Методы управления в социально-культурном сервисе и туризме
К этой группе методов относятся: методы прямого воздействия (распоряжения, команды, указания, приказы, постановления, советы, разъяснения, консультация, методы организационного воздействия, регламентирование, нормирование, методическое инструктирование) и методы косвенного воздействия (методы установления и использования неформальных взаимоотношений). Данные методы могут быть представлены в трех… Читать ещё >
Методы управления в социально-культурном сервисе и туризме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Описанные выше (в главах 1, 2) научные подходы к менеджменту обусловливают необходимость использования и соответствующих методов. Метод управления — это набор способов, приемов, средств воздействия на управляемый объект. Существует значительное разнообразие методов управления. Их классификация приведена в табл. 5.1.
Таблица 5.1
Классификация методов управления.
Признаки классификации | Классы методов управления |
Способ воздействия на объект управления. | Социально-психологические, организационно-распорядительные и экономические методы. |
Характер используемых ресурсов. | Информационные, административные, хозяйственные. |
Способ получения и обработки информации. | Интуитивные (экспертные), формализованные (в том числе, экономико-математические методы). |
Общие функции управления. | Методы анализа, методы прогнозирования, методы планирования, методы организации, координации, коммуникации, контроля, мотивации. |
Специальные функции управления. | Методы управления маркетингом, методы управления финансами, производством ит. д. |
Уровень управления. | Общеорганизационные методы управления, методы управления отдельными подсистемами. |
Этап процесса принятия решений. | Методы постановки задачи, методы сбора данных, методы формирования альтернатив, методы определения критериев, методы выбора альтернатив. |
Все многообразие методов управления описать сложно. Ряд из них, связанных с функциями управления, кратко представлен в предыдущей главе. Другие рассмотрены в соответствующих главах. В настоящей главе будут рассмотрены социально-психологические, организационнораспорядительные и экономические методы.
Социально-психологические методы управления опираются на убеждение, морально стимулирование, сознательность, держатся на обычаях и традиционных ценностях общества. Социально-психологические методы ориентированы на учет социально-психологических факторов, как во внутренней, так и во внешней среде организации. От настроения людей, их возраста, пола, уровня образованности, характера, менталитета, исповедуемых ценностей, — зависит эффект группового взаимодействия, результаты работы, производительность труда, взаимоотношения с клиентами и партнерами. Социально-психологические методы оправдывают себя не только в работе с клиентами или партнерами, но и в работе с наемным персоналом. Например, методы на основе лидерства, или на основе формирования «новой» корпоративной культуры являются относительно малозатратными и весьма эффективными в управлении.
К данной группе методов относятся: методы повышения социальной активности, обмен опытом, критика, самокритика, коллективный договор, соглашения, наставничество, внушение, личный пример руководителя, создание ориентирующих условий, методы управления индивидуально-личностным поведением сотрудников, деловая, управленческая и профессиональная этика.
Организационно-распорядительные методы основаны на приказах, распоряжениях, законах и других нормативно-правовых документах и опираются на применение «ресурса власти». Организационно-распорядительные методы присущи всем хозяйствующим организациям. В СКСиТ они особенно актуальны в аспекте регламентации, координации и согласованности деятельности продавцов, покупателей, посредников и партнеров.
К этой группе методов относятся: методы прямого воздействия (распоряжения, команды, указания, приказы, постановления, советы, разъяснения, консультация, методы организационного воздействия, регламентирование, нормирование, методическое инструктирование) и методы косвенного воздействия (методы установления и использования неформальных взаимоотношений). Данные методы могут быть представлены в трех формах: обязательная, согласительная, рекомендательная. Эти методы могут иметь самостоятельное значение (должностная инструкция, Устав, Положение и проч.) и выступать средством осуществления других методов (методов мотивации, контроля).
Экономические методы основаны на использовании материальных (экономических) интересов. Конкретный экономический метод включает как отдельные приемы воздействия, так и их совокупность. Комплекс взаимосвязанных экономических мер, направленных на достижение конкретного результата, образует экономический механизм управления. С помощью экономических методов управления согласовываются экономические отношения и интересы продавцов и покупателей услуг, ищутся компромиссы во взаимоотношениях с персоналом, разрешаются вероятные конфликты.
К данной группе методов относятся: метод коммерческого расчета, метод хозяйственного расчета, ценовая политика, бюджетирование, финансовое планирование, экономический анализ. Объективно используются все экономические рычаги, отражающие многообразие экономических интересов на всех уровнях: себестоимость, рентабельность, прибыль, фондоотдача, цена и т. д.
Особую группу методов составляют экономико-математические модели и методы, которые позволяют достаточно точно обосновать новое управленческое, инвестиционное или финансовое решение. Представленные ниже экономические модели позволяют не только анализировать ситуацию, но и планировать будущую деятельность, контролировать ситуацию, оперативно реализовывать планируемые мероприятия. Рассмотрим каждую из групп.