Введение.
Обучение пересказу детей дошкольного возраста
Одним из самых дискуссионных направлений в вопросе приобщения детей к чтению во все времена было и остается изучение круга чтения дошкольника. Иногда приходится сталкиваться с непрофессиональным подходом к организации работы по приобщению детей к литературе: ограничение круга чтения десятком имен авторов и названий художественных произведений, слабое представление о назначении литературы… Читать ещё >
Введение. Обучение пересказу детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Дошкольное детство — период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный литературный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками дошкольников.
Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. К сожалению, в методической литературе почти не уделяется внимания пересказу. В учебных пособиях рассматриваются все основные вопросы развития речи детей дошкольного возраста, при этом проблема обучения пересказу освещается недостаточно.
Актуальность нашего исследования подтверждается тем фактом, что образовательная практика показывает, что даже опытные воспитатели нередко испытывают затруднения в организации занятий по пересказу. Ситуация усложняется еще и тем, что некоторые современные программы для детских садов предоставляют педагогу право выбора литературного произведения для чтения, пересказа, заучивания наизусть. Таким образом, целесообразно рассмотреть как теоретические методические, так и практические аспекты развития навыков пересказа у дошкольников.
Теоретические аспекты обучения пересказу дошкольников
Одним из самых дискуссионных направлений в вопросе приобщения детей к чтению во все времена было и остается изучение круга чтения дошкольника. Иногда приходится сталкиваться с непрофессиональным подходом к организации работы по приобщению детей к литературе: ограничение круга чтения десятком имен авторов и названий художественных произведений, слабое представление о назначении литературы. Отсутствие грамотной методики в дальнейшем может стать также причиной неуважения ребенка к книге и отставания в развитии речи. Обучение пересказу — нелегкая задача, которая ставит перед педагогом много вопросов:
Какие требования существуют к тексту для пересказа?
Какие литературные жанры целесообразно использовать на занятиях по пересказу?
Каким по объему должно быть литературное произведение?
Какое влияние оказывают содержание, композиция, язык выбранного произведения на качество детского пересказа?
Как должна строиться работа по обучению пересказу?
Какие приемы обучения пересказу необходимо использовать и в какой возрастной группе?
Какое влияние занятия по пересказу оказывают на речевое и умственное развитие ребенка? [11].
Попробуем разобраться во всех этих вопросах и ответить на них с точки зрения современной методики и с учетом многолетней практики.
Требования к литературному тексту для пересказа представлены ниже.
Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем:
- — полноценное и доступное содержание;
- — разнообразие жанров;
- — четкая композиция;
- — простой, но богатый язык;
- — небольшой размер.
Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).
Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие («Лиса и кувшин») и длинные («Гуси-лебеди») — у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.
Для старших групп можно рекомендовать следующие художественные произведения: авторские и народные сказки: «Еж» А. Н. Толстого, «Умей обождать» К. Д. Ушинского, «Кораблик» В. Г. Сутеева, «Котик Петрик и мышка» (белорусская народная сказка), «Как лисичка бычка обидела» (эскимосская народная сказка), «Заяц и черепаха» (ингушская народная сказка); рассказы русских, советских и зарубежных писателей: «Котенок» Л. Н. Толстого; «Как мальчик Женя научился говорить букву «р», «Почему Тюпа не ловит птиц» Е. И. Чарушина; «Ракета» В. Бороздина; «К морю» (из книги «Любопытные») Г. Я. Снегирева; «Про снежный колобок» Н. Калининой; «Крапива» (из книги «Моя семья») Д. Габе [3, c. 36].
Стихотворение не годится для пересказа — не следует нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования. Опыт показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.
Анализ пересказа разнообразных прозаических текстов, длинных и коротких, сложных и простых, демонстрирует, что дети по-разному передают их содержание.
Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия.
Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное в произведении.