Сущность и структура массовой культуры
Родовыми признаками культуры являются: во-первых, культура — это продукт общественного труда. Особенность ее заключается в единстве социального индивида и его общественно-полезной деятельности. Во-вторых, культура представляет собой совокупность материальных и духовных продуктов, созданных на основе творчества социального индивида, которые, в свою очередь, влияют на развитие и деятельность самой… Читать ещё >
Сущность и структура массовой культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для выяснения сущности такого сложного и многогранного понятия как «массовая культура» необходимо рассмотреть его в более широком контексте, культуры в целом.
В социологическом осмыслении теоретических основ культуры, как научной категории, выделяют обычно три этапа эволюции представлений об этом феномене: рационалистический (XVIII — XIX вв.), биологически ориентированный (конец XIX — начало XX в.) и плюралистический (XX в.). При всем отличии друг от друга для них характерны сквозные теоретические идеи, сложившиеся вокруг двух традиционных научных парадигм: понимание мировой культуры как процесса непрерывного прогрессивного развития и характеристика ее эволюции как прерывной. Кравченко А. И. Культурология: Уч. пособие для вузов. — М.: Академический проект, 2001.
Методологической основой любого социологйчеекго исследования в области культуры является сам подход к определению понятия «культура». При проведении исследований по выявлению генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм ученые сталкивались с отсутствием последовательных разработок таксономических единиц изучения культуры, которые были бы гарантированы от опасности редукционизма и монофакторного детерминизма. Это потребовало проведения исследований всех форм социальной активности, всех видов человеческой практики. В результате ученые разработали многочисленные модели культуры, которые привели к возникновению различных подходов к теоретическому определению данной категории.
Существует множество подходов и каждый из этих подходов имеет право на существование, поскольку дополняя и подкрепляя друг друга, они в состоянии осветить широкий спектр проблем культуры, все еще ждущих своего разрешения.
По определению человеческая деятельность является организованной активностью, осуществляемой в соответствии с культурно установленными нормами и правилами. Она является средством создания мира искусственных объектов и освоения паттернов поведения, то есть предпосылкой существования того, что принято называть культурой. Субъектом порождения и освоения культурных объектов является человек, конструктивная и деструктивная активность которого носит отпечаток социальных отношений прошлого и простирается в будущее. Степень активного освоения социальным индивидом своего окружения характеризует уровень его культурного развития. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1998.
Ядром культуры выступает отношение одного социального индивида или общества к другому и к его деятельности. Признаком культуры является созидательная преобразующая деятельность человека и сам способ этой деятельности. Онтологическим признаком культуры выступает результат данной деятельности. А ее творческий потенциал показывает степень освоения человеком накопленного до него опыта и включения его в свою деятельность; способность моделировать свою деятельность, исходя из потребностей своей профессии.
Родовыми признаками культуры являются: во-первых, культура — это продукт общественного труда. Особенность ее заключается в единстве социального индивида и его общественно-полезной деятельности. Во-вторых, культура представляет собой совокупность материальных и духовных продуктов, созданных на основе творчества социального индивида, которые, в свою очередь, влияют на развитие и деятельность самой личности, общества в различных его сферах. Культура пронизывает все сферы общества, в том числе и массовую. В-третьих, культура как результат творческой деятельности социального индивида, активность которого развертывается в обществе, служит своеобразной мерой, уровнем качественного развития общества. В-четвертых, культура существенно влияет на духовно-эмоциональный мир социального индивида, на его отношение к миру, другим индивидам, она повышает в нем активность, усиливает целенаправленную деятельность.
Таким образом, культура выступает, с одной стороны, как результат социальной деятельности человека, выраженной в языке, нормах, ценностях, эстетических вкусах, знаниях, профессиональном мастерстве, различного рода обычаях, а с другой стороны, — качественной характеристикой развития общества или отдельно взятого социального индивида, процесса освоения уже имеющихся результатов творчества. Теплиц К. Т. Все для всех. Массовая культура и современный человек. М., 1996.