Одежда как элемент телесности
Одежда подчеркивает и скрывает тело. Мусульманские требования к костюму веками культивируют закрытость, максимальную непроницаемость костюмной оболочки для постороннего взгляда. Новоевропейская культура дозволяет немалую степень открытости, которая неоднократно становится предметом споров, однако не исчезает совсем. Более того, по утверждению Энн Холландер, «восприятие как чужой, так и своей… Читать ещё >
Одежда как элемент телесности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Символический статус одежды унодобляег ее второй коже человека. В повседневной жизни границы собственного тела и особенно тел окружающих проходят не по естественным барьерам, но по одежде, в которую они облачены. Одежда не просто защищает тело, но и формирует его. Значительные колебания в представлениях об идеальной фигуре зачастую связаны не с кардинальными изменениями пропорций тела, но лишь с трансформациями силуэта одежды. История костюма, равно как и современная индустрия красоты, знает немало примеров того, как различные фасоны корректируют тело, «несовершенное» с точки зрения актуальных канонов прекрасного. Это и специальные подушечки и подвязки, со времен Древнего Египта служившие для увеличения груци, и турнюры, и подплечники.
Одежда подчеркивает и скрывает тело. Мусульманские требования к костюму веками культивируют закрытость, максимальную непроницаемость костюмной оболочки для постороннего взгляда. Новоевропейская культура дозволяет немалую степень открытости, которая неоднократно становится предметом споров[1], однако не исчезает совсем. Более того, по утверждению Энн Холландер, «восприятие как чужой, так и своей собственной наготы опирается на присущее данной культуре чувство одежды»[2]. Одежда не только создает образ тела в его культурной оформленное™, но и совместно с изобразительным искусством оказывает влияние на восприятие его как природной данносги. Современная одежда, акцентирующая и в значительной мере обнажающая тело (хотя и не моделирующая его в той мере, в какой это делали, например, корсеты и кринолины), требует особого контроля над ним и усиливает значение дисциплинарных телесных практик, таких как диеты и фитнес.
Одежда становится одной из телесных практик, которая не только создает его статичный облик, но и определяет границы его возможностей. Так, кринолин в силу его конструктивных особенностей не позволял женщине опускать руки вдоль туловища, равно как и делать широкие шаги (ноги в области колен были связаны, что делало походку семенящей). Эти сугубо формальные ограничения быстро приобрели эстетическое и моральное значение, которое сохранялось некоторое время и после того, как кринолины вышли из моды. Сходным образом проникновение брюк в женский гардероб привело к появлению новых поз и стилей походки, призванных обозначать независимую, уверенную в себе женщину, а также к развитию многих спортивных и трудовых техник тела. Кроме того, одежда участвуег в перераспределении телесных канонов между полами. Вплоть до XX в. красивые ноги считались атрибутом исключительно мужской красогы, поскольку женские ноги были скрыты длинной юбкой. Ноги мужчины же всегда оставались на виду, а потому к походке, поклонам и танцевальным па в исполнении мужчин, а также к форме мужских ног предъявлялись куца более строгие требования, нежели к соответствующим телесным стандартам женщин[3]. И лишь после Первой мировой войны, когда юбки укоротились, стройные ноги пополнили список признаков женской привлекательности.
Как элемент телесности, одежда оформляет гендерную принадлежность человека, служа наиболее надежным способом идентификации. В юмористической форме эту идею выразил Бальзак. В его рассказе «Наивность» королевские дети рассматривают картину Тициана «Адам и Ева», и на вопрос брата: «А кто из них Адам?», — девочка отвечает: «Глупенький, как же можно это узнать, раз они не одеты»[4]. Действительно, на протяжении большей части истории культуры мужской и женский варианты одежды образовывали очевидную и социально значимую оппозицию. Вплоть до XX в. более внимательный взгляд мог также распознать по одежде, например, семейный статус ее обладателя. И даже в современной культуре, в которой господствует унисекс, сохраняются элементы или комбинации элементов, свойственные только мужчинам или только женщинам. В истории культуры сосуществуют два процесса: противопоставление мужского и женского костюма и взаимопроникновение элементов, проблематизирующее саму границу между полами. В первом случае с ролью одежды связаны многочисленные случаи успешных перевоплощений в представителей противоположного пола, сводящихся к переодеванию в мужское или женское платье соответственно. Второй вариант реализуется в уже упомянутом стиле унисекс, а также в постепенном присвоении женской модой деталей мужского костюма (брюк, пиджаков мужского покроя и т. п.).
Таким образом, одежда не просто служит комфортной оболочкой для тела, но и участвует в создании социального тела, формируя представления о физических возможностях и эстетических характеристиках тела физического.
- [1] Например, в XIX в. считалось неприличным обнажать щиколотки, надевать легкие платья на голое тело, однако кафешантанным певичкам предписывалась одежда с открытой спиной и высокими разрезами, открывавшими ногив трико телесного цвета.
- [2] Холландер Э. Взгляд сквозь одежду / пер. с англ. В. Михайлина. М.: Новое лит. обозрение, 2015. С. 12.
- [3] См. подробнее: Винсент С. Дж. Анатомия моды: манера одеваться от эпохи Возрождения до наших дней / пер. с англ. Е. Кардаш. М.: Новое лиг. обозрение, 2015.
- [4] См.: Бальзак О. Озорные рассказы. М.: Худ. лит., 1991.