Диатоника.
Музыкальные звуки и их свойства
Свои названия эти лады получили от древнегреческих диатонических ладов, которые назывались по тем областям Греции, где они были распространены: ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, локрийский. Все они делятся на две группы: лады мажорного наклонения, с б3 от тоники и минорного наклонения, с м3 от тоники. Тетрахорд с м2 внизу называется фригийским, с м2… Читать ещё >
Диатоника. Музыкальные звуки и их свойства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Диатоникa — слово греческого происхождения, буквально переводимое как «идущая по тонам». Диатоника как музыкальный термин относится к семизвуковой системе, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам (или квартам). Диатоническим является, например, белоклавишный звукоряд фортепиано, соответствующий звукоряду натурального до мажора (ум5 — си-фа — исключение).
Разумеется, диатоническим будет и звукоряд, странспонированный на любой интервал и сохраняющий те же квинтовые соотношения между звуками Все смежные звуки диатонического звукоряда образуют между собой большие или малые секунды — 5 больших и 2 малых. Последние находятся в таком соотношении, при котором их основания отстоят друг от друга на чистую квинту или кварту.
На основе диатоники и образуются различные диатонические лады.
Различные диатонические лады Семиступенные лады.
В зависимости от положения главного устойчивого звука — тоники— в диатоническом звукоряде могут образовываться и различные диатонические лады. То, какой именно звук принимает на себя роль тоники, зависит от данного конкретного мелодического построения. Тоника может быть выявлена по-разному. Важнейшую роль при этом играет частота возвращения какого-либо звука и его метроритмическое положение.
Свои названия эти лады получили от древнегреческих диатонических ладов, которые назывались по тем областям Греции, где они были распространены: ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, локрийский. Все они делятся на две группы: лады мажорного наклонения, с б3 от тоники и минорного наклонения, с м3 от тоники.
При сравнении с натуральными мажором и минором они имеют отличия:
Мажорные лады. | Минорные лады. | |||||
Ионийский. | Эолийский. | |||||
Лидийский. | IV#. | Шопен. МазуркаС. | Дорийский. | VI#. | Мясковский 21 симф. | |
Миксолидийский. | VIIb. | Р-К «Ай, во поле липенька». | Фригийский. | IIb. | Мусоргский. Песня Варлаама. | |
Локрийский. | II, Vb. | |||||
Пентатоника. | — IV, VII. | Григ «УТРО». | Пентатоника. | — II, VI. | ||
Тетрахорд с м2 внизу называется фригийским, с м2 в середине — дорийским, с м2 наверху — ионийским, без малой секунды — лидийским. Из комбинации 2-х тетрахордов и образуются те или иные звукоряды диатонических ладов.
Диатонические лады с меньшим количеством ступеней Из этих диатонических ладов наибольшую роль в народной и профессиональной музыке играют пятиступенные лады, относящиеся к области пентатоники.
Пентатоника относится к разряду так называемых ангемитонных, т. е. бесполутоновых ладов, в которых отсутствуют полутоновые и тритоновые соотношения ступеней.
Пентатоника характерна для музыки народностей, населяющих Среднее Поволжье — татар, башкиров, чувашей, марийцев, а также она распространена в некоторых странах Востока — например во Вьетнаме, Китае. Пентатоника в русской народной песне встречается относительно редко. Наиболее типичны для неё трихорды — трехзвучные попевки, образованные малой терцией и большой секундой в объеме чистой кварты.