Модели организационного поведения.
Влияние моделей организационного поведения на эффективность организации
Обсудите преимущества и недостатки каждой модели, сферу применимости моделей в современных условиях. Подберите в СМИ примеры организаций, использующих эти модели. Модель коллегиального управления или участия в управлении, основанная на вовлечении сотрудников в управление предприятием, в принятие решений различного уровня. Принятая в организации модель управления влияет на формирование… Читать ещё >
Модели организационного поведения. Влияние моделей организационного поведения на эффективность организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Модель — в широком смысле — это образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его «заместителя», «представителя»[1].
Модель — подобие какого-либо объекта или явления, где присутствуют определенные свойства данного объекта, существенные для создателя модели, для реализуемой им цели (анализа, совершенствования, изменения и т. п.) и могут отсутствовать многие другие свойства.
Для каждого из уровней эффективности организационного поведения есть множество моделей, отражающих те или свойства носителей данного уровня.
На индивидуальном уровне модели могут быть построены:
- • по психологическим особенностям человека (модель психики, модель мотивационной сферы человека и т. п.);
- • по выработанным аспектам поведения в организации (модель нормативного поведения, модель девиантного поведения);
- • по уровням развития потенциала и т. п.
На уровне группы, подразделения организации основой модели могут быть:
- • этап развития (степень зрелости группы);
- • особенности отношений в группе (модель неформальных коммуникаций, модель распределения ролей и т. д.);
- • выраженность важнейших характеристик (например, сплоченности и координированности).
На уровне организации в целом:
- • статические модели или структурные, описывающие системные взаимосвязи внутри организации;
- • динамические модели или процессные, описывающие реализацию различных организационных процессов и/или развитие организации в целом;
- • модели, связанные с проявлениями определенных особенностей организации (например, клиенто-ориентированной модели);
- • модели, основанные на особенностях руководства (ориентированные на внутреннюю среду фирмы).
Так, на основе классификации Р. Лайкерта выделяют 4 модели[2], ориентированные на классические стили управления, предложенные К. Левиным в 1936 году:
Модели, основанные на авторитарном стиле.
- • Модель «грубое принуждение» или деспотия, в основе которой жесткая централизованная власть и принуждение.
- • Модель «мягкое принуждение» или опека, в основе которой централизованная власть и бытовая забота о сотрудниках.
Модели, основанные на демократическом стиле.
- • Модель «поддержки» или умеренная демократия, основанная на поддержке развития профессионализма сотрудников и поощрении их инициативы в профессиональной области, частичном разделении ответственности между руководством и персоналом.
- • Модель коллегиального управления или участия в управлении, основанная на вовлечении сотрудников в управление предприятием, в принятие решений различного уровня.
В конце XXвека появились еще две модели организаций[3], основанные на наиболее современных подходах к управлению:
- • Развивающая модель или модель обучающейся организации, основанная на самоуправлении команд внутри организации, постоянном развитии профессионализма, потенциала сотрудников, а на этой основе организации в целом. (Эту модель соотносят с фанк-организациями.)
- • Гармонизирующая модель, ориентированная на самореализацию сотрудников, целостное развитие личности в деятельности. Каждый сотрудник рассматривается как прообраз (матрица) организации, в которой он работает. И на этой основе организации способны дробиться и создавать новые организации (фрактальная система или японская модель[4] «бунша»).
Принятая в организации модель управления влияет на формирование и использование моделей поведения сотрудников и групп во внутренней среде организации.
Практическое занятие
Обсудите преимущества и недостатки каждой модели, сферу применимости моделей в современных условиях. Подберите в СМИ примеры организаций, использующих эти модели.
- [1] Спивак В. Л. Организационное поведение. М., 2009.
- [2] Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб., 2000.
- [3] Одегов 10.Г., Комов В. В., Сидорова В.II. Организационное поведение вструктурно-логических схемах: учеб, пособие. М., 2007.
- [4] s Котельников В. Ю. ТепЗ: Новые бизнес-модели для новой эпохи быстрыхперемен, движимых инновациями. М., 2007.