Музейная экспозиция.
Музееведение
Рис. 5.4. Метафорическое пространство в музее В. В. Терешковой «Космос женщины XX века"2. Научность (научная объективность) — соответствие строгой научной достоверности; 1] URL: http://cmaf.rU/upload/resizer2/l_Upload_iblock_c6d_c6de27f24da3c570e755 81aca70161bc. jpg? cache=Y (дата обращения: 24.10.2018). В теории музеологии описываются принципы, отличающие музейную экспозицию: Рис. 5.7… Читать ещё >
Музейная экспозиция. Музееведение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как сердце скрывается в теле человека, так и хранимые музейные предметы находятся в запасниках. Но общественный интерес требует выделения из числа предметов особой группы объектов для публичного обозрения — экспонатов. Совокупность экспонатов формирует «лицо» музея — постоянную и временные экспозиции.
(!) Экспозиция: в узком значении — совокупность выставленных к обозрению посетителей объектов, в широком значении — выставка. Термин произошел от лат. expositio — рассказ, объяснение, повествование.
Помимо оригинальных предметов в экспонаты включаются специально созданные объекты: реплики, копии, слепки, макеты, реконструкции, голограммы, муляжи, модели.
Выделяют различные виды экспозиции:
- — тематическая: разнотипные экспонаты, объединенные общей темой (например, декоративно-прикладное искусство Дагестана — керамика, вышивка, оружие, резьба по дереву);
- — систематическая (рис. 5.1): экспонаты одного типа, расположенные в соответствии с классификацией (например, каменные топоры по хронологическому признаку или насекомые одного семейства);
- — историко-хронологическая: часто встречающийся подвид систематической экспозиции, рассматривающий сюжет во временной динамике (эволюция иконописи Русского Севера);
- — ансамблевая (рис. 5.2): предметы, объединенные в интерьернобытовую «сцену» с учетом архитектурных особенностей памятника (монашеская келья, купеческая лавка, рабочий кабинет ученого и т. д.);
- — ландшафтная: приоритет — природно-ландшафтный комплекс (например, парковая скульптура);
- — экспозиция под открытым небом (рис. 5.3);
- — проблемная: постановка открытой научной проблемы, формирование собственной позиции посетителя (скажем, неизбежность революции 1917 года);
- — метафорическая (образная) (рис. 5.4): передача концепции через образный ряд отвлеченных образов, связанных единой идеей.
Рис. 5.7. Систематический принцип в экспозиции насекомых. Ярославский
музей-заповедник1
Рис. 5.2. Ансамблевая экспозиция. Фото любезно предоставлено ЕМЦТ.
1 URL: http://www.yarmp.yar.ru/wp-content/uploads/2013/04/Sixlegs_owners6.jpg (дата обращения: 24.10.2018).
Рис. 5.3. Авиационная экспозиция под открытым небом. ЦМВС1.
Рис. 5.4. Метафорическое пространство в музее В. В. Терешковой «Космос женщины XX века»2.
(!) Метафора —литературный и художественный прием, использующий переносное значение образа (предмета) для возникновения ассоциативной связи. Под последней обычно понимается особенность человеческого сознания, при которой один объект через различные символьно-знаковые механизмы переводит внимание к другому. Обычно в определенной культуре есть набор общих ассоциаций, понятных каждому члену сообщества.[1][2]
В теории музеологии описываются принципы, отличающие музейную экспозицию:
- — научность (научная объективность) — соответствие строгой научной достоверности;
- — предметность — опора на подлинники, ожидание эмоциональной реакции от взаимодействия посетителя с подлинными музейными предметами;
- — коммуникативность — ориентация на различные группы посетителей, многозначность, возможность каждому найти свой взгляд.
Проектирование и построение экспозиции — творческая междисциплинарная работа, требующая отлаженного взаимодействия внутри музейного коллектива. Рассмотрим подробнее технологические аспекты экспозиционной деятельности.