аспектов данной проблемы, следует подчеркнуть, что ещё не было специального диссертационного исследования на тему «Педагогическая регуляция воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры».
Объект исследования — процесс воспитания ценностных ориентаций молодежи в условиях досуга.
Предмет исследования — процесс педагогической регуляции воспитания ценностных ориентаций у молодежи в учреждениях культуры.
Цель исследования состоит в разработке, апробации и внедрении научной концепции педагогической регуляции воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
— раскрыть понятие «ценностные предпочтения молодежи в учреждениях культуры»;
— теоретически обосновать процесс педагогической регуляции воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры;
— выявить основные направления совершенствования педагогической регуляции процесса воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры;
— создать концептуальную модель педагогического регулирования процесса воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры;
— разработать, апробировать и внедрить научно-методические рекомендации по внедрению модели педагогической регуляции процессом воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что педагогическая регуляция процессом воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры, будет наиболее эффективной, если специалисты будут действовать на основе научной концепции профессора А. Д. Жаркова о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры.
Эта концепция прежде всего ориентирует на необходимость видения смысла человеческой жизни, истинные ценности жизни, которые организуют взаимодействие специалистов и молодежи в учреждениях культуры для молодежи.
В целях повышения уровня профессионального мастерства специалистам следует овладеть единым технологическим процессом в учреждениях культуры как комплексом планируемых взаимосвязанных элементов, направленных на решение конкретных педагогических задач посредством родовых методов культурно-досуговой деятельности, драматургического метода монтажа и режиссерских методов театрализации, иллюстрирования и игры.
Методологической основой педагогической регуляции процессом воспи-, тания ценностных предпочтений у молодежи в учреждения культуры выступает методология культурно-исторического подхода на базе субъектно-субъектного взаимодействия, а также феноменологического анализа социо-групповых явлений (П. Бергера, Т. Лукмана, А. Щюца), смысл которого состоит в исследовании процессов молодежной аудитории, ее окружения в культур-но-досуговом пространстве.
Теоретическую основу исследования составили: теория деятельности (А.Н. Леонтьев, М. С. Каган, Н.Ф. Талызина) — психологическая теория личности (А.Г. Асмолов, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, К.К. Платонов), теория педагогического процесса как творчества (М.В. Аверьянов, В. И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, В. А. Сластенин, Я.А. Пономарев), теория воспитательного воздействия (И.М. Чередов, A.A. Кирсанов, ГА. Захаров) — теория культурно-досуговой деятельности строилась: на идее взаимодействия' ценностно-смысловой сферы личности (Л.И. Божович, A.A. Леонтьев, М.С. Яницкий), на технологическом уровне в учреждениях культуры (А.Д. Жарков), опосредованной технологическими средствами (Дактум) и выражающей отношение к ней субъекта (модальность), развиваемых и развивающихся в процессе деятельности врожденных свойств личности (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов), социально-культурная теория молодежи как важнейшая содержательная компонента молодежной субкультуры, включающая общественное сознание и степень воспитания общественных интересов.
Методы исследования. В диссертации использованы различные методы, адекватные цели и поставленным задачам. Опираясь на общенаучные методы познания (анализ, систематизация теоретических данных), статистические методы (моделирование, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, анализ документов, изучение текущих материалов, обобщение, сравнительный анализ и синтез полученных данных), была проведена опытно-экспериментальная работа, построенная на научных теориях и гипотезе исследования. Велось наблюдение за подготовленностью к практической деятельности специалистов в учреждениях культуры и эффективностью их деятельности по педагогической регуляции процессом воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры.
Эмпирическую базу исследования, составили социологические данные и их последующая обработка в ходе педагогического эксперимента и, особенно во время проведения формирующего этапа эксперимента, что потребовало введения целого комплекса вышеуказанных методов.
Комплексность исследования позволила выяснить исходное состояние процессом педагогической регуляции воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры, определить общие и частные характеристики обследуемого объекта. Экспериментом было охвачено свыше 1750 человек — посетителей и постоянных участников коллективов, учреждений культуры города Перми и Пермском крае. По, объектам в Перми: Пермский Дом народного творчества — 250 человекПермский городской Дворец культуры им. Солдатова — 250 человекДворец культуры Ю. А. Гагарина — 250 человекДворец культуры им. A.C. Пушкина — 250 человек. В Пермском крае: районный Дом культуры «Бумажник" — ОАО „Соликамскбумкром“ — 250 человек. Кроме этого материалы эксперимента внедрялись в» учебно-творческий процесс Пермского государственного военного института культуры и искусств.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение пяти лет в три этапа, с 2005 по 2011 годы.
На первом этапе исследования (2005;2006 гг.) изучалось состояние проблемы в философской, социальной, психолого-педагогической, социально-культурной, социологической литературе. Определялся общий замысел исследования: цель, задачи, гипотеза, методологияи организация исследования. Разрабатывалась теория педагогической регуляции процессом воспитания предпочтений у молодежи в учреждениях культуры.
На втором этапе исследования (2007;2010 гг.) осваивалась научная концепция А. Д. Жаркова и осуществлялось эмпирическое исследование, которое включало опытно-экспериментальную работу по внедрению инновационных культурно-досуговых технологий педагогической регуляции ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры .
Был проведен социально-педагогический эксперимент, целью которого стало выяснение влияния оптимальных условий по воспитанию у молодежи ценностных предпочтений, что позволило разработать педагогическую модель, определить показатели эффективности инновационных культурно-досуговых технологий, построенных на взаимодействии педагогических средств, форм и методов культурно-досуговой деятельности. Проводилась организационная работа по подготовке и проведению экспериментальных программ, отбор активистов, исполнителей, участников клубов по интересам и любительских объединений, участников художественной самодеятельности. Дальнейший ход исследования проходил на основе внедрения технологического процесса в деятельность учреждений культуры, по воспитанию ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры.
Педагогическое наблюдение за участниками эксперимента осуществлялось как в будние дни, так и во время праздников.
Целью эксперимента, стало внедрение научного подхода к процессу педагогической регуляции процесс воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры. Разработанные автором диссертации технологии были направлены на выявление и устранение внутренних и внешних противоречий препятствующих повышению эффективности педагогической регуляции художественно-публицистическими программами в учреждениях культуры по формированию ценностных предпочтений у молодежи. В ходе эксперимента проходили: педагогическая корректировка регуляции по выявлению общественно-значимых предпочтений у молодежи в учреждениях культуры. Общая цель, общие задачи расчленялись на частные, при которых создавались условия для выявления наиболее значимых ценностных предпочтений.
На третьем этапе исследования (2010;2011 гг.) проводились анализ и обобщение полученных фактологических данных. По воспитанию ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры через инновационные культурно-досуговые программы и нахождение решений, которые позволили* вызвать внимание, поддержать, улучшить, развить и воспитать общественный интерес. Это потребовало поиска взаимосвязи общих и специальных компонентов, их взаимодействия с различными формами деятельности учреждений культуры в едином, целостном технологическом процессе воздействия на молодежную аудиторию.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
— впервые разработано содержание понятия «педагогическая регуляция процессом воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры», в основе которого лежит развитие мотивации у членов любительских объединений, клубов по интересам, участников коллективов художественной самодеятельности, посетителей массовых кулыурно-досуговых программ;
— раскрыто взаимодействие различных педагогических условий с использованием личностных ресурсов специалистов учреждений культуры, которые являются субъектами совершенствования процесса воспитательного воздействия на ценностные предпочтения у молодежи в учреждениях культуры посредством координации, интерпретации смысловых действий, демонстрации отношения к миру, обществу, региону, социуму, коллективу, к себе;
— научно обосновано позитивное воспитательное воздействие молодежных культурно-досуговых программ на постоянных посетителей учреждений культуры: членов любительских объединений, клубов по интересам, участников коллективов художественной самодеятельности, неформальных объединений, реальную и потенциальную и, что особенно важно, на разнохарактерную молодежную аудиторию;
— доказано, что воспитание ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры будет оптимальным, если все компоненты процесса внутренне детерминированы требованиями, внешними обстоятельствами, идеями, событиями времени и формами времени, когда происходит выбор мотивов на основе переосмысления и переоценки ценностей, несущих в себе гуманистическое начало, требующих положительного отношения к ним;
— выявлен и экспериментально подтвержден ранжир ценностных предпочтений у молодежи, в учреждениях культуры, полученных знаний, умений и навыков в общественной деятельности на основе личностно-ориентированных категорий: любви к своей стране, добру, истине, уважения к сложившимся традициям, посредством увеличения значимости оценочно-смыслового содержания, за счет использования инновационных культурно-досуговых технологий.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в диссертации материалы дополняют теорию социально-культурной деятельности за счет систематизации построения целостного технологического процесса в учреждениях культуры, воздействующего на сознание молодого человека, ориентирующегося в жизни страны, способного инициативно и плодотворно участвовать в общественно-значимых акциях.
Педагогическая регуляция воспитания ценностных предпочтений у моло дежи в учреждениях культуры теоретически происходит по рассматривалась совокупность целей, содержания, условий, форм, методов, направляющих и преобразующих действий. Весь этот структурно-содержательный механизм воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры Перми и Пермского края, раскрывающий целостность процесса, обеспечивающего значимость деятельности, ориентированной на личность молодого человека, как субъекта жизни. • .
Разработана модель педагогической регуляции ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры, которая функционирует на предпосылках оценочно-прогностического, мотивационного и коммуникативного компонентов, определяемых общественной связью и общественной зависимостью, двигаясь через противоречия к реальным общественным поручениям.
Раскрыты функции учреждений культуры по формированию ценностных предпочтений у молодежи, оптимизирующие соотношение содержания, форм, методов, выразительных средств, стиля, жанра, сценографиирежиссерско-драматургических компонентов как важнейших детерминантов инновационных культурно-досуговых технологий, внешнего воздействия на молодежную аудиторию.
Теоретически раскрыты механизмы воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры на основе смены видов и форм деятельности, отличающихся по содержанию от трудовой деятельности на интегра-тивной схеме сохранения регионально-национальных традиций общественной жизни. Были выявлены доминирующие, синтетические, инновационные факторы, которые воздействуют поочередно, автономно друг от друга и в совокупности в целостном технологическом процессе на воспитание ценностных предпочтений: у молодежи в учреждениях кулыуры,. с учетом свободного выбора форм и методов проведения досуга. Доказана необходимость, неразрывность функциональных связей, которые определяют внутреннее единствощен-ностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры, где на смену типичному и необходимому для трудовой деятельности рационализму приходит открытое: проявление социальных ролей, отношений, действий, проблем личности молодого человека как носителя культурных. ценностей, культурном пространстве-времени.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
— материалы, полученные в ходе исследования, были использованы при подготовке ряда молодежных целевых программ в учреждениях культуры всех типов Пермского края, определяющих церспективное направление воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры;
— научные результаты диссертационного исследования используются при чтении дисциплин: «Социально-культурная деятельность», «Технологиясоциально-культурных программ» на кафедрах социально-культурной деятельности в Пермском государственном институте искусств. и культуры- .
— материалы диссертации могут использоваться во всех типах учреждений культуры страны.
Достоверность исследования определяетсяего организацией, объектами, источниковой и эмпирической базами, реальными проектами культурно-досуговых программ, осуществлённых на сценах экспериментальных учреждений культуры.
В диссертации используются материалы наблюдений автора на культур-но-досуговых программах, осуществляющих воспитание ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры г. Перьми и Пермского края.
Достоверность исследования подтверждается репрезентативностью полученных результатов социологического опроса, интервью, бесед и актами, о внедрении полученные изо всех учреждений культуры, где проводил исследования автор диссертации. Это следующие учреждения культуры города Перь-ми и Пермского края. Пермский Дом народного творчестваПермский городской Дворец культуры им. А.Г. СолдатоваДворец культуры Ю.А. ГагаринаДворец культуры им. А. С. Пушкина. В Пермском крае: Районный Дом культуры г. КраснокамскаДом культуры «Бумажник» ОАО «Соликамскбумкром».
Кроме этогоэксперимент проходил в Пермском государственном институте искусств и культуры.
Апробация основных результатов исследования осуществляется в следующих формах:
— выступлениях автора на международных, российских, региональных межвузовских конференциях: второй международной научно-практической* конференции «Науки о культуре: актуальные проблемы» (Москва, 2005) — третьей международной научно-практической конференции «Науки о культуре: актуальные проблемы» (Москва, 2006) — международном-«круглом столе» «75 лет творчества и созидания: наука, культура, образование XXI века» (Москва, 2 декабря, 2007) — межвузовской конференции «Воспитательные проблемы в учреждениях культурно-досугового типа (Москва, 2008) — международной научно-практической конференции молодых ученых «Науки о культуре: современные концепции и традиции» (Москва, 25−26 декабря 2009) — восьмой международной научно-практической конференции «Инновационные технологии обучения в учреждениях культурно-досугового типа» (Москва, 2010) — международной научно-практической конференции «Культурная политика в условиях модернизации Российского общества» (Москва, 20−21 ноября 2010);
— публикациях статей и тезисов (см. список авторских публикаций с указанием объема в конце автореферата);
— преподавании курса «Социально-культурная деятельность» на кафедре социально-культурной деятельности в Пермском государственном институте искусств и культуры-.
Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на кафедре культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств 4 марта 2011 года, протокол № 7.
Положения, выносимые на защиту:
1. В стабильном обществе трансляция ценностных ориентации устойчива, воспроизводство его в основных параметрах удовлетворяет большую часть молодежи, опыт общества востребован. Деятельность учреждений культуры находится в прямой зависимости от общественных отношений. Поэтому формирование ценностных предпочтений у молодежи теснейшим образом связано с активностью и инициативностью, ответственностью как «личностный механизм реализации необходимости», «превращения внешней необходимости во внутреннюю детерминанту». Это особенно сложно реализовать в молодежной аудитории, где интересы, потребности, мотивы в зависимости от пола, возраста, образования чрезвычайно разнообразны. С появлением в рыночных отношениях целого спектра не имеющих в прошлом аналогов учреждений культуры и организаций досуга довольно прочно и эффективно заполняющих образовавшиеся ниши в общественных ценностях и под влиянием различных факторов: социально-экономических, социально-политических, социально-культурных, возрастает интерес к молодежи, к идее возрождения национальных культур и субкультур.
2. Ценностные предпочтения у молодежи одно из направлений воспитания личности, заключающаяся в сосредоточенности внимания, мыслей, помыслов на определенном предмете, в учреждениях культуры проявляется не только в познании, общении, творчестве, креативности, участии в социально-ценностных акциях. Процесс воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры носит взаимопреобразующий характер, протекающий в интерактивном поле «человек — среда», что позволяет улавливать тенденции развития объективно складывающихся локальных социально-культурных ситуаций. Поэтому воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры позволяет выстраивать перцептивно-коммуникативные процедуры адекватные социально-культурным ситуациям, в которых функционирует единый технологический процесс. Целостный технологический процесс в учреждении культуры — это комплекс взаимозависимостей, который вбирает в себя непосредственный диалог личности с субъектами социально-культурной деятельности.
3. Педагогическая регуляция процессом воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры позволяют совершать действия в соответствии с общественными потребностями, интересами, так и их дифференциации в технологическом процессе создания культурно-досуговых программ.
Различие картин образного восприятия социальной действительности у молодежи в учреждениях культуры при соблюдении этических норм-правил, активного распространения личностью молодого человека как коммуникатора ценностных предпочений для конкретной аудитории и закрепляются в рамках организаторской, исполнительской деятельности.
4. Ведущим ценностным предпочтением у молодежи является общественные, коллективистские действия, направленные на развитие творческих способностей. Это позволяет расширить у молодого, человека объем знаний о сущности социально-культурной деятельности, которые проявляются на основе намерении личности и в связи с этим зачастую отражают результаты, которые находятся в процессе постановки и реализации как ближайших целей, так и ее мотивов при осуществлении социально-культурных программ.
5. Педагогическая регуляция воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры требует встречного движения специалистов и их актива в педагогическом сопровождении всех видов и форм деятельности. Педагогическая деятельность как общественное явление реализуется диалектически, в противоречиях. Именно противоречия являются движущей силой возникновения педагогической мысли. Педагогическая регуляция воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры осуществляется через содержание, структурирование в соответствии с целями воспитания ценностных предпочтений, мобилизирующих усвоение содержания, сохранение и изменение культурной среды в границах, определяемых социумом.
Педагогическая регуляция процессом воспитания ценностных предпочтений предполагает включение участников в творческую деятельностьсовместное планирование с субъектами, необходимых для достижения к намеченной цели действийупор ориентацию на смысловую сторону деятельности, что позволяет реализовать цель в разных педагогических ситуациях, где задачи педагогической регуляции выступает по отношению' к результату — как промежуточный рубеж, а к средству как эталон нормасоответствия.
Структура диссертации. Диссертация состоитиз введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение
.
Научное применение рассматриваемой темы, бесспорно, является актуальной. При этом вопросы, связанные с воспитанием ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры с помощью выразительных средств художественно-публицистических программ и форм и методов их воздействия являются достаточно эффективным в современных условиях.
Культура общества и наследие России дает богатый материал для применения, который может быть предложен и разработан в тематических художественно-публицистических программах.
Объединение развлекательных центров, клубов, организаций и их культурно-просветительской деятельности дают основания для педагогической ре-. гуляции при воспитании у молодежи ценностных предпочтений.
Опыт советской России доказывает, что воспитательное воздействие на массы и, особенно на молодежь было возможным при использовании метода театрализации с богатой практикой клубной деятельности.
Тем самым, эффективность использования метода театрализации в информационном регулировании при воспитании ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры определяется:
— мотивацию культурно-досуговой деятельности через информационное регулирование;
— формирование ценностных ориентаций молодежи с помощью педагогической регуляции;
— формирование ценностных предпочтений личности молодых людей в учреждениях культуры.
При этом содержание метода театрализации определяется ведущим методом приобщения молодежи к культуре в развлекательной досуговой форме, что является эффективным средством воздействия на молодежь и отвечает их потребностям, интересам и предпочтениям.
Поэтому возможности художественно-публицистического содержания программы расширят границы механизмов и технологий творческого процесса. В основе, которых лежат методы информационной регуляции, сценарно-режиссерские постановочные действия.
Анализ методов воздействия на формирование ценностных предпочтений молодежи в учреждениях культуры с применением сценарно-режиссерских основ дает возможность образного восприятия творческого процесса, в котором лежит метод театрализации.
Поэтому применение вышеперечисленных методик и форм проведения досугового времени при воспитании ценностных предпочтений молодежи в учреждениях культуры является совершенствованием инновационных технологий культурно-просветительской деятельности.
При этом художественно-публицистические программы требуют высокого уровня подготовки специалистов учреждений культуры в организации таких этого типа программ.
В любом учреждении культуры или образовательном центре существует подобная, практика применения художественно-публицистических программ, а их объединение и солидарное диалоговое содружество раскроет возможности применения этого метода при воспитании й формировании, ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры.
Для этого необходимо возникновение и развитие такого нового социокультурного феномена как художественно-публицистические программы в деятельности учреждений культуры. 1 .
Применение имеющегося современного ценностно-смыслового и технологического подхода, предполагающего обоснование эффективного использования его творческого, педагогического и анимационного потенциала в современной социально-культурной деятельности, с помощью инноваций для возрождения культурных предпочтений молодежи.
Художественно-публицистическая программа дает возможность вступить в «игру» с молодежью, предоставляя в разнообразных программах самые разные формы взаимодействия:
— это и «притягивание», и «отталкивание»,.
— это и конкретизация одного из аспектов реального через актуализацию его потенциальных смыслов,.
— это и «расщепление», его варьирование посредством проведения на разных структурных уровнях, это и редукция близких по смыслу в более крупные семантические группы и т. д.
Содержательное и видовое многообразие деятельности учреждений культуры служит важной предпосылкой продуктивности художественно5 публицистических программ по формирования ценностных предпочтений молодежи, где «смысл культурно-досуговой деятельности заключается в ее «улучшающем» характере, в «культивировании» всех составляющих человеческого бытия, в способности выводить человека за свои пределы в форме целе-полагания, конструирования идеального образа человека и мира.
Педагогическая регуляция воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры осуществляется посредством системы психологических механизмов воздействия художественно-публицистических программ на молодежь, для понимания которых важны три момента.
Первый состоит в том, что концептуальной основой систематизация процесса воспитания ценностных предпочтений молодежи определяется педагогической регуляцией в деятельности учреждений культуры. Второй — это то, что психологический механизм может включать в себя другие механизмы, а те, в свою очередь, входить в какой-либо более общий психологический механизм воздействия на молодежь. Третий — каждый психологический механизм включает в себя, опять же в различной мере и соотношении, процессы дифференциации и интеграции, т.к. они являются базовыми для развития и становления молодежи в культуре.
Отсюда, в наиболее полном и развёрнутом виде психологические механизмы воздействия на молодежь структурируются по уровням педагогической регуляции (операционный, тактический, стратегический) и включают в себя основные подсистемы регуляции (ценностно-смысловую, активности и рефлексии).
В рамках любого учреждения культуры возможна такая разработка и проведение художественно-публицистических программ, как существующая альтернатива развития молодежных групп в процессе формирования ценностных * предпочтений молодежи.
В содержание деятельности учреждений культуры при реализации художественно-публицистических программ могут входит тематики:
• Восприятие произведений искусства в подлиннике;
• Анализ художественного образа произведений и обсуждение авторского замысла (с помощью опорных вопросов, сравнений, демонстрации личного переживания, ассоциативных игр, пластической имитации элементов художественного произведения);
• Демонстрация и усвоение приемов’художественной деятельности, практическое ознакомление с материалом, использованным художником;
• Совместное выполнение творческих заданий — рисование на темы «Моя семья», «Мое негативное и, позитивное впечатление», «Моя любимая книжка», а также лепка, конструирование, творческое фантазирование, пение, танцы и т. д;
• Совместная работа с художником в мастерской;
• Театрализованные игры, ролевая1 драматизация сюжетов произведений, психологические этюды, упражнения по двигательному и эмоциональному раскрепощению;
• Групповое эмпатическое «вслушивание» и «понимание» ;
• «Карнавализация» занятий клуба (присвоение сказочныхимен, позиционное равенство детей и взрослых);
• Взаимное консультирование в процессе выполнения творческих заданий, подготовки докладов, сообщений;
• Проведение праздников, тематических вечеров, организация экскурсий, путешествий.
Всеподобные культурно-досуговые программы будут вызывать у молодежи заинтересованность, и развивать культурные потребности: Выявление ценностной ориентации контрольной и экспериментальной групп определило такую возможность, особенно, при реализации художественно-публицистических программ.
Данные исследования полностью доказывают предположенную гипотезу нашего исследования. Применение разработанных элементов организационного построения художественно-публицистических программ определило тем самым предполагаемую тенденцию развития формирования ценностных предпочтений молодежи.
Это говорит о том, что современные технологии и анимационные спецэффекты дополняют культурно-выразительное содержание художественно-публицистических программ. Тематика обсуждения также имеет разнообразное содержание, где внутренний потенциал молодежи в активности даст возможность развитию в их сознании творческого процесса, который будет определять ценностные предпочтения молодежи.
Становление психологических механизмов регуляции ценностных предпочтений молодежи в учреждениях культуры происходит, прежде всего, в молодом возрасте. Поэтому изучение особенностей воспитания системы ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры как психологиче.
А. ' ского механизма регуляции жизнедеятельности в данном возрасте не только оправдано, но и вполне закономерно.
Список литературы
- Авлов Г. Клубный самодеятельный театр. JL- М.: Теакинопечать, 1930. 160 с.
- Авлов Г. Театрализованные суды в клубе. JL- М.: ГИХЛ, 1932. 40 с.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. 240 с.
- Анализ, прогноз, технологии в современной политике: Учебное пособие / Под общ. Ред. B.C. Комаровского. М.: Изд-во РАГС, 2001. 243 с.
- Аргунова Л.Г. Управленческий ресурс в социально-экономическом развитии местных сообществ: социологический анализ. Автореф. дис. к. соц. H. М., 2004. 22 с.
- Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб, 2008. 792 с.
- Арутюнов Ю.С. Методологические вопросы деловых игр // Применение деловых активных методов обучения: Тез. Докл. Научн.-техн. Школы -семинара. Л., 1987. С. 85.
- Балл ер Э. А. Социальный прогресс и культурное наследие / Э.А. Бал-лер- отв. Ред. Н.С. Злобин- АН СССР. М.: Наука, 1987. 158 с.
- Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие / Э.А. Бал-лер- отв. Ред. Н.С. Злобин- АН СССР. М.: Наука, 1987. 158 с.
- Ю.Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: Прогресс, 1989, 147 с.
- Бестужев-Лада И. В. Мир нашего завтра. М.: Мысль, 1986. 201 с.
- Бестужев-Лада И. В. Нормативное прогнозирование: Возможные пути реализации целей общества. М.: Наука, 1987. 221 с.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М.: Изд-во политической лит-ры, 1991. 412 с.
- Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство «Питер», 2000. — 304 с.
- Бородин А.П. О различных приемах изучения театрального зрителя,// Советское искусство. 1925. № 9. С. 31.
- Бузуруков Ю: Н. Театрализация1 как психолого-педагогическая проблема // Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы. Л.: Изд-во ЛГИК, 1983. С. 54−61.
- Василенко Е.И. Топология организационной культуры. Автореф. дис. к. филос. н. Ростов на Дону, 1999. 25 с.
- Василенко Е.И. Топология организационной культуры. Автореф. дис. к. филос. н. Ростов на Дону, 1999. 25 с.
- Вершковский Э: В. Режиссура массовых клубных представлений: учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГИК, 1981. 72 с.
- Вершковский Э.В. Театрализированные формы культурно-просветительской работы: дис.. канд. пед. наук. Л., 1978. 186 с.
- Волобуева Л: Н. Досуг в структуре образа жизни: философско-культурологические аспекты: автореф. дис. .канд. филос. Наук. М.: МГУКИ, 2004: 18 с.
- Воробьев В.В. Твоя информационная культура. М^, 1988. 303 с.
- Ворошилов А.К. Управление педагогической, деятельностью в клубном учреждении на основе комплексного подхода к воспитанию: дис.. канд. пед. наук. М., 1987. 250 с.
- Высоцкая В: М. Совершенствование работы с. молодежью в клубном учреждении, на основе комплексного подхода к воспитанию: дис.. канд. пед. наук. М, 1982. 255 с.
- Гагарин Н.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации. М., 2003.199 с.
- Гагин В.Н. Еще раз о клубной драматургии // Культурно-просветительская работа. 1976. № 6. С. 23−29.
- Гагин В.Н. Национальные праздники и обряды, или Праздничность как феномен русской культуры: теоретический и исторический аспект. М1: Про-физдат, 2005. 320 с.
- Гагин В.Н. Художественно-эстетический элемент — фактор определения специфики клубной пропаганды: дис.. канд. фил. наук. М., 1974. 196 с.
- Галуцкий Г. М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. М., 1998.
- Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1970. 205 с.
- Гвоздев A.A. Зритель и его исследователи // Жизнь искусства. 1922. № 22. С. 14−17.
- Гвоздев А.Н. Петроградские театры и празднества в эпоху военного коммунизма // История советского театра. Очерки развития. Л, 1933. Т. 1. 240 с.
- Генкин Д.М. Социально-педагогические основы массового праздника: автореферат дис.. докт. пед. наук. Д., 1981. 33 с.
- Генкин Д.М. Идейно-политическое воспитание молодежи в клубе: дис.. канд. пед. наук. JI.: Изд-во ЛГИК, 1967. 320 с:
- Генкин Д.М. К вопросу о клубной драматургии // Культурно-просветительская работа. 1978. № 4. С. 29−33.38:Генкин Д. М. Массовые праздники. М.: Просвещение, 1975. 140 с.
- Генкин Д.М. Сценарное мастерство культпросветработника. М.: Сов. Россия, 1984. 128 с.
- Генкин Д.М. Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы. Л.: Изд-во ЛГИК, 1983. С. 6−20.
- Гидрович С. Р, Сыроежкин И. М. Игровое моделирование экономических процессов. М.: Экономика, 1986.
- Глумаков В.Н. Организационное поведение: Учеб. Пособие / ВЗФЭИ. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2002. 256 с.
- Гончарова Н.Е. Организационная культура. М., 2004. 207 с.
- Гончарова Н.Е. Организационная культура. М., 2004. 207 с.
- Город и культура: Сб. научных трудов. СПб., 1993. 280 с.
- Горохов В.М. Слагаемые мастерства: особенности журналистского творчества. М.: Изд-во МГУ, 1982. 160 с.
- Гребенников Р.В. Проблемы взаимосвязи потребностей личности с социокультурной средой и системой управления. Минск, 1992. 130 с.
- Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М.: МГУ, 1988. 232 с.
- Гузаиров М.Б., Курлов А. Б., Селиванов С. Г. Концепция системы инженерной подготовки ее структура и маркетинг. Уфа: Изд-во УГАТУ, 1992. 49 с.
- Гусаров A.B. Философско-методологический анализ концепций организационного развития. Автореф. дис. к. филос. н., 1999. 20 с.
- Гусаров A.B. Философско-методологический анализ концепций организационного развития. Автореф. дис. к. филос. н., 1999. 20 с.
- Демократия как. важнейшее условие развития культуры. Барнаул: Изд-во АГИК, 1990. 132 с.
- Долженкова М.И. Социально-культурное проектирование. Учебное пособие / М. И. Долженкова. — Тамбов, Першина, 2005. 152 с.
- Доронкина Е.Г. Теоретические основы досуга // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. М.: Изд-во МГУК, 1997. С. 1524.
- Дубровский Э. Сценарий как модель социальной действительности. Л.: Искусство кино, 1976. № 1. С. 91−107.
- Жарков А.Д. Организация культурно-просветительской работы. М., 1989. 240 с.
- Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. 480 с.1621
- Зорин Н: В. Феномен туризма // Собр. Соч. М.: Наука, 2005.69:3 у.е.в С. Э. Культура.в.контексте развития // Вопросы методологии, 1991 -№ 2.-С. 21−27.
- Казакевич Т.А. Целесообразность и цель в общественном развитии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. 196 с.
- Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры., СПб.: «Петрополис», 200 Г.-224 с.
- Каменец А.В. Организационно-педагогические основы художественно-эстетической деятельности молодежи в рамках культуры и отдыха: дис.. канд. пед. наук. М., 1984. 187 с.
- Камерон К., Куинин Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ.- Под ред. И. В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001. 320 с.
- Каржанский Н. Коллективная драматургия. М.: Госизд, 1922. 79 с.
- Керженцев П.М. Творческий театр // Пути социалистического театра. М.: Педгиз, 1919. С. 75−76.
- Киселева Т.Г. Время культуры и культурное пространство: Сб. тез. докл. Межд. научно-практической конференции (Москва, 11−13 дек.). М.: МГИКИ, 2000. 353 с.
- Киселева Т.Г. Общественные связи как культурный феномен: Уч. Пособие для студентов. М.: МИИТ, 2007, 184 с.
- Киселева Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учеб. Пособие. М.: Изд-во МГУК, 1995. 103 с.
- Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. М.: МГУКИ, 2000. 85 с.
- Киселева Т.Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. М.: Издательство МГУК, 1995. 136 с.
- Киселева Т.Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: учеб. для студентов вузов. М.: МГИКИ, 2004. 539 с.
- Кислицкий В.И. Родовые методы культурно-досуговой деятельности:. М.: Изд-во МГУК, 1998. С. 247−248.
- Кичигин П.И. Пути создания символической образности в художественно-массовой работе клубного учреждения // Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы. Л.: Изд-во ЛГИК, 1983. С. 40−54.
- Клубоведение. М.: Просвещение, 1972. 318 с.
- Клубоведение. М.: Просвещение, 1980. 379 с.
- Книга клубного работника. М.: Профиздат, 1968. 415 с.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельность / Под ред. A.A. Бода-лева. М.: Наука, 1988. 191 с.
- Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия<// Вопросы психологии. — 1987, № 3, с. 41−49
- Козлова Т.В. Технологии позиционирования учреждения // Справочник руководителя учреждения культуры. 2005. № 11 (ноябрь). С. 65 73.
- Конович A.A. Событийно-образная методика театрализации // Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы. Л.: Изд-во ЛГИК, 1983. С. 20−40.
- Конович A.A. Театрализация как метод активизации участников массовой культурно-просветительской работы: дис.. канд. пед. наук. Л., 1980. 199 с.
- Конопкин О. А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом" обществе. М., 1989. С. 158—172.
- Косолапов В.В. Методология и логика исторического исследования. Киев: Высшая школа, 1977. 372 с.
- Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования. М.: МГИК, 1993.-73 с.
- Кудинова Е.Ю. Особенности развития социальных функций советского клуба на разных этапах его развития: дис.. канд. пед. наук. Л.: Изд-во ЛГИК, 1987. 165 с.
- Культура памяти: Сб. науч. статей / Российский институт культурологии. Науч. ред. Э. А. Шулепова. Сост. A.B. Святославский. М.: «Древлехранилище», 2003. 276 с.
- Культурно-досуговая деятельность: учебник. М.: Изд-во МГУК, 1998. 461 с.
- Курило Л.В. Теория и практика теоретические основы туранимации. М., 2006. 196 с.
- Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М., 2000. 194 с.
- Левин В.И. Моделирование клубного педагогического взаимодействия // Демократия как важнейшее условие’развития культуры. Барнаул: Изд-воАГИК, 1990. С. 75−76.
- Левшина Е.А. Культурные индустрии: новые грани культурного процесса // Справочник руководителя учреждения культуры. 2005. № 8 (август). С. 44 49.
- Лиогоньская В.Н. Массовые праздники как средство формирования коллектива комсомольско-молодежной новостройки: дис.. канд. пед. наук. Л., 1988. 178 с.
- Луначарский А. В. О массовых празднествах, эстраде и цирке. М., 1981. С. 85.
- Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1978. 391 с.
- Максютин Н.Ф. Очерки истории досуга. Казань, 2003. 127 с.
- Мамбеков Е.Б. Организация досуга во Франции: анимационная модель: автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1992. 16 с.
- Марков О. И! Совершенствование сценария как идейно-драматической основы театрализации форм клубной работы: дис.. канд: пед. наук. М.: Изд-во МГИК, 1979. 172 с.
- Марков О.И. Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление: автореф. дис.. докт. пед. наук. Л.: Изд-во СПГАК, 1998. 47 с.
- Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественноапедагогической деятельности клуба: учебное пособие. М.: Просвещение, 1979. 158 с.
- Маршак М. Клубный"сценарий. М.: Профиздат, 1979. 120 с.
- Массарский С.М. Проблемы драматургии театрализации и пути стимулирования сценарного творчества // Театрализация как творческий методкультурно-просветительской работы: дис.. канд. пед. наук. JL: ЛГИК, 1990. 239 с.
- Массовый праздник как социально-культурное явление: материалы к обсуждению на координац. совете Министерства-культуры! СССР: Л.: Изд-во• ЛГИК, 1981. 17 с.
- Место массового праздника в духовной жизни социалистического общества. Сборник научных трудов. Л., 1981. 165 с.
- Михалева O.A. В школьном образоватбельном процессе: автореферат дис. .к. пед. н. Москва, 2006. 22 с.
- Михалева O.A. В школьном образоватбельном процессе: диссертация .к. пед. н. Москва, 2006. 177 с.
- Мосалев.Б.Г. Социально-культурная природа менталитета // Социально-культурная деятельность. М.: Изд-во МГУК, 1997. С. 15−24.
- Мосалев Б.Г. Социально-культурное многообразие: опыт целостного осмысления: автореф. дис. .доктора культурологии. М., 1999, 46 с.
- Нагирняк Е. Нужны ли такие сценарии? // Культурно-просветительская работа. 1974. № 2. С. 52−57.
- Нигматуллина Ю.Г. Синергетический аспект в исследовании художественного творчества. Казань: Изд-^во «Фэн"-АН РТ, 2008. 92 с.
- Нигматуллина Ю.Г. Системно-комплексное исследование художественного творчества: история научного направления в Казанском университете. Казань: Фэн, 2004. 251 с.
- Никонова Н.И. Театрализация как средство интерпретации эпических произведений в 5−8 классах: автореферат дис.. к. пед. н. Якутск, 2009. 23 с.
- Никонова Н.И. Театрализация как средство интерпретации эпических произведений в 5−8 классах: диссертация. к. пед. н. Якутск, 2009. 190 с.
- Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: слов, справ. Омск, 1992. 183 с.
- Обертинская А.П. К вопросу о клубной драматургии // Культурно-просветительская работа. 1978. № 9. С. 14−15.
- Обертинская А.П. Пути повышения эффективности воспитательного воздействия массового праздника как формы культурно-просветительской работы: дис.. канд. пед. наук. JL: Изд-во ЛГИК, 1976. 174 с.
- Организация и методика клубной работы: учебное пособие. М.: Просвещение, 1975. 333 с.
- Организация и методика художественно-массовой работы / под ред. Д. М. Генкина. М.: Просвещение, 1987. 192 с.
- Организация и учреждения культурно-досуговой сферы Росси. М., 1997. 228 с.
- Орлов О.В. Массовый праздник как форма удовлетворения социальных потребностей городского населения: дис.. канд. пед. наук. Л.: Изд-во ЛГИК, 1982. 194 с.
- Основные показатели развития сети учреждений культуры и их деятельности за 1980 год. М., 1981. 99 с.
- Пигенко Л.Е. Социальная информация как источник планирования клубной деятельности: дис.. канд. пед. наук. Л.: Изд-во ЛГИК, 1978, 185 с.
- Подоленко А.П. Развитие и удовлетворение коммуникативных потребностей личности в условиях клубной деятельности: дис.. канд. пед. наук. Л.: Изд-во ЛГИК, 1987. 23 Г с.
- Полевая Е. М.} Форманова С. В., Янош О. О некоторых приемах регуляции эмоциональных состояний- учащихся1 // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. М., 1988. С. 117—118.137. • Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976, С. 18.
- Пролеткин И.В., Калинина J1., Шпак М. Е. Коммуникационная деятельность музея: Опыт партнерского сотрудничества с университетами // Справочник руководителя учреждения культуры. 2006- № 1 (январь). С. 95 -98.
- Пронин А. Как написать хороший сценарий— СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика" — 2009. 288 с.
- Раузен М.О. О сценариях и эмоциях // Культурно-просветительская работа. 1975. № 10. С. 54−56.
- Режиссура клубных массовых мероприятий: учебное пособие' / сост. В. А. Саруханов. JL: ВПШ, 1984. 124 с.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. М.: «Школа-Пресс», 1994. 205 с.
- Рубан-Н-И: Музеи, в условиях реформирования местного самоуправления // Справочник руководителя. учреждения культуры. 2005. № 9 (сентябрь). С. 16−26.
- Рубинштейн-C.JI. Основы общей психологии: в-2-ух томах:.М-:.Пёг дагогика, 1989. 1 Т. 488 с. 2 Т. 328 с.
- Руденский Е.В. Воспитательный- аспект общения: в- массовом празднике: дис. канд: пед. наук. Л.: Изд-во*ЖИК, 1980- 259 с.
- Руденский Е.В. Массовый праздник: методич. Рекомендации. Кемерово, 1977. 17 с.
- Руденский* Е. В. Сценарное мастерство. Кемерово: Изд-во КРИК, 1979.41 с.148: Руденский Е. В. Театрализация как творческий метод в: культурно-просветительской работе. Кемерово: Изд-во КГИК, 1982. 29 с.
- Рыбак К.Е. Устав музея: Опыт музеев Московского Кремля по разработке юридических документов // Справочник руководителя учреждения культуры. 2005. № 11 (ноябрь). С. 79 84.
- Рыбак К.Е. Устав музея: Опыт музеев Московского Кремля по разработке учредительных документов (окончание) // Справочник руководителя учреждения культуры. 2005. № 12 (декабрь). С. 68−73.
- Рябков В.М. Антология форм культурно-просветительной деятельности в России (первая половина XX века). Челябинск, 2007. Т. 3. 661 с.
- Рябков В.М. Антология форм' праздничной и развлекательной культуры России (первая половина XX века). Челябинск, 2007. 869 с.
- Сасыхов A.B. Основы клубоведения. Улан-Удэ, 1969. 531 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 253 с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. Волгоград, 1999. 350 с.
- Сеть учреждений культуры и искусства в РСФСР: М, 1988. 19 с.
- Слепнева А.Ю. Театрализация мира как принцип’художественного изображения реальности и человека в творчестве Гюнтера Грасса 1950−1960 годов: автореферат дис.. к. филол. н. Москва, 2008. 28 с.
- Слепнева А.Ю. Театрализация мира как принцип художественного изображения реальности и человека в творчестве Гюнтера Грасса 1950−1960 годов: диссертация. к. филол. н. Москва, 2008. 154 с.
- Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие. Тамбов: ТГУ, 2002. 504 с.
- Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Л.: Лениздат, 1977. 208 с.
- Социально-культурная деятельность: теория, технологии, практика: коллективная монография Текст. / ред.-сост. Л. Е. Осипова- науч. ред. В. Я. Рушанин- Челяб. гос. академия культуры и искусств. Челябинск, 2005. -280 е.-4.1.
- Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. М.: Просвещение, 1979. 224 с.
- Стрельцов Ю.М. Социальная педагогика и? социокультурная деятельность // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспек1тивы. М.: Изд-во МГУК, 1997. С. 36−42.
- Сургенене Л.Н. Массовый праздник как фактор идейно-политического воспитания: дис.. канд. пед. наук. Л.: Изд=во ЛГИК, 1977. 202 с.
- Сургенене Л.Н. Сценарий и сценаристы // Культурно-просветительская работа. 1979. № 9. С. 9−10.
- Суртаев В1Я. Агитационно-пропагандская работа клубов. М.: Просвещение, 1983. 111 с.
- Табаков О.П. Рентабельный театр: Опыт работы Московского Художественного театра // Справочник руководителя учреждения культуры. № 10 (октябрь). С. 14- 19.
- Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы. Л.: Изд-во ЛГИК, 1983. 140 с. 1691 Теория и практика-музейного-дела"в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков / Труды ГИМ. Вып. 127. М., 2001. 488 с.
- Тихомиров Д.В. Беседы о режиссуре театрализированных представлений. М.: Сов. Россия, 1976. 128 с.
- Туев В.В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах. Барнаул- Кемерово, 2006. 87 с.
- Туев, В. В. Феномен клуба: историко-педагогический анализ: авто-реф. дис.. докт. пед. наук. М., 1988. 52 с.
- Туркулец С.Е. Саморегуляция социальной* общности: Автореф. дис.к. соц. н. Санкт-Петербург, 1995. 20 с.
- Фатхуллина Л.В. Социально-культурное проектирование: Учебно-методическое пособие. Казань, 2008. 56 с.
- Феномен артистизма в современном искусстве / Ред. O.A. Кривцун. М.: «Индрик», 2008. 520 с.
- Фисюк Т.Т. Активизация участников молодежных культурно-досуговых программ средствами документального материала: дис.. канд. пед. наук. М.: Изд-во МГИК, 1993. 216 с.
- Фисюк Т.Т. Психолого-педагогический аспект сценария молодежных культурно-досуговых программ. Барнаул: Изд-во АГИИК, 2001. 168 с.
- Фисюк Т.Т. Ретро-формы социально-культурной деятельности. Ба-ранаул: Изд-во АГИИК, 2001. 169 с.
- Фисюк Т.Т. Сценарные технологии: крат, курс лекций. Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2005. 67 с.
- Фисюк Т.Т. Театрализация как социально-культурный феномен: историко-технологический аспект (20−90-е годы XX века): монография. Баранаул: Изд-во АлтГАКИ, 2009. 175 с.
- Фокина Е.Б. Проектная активность российских музеев: Конкурс как инструмент сканирования социокультурной ситуации // Справочник руководителя учреждения культуры. 2006. № 1 (январь). С. 87 94.
- Фурсова A.A. Роль музея в системе общего образования // Справочник руководителя учреждения культуры. 2006. № 2 (февраль). С. 84 89.
- Хагуров, A.A. Социокультурное проектирование: основные этапы методологической ориентации Текст. / А. А. Хагуров, Т. А. Хагуров // Социально-культурное проектирование (актуальные проблемы): материалы научн.-практич. конф. Краснодар, 2004. — С. 3−29.
- Хохлов С. И., Лосавио О. В. Педагогическая техника и психорегуляция в учебном процессе // Сов. педагогика. 1989. № 9. 80 с.
- Хрестоматия по социальной психологии. М.: МГУ, 1994. 380 с.
- Цырба Н.Ф. Самоутверждение личности: социально-философский анализ. Киев: Вища школа, 1989. 256 с.
- Чебыкин А. Я. Проблема эмоциональной регуляции в педагогической деятельности // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. М., 1988. 350 с.
- Чебыкин А. Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности школьников // Вопр. психол. 1989. № 6. 63 с.
- Человек и современный клуб: перестройка взаимоотношений: материалы всесоюзн. научн. конф. Пермь: Изд-во ПГИК, 1985. 280 с.
- Чечеткин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. М.: Просвещение, 1981. 192 с.
- Шабалин В.Г. Театрализация как социально-педагогический метод1 В политико-просветительской работе 20-х годов: дис.. канд. пед. наук. JL: Изд-во ЛГИК, 1976. 156 с.
- Шамсудинова Д.В. Досуговая деятельность как фактор социально-культурной интеграции личности: автореф. дис. докт. пед. наук. СПб., 2002. 41 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. М.: Наука, 1969. 278 с.
- Щепеткова И.А. Театрализация музейного пространства как форма взаимодействия с посетителями: автореферат дис.. к. культурологии. Санкт-Петербург, 2006. 23 с.
- Щепеткова И.А. Театрализация музейного пространства как форма взаимодействия с посетителями: диссертация. к. культурологии. Санкт-Петербург, 2006. 249 с.
- Южанина Н.С. Менталитет как социокультурная целостность: дис.. канд. культурологии. Челябинск, 2003. 30 с.
- Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М.: Рус. Сл., 2003. 532с.
- Ядов В.А. Социологические исследования: Методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. 248 с.
- Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М., 1974. 355 с.
- Ярошенко H.H. Парадигмальный контекст инноваций в социально-культурной деятельности // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспектив. М.: Изд-во МГУКИ, 1997. С. 89−98.
- Ярошенко H.H. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 2000. 45 с.
- Ярошенко H.H. Социально-культурная анимация. М.: Изд-во МГУКИ, 2005. 126 с.
- Ярошенко H.H. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория. М., 2000. 450 с.