Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика и методология расчетно-кассового обслуживания клиентов банка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По истечении установленного в организации срока для выдачи заработной платы и прочих выплат, кассир обязан в конце платежной ведомости указать итоговые выплаченные и депонированные (подлежащие выплате, но не выплаченные, а принятые на хранение до востребования) суммы, произвести сверку с общим итогом, подписать ведомость и в кассовую книгу записать фактически выплаченную сумму. Ведомость должна… Читать ещё >

Методика и методология расчетно-кассового обслуживания клиентов банка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характеристика нормативной базы, регулирующей расчетно-кассовые операции

Компетенцию по организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, а также функции по определению порядка ведения кассовых операций законодатель возложил на Банк России (статья 34 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Нормативными правовыми документами, регулирующими наличное денежное обращение в Российской Федерации и определяющими порядок ведения кассовых операций, являются:

  • — «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 5 января 1998 года № 14-П (утверждено Советом директоров Банка России 19 декабря 1997 года, протокол № 47);
  • — «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержден Решением Совета Директоров ЦБ Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 40 (Письмо ЦБ Российской Федерации от 4 октября 1993 года № 18 «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации») (Далее Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации).

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации содержит общие положения о порядке ведения кассовых операций и устанавливает процедурные правила по следующим разделам:

  • — прием, выдача наличных денег и оформление кассовых документов;
  • — ведение кассовой книги и хранение денег;
  • — ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины.

Центральный Банк Российской Федерации (далее ЦБ РФ) в соответствии с предоставленными полномочиями устанавливает некоторые условия денежного обращения и разъясняет особенности применения в практической деятельности положений «Порядка ведения кассовых операций», например — смотрите:

  • — Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 года № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке»;
  • — Письмо ЦБ РФ от 17 февраля 1994 года № 14−4/35 «О разъяснениях по применению «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации»;
  • — Письмо ЦБ РФ от 16 марта 1995 года № 14−4/95 «О разъяснениях по отдельным вопросам «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» и условий работы с денежной наличностью».

Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает и утверждает положения о ведении бухгалтерского учета и правила ведения учета хозяйственных операций, обязательные для применения всеми организациями (кроме Центрального Банка Российской Федерации и кредитных организаций), находящимися на территории Российской Федерации.

Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат Российской Федерации — федеральный орган, участвующий в пределах своих полномочий в регулировании бухгалтерского учета) утверждает унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых.

Нормативная правовая база.

Компетенцию по организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, а также функции по определению порядка ведения кассовых операций законодатель возложил на Банк России (статья 34 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Нормативными правовыми документами, регулирующими наличное денежное обращение в Российской Федерации и определяющими порядок ведения кассовых операций, являются:

  • — «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 5 января 1998 года № 14-П (утверждено Советом директоров Банка России 19 декабря 1997 года, протокол № 47);
  • — «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержден Решением Совета Директоров ЦБ Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 40 (Письмо ЦБ Российской Федерации от 4 октября 1993 года № 18 «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации») (Далее Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации).

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации содержит общие положения о порядке ведения кассовых операций и устанавливает процедурные правила по следующим разделам:

  • — прием, выдача наличных денег и оформление кассовых документов;
  • — ведение кассовой книги и хранение денег;
  • — ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины.

Центральный Банк Российской Федерации (далее ЦБ РФ) в соответствии с предоставленными полномочиями устанавливает некоторые условия денежного обращения и разъясняет особенности применения в практической деятельности положений «Порядка ведения кассовых операций», например — смотрите:

  • — Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 года № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке»;
  • — Письмо ЦБ РФ от 17 февраля 1994 года № 14−4/35 «О разъяснениях по применению «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации»;
  • — Письмо ЦБ РФ от 16 марта 1995 года № 14−4/95 «О разъяснениях по отдельным вопросам «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» и условий работы с денежной наличностью».

Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает и утверждает положения о ведении бухгалтерского учета и правила ведения учета хозяйственных операций, обязательные для применения всеми организациями (кроме Центрального Банка Российской Федерации и кредитных организаций), находящимися на территории Российской Федерации.

Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат Российской Федерации — федеральный орган, участвующий в пределах своих полномочий в регулировании бухгалтерского учета) утверждает унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций.

О содержании некоторых понятий, используемых при осуществлении кассовых операций.

Содержание понятия «операция», в широком смысле применительно к теме настоящей работы, можно обозначить как действие, направленное на выполнение некоторой задачи (финансовой, кредитной, производственной, торговой, страховой и тому подобных).

Говоря о кассовых операциях, всегда подразумеваются действия, связанные с платежами, осуществляемыми путем наличных расчетов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 75), законодатель признает рубль законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации (статья 140 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ)), а также включает деньги в перечень объектов гражданских прав (статья 128 ГК РФ).

Наличные расчеты — это расчеты, в которых реально участвуют наличные деньги, и, которые могут быть произведены в одной-единственной форме — путем их передачи во исполнение какого-либо гражданско-правового обязательства.

Размер наличных расчетов

Гражданское законодательство, устанавливая общие правила осуществления наличных расчетов, использует дифференцированный подход в зависимости от того, кто является субъектом таких расчетов (статья 861 ГК РФ).

Граждане вне собственной предпринимательской деятельности могут осуществлять наличные расчеты между собой или с юридическими лицами без ограничений.

При осуществлении предпринимательской деятельности граждане могут производить наличные расчеты между собой или с юридическими лицами, но в соответствии с законодательными предписаниями.

Юридические лица вправе производить расчеты между собой в наличной форме в тех случаях, когда это не запрещено законом.

Руководствуясь решением Совета директоров ЦБ РФ, Центральный Банк России установил предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей (Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 года № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке»). При этом официально разъяснено в Письме ЦБ РФ от 2 июля 2002 года № 85-Т, МНС Российской Федерации от 1 июля 2002 года № 24−2-02/252 «По вопросам осуществления расчетов между юридическими лицами наличными деньгами», что расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам по одному договору, не могут превышать предельный размер расчетов наличными деньгами.

Кроме того, за превышение размера наличных расчетов предусмотрена административная ответственность — смотрите статью 15.1 Кодекса Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), а именно, ответственность ввиде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Кассовые операции, как разновидность финансовых операций это:

  • — операции со счетными деньгами, которые совершаются хозяйствующими субъектами с целью получения денежных средств,
  • — операции по приему и выдаче денег из касс организаций, банка.

Кассовые операции оформляются приходными (расходными) ордерами и другими бухгалтерскими документами, подписанными руководителем и главным бухгалтером организации.

Документация бухгалтерского учета — совокупность материальных носителей информации, составляемая организацией по установленным требованиям в ходе ведения бухгалтерского учета, включающая в себя:

  • — первичные учетные документы,
  • — сводные учетные документы,
  • — регистры бухгалтерского учета,
  • — данные внутренней бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский документ — письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственных операций, право на их совершение или устанавливает материальную ответственность работника за доверенные ему ценности.

Бухгалтерские документы различают:

  • — по назначению (распорядительные, оправдательные, бухгалтерского оформления);
  • — по порядку составления (первичные, сводные);
  • — по содержанию хозяйственных операций (материальные, денежные, расчетные);
  • — по способу отражения операций (разовые, накопительные);
  • — по месту составления (внутренние и внешние):

внутренний документ — документ, который составляется и обращается внутри организации: накладные на внутреннее перемещение товарно-материальных ценностей, расчетно-платежные и платежные ведомости на выдачу заработной платы, товарные отчеты, авансовые отчеты подотчетных лиц),.

внешний документ — документ, поступивший от другой организации или направляемый в другую организацию: товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, доверенности, платежные поручения и тому подобные);

— по форме заполнения (заполненные вручную, составленные с применением автоматизированных систем).

Денежный документ — документ, показывающий движение денежных средств. С помощью денежных документов учитываются кассовые и банковские операции. К денежным документам относятся: чеки, банковские выписки, кассовые приходные и расходные ордера, квитанции о приеме денег и тому подобные.

Кассовая книга — составленные по определенной форме учетные ведомости, в которых отражаются операции с наличными деньгами; учитываются поступления и выдача денег.

Кассовый ордер — денежный документ, по которому осуществляется и которым оформляется кассовая операция по приему (приходный) и выдаче наличных денег (расходный) кассой организации.

Обязательное требование к бухгалтерским документам — наличие реквизитов, обеспечивающих документам юридическую силу:

  • — наименование,
  • — дата составления,
  • — наименование организации, от имени которой составлен документ,
  • — содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении,
  • — наименования и подписи должностных лиц, ответственных за совершение и правильное оформление хозяйственной операции.

О порядке ведения кассовых операций.

Учитывая требование Центрального Банка России — всем «хозорганам» применять обязательные правила кассовых операций, а также ввиду их (правил) важности и достаточно подробного изложения в нормативном правовом акте, авторы считают необходимым привести в настоящей книге текст документа — «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации», включающего в себя следующие разделы:

  • 1. Общие положения;
  • 2. Прием, выдача наличных денег и оформление кассовых документов;
  • 3. Ведение кассовой книги и хранение денег;
  • 4. Ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины.

Выдачи наличных денег из касс банков на закупку сельхозпродукции у населения осуществляются без ограничения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 845 ГК РФ банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Целевое использование полученных предприятием денежных средств проверяется обслуживающим учреждением банка в последующем порядке при выходе на место по вопросам соблюдения предприятиями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

Основанием для определения обоснованности расходования предприятиями денежных средств на указанные цели и их подтверждением могут служить смета затрат, устав, положение, решение о создании предприятия или договор учредителей, лицензии на осуществление отдельных видов деятельности и другие документы, договоры (контракты), отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных для закупки сельхозпродукции наличных денег.

При решении вопроса о выдаче наличных денег на цели, указанные в чеке, банки могут запросить от обслуживаемых предприятий необходимые документы.

Документация по учету кассовых операций.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций, предназначенные для юридических лиц всех форм собственности (кроме кредитных организаций, осуществляющих кассовое обслуживание физических и юридических лиц) утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18 августа 1998 года № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»:

№КО-1 «Приходный кассовый ордер»,.

№КО-2 «Расходный кассовый ордер»,.

№КО-3 «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов»,.

№КО-4 «Кассовая книга»,.

№КО-5 «Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств».

О приходном кассовом ордере.

Приходный кассовый ордер (форма №КО-1) применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как в условиях методов ручной обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники.

Квитанция к приходному кассовому ордеру, оформленная с учетом требований пунктов 13 и 19 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма №КО-3) и выдается на руки сдавшему деньги, а приходный кассовый ордер остается в кассе.

В приходном кассовом ордере и квитанции к нему указывается:

по строке «Основание» — содержание хозяйственной операции;

по строке «В том числе» — сумма НДС (записывается цифрами, а в случае, если продукция, работы, услуги не облагаются налогом, делается запись «без налога (НДС)»);

по строке «Приложение» — перечисляются прилагаемые первичные и другие документы с указанием их номеров и дат составления;

в графе «Кредит, код структурного подразделения» указывается код структурного подразделения, на которое приходуются денежные средства.

Кассир, получив из бухгалтерии приходный ордер или заменяющий его документ, обязан проверить его, руководствуясь предписаниями пункта 20 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Поступление в кассу наличных денег сопровождается выдачей квитанции приходного кассового ордера.

В случае, когда деньги в кассу поступают за проданный товар, выполненную работу или оказанную услугу, организации и индивидуальные предприниматели, для которых федеральным законом предписано применение контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных расчетов и (или) с использованием платежных карт, обязаны выдать покупателю (клиенту) кассовый чек, отпечатанный на ККТ (абзацы 1 и 4 статьи 5 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее Закон № 54-ФЗ).

О расходном кассовом ордере.

Расходный кассовый ордер (форма №КО-2) используется для выдачи наличных денег из кассы организации как в условиях обычных методов обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Расходный кассовый ордер оформляется с учетом требований пунктов 14 — 16, абзаца 4 пункта 17, пункта 19 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации и регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма №КО-3).

В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах (заявлениях, счетах и другом) имеется разрешительная надпись (виза) руководителя организации, подпись его на расходных кассовых ордерах необязательна.

В расходном кассовом ордере по строке «Основание» указывается содержание хозяйственной операции, а по строке «Приложение» перечисляются прилагаемые первичные и другие документы с указанием их номеров и дат составления.

Кассир при получении из бухгалтерии расходного ордера или заменяющего его документа, обязан руководствоваться предписанием пункта 20 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Более подробно с вопросами, касающимися первичных документов, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Первичные документы».

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов.

По общему правилу, регистрация в журнале Формы №КО-3 приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов (платежных или расчетно — платежных ведомостей, заявлений на выдачу денег, счетов и иное) производится бухгалтерией до передачи их в кассу.

Регистрация расходного кассового ордера или заменяющего его документа по общему правилу производится до передачи его в кассу. И лишь «расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других приравненных к ней платежей регистрируется после их выдачи» (смотрите пункт 21 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации).

Кассовая книга.

Кассовая книга №КО-4 применяется для учета поступлений и выдач наличных денег организации в кассе. Кассовая книга должна быть оформлена с учетом требований пункта 23 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Каждый лист кассовой книги состоит из 2-х равных частей: одна из них (с горизонтальной линовкой) заполняется кассиром как первый экземпляр, вторая (без горизонтальных линеек) заполняется кассиром как второй экземпляр с лицевой и оборотной стороны через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными, они служат отчетом кассира и до конца операций за день не отрываются.

Записи кассовых операций начинаются на лицевой стороне неотрывной части листа после строки «Остаток на начало дня».

Предварительно лист сгибают по линии отреза, подкладывая отрывную часть листа под часть листа, которая остается в книге. Для ведения записей после «Переноса» отрывную часть листа накладывают на лицевую сторону неотрывной части листа и продолжают записи по горизонтальным линейкам оборотной стороны неотрывной части листа.

О порядке ведения кассовой книги, также — смотрите пункты 24 и 25 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Контроль за правильным ведением кассовой книги осуществляет главный бухгалтер организации.

Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма №КО-5) применяется для учета денег, выданных кассиром из кассы организации другим кассирам или доверенному лицу (раздатчику), а также учета возврата наличных денег и кассовых документов по произведенным операциям.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», — для обеспечения достоверности бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации должны производить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, и определяется их состояние.

О порядке проведения ревизии кассы и осуществления контроля за соблюдением кассовой дисциплины, смотрите раздел 4 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Расчетно-платежная ведомость.

Наличные денежные средства могут выдаваться из кассы не только на основании расходного кассового ордера, но и на основании платежной или расчетно-платежной ведомости.

Эти ведомости оформляют при выдаче зарплаты сотрудникам организации.

При этом организация решает самостоятельно, какие формы ведомости использовать:

расчетно-платежную;

расчетную;

платежную.

Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 5 января 2004 года № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплате» утверждены типовые формы:

для расчетно-платежной ведомости форма №Т-49,.

для расчетной ведомости форма №Т-51,.

для платежной ведомости форма №Т-53.

По истечении установленного в организации срока для выдачи заработной платы и прочих выплат, кассир обязан в конце платежной ведомости указать итоговые выплаченные и депонированные (подлежащие выплате, но не выплаченные, а принятые на хранение до востребования) суммы, произвести сверку с общим итогом, подписать ведомость и в кассовую книгу записать фактически выплаченную сумму. Ведомость должна быть подписана кассиром, главным бухгалтером и руководителем организации. На общую сумму, которая будет выплачена по ведомости, оформляется расходный кассовый ордер. Номер расходного кассового ордера и дата составления указываются в ведомости. На депонированные суммы, сдаваемые в банк, составляют один общий расходный кассовый ордер.

Платежные ведомости регистрируются в специальном журнале (форма №Т-53а). Ведомости на выдачу зарплаты хранятся в организации в течение 75 лет. Журнал заводится на один календарный год и хранится в организации 5 лет.

Об авансовых отчетах.

Организация может выдавать денежные средства работнику на административно-хозяйственные нужды, командировочные, представительские и тому подобные расходы.

Срок, на который организация может выдать наличные денежные средства под отчет на хозяйственные нужды, законодательно не ограничен, но он может и должен устанавливаться приказом руководителя организации. Приказом может быть утвержден перечень хозяйственных операций, оплачиваемых за наличный расчет; перечень должностей или список лиц, допущенных к их осуществлению; предельные размеры сумм, выдаваемых в подотчет по каждому виду операций, сроки сдачи авансового отчета.

В течение трех рабочих дней после окончания такого срока работник, получавший деньги под отчет, обязан отчитаться за потраченные деньги (предъявить авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих расходы, и/или вернуть остаток неизрасходованных денег, если таковой имеется).

Если денежные средства выдавались на командировочные цели, то работник должен отчитаться за них, также в срок не позднее трех рабочих дней после возвращения из командировки (пункт 11 Порядока ведения кассовых операций в Российской Федерации).

Форма авансового отчета №АО-1 утверждена Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 1 августа 2001 года № 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации №АО-1 «Авансовый отчет».

Авансовый отчет составляется в одном экземпляре подотчетным лицом и работником бухгалтерии на бумажном или машинном носителе информации.

На оборотной стороне формы АО-1 авансового отчета подотчетное лицо записывает перечень документов, подтверждающих произведенные расходы (командировочное удостоверение, квитанции, транспортные документы, чеки ККТ, товарные чеки и другие оправдательные документы), и суммы затрат по ним. Документы, приложенные к авансовому отчету, нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи в отчете.

При получении авансового отчета организацией, бухгалтер возвращает работнику отрывную часть авансового отчета. Это часть авансового отчета является распиской для работника, которая подтверждает, что документ был принят бухгалтерией к проверке.

В бухгалтерии проверяются целевое расходование средств, наличие оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы, правильность их оформления и подсчета сумм, а также на оборотной стороне формы указываются суммы расходов, принятые к учету, и счета (субсчета), которые дебетуются на эти суммы.

Если по авансовому отчету выявлен остаток денежных средств, то работник обязан вернуть его в кассу организации. При этом кассир выписывает приходный кассовый ордер.

Если сотрудник обоснованно израсходовал большую сумму, то сумма перерасхода по авансовому отчету ему возмещается. При этом кассир должен выписать расходный кассовый ордер.

Проверенный авансовый отчет утверждается руководителем организации или уполномоченным на это лицом и принимается к учету. Остаток неиспользованного аванса сдается подотчетным лицом в кассу организации по приходному кассовому ордеру, перерасход по авансовому отчету выдается подотчетному лицу по расходному кассовому ордеру.

Данные утвержденного авансового отчета являются основанием для списания подотчетных денежных сумм в установленном порядке.

Сумма подотчетных средств, не возвращенная работником в установленный срок, может удерживаться из его заработной платы (статья 137 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ)). При этом следует иметь в виду ограничения, установленные в первом абзаце статьи 138 ТК РФ в котором говориться, что общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику.

Авансовый отчет должен хранится в организации в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет (пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Новая выдача денежных средств под отчет работнику возможна только после полного погашения прежней задолженности.

К сказанному следует добавить, что по требованию налоговых органов документы, которыми отчитывается подотчетное лицо, должны быть «парными»: либо накладная и квитанция к приходному ордеру, либо товарный чек (копия) и чек ККТ. Первый документ содержит название операции и сведения о товаре (услуге), второй — подтверждает факт оплаты. Исключением может являться представление только одного документа — чека ККТ, в случае, если в нем содержится текст — сведения (реквизиты) о товаре (услуге) (например, общепринятая в настоящее время форма кассового чека на отпуск бензина на автозаправочных станциях). В противном случае, при отсутствии необходимых документов, организация должна сумму денег, выданных в подотчет, включить в налогооблагаемую базу и начислить НДФЛ.

О лимите остатка кассы.

Общие положения о лимите остатка наличных денег в кассе, смотрите в Разделе 1 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Порядок установления лимита наличия денег в кассе организации, а также порядок и сроки сдачи наличных денег в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих организаций, определены в Положении о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 года № 14-П (утверждено Советом директоров Банка России 19 декабря 1997 года, протокол № 47).

Организации независимо от организационно — правовой формы должны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.

Наличные денежные средства, поступающие в кассы организаций, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих организаций.

Денежная наличность сдается организациями в кассы учреждений банков непосредственно или через объединенные кассы при организациях, а также с использованием услуг организаций федеральной почтовой связи для перевода на соответствующие счета в учреждения банков. Наличные деньги могут сдаваться организациями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков для каждой организации по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи организациями наличных денежных средств:

  • — для организаций, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или организации федеральной почтовой связи, — ежедневно в день поступления наличных денег в кассы организаций;
  • — для организаций, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или организации федеральной почтовой связи, — на следующий день;
  • — для организаций, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или организаций федеральной почтовой связи, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, — 1 раз в несколько дней.

Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через организации федеральной почтовой связи.

В кассах организаций могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих организаций.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем организациям, независимо от организационно — правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе организация представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет установленной формы — «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».

По организации, в состав которой входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя организации.

По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям организации, расположенным вне места ее нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.

При наличии у организации нескольких счетов в различных учреждениях банков организация по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка организация направляет уведомление об определенном для неё лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты её соответствующие счета. При проверке данной организации учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе.

По организации, не представившей расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная организацией в учреждения банков денежная наличность — сверхлимитной, что влечет негативные последствия — привлечение к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ.

Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота организации с учетом особенностей режима ее деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

При этом лимит остатка кассы может устанавливаться:

  • — в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы организаций с утра следующего дня;
  • — в пределах среднедневной выручки наличными деньгами;
  • — в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;
  • — в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии).

Установленные учреждением банка лимиты остатка наличных денег в кассе письменно сообщаются каждой организации.

Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе организации (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и других), а также в соответствии с договором банковского счета.

Организация обязана сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.

Об исключительных случаях, когда организация вправе хранить в кассе наличные деньги сверх установленных лимитов смотрите — положение пункта 9 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Решение о расходовании организацией поступающей в её кассу денежной выручки при наличии у неё нескольких счетов в различных учреждениях банков принимается в порядке, аналогичном установлению лимита остатка наличных денег в кассе такой организации.

Организации вправе получать наличные денежные средства в учреждениях банков, в которых открыты соответствующие счета на цели, установленные федеральными законами, иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и нормативными актами ЦБ РФ.

Выдача денежной наличности организации на заработную плату и выплаты социального характера, стипендии производятся в сроки, согласованные с обслуживающими учреждениями банков.

Выдача наличных денег для расчетов с увольняемыми работниками и уходящими в отпуск, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, производятся независимо от установленных для организации сроков выплаты заработной платы.

К вопросу о контроле за соблюдением кассовой дисциплины.

Учредители организаций, вышестоящие организации (в случае их наличия), а также аудиторы (аудиторские фирмы) в соответствии с заключенными договорами, при производстве документальных ревизий и проверок в организациях вправе производить ревизию кассы и проверять соблюдение кассовой дисциплины.

Банки, по своему усмотрению, вправе производить проверки соблюдения требований Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации в обслуживаемой организации.

Проверки ведения кассовых операций в бюджетных организациях осуществляются соответствующими финансовыми органами.

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции вправе проверять техническую укрепленность касс и кассовых пунктов, обеспечение условий сохранности денег и ценностей в организациях.

Отражение недостачи, излишек в учете.

Инвентаризация кассы производится в соответствии с Разделом 4 «Ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины» Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.

При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе к учету принимаются наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы.

Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные) с учетом их начальных и конечных номеров, а также по каждому месту хранения и материально-ответственным лицам.

Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и тому подобное.

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности, любая организация может столкнуться с фактом обнаружения недостачи, излишек денежных средств или товарно-материальных ценностей (основные средства, материалы, товары, готовая продукция).

Фактически недостача или излишки представляют собой установленное при инвентаризации, ревизии или проверке несоответствие наличия денежных средств данным бухгалтерского учета.

Данные расхождения могут возникать по следующим причинам:

  • — арифметические ошибки, допущенные в учете;
  • — халатность при приеме и выдаче;
  • — умышленное искажение учетных данных;
  • — непредвиденные обстоятельства (стихийные бедствия, пожар, кража).

Любая недостача или излишки (независимо от причины их возникновения), выявленные в процессе инвентаризации или ревизии, должны быть отражены в учете организации.

Если при проверке выявлена недостача, то первоначально она отражается на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Данный счет предназначен для обобщения информации о суммах недостач материальных ценностей, выявленных в процессе их заготовления, хранения и реализации, независимо от того, подлежат они отнесению на счета учета затрат на производство или виновных лиц.

Если в организации возникает недостача по причине стихийного бедствия, то в этом случае сумма недостачи относится на счет 99 «Прибыли и убытки», как убытки отчетного года (некомпенсированные убытки от стихийных бедствий).

Счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в этом случае «работает» следующим образом: по недостачам и порче ценностей записи производятся по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с кредита счетов учета названных ценностей. При этом, используется бухгалтерская проводка (в случае недостачи в кассе) — Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит счета 50 «Касса».

Выявленные при инвентаризации излишки денежных средств, квалифицируются как «внереализационный доход», принимаются к учету и отражаются бухгалтерской проводкой — Дебет счета 50 «Касса» Кредит счета 91−1 «Прочие доходы».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой