Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гносеологические проблемы социальной философии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особо важное значение для социального познания имеет его незримая органическая связь с гносеологией как одним из фундаментальных разделов философии. Мы помним, что в гносеологии выделяются четыре важнейших направления общефилософского познания, к которым относятся иррационализм, рационализм, эмпиризм и сенсуализм. Эти четыре философских направления в познании трансформируются в специфические… Читать ещё >

Гносеологические проблемы социальной философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В чем специфика социального познания?

Предметом социального познания выступает сфера человеческой деятельности в многообразных формах ее общественного проявления. Социум — самый сложный объект познания, так как представляет высшую форму развития материального мира, которая преобразует себя со временем в духовных, культурных и моральных областях своего существования. Кроме того, на жизнедеятельность социума влияют такие факторы, как климатический, географический, исторический, политический, ментальный и т. п. Все это делает общественную жизнь настолько сложной и многообразной, что обнаружить в ней определенные закономерности очень трудно. А между тем, приступая к социальному познанию, выделим две сферы, которые тесно связаны друг с другом. Это область объективного становления социума, которая может быть представлена социальными и общественными законами; и область субъективного становления, где преобладают индивидуальные интересы, цели и намерения. Оговоримся сразу, что чрезмерное увлечение и концентрация внимания на одной из этих областей приведет к деформированному знанию об обществе в виде двух крайностей. В первом случае социум будет натурализироваться, во втором — психологизироваться. Рассмотрим эти крайности подробнее.

Натурализм, не видя различий между социальным и естественно-научным познанием, фактически отождествляет их друг с другом. Подобный прием есть абсолютизация роли естественных наук, выступающих образцом для подражания в процессе социального познания. Психологизм стирает, различия между социумом и сознанием человека, полагая, что всякое общество есть высшая форма материализации психических механизмов человека, а все, что создано людьми, есть опредмеченная в общественных связях свобода.

Следующей особенностью социального познания выступает его ориентированность на процессы. Главный интерес здесь — динамика, а не статика социальных явлений. В связи с тем, что общество лишено стационарных состояний, особую значимость приобретает принцип историзма — изучение социальных явлений в их возникновении, развитии и преобразовании.

Очередной особенностью социального познания становится включенность субъекта в предмет знания. Отвлечься от субъекта здесь нельзя, ибо именно он играет главную роль в общественной жизни. Поэтому одной из задач выступает постижение чужого «Я» как носителя субъективно-деятельного начала.

Особо важное значение для социального познания имеет его незримая органическая связь с гносеологией как одним из фундаментальных разделов философии. Мы помним, что в гносеологии выделяются четыре важнейших направления общефилософского познания, к которым относятся иррационализм, рационализм, эмпиризм и сенсуализм. Эти четыре философских направления в познании трансформируются в специфические формы социального познания, каждая из которых является продолжением основных разделов гносеологии. Так, сенсуализм находит свое продолжение в методе социального наблюдения. Эмпиризм преобразуется в социальном познании в социальный эксперимент (инженерию). Рационализм чаще всего приобретает формы социального моделирования. А иррационализм обнаруживает себя, например, в социальном предвидении. Рассмотрим эти методы социального познания несколько подробнее.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой