Характеристика малого бизнеса в России на современном этапе
Малые предприятия разрабатывают и доводят до стадии промышленного образца большинство нововведений. На решение таких задач малые фирмы затрачивают в 4 раза меньше времени, чем крупные предприятия. При определении налогооблагаемой прибыли исключается прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий; В конце… Читать ещё >
Характеристика малого бизнеса в России на современном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Первый этап современного малого предпринимательства начался в конце 1987 г. С принятием соответствующего законодательства в России стали активно развиваться производственные кооперативы, число которых составило на 1 января 1991 г. 132 тыс. К малым предприятиям относились в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предприятия со среднесписочной численностью работников, не превышающей 200 человек: в промышленности и строительстве предельная численность — до 200 человек, в науке и научном обслуживании — до 100 человек, в других отраслях производственной сферы — до 50 человек, в непроизводственной сфере — до 15 человек.
В конце 1993 г. в связи с приватизацией и разгосударствлением число малых предприятий увеличилось по сравнению с 1991 г. в 6,5 раз и составило 440 тысяч предприятий.
Существенные изменения в организацию работы малых предприятий внесла Государственная Дума в 1995 г. Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Изменен ценз по численности работающих и дополнительные критерии для отнесения предприятий к категории малых: в промышленности и строительстве с 200 до 100 человек, в науке и научном обслуживании — со 100 до 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании — с 15 до 30 человек, непроизводственной сфере — с 15 до 50 человек.
В начале 1995 г. в России насчитывается 896,9 тыс. предприятий малого бизнеса. Для создания эффективной конкурентной среды оптимальным было бы доведение числа субъектов малого предпринимательства до 3,5 млн., т. е. увеличение почти в 4 раза. На малых предприятиях производится приблизительно 12% валового выпуска продукции России, балансовая прибыль составляет 1/3 от прибыли во всех сферах экономики.
Наиболее отрицательно влияет на развитие малого бизнеса отсутствие твердой законодательной и нормативной базы, а также многочисленные и непомерно высокие налоги: с каждого рубля прибыли предпринимателю остается лишь 10−15 копеек.
Малый бизнес более восприимчив к нововведениям, чем крупные корпорации: он может быстро перестраивать производство, внедрять оригинальные идеи. Из-за ограниченности финансовых средств малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке технических проектов.
В странах с развитыми рыночными отношениями имеются механизмы стимулирования рисковых инициатив, активной поддержки организации и деятельности рискового (венчурного) предпринимательства за счет аккумулирования из различных источников финансовых средств под прогрессивные научно-технические проекты.
Малые предприятия разрабатывают и доводят до стадии промышленного образца большинство нововведений. На решение таких задач малые фирмы затрачивают в 4 раза меньше времени, чем крупные предприятия.
Государственная поддержка малого предпринимательства в регионах включает:
- 1) финансовое субсидирование;
- 2) льготное кредитование и гарантирование кредитов;
- 3) представление льгот по местному налогообложению;
- 4) передачу малым предприятиям части государственного имущества, ноу-хау, технических лицензий из подведомственного региону госсектора;
- 5) участие государства в соучредительстве новых предприятий;
- 6) обеспечение дефицитным сырьем и материалами;
- 7) предоставление региональных госзаказов;
- 8) упрощение регистрации и лицензирования;
- 9) юридический и экономический консалтинг.
В законе Государственной Думы от 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» включены следующие льготы:
- а) при определении налогооблагаемой прибыли исключается прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий;
- б) в первые два года работы не уплачивают налоги на прибыль предприятия по производству и переработке сельхозпродукции, производству товаров народного потребления, при условии, если выручка от данных видов деятельности превышает 70% общей выручки от реализации продукции (работ, услуг).