Организационная культура и организационный потенциал предприятия
Охранная функция состоит в создании барьера, ограждающего организацию от нежелательных внешних воздействий. Ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло. Обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб; Функция имиджа организации, формирует определенный имидж организации, отличающий… Читать ещё >
Организационная культура и организационный потенциал предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организационная культура. Характеристики и функции
Организационная культура — это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других. На практике организационная культура представляет собой набор традиций, ценностей, символов, общих подходов, мировоззрения членов организации, выдержавших испытание временем. Это в своем роде выражение индивидуальности данной компании, проявление ее отличий от других.
С.П. Роббинс предлагает рассматривать организационную культуру на основе десяти характеристик, наиболее ценящихся в организации1:
- 1. личная инициатива;
- 2. готовность работника пойти на риск;
- 3. направленность действий;
- 4. согласованность действий;
- 5. обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб;
- 6. перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников;
- 7. степень отождествления каждого сотрудника с организацией;
- 8. система вознаграждений;
- 9. готовность сотрудника открыто выражать свое мнение;
- 10. степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности.
Оценивая любую организацию по этим десяти характеристикам, можно составить полную картину организационной культуры, на фоне которой формируется общее представление сотрудников об организации. Носителями организационной культуры являются люди.
Организационная культура бывает:
- 1. явная-зафиксирована в документальной форме (правила, инструкции и нормы)
- 2. неявная — отражена в сознании человека, поддерживается традициями, верой.
- 3. экстравертная — обращенная во внешний мир, когда миссия находится вне области самой организации;
- 4. интравертная — обращенная внутрь самих себя.
Цель организационной культуры — помочь людям более продуктивно работать, получать удовлетворение от труда. Если человек находится в чуждой для него организационной культуре, его деятельность сковывается, ограничивается. И, наоборот, при соответствии организационной культуры фирмы и ценностных установок работника деятельность последнего активизируется, соответственно увеличивается эффективность. Таким образом, можно добиться получения синергетического эффекта.
Ценность организационной культуры заключается и в том, что она является мотивирующим фактором для сотрудников. Мотивация — позиция, предрасполагающая человека действовать специфическим, целенаправленным образом. Если рассматривать иерархию потребностей по А. Маслоу, то организационная культура будет удовлетворять потребность человека в социальном статусе и причастности, например, к делам компании, а также способствовать его самовыражению, что находится на самом высшем уровне пирамиды потребностей.
Организационная культура выполняет целый ряд функций:
- 1. Охранная функция состоит в создании барьера, ограждающего организацию от нежелательных внешних воздействий.
- 2. Интегрирующая функция — усиливает систему социальной стабильности в организации. Организационная культура — своего рода социальный клей, который помогает сплачивать организацию, обеспечивая присущие для нее стандарты поведения;
- 3. Регулирующая функция — является средством, с помощью которого формируются и контролируются формы поведения и восприятия, целесообразные с точки зрения данной организации;
- 4. Адаптивная функция выражается в чувстве общности всех членов организации;
- 5. Ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло.
- 6. Мотивационная функция — усиливает вовлеченность в дела организации и преданность ей;
- 7. Функция имиджа организации, формирует определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой.