Особенность управления перевозочным процессом
XXIV съездом КПСС, являются: улучшение основных технико-эксплуатационных показателей использования подвижного состава за счет увеличения выпуска автомобилей на линию и продолжительности их работы, резкого сокращения порожних непроизводительных пробегов автомобилей, ликвидации встречных нерациональных перевозок, значительного повышения уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ; улучшение… Читать ещё >
Особенность управления перевозочным процессом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Управление перевозочным процессом — основным видом производственной деятельности — занимает среди различных функций и задач управления на всех видах транспорта центральное место. Перевозка не является чем-то однородным и бесструктурным: она состоит из совокупности элементов и операций, тесно связанных друг с другом и протекающих во времени и в пространстве. Длительность перевозки и ее пространственная протяженность изменяются в широком диапазоне — от минут (авиацией) до нескольких месяцев (морем), от нескольких километров (автотранспортом) до нескольких тысяч миль (морскими путями).
В процессе транспортирования происходит накопление грузов, объединение их в укрупненные партии, перемещение по путям сообщения, разукрупнение отправок вплоть до выдачи груза получателю. Все это обусловливает необходимость непрерывного управления транспортными потоками, включающего планирование перевозок с распределением по видам транспорта, рационализацию перевозок с устранением излишне дальних, встречных и повторных перевозок, а также ряд других управленческих работ.
Управлением охватываются все элементы перевозочного процесса: прием грузов к перевозке и их выдача; подача порожнего подвижного состава под погрузку, а груженого — под выгрузку; объединение предъявленных к перевозке грузов в укрупненные партии; их пространственное перемещение с технологическим обслуживанием в пути следования. Наибольшей сложностью отличается технологический процесс на железнодорожном транспорте, наименьшей — на трубопроводном.
Повышение эффективности автомобильных перевозок грузов связано с техническим усовершенствованием подвижного состава автомобильного транспорта и погрузочно-разгрузочных средств, внедрением прогрессивной технологии и совершенствованием организации перевозки грузов. Технические усовершенствования позволяют увеличить скорость движения подвижного состава, сократить простои под погрузочно-разгрузочными операциями, увеличить объем партии перевозимого груза и т. д. Задача технологии — сократить продолжительность и трудоемкость перевозки груза за счет уменьшения числа выполняемых операций и этапов процесса перевозки.
Технология (греч. искусство, мастерство) — совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства (технология материалов, технология строительства, химическая технология и т. д.).
Под технологией процесса перевозки груза понимается способ реализации людьми конкретного перевозочного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных этапов и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности перевозок. Задача технологии — очистить процесс перевозки грузов от ненужных операций, сделать его целенаправленнее. Сущность технологии перевозки грузов выявляется через два основных понятия — этап и операция. Этап- это набор операций, с помощью которых осуществляется тот или иной процесс. Операция — однородная, логически неделимая часть процесса перевозки, направленная на достижение определенной цели, выполняемая одним или несколькими исполнителями. Технологии создаются для повторяющихся видов деятельности.
Технологию любого процесса перевозки грузов характеризуют три принципа:расчленение процесса перевозки, координация и этапностъ, однозначность действий. Назначение расчленения процесса перевозки грузов на этапы представляет собой определение границ имманентных требований к субъекту, который будет работать по данной технологии. Любая операция должна обеспечивать приближение объекта управления к поставленной цели и обеспечивать переход одной операции в другую. Последняя операция этапа должна быть своеобразным введением к первой операции следующего этапа. При этом, технология должна представлять единую систему оптимизированных связей между технологиями всех этапов. Чем точнее описание процесса перевозки грузов будет соответствовать его объективной логике, тем большая вероятность достижения наивысшего эффекта деятельности людей, занятых в нем. Разрабатываемые технологии должны учитывать требования основных экономических законов, и, в первую очередь, закона повышения производительности общественного труда.
Координация и поэтапность действий, направленных к достижению поставленной конкретной цели, должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития определенного перевозочного процесса. Технология не создается «на пустом месте», а имеет связь с технологией прошлого и будущего. Технология, действующая сегодня, должна базироваться на принципах, которые позволяли бы легко переделывать ее в технологию будущего.
Каждая технология должна предусматривать однозначность выполнения включенных в нее этапов и операций. Отклонение выполнения одной операции отражается на всей технологической цепочке. Чем значительнее отклонения параметров от запроектированных технологией, тем больше опасность нарушить весь процесс перевозки груза и получить результат, не соответствующий проекту.
Вначале разрабатывается технология всего процесса перевозки грузов, а потом отдельных этапов. После разработки технологии этапов их необходимо рассмотреть с позиции технологического единства.
Между техникой и технологией существует причинно-следственная связь, однако решающее значение принадлежит технике.
Технологический процесс изобретен не сегодня. Подобно тому, как, по словам Мольера, люди не задумываются над тем, что пишут и говорят прозой, так и работники автотранспортных предприятий, используя определенную технологию, не задумываются над ней. В прошлом технологии процесса перевозки грузов формировались в большинстве случаев интуитивно. Технологические процессы перевозки грузов не были целенаправленно и сознательно разработанными системами этапов и операций. Поэтому в настоящее время очень многие перевозочные процессы недостаточно эффективны.
В практике организации перевозки грузов используются различные технологические схемы. Вместе с тем для каждой из них характерно сочетание ряда типовых технологических операций на предприятиях грузоотправителей, в пункте погрузки, на транспорте, в пунктах выгрузки и у получателей грузов. Типовые технологические схемы перевозки грузов с участием автомобильного транспорта классифицируются следующим образом:
- — прямые автомобильные сообщения;
- — смешанные автомобильные сообщения;
- — смешанные автомобильно-железнодорожные сообщения;
- — смешанные автомобильно-водные сообщения;
- — смешанные автомобильно-воздушные сообщения;
- — смешанные автомобильно-железнодорожно-водные сообщения.
При прямом автомобильном сообщении автомобильный транспорт является единым перевозчиком. Эта технологическая схема применяется для доставки грузов получателям, находящимся в районе производства продукции, а также при междугородных и даже международных перевозках. При наличии специальных контейнеров можно перевозить грузы, которым требуется тара (цемент, минеральные удобрения, стекло, изделия из фарфора и др.).
Преимущества этой технологической схемы перевозки грузов заключаются в сокращении времени перевозки грузов и снижении потерь от повреждения и порчи грузов во время их перегрузки и промежуточного хранения.
При смешанном автомобильном сообщении автомобильный транспорт является также единым перевозчиком. Схема охватывает перевозки грузов автомобильным транспортом с различными вариантами перегрузки груза от места их производства до места потребления:
- — груз перегружают с автомобиля на склад, а затем, после кратковременного хранения, его грузят на другой автомобиль;
- — груз на стыках участков перегружают с одного автомобиля на другой;
- — полуприцеп с грузом на стыке участков сменяют.
Одним из основных направлений совершенствования этой технологической схемы перевозки грузов является терминализация — создание вокруг крупных городов сети узловых грузообразующих и грузопоглощающих пунктов (грузовых автостанций или терминалов). При этом технологический процесс перевозки грузов разделяется на три самостоятельные фазы:
- — завоз грузов из города на терминалы и развоз получателям;
- — формирование и расформирование на терминалах крупных отправок, хранение и подсортировка по направлениям перевозки мелких партий грузов;
- — перемещение грузов между терминалами различных городов.
По данным НИИАТа, терминализация позволяет увеличить производительность труда в 2−2,5 раза, снизить себестоимость транспортирования на 25−30 процентов, снизить удельные расходы топлива на 30 процентов, сократить въезд иногородних автомобилей в крупные города.
При смешанном автомобильно-железнодорожном сообщении основным перевозчиком является железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт осуществляет вывоз грузов со складов отправителей и подвоз грузов с железнодорожных станций получателям. Все технологические операции по погрузке и выгрузке грузов, перевозимых автомобилями и подвижным составом железнодорожного транспорта, выполняются силами и средствами железнодорожных станций.
При смешанных автомобильно-водном, автомобильно-воздушном и автомобильно-железнодорожном сообщениях автомобильный транспорт осуществляет функции вывоза грузов со складов отправителей и подвоза их получателям.
За последние годы одновременно с ростом объема перевозки грузов совершенствуется технология перегрузочных работ при автомобильно-железнодорожных, автомобильно-водных и других сообщениях. Различные физико-химические свойства грузов, вид упаковки, габариты и масса единицы, а также специфические требования товарного вида привели к разработке и использованию в настоящее время свыше ста различных технологических вариантов перегрузочных работ только в морских и речных портах. Например, при перевозке свежих овощей и фруктов в контейнерах технологией предусмотрено три варианта перегрузки: автомобиль-кран-судно, автомобиль-автопогрузчик-склад, склад-автопогрузчик-кран-судно. При перевозке контейнеров ИСО типа 1С и 1А разработано 17 вариантов технологии перегрузочных работ.
Технологический проект перевозки грузов состоит из разделов: характеристика груза, этап погрузки, этап разгрузки, этап транспортирования и планируемые значения себестоимости перемещения и эффективности транспортного процесса. В разделе «Техническая характеристика груза» указываются точное наименование груза, краткое описание физических свойств груза, способ упаковки (наиболее распространенные виды тары для перевозки данного груза) и укладки, тип подвижного состава, необходимого для перевозки груза (бортовая платформа, самосвал, фургон, цистерна и т. д.), объем партии груза. При возможности различных способов упаковки для каждого способа указываются: габаритные размеры места и партии груза, вес места, объемная масса груза.
В технологических картах погрузочно-разгрузочных работ указываются: тип механизма, число и расстановка рабочих и выполняемые ими операции, производительность за смену и один час работы, себестоимость выполнения погрузочных или разгрузочных работ. Обязательной частью является раздел дополнительных указаний, куда включаются требования по технике безопасности.
Совершенствование процесса перевозки грузов связано с совершенствованием технологии. Для этого служба эксплуатации автотранспортных предприятий должна постоянно накапливать информацию обо всем новом, прогрессивном, что появляется в перевозочном процессе, если даже это нововведение не предполагается широко использовать в ближайшее время (например, роботы на погрузочных работах). С этой целью создается специальная картотека (банк данных), в которой хранятся все сведения о новых технологических процессах по данным литературы, периодической печати, технической информации и другим источникам. Информация должна быть максимально полной, чтобы имелась возможность экспериментального апробирования.
К наиболее прогрессивным технологическим разработкам организации перевозок грузов за последние годы относятся: контейнерные перевозки, перевозки грузов укрупненными местами — пакетами, комбинированные перевозки и перевозки с использованием автомобилей-самосвалов и автомобилей-самопогрузчиков.
Организация автомобильных перевозок грузов связана с техническим усовершенствованием подвижного состава автомобильного транспорта и погрузочно-разгрузочных средств, внедрением прогрессивной технологии совершенствованием организации перевозки грузов. Технические усовершенствования позволяют увеличить скорость движения подвижного состава, сократить простои под погрузочно-разгрузочными операциями, увеличить объем партии перевозимого груза и т. д. Задача технологии — сократить продолжительность и трудоемкость перевозки груза за счет уменьшения числа выполняемых операций и этапов процесса перевозки.
Под технологией процесса перевозки груза понимается способ реализации людьми конкретного перевозочного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных этапов и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности перевозок. Задача технологии — очистить процесс перевозки грузов от ненужных операций, сделать его целенаправленнее. Сущность технологии перевозки грузов выявляется через два основных понятия — этап и операция. Этап — это набор операций, с помощью которых осуществляется тот или иной процесс. Операция — однородная, логически неделимая часть процесса перевозки, направленная на достижение определенной цели, выполняемая одним или несколькими исполнителями.
Технологию любого процесса перевозки груза характеризуют три признака: расчленение процесса перевозки, координация и этапность, однозначность действий. Назначение расчленения процесса перевозки грузов на этапы представляет собой определение границ имманентных требований к субъекту, который будет работать по данной технологии. Любая операция должна обеспечивать приближение объекта управления к поставленной цели и обеспечивать переход от одной операции в другую. Последняя операция этапа должна быть своеобразным введением к первой операции следующего этапа. Чем точнее описание процесса перевозки грузов будет соответствовать его субъективной логике, тем большая вероятность достижения наивысшего эффекта деятельности людей, занятых в нем. Разрабатываемые технологии должны учитывать требования основных экономических законов и, в первую очередь, закона повышения производительности общественного труда.
Координация и поэтапность действий, направленных к достижению поставленной конкретной цели, должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития определенного перевозочного процесса. Технология не создается на «пустом месте», а имеет связь с технологией прошлого и будущего. Технология, действующая сегодня, должна базироваться на принципах, которые позволяли бы легко переделывать ее в технологию будущего.
Каждая технология должна предусматривать однозначность выполнения включенных в нее этапов и операций. Отклонение выполнения одной операции отражается на всей технологической цепочке. Чем значительнее отклонение параметров от запроектированных технологией, тем больше опасность нарушить весь процесс перевозки груза и получить результат, не соответствующий проекту.
Вначале разрабатывается технология всего процесса перевозки грузов, а потом отдельных этапов. После разработки технологии этапов их необходимо рассмотреть с позиции технологического единства.
Грузом называется объект, а также предметы, изделия, материалы, полезные ископаемые, сырье, отходы потребления и производственные отходы, который был принят в определенном порядке для транспортировки в контейнерах и грузовых железнодорожных вагонах.
Грузоотправителем называется юридическое или физическое лицо, выступающее в соответствии с договором от собственного имени либо от имени собственника багажа, груза, товара и указанное в соответствующей документации.
Грузополучателем называется юридическое или физическое лицо, которое имеет полномочия на получение грузобагажа.
Перевозчиком может выступать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, которые на себя принимают в соответствии с перевозочным договором обязанность по доставке доверенного груза в пункт назначения и выдать его грузополучателю.
Перевозочным процессом называется совокупность операций, которые технологически и организационно взаимосвязаны и выполняются во время осуществления транспортировки грузов. Данный процесс заключается в выполнении повторяющихся действий: прием к транспортировке грузобагажа, маневровые перемещения, которые связаны с подачей вагонов для загрузки, непосредственно загрузка, маневры по причине уборки вагонов, формирование составов и их подготовка к пути, следование составов до пункта назначения, формирование и расформирование составов во время перевозки, расформирование составов в пункте назначения, маневровые действия для разгрузки, непосредственно разгрузка и выдача грузобагажа получателю. Процесс перевозки сопряжен с приемом, передачей и переработкой всей информации о вышеперечисленных операциях. Во время смешанных перевозок с одного транспорта осуществляется перегрузка груза на другой.
Груз — объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах и контейнерах.
Грузоотправитель (отправитель) — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе.
Груз выдается на железнодорожной станции назначения грузополучателю.
Грузополучатель (получатель) — физическое или юридическое лицо, уполномоченное на получение груза, багажа и грузобагажа.
Пользователь услугами железнодорожного транспорта — пассажир, грузоотправитель, грузополучатель либо иное физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами (работами), оказываемыми организациями железнодорожного транспорта и индивидуальными пред-принимателями на железнодорожном транспорте.
Перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприни-матель, принявший на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправ-ления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж грузополучателю.
Перевозочный процесс — совокупность организационно и техно-логически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом. Перевозочный процесс на железнодорожном транспорте Российской Федерации осуществля-ется между железнодорожными станциями с участием одной и более инфраструктур.
Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее инфраструктура) — технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и дру-гие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснаб-жения, сети связи, систему сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Перевозочный процесс связан с выполнением постоянно повторяю-щихся операций: прием груза к отправлению, маневровые передвиже-ния, связанные с подачей вагонов под погрузку, погрузка в вагоны, маневры, связанные с их уборкой, формирование поездов и подготовка их к отправлению, движение поездов до станции назначения, расформирование и формирование поездов в пути следования, расформирование поездов на станции назначения, маневры по подаче вагонов к месту выгрузки, выгрузка и выдача груза грузополучателю и т. д. Перевозочный процесс сопровождается массовой передачей, приемом и переработкой информации об указанных операциях. При смешанных перевозках про-изводится перегрузка с одного вида транспорта на другой.
Все операции перевозочного процесса должны выполняться наибо-лее рациональным методом с наилучшим использованием транспорт-ных средств и с наименьшими затратами. В современных условиях это возможно при обеспечении единства управления перевозочным процессом сверху донизу и применении сквозных сетевых технологий, исключающих потери времени на стыках существующих границ отделений и железных дорог.
В 2001 г. решением Коллегии МПС России на железнодорожном транспорте введена новая организационная структура управления перевозочным процессом, которая включает Центр управления перевозками МПС России (ЦУП), семь региональных центров управления перевозками (ЦУПР) и опорные центры управления (ОЦ) на дорогах.
Технология управления основывается на принципах «точно в срок» и «от двери до двери» с использованием твердых ниток графика движения поездов, разрабатываемых для конкретных грузопотоков, грузоотправителей и грузополучателей.
Перевозочный процесс (ПП) включает три главных элемента:
- -начальную операцию в пункте отправления:
- -собственно перемещение объекта перевозки из пункта отправления в пункт назначения:
- -конечную операцию в пункте назначения.
Основные показатели работы транспорта Планирование, учет и анализ деятельности транспорта невозможны без комплекса показателей, с помощью которых измеряются объем и качество его работы.
Дляизмерения объема перевозочной работытранспорта используются следующие показатели: перевозка груза в тоннах (т); грузооборот в тоннокилометрах (ткм); перевозка пассажиров (число человек); пассажирооборот в пассажиро-километрах (пасс-км).
Кроме показателя «перевозка грузов» существуют показатели: отправление грузов и«прибытие грузов». На некоторых видах транспорта употребляются показатели объема перевозок транзитом и в местном сообщении. Транзит-это та продукция, которая произведена и потреблена за пределами данного транспортного подразделения и лишь перевезена по его сети. К местному сообщению относится «своя» продукция, которая произведена, перевезена и потреблена в границах данного подразделения.
Планируемый и фактически выполненный объем перевозки грузов отдельными подразделениями и в целом по данному виду транспорта определяется путем суммирования всех перевезенных тонн груза со всех пунктов сети.
На некоторых видах транспорта определяют объем перевозки важнейших грузов по установленной номенклатуре, а на ж/д транспорте, кроме объема перевозок в тоннах, ежедневно учитывается (и планируется) погрузка числом вагонов в целом и по важнейшим родам грузов.
Показатель грузооборотаявляется синтетическим и учитывает не только вес (тоннаж) перевезенного груза, но ирасстояние его перевозки.
Важным показателем, отражающим рациональность транспортных связей является средняя дальность перевозки 1 т. груза, которая определяется как. перевозка груз железнодорожный транспорт.
Отношение грузооборота к объему перевозки.
Для определения интенсивности перевозок на отдельной линии или сети используют показатель средней грузонапряженности.
Средняя грузонапряженность определяется обычно за год и показывает как бы производительность каждого километра сети в тонно-километрах на каждый километр пути.
Организация перевозочного процесса и его выполнение в основном зависят от работников служб движения, грузовой и пассажирской; они обеспечивают правильное использование локомотивов и вагонов, выполнение плана перевозок; сохранность и сроки доставки грузов, а также удобства для пассажиров. [1]
Организация перевозочного процесса включает в себя мероприятия по техническому оснащению перевозок (подвижной состав, тара и средства механизации погрузочно-разгрузочных работ), безопасному движению по маршруту и обучению обслуживающего персонала. [2]
Для организации перевозочного процесса и управления работой железнодорожного транспорта организуется технологическая связь. Особенно высока роль этой связи в непосредственном управлении движением поездов, регулировании грузопотоков и организации наиболее эффективного использования подвижного состава. [3]
Для организации перевозочного процесса железнодорожный транспорт имеет большое число всякого рода сооружений и осуществляет различные операции: погрузку и выгрузку грузов, посадку и высадку пассажиров, формирование и расформирование поездов и пр. В обслуживании устройств и производстве различных операций с подвижным составом участвуют различные коллективы, объединенные одной целью — удовлетворять потребности хозяйства страныш населения в перевозках с наименьшей затратой необходимого общественно труда. [4]
Улучшение организации перевозочного процесса во многом зависит от правильного выполнения начальных и конечных операций, которым в Уставе уделено большое внимание. [5]
Прогрессивным методом организации перевозочного процесса являются централизованные перевозки, позволяющие широко использовать специализированный подвижной состав, контейнеры, организовывать движение транспорта по рациональным маршрутам, создающие условия для укрупнения отправок грузов и тем самым обеспечивающие возможность широкого применения автопоездов, автомобилей повышенной грузоподъемности. В результате обеспечивается значительное (в 3 — 9 раз) повышение производительности подвижного состава и, как следствие, сокращение потребности в нем для выполнения определенного объема перевозок груза, улучшение показателей топливоиспользования. [6]
В планировании и организации перевозочного процесса, а также в оперативном управлении эксплуатационной работой железнодорожного транспорта участвует большое количество подразделений, входящих в административном отношении в состав МПС, управлений и отделений железных дорог. Эти подразделения оКвачены каналами магистральной дорожной и отделенческой связи, для организации которых наряду с кабельными широко используются специальные радиолинии. По этим линиям обеспечиваются дальняя телефонная и телеграфная связь и связь совещаний, низовые оперативно-технологические виды связи, передача данных в системе АСУЖТ, передача радиовещательных и телевизионных программ между крупными городами. [7]
При совершенствовании технологии и организации перевозочного процесса в железнодорожных хозяйствах промышленного транспорта и других аналогичных случаях, если сокращается объем работы подвижного состава, имеет место экономия по многим видам ресурсов. Приблизительно оценить ее величину можно несколькими способами. Наиболее простые из них — метод себестоимости измерителей эксплуатационной работы служб (участков) и метод удельных весов расходов. [8]
Развитие форм и методов организации перевозочного процесса, внедрение новейших средств сигнализации, централизации, блокировки и связи, а также увеличение тяговых плеч безостановочного движения требуют совершенствования содержания вагонного парка в эксплуатации, улучшения технического осмотра и текущего ремонта вагонов, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, применения специальных электронных приборов для автоматического контроля технического состояния букс, колесных пар, а также других деталей и узлов вагонов. [9]
Все изменения, происходящие в организации перевозочного процесса, обязательно скажутся в той или иной степени на величине эксплуатационных показателей. [10]
Основной задачей эксплуатации железных дорог СССР являетсяорганизация перевозочного процесса с целью полного удовлетворения потребностей народного хозяйства в перевозках на основе рационального использования технических средств всех отраслей железнодорожного транспорта в их взаимодействии, обеспечения безопасности движения и достижения наибольшего эффекта перевозочной работы железнодорожного транспорта при минимальных и. [11]
Эффективность использования автотранспортных средств зависит от совершенства организации перевозочного процесса и свойства автомобилей сохранять в определенных пределах значения параметров, характеризующих их способность выполнять требуемые функции. В процессе эксплуатации автомобиля его функциональные свойства постепенно ухудшаются вследствие изнашивания, коррозии, повреждения деталей, усталости материала, из которого они изготовлены, и др. В автомобиле появляются различные неисправности (дефекты), которые снижают эффективность его использования. Для предупреждения появления дефектов и своевременного их устранения автомобиль подвергают техническому обслуживанию (ТО) и ремонту. [12]
Испарение бензина является фактором, который необходимо учитывать при организации перевозочного процесса. Помимо того, что насыщение парами бензина пространства цистерны или резервуаров опасно в пожарном отношении и в отношении взрывов, испарение бензина меняет его качественный состав. Кроме того, испарение бензина является причиной потерь его при перевозках. [13]
Поэтому общие расходы будут различны для каждого вида транспорта, форм организации перевозочного процесса, уровня технического развития. Себестоимость перевозки 1 т груза в целом по промышленному железнодорожному транспорту составляет примерно 25 9 коп. Она значительно ниже, чем на автомобильном транспорте общего пользования, близка к средней себестоимости на речном транспорте, но почти в 2 раза выше, чем на трубопроводном транспорте, и в 1.5 раза выше, чем на морском. [14]
Технический прогресс, осуществляемый на автомобильном транспорте, совершенствование форм и методов организации перевозочного процесса оказали влияние на повышение эффективности не только самого автомобильного транспорта, но и других отраслей народного хозяйства. Надежная и качественная работа автомобильного транспорта приводит к снижению запасов сырья, материалов, топлива на предприятиях, стройках, торговых базах, что позволяет высвободить часть материальных ресурсов для расширения выпуска продукции. [15]
В 1935 г. был утвержден Устав железных дорог, коренным образом перестроивший всю организацию перевозочного процесса. Был, в частности, установлен порядок планирования перевозок с выделением грузов 1 — й категории, имеющих общегосударственное значение, и грузов 2 — й категории, имеющих местное значение. Главной задачей железных дорог, — указывалось в Уставе, — является безусловное и стопроцентное выполнение плана перевозок грузов 1 — й категории. [16]
Для исполнения своих обязанностей по настоящему соглашению Агент заключает с третьими лицами договоры на организацию перевозочного процесса и непосредственно перевозку продукции Принципала, а также договоры с третьими лицами на хранение продукции Принципала. [17]
Линейные производственные предприятия железнодорожного транспорта (локомотивные и вагонные депо, станции, дистанции пути и др.) непосредственно участвуют в организации перевозочного процесса. Структура этих подразделений различна и зависит от характера производства, объема и условий работы. [18]
Перевозочный процесс включает в себя операции по перевозке и обслуживанию пассажиров, погрузке, выгрузке грузов и подаче для этого вагонов, уборке их и включению в поезд, продвижению по участку и др., В основу организации перевозочного процесса и движения поездов на железных дорогах положены следующие важнейшие Принципы: безусловное обеспечение безопасности движения и сохранности грузр в; внедрение интенсивной технологии, научная организация труда и управления во всех звеньях и четкое взаимодействие их на основе единого плана; высокопроизводительное и экономичное использование технических средств; высококачественное обслуживание пассажиров; увяз -, ка в работе с другими видами транспорта. Осуществление этих принципов, составляющих сущность эксплуатационной работы, обеспечивает выполнение плана перевозок при минимальных затратах, быстроту перевозки пассажиров и грузов. Методы эксплуатации, железных дорог непрерывно совершенствуются. Основными из них являются научная организация вагонопотокрв тщательной разработкой планов формирования, организация движения поездов по графику, техническое нормирование, оперативное плани — рование и регулирование; поездной и грузовой работы. [19]
Планом формирования внутризаводских поездов называется наиболее рациональная система организации вагонопотоков, обеспечивающая удовлетворение потребностей производства в перевозках, оптимальное взаимодействие заводского транспорта с магистральным и минимальные суммарные затраты промышленного транспорта, производства, магистрального транспорта, зависящие от организации перевозочного процесса в промышленном узле. [20]
Станцией называется раздельный пункт с путевым развитием, позволяющим, кроме скрещения и обгона поездов, выполнять постоянные операции: отцепку вагонов, формирование и расформирование грузовых и пассажирских поездов, прием и выдачу грузов и багажа, посадку и высадку пассажиров и др. Станции — основные линейные производственные единицы железнодорожного транспорта, имеющие важнейшее значение в организации перевозочного процесса. Работа их существенно влияет на ускорение оборота вагонов и использование локомотивов и тем самым на выполнение государственного плана перевозок. Успех пропуска вагонопотоков на дороге во многом зависит от четкой и слаженной работы всех станций, но особенно наиболее крупных — так называемых решающих. В зависимости от основного назначения, объема и характера работы станции подразделяются на промежуточные, участковые, грузовые, сортировочные и пассажирские, в том числе и технические пассажирские. [21]
Успех работы железных дорог зависит главным образом от четкой и слаженной работы всех станций. Крупные станции играют особую роль в организации перевозочного процесса, так как они производят значительную долю всей грузовой работы, а самое главное, перерабатывают большую часть вагонопотока, формируя маршрутные поезда, следующие на далекие расстояния без переделки составов. Исходя из этого, приказами МПС периодически особо выделяются важнейшие по работе станции. На этих решающих станциях сети должно быть, безусловно, обеспечено полное укомплектование штата ведущих профессий и командного состава наиболее опытными работниками, твердое закрепление состава единых смен и комплексных бригад, а также должно проводиться преимущественное материально-техническое снабжение и должны осуществляться другие меры, необходимые для улучшения станционной работы. [22]
Наименование входящих в УЖДТ подразделений, их штат и функции, а также структура и численность инженерно-технических работников также определяются объемом работы и уровнем технического оснащения. Такие службы, как эксплуатации, грузовая, пути, подвижного состава, сигнализации и связи, подъемно-транспортного оборудования, создаются во всех подразделениях дляорганизации перевозочного процесса. [23]
Важнейший вклад в решение основных задач экономического и социального развития народного хозяйства вносят коллективы предприятий автомобильного транспорта (АТП), которые активно участвуют в решении продовольственной программы и развитии сферы услуг, совершенствуют транспортное обслуживание сельского хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. В целях успешной работы единой транспортной системы автомобильный транспорт должен: улучшать координацию работы и взаимодействие с другими видами транспорта и отраслями народного хозяйства;
совершенствовать организацию перевозочного процесса и управления им; увеличивать объемы перевозок грузов пакетно-контейнерным способом;
организовывать транспортно-экспедиционное обслуживание предприятий и организаций при перевозках грузов всеми видами транспорта. [24]
XXIV съездом КПСС, являются: улучшение основных технико-эксплуатационных показателей использования подвижного состава за счет увеличения выпуска автомобилей на линию и продолжительности их работы, резкого сокращения порожних непроизводительных пробегов автомобилей, ликвидации встречных нерациональных перевозок, значительного повышения уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ; улучшение структуры автомобильного парка с целью приведения ее в соответствие к потребностям народного хозяйства; использование автопоездов и специализированного подвижного состава; дальнейшее расширение централизованных перевозок и других прогрессивных форморганизации перевозочного процесса; рациональное распределение перевозок между автомобильным и другими видами транспорта; дальнейшее укрупнение автотранспортных предприятий; совершенствование методов планирования, управления и экономического стимулирования; расширение применения экономико-математических методов и средств вычислительной техники на автомобильном транспорте. [25]
В книге на оСНВЬе изущ шя эволюции транспортирования опасных грузов и анализа отечественцфгсМИ аруоЬжкого опыта даны основы теории транспортирования и принципы классификации опасных грузов. Приведены характеристики видов опасности, положенных основу принятой классификации, и номенклатура опасных грузов. Значительное внимание уделено техническому обеспечению и организации перевозочного процесса. Приведены рекомендации по испытаниям и контролю эксплуатационных параметров тары, упаковок и емкостей, а также по специальной подготовке водителей и обслуживающего персонала. [26]
Нетрудно заметить, что экономический ущерб может составить миллионы рублей, а социальный ущерб, вызванный гибелью людей, уничтожением природных ресурсов и национальных богатств страны, неисчислим. Для того, чтобы предотвратить возможный ущерб от перевозок опасных грузов, необходимо решить ряд практических задач, направленных на повышение безопасности перевозок. Условно их можно подразделить на следующие: организация перевозочного процесса; регламентация перевозок; управление перевозками; ликвидация последствий инцидентов. [27]
В настоящее время в соответствии со ст. 794 ГК размер этой неустойки может быть определен по соглашению сторон при условии соблюдения запрета на снижение или устранение ответственности перевозчика. Кроме того, в транспортных законах, кодексах и уставах могут быть установлены дополнительные виды штрафов, связанных с организацией перевозочного процесса, применяемых к отправителям и получателям. Так, на железнодорожном транспорте ст. 113 — 117, ст. 120 — 123 ТУЖД, ст. 21 Закона РФ О федеральном железнодорожном транспорте, помимо штрафов за невыполнение плана перевозок, упоминают штрафы за: а) использование без разрешения вагонов и контейнеров; б) задержку (простой) вагонов и контейнеров под погрузкой, выгрузкой или перегрузкой; в) нарушение нормативных требований по поставке продукции на экспорт, повлекшее задержку вагонов и контейнеров; г) перегруз вагонов, контейнеров сверх грузоподъемности; д) неочистку подвижного состава после выгрузки; е) повреждение или утрату подвижного состава; ж) неправильное указание в накладной наименования и свойств груза, а также за предъявление груза, запрещенного к перевозке. [28]
Рассмотрим назначение отдельных служб железнодорожного транспорта. Служба эксплуатации организует работу подразделений цеха по выполнению плана перевозок, поездную работу цеха (управления), обеспечивает ритм перевозок в пределах предприятия, определяет режим работы грузовых пунктов. Регламентация работы службы определяется режимом работы предприятия, системой организации вагонопотоков, графиками движения и контактными графиками, единым технологическим процессом промышленных станций и станций примыкания, суточными планами — графиками работы станций предприятия и др. Все технические средства, участвующие в организации перевозочного процесса, находятся в оперативном распоряжении службы эксплуатации, обеспечивающей эффективное их использование. [29]
Рис. 1. Структурная схема перевозочного процесса