Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ценностные ориентации как внутренние ориентиры поведения и деятельности субъекта и объекта управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идеалы как обобщенные ценностно-нормативные образы должного будущего, сформировавшиеся в результате предельно широкого обобщения жизненного опыта человека, определяя личностную значимость его потребностей, интересов, стремлений в контексте индивидуального развития, ориентируют человека среди объектов внешнего мира. Система ценностных ориентаций определяет общую направленность на цели и средства… Читать ещё >

Ценностные ориентации как внутренние ориентиры поведения и деятельности субъекта и объекта управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие «ценностные ориентации»

Определяя линию своей деятельности и поведения, участники процесса управления опираются на ряд внешних ориентиров их активности, основными из которых являются:

  • а) требования социума, выражающиеся в социальных ценностях, нормах и ожиданиях;
  • б) особенности групповой деятельности, а также общегрупповые цели и задачи, которые вызывают необходимость разделения обязанностей, а значит, возникновение разных социальных позиций и ролей (см. гл. 2).

Однако если человек учитывает в основном внешние ориентиры, то его поведение не выходит за рамки реактивного поведения (см. гл. 1). Чтобы активно воздействовать на социальную среду, подчиняя ее своим потребностям и преобразуя в соответствии с собственными целями, участники процесса управления должны обладать, как показано выше, развитой субьектностью. В этом случае основными ориентирами их деятельности и поведения станут внутренние личностные образования: жизненные смыслы, идеалы и личностные ценности.

Каждое из этих личностных образований имеет собственные функции в регуляции деятельности и поведения человека.

Жизненные смыслы, отражая пристрастное, индивидуализированное отношение человека к миру и определяя личностную значимость его побуждений и поступков в контексте жизненного пути в целом, ориентируют человека в его внутреннем мире.

Идеалы как обобщенные ценностно-нормативные образы должного будущего, сформировавшиеся в результате предельно широкого обобщения жизненного опыта человека, определяя личностную значимость его потребностей, интересов, стремлений в контексте индивидуального развития, ориентируют человека среди объектов внешнего мира.

Личностные ценности как явные или неявные концепции должного или желаемого, выступают в качестве критериев, на основании которых человек оценивает какой-либо предмет или явление и оправдывает и защищает сделанный поведенческий выбор; определяют типы, средства и цели его поведения.

Однако жизненные смыслы, идеалы и особенно личностные ценности начнут действительно регулировать деятельность и поведение человека, только в том случае, если у него будут сформированы соответствующие ценностные ориентации.

Ценностные ориентации можно рассматривать как отношение личностных ценностей к потребностям, мотивам, целям или как субъективную реальность, которая возникает, когда человек, осознав и разрешив то или иное ценностное противоречие, определяет личностную значимость и статус своих ценностей, т. е. осуществляет ценностную ориентировку. Ценностные ориентации обладают такими свойствами, как относительная устойчивость и положительная окрашенность, и реализуются в конкретных действиях и поведении индивида. Таким образом, ценностная ориентация отличается от ценности прежде всего наличием обязательного активного деятельного начала личности, установки на реализацию ценности в определенной позиции.

Система ценностных ориентаций определяет общую направленность на цели и средства деятельности в гой или иной сфере. Через ценностные ориентации проявляется отношение человека к окружающей реальности, которое формирует его поведение, характер деятельности, способы саморазвития. Система ценностных ориентаций:

  • 1) является основой межличностных и внутриличностных отношений, влияющих как на связь с социумом, так и на характер самооценок;
  • 2) приобщает человека к системе норм и ценностей данной социальной среды;
  • 3) способствует самоутверждению личности, реализации ее дарований, социальных ожиданий;
  • 4) обеспечивает гармонизацию внутреннего мира личности, систематизацию ее знаний, норм, стереотипов.

В многочисленных определениях рассматриваемого понятия имеются ссылки на то, что ценностные ориентации действуют на уровне и сознания, и подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Именно ценностные ориентации человек принимает в качестве внутреннего источника своей активности, ориентира, задающего направление жизненного пути и основного двигателя своего поведения и развития.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой