Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культура России в первой половине XIX в

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Великий вклад сделали русские путешественники в развитие географической науки. Первая русская кругосветная экспедиция под командованием Крузенштерна (1770−1846) и Лисянского (1773−1837) в 1803—1806 гг. прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Были изучены и сделаны съемки островов Тихого океана, побережья Китая, острова Сахалин, полуострова Камчатка. Русское географическое общество, учрежденное… Читать ещё >

Культура России в первой половине XIX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие русской культуры в первой половине XIXв. опиралось на достижения предшествующего времени. Проникновение капиталистических элементов в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. В общественно-политические процессы втягивались новые социальные слои общества. Царское правительство, провозгласившее «теорию официальной народности», обоснованную триаде — самодержавие, православие и народность активно боролись с проявлениями передовой мысли в литературе, театре, живописи, философии. Политика просвещения имела отчетливо классовый характер. Крепостной строй тормозил широкое просвещение народа и не давал возможности пользоваться культурными достижениями всему населению. Культурные потребности дворянства были иными, чем крестьянства, которое формировало собственные культурные традиции. Свободный доступ к образованию в начале XIXв. имели лишь привилегированные слои населения. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения для организации и управления просветительскими учреждениями. В начале XIXв. в России функционировало лишь одно высшее учебное заведение — Московский университет. Затем были открыты университеты в Петербурге, Дерпте, Вильно, Казани и Харькове. Открылись привилегированные учебные заведения в Царском Селе, Ярославле и Нежине. В 1829 г. был восстановлен Главный педагогический институт, в котором осуществлялась подготовка учительских кадров для гимназий и университетов. И все-таки численность студентов к середине XIXв. достигала всего 4 тыс. человек. К 1855 г. число гимназий за 25 лет увеличилось в 2,5 раза и составило 78, уездных училищ — 439. Количество приходских школ возросло на 288.

Великий русский математик Н. И. Лобачевский (1793−1856) создал теорию неевклидовской геометрии, над которой безуспешно в течение почти 2-х тыс. лет работали ученые всего мира. Только к 100-летию со дня рождения великого ученого пришло широкое признание его трудов: была учреждена международная премия его имени. К математической физике, аналитической механике, теории чисел, теории вероятности относятся основные труды М. В. Остроградского (1801−1861).

Инженер П. Д. Шиллинг (1786−1837) в 1932 г. раньше американского изобретателя Морзе (1791−1872) создал записывающий электромагнитный телеграф. Инженеры-механики, крепостные промышленников Демидовых на Урале, отец и сын Черепановы в 1833—1834 гг. построили первую в России железную дорогу на паровой тяге.

Великий вклад сделали русские путешественники в развитие географической науки. Первая русская кругосветная экспедиция под командованием Крузенштерна (1770−1846) и Лисянского (1773−1837) в 1803—1806 гг. прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Были изучены и сделаны съемки островов Тихого океана, побережья Китая, острова Сахалин, полуострова Камчатка. Русское географическое общество, учрежденное в 1845 г. стало центром изучения территории и морей России.

Созданное при Московском университете Общество истории и древностей российских начало поиски и сбор памятников древнерусской культуры. В 1800 г. был опубликован найденный памятник древнерусской литературы XII в. «Слово о полку Игореве».

В 1818 г. тиражом 3 тыс. экземпляров вышли в свет 8 томов написанной на основе огромного исторического архивного материала «История государства Российского» Н. М. Карамзина (1766−1826). Тираж разошелся в 2 месяца. Следующие тома 9−11 были опубликованы в 1821—1824 гг., а 12-й том был опубликован в 1829 г., после смерти автора.

В первой половине XIXв.

литература

занимала доминирующее положение в системе духовной культуры. Она являлась главной, и, пожалуй, единственной областью, где была возможность выразить требования и чаяния народа. Процесс развития и смены художественных направлений происходит в условиях разложения феодально-крепостнической системы и оживления общественной мысли. Этими направлениями были: классицизм, сентиментализм, романтизм, окончательно сложился реализм.

Героические события войны 1812 г. способствовали возникновению романтизма. Одним из создателей русского романтизма стал В. А. Жуковский (1783−1852). Его поэзия проникнута меланхолическими мечтаниями, романтически переосмысленными образами народной фантастики (баллады «Людмила», «Светлана»).

Основоположник русского реализма — гениальный А. С. Пушкин (1799−1837). Именно с его творчеством связано начало золотого века в литературе. А. С. Пушкин внес вклад в создание научной историографии, доказывая необходимость опоры на объективный анализ фактов и явлений, добросовестное исследование жизни, утверждал, что личность — полноправное действующее лицо большой человеческой истории.

С картины К. П. Брюллова (1799−1852) «Последний день Помпеи», являющейся ярким примером академической школы, начинается расцвет русской живописи.

А.Г. Венецианов (1780−1847) — первый русский живописец, который смог порвать с академической тематикой и ввести в свои картины русские сюжеты: «Гумно», «Крестьянка, чешущая шерсть».

Русская архитектура первых 3-х десятилетий XIXв. связана со стилем ампир (стиль первоначально сложившийся во Франции при Наполеоне I, служащий воплощению идей государственного могущества), завершившим развитие классицизма.

Характерная черта зодчества того времени — создание крупных архитектурных ансамблей, что особо проявилось в Петербурге. По проекту Захарова было возведено Адмиралтейство. По проекту А. А. Монферрана (1786−1858) создан Исаакиевский собор — самое высокое здание того времени в России.

Архитектурным сооружениям Москвы этого времени были свойственны черты лиризма, интимности, простоты и уюта. Но затем на смену классицизма и ампира пришли различные эклектические течения, в том числе русско-византийский стиль (или псевдорусский). По проекту архитектора К. А. Тона (1794−1881) в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя в Москве как памятник победы русского народа в войне 1812 г.

Традиции русской музыкальной культуры сложились к концу XVIII в. Композиторы А. А. Алябьев (1787−1851), А. Е. Варламов (1801−1848), А. Л. Гурилев (1803−1858), Н. А. Титов (1800−1875) в первой половине XIXв. создали замечательные произведения камерного жанра.

Основоположником русской классической музыки был М. И. Глинка (1804−1857). По значению вклада в развитие музыкальной культуры Глинка занимает место, равное Пушкину в литературу. Он заложил основу двух главных направлений отечественной оперной классики: народной музыкальной драмы и оперы сказочно-этического жанра. Младшим современником Глинки был А. С. Даргомыжский (1813−1869). Вслед за Глинкой он укреплял реализм в русской музыке и первым создал народно-бытовую музыкальную драму — оперу «Русалка».

Таким образом, в русском музыкальном искусстве к середине столетия утвердились русские реалистические традиции, стало все больше осознаваться растущее значение русской культуры. Ее передовые и художественные образы огромного звучания впитывались мировой культурой.

культура реализм музыкальный зодчество.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой