Социальная работа с молодежью в современных социокультурных условиях развития российского общества
Ситуация усугубляется и в том случае, когда молодежь не знает о своих правах в связи с низким уровнем информированности о способах и особенностях решения тех или иных проблем. В связи с этим, государственная молодежная политика реализуется чаще всего в аспекте социализации молодежи, повышении ее социальной активности, но этого явно недостаточно. Обозначенные проблемы требуют решения, не последнюю… Читать ещё >
Социальная работа с молодежью в современных социокультурных условиях развития российского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Нормативно-правовая основа функционирования молодежной политики в России включает в себя федеральный, региональный и муниципальный уровни.
Основными нормативными документами выступают: Указ Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» (1992); Постановление Верховного Совета РФ «Основные направления государственной молодежной политики» (1993); ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995); Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» (1996); Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации» (1996); Федеральный Закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» (1999); «Концепция о государственной молодежной политики в РФ» одобренная Правительственной комиссией по делам молодежи (2001); Доктрина Государственной молодежной политики РФ разработанная рабочей группой по вопросам государственной молодежной политики (2002); Стратегия Государственной молодежной политики в Российской Федерации (2006); Концепция Государственной политики в отношении молодой семьи (2007).
На региональном уровне в Тюменской области принят закон «О молодежной политике в Тюменской области» (1997).
К молодежи относят граждан от 14 до 30 лет, в некоторых нормативно-правовых документах (молодые семьи или ученные) молодежью считается население в возрасте до 35 лет.
С точки зрения педагогики, психологии, физиологии и других дисциплин в указный возрастной период происходит не только формирование личности человека, но и его социальное становление.
Ключевым является то, что социально-экономическое, политическое состояние развитие общества напрямую влияет на период социального становления личности молодого человека, а возраст определяет условия интеграции его в общество. Так, ученые отмечают существенные различия между 14-ти летним подростком и 30-ти летним молодым человеком, их отличает, прежде всего, условия жизнедеятельности и проблемы которые им приходится решать. Поэтому, в период социального становления личности молодой человек подвержен различным социальным рискам, которые выражаются в проблемах и обусловлены возрастом.
В частности выделяются такие проблемы как:
- — низкий уровень социальной защищенности молодежи;
- — активизация общественных объединений пропагандирующих экстремизм и национализм среди молодежи;
- — повышение агрессивности и негативизма в молодежной среде;
- — не включенность молодых людей в общественные процессы;
- — недостаточно развиты механизмы учета мнения молодежи и принятия решений, согласованных с молодежью;
- — бесконтрольность распространения негативных информационных потоков, влияющих на поведение молодежи;
- — слабая мотивация к обучению;
- — трудности при получении престижного и высокооплачиваемого образования;
- — низкая заработная плата молодых специалистов и др.
Данные проблемы находят сове отражение нормативных документах по государственной молодежной политике, официально озвучены. В их решение вовлечены органы образования, молодежной политики, здравоохранения и др.
В концепции государственной молодежной политики Российской Федерации обозначены следующие проблемы развития и реализации государственной молодежной политики:
- — развитие государственной молодежной политики федерального уровня на научной основе с использование комплексных исследований в регионах;
- — искусственная автономность при рассмотрении молодежной проблематики на уровне профильных государственных органов осуществляющих работу с молодежью, что порождает дублирование работы различных ведомств и создает условия для непоследовательной и разнонаправленной государственной молодежной политики;
- — в работе преобладает подход от мероприятия к мероприятию;
- — результативность органов ответственных за реализацию государственной молодежной политики определяется количественным подходом, т. е. тем сколько мероприятий проведено, редко учитываются потребности и интересы самой молодежи.
Обозначенные проблемы требуют решения, не последнюю роль в этом процессе играет молодежь, так как она считается одним из главных субъектов жизнедеятельности нашего общества и традиционно является носителем передовых идей. От того, какие социальные ориентиры выбирает молодежь, зависит содержание, качество и интенсивность развития нашего общества.
Социальное развитие молодежи с точки зрения социологов во многом зависит от общественного прогресса. С одной стороны, особенности включения молодежи в социальную структуру общества, оказывают влияние на развитие молодежи, выступая при этом одновременно объективными и субъективными факторами интеграции молодежи в общество. С другой стороны, потребности, интересы и ценностные ориентации молодежи формируются в соответствии с культурно-историческим контекстом, в котором они живут.
Главная особенность молодежного возраста заключена в том, что она не только наследует, но преобразовывает систему взаимодействия субъектов социума (детей, молодежи, взрослых, пожилых).
Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры общества, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения.
От уровня развития молодежи (физических, умственных, образованности, уровня сознания, её ценностных ориентаций, мотивов поведения, социальной активности) зависят её возможности воздействовать на развитие общества, вносить вклад в социальный прогресс.
От того, насколько молодежь включена во все сферы жизни общества, насколько активно она участвует в ней, зависят темпы развития и молодежи, и общества в целом. Но любое развитие, как мы отвечали ранее, может быть затруднено различными субъективными или объективными трудностями. Для того, чтобы трудности преодолевались с минимальными затруднениями органы законодательной и исполнительной власти с помощью нормативно-правовых документов создают условия, гарантирующие комплексную защиту молодежи, направленные, в том числе и на самореализацию молодого человека.
Комплексная защита молодежи связана с такими правами как право на образование, труд, социальное обеспечение и др. В современных реалиях молодежь не всегда имеет в полном объеме реализовывать свои права, так как наличие права не является гарантией его реализации.
Ситуация усугубляется и в том случае, когда молодежь не знает о своих правах в связи с низким уровнем информированности о способах и особенностях решения тех или иных проблем. В связи с этим, государственная молодежная политика реализуется чаще всего в аспекте социализации молодежи, повышении ее социальной активности, но этого явно недостаточно.
Дополняет общую стратегию реализации молодежной политики такое направление деятельности как социальная работа с молодежью. Основой социальной работы с молодежью выступает законодательная база, а главными субъектами являются социальные работники. При подготовке специалистов по работе с молодежью в программе предусмотрены теоретические и практические занятия. В книге «Социальная работа с молодежь» под общей редакцией Н. Ф. Басова говорится: «В целом социальное положение молодежи в России отражает общее состояние общества, которое находится в переходном периоде. Отсюда возникла потребность в углубленной подготовке студентов к социальной работе с молодежью» [1]. Вначале предлагается изучать основные направления социальной работы с молодежью и деятельность учреждений органов по делам молодежи. Далее рассматривается социальная помощь уязвимым категориям молодежи, основные направления и формы социальной помощи данной категории граждан. В качестве предмета изучения также выбрано трудоустройство молодежи, работа с молодыми мигрантами, инвалидами, молодыми семьями. Предметно рассматриваются вопросы организации досуга различных категорий молодежи, а также возможности повышения социальной активности молодежи в рамках проектного подхода.
Также необходимо обратить внимание на подготовку будущих социальных работников с точки зрения государственно-правовых основ социальной работы и направлений развития законодательно-правовой базы социальной работы с молодежью [2].
Таким образом, мы видим, что проблемы социальной работы с молодежью не только регламентированы на общегосударственном уровне, но и имеют свое отражение в системах подготовки будущих социальных работников, что позволит совершенствовать качество жизни молодежи России.
молодежь социальный общество личность.
Библиографический список
1. Социальная работа с молодежью учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» / [Н. Ф. Басов и др.]; под ред. Н. Ф. Басова. Москва, 2010. (3-е изд.).