Еретические движения Средневековья
В XI—XII вв. появилась ересь катаров (чистых) или богомилов. Родина ереси — Сербия и Болгария. Основателем движения был священник Богомил, который развивал идеи манихейства. Катары верили, что кроме светлого бога существует темный, осуждали духовенство и феодальные порядки, Папу считали наместником сатаны. Аналогичные взгляды проповедовали альбигойцы в Южной Франции, вальденсы и др. Еретические… Читать ещё >
Еретические движения Средневековья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Еретические движения связаны не только с толкованием христианских текстов, но и с недовольством существующими порядками, они чаще всего возникали в наиболее экономически развитых районах Европы.
В XI—XII вв. появилась ересь катаров (чистых) или богомилов. Родина ереси — Сербия и Болгария. Основателем движения был священник Богомил, который развивал идеи манихейства. Катары верили, что кроме светлого бога существует темный, осуждали духовенство и феодальные порядки, Папу считали наместником сатаны. Аналогичные взгляды проповедовали альбигойцы в Южной Франции, вальденсы и др.
В XIV—XV вв. Западную Европу сотрясали бюргерское и крестьянско-плебейское еретические движения.
Бюргерские ереси возникали в основном в среде горожан, недовольных католическими порядками (они требовали секуляризации церковного имущества, отмены церковных иммунитетов, возврата к раннехристианским идеалам, защиты частной собственности от притязаний церкви и т. п.). Идеологами бюргерских ересей были проф. Джон Уинклиф (Англия), Ян Гус (Чехия). Под руководством Яна Гуса в XV в. в Чехии вспыхнуло антифеодальное движение гуситов — в основном это были рыцари и горожане. Гуситы выступали за ограничение церковных полномочий, требовали распространения обряда причащения на всех верующих. Часть бюргерских ересей вылилась в конечном итоге в движение Реформации (Германия).
К крестьянско-плебейским ересям относятся движение лоллардов (Англия), таборитов (Чехия), которые выступали за ограничение прав дворянства, отмену феодальных повинностей, возврата к простоте раннехристианских общин, ликвидации сословных ограничений, они отрицали церковный культ и какую-либо роль католического духовенства. Таборитов, которые в основном были мелкими рыцарями и крестьянами, возглавлял Ян Жижка. Идеи таборитов были восприняты в Германии идеологом крестьянской войны Томасом Мюнцером. Лолларды (которые возглавлялись нищими священниками) оказали огромное влияние на крестьянское движение Уота Тайлера (1381). Идеалы крестьянско-плебейских ересей революционизировали широчайшие слои населения и привели к первым буржуазным революциям в Голландии в XVI в. и в Англии в XVII в.
Важным событием был выход Англии во второй половине XIV в. по решению парламента из-под духовной власти римского папы и утверждение волей короля англиканства, одного из направлений протестантизма.