Введение.
Восстание Кенесары Касымова (1837-1847): национально-освободительное движение или "протест восстановления"?
Другая интерпретация восстания изображает восстание Кенесары как «протест сохранения» и «протест восстановления» — усилия направлены на восстановление исторического прошлого казахов, которое было разрушено колониализмом. Эти две интерпретации не обязательно должны противоречить друг другу. По мнению некоторых историков, национально-освободительное движение было необходимым условием для… Читать ещё >
Введение. Восстание Кенесары Касымова (1837-1847): национально-освободительное движение или "протест восстановления"? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В истории каждой нации есть некоторые ключевые периоды, которые привлекли внимание поколений исследователей. Историки считают, что Великая революция Франции, подъем Гитлера в Германии, и революция большевиков в России являются одними из самых важных событий этих стран, следовательно, эти события наиболее изучаемы в науке. Разные интерпретации этих событий, определивших судьбы людей на протяжении десятилетий и даже в течение многих столетий, вызывают горячие споры среди ученых.
Похожее событие — восстание казахского султана Кенесары Касымова (1837−1847) — считается одним из самых важных событий в истории Казахстана. И казахстанские, и западные историки определяют десятилетнюю борьбу Кенесары против русской колонизации как величайший вызов Русскому авторитету и самым важным событием в истории Казахстана в девятнадцатом веке. Историки и публицисты обычно изображают Кенесары как первого казахского националиста, который поднял народ степи в их борьбе за независимость. Кроме того, определение характера восстания проливает свет на два важных вопроса казахстанской дореволюционной истории: встретили ли казахи с энтузиазмом включение Казахстана в состав Российской империи; и какие последствия привело это событие для казахского народа. Как выше упомянутые события в европейской истории, восстание Кенесары произвело отчетливые, но зачастую противоречивые интерпретации.
Те, кто поддерживал идею включения Казахстана как принужденную оккупацию казахских земель Русской армией и казаками, и геноцид казахского населения, который принесло это событие, использовали восстание Кенесары Касымова в качестве примера казахской национально-освободительной борьбы против захватчиков с севера. Эта интерпретация направлена на достижение двух целей. Во-первых, для использования восстания, как усилие национально-освободительного движения, чтобы продемонстрировать, что взятие казахской Орды в состав Российской империи не было добровольно. Во-вторых, для того, чтобы подтолкнуть читателя к выводу, что казахский народ сформировался давно (не в результате советского национального строительства политики). А так как национально-освободительное движение не может существовать без национальных стремлений его участников, это и нашло свое проявление в восстании Кенесары. Эти соображения сделали описание восстания «почти мифологическими пропорциями в казахской историографии» .
Другая интерпретация восстания изображает восстание Кенесары как «протест сохранения» и «протест восстановления» — усилия направлены на восстановление исторического прошлого казахов, которое было разрушено колониализмом. Эти две интерпретации не обязательно должны противоречить друг другу. По мнению некоторых историков, национально-освободительное движение было необходимым условием для восстановления традиционных казахских политических, социальных и экономических структур, которые были под угрозой исчезновения во время колониальной политики России. В соответствии с этими историками, основной целью Кенесары было вернуть «славные времена» из Казахского ханства, что было невозможно без восстановления их традиционного суверенитета.
В этой статье я постараюсь интерпретировать эти две идеи природы восстания. Я утверждаю, что восстание во главе с Кенесары было ни «национально-освободительным» бунтом, ни «протестом за восстановление». Цель была не вернуться в «старые добрые дни», а создание нового типа государства без прецедентов в истории казахов. Для того, чтобы продемонстрировать это, я исследую состав повстанцев и политику Кенесары, которую он вел на его территории. Моя интерпретация восстания изображает Кенесары как «реформатора», а не «традиционалиста». Эта интерпретация объясняет, почему это восстание не получило массовую поддержку, а встретило сопротивление среди многих казахов.
Исследование российской политики по отношению к народу степи не является основной целью этой статьи по двум причинам. Во-первых, тема влияния Российской легитимности на развитие в степи в первой половине девятнадцатого века так велика, что она заслуживает отдельного рассмотрения. Во-вторых, восстание Кенесары было вызвано в первую очередь внутренними, а не внешними, факторами. Я думаю, что внутренние факторы восстания доминируют над внешними по двум причинам. Во время восстания, влияние России на развитие в степи было очень ограничено. Кроме того, мятежи такого объема происходили задолго до того, как Казахская степь была включена в состав Российской империи.