Социальные вопросы и культура
Жизненный уровень населения начал постепенно расти. Однако намеченные экономические и социальные реформы захлебнулись. Серьезный удар по надеждам реформаторов нанесли трагические события в Венгрии в 1956 году. Но не последнюю роль сыграла и самоуверенность Никиты Сергеевича, его беспечность в вопросах теории и политической стратегии. «Хрущевизм» как концепция обновления социализма не состоялся… Читать ещё >
Социальные вопросы и культура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оглядываясь на путь, пройденный страной в 50-е -60-е годы, нельзя не обратить внимание на то, какая большая социальная программа была реализована в те годы. Так, например, по инициативе Хрущева впервые началось сооружение панельных и блочных жилых домов по типовым проектам на домостроительных комбинатах. Справедливо критикуемые ныне пятиэтажные панельные дома, так называемые «хрущевки», в свое время позволили переселить людей из бараков, подвальных помещений и коммунальных квартир. Название «Черемушки» стало знаменовать новый этап жилищного строительства. Именно Хрущеву принадлежала инициатива перехода на 7-ми часовой рабочий день для всех рабочих и служащих, а для тех, кто был занят в угольной и горнорудной промышленности на подземных работах, — на 6-ти часовой рабочий день. Была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями; сделаны решительные шаги в области упорядочения пенсионного обеспечения. Значительно были увеличены размеры минимальных пенсий, снижены неоправданно высокие пенсии. Было улучшено обеспечение престарелых и трудовое устройство инвалидов, которые без ущерба для здоровья смогли заниматься общественно полезным трудом. В период деятельности Хрущева страна установила широкие международные связи, открылись границы и для выезда советских людей за рубеж. В течение ряда лет наблюдалось улучшение дел в сельском хозяйстве, отсюда в торговой сети был приличный выбор продуктов питания и товаров народного потребления.
Жизненный уровень населения начал постепенно расти. Однако намеченные экономические и социальные реформы захлебнулись. Серьезный удар по надеждам реформаторов нанесли трагические события в Венгрии в 1956 году. Но не последнюю роль сыграла и самоуверенность Никиты Сергеевича, его беспечность в вопросах теории и политической стратегии. «Хрущевизм» как концепция обновления социализма не состоялся.
Если воспользоваться образом, который так любил главный оппонент Первого секретаря Мао Цзэдун, Хрущев ходил на двух ногах: одна смело шагала в новую эпоху, а другая безвылазно застряла в тине прошлого.
Вместе с тем в обстановке постоянного восхваления Хрущев нередко переоценивал свои возможности, вмешивался в решение вопросов, требующих профессиональной компетентности. Так, например, по инициативе Хрущева были пущены на металлолом крупные военные корабли. Когда во время визита в США ему показали большой авианосец, Хрущев заметил: «Военные корабли хороши лишь для того, чтобы совершать на них поездки с государственными визитами. А с точки зрения военной… теперь они лишь хорошие мишени для ракет.» Мы в этом году «пустили на слом свои почти законченные крейсера.» .
Негативные последствия имело вмешательство Хрущева в деятельность художественной интеллигенции. Очень часто он давал категорические оценки произведениям писателей, художников, кинематографистов, и эти оценки приводили к трагедиям, изломанным человеческим судьбам. Фильм М. Хуциева «Застава Ильича», по мнению Хрущева, утверждал «неприемлемые», чуждые для советских людей идеи и нормы общественной жизни. Замечательный поэт Б. Пастернак был исключен при Хрущеве из союза писателей. 5].
Сыграли свою роль в отношениях Хрущева с интеллигенцией и торопливость, стремление вмешаться в любой вопрос и быстро его решить. Тут он нередко оказывался игрушкой небескорыстных советчиков, а то и скрытых противников, готовивших его падение. Так, посещение Хрущевым художественной выставки в Манеже было спровоцировано специально подготовленной справкой. В ней мало говорилось о проблемах искусства, зато цитировались подлинные или придуманные высказывания литераторов, художников о Хрущеве, где его называли «Иваном-дураком на троне», «кукурузником», «болтуном». Заведенный до предела, Хрущев и отправился в Манеж, чтобы устроить разнос художникам. Незаслуженно были обруганы (подчас в прямом смысле этого слова некоторые талантливые мастера, часть из которых после этого на годы лишились возможности жить и работать в нормальных условиях. Уже потом, будучи отставлен, Хрущев горько раскаивался в содеянном, но повернуть время вспять не дано никому. Таким же приемом тайные противники Хрущева втравили его в историю с Б. Пастернаком, добились через него отстранения с поста президента АН СССР А. Несмеянова в угоду Лысенко, рассорили с многими представителями литературы, искусства, науки. Последующий опыт показал полную несостоятельность подобного рода оценок.