Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Определение музыкальных данных (тестирование)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Слух и чувство ритма. Пение обнаруживает слух и ритмическое чувство, а главное — это уже исполнительский процесс, в котором проявляются все способности поющего в действии, притом в действии музыкально осмысленном. Для уточнения представления о слухе и ритме, особенно если пение песенок было в каких-то отношениях небезукоризненным, можно предложить дополнительные задания на воспроизведение голосом… Читать ещё >

Определение музыкальных данных (тестирование) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Комплексное тестирование ученика позволяет педагогу получить сведения о его музыкальных способностях, других индивидуальных качествах. Эти данные являются исходной информацией, во многом определяющей поиск оптимальных путей развития ученика, установления с ним контакта.

Беседа с учеником. Эта форма тестирования позволяет решить несколько задач одновременно. С помощью вопросов и ответов педагог получает нужную ему информацию о круге интересов своего подопечного, уровне его интеллекта, типе психики, других личностных особенностях (вплоть до привычек). Важным следствием такой беседы является также установление контакта в ней между педагогом и учеником. Если вопросы интересны для ученика, а педагог слушает ответы на них внимательно и доброжелательно, то в классе быстро создается атмосфера непринужденности, доверия. Ребенок с удовольствием рассказывает о себе, самовыражаясь таким способом. Такого рода беседа, конечно же, не может заменить разговора с родителями об их ребенке. Всегда интересно и полезно сравнить, что о себе говорит сам ученик, с тем, как его воспринимают родители.

Проверка музыкальных данных

Эмоциональная отзывчивость ученика на музыку — важнейший показатель его музыкальных способностей. Предложенный ниже способ позволяет проверять и обучать ученика одновременно. Происходит это следующим образом. Педагог играет на инструменте характерные для трех основных жанров музыки (песни, танца и марша) пьесы. Предварительно он объясняет закономерности каждого из жанров: под вальс можно кружиться, у него трехдольный размер; песня протяжная, певучая; марш считается на четыре, движение музыки в нем строго размеренное, удобное для марширования. Задача ученика — различить жанры. Если он ориентируется быстро и точно, можно усложнить эту задачу и сыграть несколько мелодий подряд, с тем, чтобы он назвал жанр каждой из них, определил характерные особенности звучания — пьеса веселая, мелодия светлая и радостная (грустная, печальная …).

Элемент обучения заключен здесь в том, что ученик начинает познавать музыкальные жанры, педагог же, наблюдая за его реакцией на звучащую музыку, определяет, насколько чутко, эмоционально она переживается. Степень увлеченности, заинтересованности выражается различными признаками. Большинство детей непосредственно реагируют, прежде всего, на подвижные, характерные пьесы — непроизвольные движения в такт музыке, выразительная мимика, улыбка, иногда подпевание знакомым им мелодиям. Однако главным признаком отзывчивости ребенка на то, что происходит в музыке, является выражение его глаз, они наиболее непосредственно передают чувства маленького ученика.

Основной признак музыкальности — эмоциональная отзывчивость на музыку, ее переживание. Понятие «музыкальность» определяется по-разному. Нам представляется целесообразным применять его в том смысле, в каком оно бытует среди практиков-педагогов и исполнителей.

Музыкальным, следует назвать человека, чувствующего красоту и выразительность музыки, способного воспринимать в звуках произведения определенное художественное содержание, а если он исполнитель, то и воспроизводить это содержание.

Каким образом следует развивать музыкальность ученика? Для этого необходимо возможно более «музыкально» проводить занятия. Надо воспитывать на художественном материале, уметь ярко и всесторонне раскрывать содержание изучаемого произведения. Важно способствовать тому, чтобы ученик как можно больше слушал музыки в хорошем исполнении.

В дальнейшем определение характерных особенностей музыкальности ученика будет являться для педагога главным ориентиром в поиске индивидуальных путей ее развития. Успешное решение этой задачи и будет основой для выразительной, глубоко содержательной игры юного музыканта.

1. Слух и чувство ритма. Пение обнаруживает слух и ритмическое чувство, а главное — это уже исполнительский процесс, в котором проявляются все способности поющего в действии, притом в действии музыкально осмысленном. Для уточнения представления о слухе и ритме, особенно если пение песенок было в каких-то отношениях небезукоризненным, можно предложить дополнительные задания на воспроизведение голосом интервалов, разложенных аккордов и небольших мелодических отрывков. Надо стремиться к тому, чтобы эти последние были музыкально осмысленными (можно использовать яркие мелодические обороты из песен). Правильное и выразительное пение песен уже служит достаточным свидетельством того, что у ребенка есть музыкальные данные. Отметим лишь некоторые нюансы. Если ученик спел чисто, выразительно проинтонировал мелодию — можно говорить о наличии у него как звуковысотного, так и мелодического слуха. Однако практический опыт многих педагогов говорит о том, что далеко не каждый из начинающих шести-семилетних детей может чисто спеть. При этом причиной нечистого интонирования зачастую бывает не слабый слух, а работа голосовых связок, не адаптированных к слуху. В подобных случаях можно использовать следующий способ проверки звуковысотного слуха (иногда его называют игрой в «прятки»). Внимание ученика фиксируется на трех расположенных подряд черных клавишах фортепиано или аккордеона — фа-диез, соль-диез, ля-диез. Клавиши обозначаются номерами — 1, 2, 3, после чего каждая из них по нескольку раз нажимается педагогом, а ученик должен запомнить ее звучание в связи с номером. Потом, уже не глядя на клавиатуру, он должен найти, какую из клавиш нажал педагог.

Проверка чувства ритма — педагог прохлопывает в ладоши несложные ритмические рисунки, предлагая ученику повторить их. При этом не имеет значения, будет ученик хлопать в ладоши или проговаривать. Если же ребенок испытывает трудности при выполнении этих действий, педагог может посоветовать — не хлопать сразу, а попытаться сначала представить весь ритмический рисунок в голове, и уж потом воспроизвести его любым способом. Если это удается, то результат всегда бывает лучше. Для педагога же это — возможность не только проверки чувства ритма, но и способности ученика к внутреннему представлению действия с последующей его реализацией. В самое ближайшее время эта способность ученика будет существенным образом влиять на формирование технических навыков, его художественное развитие.

  • 2. Проверка способности ученика к концентрации внимания, наблюдательности, к системности в мышлении может осуществляться при помощи клавиатуры рояля (фортепиано, аккордеона). Для этого, как в беседе, применяется форма вопросов-ответов: «Расскажи, какие клавиши у инструмента?» Ученик рассказывает все, что он видит — клавиши плоские, блестящие, чёрные и белые, продолговатые и т. д. «Чем отличаются одни клавиши от других?» — этот вопрос следует задавать лишь в том случае, если ученик сам не обратит внимание на различие в цвете клавиш. После этого нужно определить, есть ли какая-нибудь повторяемость в расположении белых и черных клавиш? Важно, чтобы ученик сам заметил системность в их чередовании. Для того чтобы правильно ответить на поставленные педагогом вопросы, ребенку требуется и концентрация внимания, и наблюдательность, но главное — это его способность обобщать, находить повторяемость, т. е. интеллектуальная способность систематизировать явления.
  • 3. Проверка управляемости игровым аппаратом, координации движений, способности к расслаблению. Проверяя способность ученика к управлению каждым из своих пальцев, можно предложить ему положить руку на стол таким образом, чтобы к нему прикасались только кончики пальцев. После того как все пальцы будут пронумерованы, педагог называет номер пальца, которым должен постучать ученик, при этом незадействованные пальцы остаются в исходном положении. Рука ребенка от плеча, локтя и кисти должна двигаться совершенно свободно. Чтобы проверить свободу кистевых движений, педагог придерживает предплечье ученика, в то время как он совершает маховые движения кистью. Аналогичным образом определяется управляемость локтевым суставом. Умение расслабить всю руку можно проверить с помощью упражнения «веревочка». Педагог поднимает совершенно расслабленную от плеча руку ученика, придерживая ее за кончики пальцев. В таком же состоянии она должна упасть после того, как будет отпущена. После падения рука остается в расслабленном виде, совершая небольшие движения-помахивания. Плечи при этом чуть опущены вниз и развернуты вперед.

Успешность выявления музыкальных данных ребенка во время приемных испытаний в значительной мере зависит от того, насколько чутко подошел к нему педагог, насколько он сумел побороть встречающуюся у детей в подобных обстоятельствах застенчивость. Для того, чтобы поступающий чувствовал себя непринужденно, желательно сделать возможно менее официальной всю обстановку испытаний. Они должны проходить в атмосфере не наводящей на детей страх. Пусть ребенок чувствует, что он пришел в школу, чтобы заниматься интересным делом, что к нему относятся приветливо, благожелательно, радуются вместе с ним его удачам, хотят ему помочь. Это первое соприкосновение со школой должно остаться в памяти как один из светлых дней жизни, а не вызывать неприязнь к тем людям, к которым он пришел учиться, и к тому делу, которым они занимаются.

Следует отметить, что тестирование ученика лишь необходимый исходный пункт в длительном и сложном процессе изучения ученика педагогом. Время позволит уточнить и скорректировать многие сведения, полученные в результате тестирования. Каждый урок будет расширять и углублять сведения педагога об индивидуальных качествах ученика в самых различных направлениях, и информация эта будет необходимой основой для полноценного развития личности юного музыканта.

Обучение (его начальные элементы), которое происходит одновременно с тестированием, следует воспринимать как равноценное ему по важности. Ведь именно с этого момента начинается формирование важнейших навыков для развития слуха и ритма, умения управлять игровым аппаратом, изучение языка музыки. Все, что произошло в этом плане в процессе тестирования, не будет забыто, брошено. От самых элементарных познаний и умений будет тянуться непрерывная цепочка последовательных действий педагога в развитии и становлении своего ученика.

О способностях играющих на инструменте детей можно судить по тому, как они подбирают, транспонируют известные им отрывки и, прежде всего, по их исполнению. Все же и в этих случаях на основе первого знакомства иногда не легко вынести достаточно полное суждение о музыкальных способностях. Обычно это удается сделать лишь в процессе работы с учеником, когда постепенно складывается также представление о возможности развития способностей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой