Средневековая философия.
История философии
Своеобразие средневековой философии — в ее связи с теологией, основанной на принципах откровения и монотеизма, которые были общими для иудаизма, христианства и мусульманства, но чуждыми античному религиозно-мифологическому мировоззрению. По этой причине средневековая философия начинается с момента, когда философия сознательно используется для обоснования теологии (патристика) и заканчивается… Читать ещё >
Средневековая философия. История философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Своеобразие средневековой философии — в ее связи с теологией, основанной на принципах откровения и монотеизма, которые были общими для иудаизма, христианства и мусульманства, но чуждыми античному религиозно-мифологическому мировоззрению. По этой причине средневековая философия начинается с момента, когда философия сознательно используется для обоснования теологии (патристика) и заканчивается, когда союз между философией и теологией распадается (схоластика). Это означает, что история средневековой философии начинается с I—II вв. и заканчивается в XV в.
Раннее христианство (XII в. до н.э. — II в. н.э.) — формирование христианской догматики: договор Бога с еврейским народом (Ветхий Завет), договор Бога со всеми народами (Новый Завет). Ведущая идея — истины веры выше истин разума и противоположны им.
Согласно Библии, земной мир сотворен Богом из «ничего» (идея креационизма). При этом Бог и мир принципиально различны. Бог — причина мира, его благо и цель, источник всякой мудрости. Бог непознаваем, может быть предметом только веры. Мир — несовершенное создание в сравнении с Богом, множество единичных, самих по себе не связанных вещей, место наказания и испытания человека.
Библия породила и оставила нерешенными множество фундаментальных теоретических антитез: вера — знание, совершенное — несовершенное, благо — зло, необходимость — свобода воли, единое — множественное, душа — тело.
В зависимости от этапов синтеза христианской догматики с философией выделяют два крупных периода средневековой философии — патристику и схоластику.
Патристика (I—VIII вв., от лат. pater — отец) — период объединения отцами церкви христианской догматики с философией Платона. Ведущая идея патристики — истины веры выше истин разума, но им не противоположны. Основные мыслители этого периода — Филон Александрийский и Аврелий Августин.
Схоластика (IX—XV вв., от лат. scholasticus — школьный) — период «университетского» философского обоснования христианской догматики. Философия Аристотеля была официально признана более богоугодной, чем философия Платона. Ведущая идея схоластики — истины веры выше истин разума, но они автономны. Основные мыслители этого периода — Фома Аквинский, Дунс Скот и Уильям Оккам.
Схема 3.7. Средневековая философия: общая характеристика.
Ведущая проблема всей средневековой философии — согласование Священного Писания (Библии) с научным и философским знанием, превращение теологии в высший вид знания о мире.
Схоластов часто делят на направления в зависимости от того, как они отвечают на вопрос «Где и как существуют общие понятия (универсалии, формы вещей)?».
- • Реалисты — универсалии, будучи мыслями Бога и прообразами вещей, существуют до вещей и вне вещей как их прообразы и причины.
- • Номиналисты — универсалии существуют в уме в виде простых знаков (имен) классов сходных вещей.
- • Концептуалисты — универсалии существуют в уме в виде понятий, отражающих существеннее свойства вещей.
Филон Александрийский (25 до н.э. — 50 н.э.) — иудейский богослов и философ, испытавший сильное влияние греческой философии. Жил в египетском городе Александрии, основанном Александром Македонским. «Настоящий отец христианства», по словам Бруно Бауэра [(1809—1882) — немецкий философ, историк и критик христианства]. Первый теолог, попытавшийся с позиций философии пифагорейцев, стоиков и Платона рационалистически истолковать Ветхий Завет.