Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Создание первоначальной теории, истории и методологии исследования культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Величайшая заслуга эллинов состоит также в создании науки как нового самостоятельного элемента культуры, в рассмотрении ее как своеобразного идеала культурной жизни. Греки начали отходить от мифического постижения культуры к осознанному, интеллектуальному ее описанию. Ими создан научный язык культуры, введено множество понятий, обозначающих элементы, процессы и свойства культуры, обрисована… Читать ещё >

Создание первоначальной теории, истории и методологии исследования культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Усилиями Сократа, Платона, Демокрита и особенно Аристотеля, а также других мыслителей, вырабатывается многообразие подходов к анализу феномена культуры. Толкование иллюзорное, умозрительное заменяется философским. Платон и Аристотель создают грандиозные системы представлений, как о природе, так и о делах человеческих. Их мысль с небывалой силой и глубиной пронзает политику, этику, риторику, поэтику, язык, мышление, образование, воспитание, законы, религию… Они анализируют, сопоставляют, критикуют, обобщают, выявляют, классифицируют, углубляются в самые фундаментальные слои культуры, и, на основе понимания языка, знания, деятельности выделяют категории, т. е. признаки сущего, которые одновременно являются и формами обобщения культуры и составляющими самой культуры. Таким образом, начал осуществляться процесс самопознания, самосознания и обоснования культуры средствами логоса (знания). Узкоэмпирический горизонт культуры заменяется рациональным, реальноабстрактным. В Греции вырабатывается многообразие подходов к анализу феномена культуры, даже таких, которые отрицают существующую культуру (киники) или трактуют ее своеобразно (стоики, эпикурейцы). Особая роль отводится языку, (слову как универсальному феномену, инструменту и символу культуры). Софист Продик стремится к точному определению смысловых значений, их различных нюансов и оттенков. Горгий утверждает, что слово является носителем убеждения, внушения, верования, имеет большую эстетическую ценность, что язык, в большой степени, является показателем культурной зрелости человека.

Греки, пожалуй, первыми осознают свое историческое предназначение, свою культурную миссию, как впрочем, и значимость культур других народов, и стремятся многое запечатлеть, увековечить, сравнить. Геродот — основатель исторической науки, сыгравший немаловажную роль в исследовании культур разных народов, в посвящении к своему труду пишет, что он «собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния, как эллинов, так и варваров не остались в безвестности…» [4, с. 11]. Проще говоря, он изучал все сделанное людьми и обладающее для человечества ценностью, для того, чтобы спасти его от забвения, и, чтобы последующие поколения учились на этом материале и осваивали культуру прошлого. Здесь кроется еще одна глубочайшая мысль, пусть в неявной форме. Чтобы познать культуру, необходимо знать разные культуры. С этой целью Геродот тщательно наблюдал, изучал и описывал культурные различия народов. Сам термин «история», впервые использованный им, первоначально понимался как «исследование» и только позже приобрел значение «повествования». Значимость труда Геродота, как, впрочем, и работ Фукидида, Ксенофонта, Полибия, Плутарха, Павсания и других греческих историков и писателей, неоценима для культурологической науки, да и науки в целом. Именно с греков начинается направление культурологии, которое мы сегодня называем «историей культуры».

Величайшая заслуга эллинов состоит также в создании науки как нового самостоятельного элемента культуры, в рассмотрении ее как своеобразного идеала культурной жизни. Греки начали отходить от мифического постижения культуры к осознанному, интеллектуальному ее описанию. Ими создан научный язык культуры, введено множество понятий, обозначающих элементы, процессы и свойства культуры, обрисована ее идеальная модель. Слово и мысль стали важнейшими реальными носителями культуры; был возведен ее логический каркас. С тех пор человек начинает осознанно жить и ориентироваться в рациональном мире, получает ключ к заветной двери культуры, изучает ее изнутри и одновременно дистанцируется от нее.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой