Основные драйверы развития инвестиционного страхования жизни в мире
Под это описание подходит рынок страхования Германии, обзор которого проводится ежегодно и имеется в свободном доступе на сайте Центрального Банка Германии (www.en.gdv.de). При этом выбор данной страны для анализа предпосылок для развития инвестиционного страхования жизни является также обоснованным по той причине, что изначально unit-linked получило свое распространение в Индии, США… Читать ещё >
Основные драйверы развития инвестиционного страхования жизни в мире (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На момент написания работы можно смело утверждать, что unit-linked страхование в Европе и США является довольно популярным продуктом.
Рисунок 1 — показатели рынка продуктов unit-linked в Восточной Европе (Всероссийский Союз Страховщиков, 2013).
Так, в некоторых странах Восточной Европы уровень проникновения инвестиционного страхования в рынок страхования жизни составляет 60 и более процентов (Всероссийский союз страховщиков, 2013). При этом в таких странах, как Болгария и Хорватия, в которых объем рынка страхования жизни мал сам по себе, доля инвестиционного страхования жизни также невелика (4−6%).
Рисунок 2 — показатели рынка продуктов unit-linked в Восточной Европе (Всероссийский Союз Страховщиков, 2013).
На основе имеющихся данных можно сделать предположение о том, что инвестиционное страхование жизни, как продукт, характеризующийся высоким уровнем финансовой грамотности вовлеченного населения и являющийся по своей сути сложным в управлении, получает наибольшее распространение в странах с наиболее развитым рынком страхования жизни.
В понятие развитого рынка страхования жизни входят следующие факторы:
- 1. Стабильная экономическая ситуация (в стране и в мире) — так, в 2008 году спрос на продукты инвестиционного страхования значительно снизился (Всероссийский союз страховщиков, 2013)
- 2. Достаточный уровень благосостояния потребителей
- 3. Желание населения аккумулировать сбережения и защищать их
- 4. Доверие финансовым институтам
- 5. Система нормативно-правовых актов (в том числе налоговая), которая не ущемляет инвестиционное страхование и страхование жизни в целом (Munich Re, 2011)
Под это описание подходит рынок страхования Германии, обзор которого проводится ежегодно и имеется в свободном доступе на сайте Центрального Банка Германии (www.en.gdv.de). При этом выбор данной страны для анализа предпосылок для развития инвестиционного страхования жизни является также обоснованным по той причине, что изначально unit-linked получило свое распространение в Индии, США и Великобритании, а в Германии зародилось несколько позже — то есть, там происходило не развитие новой концепции, а продвижение уже сложившегося инвестиционно-страхового продукта. Также выбор основан на том, что правовая система Германии относится к романо-германской правовой семье, что дает возможность сравнивать ее не только с системами европейских стран, но и с российской.
Для того, чтобы провести полноценный и детальный анализ развития инвестиционного страхования жизни в Германии, жизненный цикл продукта будет разбит на хронологической прямой на 4 фазы.
Фаза развития unit-linked в Германии № 1 — Зарождение На хронологической прямой данная фаза находится между 1970 и 1994 годами. Инвестиционно-страховой продукт не был представлен немецкими страховыми компаниями как таковой — к 1994 году всего лишь 13 компаний предлагали unit-linked полисы, и приобрести их было возможно лишь как дополнение к классическому страхованию жизни (Novikov & Wiesenewsky, 2012).
Страховые компании не проявляли желания развивать unit-linked направление по нескольким причинам:
- 1. Как и в ситуации с любым другим продуктом, сильно отличающимся от уже имеющихся, начало продаж полисов инвестиционного страхования жизни было непременно связано с высокими транзакционными издержками. Обеспечение каждому клиенту возможности отслеживания собственной динамики инвестирования требовало значительных затрат — без этого развитие инвестиционного страхования жизни не представлялось возможным.
- 2. В классические продукты страхования жизни добавлялся большой объем всевозможных комиссий, приносящих доход страховым компаниям. При этом по своей сути unit-linked должен являться продуктом с открытой архитектурой, что усложняет процесс закладывания в цену полиса дополнительной платы. Таким образом, маржа по инвестиционному страхованию жизни была изначально ниже.
- 3. В 1970;1994гг. немецкий рынок капитала был достаточно стабилен, что немаловажно для деятельности страховых компаний. Государственные облигации приносили постоянный и при этом достаточно высокий доход, который можно считать безрисковым. Приращение доходности при принятии более высокого уровня риска было настолько мало, что движение по кривой риск-доходность теряло смысл — страховые компании гарантировали около 3,5% годовых держателям полисов классического страхования жизни.
- 4. Считается, что на данном временном промежутке отношение к риску на рынке было негативным (игроки были рискофобами) (Novikov & Wiesenewsky, 2012). Именно данный факт в сочетании с наличием гарантированной доходности по классическим видам страхования жизни и отсутствием гарантированных выплат по unit-linked способствовал тому, чтобы инвестиционное страхование жизни не получило свое развитие в это время.
- 5. Требования к раскрытию информации по инвестиционному страхованию были низкими, в то время как прозрачность паевых инвестиционных фондов уже находилась на высоком уровне.
Фаза развития unit-linked в Германии № 2 — Развитие На хронологической прямой данная фаза находится между 1994 и 2001 годами. Инвестиционное страхование в Германии начинает развиваться, на рынок страхования жизни приходят зарубежные компании, предлагающие unit-linked полисы посредством канала продаж, являющегося сейчас наиболее популярным и продуктивным, — через независимых финансовых консультантов (Independent Financial Advisers) (Atkins, 2007).
Инвестиционное страхование получило свое развитие в эти годы по следующим причинам:
Во-первых, снижение ставок по государственным облигациям в перспективе уменьшало уровень гарантированной доходности по классическим видам страхования жизни. Страховые компании в данной ситуации имели лишь два выхода: либо уменьшать издержки, в том числе и комиссию, либо изменить свое портфолио, предлагая продукты, которые менее чувствительны к низким процентным ставкам — unit-linked и прочие продукты с пониженными гарантиями (Cologne Institute for Economic Research — Jurgen Matthes, 2014).
Рисунок 3 — доходность государственных облигаций в Германии (Cologne Institute for Economic Research — Jurgen Matthes, 2014).
Во-вторых, у населения появились опасения по поводу стабильности государственной пенсионной системы (Rurup, 2001), что стимулировало вложения в финансовые инструменты для получения дополнительных пенсионных сбережений.
В-третьих, в силу популяризации интернета и развития технологий, в том числе и информационных, стало проще обеспечивать должный уровень прозрачности, необходимый для инвестиционного страхования жизни, что позволило уменьшить комиссии и сборы для этого продукта. Как следствие, инвестиционное страхование приобрело новые формы: index-linked, всевозможные сочетания классического страхования и unit-linked, investment-linked annuity и так далее.
Фазы развития unit-linked в Германии № 3 и № 4 — с 2001 по 2008 и с 2008 по наше время Так как эти фазы выходят за рамки развития инвестиционного страхования, то есть являются отрезками времени, на которых unit-linked уже получил широкое распространение, то рассмотрены они будут кратко.
Сохранялась тенденция к уменьшению доходности по государственным облигациям, что стимулировало страховые компании формировать портфели с большой долей unit-linked продуктов. Вместе с этим, получили развитие инвестиционно-страховые полисы с гарантированным уровнем выплат — таким образом unit-linked стал более гибким продуктом, который, в зависимости от выбранного набора опций, может быть как близкой альтернативой классическому страхованию жизни, так и вложениям в паевый фонд.
Система нормативно-правовых актов была скорректирована в соответствии с требованиями безопасного и гармоничного функционирования инвестиционного страхования (например, были установлены стандарты по степени раскрытия информации) (Novikov & Wiesenewsky, 2012).
Результаты анализа рынка инвестиционного страхования жизни Германии Таким образом, рассмотрев историю инвестиционного страхования на рынке Германии, можно выделить несколько основных драйверов его развития.
Очевидно, что первым и одним из основных пунктов является не только разрешение на ведение деятельности в данном сегменте страхования, но и его последующая законодательная поддержка и регулирование. Инвестиционное страхование по многим параметрам отличается от классического страхования жизни, что создает необходимость в совершенствовании нормативно-правовой базы для его успешного функционирования. Непосредственно с данным драйвером связана острая необходимость в наличии активного сообщества страховщиков, как Ассоциация Британских Страховщиков в Великобритании, которая будет лоббировать свои интересы, разрабатывать стандарты, косвенно регулировать качество предоставления услуг. Так, например, вышеуказанная Ассоциация Британских Страховщиков на постоянной основе обновляет ABI Guide to Good Practice for Unit-Linked Funds.
Не менее важным является требование того, чтобы рынок страхования жизни был развит, так как unit-linked является скорее сложным, «вторичным» продуктом, спрос на который растет, когда население финансово грамотно и является носителем культуры страхования.
Низкий уровень доходности по государственным облигациям в сочетании с устойчивым и развитым или стабильно растущим фондовым рынком стимулирует страховые компании развивать продукты с пониженными гарантиями, то есть продукты, в которых часть риска переносится на полисодержателя — например, unit-linked.
С другой стороны, комбинация высокого уровня инфляции и низкого процента по вкладам исключает возможность безрискового накопления ресурсов для населения, вынуждая менее склонных к риску агентов использовать высокодоходные, но более рисковые финансовые инструменты.
Достаточно значимым фактором является наличие налоговых льгот на прибыль, формируемую с помощь инвестиционного страхования. Кроме того, страховая оболочка инвестирования позволяет получить мощную юридическую защиту при наследовании и прочих судебных разбирательствах.
Регрессионная модель.
Так как основной целью работы является определение главных драйверов развития инвестиционного страхования в России, в том числе и на основе опыта стран Европы, возникает необходимость в применении регрессионного анализа для проверки таких гипотез, как:
Инвестиционное страхование получает наибольшее распространение на развитых рынках страхования жизни Низкий уровень доходности по государственным облигациям также стимулирует развитие инвестиционного страхования жизни Инфляция, находящаяся на уровне, приближенном к ставке по банковским вкладам, или превышающем ее, также является драйвером развития unit-linked.
Развитый фондовый рынок является фактором, повышающим привлекательность инвестиционно-страхового продукта Для успешного функционирования рынка инвестиционного страхования необходима соответствующая нормативно-правовая база и законодательная поддержка Уровень финансовой грамотности населения влияет на распространение unit-linked.
Таким образом, были отобраны такие параметры, как:
Объем премий по инвестиционному страхованию жизни по отношению к общему объему премий по страхованию жизни для стран Европы за период с 2003 г. по 2012 г. — из Статистического сборника европейского рынка страхования жизни № 49 за 2012 год (Insurance Europe, 2014).
Комбинированный показатель, характеризующий степень развитости рынка страхования жизни стран Европы за период с 2003 г. по 2012 г., который равен.
Объем премий также получен из Статистического сборника европейского рынка страхования жизни № 49 за 2012 год (Insurance Europe, 2014), а данные по внутреннему валовому продукту с сайта Всемирного Банка (The World Bank, 2015).
Объем торгуемых бумаг на фондовом рынке стран Европы за период с 2003 г. по 2012 г. (в процентах от ВВП) — также по данным Всемирного Банка (The World Bank, 2015).
Разница между уровнем инфляции и процентам по депозитам в странах Европы за период с 2003 г. по 2012 г. в виде дамми переменной: 1, если инфляция незначительно меньше процентной ставки или большее ее, и 0, если инфляция значительно меньше процентной ставки по банковским вкладам. Оба показателя были взяты с сайта Европейского Центрального Банка (European Central Bank, 2014).
Доходность государственных облигаций стран Европы за период с 2003 г. по 2012 г., также с сайта Европейского Центрального Банка (European Central Bank, 2014).
Дополнительный параметр, анализ которого не сейчас представляется возможным, так как он будет доступен лишь 27 февраля 2016 года — уровень финансовой грамотности населения стран Европы (Organisation for Economic Co-operation and Development, 2015). Имеющийся сейчас опрос OECD PISA не является подходящим, так как охватывает аудиторию студентов и школьников от 15 до 18 лет.
Необходимо создавать лаговую переменную для доли unit-linked, что опять же на данный момент невозможно из-за малого количества данных, которое еще уменьшится при использовании лага.
К сожалению, ввиду таких проблем, как ограниченность в данных (в частности, по объему премий unit-linked) и отсутствия качественного опроса на тему финансовой грамотности населения, на данный момент не представляется возможным полноценный регрессионный анализ. Более того, необходимо выработать коэффициент, который бы отображал степень государственной поддержки unit-linked, что требует детальной проработки вне уровня бакалаврской работы. Вышеуказанные параметры рассмотрены для построения и проверки в будущем модели, которая будет иметь экономическое применение в странах с развивающимися рынками страхования жизни.
На данный же момент представляется возможным лишь сжатый регрессионный анализ с одной зависимой переменной —.
и двумя объясняющими — степенью развитости рынка страхования жизни.
(.
и объемом торгуемых бумаг на фондовом рынке.
Для анализа использовался метод наименьших квадратов. Для того, чтобы избежать мультиколлинеарности, была построена ковариационная матрица, по результатам которой не было выявлено проблем. Гетероскедастичность также не была обнаружена.
Regression Statistics. | ||
R Square. | 0,4898. | |
Adjusted R Square. | 0,4696. | |
Observations. | ||
Coefficients. | P-value. | |
Объем премий life/ВВП. | 4,6540. | 0,0015. |
Объем торгуемых бумаг на фондовом рынке (в % ВВП). | 0,0017. | 0,0010. |
Интерпретируя полученные результаты, можно сказать, что переменная, показывающая степень развитости рынка страхования жизни, является значимой на уровне 5%. При этом регрессор имеет положительное влияние unit-linked с ?=4,654. При увеличении доли рынка страхования жизни на 0,1%, рынок unit-linked увеличивается на 4,65%. Второй регрессор также является значимым, но на уровне 1%, имея положительное влияние с ?=0,002. В целом предсказательная сила модели находится на среднем уровне, так как R2=0,5.