Littera bastarda.
История письма в средние века
Очень своеобразно, как видно из приложенного факсимиле (№ 18 нашей таблицы. См. соотв. табл, у Steffens и Ргои), начертание букв М и N. Петля е совсем отскакивает от своего основания. Буква S превращается в четыре почти горизонтальные и почти параллельные резкие черты. Характерны для «письма святого Петра» инициалы и заставки. Эти последние плетутся из широких, кудрявых, резных листьев. Инициалы… Читать ещё >
Littera bastarda. История письма в средние века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Первый тип культивировала в особенности папская государственная канцелярия и канцелярия нунциатуры. Ему дано было своеобразное имя ecriture batarde — во Франции и bastardilla — в Испании, имя, объясняющееся тем, что в нем видели элементы готического письма на фоне круглого курсива. Бастарда получила самое широкое распространение в мире католических канцелярий XVII и XVIII вв., отчасти подчиняя своему влиянию и обиходное письмо. В польских и — унаследовавших их фонды — русских архивах, имеется значительное число документов, написанных бастардой, и ее общий вид хорошо знаком всякому, кто заглядывал в эти архивы. Это — иногда довольно крупное, иногда довольно мелкое, но всегда хорошо читаемое письмо, у которого все прямые обнаруживают тенденцию не только покоситься, но и слегка скругляться, отгибаясь вверху вправо.
Круговым движением справа налево пишутся — в других типах прямые — оси всех длинных букв: Ъ, d, h, f, I. Также оси большого Р и А изгибаются. Верхние загнутые вправо концы этих букв имеют справа некоторое утолщение (см. Steffens). Все это придает бастарде такой характерный вид, что ее невозможно смешать ни с каким иным письмом[1]. Она стала отчасти манерой работников ученых конгрегаций XVII и XVIII вв. Огромная масса копий тех исторических и церковных памятников, которые сделаны были в эти века рукой братьев ордена Иисусова и бенедиктинцами конгрегации св. Мавра, обличает, всецело или частично, влияние бастарды. Это как бы обычный шрифтовой спутник послетридентской церкви.
Littera sancti Petri
Но курия искала для своего торжественного языка более нарядного одеяния. В конце XVII в. в ней наблюдается, после периода простых вкусов: чистого гуманистического курсива и суховатой бастарды, новый взрыв графических претензий. Мы имеем в виду письмо, получившее в итальянском языке имя scrittura bollatica, в латинском littera sancti Petri. В отдельных образцах XVI в. намечается приближение к этой манере. Своего полного расцвета она достигает в канцелярии папы Александра VII (1689—1691). Scrittura bollatica узнается с первого взгляда. Все ее буквы откидываются налево. В ней почти вовсе нет волосных. Но ее характеризует смена резких, крутых нажимов и полных перерывов, с отнятием пера от бумаги, в силу чего отдельные элементы букв стоят изолированно, и вся буква как бы рассыпается на аггрегат нажимов.
Очень своеобразно, как видно из приложенного факсимиле (№ 18 нашей таблицы. См. соотв. табл, у Steffens и Ргои), начертание букв М и N. Петля е совсем отскакивает от своего основания. Буква S превращается в четыре почти горизонтальные и почти параллельные резкие черты. Характерны для «письма святого Петра» инициалы и заставки. Эти последние плетутся из широких, кудрявых, резных листьев. Инициалы первой и последней строки также формируются из букетов таких листьев, и имеют иногда преувеличенно-огромные размеры.
Это римское рококо (которое, если свыкнуться с несколькими совершенно определенными его особенностями, в конце концов не представляет больших трудностей) заранее, однако, признавалось малодоступным, и к нему обыкновенно прилагалась копия (transsumptum), написанная обычной бастардой. Scrittura bollatica продержалась до понтификата Льва XIII, который своим motu proprio от 29 декабря 1878 г. навсегда запретил ее употребление[2].