Задачи менеджмента.
Анализ внутренней среды организации на примере ООО "FUTSHOP"
К низовому уровню относятся управляющие смен, участков, мастера, бригадиры. К среднему — управляющие штабных и функциональных служб и отделов предприятия, его филиалов и отделений, руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов (50−60% общей численности управляющего персонала организации). Высший уровень — это управляющие организацией, директора… Читать ещё >
Задачи менеджмента. Анализ внутренней среды организации на примере ООО "FUTSHOP" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оперируя понятием менеджмент, мы используем давно сложившиеся в мировой литературе по управлению традиции, включающие очень широкий разброс в понимании и интерпретации этого термина в отечественной теории и практике управления. Так, в Оксфордском толковом финансовом словаре менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; организация управления, административная единица[2].
В словаре иностранных слов менеджмент переводится на русский язык как управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, применяемых с целью повышения эффективности производства и его прибыльности. Термин «менеджмент» по своей сути является аналогом термина «управление», это его синоним, однако дефиниция этого термина обычно рассматривается не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам и сферам человеческой деятельности.
(управление автомобилем, управление государством), к органам власти. Термин «менеджмент» применим лишь по отношению к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации (фирмы, предприятия).
В упрощенном понимании менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов, применения принципов, функций, методов и механизма экономического управления в практике работы организаций (предприятий, фирм) в условиях рыночной экономики.
Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 1930;е гг. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину, а социальный слой — в весьма влиятельную общественную силу.
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг, с учетом потребностей потребителей, на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
В связи с этим в задачи менеджмента входит:
- · обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
- · стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
- · постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;
- · постоянный поиск и освоение новых рынков.
К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:
- · определение конкретных целей развития фирмы;
- · выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;
- · разработка стратегии развития фирмы — хозяйственных задачи путей их решения;
- · выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;
- · определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
- · установление контроля за выполнением поставленных задач.
Выполнение задач менеджмента по регулированию, организации, координации и контролю за производственным процессом и достижение намеченных целей получают оценку на рынке.
Задачи управления непрерывно усложняются: по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов — материальных, финансовых, трудовых и др.
Менеджмент представляет собой науку об управлении сложными организациями.
Для всех сложных организаций характерны следующие общие черты:
- · зависимость от внешней среды (экономических условий, потребителей, рофсоюзов, правительства, законодательных актов, конкурирующих организаций, общественных взглядов, техники, технологии и т. д.);
- · наличие ресурсов (труд, капитал, материалы, технология и информация).
Причем ресурсы у каждой организации — свои.
Важной характеристикой системы управления является разделение труда -;
специализация управленческих работников на выполнении определенных видов еятельности, разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности.
Различают следующие виды разделения труда:
- · функциональное, основывающееся на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции:
- o планирование;
- o текущую организаторскую деятельность (диспетчеризацию);
- o контроль и т. п.;
- · структурное, которое строится исходя из организационной структуры организации, ее масштабов, сферы деятельности, отраслевой и территориальной специфики;
- · горизонтальное — разделение труда по функциям:
- o управляющие персоналом;
- o производством;
- o финансами;
- o маркетингом;
- o исследованиями и разработками;
- · вертикальное, строящееся на выделении нескольких уровней управления. Число уровней в организациях может быть разным, но традиционно выделяются три вида руководителей:
- o низового звена, или операционные управляющие;
- o среднего звена;
- o высшего звена.
Руководители низшего звена — это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Руководители данного уровня в основном осуществляют контроль выполнения производственных заданий. Они отвечают за непосредственное использование выделенных их звеньям ресурсов — сырья и оборудования.
Руководители среднего звена координируют и контролируют работу руководителей низового уровня. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения в виде конкретных заданий низовым линейным руководителям. Этот организационный уровень наиболее многочисленный в системе управления, а характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом.
Руководители высшего звена — наиболее малочисленный в системе управления организационный уровень. Эти руководители отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной ее части.
К низовому уровню относятся управляющие смен, участков, мастера, бригадиры. К среднему — управляющие штабных и функциональных служб и отделов предприятия, его филиалов и отделений, руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов (50−60% общей численности управляющего персонала организации). Высший уровень — это управляющие организацией, директора, функциональные директора — коммерческие, по производству, по технической подготовке производства и их заместители.
Помимо перечисленных выше видов разделения труда существует также технологическое и профессионально-квалификационное разделение, которое учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этому принципу выделяются руководители, специалисты, вспомогательный управленческий персонал.
Для того чтобы организация могла добиться своих целей, выполнение задач должно осуществляться посредством вертикальной и горизонтальной координации. Как правило, организации практикуют как вертикальное, так и горизонтальное разделение труда. Более крупные из них создают отделы или подразделения, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие — бюро, группы. Поэтому управление является важной частью деятельности организации, необходимой для координирования всех задач организации.
Управление организацией — это приспособление ее производственной деятельности к изменяющимся условиям внешней среды и внутреннего состояния в зависимости от степени обеспеченности ресурсами. В современных условиях оно представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить, руководствуясь лишь заученными формулами и правилами. Менеджмент требует всестороннего анализа конкретных условий управления с учетом сложившейся ситуации и в соответствии с принятой стратегией развития организации.
Управление — это также последовательное выполнение функций планирования, организации, мотивации и контроля деятельности. Все руководители выполняют эти функции и играют некоторые другие роли (обработчик информации, лицо, принимающее решение).
Перечислим основные задачи менеджмента на современном этапе:
- · обеспечение автоматизации производства;
- · использование высококвалифицированных работников;
- · стимулирование работы сотрудников путем создания лучших условий труда и обеспечения высокой заработной платой;
- · постоянный контроль над эффективностью деятельности фирмы;
- · координация работы всех подразделений фирмы;
- · постоянный поиск и освоение новых рынков и т. д.
Конечная цель менеджмента — обеспечение прибыльности (доходности) деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, при эффективном использовании кадрового потенциала.
Суть управленческой деятельности определена Питером Ф. Друкером, которого многие считают ведущим теоретиком в области управления и организации в мире, как «особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен. И наконец, именно, управление в большей степени, чем что-либо объясняет самый значимый социальный феномен нашего века: взрыв образования. Чем больше имеется высокообразованных людей, тем в большей мере зависят они от организации. Практически все люди, имеющие образование выше общего среднего, во всех развитых странах мира — например, в США они составляют более 90% — проведут всю свою жизнь в качестве служащих управляемых организаций и не смогут жить и зарабатывать себе на жизнь вне организации. Могу добавить, что их учителя тоже относятся к этому числу» .
Чтобы быть успешной в течение долгого времени, чтобы выжить и достичь своих целей, организация должна быть как эффективной, так и результативной. По словам Питера Ф. Друкера, результативность является следствием того, что «делаются нужные, правильные вещи». Эффективность же — следствие того, что «правильно создаются эти самые вещи». И первое и второе одинаково важно. Все компании, добившиеся значительных успехов, делали «правильные вещи», выбрав цель, которая соответствовала какой-то важной потребности, существующей в мире. Кроме того, эти организации делали «свои вещи правильно».
Производительность организации, т. е. относительная эффективность, имеет количественное выражение. Она определяется как отношение количества единиц (труда, ресурсов и др.) на выходе к количеству единиц на входе. Важным элементом производительности является также качество.
Все организации имеют много общих характеристик, но при исполнении управленческих функций необходимо принимать во внимание различия между ними.
Эти различия обусловлены действием факторов внешней и внутренней среды организации и их изменениями, а также конкретной ситуацией, в которой она оказалась. Функции управленческого процесса и многочисленные ситуационные колебания взаимосвязаны: изменения одной из переменных вызывают подвижку других. С учетом этого следует вывод, что управление, нацеленное на успех в сложном динамичном мире, требует дифференцированного подхода. Руководители должны всегда выбирать те методы, которые больше всего соответствуют целям их организации, определенным ее характеристикам и людям.
Представленная совокупность взглядов называется политикой управления экономическим объектом и включает в себя следующие элементы:
- * основной замысел, отражающий цели предприятия, его стратегию и направленность деятельности (миссия экономического объекта);
- * описание предприятия — его история, параметры, возможности и преимущества, стратегические цели и способы их реализации в современных условиях, мотивы деятельности, девиз;
- * философия заказчиков — целевые группы, их интересы, сбытовая политика;
- * внутрифирменная политика — основы управления предприятием, информационно-коммуникационная система, система оплаты труда, пути повышения квалификации работников, инновационная и социальная политика;
- * соблюдение этики менеджмента;
- * связи с партнерами — капиталовложения, финансовая политика, снижение уровня риска, распределение прибыли;
- * отношения с другими организациями — выполнение обязательств, обеспечение стабильности в работе, охрана окружающей среды, вложения в развитие региона.
Опыт процветающих транснациональных корпораций свидетельствует, что миссия предприятия, его основной замысел, имеет большее значение, чем технология, финансы и организационная структура. Таким образом, политика предпринимательства в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития предприятия. Она определяет: область деятельности, отвечающую запросам потребителей и рынкам сбыта продукции, технологию изготовления, стратегию и тактику финансовой деятельности предприятия, осуществление инноваций и др.
Основополагающие моменты предпринимательской стратегии отражают этику менеджмента фирмы, которой придается большое значение при определении рейтинга фирмы.
В соответствии с этической направленностью менеджмента организации различают следующие стратегии:
- * ориентированную на акционеров — максимальный учет интересов всех акционеров;
- * привилегированную — учитывающую в основном интересы менеджеров и менеджмента;
- * ограничительную, где преобладает максимальный учет интересов узкой группы акционеров или отдельных работников;
- * социально гармоничную — устремленную прежде всего на обеспечение социальной гармонии в трудовом коллективе;
- * жесткую — исходящую из ошибочного целеполагания, ведущего к конфликтам среди менеджеров и изменению целевых установок акционеров;
- * персонифицированную — создающую условия для наиболее полной реализации индивидуальных проектов и процветания всех членов корпорации.
Подобные этические принципы находят отражение главным образом в менеджменте США и Японии. Вместе с тем они завоевывают все большую популярность и в Европе, прежде всего в управлении крупными фирмами. Ведущие консультационные и рейтинговые организации обычно оценивают уровень менеджментатой или иной компании в соответствии с так называемой концепцией 7С (структура компании, стратегия, система управления, стиль деятельности, сноровка (мастерство), состав кадров, стратегические цели).
Так, например, для установления стратегических целей, собственников предприятия, его менеджеров, работников, а также для завоевания доверия заказчиков и других заинтересованных потребителей (инвесторов) необходимо учитывать наряду с миссией фирмы еще и влияние внешней среды. При этом весьма важной становится информация о внутренней и внешней среде, ожидаемой динамике рынка, конкуренции и остальных факторах окружающей обстановки.
Правильное определение и структуризация целей предприятия является предпосылкой успешной разработки стратегии на любом уровне иерархии управления. Это позволяет сопоставить целям адекватные пути и средства их реализации. Обычно в качестве цели определяют:
- * конкуренцию и участие в рынке;
- * рост прибыли;
- * предложение продукции потребителям и целевые рынки;
- * маркетинг и сбыт;
- * производство и труд;
- * распределение доходов;
- * исследования и разработки;
- * результаты производства;
- * финансы и контроль.
Так, например, для транснациональных компаний, характеризующихся распределенной организационной и производственной структурой, уровень и технология менеджмента во многом зависят от стиля стратегического управления.
Обычно различают три таких стиля:
- * жесткий финансовый;
- * жесткий стратегический;
- * гибкий стратегический.
Выбор того или иного стиля или их сочетания зависит от требуемого управленческого воздействия. Например, для холдингов подходит гибкий стратегический стиль, характеризующийся концентрацией планового руководства на уровне холдинга, что четко проявляется в стратегическом планировании.
Весьма важным элементом общего менеджмента в настоящее время становится проблема получения качественной информации для управления и принятия оптимальных решений.