Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Возрастные особенности психических состояний школьников при восприятии моноцветов и художественных образов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема психических состояний, в основном, разрабатывалась специальными психологическими дисциплинами (инженерная, спортивная, медицинская, педагогическая, военная и др.). В результате экспериментов было установлено, что психические состояния определяют в существенной мере успешность деятельности субъекта, его физическое и психическое здоровье, выявлены закономерности, характеризующие состояния… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Возрастные особенности и психические состояния при восприятии цвета
    • 1. 1. Основные теории цвета
    • 1. 2. Психология восприятия цвета и художественных образов
    • 1. 3. Особенности восприятия цвета у лиц различных возрастных групп и характеристика свойственных им психических состояний
  • Глава 2. Организация и методы исследования психических состояний в процессе восприятия моноцветов, их сочетаний и художественных образов
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методики исследований психических состояний
  • Глава 3. Исследования психических состояний детей «школьного» возраста
    • 3. 1. Особенности психических состояний испытуемых при восприятии моноцветов
      • 3. 1. 1. Особенности психических состояний младших школьников при вое приятии моноцветов
      • 3. 1. 2. Особенности психических состояний подростков при восприятии моноцветов
      • 3. 1. 3. Особенности психических состояний при восприятии испытуемыми юношеского возраста моноцветов различного характера
    • 3. 2. Особенности психических состояний испытуемых при восприятии сочетаний моноцветов
      • 3. 2. 1. Особенности психических состояний при восприятии младшими школьниками моноцветовых сочетаний
      • 3. 2. 2. Особенности психических состояний испытуемых подросткового возраста при восприятии сочетаний моноцветов
      • 3. 2. 3. Особенности психических состояний испытуемых юношей при восприятии сочетаний моноцветов
    • 3. 3. Особенности психических состояний младших школьников, подростков и юношей при восприятии художественных образов различных направлений
      • 3. 3. 1. Особенности психических состояний младших школьников при восприятии художественных образов
      • 3. 3. 2. Особенности психических состояний подростков при восприятии художественных образов картин
      • 3. 3. 3. Особенности психических состояний при восприятии художественных образов юношами
    • 3. 4. Сравнительно — сопоставительный анализ особенностей психических состояний испытуемых трех возрастных групп при восприятии моноцветов, их сочетаний и художественных образов

Возрастные особенности психических состояний школьников при восприятии моноцветов и художественных образов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема психических состояний, в основном, разрабатывалась специальными психологическими дисциплинами (инженерная, спортивная, медицинская, педагогическая, военная и др.). В результате экспериментов было установлено, что психические состояния определяют в существенной мере успешность деятельности субъекта, его физическое и психическое здоровье, выявлены закономерности, характеризующие состояния работающего человека, особенности регуляции состояний, созданы концептуальные схемы и методические средства оценки состояний (В.А.Ганзен, Л. Г. Дикая, Н. Д. Левитов, А. О. Прохоров и др.). Но каждое из психологических направлений выявляет, в основном, какой-либо отдельный аспект психических состояний, и сами состояния описываются различно. В теорию психических состояний большой вклад внесли ученые Н. Д. Левитов (1964), В. А. Ганзен (1974), Ю. Е. Сосновикова (1975), Т. А. Немчин (1983), А. О. Прохоров (1991, 1994, 1998). В их трудах рассматриваются общие понятия психического состояния, а также роль и значение состояния в ходе деятельности, а именно, физический и умственный труддеятельность школьников и студентов.

Проблема детерминации психических состояний и, в частности, в таком контексте как зависимость состояний от цвета, является наименее изученной. Чаще всего в отечественной психологии и представителями зарубежной психологии исследовались особенности восприятия цвета и художественных образов различных возрастных групп.

Для более полного раскрытия проблемы исследования восприятия цвета мы обратились к истории развития теории цвета в зарубежной науке, начиная с середины XIX века: в Германии — Г. Гельмгольц, И. В. Гете, Г. Э. Мюллер, в Англии — Дж. Гилфорд, Ф. Стефанеску-Гоанга и др.- отечественной психологии — Б. Г. Ананьев (1977) — Л. С. Выготский (1968), С. Л. Рубинштейн (1973), Л. М. Веккер (1974) — среди художников Н. Н. Волков (1977), В. С. Кузин (1978), В. В. Кандинский (1990) и др.

Современной наукой более глубоко исследовано восприятие человеком цвета в зависимости от его пола, состояния здоровья (в том числе беременность, инвалидность, лишний вес, врожденные физиологические недомогания и т. д.), характерологических особенностей, вида деятельности и даже национальной принадлежности (Э.

Д. Дорофеева, С. В. Кравков, А. Н. Лутошкин, Л.А.Шварц). Эмоциональная и ассоциативная реакции на определенные цвета были установлены исследованиями А. В. Вартанова, Е. Н. Соколова, О. В. Сафуановой и П. В Яныиина. Проводились исследования в области особенностей восприятия художественных образов как воплощения сложных моноцветовых сочетаний учеными, которые подчеркивали важность воспитания у детей художественного восприятия: Л. С. Выготский (1968), С. Л. Рубинштейн (1973), Л. А. Венгер (1988), В. С. Мухина (1991, 2002), П. П. Блонский (1997) и др.

Наряду с очевидными достижениями в области изучения особенностей восприятия цвета недостаточно исследованным оказалось отношение между цветом и психическими состояниями. В то же время неизученными остались влияние моноцветов и их сочетаний, а также влияние художественных на психические состояния. Таким образом, проблема исследования может быть представлена как изучение особенностей психических состояний при восприятии моноцветов, их сочетаний и художественных образов.

Объект исследований — восприятие моноцветов, их сочетаний и художественных образов младшими школьниками, подростками и юношами.

Предмет исследований — особенности психических состояний младших школьников, подростков и юношей в процессе восприятия моноцветов, их сочетаний и художественных образов.

Целью работы явилось исследование особенностей психических состояний детей «школьного возраста» при восприятии моноцветов, их сочетаний и художественных образов.

Гипотеза основана на предположениях о том, что существуют возрастные особенности восприятия моноцветов, их сочетаний и художественных образов и об отражении возрастных изменений восприятия испытуемыми «школьного» возраста моноцветов и их сочетаний в период развития являются психические состояния. Актуализация психических состояний в ходе восприятия моноцветов и моноцветовых сочетаний зависит от активности сознания и осознанности образа и изменения его значимости в период «школьного» онтогенеза.

Задачи исследования:

1) определить специфику психических состояний младших школьников, подростков и юношей в зависимости от характера предъявляемых моноцветов;

2) исследовать особенности психических состояний представителей трех возрастных групп при восприятии сочетаний моноцветов;

3) выявить характер зависимости психических состояний младших школьников, подростков и юношей при восприятии художественных образов.

Методология и методы исследования. Исследования проводились на основе системной методологии и теории деятельности, разработанной Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, субъектного подхода А. В. Брушлинского, С. Л. Рубинштейна, а также теоретических принципов и положений концепции психических состояний личности (А.О. Прохоров) и концепций цвета (Г.Гете, П. В. Яныиин и др.).

Для реализации поставленных задач был осуществлен теоретический анализ общей и специальной литературы по проблеме восприятия цвета и образов и организован и проведен психологический эксперимент, направленный на выявление характера зависимости психического состояния от предъявления. Для изучения психических состояний при восприятии различных экспозиций использовались основные моноцвета (красный, желтый, синий и др.), их сочетания, а также картины художников разных направлений (русский реализм, или «передвижничество», импрессионизм, постимпрессионизм, супрематизм, футуризм), включающие определенные моноцветовые колориты. Для измерения психических состояний использовалась методика «Рельеф психического состояния» А. О. Прохорова.

В исследовании участвовали учащиеся младшего школьного, подросткового, юношеского возрастов (всего 1119 человек).

Статистическая обработка включала в себя корреляционный и качественный анализы результатов.

Этапы работы. Диссертационное исследование проводилось в три этапа. Первый этап: (1994;1995) включал анализ психологической литературы по теме исследования, определение проблемы и формулировку теоретических положений, выбор методических средств для исследования, а также пилотажное обследование. На втором этапе (1995;2001) осуществлялась основная экспериментальная работа. На третьем этапе (2001;2003) была завершена экспериментальная часть работы, проведены математическая обработка и интерпретация результатов, литературное и техническое оформление диссертации.

Надежность и достоверность результатов обеспечена непротиворечивостью и теоретической обоснованностью методологических положений, адекватностью используемых методов исследования, их соответствием целям и задачам работы, репрезентативностью выборки испытуемых, согласованностью эмпирических данных собственного исследования с теоретическими положениями других исследователей.

Научная новизна исследования. Выявлены различия в психических состояниях, вызванных восприятием моноцветов у представителей трех возрастных группмладших школьников, подростков, юношей. Для младших школьников наиболее типичны эмоциональные состояния, связанные с моноцветами: желтым — радость, веселость (82%), зеленым — радость, спокойствие (85%), красным — веселость (40%), возбужденность (60%), т. е. младшие школьники связывают с положительным состоянием желтый, зеленый и красный моноцвета. Для подростков, при восприятии желтого, красного, синего, зеленого, коричневого, фиолетового моноцветов, характерно преобладание отрицательных эмоциональных состояний: тоскливость, утомленность, раздражительность, грусть, тревожность. Исключение составляют серый — спокойствие, радость (67%) — и черный — спокойствие, радость, уверенность, легкость (60%). Юноши в большей степени связывают зеленый моноцвет с состояниями умиротворенности, спокойствия.

Установлено, что актуализирующиеся психические состояния младших школьников зависят как от сочетания моноцветов, расположенных рядом, так и от положения моноцветов на фоне друг друга. У подростков и юношей выявлено влияние одного из двух моноцветов при экспозиции их рядом. Основными отличиями психических состояний у детей «школьного» возраста является их зависимость от характера экспозиций и возраста. Особенностью восприятия сочетания моноцветов у младших школьников является повышение интенсивности ассоциативных процессов. В меньшей степени это выражено у подростков и юношей. При экспозиции некоторых сочетаний моноцветов для подростков было характерно равномерное распределение положительных и отрицательных психических состояний, в частности, при восприятии сочетаний синего на красном фоне, фиолетового на зеленом, а для юношей — фиолетового на красном фоне.

При восприятии художественных образов младшими школьниками характерны эмоциональные и интеллектуальные состояния, такие как любопытство, заинтересованностьподростками описываются состояния беспокойства, неуверенности, равнодушия, скуки', юношами — состояния, связанные с анализом увиденного: утонченность, сочувствие, раздражительность и др. Показаны закономерности актуализации психических состояний, зависящие от сложности экспозиций художественных образов и возрастных особенностей испытуемых. Обнаружено, что психические состояния школьников при восприятии ими художественных образов зависят от характеристик сознания: на определенном этапе процесс восприятия сочетания моноцветов опредмечивается в художественный образ. С этого момента в актуализацию психических состояний включается сознание (отношения, личностный смысл и др.), приводя к изменению состояний.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в изучении закономерностей влияния моноцветов и их сочетаний, а также художественных образов с определенным моноцветовым колоритом на актуализацию психических состояний детей «школьного» возраста. Показана зависимость изменения психических состояний от предлагаемых моноцветов, их сочетаний и художественных образов: по мере повышения сложности экспозиции состояния также становятся сложнее. Установлено, что моноцвета, сочетания моноцветов, их композиции, различное их расположение (рядом друг с другом, на фоне друг друга), обусловливают возникновение состояний разного качества, знака, модальности, интенсивности и длительности. Повышение сложности композиции из моноцветов также приводит к изменению состояния. Выявленная закономерность является важной в понимании механизмов актуализации состояний.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты позволяют более оптимально организовать преподавание изобразительного искусства с учетом психических состояний, соответствующих возрасту, при восприятии учащимися моноцвета и его сочетаний. Определенным образом организованная экспозиция художественных образов побуждает детей к анализу моноцветового колорита, техники исполнения картины и ее смысла. Материалы исследования могут быть использованы в организации теоретических и практических занятий, а также спецкурсов, проводимых на специализированных факультетах, готовящих учителей, психологов, дизайнеров. Положения, выносимые на защиту:

1. Моноцвета различного характера, «теплые» и «холодные» оттенки, выполненные «краской», т. е. моноцвета, выполненные без специальной разработки колеров, актуализируют психические состояния, отличающиеся по своим количественным и качественным характеристикам у детей разных возрастных групп.

2. Сочетания моноцветов (рядом друг с другом и на фоне друг друга) приводят к изменению психических состояний, по сравнению с восприятием отдельных моноцветов, и зависят от возрастных особенностей субъекта.

3. Опредмечивание и осознание художественных образов при восприятии композиций из моноцветовых сочетаний включается в процесс актуализации психических состояний одновременно с характеристиками сознания (оценкой, отношением, личностным смыслом и др.), приводя, соответственно, к изменению психических состояний.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации, ее результаты докладывались и обсуждались на Всероссийских и региональных научно-практических конференциях, что нашло отражение в 12 публикациях (Москва, Пермь, Казань, Волгоград, Набережные Челны), излагались на первом Всероссийском съезде психологов (г.Москва, 1995 г.), на Международном симпозиуме «Эмоции и цвет» (г. Пермь, 1997), на Международной научно-практической конференции «Стимулирование мотивации творческого саморазвития личности» (г. Наб. Челны, 2003).

Внедрение результатов исследований проводилось в Набережночелнинском государственном педагогическом институте на лекционных и практических занятиях по возрастной и педагогической психологии, на курсах непрерывного повышения квалификации учителей изобразительного искусства, в спецкурсе по теме «Особенности психических состояний детей „школьного“ возраста при восприятии моноцветов, их сочетаний и художественных образов».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 206 наименований, из которых 9 — на иностран.

Заключение

.

В результате проведенных исследований были сделаны следующие выводы:

1. Выявлено влияние моноцветов на психические состояния младших школьников, подростков и юношей. Основной качественной характеристикой этих состояний является эмоциональность, которая отличается в зависимости от моноцветов и их специфики: выполненные «краской», «теплые — холодные» и др. Для младших школьников характерны психические состояния, связанные с предпочтением желтого, зеленого и красного моноцветов. В подростковом возрасте более предпочитаемыми становятся черный и серый моноцвета, а желтый и красный менее выбираемы, что выделяет подростков по сравнению с другими возрастными группами. При восприятии моноцветов юношами наиболее предпочитаемым оказался зеленый моноцвет. Для юношей также характерны различные по качественным и количественным характеристикам эмоциональные состояния. Обнаружена специфичность различных психических состояний младших школьников, подростков и юношей, связанных с изменениями оттенков моноцветов.

2. Сочетания моноцветов (рядом друг с другом и на фоне друг друга) влияют на актуализацию психических состояний младших школьников, подростков и юношей. Для младших школьников чаще всего были характерны эмоциональные состояния, разные по интенсивности, знаку, модальности, длительностидля подростков — типичны отрицательные психические состояния, особенно при экспозиции таких сочетаний, как синий рядом с красным. Юноши чаще, чем подростки, проявляли интеллектуальные психические состояния — озадаченность, заинтересованность и любопытство. В отличие от младших школьников и подростков их состояния были более разнообразными. Обнаружена зависимость, характерная для всех возрастных групп: чем сложнее моноцвет, тем сильнее его влияние на актуализацию психических состояний: возникают длительные психические состояния (у младших школьников и юношей). Расположения моноцветов в сочетаниях могут вызывать как положительные, так и отрицательные психические состояния. Установлено, что юноши более точно чувствуют гармонию в сочетаниях моноцветов, что связано с более высоким уровнем развития психических процессов и сформированностью когнитивной составляющей восприятия.

3. При восприятии младшими школьниками, подростками и юношами художественных образов была обнаружена зависимость психических состояний от характера экспозиций: психические состояния усложнялись в ходе экспериментов от предъявления моноцветов до их сочетаний и к цельному художественному образу определенного моноцветового колорита и смысла. Обнаружена специфика психических состояний, зависящая от художественных образов. В палитре психических состояний доминировали интеллектуальные состояния.

Возникновение художественного образа в ходе экспозиции моноцветовых сочетаний приводило к повышению активности сознания: образ опредмечивался (распознавался), приобретал значение, «включались» личностные смыслы. С этого момента актуализация состояний осуществлялась в большей степени с опорой на характеристики сознания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977 — 380 с.
  2. .Г. Теория ощущений. JL: Изд-во ЛГУ, 1969. — 338с.
  3. .Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. -М.:АПН, 1968.-334 е.
  4. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. — 304 с.
  5. . Теория цвета, ее применение в искусстве и дизайне М.: Мир, 1982. -С. 80 — 99бАдамян О.А. .Восприятие ахроматического цвета объектов // Психол. ж-л. 1991. — № 1.- С. 124 -132.
  6. Ю.Г., Левидова М. М. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. М.: Советский художник, 1976. — 300 с.
  7. С.С. О цвете и краске. М.: Искусство, 1964. — 73 с.
  8. С.С. О колорите. -М.: Изобразительное искусство, 1974. 176 с.
  9. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. — 392 с.
  10. А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. — 151 с.
  11. Г. А. Инструкция по интерпретации восьмицветового теста на основе математической переработки // Математические методы инженерной психологии. -Уфа, 1982.-С. 19−24.
  12. Атлас по психологии / Под ред. Гамезо Г. М., Домашенко Д. О. М.: Просвещение, 1977.- 197 с.
  13. В.А. Динамика зрительного восприятия М.: Наука, 1990. — 240 с.
  14. В.А. Зарубежные экспериментальные исследования движений глаз: Общее состояние и основные тенденции // Психол. ж-л. -1987. № 1. — С.127−135.
  15. В.А. Условия, содействующие адаптации глазодвигательной системы человека // Психол. ж-л. 1983. — № 2. — С. 15−27.
  16. М.Я. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1975. — С.72 -112.
  17. Ф.В. Проблема бессознательного. М.: Изд-во Медицина, 1968. — 468 с.
  18. Т. Психологическое развитие младенца. М.: Прогресс, 1979. — 320 с.
  19. Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль: Академия развития, 1997.-С. 13 — 79.
  20. С.Н. Разработка методики диагностики сформированности профессионального мышления у учащихся педагогических училищ будущих учителей. Авто-реф. дисс.. канд. психол. наук. — Казань, 1998.-24 с.
  21. А.Н. История русской живописи в XIX веке. -М.: Республика, 1998.- 448 с.
  22. А., Булатов А., Лошнович Е. Восприятие линейных размеров разных геометрических фигур // Сенсор. системы 1995. — Вып.9 — № 1- С. 81 — 86.
  23. И.Т. Восприятие и установка. Тбилиси: Мецниериба, 1965. — 118 с.
  24. П.П. Психология младшего школьника. Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. -С. 110−130.
  25. А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-328 с.
  26. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.-199 с.
  27. К. Психология красоты. Результаты экспериментальных исследований. -Л.-М.: «Пучина», 1926.- 136с.
  28. А.В., Соколов Е. Н. Роль первой и второй сигнальных систем в соотношении семантического и перцептивного цветовых пространств // Ж-л высш. нерв, де-ят-ти. 1995. — Вып.45- № 2. — С. 343−357.
  29. Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: МГУ, 1984. — 200 с.
  30. Э.А. О некоторых особенностях художества душевнобольных и сюрреалистического искусства. Тбилиси: Мецниереба, 1979. — 118 с.
  31. Л.М. Психические процессы. Л.: Просвещение, 1974. — Кн.1.-334 с.
  32. .М. Психология восприятия. М.: Изд-во МГУ, 1973. — 189 с.
  33. Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет. сада / Л. А Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер М.: Просвещение, 1988.- 144 с.
  34. И.Я. Проблемы художественного познания. М.: Искусство, 1967.-275 с.
  35. В.К. Психология эмоциональных явлений / Под ред. О. В. Овчинниковой. -М.: МГУ, 1976.- 144 с.
  36. Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: АПН РСФСР, 1950. — 507 с.
  37. Н.Н. Композиция в живописи. -М.: Искусство, 1977. 263с.
  38. Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство. 1984. — 258 с.
  39. Волков Н. Н Мысли об искусстве. М.: «Советский художник», 1973. — 140с.
  40. Восприятие и деятельность / Под ред. А. Н. Леонтьева. -М.: Изд-во МГУ, 1976. -275 с.
  41. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.-96 с.
  42. Л.С. Психология искусства. -М.: Просвещение, 1968 575 с.
  43. Л.С. Психология искусства. Ростов-на-Дону.: «Феникс», 1998. -479 с.
  44. Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1999. — С.40−70.
  45. Л.С. Лекции по психологии ребенка. СПб.: СОЮЗ, 1997. — С.35−86.
  46. О.Н. Проблема цвета в психологии. -М.: Наука, 1993. С.5−148.
  47. В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — С.
  48. В.А., Юрченко В. Н. Систематика психических состояний человека // Вестник ГУ. М., 1991. — Сер.6. — № 1. — С. 47−55.
  49. Ф. Подросток. Проблемы воспитания детей в семье / Ф. Гати, Д. Гайер, П. Риток и др. М.: «Прогресс», 1977. — 175с.
  50. Г. Д. Воображение и мышление. -М.: Вузовская книга, 1989. 192 с.
  51. Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1996. — 336 с.
  52. В.Д. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1985. — С.5−48.
  53. Л.А. Социально-экономическая статистика. М.: ВЛАДОС, 2001.- С. 312 121.
  54. P.M. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988−560 с.
  55. Р.Л. Глаз и мозг : Психология зрительного восприятия. М.: Мир, 1970. -271 с.
  56. К.К., Севрюгина М. А. Психологические закономерности ощущений и восприятий и их использование в культурно просветительской работе. — М.: МГИК, 1980.-80с.
  57. В.А. Понимание школьниками образа человека в произведениях живописи и графики // Вопросы психологии 1995. — № 4. — С. 27−32.
  58. В.А. Роль образа в актуализации смыслообразующих систем понимания искусства детьми (на материале анализа детьми содержания произведений живописи) // Психол. наука и образование 2000. — № 3. — С. 96 -103.
  59. В.А. Некоторые особенности актуализации смыслообразующих систем понимания искусства детьми // Психол. наука и образование. 2001. — № 3. — С. 8898.
  60. В.В. Виды обобщений в поведении и обучении. -М.: Педагогика, 1 972 423 с.
  61. С. О сюрреализме. М.: Искусство, 1989. — 27 с.
  62. Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект пресс, 1998. — 373 с.
  63. В.Е. Как мы видим то, что видим. М.: Знание, 1987. — 239 с.
  64. М.Ю. Анализ понятия «психологическое состояние» // Психол.-пед. аспекты перестройки образов / Сборник научных трудов 4. Тверь: ТГУ, 1992. — С. 113 117.
  65. Л.Г. Психические состояния и эффективность деятельности // Психол. ж-л. -1984. Т.З. — № 6 — С. 154−157.
  66. Л.Г., Гримак Л. П. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическими состояниями человека // Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б. А. Душкова. М., 1991. — С.280−287.
  67. Ю.М. Психофизические исследования восприятия и памяти. М.: Наука, 1981.-288с.
  68. А.С. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986. — 159с.
  69. А.В. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1986. — Кн.1. -320с.
  70. А.В. Восприятие и действие / А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В.П. Зин-ченко, А. Г. Рузская М.: Просвещение, 1967. — 323 с.
  71. В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. -1991-№ 2. С. 22.
  72. В.А. Психология отношения учащихся к деятельности: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1993. — 45 с.
  73. Зрительные восприятия / Под ред. П. А. Шеварева. М.: Просвещение, АПК РСФСР, 1964.-159 с.
  74. P.M. Введение в теорию цвета. М.: Наука, 1964. — 342 с.
  75. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. — М.: Учпедгиз, 1961. С.12−171.
  76. К.Е. Эмоции человека / Под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой. М.: Наука. 1980.-460 с.
  77. Ч.А. Психофизиология цветового зрения / Ч. А. Измайлов, Е. Н. Соколов, A.M. Черноризов -М., 1989.- 195 с.
  78. Изобразительное искусство в школе / Под. ред В. В. Колокольчикова. М.: Педагогика, 1975.-96 с.
  79. История русского и советского искусства / Под ред. М. М. Алленова, О. С. Евангулова, В. А. Плугина, Д. В. Сабьянова, М. Н. Яблонской. М.: Высшая школа, 1989.-448 с.
  80. Искусство и школа: Книга для учителя / Сост. А. К. Василевский. М.: Просвещение, 1981.-288 с.
  81. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991. С.12−23.
  82. Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П.Гринфилд. М.: Педигогика, 1971. — 391с.
  83. И.Л. Лекции по общей психологии. Владимир, 1972.- Кн.Н. — С. 30−93.
  84. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.-171с.
  85. В.А., Староверов О. В., Турундаевский В. Б. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1991. — С. 78−92.
  86. В.А. Математическая экономика М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002.- С.33−38.
  87. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 1994. — 344 с.
  88. Кон И. С. Психология ранней юности. -М.: Просвещение, 1989. — 254с.
  89. Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М.: Наука, 1983. — 171 с.
  90. А. Французская живопись XIX начала XX века в Эрмитаже. — JL: Изд-во «Аврора», 1979. — 167 с.
  91. B.C. Общая психология для художественных училищ. М.: Просвещение, 1976.- 176 с.
  92. С.В. Глаз и его работа. М.: Изд-во АН СССР, 1950. — 531 с.
  93. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. — 575 с.
  94. В.М. Психологические механизмы зрительного восприятия: интегральная модель // Вопросы психологии. 1998. — № 6. — С. 44 -57.
  95. Культурология, XX век. Энциклопедия. СПб.: Университетская книга- ООО «Алетейя», 1998. — Кн.1. — 448 с.
  96. О.П. Художественное восприятие: опыт построения общетеоретической модели. Киев: Hay кова думка, 1987.-245с.
  97. Н.Д. Вопросы психологии характера. М.: Учпедгиз, 1964. — С. 6 -206
  98. Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. -344 с.
  99. И.С. Как воспринимается произведение искусства. М.: Знание, 1983. -С.2−53.
  100. П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974. -550 с.
  101. Н. Умственные способности и возраст. -М., 1971. -С. 11 -237.
  102. Ю.П. Цветовое пространство горизонтальных клеток сетчатки // Психол. ж-л.- 1995. № 2. — С. 133−141.
  103. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  104. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. — 583 с.
  105. Г. И. Психология восприятия объемных форм. М.: МГУ, 1980. — 136 с.
  106. Л. Сколько цветов у радуги. М.: Педагогика, 1990. — С. 13 -27.
  107. А.В. Цвет и свет. Л.: Ленингр. отд-е, 1989. — 256 с.
  108. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  109. А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Изд-во АН РСФСР, 1963.-Кн.1.-479с.
  110. . М. Четырехцветный человек, или путь к внутреннему равновесию. -Мюнхен, 1977. М., 1990. — 72 с.
  111. М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993.-159 с.
  112. А.В. Структурный анализ психического состояния // 1 Междунар. Научные ломоносовские чтения: Тез. докл. М., 1991 -С.179−180.
  113. Л.В. Пространство мира и пространство картины. Очерки о языке живописи. М.: Советский художник, 1983. — 375 с.
  114. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика, 1991. С.
  115. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 2002. — 456 с.
  116. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Медицина, 1960. — 424 с.
  117. Ш. А. Психологическая природа восприятия. Тбилиси: АН ГССР, 1976.-С.6−28.
  118. В.Д. Основные свойства нервной системы человека. — М.: Изд-во Медгиз, 1966.-С. 7−134.
  119. Р.С. Психология. М.: Просвещение, 1995. — Кн.1. — 576 с.
  120. Р.С. Психология. М.: Просвещение, 1995. — Кн.II. — 496 с.
  121. Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л.: ЛГУ, 1983. -167 с.
  122. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столиной. М.: МГУ, 1987.-303 с.
  123. В.Г. Эмоции. Мифы. Разум. -М.: Высшая школа, 1992. С. 20 -44.
  124. Г. В., Черноризов A.M. // Ж-л высш. нерв, деят-ти. 1991. — № 4. -С.627−635.
  125. М. Искусство и наука. Проблемы, парадоксы, поиски. М.: Современник, 1982.-302 с.
  126. Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей (психофизиологические исследования). М.: Педагогика, 1984. — С. 6 — 48.
  127. . Избранные психологические труды. -М.: Изд-во АПН, 1994. 353 с.
  128. Познавательные процессы: ощущения, восприятие / Под ред. В. П. Запорожца -М.: Педагогика, 1982. С. 25 — 48.
  129. В.М. Малая история искусств. -М.: Искусство, 1991.-303 с.
  130. В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
  131. Ю.Н. Дети рисуют / Начальная школа. 1988. — № 4. — С. 176.
  132. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: «Педагогика», 1976. -208 с.
  133. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова. Д.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 272 с.
  134. Пространство картины / Сост. Н. О. Тамручи. М.: Советский художник, 1989. -366 с.
  135. Профессиональная деятельность детского городского психологического центра. Учебно-методическое пособие / Под ред. Е. И. Рогова. Шахты, 1993. — С.234 -240.
  136. А.О. Особенности психических состояний личности в обучении // Психол. ж-л. 1991. — Т. 12. — № 1. — С. 47 — 54.
  137. А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. -Казань: КГУ, 1991.-167 с.
  138. А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1991. -№ 5. — С. 156 — 162.
  139. А.О. Семантические пространства психических состояний. Дубна: Феникс, 2002. — 280 с.
  140. А.О. Интегрирующая функция психических состояний // Психол. ж-л. 1994.-Т.15.-№ 3.-С. 136−146.
  141. А.О. Психические состояния и их функции. Казань: Изд-во КГУ, 1994.- 168 с.
  142. А.О. Психология неравновесных состояний.- М.:ИП РАН, 1998.-152 с.
  143. А.О. Методики диагностики психических состояний личности. Казань: ИЭУи П, 1997.-87 с.
  144. Психология / Под ред. А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова. М.: Учпедгиз, 1962. — 560 с.
  145. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. -М.: Педагогика, 1983.-448 с.
  146. Психологические исследования познавательных процессов и личности / Отв. ред. Д. Ковач и др. М.: Наука, 1989. — 216с.
  147. Психология психических состояний: Сб.ст. / Под ред. А. О. Прохорова. Казань, 1998.-Вып. 1.-204 с.
  148. Психология ощущений и восприятий / Под ред. Ю. Г. Гиппенрейтер, В. В. Любимова и др. М.: ЧеРо, 1990. — 610 с.
  149. Психология психических состояний: Сб. ст. / Под ред. А. О. Прохорова. Казань, 1999.-Вып.З.-380 с.
  150. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти / Отв. ред. А. Н. Лебедев. М.: Наука, 1985. — 224 с.
  151. Психические состояния / Под ред. Л. В. Куликова.- СПб.: Питер, 2000 С. 36 — 70.
  152. Т.А. Семантическая репрезентация простого цветового стимула // 1 Между нар. научные ломоносовские чтения. Тезисы докладов. М., 1991.- С. 115 — 117.
  153. Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., 1980. -Кн.1. — С. 17 — 123.
  154. Рок И. Введение в зрительное восприятие. М.: 1980. — Кн.Н. — С. 32 — 215.
  155. B.C. Мозг. Обучение. Здоровье / B.C. Ротенберг, С. И. Бондаренко. -М.: Просвещение, 1989. -238с.
  156. С.Л. Введение в общую психологию. М., 1988. — С. 73 — 110.
  157. P.P. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов. Автореф. дис.. канд.филос.наук. .-М., 1993. 24 с.
  158. Д. Народно-освободительные идеи русской живописи второй половины XIX века. М.: «Искусство», 1955. — 300с.
  159. В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа — Пресс, 1995. — 384 с.
  160. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. — 800 с.
  161. С.Д. Психология образа : Проблема активности психического отражения. М.: Изд-во МГУ, 1985.-231 с.
  162. Советская живопись. -М.: Советский художник, 1987. № 9- С. 142−159.
  163. И.С. Психологические особенности взаимосвязи профессионально-педагогической направленности и самостоятельной работы студентов педвуза. Автореф. дис.. канд.филос.наук. М., 1992. — 23 с.
  164. Р.Л. Когнитивная психология. М.: «Тривола», 1996. — С.32−90.
  165. Ю.Е. Психические состояния человека и их классификация и диагностика. Горький, 1975. — С. 7 — 40.
  166. JI.H. Жизнь -творчество -человек : Функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. — С.233−336.
  167. Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. — С. 10−18.
  168. В.А. Психология интеллекта. Донецк: Сталкер, 1997. — С.57−64 .
  169. М.С. Декоративно-прикладное искусство как система опосредствования развития детей обских финно-угров / М. С. Такирова., В. Б. Хозиев // Психол. наука и образование. 2002. — № 1. — С. 89−99.
  170. А.Н. Методология разработки единицы анализа психики в истории советской психологии // Психол. ж-л. 1983. — № 2. — С. З — 12.
  171. Тэн. И. Философия искусства. М.: Изд-во «Республика», 1996. — 350 с.
  172. Д.Н. Теория установки / Под. ред. Ш. А. Мадирашвили, В. К. Цаава. М. Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — С. 35 — 47.
  173. Л.П. Психология восприятия цвета. Ярославль: ЯГУ, 1981. — 176 с.
  174. Ю.И., Тимофеев В. И. Цветной тест М.Люшера (стандартизированный вариант). Методическое руководство / Ю. И. Филимоненко, В. И. Тимофеев. -СПб.: Питер, 2000. С. 6 — 12.
  175. Философский энциклопедический словарь-М.: Сов. энциклопедия, 1989.- 815 с.
  176. Флейк Хобсон К. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими / К. Флейк — Хобсон, Б. Е. Робинсон, П. Скин. — М.: ЦОЦ, 1992. — 511 с.
  177. Н.Д. Физиология человека. -М.: Просвещение, Владос, 1995.-416 с.
  178. С.В., Соколов Е. Н., Вайткевичус Г. Г. Искусственные органы чувств. -М., 1979.- 180 с.
  179. Г., Ауэр К. Человек цвет — пространство — М.: Стройиздат, 1973.- 120 с.
  180. М.В. Влияние функционального состояния человека на характеристики его сознания // Психофизиол. исслед-я функц. сост-я человека-оператора /РАН. Ин-т высш. нервн. деят-ти и нейрофизиол.-М., 1993. С. 3 -10.
  181. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.:МГУ, 1981. — С. 15 — 75.
  182. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю. Б. Гинненрейтер, М. Б. Михалевской. М.: МГУ, 1975. — 340 с.
  183. Хрестоматия по психологии / Под ред. проф. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1977.-528 с.
  184. В.И. Проблема художественного мышления (пут исследования) / Башкирский государственный университет. Уфа: БГУ, 1993. — 87 с.
  185. А.Д. Статьи об искусстве Франции, Англии, США 18−20 в.в. -М: Искусство, 1978. С. 35 -79.
  186. П.А. Теория обобщенных ассоциаций в психологии: Избранные психол. Труды / Под ред. Т. А. Ротановой, Б. Б. Коссова, М., Воронеж: Институт практической психологии, НПО МОДЭК, 1968. — 68 с.
  187. Эмоции, творчество, искусство: Тез. докл. Междунар. Симпозиума / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, Д. Леонтьева, Дж. Капчика, В. Петрова, П. Махотки. — Пермь: Изд-во «М плюс Б», 1997. XIV. — 200 с.
  188. Юнг К. Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее / Сост. В. В. Зеленский, A.M. Руткевич. М.: Мартис, 1995. — 320 с.
  189. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. — 320 с.
  190. Юный художник. Л.: Художник РСФСР, 1964. -208 с.
  191. А. Искусство XX века. Эпистемология картин мира // Искусствознание. 1998. — № 1. — С.226 — 242.
  192. П.М. Психология художественнее о восприятия. — М.: Искусство, 1964. 86 с.
  193. П.В. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара: СамГПУ, 1996. -218 с.
  194. П.В. введение в психосемантику цвета. — Самара, 2000. 182 с.
  195. А. Роль движений глаз в процессе зрения. Автореф. дис. .докт. биол. наук. М., 1964. 22 с.
  196. Baume Karl-Heinz. Eine einfache Beschreibung von Farbadaptation beim Rot-Griin-System / Z.exp. und angew. Psychol. № 3. — 1991. P. 343−364.
  197. Mchaughlin John P. Preference for left and right in portraits: Par. and Fosten 34-th Annu. Meet. Psychon. Soc. / John P. Mchaughlin., Kimberly E. Murphy Washington, D.C., Nov. 5−7. 1996 /Bull/ Psuchonom.Soc. — № 5. — 1993.
  198. Farbadaptation bei einem Gelblich Blaulich — System: Priifung einer einfachen numerischen Relation / Bauml К. — H. // Z. Psychol. — № 3. — 1991 — 199. -P.251−265.
  199. Polzella Donald J. Dimensions of color harmony / Bull. Psuchonom. Soc / Donald J. Polzella, Demaris A. Montgomery. № 5. — 1993. P.423 — 425.
  200. Seifert Lauren Sue. Real world knowledge facilitates interpretation of paintings by haive art observer / J. Phushol. — 1993. — № 5. — P. 573−575.
  201. Stolper J.H. Color induced psychological response // Man Environment System. — 1977. 7(2). — P.101−108.
  202. Weller L. Effect of color of guestionnair on emotional responses / L. Weller, R. Livingston // The J. Of General Psyh. 1988. — 115(4). — P.433 — 440.
  203. Effect of color of guestionnair on emotional responses / L. Weller, R. Livingston // The J. Of General Psyh. 1988. — 115(4). — P.433 — 440.
  204. Williams J.V. Connotations of color names in the USA, Europe and Asia / J.V. Williams, J.K. Morland, W.L. Underwood // The j. of cosial psychol. V.82. -1870.-P. 3−12.
  205. Wurtman R.J. The effect of light on human Body // Scientific american. -1975.-233.-P.69−77.
Заполнить форму текущей работой